Где платить утилизационный сбор

Содержание

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора являются лица:

  • осуществляющие ввоз транспортных средств (шасси) в РФ. В этом случае взимание сбора производит ФТС;
  • осуществляющие производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
  • купившие транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор. Взиманием сбора в данном и предыдущем случаях теперь занимается ФНС (а не таможенный орган, как раньше).

Следует учитывать, что с 1 января 2014 года перестали действовать нормы о том, что утилизационный сбор не надо уплачивать в отношении транспортных средств:

  • произведенных, изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными ТС своих потребительских свойств;
  • ввезенных в РФ с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;
  • помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Эти льготы, предусмотренные ранее п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, были «ликвидированы» Федеральным законом от 21.10.2013 № 278-ФЗ. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, производители соответствующих колесных транспортных средств (шасси) с 1 января 2014 года должны в обязательном порядке уплачивать утилизационный сбор. Перечень видов и категорий транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, вступившим в силу с 8 января 2014 года. Ранее применялся перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870. Следует обратить внимание, что новый перечень расширен в связи с включением в него:

  • автосамосвалов полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автосамосвалов полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • транспортных средств с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой.

В перечень теперь входят и шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории РФ, катего­рий N1, 📌 Реклама Отключить

N2, N3, М2, М3.

Расчет размера утилизационного сбора

Как указано в п. 3 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно (ранее действовало такое же требование). Размер сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент, предусмотренный для конкретной позиции. Для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1 (в том числе повышенной проходимости категории G), специальных и специализированных транспортных средств указанной категории базовая ставка составляет 20 000 руб. В остальных случаях применяется базовая ставка, равная 150 000 руб.

Что касается коэффициента расчета утилизационного сбора, его размер зависит от даты выпуска транспортного средства, массы и других физических характеристик ТС. Для новых транспортных средств установлена намного меньшая величина коэффициента, нежели для транспортных средств, с даты выпуска (имеется в виду дата изготовления колесного ТС) которых прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска год выпуска устанавливается по году изготовления, указанному в идентификационном номере ТС. При этом трехлетний срок следует начинать исчислять с 1 июля года изготовления.

📌 Реклама Отключить

Пример

Предприятие осуществляет производство автобетоносмесителей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора при производстве автобетоносмесителей равна 150 000 руб., коэффициент расчета – 3. Значит, утилизационный сбор с каждого выпущенного транспортного средства составит 450 000 руб.

Еще один момент: размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе колесных транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется следующим образом. Из суммы утилизационного сбора, подлежащей уплате исходя из новых реалий, вычитается сумма сбора, уплаченная ранее. Полученная разница (если она имеет положительное значение) и есть подлежащий уплате сбор.

📌 Реклама Отключить

Если разница будет иметь отрицательное значение, утилизационный сбор в данной части не признается ни излишне уплаченным, ни излишне взысканным (п. 24 Правил), поэтому плательщику разницу не вернут.

Порядок уплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор уплачивается в рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Так, утилизационный сбор за колесные транспортные средства, произведенные, изготовленные в РФ, уплачивается по коду 182 1 12 08000 01 2000 120 (см. Информацию ФНС РФ «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2014 году»). Утилизационный сбор является неналоговым доходом федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ), следовательно, не относится к налоговым сборам. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание: уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) сбора. Причем утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей. Раньше сумма излишне уплаченного утилизационного сбора подлежала только возврату (возможность проведения зачета не была предусмотрена).

Забегая вперед, отметим, что сумма излишне взысканного утилизационного сбора может образоваться только у крупнейшего производителя.

К сведению

Если утилизационный сбор был уплачен, при передаче отходов, образовавшихся в результате утраты ТС своих потребительских свойств, лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, взимание платы не допускается (п. 9 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 278-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 года).

📌 Реклама Отключить

Взимание сбора с обычных производителей

В соответствии с п. 16 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора по истечении трех рабочих дней со дня уплаты сбора в налоговый орган по месту нахождения плательщика-организации (ее обособленного подразделения) необходимо представить:

– расчет суммы утилизационного сбора по форме, утвержденной ФНС. До утверждения в установленном порядке формы и формата расчета суммы утилизационного сбора ФНС рекомендует плательщикам использовать форму и формат, направленные Письмом от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318@.

Обратите внимание: с 1 июля 2014 года в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более пяти транспортных средств в один день расчет утилизационного сбора можно будет представлять в налоговый орган только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 17 Правил). В то же время ФНС рекомендует уже сейчас осуществлять указанный документооборот в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);

📌 Реклама Отключить

  • бланки паспортов, оформленных на транспортные средства;
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства (если в отношении этих транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
  • заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении 3 к Правилам (с приложением документов, перечисленных в п. 27 – 31 Правил) (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору не принималось решение о зачете). Данное заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) сбора (то же самое касается заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) сбора);
  • решение (и его копию) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору принято решение о зачете);
  • копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика (если правильность исчисления утилизационного сбора подтверждает уполномоченный представитель).

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговики проставляют на представленных бланках паспортов, оформленных на транспортные средства, отметку об уплате сбора и возвращают их плательщику. В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств данная отметка проставляется в разделе «Особые отметки» паспорта. 📌 Реклама Отключить

Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями

По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.

Кого могут признать крупнейшим производителем?

Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:

1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:

  • в режиме промышленной сборки;
  • в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

2) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категорий N, M2 и (или) M3, конструкция которых не предусматривает применение базового транспортного средства (шасси) другого изготовителя, с соблюдением одного из следующих условий: 📌 Реклама Отключить

  • в режиме промышленной сборки;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M3, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины (кузова – в случае, когда кабина является несъемным элементом кузова), – в отношении транспортных средств категорий N1, N2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины и изготовление шасси, включая лонжероны рам шасси, – в отношении транспортных средств категории N3, в том числе повышенной проходимости категории G;

3) организация по состоянию на 1 января 2014 года является дочерним обществом организации, отвечающей вышеперечисленным критериям (п. 1 и (или) 2). Причем доля участия такой организации должна составлять не менее 50%. 📌 Реклама Отключить

К сведению

Предварительный список организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси приведен в приложении к Письму МВД РФ от 21.01.2014 № 13/4у-262.

Как стать крупнейшим производителем?

Инициатором выступает сама организация. Для этого ей необходимо представить в Минпромторг заявление (составляется в произвольной форме), в котором указываются наименование компании, организационно-правовая форма, место нахождения, а также наименование сайта организации в Интернете и адрес электронной почты. К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 3Порядка.

В свою очередь, Минпромторг направляет полученные документы в Департамент транспортного и специального машиностроения, по результатам деятельности которого (на что отводится 15 дней) должен появиться приказ о признании организации крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и о включении ее в реестр либо об отказе в признании организации крупнейшим производителем.

📌 Реклама Отключить

Необходимо учитывать, что в целях актуализации реестра и недопущения наличия в нем недостоверной информации Департамент транспортного и специального машиностроения будет ежегодно с 1 октября и до 1 декабря включительно запрашивать у крупнейших производителей те же документы, что представлялись вместе с заявлением. В случае выявления несоответствий либо непредставления документов организация лишится статуса крупнейшего производителя.

Как отчитаться крупнейшему производителю?

Как мы уже указали, организация, признанная крупнейшим производителем ТС, наделяется правом самостоятельного проставления отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта. Однако это не означает, что ей не нужно отчитываться перед налоговым органом, причем в особом порядке, установленном разд. IV Правил (п. 19 – 23).

📌 Реклама Отключить

К сведению

Учитывая, что ведение реестра организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) возложено на Минпромторг, налоговики предлагают довести до данных производителей рекомендуемый образец штампа (прилагается) для проставления отметки «Утилизационный сбор» (см. Письмо ФНС РФ от 26.12.2013 № ГД-4-3/23438@).

В силу п. 19 Правил обозначенная организация в течение пяти рабочих дней (с 1 июля 2014 года – двух рабочих дней), следующих за днем выдачи паспорта (на котором была сделана отметка об уплате утилизационного сбора), в налоговый орган по месту своего нахождения должна представить:

  • расчет утилизационного сбора (до 1 июля 2014 года оформляется на бумажном носителе, с указанной даты – в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи). С подачи ФНС названный расчет можно представлять в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи и сейчас (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) ТС (если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).

Обратите внимание 📌 Реклама Отключить

В приеме расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, крупнейшему производителю откажут (в течение рабочего дня ему направят уведомление об отказе в приеме), если:

  • расчет представлен в формате, не соответствующем формату, определенному ФНС;
  • отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
  • расчет направлен в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.

Исходя из положений п. 20 Правил указанная норма должна начать работать в отношении расчетов, которые будут представляться в налоговый орган с 1 июля 2014 года, то есть когда вступит в силу требование об обязательном представлении расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, учитывая рекомендации ФНС о представлении расчета в электронном виде до 1 июля 2014 года, можно сказать, что изложенные нормы уже актуальны. 📌 Реклама Отключить

В случае обнаружения в представленном расчете ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора налоговый орган в течение 30 дней направит плательщику информацию об этом. В свою очередь, последнему представлена возможность в пятидневный срок устранить ошибки и повторно направить расчет утилизационного сбора. На уплату утилизационного сбора крупнейшему производителю отводится 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором был представлен расчет.

Если уплата утилизационного сбора не будет осуществлена в установленные сроки, налоговый орган проведет взыскание сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ. Есть и другой выход: при опоздании с уплатой крупнейший налогоплательщик может осуществить исчисление и уплату утилизационного сбора как обычный производитель (п. 23 Правил).

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Если плательщик утилизационного сбора, не отнесенный к категории крупнейших производителей, представит расчет утилизационного сбора в порядке, установленном разд. IV Правил, налоговый орган должен принять такой расчет, уведомив плательщика об отсутствии оснований для отнесения его к категории крупнейших для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора. Это связано с тем, что Правила не содержат оснований для отказа налогового органа в принятии расчета утилизационного сбора у плательщика, не являющегося крупнейшим (Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 № ГД-4-3/751@).

Возврат излишне уплаченного (взысканного) сбора

Для того чтобы сумму утилизационного сбора вернули, в налоговый орган, проставивший на паспорте отметку, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя необходимо подать заявление в письменном виде о возврате сбора по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам. (К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 27 – 31 Правил.) 📌 Реклама Отключить

В случае отсутствия в заявлении необходимых сведений или представления не всех необходимых документов в течение пяти рабочих дней заявление вернут плательщику и направят ему решение об отказе в возврате сбора. Если все в порядке, в тот же срок будет направлено решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. (Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.)

Учтите, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с названных сумм не выплачиваются, эти суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых сумм, то есть за счет плательщика.

