Электронные билеты НДС

Вычет НДС по электронным билетам. Примеры

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Гражданско-правовые отношения

В соответствии с п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

На практике часто оформляются электронные билеты с авиа- и (или) железнодорожным перевозчиком.

Причем понятие электронного билета для разных видов перевозок различается.

Электронный билет при авиаперевозке

Согласно п. п. 1, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет относится к перевозочным документам, используемым при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, который может быть оформлен в электронном виде.

Формы билета, а также выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).

При авиаперевозках электронный пассажирский билет и багажная квитанция — это документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в которых информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134).

Электронный билет авиаперевозок имеет определенную структуру, включающую полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). Обязательными из перечисленных являются полетный купон и маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция включает различные сведения, но стоимостную характеристику имеют только тариф и итоговая стоимость перевозки.

Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, маршрут/квитанция наиболее важная часть электронного билета. Она оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру.

Сам же электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы, поэтому необходимым в нем является еще один реквизит — уникальный номер электронного билета.

Электронный билет на железнодорожном транспорте

Электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании или в пригородном сообщении, в котором информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме, и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322).

Электронный железнодорожный проездной документ включает сам билет и контрольный купон.

Контрольный купон представляет собой выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.

Электронный билет и контрольный купон имеют серию и уникальный номер. Контрольный купон оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.

Вычет НДС по электронным билетам

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ:

«вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно… принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций».

При этом следует отметить, что порядок применения налогового вычета по НДС будет различаться в зависимости от того, каким способом приобретается авиаперевозка — путем покупки билета работником предприятия как физическим лицом за наличный расчет или через безналичную оплату от имени юридического лица.

Покупка электронного авиабилета работником за наличный расчет

Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ:

«при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет… непосредственно населению… требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы».

В самом Налоговом кодексе не уточняется, какие именно иные документы могут заменить счет-фактуру по командировочным расходам.

При этом согласно п. 18 Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой НДС.

Порядок заполнения бланков строгой отчетности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, согласно п. 5 которого федеральные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов.

Во исполнение Постановления Правительства N 359 Минтранс России своим Приказом от 08.11.2006 N 134 утвердил Форму электронного пассажирского билета в гражданской авиации. Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если расходы на приобретение электронных авиабилетов для работника, направленного в служебную командировку, соответствуют положениям п. 7 ст. 171 НК РФ:

— произведены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

— учитываются в составе командировочных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

— их оплата подтверждается документом строгой отчетности, в котором НДС выделен отдельной строкой.

то, при приобретении услуг по воздушной перевозке для целей служебной командировки, оформленных в бездокументарной форме (электронный билет), при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе.

Аналогичный вывод изложен в Письмах Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-11/393, от 12.01.2011 N 03-07-11/07.

При этом следует отметить, что факт приобретения билета за наличный расчет должен следовать из самого бланка маршрут/квитанции: обязательным реквизитом этого документа является поле «Форма оплаты», которое должно быть заполнено пометкой «НАЛ».

Таким образом, маршрут/квитанция электронного билета с выделенной в ней суммой НДС (оформленная в соответствии с Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134) является достаточным основанием для применения налогового вычета в случае приобретения авиаперевозки работником предприятия за наличный расчет или посредством платежной карты.

Покупка электронного билета работником за наличный расчет на пассажирском транспорте

Формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322 (далее — Приказ N 322).

Согласно п. 2 Приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Поэтому обоснование применения вычета по электронному билету на пассажирском транспорте аналогично ситуации, связанной с покупкой электронного авиабилета.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что если в электронном пассажирском билете, распечатанном на бумажном носителе, сумма НДС выделена отдельной строкой, то вычет налога правомерен.

При этом контрольный купон (выписка из автоматизированной системы) с выделенной отдельной строкой суммой НДС регистрируются в книге покупок и являются основанием для принятия этой суммы НДС к вычету.

Безналичная оплата авиабилета организацией.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.

Пунктами 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ и иными нормами НК РФ никакие иные специальные документы для вычетов по служебным командировкам не предусмотрены (за исключением вышерассмотренного приобретения билета работником за наличный расчет), соответственно, организация в рассматриваемой ситуации имеет право на налоговый вычет по авиаперелету командированного сотрудника в общем порядке — при наличии соответствующего счета-фактуры.

Таким образом, в случае приобретения авиабилета организацией с оплатой его в безналичном порядке налоговый вычет НДС применяется на основании надлежаще оформленного счета-фактуры.

Такой же вывод можно сделать при приобретении электронного билета в безналичном порядке при железнодорожной перевозке.

Вычет НДС и электронный билет на иностранном языке

Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Поскольку исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, реквизиты которых составлены на иностранном языке, в законодательстве Российской Федерации не содержится, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке реквизиты, необходимые для применения вычета по налогу на добавленную стоимость, должны быть переведены на русский язык.

При этом перевод иной информации, не относящейся к применению вычета налога на добавленную стоимость (например: правил перевозки багажа, условий применения тарифа), не требуется (Письмо Минфина РФ от 01.10.2013 N 03-07-15/40623, от 10.04.2013 N 03-07-11/11867).

Таким образом, электронные билеты на иностранном языке должны иметь перевод, в том числе для целей подтверждения налогового вычета по НДС.

Пример

Работнику выдан под отчет аванс на командировочные расходы в сумме 50 000 руб.

Вернувшись из командировки, работник представил авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, в частности авиабилетов, согласно которым стоимость перелета к месту командировки составила 10 620 руб. (в том числе НДС 1 620 руб.), от места командировки к месту постоянной работы – 10 030 руб. (в том числе НДС 1530 руб.).

Авансовый отчет работника утвержден руководителем организации в полной сумме.

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор ЗАО «АКФ «МИАН»

Как расшифровать ндс в авиабилетах

Вопрос

Ответ

В книге покупок зарегистрируйте электронный авиабилет одной строкой – укажите общую стоимость билета с НДС и общую сумму выделенного в билете НДС. Разделять стоимость билета на стоимость услуг, облагаемых по разным ставкам НДС и не облагаемых НДС, не нужно.

Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.

Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.

В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.

Правила чтения условных обозначений в авиабилетах

Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и электронных авиабилетах, можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.

В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, класс обслуживания, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).

Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.

Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, онлайн регистрации, при при обмене или возврате авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.

Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.

Выделяют три основных класса обслуживания:

  1. Эконом класс.
  2. Бизнес класс.
  3. Первый класс.

Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать тут.

Применяются следующие обозначения:

  • W – премиум;
  • S, Y – экономичный класс по уровням комфорта;
  • B, H – билеты с разными скидками;
  • K, L – экономичный класс со скидками;
  • M – туристический;
  • N, Q, T, X, O – обозначения скидок;
  • V – молодежный тип билетов со скидкой;
  • G – групповой билет.

Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.

Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:

  • J – премиум;
  • С – стандарт;
  • D, Z, I – скидочный билет в зависимости от типа скидки.

Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.

Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:

  1. F – стандартный первый класс.
  2. P – улучшенный первый класс. Доступны телефоны, большие мониторы и широкие спальные места.
  3. А – первый класс с наличием скидки. Скидки могут предоставляться во время определенного сезона или праздников.

Тариф авиабилета – это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.

Буквы в билетах означают следующее:

Авиакомпании относительно недавно стали указывать, из чего складывается стоимость билетов. В частности, Европейские авиалинии публикуют на своих сайтах и рекламных буклетах полную стоимость перелета только с 2012 году.

Но для многих людей все еще остаются непонятными указанные в соответствующих графах таксы – они кажутся излишней наценкой. Давайте же разберемся, что такое таксы в авиабилетах компании S7 Airlines и из чего складывается их цена.

Из чего складывается цена билета на самолет

Стоимость перелета включает в себя две составляющие. Первая – это тарифы, а вторая – собственно, сборы и таксы. Какая сумма получится при покупке авиабилета, зависит от многих факторов.

Под тарифом авиакомпании, в частности S7 Airlines, подразумевают цену самого перелета. Тариф для своих услуг определяет каждая авиалиния. На его величину влияют политика авиакомпании, продолжительность рейса, протяженность маршрута, класс комфортности и сезон.

Существует также международная тарифная политика. Ее организатором выступила в свое время Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация непосредственно влияет на формирование тарифов и невозможность монополизации рынка. Благодаря этому тарифы на международные рейсы остаются фиксированными.

