Федеральный стандарт бухгалтерского учета

Содержание

Новые стандарты бухгалтерского учета: что и когда изменится

В статье разбираются изменения в трех стандартах:

  • Документы и документооборот в бухгалтерском учете
  • Бухгалтерский учет аренды
  • Запасы

В частности, изменения касаются того, как по новым правилам отражать арендованное имущество, как определять разницу между финансовой и нефинансовой арендой, как оценивать стоимость запасов, как исправлять документы бухгалтерского учета.

Сроки вступления в силу стандартов

Новые бухгалтерские стандарты готовятся уже несколько лет. Сейчас действует третья по счету программа – Приказ Минфина от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.».

Новые стандарты:

  • Запасы
  • Нематериальные активы
  • Аренда
  • Основные средства
  • Незавершенные капитальные вложения
  • Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)
  • Документы и документооборот в бухгалтерском учете
  • Доходы
  • Некоммерческая деятельность
  • Бухгалтерская отчетность
  • Участие в зависимых организациях и совместная деятельность
  • Расходы
  • Финансовые инструменты
  • Добыча полезных ископаемых

Стандарты, которые уже изменились:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (меняется сильно)
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (меняется незначительно)
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» говорится, что, если организация сталкивается с нерегламентированными элементами учета, она должна разработать их самостоятельно. Как это сделать?

В качестве ориентира можно использовать Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) либо отраслевые стандарты или рекомендации. Авторами таких рекомендаций могут быть разработчики проектов стандартов:

  • Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»
  • Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (периодически издает брошюры по различным участкам учета)
  • Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»

Проект стандарта «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Этот стандарт предназначен для всех, кроме госсектора. Под документооборотом здесь понимается движение документов бухгалтерского учета. Но налогообложения стандарт не касается (счета-фактуры, книги продаж и книги покупок регулируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Как должен быть составлен документ:

  • Документ должен быть составлен на русском языке, за исключением случаев, которые установлены данным стандартом. Документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык (п. 4 проекта стандарта).
  • Перевод не требует нотариального заверения. Важно, чтобы в организации был ответственный за качество перевода, при этом у него необязательно должен быть диплом переводчика. Имена этих сотрудников можно вписать в должностную инструкцию (п. 4 проекта стандарта).
  • Если законодательство или правила страны, в которой компания ведет деятельность за пределами РФ, требуют составления документов на языке данной страны, то документы составляются на иностранном языке (п. 5 проекта стандарта).

Как составлять записи в регистрах бухгалтерского учета

Такие записи нужно вести в рублях, вне зависимости от фактической валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности.

Если стоимость указана в иностранной валюте, записи производятся одновременно и в рублях, и в иностранной валюте.

Регистр должен содержать построчный перевод.

Если первичный документ составлен на иностранном языке, потому что его привезло подотчетное лицо, и на основании этих документов составляются бухгалтерские регистры, то они будут на русском языке.

Как составлять документы бухгалтерского учета

Если первичный документ составляется на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, он должен содержать указания на соответствующий оправдательный документ (п. 8). Например, авансовый отчет составляется на основании первичных документов: чеков, квитанций, билетов, посадочных талонов, счетов гостиниц и т.д.

Если дата составления первичного документа отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, такой документ должен содержать дату совершения факта хозяйственной жизни (п. 9). Например, акты по работам за апрель подписаны 4 мая. Дата окончания работ — 30 апреля, а дата подписания — 5 мая.

Что разрешает делать новый проект?

Все, что устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ, продолжает действовать. То есть остается право определять форму первичных документов, кроме банковских и кассовых. Стандарт «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» не устраняет те права, которые были ранее.

Первичным документом оформляются длящиеся факты хозяйственной жизни — начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов.

Если оформить нужно поставку товаров разными партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, нужно оформить таблицу с подписями разных материально-ответственных лиц и получить подпись каждого из них.

При создании первичных учетных документов субъект вправе оформлять длящиеся факты, например, амортизацию с периодичностью неделя или месяц.