* * *

Организации, занимающиеся производством, изготовлением транспортных средств (шасси) на территории РФ, являются плательщиками утилизационного сбора. Причем с 1 января 2014 года уклониться от исполнения данной обязанности не получится. Перечень конкретных видов и категорий транспортных средств (шасси), при производстве которых должен уплачиваться утилизационный сбор, утвержден Правительством РФ. Размер сбора зависит от базовой ставки (составляет 20 000 или 150 000 руб.) и коэффициента, выбираемого в зависимости от даты выпуска ТС, массы и других физических характеристик транспортного средства.

📌 Реклама Отключить

Администрированием утилизационного сбора в отношении произведенных на территории РФ колесных транспортных средств (шасси) с этого года занимается ФНС. Следовательно, расчет утилизационного сбора вместе с другими необходимыми документами производители теперь должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения. По общему правилу расчет представляется в течение трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора. Если же компания будет признана крупнейшим производителем (для чего ей нужно представить заявление в Минпромторг) и включена в реестр таких производителей, утилизационный сбор ей нужно будет уплачивать уже после сдачи в налоговый орган расчета. Причем в отличие от обычного производителя организация, включенная в реестр крупнейших производителей, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта ТС самостоятельно.

  1. Пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
  2. Направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 09.01.2014 № ГД-4-3/63@.
  3. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ № 1291.
  4. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 (утратили силу).
  5. Если производство осуществляется обособленным подразделением организации.
  6. Утверждено Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.
  7. Заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 27.02.2020) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»)

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 209, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.02.2019.

  • Постановление
  • Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора
    • I. Общие положения
    • II. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты
    • III. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной налоговой службой в части его исчисления и уплаты
    • IV. Особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора плательщиками, указанными в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», признанными организациями — крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним
    • V. Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора
    • Приложение N 1. Расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
    • Приложение N 2. Решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты
    • Приложение N 3. Форма заявления о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора
    • Приложение N 4. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним
    • Приложение N 5. Решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора
    • Приложение N 6. Решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним
  • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
    • I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории
    • II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий
    • III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G
    • IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий
    • V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M3
    • VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории O4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории
  • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается
  • Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается
  • Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Утилизационный сбой: куда исчезают миллиарды, собранные на экологию

Утилизационный сбор, взимаемый при продаже каждой машины на протяжении вот уже 4 лет, на деле является скрытым налогом. Сотни миллиардов рублей так и не были потрачены, как задумывалось, на борьбу за экологию, а надежды переработчиков на строительство успешного бизнеса рухнули.

Утилизационный сбор был введен в России одновременно со вступлением страны в ВТО в 2012 году. Тогда его платили только за ввозимые в РФ автомобили; с 2014 года сбор уплачивается производителями за каждую продаваемую машину — как импортеры, так и локализованные здесь производства. Базовая ставка сбора для легковых машин — 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов — 150 тыс. рублей. Сбор включен в стоимость автомобиля при покупке в салоне. Сейчас на самый распространенный тип легковой машины с объемом двигателя 1,6 л сбор составляет 44,2 тыс. рублей.

Из столицы с любовью: как Москва вкладывается в петербургский рынок такси Транспорт

Из столицы с любовью: как Москва вкладывается в петербургский рынок такси

11762

Официальная позиция

В пояснительной записке к проекту закона, устанавливающего утилизационный сбор и порядок его выплаты, в 2012 году говорилось, что «доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет» и идут на «компенсацию затрат, возникающих в результате утилизации автотранспортных средств». Таким образом, законопроект «устанавливает обязательства бюджета РФ по компенсации затрат утилизаторов», утверждали его авторы.

На сайте Минпромторга сейчас, действительно, опубликована программа по перечислению субсидий предприятиям, занимающимся утилизацией транспортных средств. Но она имеет пометку «неактивная», на 2017 год сумма запланированных трат — 0 рублей. Вместе с тем, компании, которые ежегодно утилизируют сотни тысяч старых машин, максимально заинтересованы в получении денег, ведь сейчас они, по сути, делают это за свой счет и вынуждены выкручиваться, чтобы не уйти в минус. Но они не знают, когда начнется программа, и сильно сомневаются, что дождутся ее в ближайшем будущем.

В ответе Минпромторга на просьбу «ДП» прояснить ситуацию, к сожалению, утилизационный сбор даже не был упомянут. Но позицию государства можно было понять и без официального комментария. Проектом бюджета на 2016 год было задумано выделить всего 11 млн рублей на всех утилизаторов страны. В бюджете 2017 года такой строчки найти и вовсе не удалось.

В упадке

Реклама

По мнению экспертов, на сегодняшний день нет никаких экономических предпосылок к полноценной и экологичной утилизации автотранспорта. По расчетам НП НСРО «Руслом.ком», разобранная на запчасти старая машина перепродается на сером рынке минимум втрое дороже, чем если бы утилизатор реализовал её в виде металлолома законным способом.

Долгие заморозки: «ДП» изучил более 30 замороженных жилых домов и долгостроев Петербурга и Ленобласти Долевое строительство

Долгие заморозки: «ДП» изучил более 30 замороженных жилых домов и долгостроев Петербурга и Ленобласти

6178

Кроме того, подчёркивают эксперты, полная утилизация машин, производимая в соответствии со всеми стандартами, на самом деле, убыточна для компаний-переработчиков. Ведь кроме сдачи металлолома она предполагает дорогостоящую нейтрализацию опасных отходов (горюче-смазочных материалов, электролита из аккумуляторов и др.), а также пластика, ткани и других «ненужных» материалов. Именно эти расходы, по первоначальному замыслу, и должны были компенсироваться за счет утилизационного сбора, но теперь государство устранилось от этой проблемы.

На момент начала госпрограммы утилизации автомобилей в Петербурге разрешение на переработку автотранспорта было всего у четырех фирм: «Севзапсталь», Всеволожский завод алюминиевых сплавов (ВЗАС), «Петромакс» и ЗАО «Авантек».

Вскоре три предприятия прекратили работу, а ВЗАС перестал работать с машинами. «В живых» осталось только ООО «Хетек» — структура, получившая «по наследству» контракты и обязательства ликвидированного «Авантека». Но в данном случае нельзя сказать, что став монополистом, компания получила своё место под солнцем. В последние годы прибыль «Хетека» падает. В компании поясняют: автомобили к ним возят уже совсем не в том объеме, что раньше, и уж точно не столько, сколько их ждали в 2010 году, получая лицензию. Мощности, по сути, простаивают. Кроме того, у единственного специализированного утилизатора автомобилей в Петербурге и области — многочисленные судебные иски от контрагентов и со стороны таможенных органов. Таким образом, можно сказать, что ни один из петербургских официальных утилизаторов, получивший аккредитацию в 2010 году, так и не смог построить на этом серьезный бизнес.

Ни экологии, ни денег

По одной из версий, которыми эксперты пытаются объяснить отказ чиновников оплачивать работу переработчиков, утилизационный сбор с каждой машины может предназначаться для утилизации конкретно этого авто. И, возможно, деньги за нее перечисляются только в случае, если под пресс идет именно она. Однако против этой версии играет реальное отсутствие системы отчетности переработчиков машин и контроля со стороны государства. Кроме того, совершенно однозначна позиция самих чиновников. Суть ответа из Минпромторга сводится к тому, что утилизаторы и так неплохо зарабатывают на переработке. Их оборудование используется для утилизации конкретно машин едва ли на 4%, а значит, компенсировать их расходы нет смысла. К тому же, судя по словам Минпромторга, получается, переработка машин вместе с их токсичными компонентами приравнивается к работе с обычным металлоломом. То есть, про экологию речь уже не идет.

В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что доходы от уплаты автопроизводителями утилизационного сбора поступают в федеральный бюджет. Представители министерства, однако, затруднились внятно объяснить, расходуются ли эти средства по назначению или лишь аккумулируются где-то, дожидаясь старта программы. А ведь суть сбора, в отличие от налога, в том, что он не безвозмездный, а должен идти на конкретные цели, какой-то услуги от госорганов, а не просто растворяться в бюджете.

Реклама

Корреспондент «ДП» поговорил со специалистами трех крупнейших мировых юридических компаний, работающих в России. Все они отказались отвечать на вопрос об утилизационном сборе авторизованно. Но, комментируя его «от себя», юристы предположили, что изначально государство и не преследовало цели выплачивать деньги утилизаторам за переработку автомобилей. Введение утильсбора, по словам экспертов, стало мерой для обхода правил ВТО, направленной прежде всего на защиту внутреннего рынка. Поскольку, с точки зрения ВТО, Россия не могла повысить пошлину на импортные автомобили, были созданы «квазиналоги», которые затем стали возвращаться отечественным производителям в виде субсидий с завуалированной формулировкой: в соглашениях о промсборке или в рамках специальных инвестиционных контрактов. Таким образом, цель нововведения была скорее экономической и не была направлена на улучшение экологической ситуации в стране, как говорилось в законопроекте. «Это действительно очень похоже на налог», — констатируют юристы.

В целом, понятие «утилизационного сбора» в России полностью теряет свой первоначальный смысл: вместо целенаправленного выделения средств на затраты утилизаторов и поддержки индустрии автоутилизации, которая находится в кризисном состоянии, покупатели машин лишь затыкают дыры в бюджете.

Ответа нет

Пояснить, что происходит с выплатами по утилизационному сбору, и почему крупнейшая в нашем регионе компания — утилизатор автомобилей до сих пор не получает эти средства, а остальные сворачивают работу, редакции «ДП» не смогли также и в Министерстве финансов.

Источник «ДП», работающий в области автомобильного права и пожелавший остаться анонимным, объяснил ситуацию следующим образом: «Утилизационный сбор вводился не для того, чтобы что-то на эти деньги утилизировать. Соответственно, никакого отношения он к экологии не имеет. Но мы не можем в официальных документах писать то, что позволит ВТО предъявить России претензии, поэтому в законах написано то, что написано».

Кроме того, по мнению эксперта, отечественные и локализованные автопроизводители при соответствии определенным критериям все же получают компенсацию от утилизационного сбора в виде субсидий от государства. Собеседник пояснил, что эти субсидии «прямым текстом так не называются», то есть в документах имеют другую формулировку. В бюджете РФ существует несколько статей расходов для поддержки производителей вроде компенсаций на оплату труда, электроэнергии, разработку и омологацию новых моделей. В совокупности набирается под 100 млрд рублей. «А что касается утилизаторов… ну что им остается, то и остается. Потому что изначально средства от сбора уходят совершенно на другие цели», — добавил эксперт.

