Экспертиза качества специальной оценки условий труда

Как провести экспертизу качества специальной оценки условий труда

От результатов спецоценки зависит размер компенсаций и льгот, которые назначают сотруднику за работу во вредных условиях труда. Влияют результаты и на формирование будущей пенсии. Если сотрудник или работодатель с ними не согласны, они могут провести экспертизу качества результатов спецоценки.

В каких случаях проводить экспертизу качества спецоценки

Экспертизу качества спецоценки проводят департаменты, министерства или комитеты по охране труда Федеральной службы по труду и занятости. Процедура проходит по утвержденным административным регламентам (таблица 2).

Обратите внимание

Если заявление на государственную экспертизу условий труда подает работник, процедуру проведут только на его рабочем месте

Экспертизу проводят в одном из трех случаев:

  • если в Федеральную службу по труду и занятости обратился работодатель, работник, представитель профсоюза, ФСС России или другой страховщик;
  • если на проведение процедуры есть определение судебных органов;
  • если в ГИТ обратился работник, представитель профсоюза, работодатель, страховщик или инспекторы труда действовали в рамках контроля за соблюдением требований закона о спецоценке (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Когда экспертизу проводят бесплатно, а когда за деньги

Экспертизу проводят бесплатно, если:

  • органы исполнительной власти запросили процедуру;
  • суд вынес определение;
  • есть представление территориального отделения Роструда, в том числе по обращению работника.

Пример. На рабочем месте кабельщика-монтажника установили класс условий труда 3.1. Сотрудник не согласен с таким решением. Он уверен, что эксперты не учли все вредные факторы, которые влияют на него во время работы. Сотрудник подал заявление в суд и попросил отменить результаты спецоценки. В рамках судебного дела для сотрудника провели бесплатную государственную экспертизу качества спецоценки условий труда. Эксперты подтвердили установленный ранее класс условий труда 3.1.

Если работники, профсоюз или работодатели сомневаются, что по итогам спецоценки правильно установили гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, они могут заказать госэкспертизу качества спецоценки. Но это грозит дополнительными финансовыми затратами — оплачивать ее придется самим (таблица 1).

Таблица 1. В каких случаях за экспертизу нужно платить

Цель экспертизы Условие предоставления услуги
Оценить качество проведения спецоценки условий труда Экспертиза — платно (п. 5 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).
Исследования и измерения вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса — платно (п. 28 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н)
Оценить фактические условия труда работников Экспертиза — бесплатно (п. 6 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).
Исследования и измерения вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса — платно (п. 28 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н)
Оценить правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда Экспертиза — бесплатно (п. 7 приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н)

Есть ситуации, в которых экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

Как рассчитать стоимость экспертизы

Стоимость экспертизы устанавливают органы государственной экспертизы условий труда. Они учитывают методические рекомендации (приказ Минтруда России от 9 октября 2014 г. № 682н).

Вы можете рассчитать, в какую сумму обойдется экспертиза. Для этого найдите на сайте территориального отделения Роструда документ с утвержденной стоимостью. Общая сумма затрат на экспертизу будет зависеть от числа рабочих мест в вашем заявлении.

Например, размер платы за проведение государственной экспертизы условий труда за одно рабочее место в Москве (приложение 1 к приказу Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 15 марта 2017 г. № 190):

Заявитель Кол-во рабочих мест в заявлении Стоимость 1 рабочего места, рублей
Работодатель, организация, которая проводит спецоценку условий труда От 1 до 5 11 580
От 6 до 50 17 280
Свыше 50 22 970
Профсоюзы, их объединения, другие уполномоченные работниками представительные органы От 1 до 5 2900
От 6 до 50 4320
Свыше 50 5740
Работник 2900

Как подать документы

Предлагаем пошаговый алгоритм, который поможет быстро подготовить и подать необходимые документы.

Шаг 1. Составьте заявление для проведения государственной экспертизы условий труда. Укажите в нем:

  • полное наименование организации;
  • почтовый адрес организации и адрес электронной почты (при наличии);
  • наименование объекта, в отношении которого нужно провести государственную экспертизу условий труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, профессию работников, занятых на этих рабочих местах;
  • информацию о ранее проведенных госэкспертизах условий труда (если были);
  • сведения об организации, которая проводила спецоценку (если нужно проверить качество проведения спецоценки);
  • информацию об оплате государственной экспертизы.