Вторая часть стоимости авиабилета покрывает расходы аэропортов и наземное обслуживание самолетов. Под этим подразумевается обслуживание пассажиров в аэропорту, техническое содержание самолетов, реализация мер безопасности и др. Таксы устанавливаются аэропортом.

Обратите внимание! Цена перелета может меняться и из-за других факторов: изменения курса валют, вместительности самолета и др. Акции и скидки помогут хорошо сэкономить на стоимости перелета.

Таксы в авиабилетах S7 Airlines

Немалая часть цены билетов S7 Airlines состоит именно из такс, причем отказаться от них нельзя. В билете эти данные указываются возле общей стоимости перелета. Но для чего они нужны и можно ли их вернуть?

Таксы предназначены для оплаты услуг аэропорта и систем бронирования. Каждому виду подобных доплат присвоена аббревиатура (YQ, ZZ, YR и др.). Некоторые из них невозвратные, и в случае возврата авиабилета вы вернете только тарифную цену.

В основном в размер таксы включается обслуживание аэропорта и самолетов. Но некоторые из них покрывают и другие расходы авиакомпании – например, плата за неявку пассажира, за каждый пункт прилета и вылета (при рейсах с пересадками), предварительное бронирование места в самолете, предоставление специального питания, ценный багаж, отдых в ВИП-зале, возврат авиабилета и др. Это зависит от типа таксы.

Обратите внимание! Если вы были в командировке, и вам нужно сдать авиабилет в бухгалтерию своей фирмы, знайте, что в таком случае компенсируется итоговая стоимость билета (включая сборы и таксы).

Сборы в авиабилетах S7 Airlines

Наличие этой доплаты позволяет содержать аэропорты, на высоком уровне предоставлять существующие услуги и вводить новые.

Доплаты в авиабилетах могут включать в себя расходы на топливо, содержание аэрофлота, оплату автоматического бронирования, обеспечение авиационной безопасности и обслуживание аэропорта. Также существуют расходы на сервис – в этом случае оплачиваются услуги онлайн-букинга, оплата перевозки и т.д. Сервисная доплата не подлежит возврату.

Для справки. Иногда соотношение тарифа и доплаты выглядит нелепо. Например, можно найти рейс Москва-Сочи, где тариф за перелет составит 100 руб., а размер доплаты – 1500 руб.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Итак, стоимость авиабилетов в компании S7 Airlines остается довольно прозрачной – она складывается из тарифа и сборов и такс. Эти расходы, которые кажутся на первый взгляд излишними, необходимы для обеспечения комфортных условий для пассажиров на борту самолета и в предполетное время.

Теперь итоговая цена перелета не станет для вас сюрпризом при приобретении билета.

Часто стоимость авиабилетов составляет основную часть расходов на командировку, и желание бухгалтера возместить НДС вполне логично. О том, что НДС по командировочным расходам можно принять к вычету прямо сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Проблем не возникает, когда авиабилет на имя своего сотрудника покупает компания по безналичному расчету. В этом случае продавец билета просто выписывает счет-фактуру, и компания-покупатель принимает НДС к вычету в обычном порядке.

Но, покупать билет от имени компании не всегда удобно. Ведь есть хорошие электронные сервисы, когда ты сам себе покупаешь билет за несколько минут. И, на практике, компании чаще всего выдают командированному сотруднику деньги, и он уже самостоятельно покупает авиабилет. Правда, есть хороший вариант, когда сотрудник покупает себе билет и оплачивает его корпоративной картой самостоятельно или с помощью бухгалтера, если тот не хочет сообщать сотруднику пин-код.

В таких случаях счет-фактуру заменяет кассовый чек или иной документ установленной формы. Это соответствует требованиям пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ. При этом сумма НДС в документе должна быть обязательно выделена отдельной строкой.

Возмещение НДС по законодательству

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ НДС по командировочным расходам принимайте к вычету на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг);
  • иных документов – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса.

Учитывая то, что при покупке сотрудником авиабилета счета-фактуры нет, для возмещения НДС бухгалтер имеет право предъявить иные документы. Для этого у него есть бланк строгой отчетности с выделенным НДС.

Обратите внимание

НДС по командировочным расходам можно принять к вычету на основании БСО

Эту позицию многократно поддерживал Минфина России. В письмах Минфина России от 21 сентября 2012 года № 03-07-11/393, 10 января 2013 года № 03-07-11/01 и от 14 октября 2015 г. № 03-07-14/58804 сказано, что НДС по командировочным расходам принимают к вычету на основании бланков строгой отчетности (БСО), выданных работнику и включенных им в отчет о командировке. При этом бланк, заполненный в установленном порядке, с выделенным отдельной строкой НДС, бухгалтеру нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Более того, распечатанные на бумаге маршрут/квитанция электронного авиабилета билета соответствуют всем условиям для принятия к вычету НДС. Главное, чтобы сумма НДС была выделена отдельной строкой. И ещё, для подтверждения расходов желательно, чтобы сохранился посадочный талон.

Также нужно, чтобы налоговики могли идентифицировать продавца. А они не могут это сделать, если билет выписан на иностранном языке. Значит авиабилет для вычета НДС долже6н быть на русском языке. Построчный перевод с иностранного языка на русский не требуется, достаточно перевести необходимые реквизиты документа. Они перечислены в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано, что налоговый орган не вправе отказать в вычете, если, исходя из документа, он может идентифицировать продавца, покупателя, стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

На чьей стороне суд

Что же касается судов. То большинство решений по этому вопросу выносится в пользу компаний. Судьи считают, что налогоплательщик может принять к вычету НДС, уплаченный по расходам на командировки, на основании бланка строгой отчетности. Арбитры обосновывают свою позицию тем, что услуги приобретает не организация, а работник. При реализации товаров, работ или услуг физическим лицам НДС в выдаваемых покупателю документах не выделяют согласно пункту 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ. Но это не препятствует применению вычета НДС в отношении сумм, уплаченных со стоимости таких услуг (постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2008 г. по делу № А57-3429/06-25, Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 г. № А33-9940/06-Ф02-8607/07 по делу № А33-9940/06).

Таким образом, отказать в вычете НДС по авиабилетам налоговая инспекция может: если нет бланка строгой отчетности; если в бланке строгой отчетности НДС не выделен отдельной строкой; если документ предоставлен на иностранном языке.

Но, на практике налоговики требуют счет-фактуру и при её отсутствии отказывают компании в возмещении НДС.

Вот фрагмент дискуссии, которая разгорелась между подписчиками в группе Бухгалтерия.ру ВКонтакте.

Наталья
Здравствуйте! Подскажите, может быть кто-то сталкивался. Хотим возместить НДС с авиабилетов. Сумма в билете отражена, ставка НДС не отражена. Как отразить в книге покупок? Счёт-фактуры нет и не будет.

Светлана
Никак. Это как с чеками ГСМ, там НДС выделен, но наша ИФНС считает, что без счета-фактуры никакого вычета. Можете посудиться, конечно.

Надежда
У нас в Казани потребовали предоставить счет-фактуру и завернули вычет. Обосновали тем, что нет счета-фактуры, значит нет и вычета.

Надежда 2
Они не правы. Есть письмо МФ 03-07-07/36077 от 28.05.18. Аналогичные разъяснения выходили и ранее.

Олеся
НДС по авиабилету (в том числе электронному) на проезд командированного работника можно принять к вычету, если соблюдены следующие условия: п.7 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ, п.18 Правил ведения книги покупок, Письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-07-14/58804, письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565.
1.Авиабилет должен быть оформлен на бланке строгой отчетности с выделенной в отдельной строке суммой НДС.
2.Стоимость расходов на проезд командированного работника учитывается при расчете налога на прибыль.

Ирина
На международных рейсах билеты продаются без НДС.

Татьяна
Возмещаем без проблем, в авансовом отчете регистрируем счет-фактуру, я присваиваю номер авансового. У нас много командировочных и НДС по билетам не лишний.

На практике часто налоговые инспекции требуют для вычета НДС предъявить исключительно счет-фактуру и не руководствуются разъяснениями Минфина России. Тем более, что письма Минфина не обязательны к исполнению и носят разъяснительный характер.

Но, поскольку Налоговый кодекс РФ разрешает возмещать НДС по авиабилетам на основании БСО и есть письма Минфина России на эту тему, вы можете воспользоваться этим правом. Если вам откажут, можете либо с этим согласится, либо обратится в суд, где, скорее всего, выиграете дело. Стоит обращаться в суд или нет, зависит от размера НДС, который вы хотите возместить и вашей принципиальной позиции. Только, помните, если сумма очень незначительная, велика вероятность того, что судебные расходы окажутся больше, и тогда суд просто не выгоден.

Читайте также «Электронный посадочный талон: новшество от Минтранса»

Еще раз о вычете НДС по электронным билетам

Принять к вычету «командировочный» НДС можно в том случае, если он выделен в электронных проездных документах отдельной строкой. Письмо Минфина России от 28 мая 2018 г. № 03-07-07/36077.

Основную часть расходов на командировки составляют оплата проезда сотрудников до места командировки. НДС по этим расходам можно принять к вычету — об этом сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса.

Принять к вычету НДС можно на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, либо на основании документов, о которых сказано в пунктах 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса (п. 1 ст. 172 НК РФ). НДС, предъявляемый к вычету, берут из книги покупок. Приобретая услуги по перевозке работников к месту командировки и обратно, фирмы регистрируют в книге покупок счета-фактуры или бланки строгой отчетности (БСО) с выделенным отдельной строкой НДС.

Соответственно, НДС, уплаченный при покупке билетов для командированных сотрудников, можно принять к вычету на основании БСО с выделенной суммой налога. Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции, а также контрольный купон электронного железнодорожного билета как раз и являются такими БСО (п. 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134, п. 2 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322).

Значит, вычет НДС можно предъявить на основании следующих документов:

— маршрут-квитанции электронного билета на самолет с выделенной суммой налога;

— контрольного купона электронного билета на поезд с выделенной суммой налога.

Произошла замена авиабилетов по причине изменения даты вылета сотрудника в командировку на два дня (с 29.03.2019 на 31.03.2019). В данном билете указан тариф на авиаперелет, сборы, взимаемые перевозчиком (ориентировочно за обслуживание в аэропорту), а также сумма доплаты за обмен билета. Суммы НДС выделены отдельными строками по ставкам 10 и 20%. Сервисный сбор (вознаграждение агента) в билете не указан. Дополнительных документов на уплату вознаграждения агенту сотрудник не представил и не требовал возместить такие расходы. Агенты авиакомпании при продаже авиабилетов, купленных за наличные, не выписывают счет-фактуру, а в самих авиабилетах НДС указывается.
Можно ли принять к вычету НДС? Кто будет контрагентом в данном случае: авиакомпания или агент? Каков порядок учета в целях налогообложения расходов на проезд по электронному билету, полученному взамен ранее приобретенного?

27 августа 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
НДС, выделенный в маршрут-квитанции электронного билета, принимается к вычету на основании этого документа. Уполномоченный агент перевозчика не должен выставлять счет-фактуру. В книге покупок в качестве продавца указывается авиаперевозчик.
Суммы, указанные в маршрут-квитанции, учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Обоснование позиции:
Согласно п. 6 Авиационных правил*(1) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее — уполномоченный агент). Иными словами, при продаже авиабилетов уполномоченный агент является поверенным принципала (ст. 971 ГК РФ) и действует от имени перевозчика.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом — билетом, который может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде (п.п. 1-3 ст. 105 ВК РФ, п.п. 44, 46 Авиационных правил).
Сборы перевозчиков (например, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за обслуживание в аэропорту), как включенные в пассажирский тариф, так и не включенные в него, как правило, формируют провозную плату, указываемую в билете (п.п. 30, 31 Авиационных правил, п.п. 5, 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, далее — Правила*(2)). При этом предусмотрена возможность взимания уполномоченным агентом дополнительной платы с пассажиров за оказанные им от своего имени услуги (абзац 3 п. 30 Авиационных правил). То есть за посредническую услугу по оформлению билетов уполномоченный агент получает вознаграждение от принципала — авиаперевозчика (ст. 972 ГК РФ), а не от пассажира. При этом если пассажир пользуется, например, консультационными услугами агента, услугами по выбору места в самолете, то в этом случае оплату услуг агента, оказываемых им от своего имени, производит пассажир или заказчик услуг — юридическое лицо*(3).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм «входного» НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ, после постановки на учет приобретений. Так, в силу абзаца 1 п. 7 ст. 171 НК РФ на основании иных документов может осуществляться вычет по НДС, в частности, по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно.
Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (БСО) или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ). То есть счет-фактуру может выставлять только агент, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг) принципала, но от своего имени.
Ни ст. 169 НК РФ, ни п. 1 Правил заполнения счета-фактуры не предусматривают составление счетов-фактур агентами, действующими от имени принципала (в данном случае от имени авиаперевозчика). Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке. В этом случае продавцом в счете-фактуре указывается принципал — перевозчик (письма Минфина России от 28.04.2018 N 03-07-09/29386, от 24.10.2017 N 03-07-08/69700).
В рассматриваемой ситуации уполномоченным агентом от имени перевозчика заключен договор авиаперевозки с физическим лицом (в этом случае именно перевозчик оказывает услугу пассажиру), поэтому его обязанности по оформлению расчетных документов с выделенными суммами НДС и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если он выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (БСО) (п. 7 ст. 168 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10.01.2008 N 19-11/603).
Согласно п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее — Приказ Минтранса N 134) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
В данном случае билеты куплены и поездка состоялась до 01.07.2019*(4). Сотрудник к авансовому отчету приложил БСО, соответствующий требованиям ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, п.п. 5 и 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники*(5) и положениям Приказа Минтранса N 134.
В этом случае организация имеет право принять к вычету НДС, выделенный отдельной строкой в распечатанной на бумажном носителе маршрут-квитанции электронного пассажирского билета (письма Минфина России от 28.05.2018 N 03-07-07/36077, ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544). Данный БСО организации необходимо зарегистрировать в книге покупок не ранее того налогового периода, в котором утвержден авансовый отчет сотрудника (письмо Минфина России от 20.05.2008 N 03-07-11/197). В качестве продавца в графе 9 книги покупок указывается перевозчик — авиакомпания (письмо Минфина России от 28.05.2015 N 03-07-11/30876).

Налог на прибыль

На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности, на:
— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Как видим, перечень затрат в виде сборов, установленный в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым.
В письме Минфина России от 19.06.2017 N 03-03-06/1/37945 специалисты финансового ведомства разъяснили, что суммы сборов могут быть отнесены на командировочные расходы в том случае, если они формирует стоимость услуги по проезду (смотрите также письма Минфина России от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488, от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823).
В рассматриваемой ситуации сборы авиакомпании, хоть и выделены отдельной строкой в билете, но связаны с необходимостью приобретения сотрудником авиабилета. Без оплаты указанных сборов у сотрудника не было возможности приобрести билет и отправиться в поездку для выполнения служебного задания. Такие расходы отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не поименованы в ст. 270 НК РФ. Поэтому тариф и сборы авиакомпании (без НДС), указанные в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета и формирующие провозную плату, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения в составе расходов на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По мнению уполномоченных органов, сумма, взимаемая за переоформление и возврат билетов, является штрафом и может быть учтена в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). По мнению судей, сумма платы, взимаемая за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа (п. 93 Правил), является разновидностью штрафа (постановление Третьего ААС от 18.03.2019 N 03АП-6850/18).
Подтвердить производственную необходимость изменения даты вылета сотрудника может приказ об изменении сроков командировки. Для целей документального подтверждения рассматриваемых расходов необходим авансовый отчет сотрудника с приложенными к нему маршрут-квитанцией электронного билета и посадочных талонов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32043, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@). Данные расходы признаются в момент утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В данном случае целесообразно запросить у перевозчика или его уполномоченного агента расшифровку тарифа, указанного в маршрут-квитанции, а также сборов, входящих в стоимость билета наряду с тарифом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на командировки по территории РФ;
— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Налогообложение невозвратных билетов и штрафов в случае отмены командировки;
— Вопрос: В каком порядке в новой декларации по НДС следует регистрировать электронные авиа- и железнодорожные билеты (ИНН в билетах не указывается, счета-фактуры не выставляются), приобретенные через агентства для командированных сотрудников? Как заполнить обязательный реквизит — ИНН продавца или посредника (строки 130, 140 раздела 8 декларации по НДС)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.