По его словам, сейчас «индустрия, связанная с тем чтобы наработать мощности по утилизации, будет развиваться за счет экологического сбора, предусмотренного тем же федеральным законом, где прописан утилизационный сбор». Ведь Минтранс РФ вынашивает идею замены транспортного налога на автомобили экологическим. Введение этой меры планируется в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года.

Государственная программа автоутилизации

С начала года в Петербурге и области было утилизировано 19 948 автомобилей, приводит статистику ГИБДД. В случае если бы все владельцы этих машин воспользовались госпрограммой утилизации, предусмотренной специальным постановлением правительства РФ от 2010 года, автопроизводители и дилеры, предоставив им скидку 50 тыс. рублей за каждый автомобиль, могли бы рассчитывать на государственные субсидии размером почти в 1 млрд рублей, а компании-утилизаторы — минимум на 880 млн рублей. Однако на реализацию программы деньги из бюджета не выделялись ни в этом году, ни за весь период 2013-2017 годов.

Участники рынка утилизации авто заявляют о низком контроле со стороны государства: по их словам, в первое время действия программы к утилизаторам предъявлялись высокие технические требования, но затем все резко сошло на нет, из-за чего у утилизаторов появилось множество «серых» конкурентов.

По мнению Виктора Кошевного, руководителя ООО «Интеллектуальные ресурсы», проводящего исследования для Минпромторга, 90% отправленных в утиль автомобилей не перерабатываются должным образом, а разбираются на запчасти и перепродаются на вторичном рынке. Насколько экологично при этом утилизируются непригодившиеся остатки старой машины — пластиковые детали, стекло, отработавшие горюче-смазочные материалы, шины и пр., — с полной уверенностью сказать не может никто. С точки зрения государства, переработка машин сейчас мало чем отличается от обычной утилизации металлолома.

Тяжелая доля утилизатора

Кроме дилеров и клиентов автосалонов, в программе утилизации были задействованы и собственно предприятия по утилизации автомобилей.

Три из четырех официальных утилизаторов в Петербурге были дочерними предприятиями иностранных компаний. У «Авантека» материнская компания была зарегистрирована в Эстонии, хотя ее владельцы были выходцами из Петербурга. «Петромакс» — 100%-ная «дочка» крупного финского игрока переработки — компании Kuusakoski OY. ВЗАС, по данным СПАРК, на 90% принадлежит лондонской фирме.

По словам сотрудника всеволожского завода, предприятие прекратило участие в госпрограмме 6 лет назад из-за «отсутствия целесообразности», получить более полный комментарий от руководства не удалось.

Уже в 2012 году «Авантек», имевший крупную базу в порту Петербурга, стал получать претензии от надзорных органов о финансовых нарушениях при экспорте металлолома. И хотя через несколько лет от всех претензий удалось отбиться, предприниматели с эстонскими паспортами, видимо, решили подстраховаться. Судя по доступным судебным материалам, почти сразу экспортные контракты на сотни миллионов рублей перешли к вновь созданному «Хетеку». И хотя прибыль «Хетека» сокращается, сейчас эта компания с подразделениями во многих регионах России продолжает бизнес по сбору вторсырья с миллиардными оборотами.

Kuusakoski OY также приходила на рынок переработки России с прицелом именно на экспорт металлолома, открыв под Выборгом крупное производство. Однако в дальнейшем ей пришлось отказаться от него и сосредоточиться на работе в Московском регионе.

Что же касается «Севзапстали», то, по данным системы «СПАРК», еще в 2015 году предприятие работало в убыток, уйдя в минус на полмиллиона рублей. Редакция попыталась связаться с компанией, но все доступные телефонные номера были нерабочими.

Корреспондент «ДП» посетил площадку «Хетека» на Волхонском шоссе и пообщался с руководителем предприятия Александром Макаровым. «Раньше существовал большой процент физических лиц, которые массово сдавали авто в утиль, и мы перерабатывали эти машины; сейчас же по большому счету остался только сегмент юрлиц, которые направляют к нам старые служебные автомобили для обновления автопарка», — пояснил текущую ситуацию директор предприятия.

Зарабатывать «Хетеку» приходится не на выполнении важной для государства задачи по экологичной утилизации, а на торговле металлоломом. По одному из указанных на сайте «Хетека» контактных номеров корреспонденту «ДП» ответил человек, представившийся сотрудником компании. По его версии, «Хетек» находится в предбанкротном состоянии уже полгода и в течение 3 месяцев не выплачивает своим работникам зарплату. Руководство предприятия эту версию отрицает.

Без государства

Хотя участники рынка утилизации автомобилей утверждают, что «Хетек», по сути, единственное предприятие по полноценной переработке транспортных средств, интернет пестрит сайтами организаций, также называющих себя утилизаторами. Как правило, такими фирмами на деле являются пункты приема металлолома или площадки разборки автомобилей, где вместо глубокой переработки транспорт разбирают на запчасти, которые продают уже на вторичном рынке.

«Когда шла первая программа утилизации, у нас на рынке возник миллион различных ИП, которые были посредниками и забирали машины у автоцентров. Это был дурдом, на тот момент все процессы не особо отслеживались, никакие лицензии на отходы не требовались, поэтому запчасти уходили на черный рынок», — вспоминает директор московской компании по обращению с отходами «Центр управления ресурсами» Александр Никитин.

