Форма заявления р26001

НОВЫЕФОРМЫ.РФ

Закрытие ИП 2020 самостоятельно, бесплатно, пошаговая инструкция, форма Р26001 образец заполнения


Данная статья поможет Вам закрыть ИП самостоятельно без оплаты услуг юриста и нотариуса. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (ликвидация ИП) осуществляется в той же налоговой инспекции, где происходила регистрация. 

Закрыть ИП с долгами можно!

Ранее закрытие ИП не производилось без погашения долгов и предоставления в налоговую справки из пенсионного фонда об отсутствии задолженности. Теперь, в случае если Вы не предоставите справку из ПФР, налоговая самостоятельно получит данные сведения путём межведомственного запроса в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме (ст. 22.3 ФЗ N 129-ФЗ). Таким образом, непредоставление справки из ПФР при подаче заявления на закрытие ИП не является осованием для отказа в государственной регистрации. Однако, если имеется задолженность, то следует понимать, что она никуда не исчезнет, и после закрытия ИП будет числиться за Вами, как за физическим лицом.

Внимание!

— Если у ИП были сотрудники, то перед подачей в налоговую заявления о прекращении деятельности ИП всё же необходимо обратиться в ПФР и ФСС для сдачи отчетности и уплаты взносов.

— Получить справку из ПФР и урегулировать вопросы задолженности по взносам можно в территориальном управлении Пенсионного фонда по месту жительства ИП. Адреса территориальных управлений можно уточнить на официальном сайте ПФР.

Давайте определимся, какие документы нам необходимо подать в налоговый орган, чтобы закрыть ИП:

1. Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001;

2. Квитанция на оплату госпошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.



Закрытие ИП 2020 пошаговая инструкция:

1. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — форма Р26001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец заполнения формы Р26001 2020 с пояснениями. Для просмотра образца и дальнейшей распечатки сформированной госпошлины Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader.

Внимание!

— В случае заполнения формы заявления вручную — заполнение осуществляется ручкой с чернилами черного цвета заглавными печатными буквами. Заполнение с использованием программного обеспечения должно выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

— Заверять свою подпись на заявлении у нотариуса при личной подаче документов на госрегистрацию закрытия ИП не нужно (ФЗ N 129-ФЗ, Глава III, ст.9, пкт.1.2, второй абзац).

— При личной подаче документов на госрегистрацию закрытия ИП подпись заявителя ставится только в присутствии налогового инспектора.


2. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет сервис ФНС по уплате госпошлины, распечатываем и оплачиваем (160р) без комиссии в любом банке. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю листа заявления Р26001 простой скрепкой или степлером.

Данный сервис также позволяет воспользоваться услугой безналичной электронной оплаты. С 11 марта 2014г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 139н из которого следует, что непредоставление документа об уплате государственной пошлины не является основанием для отказа в регистрации, запросить его налоговый орган может в информационной системе о государственных и муниципальных платежах самостоятельно. Таким образом Вы можете исключить поход в банк, оплатив госпошлину, например, через Qiwi кошелек.

3. Идем в налоговую, взяв с собой паспорт, и подаем наш пакет документов (заявление Р26001 — 1шт., оплаченная госпошлина — 1шт.) инспектору в окошко регистрации. На заявлении ставим подпись заявителя в присутствии налогового инспектора. Получаем с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Отслеживать состояние готовности документов можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

4. Через неделю (5 рабочих дней) идём с паспортом и распиской в налоговую и получаем лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), свидетельствующий о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Хотите подготовить документы на закрытие ИП, но нет желания разбираться в тонкостях заполнения формы Р26001 и боитесь получить отказ? Тогда новый онлайн сервис по подготовке документов от нашего партнера поможет Вам подготовить все необходимые документы на закрытие ИП без ошибок всего за 950 рублей! В стоимость входит проверка документов юристом. Вы будете уверены, что все документы подготовлены правильно, юрист вышлет Вам результаты проверки, рекомендации и замечания. Всё это в течение одного рабочего дня.

