Экологический сбор 2018

Экологический налог перенесли на год

Сточные трубы продолжают сбрасывать отходы в российские водоемы. Фото с сайта www.greenpeace.org

После вала критики со стороны бизнеса Минфин представил новый вариант перевода части экологических платежей в Налоговый кодекс. Начало реформы перенесли на год, а предпринимателей обещают не арестовывать за неуплату эконалога в течение 10 лет.

В середине апреля некоторые предприятия страны начали отчитываться о выполнении государственного норматива по утилизации отходов. Например, о 100-процентном выполнении этого норматива в 2018 году отчитался перед Росприроднадзором ЭкоШинСоюз – объединение крупнейших производителей и импортеров резиновых покрышек для автомобилей.

После того как несколько лет назад правительство РФ объявило о возможности производителям и импортерам некоторой продукции (тех же шин, электроники) вместо оплаты экологического сбора самим заниматься переработкой закончившей свой век продукции, такие бренды, как «Континентал», «Ханкук», «Мишлен», «Нокиан и «Йокохама», создали союз, который провел аудит более 50 компаний – переработчиков шин, заключил договоры на утилизацию с 20 из них по всей России. За два года работы договорились с более чем 300 шиномонтажей и 1,5 тыс. предприятий, в которых есть автомобили, было собрано и утилизировано 90 тыс. тонн отходов. На весь проект было потрачено около 300 млн руб.

Однако в какой-то момент вся эта работа оказалась под угрозой со стороны того же правительства. В августе прошлого года Минфин опубликовал проект о включении неналоговых платежей, в том числе утилизационного, экологического и за воздействие на окружающую среду, в Налоговый кодекс. Бизнес высказался резко против, в том числе из за того, что таким образом работа по другому, не так давно введенному закону о самостоятельной переработке предприятиями или привлечении для этого подрядчиков практически перечеркивалась (речь о так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), на основании которой и действует тот же ЭкоШинСоюз).

Кроме того, предприниматели опасались, что за неуплату новых налогов теперь вместо штрафов им придется нести совсем другую ответственность, вплоть до уголовной. В начале апреля Министерство финансов России представило новую редакцию законопроекта о включении квазиналогов в Налоговый кодекс и стартовал новый раунд общественного обсуждения. Некоторые ассоциации готовы принять изменения, но РСПП по-прежнему противится. В качестве арбитра пришлось даже пригласить президента Владимира Путина, который попросил вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не педалировать процесс (изначально планировалось, что новые налоги появятся уже с 1 января 2020.

В пресс-службе Минфина «НГ» сообщили, что предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки – они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти в введении новых сборов или изменении их размеров.

Там напомнили, что по итогам состоявшегося недавно заседания рабочей группы по вопросам неналоговых платежей, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты, была достигнута договоренность о переносе реформы на год, с 1 января 2021 года, чтобы дать бизнесу больше времени на адаптацию к новым условиям.

В Минфине также сообщили, что в разрабатываемом пакете документов будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение законодательства по новым налогам.

«Если возможность самостоятельной утилизации в рамках РОП будет сохранена, то мы готовы поддержать предлагаемые Минфином изменения. В новом проекте предусмотрен налоговый вычет в случае, если производители и импортеры самостоятельно занимаются сбором и утилизацией отходов. Эта мера нас устраивает», – сказал «НГ» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместе с тем эксперт считает, что деятельность правительства по работе с отходами трудно назвать эффективной. «В стране нет проблемы с переработкой отходов, так как существует немало заводов, которые занимаются этим. Проблема в том, что пока их мощности очень часто не загружены – отходов не хватает. Мусорная реформа идет туго, муниципалитеты никак не могут наладить нормальный сбор отходов. И если о раздельном сборе мусора хотя бы говорят, то о специальном, предназначенном для утилизации электробытовой техники, мало кто слышал. Мы торим какие-то свои пути, хотя в Европе давно все налажено, там и раздельным и специализированным сбором занимаются муниципалитеты».

«Подобные законодательные изменения скорее ведут к росту эффективности финансового администрирования, то есть сбора денежных средств у предприятий, чем к экологическим улучшениям, – говорит руководитель департамента Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов. – Предприятия, имеющие ответственную позицию перед обществом, и так выполняют государственные нормативы, и появление более жесткого регулирования для них станет лишь дополнительной административной нагрузкой. А для недобросовестных предприятий внедрение очистных технологий будет лишь вопросом сравнения расходов на выплаты штрафов и налогов и затрат на эти самые очистные технологии».

По мнению эксперта, в сложной экономической обстановке более разумным стимулом к модернизации могли бы стать не новые налоги, а целевые вычеты из старых. «Очень не хотелось бы, чтобы в результате принуждения недобросовестных предприятий к более ответственной позиции пострадали те предприятия, которые и без указаний государства заботятся об экологии», – говорит Удилов.