Директор фирмы-посредника «Карат» Александр Харитонов объясняет, что так называемые серые фирмы, активизировавшиеся во время программы утилизации, — это просто старые пункты приемки металла, которые с советских времен были в каждом районе. «С введением программы им нужно было «обрести лицо», облагородить себя для работы с крупными автосалонами, поэтому здесь речь идет не о появлении большого числа таких фирм; я бы назвал случившееся массовым ребрендингом», — пояснил Харитонов.

Автовладельцу, сдающему свою машину в утиль, в целом неважно, что происходит с ней потом. В его интересах — получить сертификат, гарантирующий скидку на новую машину. На вопрос, любая ли фирма, принимающая авто в утиль, может выдавать нужные сертификаты об утилизации, бывший сотрудник «Карата» отметил, что таким правом обладают далеко не все приемщики авто: «В первую очередь у утилизатора должна быть лицензия на ломозаготовку: цветной и черный лом. В противном случае автосалон не примет сертификат, поскольку он не будет соответствовать принятому образцу. Как правило, дилер предъявляет высокие требования к документу».

Однако лицензию на черный и цветной лом получить несложно: стоимость варьируется от 300 тыс. до 400 тыс. рублей на каждую категорию лома, лицензия бессрочная. Кроме того, возможен вариант покупки компании с уже готовой лицензией — обойдется такое мероприятие в разы дороже, но в гораздо более короткие сроки: на оформление всех бумаг уйдет около недели. Но ни одна из этих лицензий не гарантирует полного и экологически безвредного цикла утилизации машины.

Дам, но не вам

Будучи еще премьер-министром страны, Владимир Путин подписал постановление, согласно которому с 1 января 2010 года стартовала государственная программа утилизации автомобилей. Она была направлена на обновление отечественного автопарка, большую долю которого составляли старые, изношенные машины. Предполагалось, что любой гражданин мог сдать свой автомобиль в утиль и взамен сертификата об утилизации получить в автосалоне скидку 50 тыс. рублей на новую машину. На годовую реализацию этого «эксперимента» государство выделило более 10 млрд рублей: в основном субсидии поступали производителям. Государственные деньги были компенсацией за предоставленную дилерами скидку на новые авто.

Участвовать в программе могли все автопроизводители с заводами в России. Для этого нужно было выполнить несколько условий: модель нового проданного автомобиля должна была соответствовать утвержденному Минпромторгом перечню, не превышать массы 3,5 тонны (более тяжелые автомобили оценивались по-другому), возраста 10 лет и т. д.

Субсидии из федерального бюджета в 2010 году выдавались ежемесячно, в зависимости от количества сертификатов об утилизации. Однако, довольно скоро программа была свернута, и сейчас, все предложения о скидках «по программме утилизации», «трейд-ин» и всего останого, о чем помнят покупатели со времен 2010 года — это лишь корпоративные программы самих производителях, сообщили в Минпромторге.

Контролировало соблюдение программы Министерство промышленности совместно с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Кстати, она была упразднена в 2016 году.

Утилизаторы и посредники сходятся в одном: государственной программы как таковой нет уже давно. Пока она действовала, автодилеры почувствовали приток клиентов, а затем просто оставили громкое и привлекательное название, хотя скидку стало предоставлять уже не государство, а производитель авто.

Сами дилеры утверждают, что и сейчас получают субсидии от государства. Документация, необходимая для участия в программе, — акты об утилизации — тоже трансформировалась. По словам бывшего сотрудника ООО «Карат», еще недавно документ представлял собой «просто бумажку с нужной подписью и печатью». Но затем в среде дилеров, без участия государства, был выработан определенный стандарт сертификата (акта), который используется и сейчас.

Программа-фикция

Но самая большая странность заключается в том, что нельзя с уверенностью сказать, действует ли программа на государственном уровне сейчас или она прекратилась несколько лет назад. В сети по запросу «государственная программа утилизации» появляются десятки ссылок на статьи-инструкции о том, как принять участие в этой программе. Таким образом, создается впечатление, что программа до сих пор актуальна и воспользоваться ей может любой желающий. Однако эти статьи по большей части выглядят однотипно и размещаются не на государственных ресурсах, а на сторонних сайтах, не вызывающих доверия.

Большие сомнения в действии программы утилизации авто вызывает и внимательное изучение федерального бюджета РФ. Если объем выделенных на программу средств за 2010-2012 годы можно было отследить в документах об исполнении бюджета, то начиная с 2013 года соответствующая строка отсутствует.

«Программы утилизации автомобилей в текущем году не существует, она фактически заменена на другую программу — предоставления сниженной ставки по кредитам на приобретение авто. Люди за прошедшие годы привыкли к тому, что эта программа действует, и, хотя она работает по некоторым автобрендам до сих пор, никакого финансирования от государства сейчас нет, как это было в прошлые годы. По сути, это маркетинговая акция для коммерческих целей, то есть она идет от производителя и дистрибьютора», — рассказала «ДП» Татьяна Кофанова, директор департамента консультирования по налогообложению и праву Deloitte.

Представители петербургского комитета по промышленной политике уверяют, что в этом году программа все еще актуальна. Но эту позицию опровергают предприятия-утилизаторы. По словам директора «Хетека», около 2 лет назад компания, регулярно принимавшая автомобили для утилизации, ощутила существенные перемены: если раньше утилизаторы работали напрямую с автосалонами, получая старые автомобили от них, то сейчас коммуникация между дилером и утилизатором прекращена. «Автосалон уже не берет ответственность за утилизацию: он может только посоветовать нашу компанию, но утилизирует машину сам клиент. То есть сейчас этот процесс отдан на откуп частным лицам», — рассказывает директор предприятия.