С требованиями к прекращению деятельности ИП можно также ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Форма Р26001

Обновление: 15 января 2020 г.

Если предприниматель принял решение прекратить предпринимательскую деятельность, то ему следует сняться с учета в налоговой инспекции. Иначе ему придется платить фиксированные страховые взносы за себя независимо от того, получает он доход или нет (п. 5 ст. 430 НК РФ). Рассмотрим, какое заявление нужно подать для регистрации прекращения деятельности в качестве ИП. В конце консультации вы сможете скачать бесплатно бланк заявления по форме Р26001.

Для снятия с учета в ИФНС в качестве предпринимателя подается заявление по форме Р26001 (Приложение N 15 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Это заявление предприниматель подает в регистрирующую ИФНС (п. 1.5 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

  • или лично;
  • или по почте ценным письмом с описью вложения, но тогда подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариусом;
  • или через представителя по доверенности. Но тогда подпись предпринимателя также придется предварительно заверить у нотариуса. К заявлению нужно будет приложить нотариально удостоверенную доверенность на представителя или ее нотариально заверенную копию.

Также можно подать заявление:

  • через МФЦ;
  • через нотариуса. В этом случае придется заплатить нотариусу вознаграждение за технические услуги;
  • в электронном виде через Интернет, но тогда необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

Для подачи заявления через сайт ФНС можно воспользоваться сервисом.

Кстати, с помощью этого сервиса заявление Р26001 можно заполнить онлайн, распечатать, а затем подать в налоговую инспекцию вышеуказанным способом.

Госпошлина при закрытии ИП

При регистрации прекращения деятельности предпринимателю придется уплатить госпошлину в размере 160 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Но если подавать заявление в электронном виде через сайт ФНС, Единый портал госуслуг, МФЦ или нотариуса, то госпошлину платить не придется.

Срок снятия с учета

После подачи предпринимателем заявления по форме Р26001 его должны снять с учета в качестве предпринимателя в течение 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Предпринимателю выдается лист записи ЕГРИП по форме Р60009.

Можно самостоятельно проверить, сняла ли инспекция предпринимателя с учета в качестве предпринимателя, получив выписку из ЕГРИП на сайте ФНС.

Форма Р26001: скачать бланк

Заявление Р26001 скачать бесплатно в 2019-2020 можно

Об утверждении форм налоговых заявлений

В соответствии со статьей 206 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые формы налоговых заявлений:

1) о проведении налоговой проверки согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) о прекращении деятельности согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) налогоплательщика (налогового агента) об отзыве налоговой отчетности согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета на основании международного договора об избежании двойного налогообложения согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) на получение подтверждения налогового резидентства согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) на получение справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) о постановке на регистрационный учет согласно приложению 8 к настоящему приказу;

9) о снятии с регистрационного учета согласно приложению 9 к настоящему приказу;

10) о регистрационном учете лица, занимающегося частной практикой согласно приложению 10 к настоящему приказу;

11) о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 11 к настоящему приказу;

12) о регистрационном учете электронного налогоплательщика согласно приложению 12 к настоящему приказу;

13) о возврате налога на добавленную стоимость, уплаченного по товарам, работам, услугам, приобретаемым за счет средств гранта, согласно приложению 13 к настоящему приказу;

14) на получение выписки из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам согласно приложению 14 к настоящему приказу;

15) на проведение зачета и (или) возврата налогов, платежей в бюджет, таможенных платежей, пеней, процентов и штрафов согласно приложению 15 к настоящему приказу;

16) о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе согласно приложению 16 к настоящему приказу;

17) о снятии с учета контрольно-кассовой машины согласно приложению 17 к настоящему приказу;

18) об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат согласно приложению 18 к настоящему приказу;

19) по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость согласно приложению 19 к настоящему приказу;

20) об исполнении обязательств, возникших при эксплуатации контрольно-кассовой машины, согласно приложению 20 к настоящему приказу.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.06.2018 № 638 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан согласно приложению 20 к настоящему приказу.

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательстве порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов
Приложение 1
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 2
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 3
к приказу Министра финансов Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 4
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 5
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 6
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 7
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 8
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 1
к налоговому заявлению
о постановке
на регистрационный учет

Приложение 2
к налоговому заявлению
о постановке
на регистрационный учет

Приложение 9
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 10
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 11
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
Форма

Сноска. Форма в редакции приказа Министра финансов РК от 29.06.2018 № 638 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 12
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 13
к приказу Министра финансов Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 14
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 15
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
Форма

Сноска. Приложение 15 в редакции приказа Министра финансов РК от 27.12.2018 № 1115 (вводится в действие с 01.01.2019).

Приложение 16
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 17
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма

Приложение 18
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
Форма
Приложение 19
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160
форма
Приложение 20
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160

Сноска. Приказ дополнен приложением 20 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 29.06.2018 № 638 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Форма
Приложение 20
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 12 февраля 2018 года № 160

Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства финансов Республики Казахстан

1. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10175, опубликованный 9 апреля 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет»).

2. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года № 660 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12625, опубликованный 19 января 2016 года в информационно-правовой системе «Әділет»).

3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 декабря 2015 года № 681 «О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12919, опубликованный 2 февраля 2016 года в информационно-правовой системе «Әділет»).

4. Приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 14 июля 2016 года № 371 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14086, опубликованный 25 августа 2016 года в информационно-правовой системе «Әділет»).

5. Пункт 1 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года № 618 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» и признании утратившим силу приказа Министра финансов Республики Казахстан от 24 декабря 2015 года № 678 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) и признании утратившим силу приказа Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 598 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14626, опубликованный 11 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

6. Подпункт 2) пункта 1 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 700 «О внесении изменений в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14769, опубликованный 20 февраля 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

7. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2017 года № 200 «О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15058, опубликованный 11 мая 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Поэтапное закрытие ИП.

  1. Необходимо заполнить Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. (Важно: Не подписывать его дома. Подписание заявления осуществляется в присутствии нотариуса или должностного лица налогового органа).
  2. Оплатить госпошлину за закрытие ИП в банке по квитанции.
  3. Нарочно относите заявление вместе с квитанцией в налоговый орган;
    либо направляем его и квитанцию по почте с описью предварительно заверив заявление о закрытии ИП у нотариуса.
    В обоих случаях Вам будет выдана расписка в получении от Вас документов.
    Так же в обеих случаях необходимо иметь с собой паспорт.
  4. На 6-ой день после подачи документов о закрытии ИП, Вы получите выписку из ЕГРИП о прекращении Вами предпринимательской деятельности или мотивированный отказ.

Основания для отказа в регистрации прекращения деятельности определены в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Правила которые необходимо помнить при заполнении Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

  1. В одной клетки допустимо написание только одного символа.
  2. При заполнении заявления в электронном виде, все символ должны быть написаны ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
  3. При заполнении заявления ручкой допускается написание только ЗАГЛАВНЫМИ печатными буквами, чернилами черного или синего цвета. В незаполненных клетках необходимо ставить прочерки.
  4. Заявление подписывается только в присутствии работника налогового органа или нотариуса.

Популярные вопросы при закрытии ИП

  • Можно ли закрыть ИП с долгами?
    — Можно
    В настоящий момент закрыть ИП можно несмотря на наличие долгов, но при этом необходимо помнить, что факт закрытия ИП с долгами, не освобождает Вас от уплаты этих долгов, в любом случае они останутся на Вас как на физическом лице и платить их всё равно придется.
  • Можно ли закрыть ИП без моего присутствия?
    — Можно
    Для закрытия ИП без Вашего присутствия необходимо правильно сформировать Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и заверить его у нотариуса. Далее либо Ваш представитель относит заявление с доверенностью, либо Вы сами отправляете его по почте заказным письмом с описью.
  • Какие документы нужны для закрытия ИП?
    — Для закрытия ИП необходимо:
    1. Заявление по форме № Р26001 (о закрытии ИП)
    2. Квитанция об оплате госпошлины
    3. Ваш паспорт

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:

1. Наблюдение.

Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.

Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.

Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.

Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.

На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.

2. Финансовое оздоровление.

Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.

На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
  • о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.

3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).

Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.

Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.

В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.

Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Конкурсное производство.

Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.

Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.

Сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию в официальном издании, определенном правительством Российской Федерации.

Конкурсный управляющий обязан:

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
  • уведомить работников о предстоящем увольнении;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • сформировать конкурсную массу (имущество).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Антикризисное управление

Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.

Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).

Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.

2. Коэффициент автономии:

К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.

3. Коэффициент маневренности:

К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.

4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:

К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:

К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.

6. Долг к капитализации:

Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.

7. Коэффициент финансовой стабильности:

К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.

8. Коэффициент абсолютной ликвидности:

К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.

9. Коэффициент ликвидности:

Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.

10. Коэффициент текущей ликвидности:

К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.

Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.

Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.

Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).

Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.

Пример

ООО «Альфа» производит автомобили, предоставляет услуги по их ремонту и техническому обслуживанию, а также проводит научно-исследовательскую работу в области методических рекомендаций по ремонту автомобилей и их составных частей, разработке новейших методик в области диагностики их состояния.

Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исходные данные для анализа вероятности банкротства предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.

Показатель

Строка бухгалтерской отчетности

Значение показателя 2013 г., тыс. руб.

Значение показателя 2014 г., тыс. руб.

Значение показателя 2015 г., тыс. руб.

Значение показателя 2016 г., тыс. руб.

Долгосрочные обязательства

1400 ф. 1

Краткосрочные обязательства

1500 ф. 1

12 879

18 959

40 420

46 741

Собственный капитал

1300 ф. 1

12 872

22 142

Валюта баланса

1700 ф. 1

24 642

23 912

53 292

68 883

Внеоборотные активы

1100 ф. 1

Запасы

1210 ф. 1

17 083

16 774

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1220 ф. 1

Оборотные активы

1200 ф. 1

24 537

23 159

46 863

63 179

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250 ф. 1

33 215

Финансовые вложения

1170 ф. 1

Дебиторская задолженность

1230 ф. 1

18 167

26 158

29 286

Кредиторская задолженность

1520 ф. 1

12 879

18 959

39 770

42 391

Прибыль до налогообложения

2300 ф. 2

11 759

12 454

Выручка

2110 ф. 2

15 324

37 695

79 420

188 537

Рассчитаем значения показателей финансовой устойчивости и ликвидности для ООО «Альфа» за четыре года (табл. 2).

Таблица 2. Расчет показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.

Наименование показателя

Нормативное значение, %

Значение показателя 2013 г., %

Значение показателя 2014 г., %

Значение показателя 2015 г., %

Значение показателя 2016 г., %

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

735,1

644,64

314,01

211,1

Коэффициент автономии

7,11

12,3

24,15

32,14

Коэффициент маневренности

50–60

94,01

74,19

50,05

74,24

Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами

27,67

12,75

38,38

2424,48

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами

6,71

9,42

13,75

26,02

Долг к капитализации

Коэффициент финансовой стабильности

7,11

12,3

24,15

32,14

Коэффициент абсолютной ликвидности

3,31

10,36

9,71

71,08

Коэффициент ликвидности

80–100

144,37

31,95

74,43

133,73

Коэффициент текущей ликвидности

190,52

122,15

115,94

135,17

Вывод

Наблюдается положительная тенденция уменьшения соотношения заемных средств к собственным из года в год, что свидетельствует об улучшении финансовой стабильности анализируемого предприятия.

Предприятие зависит от заемного капитала — коэффициент автономии во все рассматриваемые периоды ниже нормативного значения.