Шаг 2. Приложите к заявлению необходимые документы (приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н). Их список зависит от цели экспертизы. Например, если нужно оценить качество проведения спецоценки, вместе с заявлением направьте отчет о проведении специальной оценки условий труда, включая протоколы, карты, ведомости, перечни рабочих мест, заключения эксперта и т. д. Кроме того, к заявлению приложите предписания инспекторов ГИТ, если во время проверки у них возникли претензии к проведенной спецоценке.

Важно

Исследования и измерения вредных или опасных факторов оплачивают отдельно. Дождитесь уведомления от руководителя госэкспертизы

Шаг 3. Оплатите госэкспертизу условий труда. Внесите средства на лицевой счет органа госэкспертизы до того, как подадите заявление. Если вы допустили ошибки в заявлении или приложили не все документы, и из-за этого госэкспертизу не провели, деньги за оплаченную услугу вам вернут. Если основание отказа — заведомо ложные сведения или подложные документы, деньги не возвращают.

Шаг 4. Подайте заявление и документы. Направьте их в орган государственной экспертизы условий труда лично или заказным письмом с уведомлением. Также закон позволяет отправить заявление и документы в электронном виде. В этом случае подтвердите их подлинность электронной подписью.

Как проводят экспертизу

Государственный эксперт или экспертная комиссия рассматривают документы и сведения, которые им предоставил работодатель. Если информации достаточно, они проведут экспертную оценку. Эксперты вправе исследовать и измерять факторы производственной среды, привлекать для этого аккредитованные испытательные лаборатории.

Срок экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для экспертизы. Руководитель органа госэкспертизы может продлить его, но не больше чем на 60 рабочих дней.

После экспертизы государственный эксперт или экспертная комиссия составят заключение. В нем они укажут выводы — соответствуют результаты спецоценки установленным требованиям законодательства или нет. Не позднее трех дней с момента утверждения экземпляры заключения направят:

  • работодателю. Выдадут на руки или отправляют по почте с уведомлением о вручении;
  • в государственную инспекцию труда по почте письмом с уведомлением;
  • в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Как обжаловать результаты экспертизы

Подайте заявление в Минтруд России. К документу приложите копию заключения государственной экспертизы условий труда. Если Минтруд встанет на сторону работодателя, повторную экспертизу качества проведут бесплатно. Заключение о рассмотрении разногласия обязаны исполнять все стороны (п. 11 приказа Минтруда России от 08.09.2016 № 501н).

Таблица 2. Административные регламенты, на основании которых проводят экспертизу качества специальной оценки условий труда

Регион Кто проводит экспертизу Название административного регламента
Москва Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы Приказ о проведении государственной экспертизы условий труда в городе Москве от 2 февраля 2017 г. № 87
Московская область Министерство социального развития Московской области Административный регламент исполнения государственной функции по проведению государственной экспертизы условий труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области от 4 декабря 2012 г. № 62-р
Ленинградская область Комитет по труду и занятости Ленинградской области Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда (приказ комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 1 июля 2015 г. № 9)
Липецкая область Управление труда и занятости Липецкой области Административный регламент исполнения государственной функции по проведению государственной экспертизы условий труда на территории Липецкой области (приказ Управления труда и занятости Липецкой области от 16 июля 2015 г. № 211)
Новгородская область Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению в установленном порядке государственной экспертизы условий труда (постановление Департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области от 3 июня 2015 г. № 9)
Тульская область Министерство труда и социальной защиты Тульской области Административный регламент предоставления государственной услуги «Осуществление государственной экспертизы условий труда» (постановление правительства Тульской области от 29 июня 2012 г. № 332)
Республика Калмыкия Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Административный регламент предоставления государственной услуги «Государственная экспертиза условий труда в Республике Калмыкия» (приказ Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 24 августа 2015 г. № 112-пр)
Республика Крым Министерство труда и социальной защиты Республики Крым Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда (приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 18 мая 2015 г. № 181)
Ставропольский край Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края Административный регламент предоставления министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края государственной услуги «Осуществление государственной экспертизы условий труда» (приказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 23 марта 2015 г. № 95)

https://ekspert-lab.ru/kak-provesti-ekspertizu-kachestva-specialnoj-ocenki-uslovij-truda.html2017-07-29T12:51:03+00:00 adminПубликацииОт результатов спецоценки зависит размер компенсаций и льгот, которые назначают сотруднику за работу во вредных условиях труда. Влияют результаты и на формирование будущей пенсии. Если сотрудник или работодатель с ними не согласны, они могут провести экспертизу качества результатов спецоценки. В каких случаях проводить экспертизу качества спецоценки Экспертизу качества спецоценки проводят департаменты, министерства или комитеты по охране труда Федеральной службы по труду и занятости….admin rusyaykin@ekspert-lab.ruAdministratorЭксперт

Как проверить отчет о специальной оценке условий труда

Основной задачей проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) является установление итогового класса условий труда на рабочем месте посредством определения уровня воздействия вредных и/или опасных производственных факторов на сотрудников, от чего в дальнейшем зависят виды предоставляемых им гарантий и компенсаций.

Процедура СОУТ состоит из подготовительного этапа, самого проведения и оформления результатов в форме отчетной документации. Последний этап очень важен – ошибки при проверке отчета могут дорого стоить и даже стать причиной судебных разбирательств. Поэтому прежде чем подписывать отчет, необходимо ознакомиться и разобраться с результатами оценки. Кроме того, работодатель имеет право запросить от проводящей СОУТ организации обоснование этих результатов.

Итак, как же сориентироваться в отчетной документации, все ли необходимое предоставила организация, проводящая СОУТ, правильно ли проведена специальная оценка, корректно ли установлены классы условий труда и все ли гарантии и компенсации за вредные условия учтены – в нашей статье мы попытаемся указать основные пункты, проверка которых поможет ответить на поставленные вопросы.

Остерегайтесь ошибок

Чтобы избежать ошибок во время проведения СОУТ, еще на этапе определения потенциально вредных и/или опасных производственных факторов следует предоставить организации, проводящей СОУТ, копии предыдущих материалов аттестации рабочих мест с указанными в них классами условий труда, гарантиями и компенсациями.

Также работодателю стоит ознакомиться с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов. Это поможет оценить правильность дальнейших результатов по их идентификации. Выявление на рабочем месте данных факторов и их источников проводится путем обследования самого места и ознакомления с должностными обязанностями персонала, а также посредством опроса работников и их непосредственных руководителей. Факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте признаются идентифицированными и подлежат оценке в случае совпадения их наименований с наименованиями, предусмотренными классификатором, который утвержден Приказом Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

Ошибки могут допускаться как организацией, проводящей СОУТ, так и работодателем, и комиссией СОУТ. Например, иногда возникают трудности на начальном этапе при подсчете комиссией количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и количеством работников на каждом рабочем месте. Принцип такой – количество рабочих мест должно соответствовать числу одновременно работающих работников.

Также важно корректно определить аналогичные рабочие места. Они должны соответствовать признакам аналогичности, определенным ст. 9 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Достаточно провести спецоценку только 20% аналогичных рабочих мест (но не менее двух), а результаты будут применимы ко всем рабочим местам. Это существенно сокращает затраты на СОУТ. Если же какие-то места не подпадают под признаки аналогичности, спецоценка необходима для 100% таких рабочих мест.

Немаловажную роль играет и корректное наименование должности – она должна строго соответствовать штатному расписанию. Бывает, что комиссия предоставляет перечень должностей, не соответствующий реальности. Тогда возникают проблемы при применении результатов СОУТ, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов.

Важно!

При предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях нужно учитывать не только ТК РФ, но и требования других федеральных законов (если они не противоречат ТК). В частности, это касается медперсонала. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников» для отдельных категорий работников медучреждений установлена сокращённая продолжительность рабочего времени: 36, 33, 30 и 24 часа в неделю. Медработникам, занятым диагностированием и лечением больных психиатрическими заболеваниями, предоставляется дополнительный отпуск 35 дней на основании постановления Правительства РФ от 6.06.2013 № 482. Этот список можно продолжать.

Структура отчета СОУТ

Согласно статье 15 ФЗ № 426, отчет о проведении СОУТ должен состоять из девяти частей, включающих:

  • сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 ФЗ № 426 требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием идентифицированных (установленных) на них вредных и/или опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки условий труда с информацией об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и/или опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности (в случае ее проведения) средств индивидуальной защиты, которые применяются сотрудниками на рабочих местах с вредными условиями труда. При этом СИЗ должны быть обязательно сертифицированы в порядке, установленном техническим регламентом. Такая оценка проводится в целях снижения класса (подкласса) условий труда;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 ст. 12 ФЗ № 426 (при наличии такого решения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ;
  • заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Титульный лист отчета

В заголовке титульного листа указывается:

  • полное наименование работодателя, место его нахождения и осуществления деятельности;
  • ИНН в соответствии со свидетельством о постановке на учет работодателя в налоговом органе по месту его нахождения;
  • ОГРН в соответствии со свидетельством о государственной регистрации работодателя;
  • код основного вида экономической деятельности согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Кроме того, на титульном листе должны быть ФИО председателя, утверждающего отчет, и членов комиссии по проведению СОУТ, удостоверенные их подписями с указанием даты подписания отчета. Очень важно проверить правильность указанной информации во избежание опечаток во время ее заполнения.

Перед тем как подписать титульный лист, нужно обязательно изучить результаты СОУТ: протоколы инструментальных измерений на предмет наличия всех приборов, вспомогательного оборудования, поверки и срока ее окончания, методов измерений, указания мест проведения измерения (обязательны точный адрес, назначение и номер помещения).

Важно!

Помните, что подписав отчет, вы соглашаетесь с его результатами и утверждаете его. Если представитель комиссии по проведению СОУТ не согласен с ее результатами, то он должен подписать отчет с пометкой «особое мнение». Это вносится в протокол заседания комиссии.

Сведения об организации, проводящей СОУТ, должны содержать:

  • полное название организации, адрес ее места нахождения и осуществления деятельности, контактный телефон, адрес электронной почты, номер и дату внесения ее в реестр организаций по проведению СОУТ, ИНН, ОГРН, номер и дату выдачи аттестата аккредитации организации и срок его действия;
  • ФИО и должность экспертов, принимавших участие в СОУТ, дату выдачи и срок действия сертификата эксперта на право выполнения данных работ, номер сертификата эксперта и регистрационный номер в реестре экспертов организаций по проведению СОУТ;
  • полную информацию об используемых средствах измерений испытательной лаборатории при проведении СОУТ (полное наименование, регистрационный номер в гос. реестре средств измерений, заводской номер и срок окончания поверки), а также дату проведения измерений и наименование вредного и/или опасного фактора производственной среды и трудового процесса.

Важно!

Ознакомившись с этим документом, вы можете убедиться, что СОУТ проведена в рамках закона: организация и эксперты аккредитованы, а приборы поверены.

Карты СОУТ

С подробным описанием карты можно ознакомиться в Приложении № 4 к приказу Минтруда России № 33н. Мы остановимся на той информации, которую необходимо проверить на правильность внесенных данных:

— полное наименование работодателя, адрес места нахождения работодателя, ФИО руководителя, адрес электронной почты;

— ИНН, ОКПО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКТМО организации, где проводится СОУТ;

— наименование должностей, профессий или специальностей работников в соответствии со штатным расписанием организации;

— наименование структурных подразделений при наличии (отдел, цех, участок);

— количество и номера аналогичных рабочих мест (должны соответствовать номерам в перечне рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда);

— численность работников, занятых на данном рабочем месте (по штатному расписанию или фактическая) за месяц, предшествовавший заполнению карты, а также численность работников, занятых на аналогичных рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте;

— ФИО и СНИЛС работников;

— перечень используемого на рабочем месте оборудования, материалов и сырья;

— итоговые классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по соответствующему идентифицированному вредному и/или опасному фактору производственной среды и трудового процесса;

— предоставляемые работнику гарантии и компенсации на дату заполнения карты;

— необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций по результатам СОУТ и обоснование с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты (при наличии рабочих мест, на которых предоставлялись льготы и компенсации до проведения СОУТ, настоятельно рекомендуется проверить, сохранились ли они у работников по результатам спецоценки);

— рекомендации по улучшению условий труда, режимам труда и отдыха, подбору персонала.

От итогового класса условий труда зависят и размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»). В соответствии с Методикой, в карте СОУТ (строка 021) указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников. Эта информация вносится для учета стажа работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, что является основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников.

Карта подписывается экспертами организации, проводящей СОУТ, а также председателем и членами комиссии (рекомендуется проверить их должности и ФИО).