Экономический субъект вправе:

  • оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным документом (п. 13);
  • оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью (сутки, неделя, месяц, квартал и т.д.);

То есть, если щебень привозят на стройку несколько раз в день, это можно оформлять одним приходным ордером. Однако в некоторых ситуациях, например, когда участвуют разные материально ответственные лица или разные склады, определенный факт хозяйственной жизни нужно оформлять разными документами.

Ответственность за подписанный документ несет тот, кто его подписал.

  • использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные в процессе работы экономического субъекта для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, госорганами, для управления экономическим субъектом.

Как исправлять документ бухгалтерского учета

Стандарт различает исправление документов в электронном виде и в бумажном виде.

Согласно п. 17 проекта, виды электронной подписи и допустимые способы исправления устанавливаются экономическим субъектом, но с учетом законодательства.

Внесение исправлений в электронный документ

Делаются таким образом, чтобы были понятны первоначальные записи и было ясно видно, на что они исправлены. Допустимо составление нового электронного документа (п. 21).

Внесение исправлений в бумажный документ

В бумажном документе нужно зачеркнуть неправильный текст или сумму и указать правильные данные над зачеркнутыми. Зачеркивать следует тонкой чертой, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Составлять новый бумажный документ нельзя (п. 23).

Исправление должно сопровождаться надписью «исправлено», подписью лиц, составивших документ, датой.

Документы хранятся в том виде, в которым они составлены. Если документы выбрасываются, перевод документов на бумажном носителе в электронный вид с целью хранения не допускается.

Проект стандарта «Бухгалтерский учет аренды»

В бухгалтерском учете аренды главным является разделение аренды на финансовую (неоперационную) и операционную. Термин «финансовая аренда» также используется в МСФО. Обычно под финансовой арендой понимают лизинг.

Отнесение к финансовой и нефинансовой аренде производится вне зависимости от того, что прописано в договоре. Стандарт применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) и иных сходных договорах условий, в соответствии с которыми имущество учитывается на балансе лизингодателя (арендодателя) или лизингополучателя (арендатора).

Сейчас, в соответствии с договором о лизинге, имущество учитывается либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. После вступления стандарта в силу имущество будет учитываться только на балансе лизингополучателя.

Кому нельзя применять этот стандарт

  • Участки недр для геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых и в международном, и в российском учете.
  • Биологические активы. В МСФО это такие растения, как овес или виноградная лоза, или животные, которые используются в сельском хозяйстве. В российском учете нет официального определения биологических активов, и животные, используемые в сельском хозяйстве, считаются «основным средством».
  • Результаты интеллектуальной деятельности и материальные носители, в которых эти результаты выражены (диски и другие носители).
  • Объекты концессионного соглашения.

Как классифицируются объекты учета аренды

Необходимо единовременное исполнение следующих условий:

  • Предмет аренды предоставляется на определенный срок (при этом в гл. 34 ГК РФ есть редко используемое понятие «бессрочная аренда», которое стандарт не учитывает) и может быть идентифицирован.
  • Арендатор имеет право получать экономические выгоды и определять способ использования предмета аренды в течение срока аренды.

По новому стандарту, как только приняты эти условия, договор аренды начинает действовать, даже если он еще не подписан.

Классификация объектов учета аренды производится на более раннюю из двух дат:

  • дату заключения договора аренды;
  • дату принятия сторонами обязательств в отношении основных условий аренды, упомянутых выше.

Повторная классификация объектов учета аренды производится только при изменении соответствующего договора аренды.

Что входит в состав арендных платежей

  • платежи в твердой сумме (определенное количество за квадрат) и переменные платежи;
  • справедливая стоимость иного встречного предоставления (например, арендодатель сдает в аренду помещение, и взамен арендатор вносит платежи в твердой сумме за аренду и переменные платежи за свет, газ и отопление и обеспечивает антивирусное обеспечение и диагностику компьютеров);

Арендная плата — это примерная рыночная стоимость того, сколько мог бы стоить такой договор. Даже если он не заключен, мы должны «оцифровать» его в деньгах.

  • платежи, связанные с продлением или сокращением срока аренды, а также с правом выкупа, тоже включаются в состав арендных платежей и учитываются как дебиторка/кредиторка при наличии определенных условий;
  • суммы, подлежащие оплате (получению) в связи с гарантиями стоимости предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды.

Пример такой ситуации: арендодатель дает арендатору сельскохозяйственную технику на год, но если по прошествии этого срока его ремонт по оценке ремонтных служб будет оцениваться в сумму, превышающую половину стоимости трактора, арендатор будет оплачивать ремонт.

Как производить учет у арендатора

Предмет аренды принимается арендатором к учету в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.

Этот порядок не применяется, если:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев (обусловленный договором аренды период, в течение которого арендатор имеет право использовать предмет аренды);
  • текущая восстановительная стоимость предмета аренды не превышает 300 000 руб.;
  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ это организации-участники Сколково, некоммерческие организации, не являющиеся иностранными агентами, малые предприятия.

Что такое право пользования активом?

Это право включает:

  • Величину первоначальной оценки обязательства по арендным платежам.
  • Арендные платежи, осуществленные на дату начала аренды или до такой даты.
  • Затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды.
  • Величину оценочного обязательства.

Первоначальная оценка обязательств — это приведенная стоимость арендных платежей, которая определяется путем дисконтирования суммы арендных платежей с применением подразумеваемой процентной ставки.

Арендатор принимает предмет аренды, используя условный дебет 08 и условный кредит 60 на сумму того, во что оценивается предмет по всем арендным платежам, условной плате за разрыв договора и все затраты, связанные с доставкой. Потом происходит погашение этих платежей. Но срок аренды может быть, например, 10 лет.

Если сумма составляет 100 000 руб. и срок аренды — 10 лет, нужно посчитать, чему сейчас равна сумма, которая через 10 лет будет равна 100 000 руб., указать это в первоначальных обязательствах и рассчитать промежуточные суммы погашения.

Если ставка не определяется, вместо нее применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды объекта

Стоимость права пользования активом (дебет 08, затем дебет 01) погашается через начисление амортизации. Классическая ситуация — учет у арендатора/лизингополучателя с начислением лизинговых платежей с учетом ставки дисконтирования.

Право пользования амортизируется в течение срока полезного использования объекта, не превышающего срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности.

Срок права пользования активом определяется и пересматривается в порядке, предусмотренном для основных средств.

Величина обязательства по аренде:

  • Увеличивается на сумму начисляемых процентных расходов. Величина начисляемых за период аренды процентов равна обязательству по аренде, умноженному на процентную ставку. Рассчитывать 100 000 руб. в будущем нужно с учетом процентной ставки, чтобы определить, какая это сумма сейчас (будущие 100 000 руб. – какая бы это была сумма с учетом процентной ставки).
  • Уменьшается на сумму фактически уплаченных арендных платежей.

Как определить операционную и неоперационную аренду?

Классификация производится по каждому договору с учетом соблюдения приоритета содержания договоров над их формой.

Так, если указано, что предусмотрен переход к арендатору объекта аренды, арендатор имеет право на покупку этого объекта по цене ниже рыночной, а срок аренды приближен к сроку жизни и приведенная стоимость арендных платежей, то есть всех выплат за объект, почти равна его стоимости, фактически это считается арендой, даже если термины «лизинг», «финансовая аренда», «лизингодатель» и «лизингополучатель» не используются.

Операционная аренда

При операционной аренде арендодатель не изменяет порядок учета актива, а доходы признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, когда такой подход лучше отражает потребление арендодателем выгод (преимуществ) от использования предмета аренды.

Признаки операционной аренды (обратны признакам финансовой):

  • срок аренды значительно меньше срока службы объекта (например, автомобиль, арендуемый на пять лет, на самом деле служит гораздо дольше);
  • предметом аренды являются непроизведенные активы или объекты, причем их потребительские свойства со временем не изменяются и ими можно пользоваться в течение неограниченного срока;
  • приведенная стоимость арендных платежей значительно ниже справедливой стоимости предмета аренды.