Отметим тенденцию увеличения значений показателя, что в целом положительно характеризует финансовую политику предприятия.

Значение коэффициента маневренности во все отчетные периоды превышает нормативное значение.

Значение коэффициента обеспеченности собственными материальными оборотными активами с 2013 по 2015 гг. ниже нормативного значения, что говорит о том, что величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности и собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов. Но в 2016 г. показатель резко возрастает за счет сокращения размера запасов.

Значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами в 2013–2014 гг. ниже нормы, что свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса.

Предприятие можно назвать неплатежеспособным, кроме того, низкое значение данного коэффициента говорит о том, что большая часть оборотных активов предприятия сформирована за счет заемных источников.

Но начиная с 2015 г. значение коэффициента становится выше нормативного, что свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и о возможности проводить независимую финансовую политику.

Значения коэффициента абсолютной ликвидности в 2013–2015 гг. не удовлетворяют нормативному значению, предприятие не могло сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

В 2016 г. значения показателя достигли норматива, и можно сделать вывод, что ежедневно подлежали погашению 70 % краткосрочных обязательств ( очень хороший показатель).

Значение коэффициента ликвидности удовлетворяет нормативному только в 2013 и 2016 гг. На 2016 г. предприятие обладает высокой способностью выполнять краткосрочные обязательства за счет быстрореализуемых активов. Значение коэффициента текущей ликвидности не удовлетворяет нормативному ни в один из анализируемых периодов, данный коэффициент показывает превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательства, которое обеспечивает резервный запас для компенсации убытков.

Предприятие обладает достаточной платежеспособностью и способно частично наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Рассмотрим модель диагностики вероятности банкротство Э. Альтмана.

Отметим, что ориентирована она на зарубежные страны, где абсолютно другая налоговая система, другие темпы инфляции и т. д.

В России она применяется в отношении акционерных обществ, акции которых имеют высокую рыночную стоимость.

Итак, пятифакторная модель Э. Альтмана, также называемая индексом кредитоспособности:

Z5 = 0,717К1 + 0,847К2 + 3,107К3 + 0,42К4 + 0,995К5,

Если Z < 1,8 — очень высокая вероятность банкротства,

1,81 < Z < 2,7 — высокая вероятность,

2,71 < Z < 2,99 — возможная вероятность банкротства,

Z > 3,0 — очень низкая вероятность банкротства.

Обратите внимание!

Нормативные значения в этой модели рассчитаны исходя из финансовых условий, сложившихся в США. Следовательно, она не адаптирована для российских условий, поэтому ее применение на практике возможно лишь в качестве дополнительного инструмента оценки кредитоспособности предприятия.

Рассчитаем значения показателей (табл. 3).

Таблица 3. Расчет показателей для пятифакторной модели Э. Альтмана

Как видим, с 2013 по 2015 гг. вероятность банкротства была очень высокой, одна из основных причин — зависимость предприятия от заемных источников финансирования. Но на конец 2016 г. вероятность банкротства ООО «Альфа» низкая.

На конец 2016 г. предприятие находится в достаточно стабильном положении. Но были обнаружены и проблемные зоны, в первую очередь — проблемы с заемным капиталом.

Мы рекомендуем

Чтобы предприятие было платежеспособным, необходимо:

1) сокращать долю заемного капитала;

2) анализировать расходы и составлять графики платежей (наиболее важные — платежи за сырье, материалы и комплектующие изделия, чтобы не останавливать производственный цикл, и расчеты по оплате труда);

3) анализировать причины снижения объема производства и обоснованность общехозяйственных расходов, в том числе расходов на административно-управленческий аппарат;

4) разработать программу улучшения финансового состояния предприятия.

Улучшить финансовое состояние могут реструктуризация отдельных подразделений, контроли расходов и их сокращение, изменение структуры себестоимости продукции, сокращение номенклатуры продукции или смена сегмента, а также улучшение маркетинговой деятельности.

📌 Реклама Отключить