Сводная ведомость

Документ подписывается всеми членами комиссии, экспертами и утверждается председателем комиссии. Сводная ведомость позволяет оценить результаты проведения СОУТ в отношении всех рабочих мест. Она содержит две таблицы.

Табл.1

Табл.2

  • общее количество рабочих мест и численность работников, занятых на этих рабочих местах;
  • количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ, и численность работников, занятых на этих рабочих местах;
  • количество рабочих мест по каждому классу по итогам СОУТ.
  • индивидуальный номер рабочего места;
  • должность, профессия или специальность работников, занятых на данном рабочем месте с указанием класса (подкласса) условий труда на рабочем месте при воздействии вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • итоговый класс (подкласс) условий труда для каждого рабочего места;
  • итоговый класс (подкласс) условий труда для каждого рабочего места с учетом эффективного применения СИЗ;
  • гарантии и компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение).

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда включает в себя:

  • наименование структурного подразделения, рабочего места;
  • наименование мероприятия по улучшению условий труда;
  • цель мероприятия;
  • срок выполнения мероприятия;
  • структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия;
  • отметку о выполнении мероприятия.

Первые два пункта заполняются проводящей СОУТ организацией. Перечень мероприятий подписывается всеми членами комиссии, экспертами и утверждается председателем комиссии.

Заключение эксперта

Закон не предъявляет особых требований к форме заключения. Но в любом случае эта часть отчета является обязательной. является обязательным для отчета. В ней указывается регистрационный номер и дата составления, на которые в дальнейшем будет ссылаться работодатель при заполнении декларации.

Заключение содержит в себе подведение итогов СОУТ, а именно — количество рабочих мест, на которых:

  • проведена СОУТ;
  • вредные факторы не идентифицированы (следовательно, они подлежат декларированию);
  • оптимальные и допустимые условия труда;
  • вредные и/или опасные условия труда;

Документ также может быть дополнен другими предложения эксперта, если таковые имеются.

СОУТ проведена, отчет принят: что дальше

После проведения СОУТ работодателю необходимо дополнить трудовой договор сведениями о классе условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации. О любых изменениях в трудовом договоре работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ. О том, как вносится этот пункт в трудовой договор после проведения СОУТ и что писать до ее проведения, разъясняет Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516.

Кроме того, работодатель должен ознакомить работников под подпись с картой СОУТ, а также разместить на сайте сводные данные о результатах специальной оценки (сведения об установления классов условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, на которых проводилась СОУТ). На исполнение дается 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

В дальнейшем с результатами СОУТ должны быть ознакомлены все вновь принимаемые сотрудники, которые будут работать на рабочих местах, где была проведена специальная оценка условий труда.

Но нельзя забывать, что работодатель обязан соблюдать требования законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда

По результатам ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения ГЭУТ, в котором указываются:

  • наименование органа ГЭУТ с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) ГЭУТ;
  • основание для ГЭУТ с указанием даты регистрации в органе ГЭУТ;
  • данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда — полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения ГЭУТ с указанием даты начала и окончания ее проведения;
  • объект ГЭУТ;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится ГЭУТ (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
  • перечень документов, представленных в составе оснований для ГЭУТ.

В проекте заключения ГЭУТ, составленном по результатам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

  • полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

В зависимости от объекта ГЭУТ в проекте заключения ГЭУТ содержится один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Проект заключения ГЭУТ составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения ГЭУТ, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения ГЭУТ.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения ГЭУТ.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения ГЭУТ один экземпляр заключения:

  • выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения ГЭУТ направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если ГЭУТ проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Если работник не согласен с результатами спецоценки

В этой статье мы ответим на последний вопрос нашего читателя (начало статьи ): что делать работнику, если он не согласен с результатами спецоценки, и считает, что нарушена методика проведения СОУТ?

Контроль во время проведения спецоценки

В законе не сказано, что замеры вредных факторов обязательно проводятся в присутствии работника. Но работник имеет право присутствовать при оценке условий на его рабочем месте (п.1. ст. 5 закона №426-ФЗ). Не игнорируйте эту возможность.