Финансовая аренда

При финансовой аренде арендодатель отражает в учете инвестицию в аренду, а чистая стоимость инвестиции увеличивается на величину начисляемых процентных доходов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

Признаки финансовой аренды:

  • предусмотрен переход к арендатору права собственности;
  • арендатор имеет право купить объект по цене ниже справедливой стоимости или продлить срок аренды с арендной платой чуть ниже рыночной;
  • срок аренды составляет значительную часть срока службы объекта;
  • приведенная стоимость платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;
  • предмет аренды имеет специализированный характер.

Например, это может быть специализированное химическое оборудование, которое было заказано специально для арендатора. Если в договоре это не обозначено как лизинг, но попадает под признаки лизинга, такую аренду необходимо классифицировать как финансовую с переносом объекта на баланс арендатора с баланса арендодателя. Нахождение на балансе арендодателя будет неправильным.

Проект стандарта «Запасы»

Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.

Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.

Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.

Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.

При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.

Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.

Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.

Как оценивать запасы

Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:

  1. Себестоимость, определяемая как первоначальная стоимость при поступлении (по рыночной, если безвозмездно, по стоимости приобретения, по соглашению участников, при поступлении общей стоимости затрат).
  2. Предполагаемая цена продажи определяется за вычетом затрат на завершение производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществлению продажи (далее — чистая стоимость продажи).

Как оценивать стоимость запасов

Если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.

К признакам превышения текущей стоимости относятся:

  • моральное устаревание;
  • потеря первоначальных качеств;
  • снижение текущей рыночной стоимости;
  • уменьшение рынков сбыта запасов.

Как проводить уценку и дополнительную оценку запасов

Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина уценки относится на расходы по обычной деятельности.

Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности.

ПБУ 18/02 и изменения с 2019 года

В Приказе Минфина от 20.11.2018 № 236н изменен подход к формированию налогооблагаемых вычитаемых временных разниц. Фактически они сальдированы.

С 2019 года изменения могут применяться в работе по решению организации, при этом решение должно быть отражено в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год изменения должны применяться в обязательном порядке.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ)

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора — это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.

Система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете

II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора

III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня

IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с 2018 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).

  2. Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).

  3. Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).

  4. Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).

  5. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2019 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).

  2. События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).

  3. Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).

  4. Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).

  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

  1. «Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

  2. «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

  3. «Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

  4. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

  5. «Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

  6. «Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

  7. «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора

Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Как уже отмечалось, к тому же уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета, что и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, относятся положения (стандарты) бухгалтерского учета.

По состоянию на 1 июня 2002 года действуют 15 положений по бухгалтерскому учету:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (далее ПБУ 1/98). В ПБУ 1/98 изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ее утверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того, в ПБУ 1/98 сформулированы основные принципы бухгалтерского учета — требования и допущения. В данном ПБУ указаны вопросы, которые обязательно должны быть раскрыты в учетной политике организации, независимо от ее организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. №167 (далее — ПБУ 2/94). ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следует из названия ПБУ, оно носит ярко выраженный отраслевой характер: регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливают требования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся участниками договора строительного подряда, — заказчиками строительства и подрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансового результата по договорам на строительство.

В настоящее время в Министерстве финансов идет работа над новой редакцией ПБУ 2.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н (далее — ПБУ 3/2000). Данный стандарт применяется теми организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определение курсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, однозначно определены даты осуществления отдельных операций, что необходимо для определения курсовых разниц. Следует различать понятия «курсовые разницы» и «суммовые разницы». Те и другие возникают в том случае, когда стоимость активов или обязательств выражена в иностранной валюте. Для возникновения курсовых разниц необходимо, чтобы расчеты проводились в валюте. Суммовые разницы возникают тогда, когда расчеты производятся в рублях. В этом же ПБУ устанавливается порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, а также порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте. В отдельном приложении приведен перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (банковские и кассовые операции, признание доходов и расходов, формирование финансового результата и т.п.).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н (далее — ПБУ 4/99). В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ее составлению.

В частности, Положением определены: содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартальной и месячной). Кроме того, отдельным разделом ПБУ установлена обязательность представления в составе бухгалтерской отчетности итоговой части аудиторского заключения (в отношении тех организаций, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному аудиту).

Помимо ПБУ 4/99 требования по составу информации, обязательной к раскрытию в бухгалтерской отчетности, пояснениях к ней или в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, содержатся в ряде других Положений по бухгалтерскому учету.

На основании ПБУ 4/99 Минфин регулярно разрабатывает методические рекомендации или указания по составлению бухгалтерской отчетности, которые действуют в течение одного года или нескольких лет.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н (далее — ПБУ 5/01).

ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности. Кроме учета материалов и готовой продукции в организациях всех сфер деятельности ПБУ 5/01 регулирует порядок оценки, оприходования и списания товаров в организациях торговли и общественного питания.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта г. № 26н (далее — ПБУ 6/01). Как уже отмечалось, действие данного ПБУ приостановлено до внесения соответствующих изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. ПБУ 6/01 устанавливает подходы к оценке объектов основных средств в зависимости от источников их поступления в организацию, способы и порядок начисления амортизации, порядок отражения в учете операций по восстановлению основных средств (реконструкции, модернизации и ремонта), порядок отражения в учете выбытия основных средств, а также операций по их переоценке. Применяя положения ПБУ следует учитывать то, что для целей налогообложения (в соответствии с требованиями налогового законодательства) учет основных средств, и особенно амортизации, имеет особенности, существенно отличающиеся от бухгалтерского учета. Это обуславливает необходимость организации и ведения налогового учета, параллельного бухгалтерскому.

7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н (далее — ПБУ 7/98). Положение применяется исключительно для целей бухгалтерской отчетности и только при наличии соответствующих условий событий после даты составления бухгалтерской отчетности. В ПБУ 7/98 сформулировано понятие «события после отчетной даты», приводятся перечень таких событий и методология оценки их последствий. Отдельно регулируется бухгалтерский учет последствий событий, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, и событий, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Примерный перечень обеих групп событий после отчетной даты приведен приложении к ПБУ 7/98.

В связи с тем, что налоговые последствия положений ПБУ 7/98 пока не определены, применение данного стандарта в настоящее время является весьма ограниченным.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 96н (далее — ПБУ 8/01). Данное Положение также применяется при составлении бухгалтерской отчетности. Условными фактами являются такие виды деятельности, которые могут либо произойти, либо нет, но результаты этих фактов весьма существенны для того, чтобы пользователь отчетности мог составить представление о финансовом состоянии организации. В ПБУ 8/01 приведены примерный перечень подобных фактов и методика их оценки, а также порядок раскрытия информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации. Примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности приведена в приложении к ПБУ 8/01.

Так же и в случае с ПБУ 7/01, широкое применение ПБУ 8/01 существенно затруднено в связи с тем, что не определены налоговые последствия применения норм стандарта.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ утвержденное приказом Минфина от. 6 мая г. № 32н (далее — ПБУ 9/99). Положение регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов. Устанавливаются условия, при которых поступившие суммы (или суммы, подлежащие получению) могут быть отнесены к доходам организации. Приводится также перечень поступлений денежных средств и иного имущества, которое не учитывается в составе доходов. ПБУ 9/99 установлено, что все доходы организации делятся на две большие группы — поступления от обычных видов деятельности и прочие поступления. Прочие поступления в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. Приведены определения и примерный перечень доходов от обычных видов деятельности, операционных, прочих и чрезвычайных доходов. ПБУ 9/99 применяется организациями при учете выручки от реализации продукции, работ или услуг, а также при формировании финансовых результатов по основной деятельности организации и по прочим видам деятельности (не относящимся к основным или обычным).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (далее — ПБУ 10/99). В настоящее время этот стандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международных стандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению валовой прибыли организации. Приводится перечень случаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (в частности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретением внеоборотных активов, передаче имущества в уставные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ и т.п.). же как и ПБУ 9/99, ПБУ установлено, что все расходы организации делятся на две большие группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прочие расходы в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. В ПБУ 10/99 приведены определение расходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Приведен также перечень условий, когда расходы могут быть признаны в бухгалтерском учете, — это имеет существенное значение для правильного формирования себестоимости продукции, работ или услуг.

ПБУ 10/99 — основной нормативный документ, который используется при разработке отраслевых и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общий порядок и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

При учете расходов организации следует иметь в виду, что требования нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, и требования налогового законодательства по организации налогового учета существенно различаются.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина от 13 января 2000 г. № 5н (далее — ПБУ действия Положения весьма ограничена — оно применяется только акционерными обществами для формирования бухгалтерской отчетности при условии, что среди акционеров имеются так называемые аффилированные лица (лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность). К числу таких лиц относятся, например, физические лица или организации, владеющие более чем 20 процентами акций акционерного общества. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом для внутренних целей (включая внутреннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11 н (далее — ПБУ 12/2000). Данное Положение также применяется далеко не всеми организациями. Положение распространяется на организацию при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. ПБУ 12/2000 не применяют при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.

Таким образом, требования ПБУ 12/2000 обязательны к применению организациями, осуществляющими нескольких видов деятельности (выпускающими несколько видов продукции, выполняющими несколько видов работ, оказывающими несколько видов услуг либо занимающимися одновременно выпуском продукции и выполнением работ или оказанием услуг) или имеющими структурные подразделения в различных регионах. В первом случае речь идет об операционных сегментах, во втором — о географических.

Положение определяет порядок выделения информации по отчетным сегментам, порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, а также способ представления и состав информации по отчетным сегментам (в частности, какой из сегментов — операционный или географический — следует считать главным в зависимости от тех или иных условий).

ПБУ 12/2000 используется для целей бухгалтерской отчетности, а также для анализа данных о финансовых показателях деятельности различных операционных и географических сегментов.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 92н (далее — ПБУ 13/2000). Данное Положение применяют организации, получающие государственную помощь или средства бюджетного финансирования под выполнение определенного заказа (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). ПБУ 13/2000 определяет порядок признания полученных средств суммами государственной помощи, а также устанавливает схему бухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств. При этом следует помнить, что суммы, не использованные или использованные не по назначению, включаются в состав валовой и налогооблагаемой прибыли организации. Положением отдельно регулируется учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Отдельным разделом установлен состав информации, обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями, получающими государственную.

Помимо учета средств государственной помощи (прежде всего, бюджетных средств) отдельные положения ПБУ 13/2000 могут использоваться при организации и ведении учета сумм, поступивших в порядке целевого финансирования отдельных мероприятий или программ.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н (далее ПБУ 14/2000). Положение регулирует порядок оценки, учета и списания такого вида внеоборотного имущества организации, как нематериальные активы. В Положении приводится перечень объектов нематериальных активов, а также затрат, которые не могут быть включены в состав объектов нематериальных активов. Установлено несколько обязательных условий, когда имущество может быть принято к учету как отдельный объект нематериальных активов. Все условия должны выполняться одновременно. Отдельный раздел ПБУ 14/2000 посвящен методам оценки объектов нематериальных активов (определения их первоначальной стоимости). как и в отношении основных средств и материально-производственных запасов, методы оценки различаются в зависимости от источников поступления нематериальных активов в организацию (приобретение, создание собственными силами, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.д.).

В ПБУ 14/2000 установлен перечень способов начисления амортизации, причем этот перечень шире, чем аналогичный перечень, установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Особой разновидностью объектов нематериальных активов является деловая репутация организации. Особенности организации бухгалтерского учета подобных активов также регламентируют отдельный раздел ПБУ 14/2000.

Здесь же определены требования к составу и порядку раскрытия в бухгалтерском учете информации, связанной с поступлением, движением и выбытием объектов нематериальных активов.

Требования налогового законодательства по налоговому учету нематериальных активов отличаются от требований нормативных документов бухгалтерского учета по данному виду имущества. Это касается порядка начисления амортизации.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н (далее — ПБУ 15/01). Положение устанавливает общеметодологические подходы к учету заемных средств и расходов, связанных с их привлечением. В частности, установлен порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам, а также состав и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. ПБУ 15/01 устанавливает различные схемы для бухгалтерского учета долгосрочных кредитов и займов (привлекаемых, как правило, для приобретения объектов основных средств, объектов нематериальных активов и иных внеоборотных активов, а также для пополнения недостатка оборотных средств) и краткосрочных заемных средств (привлекаемых для приобретения материально-производственных запасов и удовлетворения краткосрочной потребности организации в денежных средствах). Также отдельно регулируется отражение в бухгалтерском учете привлечения заемных средств, осуществленного посредством выпуска и продажи ценных бумаг (облигаций, векселей и т.п.).

Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.

Тема 1.5. Международный бухгалтерский учет

1. МСФО — это:

а) Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые FASB;

б) Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Комиссией ЕС;

в) Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые IASB.

2. В основу реформирования бухгалтерского учета в РФ положены:

а) GAAP;

б) Директивы ЕС;

в) IFRS.

3. В какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности:

а) англо-американской;

б) континентальной;

в) латиноамериканской.

4. Разработкой МСФО занимается:

а) Консультативный совет по стандартам;

б) Правление КМСФО;

в) доверенные лица.

5. МСФО:

а) являются обязательными для всех стран мира;

б) являются обязательными для стран — членов ЕС;

в) не являются обязательными для всех стран мира.

6. Национальная система бухгалтерского учета Германии относится к:

а) англо-американской модели;

б) континентальной модели;

в) латиноамериканской модели.

7. К региональным стандартам бухгалтерского учета относятся:

а) GAAP;

б) IFRS;

в) Директивы ЕС.

8. Континентальная модель является:

а) региональной системой бухгалтерского учета;

б) национальной системой бухгалтерского учета;

в) одной из классификационных моделей учетных систем.

9. Национальная система бухгалтерского учета России наиболее близка к:

а) англо-американской модели;

б) континентальной модели;

в) латиноамериканской модели.

10. МСФО используют в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета:

а) Кувейт;

б) Нидерланды;

в) Россия.

11. Цель финансовой отчетности по МСФО состоит в:

а) составлении сводной отчетности ТНК;

б) обеспечении информацией о деятельности компании внешних пользователей;

в) обеспечении информацией администрации компании.

12. Принцип осмотрительности по МСФО означает:

а) большую готовность к признанию доходов, чем расходов;

б) большую готовность к признанию расходов, чем обязательств в отчетности;

в) большую готовность к признанию расходов, чем доходов в отчетности.

1.13. Какие существуют системы (модели) бухгалтерского учета за рубежом:

1. Российская, американская, европейская.

2. Российская, азиатская, американская.

3. Российская, континентальная, исламская.

4.Англо-американская, континентальная, южноамериканская.

1.14.Особенности англо-американской модели учета:

1. Нежесткая система учета с ориентацией на запросы кредиторов и инвесторов.

2. Строгая система учета в интересах фискальных налоговых органов.

3.Бухгалтерский учет регламентируется законодательно.

4. Постоянная корректировка учетных данных на темпы инфляции.

Бухгалтерский учет и отчетность в некредитных финансовых организациях

Указание Банка России от 18 декабря 2018 года № 5021-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2019 года, регистрационный № 53337.

Указание Банка России от 12 ноября 2018 года № 4966-У «О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 декабря 2018 года, регистрационный № 52844.

Указание Банка России от 22 марта 2018 года № 4747-У «О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России по вопросу бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 апреля 2018 года, регистрационный № 50782.

Положение Банка России от 22 марта 2018 года № 635-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 апреля 2018 года, регистрационный № 50781.

Указание Банка России от 7 декабря 2017 года № 4641-У «О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2017 года, регистрационный № 49269.

Положение Банка России от 25 октября 2017 года № 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 декабря 2017 года, регистрационный № 49203.

  • Указание Банка России от 22 мая 2019 года № 5149-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года № 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июня 2019 года, регистрационный № 54943.

Указание Банка России от 14 августа 2017 года № 4496-У «О внесении изменений, связанных с применением Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2017 года, регистрационный № 48108.

Информационное письмо Банка России от 6 декабря 2016 года № ИН-01-18/86 «О переходе с 1 января 2017 года на новый План счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета»

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций негосударственных пенсионных фондов, на которые распространяется Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» от 29 сентября 2016 года № 32-МР

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций страховщиков, связанных с осуществлением деятельности по страхованию, сострахованию, перестрахованию и обязательному медицинскому страхованию, на которые распространяется Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» от 22 сентября 2016 года № 29-МР

Информационное письмо Банка России от 05.07.2016 № ИН-01-18/50 «О соответствии Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях»

Положение Банка России от 28 декабря 2015 года № 524-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 года, регистрационный № 40917.

  • Указание Банка России от 7 ноября 2016 года № 4182-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года № 524-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44833.

Положение Банка России от 28 декабря 2015 года № 523-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2016 года, регистрационный № 40826.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4219-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года № 523-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44853.

Положение Банка России от 16 декабря 2015 года № 520-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями событий после окончания отчетного периода» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 января 2016 года, регистрационный № 40722.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4221-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2015 года № 520-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями событий после окончания отчетного периода» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44854.

Положение Банка России от 3 декабря 2015 года № 508-П «О порядке бухгалтерского учета резервов — оценочных обязательств и условных обязательств некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 января 2016 года, регистрационный № 40550.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4222-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 декабря 2015 года № 508-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета резервов – оценочных обязательств и условных обязательств некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44855.

Положение Банка России от 18 ноября 2015 года № 505-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2015 года, регистрационный № 40028.

  • Указание Банка России от 17 ноября 2016 года № 4202-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 18 ноября 2015 года № 505-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44849.

Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 года, регистрационный № 39880.

  • Указание Банка России от 30 августа 2016 года № 4114-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 года, регистрационный № 44734.

Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 501-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселей» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 года, регистрационный № 39881.

  • Указание Банка России от 14 августа 2017 года № 4495-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 501-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по привлечению денежных средств по договорам займа в кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселей» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 сентября 2017 года, регистрационный № 48090.

  • Указание Банка России от 7 ноября 2016 года № 4181-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 5 ноября 2015 года № 501-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселей» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44835.

Положение Банка России от 5 октября 2015 года № 496-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2015 года, регистрационный № 39570.

Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 494-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 октября 2015 года, регистрационный № 39528.

  • Указание Банка России от 14 августа 2017 года № 4494-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 494-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 сентября 2017 года, регистрационный № 48081.

  • Указание Банка России от 7 ноября 2016 года № 4180-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 494-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44836.

Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2015 года, регистрационный № 39330.

  • Указание Банка России от 14 августа 2017 года № 4492-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 сентября 2017 года, регистрационный № 48082.

  • Указание Банка России от 7 ноября 2016 года № 4179-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года № 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44834.

Положение Банка России от 22 сентября 2015 года № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2015 года, регистрационный № 39335.

  • Указание Банка России от 22 мая 2019 года № 5148-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 22 сентября 2015 года № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июня 2019 года, регистрационный № 54944.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4218-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 22 сентября 2015 года № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44851.

Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2015 года, регистрационный № 39399.

  • Указание Банка России от 6 сентября 2016 года № 4130-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 года, регистрационный № 44742.

Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 490-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 года, регистрационный № 38942.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4220-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 490-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44852.

Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 489-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2015 года, регистрационный № 39499.

  • Указание Банка России от 28 ноября 2016 года № 4223-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 489-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 года, регистрационный № 44850.

Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 488-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2015 года, регистрационный № 39326.

  • Указание Банка России от 30 августа 2016 года № 4113-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 488-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 года, регистрационный № 44735.

Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 октября 2015 года, регистрационный № 39282.

  • Указание Банка России от 22 марта 2018 года № 4746-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 апреля 2018 года, регистрационный № 50764.

  • Указание Банка России от 25 сентября 2017 года № 4541-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 2017 года, регистрационный № 48865.

  • Указание Банка России от 7 ноября 2016 года № 4178-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44832.

  • Указание Банка России от 20 мая 2016 года № 4022-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08 июня 2016 года, регистрационный № 42473.

Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 октября 2015 года, регистрационный № 39197.

  • Указание Банка России от 25 апреля 2019 года № 5133-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2019 года, регистрационный № 54722.

  • Указание Банка России от 22 марта 2018 года № 4745-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 апреля 2018 года, регистрационный № 50777.

  • Указание Банка России от 27 декабря 2016 года № 4247-У «О внесении изменении в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 2016 года, регистрационный № 45012.