Об этом же рассказал «ДП» и представитель компании «Петромакс», с которым удалось поговорить корреспонденту «ДП». Недавнее закрытие обеих ее площадок в нашем регионе (в Петербурге и Выборге), в 2010 году аккредитованных Ростехнадзором для утилизации машин, красноречиво говорит о степени заинтересованности финского переработчика в российской госпрограмме.
Наконец, в своем официальном ответе редакции «ДП» Министерство промышленности подтвердило сомнения по поводу «государственности» программы автоутилизации. По сообщению ведомства, «корпоративные программы стимулирования спроса реализуются предприятиями-автопроизводителями за счет собственных средств».

Действия государства в этом вопросе со стороны кажутся хаотичными. Так, лишь в 2014 году утилизаторов обязали получить лицензию на обращение с отходами высоких классов опасности. До этого, получается, достаточно было лицензии на работу с цветными металлами, хотя в процессе полной переработки машин часть отходов крайне токсична.

С 2010 года произошли и вполне объективные изменения: если в начале программы количество желающих сдать машину и получить скидку было огромным (один только «Хетек» в Ленобласти перерабатывал 17-19 тыс. авто в год), то в скором времени ажиотаж стих. Сегодня такой объем приходится на всех утилизаторов, хотя большая часть из них утилизацией занимается весьма условно. А собранные с покупателей машин деньги лишь затыкают бюджетные дыры.

Екатерина Голуб Все статьи автора 29 ноября 2017, 00:01 32797 Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

ПРАВИЛА
ВЗИМАНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ УТИЛИЗАЦИОННОГО
СБОРА В ОТНОШЕНИИ САМОХОДНЫХ МАШИН И (ИЛИ) ПРИЦЕПОВ К НИМ,
А ТАКЖЕ ВОЗВРАТА И ЗАЧЕТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ
ВЗЫСКАННЫХ СУММ ЭТОГО СБОРА

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 209, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.02.2019. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 27.02.2020) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами… Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.05.2018 N 604, от 31.05.2018 N 639)

  • I. Общие положения
  • II. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты
  • III. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной налоговой службой в части его исчисления и уплаты
  • IV. Особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора плательщиками, указанными в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», признанными организациями — крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов
  • V. Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора
  • Приложение N 1. Расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (форма)
  • Приложение N 2. Решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты (форма)
  • Приложение N 3. Форма заявления о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора
  • Приложение N 4. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним
  • Приложение N 5. Решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (форма)
  • Приложение N 6. Решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (форма)

Открыть полный текст документа

Заводы спецтехники в России

Зарубежные заводы спецтехники, локализованные в России

На территории России действует четыре завода спецтехники всемирно известных брендов — Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Volvo. Остановимся на каждом из них подробнее.

Источник фото: tsn-group.ruВ 2014 году предприятие ООО «Катерпиллар Тосно» насчитывало порядка 700 специалистов

Завод спецтехники в Тосно

В 2000 году состоялось официальное открытие завода Caterpillar в Тосно (Ленинградская область). Его строительство длилось 3 года. Сегодня на предприятии ООО «Катерпиллар Тосно» общей площадью 24 га выпускаются две модели гусеничных экскаваторов (Cat 336D2L и 320D2L), а также самосвалы — Cat 773 (55 тонн) и Cat 777 (90 тонн). Производство последнего осуществляется с 2014, а 55-тонника — с 2011 года.

Источник фото: tsn-group.ruВ 2016 компания Caterpillar получила сертификат Минпромторга РФ

Помимо основного завода в 2010 году в Новосибирске была организована производственная площадка по выпуску кузовов для вышеупомянутых моделей внедорожных самосвалов. Производство экскаваторов локализовано на 25%, самосвалов — более чем на 50% (данные за 2015 г.). Руководство концерна продолжает инвестировать в завод спецтехники в Тосно и рассматривает все варианты наращивания производственной мощности. Сейчас предприятие способно выпускать 2 300 единиц техники.

Источник фото: zeppelin.ruОбъем инвестиций на данный момент достиг $1,5 млрд

Японские заводы спецтехники

Свои заводы спецтехники построили в России сразу два крупнейших японских концерна — Komatsu и Hitachi. Первый разместился в Ярославле и стал 28-й по счету площадкой бренда в мире. С июня 2010 года на предприятии ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» организована сборка гусеничных экскаваторов серии PC массой от 20 до 40 т. С сентября 2011 с конвейера сходят 91-тонные самосвалы HD785-7.

Производственная мощность завода спецтехники рассчитана на выпуск 3 000 машин в год. Организовано порядка 230 рабочих мест.

Источник фото: istk.ruПлощадь предприятия ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» — 50 га

Читайте Япония в Твери, или Как работает завод Hitachi?

Концерн Hitachi обосновался в индустриальном парке «Раслово» (Тверская обл.) в 2013 году. На предприятии «ХКМ Евразия Мануфэкчеринг», мощность которого составляет 2 000 единиц в год, производится 5 экскаваторов серии ZX массой от 18 до 33 т. При сборке этих моделей используются отечественные комплектующие (противовес, рабочее оборудование, ходовая и основная рамы).

