Государственное управление охраны труда

Содержание

Структура государственного управления охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Государственное управление охраной труда

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственное управление охраной труда

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Понятие государственного управления охраной труда

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта. Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней. При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации. Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами. Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют соответствующие федеральные органы.

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Уровни государственного управления охраной труда

Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса. Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства. Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах. Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Под охраной труда понимается ряд мер, направленных на предоставление трудящимся оптимальных условий выполнения ими должностных функций, которые не несли бы опасности для здоровья и жизни работников предприятий. Данная задача представляет собой особую важность, а потому входит в компетенцию правительства. Предлагаем разобраться, в чем заключается управление охраной труда, для чего понадобилось государственное управление охраной труда, как распределяются полномочия и функции властей.

В чем заключается государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:

  • утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
  • разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
  • формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
  • поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.

Для чего нужно государственное управление охраной труда

Целью принятия законодательных актов, касающихся обеспечения охраны труда работников предприятий, является соблюдение прав трудоустроенных лиц на выполнение трудовых обязанностей и защита интересов работодателей и подчиненных. Государственное управление охраной труда реализуется путем выполнения правительственными структурами следующих задач:

  • заимствование положительного опыта заграничных предприятий в сфере охраны труда;
  • обеспечение первоочередного значения сохранности здоровья трудящихся и сбережения их жизни;
  • утверждение порядка обеспечения сотрудников компаний приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, выдачи защитных и профилактических средств трудящимся, предоставления им медицинского обслуживания;
  • разработка, утверждение и публикация нормативных актов и целевых программ, целью которых является улучшение условий труда и оптимизацию деятельности по охране труда;
  • разработка порядка налогообложения, стимулирующего работодателей на обеспечение работникам максимально безопасных и комфортных условий осуществления трудовой деятельности;
  • осуществление проверок соблюдения законом, правил и предписаний, касающихся охраны труда;
  • систематизация сведений, относящихся к улучшению производственной среды и охраны труда;
  • проведение экспертной оценки рабочих мест;
  • анализ статистических данных по несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, выплаченным компенсационным суммам;
  • организация мероприятий по оценке рабочих мест;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • обеспечение мер по профилактике несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
  • оказание финансовой поддержки мероприятий по охране труда;
  • выплата компенсаций и оказание поддержки сотрудникам и членам их семей, если здоровье работника пострадало из-за выполнения трудовых обязанностей;
  • проведение расследований и учет несчастных случаев на производстве.

Читайте также статью ⇒ “Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке“.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Во главе федеральных органов исполнительной власти стоит Правительство РФ, занимающее также лидирующую позицию при решении вопросов безопасности и охраны труда. Правительство РФ отдельные функции выполняет непосредственно силами властей, а на выполнение других задач предоставляет полномочия Министерству труда и иным федеральным органам. Таким образом, Правительство РФ:

  • занимается распределением полномочий в сфере охраны труда между ветками федеральных властей;
  • закрепляет в нормативных актах положения, регулирующие деятельность федеральных органов в области охраны труда и уточняющие подконтрольность и взаимодействие государственных органов между собой.

Федеральные органы, получившие полномочия от Правительства РФ в сфере охраны труда, вправе выполнять перечисленные функции: разрешительные, координирующие, надзорные, исполнительные, контрольные и другие. Федеральные исполнительные власти осуществляют руководство охраной труда на территории всех регионов России в пределах переданных им полномочий. Однако, отдельные полномочия они вправе передавать органам местного самоуправления, но только если такие действия не нарушают нормы действующего законодательства (федерального и местного).

Читайте также статью ⇒ “Как правильно заполнять журналы по охране труда“.

Ветки в структуре государственного управления охраной труда

В структуре государственного управления охраной труда можно выделить следующие 2 ветки:

  1. Правительство РФ с федеральными органами исполнительной власти, занимающиеся обеспечением функционирования государственной политики в сфере охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, реализующие принятые на муниципальном и региональном уровне решения и обладающие полномочиями по осуществлению деятельности в сфере охраны труда, переданными им федеральными органами власти.

Читайте также статью ⇒ “Инструкция по охране труда для офисных работников“.

Структура государственных органов, занимающихся охраной труда

На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:

Ступень иерархии госуправления Функции
Федеральный уровень (общегосударственный уровень) Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
Региональный уровень (уровень субъекта РФ) Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
Муниципальный уровень (местный уровень) Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

Контролирующие госорганы в сфере охраны труда

Органы управления в сфере охраны труда подчиняются приведенной ниже иерархии:

Контролирующий орган Функции
Прокуратура РФ Высший надзорный орган РФ. Занимается обеспечением исполнения законодательных актов в сфере трудовой охраны со стороны подчиненных веток исполнительной власти (и должностными лицами) и слежением за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам государственного права. Региональные прокуроры подконтрольны Генеральному прокурору РФ.
Роструд Орган контроля, подведомственный Минтруда и социальной защиты и специально уполномоченный для слежения за исполнением законов в сфере охраны труда. Руководитель Роструда, выполняющий функции главного инспектора, может быть назначен или снят с должности только представителем Правительства РФ по рекомендации Минтруда РФ.
Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) Органы, посредством которых федеральная служба по охране труда осуществляет административный контроль.
Муниципальные структуры по охране труда Органы, через которые Роструд осуществляет взаимодействие с работодателями. К таким структурам могут относиться интеграции работодателей, органы местного самоуправления, профсоюзы работников и их объединения, прочие организации, упомянутые в ст. 365 ТК РФ.

Законодательные акты по теме «Государственное управление охраной труда»

ст. 216 ТК РФ Про государственное управление охраной труда
гл. 57 ТК РФ Об управляющей деятельности в сфере охраны труда

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель совершает нарушения в сфере охраны труда, когда убежден в том, что контролирующие органы не обнаружат при проверке никаких правонарушений.

Комментарий: Меры наказания будут применены не только в отношении работодателей, нарушения которых были обнаружены контролирующими органами в ходе проведения выездных проверок. Сотрудники имеют право в любое время подать жалобу на нанимателя в территориальные органы трудовой инспекции, прокуратуру и суд.

Ошибка: Работодатель не обеспечивает сотрудников защитными и профилактическими средствами, тогда как вид осуществляемой на предприятии деятельности относится к категории опасных производств.

Комментарий: На законодательном уровне установлен перечень разновидностей деятельности предприятий, при осуществлении которых работники должны быть обеспечены спецодеждой, защитными и профилактическими средствами. Нарушение данного требования строго наказуемо.

Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда

Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?

Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.

Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?

Ответ: Государственные инспекции по труду – это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.

Государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РФ непосредственно или по его поручению органы федеральной исполнительной власти. На территории субъекта РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 216 ТК).

Правительство РФ в соответствии с законодательством, определяющим его статус, регулирует отношения в социально-экономической сфере (в том числе в области охраны труда); формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).

Основным федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ управляет охраной труда, является Минздравсоцразвития России, которое на основании положения о нем разрабатывает и утверждает:

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

Предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

Порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

Типовые нормы труда;

Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;

Нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

Рационы лечебно-профилактического питания;

Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

Перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (ст. 216.1 ТК).

В управлении охраной труда участвуют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Их полномочия в области охраны труда определяются положениями об этих органах.

На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 4 ст. 216 ТК).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определяются региональными нормативными правовыми актами.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Источник: СПС Консультант

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 7

Управление охраной труда на муниципальном уровне

Особое место в регламентации вопросов управления охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТу 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования». С его принятием и введением в действие во многих организациях процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам, связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная статья.

Словарь трудового права. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления охраной и безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Муниципальное управление охраной труда — управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления.

Вопросы местного значения

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); Федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.11.2009), от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27.12.2009) и др.; Постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.

К вопросам местного значения относятся создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов. В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.

Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.

На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТа 12.0.230-2007 , с учетом муниципальной специфики.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т. ч. и потому, что эти проблемные моменты на муниципальном уровне ни одним нормативным правовым актом федерального уровня практически не регулируются, в ряде случаев возникает недопонимание или отсутствует возможность влияния на эти процессы.

Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда). Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т. д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т. ч. государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.

В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т. п. Однако это не имеет системного характера. Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах. На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования. В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организации обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т. д. Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.

Внимание — профилактике

Сегодняшнее состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности. Это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия, в том числе возможного вывода из эксплуатации или модернизации оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.

Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда в муниципальных образованиях должна строиться на новых принципах и подходах. Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться с низовых — первичных коллективов.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что эти проблемы на уровне муниципальных образований должны быть объединены в единый блок и решаться системно в рамках общего благополучия жизнедеятельности населения муниципального образования. Обобщенно этот блок можно назвать сферой благополучия человека. Сфера благополучия человека должна включать в себя: оценку риска, безопасность труда, защиту здоровья, эргономику, противопожарные мероприятия, психологические проблемные составляющие (стресс, в т. ч. на производстве), аттестацию условий труда и сертификацию работ по охране труда, приведение в порядок рабочих мест (культуру труда), производственной и окружающей среды. В рамках этой же сферы следует решать все организационные, нормативные правовые, технические и иные вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности не только работников организаций, но и всего населения муниципального образования.

Организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые), должны по единым организационным и методологическим подходам решать проблемы благополучия жизнедеятельности населения на принципах:

— обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— самостоятельности решения населением вопросов местного значения;

— организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций в области охраны и безопасности труда;

— законности в организации деятельности местного самоуправления;

— государственных гарантий местного самоуправления;

— ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

— обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в обеспечении сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;

— соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;

— объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного осуществления планируемых мероприятий;

— обязательного и последовательного обучения всех жителей поселений муниципальных образований приемам и способам выполнения мер безопасности в рамках общего благополучия населения;

— развития форм коллективного привлечения населения к согласованным мерам безопасности, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей;

— организации разъяснительной работы через все возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в т. ч. через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;

— совместного участия представителей органов муниципального управления в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности органов надзора в области безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях и организациях, расположенных на территориях муниципальных образований;

— объединения усилий имеющихся специалистов охраны труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и через развитие инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движение за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;

— участия населения муниципальных образований в развитии сферы благополучия жизнедеятельности через общественные организации жителей (советы специалистов и профсоюзного актива, общественные советы при органах самоуправления и т. д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии, других ситуаций через местные СМИ, собрания, сходы и т. д.

Функции муниципального управления охраной труда

В свою очередь, функции муниципального управления охраной труда должны обеспечивать:

— координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;

— осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;

— анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;

— создание и организацию работы координационного совета по охране труда;

— участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;

— содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;

— участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;

— доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;

— содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

— координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;

— организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;

— участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

— организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

— информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Главное — системная, согласованная работа

Организационно-практическая помощь органам местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна предусматривать:

— заключение соглашений о взаимодействии в области условий и охраны труда между органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, и администрациями городов и районов;

— обучение специалистов администраций навыкам осуществления проверок, контроля;

— проведение выездных семинаров;

— организацию месячников и смотров-конкурсов;

— развертывание работ по аттестации рабочих мест, сертификации и по другим направлениям совместной деятельности.

В условиях сельских поселений согласованные подходы к управлению охраной труда по предложенным принципам будут способствовать решению многих проблемных вопросов.

Системная, а главное, последовательная и целеустремленная работа в решении вопросов благополучия жизнедеятельности населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна стать тем рычагом, используя который, мы должны решить многие, ныне существующие проблемы охраны и условий труда, с тем чтобы люди персонально ощущали заботу о каждом конкретном человеке.

Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет уверенность в том, что, проявляя заботу друг о друге, в рамках предлагаемых подходов сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию, что должно явиться залогом активизации профилактической направленности мероприятий по различным видам безопасности и других, смежных с ними направлений.

Библиография

1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003.

А. Елин

К. с. н.,

Первый заместитель

Генерального директора

ВНИИ охраны и экономики труда

Подписано в печать