«Перед вводом нового налога, средства от которого в теории могли бы способствовать модернизации оборудования, необходимо привести в порядок нормативную базу. Сейчас активно обсуждается приказ 63, согласно которому требования к сливным водам в разы выше, чем к питьевой воде, что мешает предприятиям обновить давно устаревшие очистные сооружения. И подобных нестыковок по всей стране достаточно много, – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. – Если раньше на подобные нестыковки смотрели сквозь пальцы, то после включения экологического сбора в Налоговый кодекс ответственность предпринимателей вырастет в разы».

«Если мы нацелены на экономический рост, то загрузка предприятий металлургии и машиностроения – а вместе с ней и выбросы в атмосферу – будет безальтернативно увеличиваться. Если мы морально сдались сценарию медленного, квазирецессионного роста, то будет недозагрузка мощностей, и новый налог, даже если он будет введен, вряд ли приведет к значительному притоку средств в казну, – считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Экологический налог в России в 2019 году

Министерством финансов подготовлен новый законопроект, согласно которому в России в 2019 году появится новый экологический налог.

Точнее в следующем году планируют только рассмотреть разработанный проект и внести в него возможные поправки, хотя впервые разговоры о нем начали ходить еще 2 года назад. Толчком для таких решительных действий стало обращение бизнесменов к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой систематизировать неналоговые платежи.

Если депутаты поддержат инициативу Минфина, с 1 января 2020 года юридическим и физическим лицам придется платить экологический налог.

Главной целью введения новых взысканий является улучшение экологической ситуации, снижение загрязняющих выбросов и сбросов в окружающую среду. Авторы законопроекта считают, что изменения в Налоговом Кодексе станет отличным стимулом для предприятий внедрять технологии, направленные на снижение нанесения вреда природе в процессе их деятельности. Это поможет сократить размер налога, а значит, имеет финансовую выгоду.

Кто и за что будет платить?

Платить экологический налог, если его примут в 2019 году, придется организациям и предприятиям, а также физическим лицам, которые занимаются индивидуальным предпринимательством, осуществляют хозяйственную или другую деятельность.

Облагаться налогом будут:

  • выбросы, попадающие в атмосферу в процессе производства;
  • сбросы, которые загрязняют реки и водоемы;
  • стоки и другие загрязняющие вещества;
  • отходы, образующиеся в результате добывающего или перерабатывающего производства.

В целом новый налог заменит старые платы за выбросы и сбросы, но механизм уплаты планируют усовершенствовать. К тому же за неуплату будет предусмотрен штраф, поэтому предпринимателям и предприятиям уклоняться от налога будет невыгодно.

Важно!
Освобождаться от налоговых взысканий будут только те предприятия, в процессе деятельности которых образуются исключительно твердые коммунальные отходы.

Дополнительные траты в таком случае будут ложиться на плечи служб, которые занимаются утилизацией твердых отходов. По словам экспертов, механизмы уплаты экологического налога требуют еще серьезной доработки и улучшения. Дело в том, что пока не предусмотрены каналы, по которым деньги от государства будут поступать к утилизационным заводам. Это только один из нюансов, а их довольно много, поэтому законопроект требует не только рассмотрения, но и доработки.

Сколько придется платить?

Если в 2019 году окончательно введут экологический налог, рассчитываться его размер будет по определенной формуле. Размер уплаты будет зависеть от следующих факторов: объема и массы выбросов, сбросов или отходов; их токсичности и опасности для окружающей среды; установленных нормативов и др.

Ныне уже предусмотрены фиксированные ставки за некоторые виды веществ, загрязняющих окружающую среду:

  • аммиак – 138,8 за 1 тонну;
  • сероводород – 686,2 руб. за 1 тонну;
  • диоксида азота – 138,8 руб. за 1 тонну и др.

Довольно сильно могут вырасти расходы у предприятий, которые загрязняют окружающую среду ртутью или свинцом, а также соединения этих тяжелых металлов. За каждую тонну этих веществ придется заплатить более 18 тыс. рублей. Общая политика законопроекта заключается в следующем: чем опаснее вещество для окружающей среды, в частности для человека, тем больше придется платить за его попадание в воздух, воду или грунт.

Важно!
Для предприятий, которые находятся на территории регионов с усиленной охраной природы, дополнительно будет учитываться коэффициент при подсчете суммы к уплате.

Особенности налогообложения.

Известно, что декларацию в местные органы Федеральной Налоговой службы организации и предприниматели должны будут подавать самостоятельно по истечению каждого налогового периода. Все действия можно выполнить через интернет. Достаточно зайти в систему Росприроднадзора, заполнить отчет и загрузить документы на сайт. Такой способ отправки документов не только экономит время, но и позволяет зафиксировать дату и время отправки. Подобная информация может пригодиться в случае судебных разбирательств, если документы не загрузились из-за сбоя в системе или по другим причинам.

