Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии

Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации

Налоговая ответственность за уже несуществующую ООО всем своим имуществом с 28 июня 2017 года становится реальностью.

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:

  • «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • «О несостоятельности (банкротстве)».

Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.

Какие изменения вносит № 488-ФЗ?

Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании. Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.

Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.

Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.

Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

  • учредителей;
  • директора;
  • членов совета директоров;
  • управляющего;
  • управляющей компании;

а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.

Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара. Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.

И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.

И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.

Главный вывод для бизнеса

На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.

Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.

Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.

Вот такой он, закон №488-ФЗ.

Краткие итоги

Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.

ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.

Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.

Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.

Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.

Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.

На этом всё, спасибо за внимание.

В списках не значатся: какие компании и ИП исключат из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в 2020 году

Что грозит предпринимателям за исключение из госреестров

    Поделиться:

Прекращение деятельности, непредоставление отчётности и обнаружение налоговиками недостоверных сведений о компании или ИП угрожают предпринимателям исключением из госреестров – ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Рассказываем, при каких условиях компании и ИП подлежат исключению из госреестров в 2020 году.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих организаций

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратившие деятельность организации могут быть исключены из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению налогового органа.

Прекратившими деятельность считаются организации, которые одновременно отвечают следующим условиям:

  • в течение последних 12 месяцев не представляют налоговую отчётность;
  • в течение последних 12 месяцев не осуществляют операций ни по одному банковскому счёту.

В отношении таких организаций налоговая инспекция принимает решение об их исключении из ЕГРЮЛ и в течение 3 дней публикует соответствующее решение в «Вестнике государственной регистрации». Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ здесь публикуются и сведения о порядке и сроках направления заявлений и возражений заинтересованных лиц.

При этом решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у инспекции сведений о возбуждении в отношении организации производства по делу о банкротстве (ст. 22 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Если организация не согласна с предстоящим исключением из реестра, она должна направить в ИФНС документы, подтверждающие факт сдачи налоговой отчётности или осуществления операций по банковским счетам. При сдаче отчётности или осуществлении операций хотя бы по одному счёту организация не может считаться прекратившей деятельность и, соответственно, не подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

На то, чтобы опровергнуть сведения о прекращении деятельности, у компании есть 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. По истечении этого срока организацию исключат из ЕГРЮЛ, и тогда действия налоговиков можно будет оспорить только в судебном порядке.

Руководители и учредители недействующей организации, исключённой из ЕГРЮЛ по решению ИФНС, в течение 3 лет со дня исключения не смогут зарегистрировать новую организацию (ст. 22 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ за недостоверность сведений

Ещё одним основанием для исключения организации из ЕГРЮЛ по решению налоговиков является недостоверность сведений, содержащихся в реестре (п. 5 ст. 21.1 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). К таким сведениям относятся:

  • сведения о паспортных данных руководителя организации;

  • сведения об учредителях (участниках) организации;

  • сведения о юридическом адресе организации.

Если инспекция установит, что какие-либо из вышеперечисленных сведений не соответствуют действительности, в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности информации об компании. Исправить сведения, в частности предоставить достоверные сведения об учредителе, руководстве и адресе регистрации, организация должна будет в течение 6 месяцев со дня внесении в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности сведений.

В противном случае ИФНС примет решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Если в течение 3 месяцев с момента публикации данного решения в «Вестнике государственной регистрации» от организации не поступит никаких возражений и заявлений, обосновывающих неправомерность решения ИФНС, организацию исключат из реестра.

Своевременно узнать, имеется ли в отношении организации отметка о недостоверности сведений, можно в разделе сайта ФНС России. Здесь вводится наименование юрлица, ОГРН/ИНН и защитный код. Отметка о недостоверности сведений проставляется в строке «Дополнительные сведения» полученного файла с информацией об организации.

Опять же, если в отношении организации возбуждено дело о банкротстве, такая организация не исключается из ЕГРЮЛ по решению налоговиков даже при наличии отметки о недостоверности сведений (ст. 22 федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

При этом руководители и учредители организаций, в отношении которых была внесена отметка о недостоверности сведений, в течение 3 лет с момента внесения такой отметки в ЕГРЮЛ не смогут регистрировать новые организации.

Исключение из ЕГРИП недействующих ИП

С 1 сентября 2020 года налоговые органы получат право на исключение из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) прекративших деятельность ИП (федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».

ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:

  • с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев или ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчётность;
  • ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

При наличии этих двух условий (несдача отчётности и долг по налогам) ИФНС примет решение об исключении недействующего ИП из ЕГРИП. Решение в течение 3 дней публикуется в «Вестнике государственной регистрации» вместе со сведениями о порядке и сроках направления заявлений и возражений.

Представить доказательства сдачи налоговой отчётности, а также погашения задолженности по налогам можно в течение месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего ИП.

Если в течение месяца никаких заявлений в ИФНС не поступит, ИП исключат из реестра, внеся в него соответствующую запись (п. 7 ст. 1 федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ).

При этом физлица, исключенные из ЕГРИП на основании решения налоговой инспекции, в течение 3 лет с момента исключения не смогут повторно оформить статус ИП.

На обжалование исключения ИП из ЕГРИП отводится 1 год. Обжаловать исключение сможет сам предприниматель, его кредиторы, а также иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются подобным исключением.

«Первоочередным» кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

На основании статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 — Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

📌 Реклама Отключить

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие — ликвидация налогоплательщика.

📌 Реклама Отключить

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обратите внимание!

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

📌 Реклама Отключить

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

📌 Реклама Отключить

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

📌 Реклама Отключить

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

📌 Реклама Отключить

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 Гражданского кодекса.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен пунктом 4 статьи 49 НК РФ. *

*4. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Положениями абзаца 1 пункта 4 статьи 49 НК РФ установлено, что в случае если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. 📌 Реклама Отключить

Из положений абзаца 2 и 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

📌 Реклама Отключить

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.*

*Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Платит ли налоговая инспекция налоги?

Как не смешно или парадоксально это бы не звучало, но налоговые инспекции тоже платят налоги. В этом смысле они ничуть не отличаются от прочих юридических лиц – предприятий, учреждений, ООО-шек и прочих.

Единственной «привилегией» налоговых инспекций является освобождение от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в суде (как, впрочем, и иных органов государственной власти). Всё. Других льгот в налогообложении ФНС не имеет.

Само собой, налоговые инспекции не ведут коммерческую деятельность и не получают доходов. Но, во-первых, некоммерческие организации и учреждения от налогообложения не освобождаются. А во-вторых, уплата далеко не всех налогов связана именно с ведением деятельности и получением прибыли.

Так что, учитывая специфичность деятельности налоговых органов, налоги на прибыль или там НДС они, конечно, не платят. Не платят и не могут платить они и НДПИ или, скажем, сборы за пользование животным миром. Но вот налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги – за милую душу. Ведь налоговые инспекции имеют здания, в которых они располагаются, и земельные участки, на которых эти здания стоят, и автомобили.

Как все работодатели, налоговые инспекции уплачивают и страховые взносы. А как же иначе? Ведь работают там люди, а не роботы, и они нуждаются в пенсиях, пособиях по больничным и медицинском обслуживании.

И разумеется, налоговые инспекции перечисляют в бюджет НДФЛ за своих работников. От этой обязанности работодателя налоговые органы ну никак не освобождены.

Проверяют ли налоговые инспекции? А как же!

Уплачивая налоги и взносы, бухгалтера налоговых инспекций и декларации предоставляют, и справки 2-НДФЛ, и расчеты по страховым взносам. И их, конечно же, проверяют. И никаких привилегий они при этом не имеют: и форматы проверки, и её порядок, и сроки – абсолютно такие же.

Вот с выездными проверками дело состоит несколько сложнее. Чисто теоретически этому ничего не мешает (не запрещено в принципе). Юридически начальнику налоговой инспекции выносить решение на самого себя несколько… странно. Но это не означает, что проверок вовсе нет.

Выездные проверки с успехом заменяют так называемые внутренние аудиторские проверки. Проводят их работники управлений ФНС по региону раз в три года (а могут и из другого региона заехать, чтобы уж совсем незаинтересованные были). Могут быть эти проверки и тематическими, и комплексными (всё, как и выездные у других предприятий).

Что такая проверка из себя представляет? А вы представьте себе, что вашу организацию одновременно проверяют налоговики, прокуратура, пожарники, СЭС и полиция (сразу и по всем направлениям)! А ещё шерстят все ваши документы, причём и с точки зрения норм права, и с точки зрения соблюдения норм делопроизводства, орфографии и пунктуации. А ещё некая служба безопасности трясёт ваших сотрудников на предмет, не сболтнули ли чего конкурентам из-за чего фирма (возможно) убытки понесла. А еще рядом маячит отдел по защите прав потребителей: вдруг кто-то вашей работой из поставщиков или потребителей недоволен… представили?

Проверяют аудиторы у налоговых инспекций и финансовую деятельность, в том числе и правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления налогов и взносов. И «прилетит» если что и бухгалтеру, и начальнику не просто лишении премии или там штраф, а «потери бюджета» или «коррупция» и увольнение с формулировкой «за утрату доверия».

Новости компании

Уважаемые клиенты!

Напоминаем Вам об окончании очередного налогового периода – календарного 2018 года. АО «ФИНАМ», являясь Вашим налоговым агентом (для клиентов – физических лиц), обязано исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами, по операциям РЕПО и займа ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам (в соответствии со статьей 226.1 Налогового Кодекса РФ). В течение января 2019 года налоговым агентом будет удерживаться налог из остатка рублевых денежных средств, находящихся на клиентском счете.

Во избежание недоразумений просим Вас обратить внимание на несколько важных моментов, которые в связи с этим следует учесть.

Налоговая база определяется отдельно:

  • по доходам в виде дивидендов;
  • в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года;
  • по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (прим. «ФИНАМ»: все ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже (ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» и ПАО «Санкт-Петербургская биржа»); инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании, ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах при наличии рыночной котировки)
  • по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг
  • по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке (прим. АО «ФИНАМ»: опционы, фьючерсы, обращающиеся на организованном рынке);
  • по операциям с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке (прим. АО «ФИНАМ»: только внебиржевые опционы);
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценными бумагами;
  • по иным доходам;
  • по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Исчисление налога производится исходя из доходов, уменьшенных на сумму произведенных и документально подтвержденных расходов, по операциям, проводимым через АО «ФИНАМ» как налогового агента. Сальдирование доходов (убытков), полученных по операциям, проводимым через другого налогового агента, АО «ФИНАМ» при расчете налоговой базы и суммы налога к удержанию не производится.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что налоговый агент не учитывает при расчете налоговой базы сумму убытка, полученного за предыдущий налоговый период. Такой убыток учитывается клиентом самостоятельно при подаче налоговой декларации.

В случае выплаты налоговым агентом денежных средств клиенту с его клиентского счета или в случае вывода ценных бумаг на счет депо, открытого на другое лицо (при смене собственника), без зачисления полученных денежных средств клиентом на клиентский счет и предоставления основания проведения такой операции (например, договор купли-продажи) (далее – «доход в натуральной форме) в течение налогового периода налог исчисляется следующим образом:

Если сумма налога в отношении финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом, превышает сумму текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме – в оценке суммы произведенных расходов на приобретение выводимых ценных бумаг), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы текущей выплаты в очередности, установленной Регламентом брокерского обслуживания или соглашением сторон.

Если сумма налога в отношении финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом, не превышает суммы текущей выплаты денежных средств (дохода в натуральной форме – в оценке суммы произведенных расходов на приобретение выводимых ценных бумаг), налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом с суммы рассчитанного нарастающим итогом финансового результата в очередности, установленной Регламентом брокерского обслуживания или соглашением сторон.

При выплате денежных средств клиенту с его клиентского счета более одного раза в год расчет суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее исчисленных и удержанных сумм налога.

Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2014 года налоговым агентом по выплатам дохода по акциям (дивидендам) является АО «ФИНАМ». Размер налога на дивиденды определяется депозитарием в соответствии с налоговым законодательством. Налоговая ставка, начиная с 01.01.2015, составляет 13% (для налоговых резидентов РФ) или 15% (для налоговых нерезидентов РФ).

C 01.01.2018 в соответствии со ст. 214.2 НК РФ в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. Налоговая ставка составляет 35% для налоговых резидентов РФ и 30% для налоговых нерезидентов РФ.

АО «ФИНАМ» как налоговый агент обязано удерживать налог за 2018 год с клиентского счета только до 31 января 2019 года (включительно). Если до этого момента налоговый агент (АО «ФИНАМ») не смог удержать налог (ввиду отсутствия денежных средств на счёте клиента), то клиент будет вынужден самостоятельно уплатить налог. Списание денежных средств для уплаты налога в увеличение задолженности по денежным средствам клиента перед брокером (списание налога в увеличения «плеча») невозможно.

Для удержания денежных средств в счёт уплаты НДФЛ будет производиться ежедневный мониторинг всех клиентских счетов Клиента в течение января. В случае наличия остатка денежных средств на любом из клиентских счетов денежные средства будут удержаны в счёт уплаты НДФЛ. Денежные средства для уплаты налога будут удержаны даже в случае наличия коротких позиций на Фондовом рынке, а также будут удержаны из суммы ГО (Гарантийного обеспечения) на Срочном рынке. В этих случаях размер собственных средств может стать меньше величины требуемого гарантийного обеспечения, что может привести к принудительному закрытию позиций. Во избежание неприятных ситуаций просим Вас уточнить сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате. Для получения сведений о предварительном расчете налога за 2018 год, Вы можете воспользоваться сервисом в Личном кабинете. Для заказа предварительного расчета налога необходимо зайти в раздел «Услуги», далее выбрать подраздел «Налоги, Выписки, Справки» и подать заявку на «Предварительный расчет НДФЛ». Информация о предварительном расчете налога будет обработана в течении нескольких минут и размещена в разделе «Отчетность/История операций». Обращаем Ваше внимание на то, что результаты расчета носят предварительный характер и могут отличаться от фактического расчета финансового результата для целей налогообложения.

Так же сообщаем Вам о том, что в Личном кабинете реализована возможность заказа справки по форме 2-НДФЛ. Для ее заказа необходимо зайти в раздел «Услуги» (раздел «Налоги, Выписки, Справки») и подать поручение на «Заказ справки 2-НДФЛ». При этом необходимо будет указать налоговый период, за который Вы хотите получить справку, а также способ ее получения. Обращаем Ваше внимание, что подать заявку на предоставление справки 2-НДФЛ за 2018 год можно не ранее марта 2019 года.

Получить информацию об итоговой сумме исчисленного НДФЛ за 2018 год, а также о сумме удержанного налога и сумме к удержанию Вы так же можете в Личном кабинете в разделе «Услуги» («Налоги, Выписки, Справки», пункт меню «Данные о налогах»). Данная информация будет доступна в первых числах января 2019 года.

  • Если в течение 2018 года Вы продавали ценные бумаги, которые были зачислены на Ваш счет в депозитарии АО «ФИНАМ», но при этом не предоставляли документы (или предоставили их не полном объеме), подтверждающих понесенные Вами расходы на приобретение этих ценных бумаг, то обязательно свяжитесь с Вашим менеджером или региональным Представителем компании и выясните, какие именно документы необходимо предоставить. Предварительно информацию о наличии или отсутствии полного комплекта документов, необходимых для расчёта дохода, Вы можете получить в Кабинете клиента в разделе «Услуги», далее раздел «Налоги, Выписки, Справки»), пункт меню «Подтверждение затрат на приобретение ценных бумаг». В соответствии с п. 14.5 Регламента брокерского обслуживания, клиент обязан предоставить брокеру документы, подтверждающие фактически произведенные клиентом расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг до конца текущего года (до 29 декабря 2018 года), за который брокером производится расчет налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами. В случае несвоевременного представления клиентом документов, подтверждающих расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг в срок, указанный выше, расчет налогооблагаемой базы будет производиться без учета этих расходов, что может повлечь значительное увеличение суммы налога. Обращаем Ваше внимание, что в случае предоставления документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на приобретение, реализацию и хранение введенных ценных бумаг, с нарушением указанного срока, АО «ФИНАМ» взимает штраф за пересчёт налоговой базы в связи с необходимостью возврата излишне удержанного налога. Размер такого штрафа установлен п. 29.11. Регламента брокерского обслуживания.

Особенности налогообложения по сделкам, заключенным в режиме «Т+2»

Операции по сделкам, заключенным в режиме «Т+2» квалифицируются как сделки с ценными бумагами, поэтому брокер является налоговым агентом. Обращаем Ваше внимание, что если сделка была заключена в одном налоговом периоде, а расчеты по ней (по условиям ее заключения) должны пройти в следующем налоговом периоде, то финансовый результат от таких сделок будет учитываться в следующем налоговом периоде. Если клиент заключит сделку на продажу имеющихся у него ЦБ 29 декабря 2018 года в режиме «Т+», то расчеты пройдут уже в следующем году, и финансовый результат по этим операциям будет относиться к 2019 году.

Отдельно обращаем внимание клиентов, осуществляющих операции на Срочном и Валютном рынках.

Налоговая база по срочным сделкам определяется как сумма доходов, полученных по совокупности операций с производными финансовыми инструментами (опционами, фьючерсами), совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы расходов по таким операциям. Расходы (включая премию по опциону) признаются в том налоговом периоде, в котором они были оплачены, независимо от того, что на конец налогового периода приобретенные опционы и (или) фьючерсы могут остаться в портфеле инвестора.

В отношении доходов, полученных в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты на Валютном рынке Московской Биржи, АО «ФИНАМ» не является налоговым агентом. Исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

Согласно ст. 230 Налогового Кодекса РФ АО «ФИНАМ», как налоговый агент, представляет в налоговый орган (по месту своего учета) сведения о доходах физических лиц, а также о сумме налога за истекший год, исчисленного, удержанного или переданного на взыскание в налоговые органы.

Возврат излишне удержанного налога осуществляется в течение 3 (трех) месяцев со дня получения соответствующего Заявления клиента.

Вниманию клиентов, являющихся гражданами иностранных государств. Если Вы претендуете на уплату налога на территории РФ по ставке для налоговых резидентов РФ, то Вам следует до окончания текущего года представить необходимые документы, подтверждающие факт Вашего нахождения на территории РФ более 183 дней в течение последних 12 месяцев. В противном случае НДФЛ будет рассчитываться по ставке для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. При этом пересчет налоговой базы по ставке для налоговых резидентов РФ при предоставлении документов после удержания налога налоговым агентом не производится. Возврат суммы налога в связи с приобретением статуса налогового резидента РФ осуществляется Вами самостоятельно путем подачи налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) вместе с документами, подтверждающими статус налогового резидента РФ.

Так же, напоминаем, что согласно статье 229 Главы 23 Налогового Кодекса РФ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, ОБЯЗАНЫ подать декларацию в налоговые органы по месту жительства в т.ч. следующие категории налогоплательщиков:

  • физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, — исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, — исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей, а также физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, не относящихся к азартным играм в букмекерской конторе и тотализаторе, — исходя из сумм таких выигрышей;
  • физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Согласно требованиям Налогового Кодекса РФ, Налоговую декларацию ОБЯЗАНЫ подавать все вышеуказанные физические лица, независимо от наличия налогового агента и полноты удержания налога на доходы физических лиц. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

При этом обращаем внимание, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 Налогового кодекса РФ (в том числе, если Вы претендуете на получение налогового вычета при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами).

Так же просим проверить на предмет актуальности свои контактные данные в Личном кабинете: адрес электронной почты, телефон и почтовый адрес. При необходимости Вы можете их изменить на актуальные данные.

В случае возникновения вопросов просим связываться с

Вашим менеджером в Москве

или

региональным представителем в Вашем городе.