Источник фото: img-fotki.yandex.ru»ХКМ Евразия Мануфэкчеринг» — это 35-й по счету завод среди всех производств HCM

В начале 2016 года из-за кризиса предприятие, как и многие другие, вынуждено было сокращать количество выпускаемой продукции (с 1 февраля по 29 апреля). Многие сотрудники на этот период были отправлены в вынужденный производственный отпуск. Однако с 2017 года рынок восстанавливается.

Источник фото: bilmard.ruЗавод «Вольво Восток» обеспечил жителям Калуги 300 новых рабочих мест

Завод спецтехники в Калуге

Читайте 180 лет со дня основания Volvo CE

В мае 2013 состоялось торжественное открытие калужского завода «Вольво Восток». В компактную производственную площадку (почти 3 га) было вложено около $40 млн. На предприятии собираются экскаваторы Volvo EC серии D массой 22-48 т. Помимо этого, шведский концерн в Калуге производит грузовики средней тоннажности и седельные тягачи.

Российские заводы спецтехники

Самой богатой историей могут похвастаться такие заводы, как «Кранэкс» и «ЧТЗ-Уралтрак». Первый был запущен еще в далеком 1932 году. Тогда было налажено производство многоковшовых баггеров-экскаваторов для добычи торфа. После войны предприятие начало выпускать экскаваторы, которые совершенствовались на протяжении десятков лет. Сегодня модельный ряд этой техники представлен серией ЕК от 23 до 44 тонн.

Источник фото: transport-center.ruОсновной вид продукции завода «Кранэкс» — гусеничные экскаваторы

С конвейера завода «ЧТЗ-Уралтрак» первый гусеничный трактор «Сталинец-60» мощностью 60 л.с. сошел в 1933 году. Через 4 года в Париже на всемирной выставке модель С-65 была отмечена высокой наградой — дипломом «Гран-при». В настоящее время завод выпускает бульдозеры тяговых классов 10-15 и 25 тонн, трубоукладчики, колесные погрузчики грузоподъемностью от 3 до 7 тонн.

Источник фото: exkavator.ru»ЧТЗ-Уралтрак» основан в 1933 году

История еще одного старейшего предприятия «САРЭКС» начинается с военных лет, когда был создан завод по ремонту двигателей грузовиков (1943 г.). Сборка экскаваторов была налажена лишь в 1959 году. Сегодня «САРЭКС» производит шасси, трактора и мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ.

Источник фото: tplants.info»Сарэкс» выпускает тракторы марки «Агромаш» и МКСМ 800/1000/1200А

Не такой богатой историей, но немаленькими успехами может похвастаться завод «Промтрактор». Свой первый бульдозер Т-330 он выпустил в 1975 году (тогда предприятие носило название «Чебоксарский завод промышленных тракторов»). Сегодня под брендом ЧЕТРА, который появился только в 2002 году, на данной площадке производятся бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы, погрузчики. Стоит сказать, что «САРЭКС» и «Промтрактор» входят в состав «Концерна «Тракторные заводы» .

Источник фото: chetra.ruМодернизированная модель бульдозера Т6

На отечественном рынке известны также предприятия «Дормаш» и АО «ПО ЕлАЗ». Первый в 2015 году отметил свой 60-летний юбилей. Сейчас под маркой «Дормаш» можно встретить автогрейдеры всех сегментов, бульдозеры, фронтальные погрузчики.

Источник фото: orel-dormash.ruЗа всю свою историю «Дормаш» произвел и реализовал 47 тыс. автогрейдеров

Смотрите Все объявления о продаже землеройной техники

«ПО ЕлАЗ», созданное 32 года назад, сегодня может похвастаться лицензионным выпуском турецких экскаваторов-погрузчиков под брендом «ELAZ-BL». В 2013 году было подписано соглашение с компанией Cukurova, согласно которому отечественное предприятие получило исключительное право на использование технологий для производства и дальнейшую реализацию ЭП. На российском заводе производится также лицензионная сборка тракторов «Беларус-1221» и «МТЗ-82». Помимо этого, продукция «ПО ЕлАЗ» представлена широкой линейкой коммунальных и дорожно-строительных машин на базе белорусских тракторов и различных шасси грузовых автомобилей.

Источник фото: elaz.ruЭкскаватор-погрузчик «ELAZ-BL 880»

Пожалуй, самыми молодыми предприятиями являются «ДСТ-УРАЛ» (2000 год основания) и «Эксмаш» (2005 г.), входящее в группу компаний UMG. Последнее расчитано на производство 450-600 машин в год в зависимости от вида техники (колесные и гусеничные экскаваторы, промышленные перегружатели). Основная продукция завода «ДСТ-УРАЛ» — это бульдозеры, трубо- и кабелеукладчики, тракторы и сваебойные машины.

Источник фото: umg.ruВ 2017 «Эксмаш» представил новинку в классе 28 тонн — экскаватор E280C

Отдельного внимания заслуживает совместное российско-американское предприятие «РМ-Терекс». Оно было образовано весной 2012 года, когда промышленная группа «Базовый элемент» начала сотрудничать с многоотраслевым концерном Terex Corporation. Сегодня «РМ-Терекс» занимает лидирующие позиции на рынке спецтехники России. Вся продукция компании (экскаваторы, погрузчики, автогрейдеры, карьерные самосвалы и пр.) собирается на различных отечественных заводах («Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Заволжский завод гусеничных тягачей» и др.).

Источник фото: rm-terex.ruАвтогрейдер Terex TG200 выпускается на заводе «Брянский арсенал»