Мнения специалистов касаемо новых введений в Налоговый Кодекс сильно отличаются. Некоторые журналисты и эксперты говорят о том, что экологический налог усложнит жизнь простым гражданам в регионах. Дело в том, что выхлопные газы автомобилей также попадают под его действие, но старые машины, которыми владеют люди с низким или средним уровнем достатка, обычно сильнее загрязняют окружающую среду. В тоже время обычные люди не покидают надежды, что новый законопроект будет доработан и усовершенствован с учетом потребностей простых граждан.

Экологический сбор 2019

Обновление: 12 февраля 2020 г.

Уже не первый год некоторые организации и предприниматели должны платить экологический (утилизационный) сбор. Посмотрим, кто должен заплатить экологический сбор за 2019 год, как его рассчитать и какую отчетность нужно сдать. Отметим, что порядок уплаты экологического сбора за 2020 год пока такой же, но ближе к концу года может и поменяться.

Экологический сбор: кто платит

Экологический (ликвидационный) сбор за 2019 год должны заплатить производители и импортеры определенных товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Перечень таких товаров (упаковки) утвержден Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2970-р. В него, в частности, входят готовые текстильные изделия, ковры, одежда, деревянные строительные и столярные изделия, бумага и картон, шины, издательская продукция и т.д.

Обязанность платить экологический сбор возникает в двух ситуациях:

  • производитель (импортер) не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);
  • производитель (импортер) обязался утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но в 2019 году не выполнил норматив по утилизации. Если норматив утилизации полностью выполнен или перевыполнен, то экологический сбор за 2019 год платить не надо.

Экологический сбор за упаковку платится только в отношении упаковки, входящей в Перечень, если (п. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

  • товар не является готовым к употреблению изделием;
  • товар реализуется производителем колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Экологический сбор: срок уплаты 2019

Срок уплаты экологического сбора за 2019 год – до 15 апреля 2020 года (п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Экологический сбор: реквизиты

Экологический сбор перечисляется (п. 4, 4(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

  • производителями товаров (упаковки) – на счет территориального органа Росприроднадзора по месту своей регистрации;
  • импортерами – на счет Росприроднадзора.

Реквизиты для уплаты экологического сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов (п. 5 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073).

Расчет экологического сбора 2019

Как рассчитать экологический сбор за 2019 г.? Порядок уплаты экологического сбора различается в зависимости от ситуации.

Если производители (импортеры) самостоятельно не утилизируют товары (упаковку), то сбор рассчитывается по такой формуле (п. 6 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

Экологический сбор за 2019 год = Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за 2018 год * Норматив утилизации отходов на 2019 год * Ставка экологического сбора

Если производители (импортеры) обязались утилизировать отходы, но не выполнили норматив, то сбор рассчитывается так (п. 7 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 8 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):

Сумма экологического сбора за 2019 год = (Количество отходов, подлежащих утилизации за 2019 год, исходя из норматива – Количество утилизированных отходов за 2019 год) * Ставка экологического сбора

Разъяснения по уплате экологического сбора дает Росприроднадзор и его территориальные органы.

Экологический сбор: норматив утилизации и ставки

Ставки экологического сбора 2019 для каждой группы товаров (группы упаковки) утверждены Постановлением Правительства от 09.04.2016 N 284. Нормативы утилизации отходов утверждены Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2971-р.

Экологический сбор: ответственность

Штрафы за экологический сбор (неуплата и несвоевременная уплата) следующие (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

  • на организации – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – от 5 000 до 7 000 руб.;
  • на предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.

Экологический сбор: отчетность 2019

По экологическому сбору сдается следующая отчетность (п. 17 ст. 24.2 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ):

  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утверждена Постановлением Правительства от 08.12.2015 N 1342) – до 1 апреля 2020 г.;
  • Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (форма утверждена Постановлением Правительства от 24.12.2015 N 1417) – до 1 апреля 2020 г.;
  • Расчет суммы экологического сбора (форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488) – до 15 апреля 2020 г.

Что такое экологический сбор и кому необходимо его платить?

Как наверное всем известно, 2017 год в России — год экологии. Внести свою лепту в сохранение чистоты окружающей среды предстоит также и представителям бизнеса. Это проводится, в том числе, с помощью оплаты в бюджет страны нового взноса, так называемого экологического сбора. Компаниям нужно впервые подготовить и уплатить данный сбор в срок до 15 апреля 2017 г.

Не секрет, что наибольший вред экологии наносят транспортные, сельскохозяйственные и производственные предприятия. Деятельность данных типов организаций предполагает значительное количество выбросов загрязняющих веществ в почву и воду, а также ядовитых газов в атмосферу. Согласно положениям действующего законодательства, такие объекты обязаны выплачивать экологические сборы, иначе они просто не имеют права вести свою деятельность.