Также воспользуйтесь правом задавать вопросы специалистам из организации, которая проводит спецоценку. Спрашивайте про измерения, про методики, которые они применяют, про нормы. Организация обязана давать разъяснения работникам по оценке условий на их рабочих местах (п.2 ст. 6 закона №426-ФЗ).

Обжалование результатов СОУТ

В законе есть статьи, которые дают право работникам обжаловать результаты СОУТ. В п.3 ст.5 закрепляется такое право, а в статье 26 конкретизируется, что для обжалования работнику нужно обратиться в госинспекцию труда или в суд.

Кстати, за полтора года существования спецоценки от работников поступили тысячи жалоб. В каких-то случаях эти жалобы были необоснованными, но выявились и случаи злоупотреблений со стороны работодателей, и некомпетентность организаций, проводящих СОУТ.

После получения от работника жалобы ГИТ может назначить экспертизу качества спецоценки. Но в этом случает экспертиза будет проводиться только относительно оценки условий труда на рабочем месте заявителя, т.е. одного работника.

На основании заключения экспертизы результаты СОУТ могут быть либо подтверждены, либо отменены. Если рузультаты отменяются, то работодателю нужно провести внеплановую спецоценку (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Судебная практика по СОУТ

Судебных решений по результатам спецоценки я нашла немного. Приведу один показательный пример – Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014. по делу №33-9563/14.

Суть спора: водители скорой помощи оспаривали результаты СОУТ на их рабочих местах, просили признать карты спецоценки недействительными.
При рассмотрении дела суд установил следующие обстоятельства:

  • О проведении специальной оценки рабочих мест истцы не знали.
  • Работодатель не ознакомил работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в установленный срок. Протокол общего собрания водителей гаража и акт об отказе от подписей присутствующих водителей признаны судом недопустимыми доказательствами. Так как из них не усматривается количество присутствующих на собрании, кого именно из водителей знакомили с результатами проведения специальной оценки условий труда и кто из водителей отказался от ознакомления.
  • Суду не представлено доказательств того, что проводились замеры уровня шума, уровня локальной вибрации трех автомобилях. Специалистом хронометраж рабочего времени на этих местах также не проводился.
  • Представленный лист обследования рабочего места №… не содержит подписи специалиста, проводившего замеры, поэтому является недопустимым доказательством, и не может быть положен в основу результатов оценки условий труда водителя на данном рабочем месте.
  • Согласно расчетам работодателя от 30 до 40% рабочего времени водители проводят за рулем, однако в карте хронометража указано 58%.

Оценив все обстоятельства дела, суд первой инстанции принял решение в пользу работников, удовлетворив их требования. Работодатель не согласился с этим решением и обжаловал решение суда в областном суде. Областной суд оставил решение районного суда в силе.

О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение. Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

Сроки проведения спецоценки

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать? 📌 Реклама Отключить

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426‑ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426‑ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426‑ФЗ:

📌 Реклама Отключить

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426‑ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
  • Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426‑ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426‑ФЗ.

К сведению 📌 Реклама Отключить

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426‑ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426‑ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

📌 Реклама Отключить

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426‑ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест
Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации: 📌 Реклама Отключить

1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
проведенной до 01.01.2014.

2. Если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, то спецоценка осуществляется:

  • в кратчайшие сроки – в отношении рабочих мест, перечисленных в п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426‑ФЗ;
  • поэтапно до 31.12.2018 – в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ (к ним относятся офисные рабочие места) и введенных в эксплуатацию до 01.01.2014.

Кроме этого, работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку в случаях, перечисленных в ст. 17 Закона № 426‑ФЗ.

Нарушение порядка проведения спецоценки

Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. 📌 Реклама Отключить

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностные лица Юридические лица
Предупреждение или штраф

в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.

И здесь следует подчеркнуть, что в связи с некоторой неопределенностью положений ст. 27 Закона № 426‑ФЗ мнения судей по вопросам привлечения работодателей к административной ответственности в связи с непроведением специальной оценки различаются. В частности, имеются решения, согласно которым в отношении ранее не аттестованных рабочих мест не применяется ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ. То есть работодатели, которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, привлекаются к ответственности за непроведение специальной оценки вне зависимости от наличия или отсутствия рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426‑ФЗ. 📌 Реклама Отключить

Так, суд не принял довод работодателя о том, что оценка условий труда может быть произведена поэтапно до 31.12.2018, поскольку это положение закона согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ не распространяется на работодателей, не проводивших аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, – только на тех, кто ее проводил (см. Решение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 7‑1673/2015).

Однако Верховный суд неоднократно отмечал, что существенное значение при рассмотрении дел о привлечении организаций к ответственности за непроведение специальной оценки имеет положение ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426‑ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

То есть прежде, чем привлечь работодателя к ответственности, требуется выяснить, какие рабочие места предусмотрены штатным расписанием. В частности, имеются ли в организации рабочие места сотрудников, которые получают гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях или которым преду­смотрено назначение досрочной пенсии и в отношении которых специальная оценка должна быть проведена в кратчайшие сроки (постановления ВС РФ от 22.01.2016 № 36‑АД15-5, от 09.08.2016 № 57‑АД16-5).

📌 Реклама Отключить

Оговорки о том, что поэтапное проведение спецоценки возможно только для тех работодателей, которые до 01.01.2014 провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, Верховный суд не делает.

Ошибки работодателя

Непроведение внеплановой спецоценки. Что касается ее проведения, здесь работодатели допускают разнообразные ошибки, в результате чего и привлекаются к ответственности.

Так, Постановлением Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262‑2016 были оставлены без изменений постановление инспектора ГИТ и решения судов о привлечении ОАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. за непроведение внеплановой специальной оценки при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев с момента их ввода согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426‑ФЗ.

📌 Реклама Отключить

Приказом от 04.08.2014 в штатное расписание ОАО была введена должность машиниста зернопогрузочных машин, на которую приказом от 09.10.2014 был переведен один из работников. Таким образом, до 04.02.2015 ОАО должно было провести спецоценку данного рабочего места. Но поскольку на момент истечения шестимесячного срока данная должность из штатного расписания была исключена, работодатель посчитал, что и спецоценку данного рабочего места можно не проводить. Тем не менее он уже нарушил п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426‑ФЗ.

Суд сделал вывод, что последующее исключение должности машиниста зернопогрузочных машин из штатного расписания не освобождает ОАО от ответственности за совершение правонарушения.

В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного на тот момент ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2015 № 4а15-439).

📌 Реклама Отключить

Нарушен порядок проведения спецоценки. Это может послужить основанием не только для привлечения работодателя к административной ответственности. Кроме того, работник, чьи права из‑за ее проведения были нарушены, в силу ст. 5 Закона № 426‑ФЗ вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке.

Так, работница (врач-нейрохирург) обратилась с иском к МАУ «Центральная городская клиническая больница» (далее – ЦГКБ) о признании результатов спецоценки условий труда ее рабочего места недействительными.

По результатам этой оценки ей был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.1, что исключало право на предоставление ей дополнительного отпуска. При этом в карте специальной оценки отсутствовала оценка условий труда по такому вредному (опасному) фактору, как напряженность трудового процесса, который согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 426‑ФЗ подлежит обязательному исследованию (испытанию) и измерению. Кроме этого, ранее в результате аттестации ее рабочему месту был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.3, в связи с чем предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. Условия ее труда не изменялись.

📌 Реклама Отключить

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований работнице было отказано, поскольку суд посчитал, что при спецоценке не подлежал оценке такой фактор, как напряженность трудового процесса: согласно должностной инструкции трудовая деятельность истицы не соответствует перечню особенностей трудового процесса работников, содержащемуся в п. 23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426‑ФЗ. Поэтому оснований для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными не имеется.

Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426‑ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 426‑ФЗ и п. 4 Методики в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Кроме этого, при реализации в отношении лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, денежная компенсация) порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер на день вступления в силу Закона № 426‑ФЗ, если условия труда на рабочем месте остались прежними. Об этом говорится в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ.

📌 Реклама Отключить

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33‑6870/2016).

Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185‑1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

📌 Реклама Отключить

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2‑й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2‑й, 3‑й или 4‑й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

📌 Реклама Отключить

В силу ч. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185‑1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

Законом № 3185‑1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона). 📌 Реклама Отключить

К сведению

Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185‑1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится. При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185‑1.

📌 Реклама Отключить

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33‑719/2016).

Условия труда в трудовом договоре

Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15‑1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в трудовой договор после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

📌 Реклама Отключить

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Обратите внимание

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

📌 Реклама Отключить

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

* * *

В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». 📌 Реклама Отключить

«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».