Однако, не только эти предприятия загрязняют окружающую среду. Негативное влияние на природу оказывают также и офисные компании, владеющие, либо арендующие помещения, технику, транспорт, но не занимающиеся производством. У таких компаний также образуются отходы, что, в свою очередь, накладывает на них обязательство выплачивать экологический сбор.

Под экологическим сбором подразумевается плата за невыполнение норм утилизации отходов, образовавшихся после использования производимых или импортируемых компанией товаров и упаковки. Их перечень опубликован в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. от 24 сентября 2015 г.

Правительство нашей страны установило обязательные нормативы утилизации определенных категорий товаров и упаковки для тех организаций, которые производят товары на территории РФ или импортируют их. Согласно сведениям на январь 2017 года – это 36 групп товаров и 433 наименования. Список данных товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установлен с учетом возможных экономических последствий. Кроме того, учтены степень и объем негативного воздействия на окружающую среду, связанные с утратой товарами их потребительских свойств. После введения экологического сбора должно сократиться общее количество захороненных отходов. Правительством также определены и ставки сбора по каждой из групп подлежащих утилизации товаров.

Обязанности контроля за корректностью расчета и своевременностью уплаты экологического сбора возложены на Росприроднадзор.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, содержатся, в том числе, следующие наименования:

  • бумажные изделия;
  • изделия из пластика и резины;
  • минеральные неметаллические продукты;
  • смазочные масла нефтяного происхождения;
  • основные металлы;
  • готовые изделия из металлов (кроме машин и оборудования);
  • компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
  • электрическое оборудование;
  • дерево и деревянные изделия (за исключением мебели);

Хоть экологический сбор и относится к неналоговым платежам, уплата его является обязательным действием.

Экологический сбор нужно платить, если Вы:

  • Производитель или импортер товаров, указанных в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. Сбор рассчитывается за товар. В том случае, если его упаковка также входит в перечень из распоряжения Правительства, то и за неё тоже нужно рассчитать экологический сбор.
  • Производитель или импортер товаров, которые не входят в список распоряжения Правительства РФ. Плата в данном случае рассчитывается только за упаковку, если она попадает в указанный перечень.

Однако, необходимо отметить, что если товары и упаковка вывозятся за пределы РФ, то экологический сбор уплачивать нет необходимости.

Выполнить норму по утилизации организация может самостоятельно или же это могут сделать для нее по договору другие организации. Если компания утилизировала часть товаров и/или упаковки, но не смогла выполнить требуемый правительством процент утилизации, то к уплате подлежит только невыполненная часть норматива утилизации. В таком случае, из необходимого процента вычитается фактически выполненный.

Если норматив по утилизации выполняется организацией полностью, то она освобождается от оплаты экологического сбора. Однако, в данном случае, компании придётся подтвердить факт утилизации своих отходов с помощью отчетных документов.

Стоит отметить, что нельзя путать недавно появившейся экологический сбор с платой за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) — это два разных платежа. Плата за негативное воздействие должна быть внесена всеми организациями, которые производят загрязняющие выбросы в атмосферу, водные объекты или их деятельность связана с образованием отходов.

Экологический сбор же введен правительством с целью стимулировать бизнес на самостоятельное избавление от собственных товаров, которые пришли в непригодность, а также от упаковки, с которой они поставляются.

Важно знать, что величина взноса зависит не только от категории производимой продукции, которая определяет непосредственно ставку сбора (в зависимости от степени возможного вреда окружающей среде). Сумма сбора зависит также и от количества продукции, которую организация способна самостоятельно утилизировать – таким образом определяется норматив утилизации. Экологический сбор вносится в случае недостижения этого норматива.

Оплата осуществляется в местное управление Росприроднадзора до 15 апреля года, следующего за отчетным. В состав пакета документов входят:

  • заполненная форма по расчету суммы экологического сбора;
  • копии платежных документов об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

Сроки подачи расчета суммы экологического сбора в 2017 году

С 2017 года устанавливается единый срок, до которого необходимо произвести расчет и уплату экологического сбора – 15 апреля.

Для всех компаний, обязанных выплачивать сбор, отметим:

  • датой представления расчета в электронном виде считается дата его отправления по интернету в адрес местного органа Росприроднадзора;
  • датой представления расчета на бумажном носителе является отметка местного органа Росприроднадзора о его получении в бумажном виде, или дата почтового отправления.

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Уплаченные платежи, которые поступают от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических программ. На данный момент эти платежи обладают малой эффективностью, из-за чего экологические программы финансируются из других статей бюджета. 📌 Реклама Отключить

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

📌 Реклама Отключить

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер»