Экологический налог в 2018

Содержание

Кто платит экологический сбор с 2018 года: разъяснение

Бухгалтеры интересуются тем, кто платит сбор с 2018 года. Разъяснение об этом содержится в данной статье. Это может пригодиться организациям и ИП. Также вы узнаете о сроках уплаты экологического сбора в 2018 году и особенностях заполнения платежного поручения на уплату.

Кто должен платить «за экологию» в 2018 году?

Экологический сбор – это платеж, уплата которого регулируется статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Никакого отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Но кто платит экологический сбор с 2018 году? Разъяснение простое:

Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. Перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р.

Важно отметить, что от внесения платы в виде «эко сбора» освобождены производители и импортеры, если они сами утилизируют вредные отходы. Однако утилизация – это очень сложная и дорогостоящая процедура и лишь средний и крупный бизнес может позволить себе такую «роскошь». Большинству проще заплатить экологический сбор в 2018 году и не заниматься никакой утилизацией.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Существуют льготы по уплате экологического сбора при закупке и производстве упаковочных материалов. Так, допустим, освобождены от уплаты экологического сбора компании:

  • производящие упаковку и продающие ее другим организациям;
  • импортирующие упаковку не для реализации потребителям, а для собственных нужд.

Также обратим внимание: экологический сбор не является платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи – это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

Новый перечень применяйте только с 2018 года

Как мы же сказали, Перечень товаров, которые попадают под сбор, утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 28.12.2017 № 2970-р. Это относительно новый документ. Он состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использовани

Однако при отчете за 2017 год надо использовать старый перечень из распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р. Не перепутайте.

Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

  • Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
  • Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
  • Группа № 3 «Спецодежда»
  • Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
  • Группа № 5 «Белье нательное»
  • Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
  • Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
  • Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
  • Группа № 9 «Тара деревянная»
  • Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
  • Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
  • Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
  • Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
  • Группа № 14 «Нефтепродукты»
  • Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
  • Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
  • Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
  • Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
  • Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
  • Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
  • Группа № 21 «Стекло полое»
  • Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
  • Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
  • Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
  • Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
  • Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
  • Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
  • Группа № 28 «Аккумуляторы»
  • Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
  • Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
  • Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
  • Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
  • Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
  • Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
  • Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
  • Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Как рассчитывать экологический сбор за 2017 год (для уплаты в 2018 году)

Формула для расчета суммы сбора:

ЭС = М х Н х С

В формуле есть такие значения:

  • М – масса утилизируемых товаров, которые выпустили в обращение на территории РФ за 2017 год;
  • Н – норматив утилизации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р;
  • С – ставка сбора согласно постановлению Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

Срок уплаты экологического сбора в 2018 году

Срок уплаты экологического сбора за 2017 год в 2018 году – до 15 апреля 2018 года. Вот образец платежного поручения на уплату. Его можно найти на сайте Росприроднадзора,

Оплату экологического сбора нужно перечислять:

  • по реквизитам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Центральный аппарат Службы) – импортеры и производители-импортеры;
  • по реквизитам территориальных органов службы – производители.

Реквизиты Центрального аппарата Росприроднадзора

  • Юридический адрес: 123995, г. Москва, ул. Б.Грузинская, д.4/6 кор.А;Б
  • Код по ОКПО: 00083428
  • Главный распорядитель: 048
  • ОКТМО: 45380000
  • ИНН: 7703381225
  • КПП: 770301001
  • ОГРН: 1047703033300
  • ОКОПФ: 81
  • ОКВЭД: 75.11
  • Наименование лицевого счета: Администратор
  • Номер лицевого счета: 04951000480
  • Номер расчетного счета: 40101810500000001901
  • Банк организации: Операционный департамент Банка России г. Москва 701
  • БИК: 044501002

Расчет экологического сбора: отчетность в 2018 году

Отчетным периодом по экологическому сбору является календарный год. Существуют несколько форм отчетности. До 1 апреля 2018 года необходимо представить в Росприроднадзор:

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров. (бланк утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417)
  • отчет о выполнении норматива утилизации отходов (форма определена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342)

Не позднее 15 апреля 2018 года компании должны сдать расчет суммы экосбора, форма которого утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практически любая производственная деятельность связана с образованием отходов. В текущем году предприятия и физические лица уплачивают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но в планах государства с 2020 года заменить ее на экологический налог. Существующая плата признана малоэффективной, и не покрывает в полной мере бюджетных расходов на проведение государственных мероприятий по восстановлению экологии.

У предприятий в 2019 году не предусмотрено выбора: оплачивать существующую плату за загрязнение окружающей среды либо экологический налог. Новый закон будет правомочным только с 01.01.2020.

Какие экологические платежи нужно уплачивать и кому?

Основным документом нормативного характера, регулирующим охрану экологии, является закон от 10.01.02 № 7-ФЗ. Текстом акта определено загрязнение как поступление веществ и (или) энергии в окружающую среду, которое оказывает на нее негативное воздействие. Все негативно влияющие объекты разделяются на 4 категории, где объекты 1 категории наиболее опасные.

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Плата за загрязнение или экологический налог в 2018 году является обязательным платежом.

К плательщикам относят юридических и физических лиц, хозяйственная деятельность которых приводит к образованию отходов. На учет в налоговые органы собственники должны ставить объекты по месту их нахождения. Учет поставленных объектов производится Росприродназдором.

Как рассчитывают платеж

База для расчета экологического платежа определяется исходя из объема либо массы выбросов. При расчете базовую величину умножают на соответствующую ставку и дополнительные коэффициенты, установленные постановлениями Правительства РФ. Расчет экологических налогов производится плательщиком самостоятельно. Экологический налог в России в 2019 году будет взиматься с плательщиков в виде существующей платы за загрязнение.

Перечисляемые суммы на сохранение благоприятной обстановки в сфере экологии страны зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством. Однако существующая плата признана малоэффективной, и Минфин подготовил законопроект о введении экологического налога.

Интересные факты: Швеция занимает лидирующее положение в Европе по озабоченности сохранением экологии. Почти 99% отходов в стране перерабатываются вторично, используются в разных производствах. Важным вкладом в мусоропереработку жители считают сортировку домашних отходов, что позволяет уменьшить уровень захоронения бытовых выбросов до 0,7% общего объема.

Какие изменения законодательства планируются?

Налоговый кодекс РФ с 01.01.2020 будет дополнен соответствующей статьей, в которой будет описан регламент взимания нового платежа. В соответствии с разработанным нормативным актом экологический налог будет обязателен к уплате для физических лиц, включая ИП (подробнее о том сколько налогов платит ИП), а также организаций, которые осуществляют деятельность, негативно влияющую на состояние окружающей среды.

Введение в России экологического налога позволит существенно повысить налоговые доходы, которые государством будут направляться на проведение активной политики по охране окружающей среды. Узнайте подробнее о проблемах переработки мусора в России, и о том, как сбор и переработка мусора могут превратиться в успешных бизнес.

За что и кому нужно будет платить?

Объектом налогообложения законодательно будет определено воздействие на окружающую среду негативного характера, которое может проявляться в одном из видов:

  1. Осуществление сбросов, содержащих компоненты из утвержденного перечисления, в водные объекты сточных вод.
  2. Осуществление стационарными источниками выбросов в атмосферу вредных веществ, включенных в перечень.
  3. Создание, хранение, скопление, захоронение производственных отходов и отходов потребления для каждого класса опасности.

При этом если накопленные отходы будут утилизированы или обезврежены в течение 11 месяцев с даты начала их образования, то не требуется уплачивать новый экологический налог. Также при размещении отходов в специализированных местах размещения, которые не влияют негативно на окружающую среду, обязанности по уплате не возникнет. Независимо от вида занятости, к категории тех, кто должен платить экологический налог, не относятся организации, чья деятельность финансируется из бюджетов всех уровней.

Сроки предоставления отчетности

Предоставлять отчетность тем, кто будет платить экологический налог, нужно один раз в год. При этом, если по плате за загрязнение окружающей среды соответствующий расчет представлялся в контролирующий орган до 10 марта года, следующего за текущим, то по экологическому налогу расчет нужно будет представлять до 1 марта.

Ставки для расчета сумм налоговых платежей будут установлены для всех видов загрязняющих веществ соответственно их классу опасности. Производить расчеты нужно будет по каждому объекту, загрязняющему внешнюю среду, отдельно по окончании календарного года. Администрировать экологический налог продолжает налоговая служба, Минфин решил не вносить изменения в эту статью.

Проект акта об экологическом налоге предусматривает увеличение пени за просрочку уплаты. Сейчас она составляет 1/300 от текущей ставки рефинансирования при возникновении просрочки длительностью до 30 дней и 1/150 от текущей ставки рефинансирования для просрочки длительностью 31 день и более. Штрафные санкции будут предусмотрены и за предоставление неверных расчетов. После того как экологические платежи заменят экологическим налогом нарушителей обяжут уплатить штраф в сумме до 20% от разницы между начисленной и верной суммой.

В чем особенности для малого и среднего бизнеса

Для всех плательщиков налога, за исключением компаний, использующих УСН, и субъектов МСП, находящихся на других налоговых режимах, новый экологический налог будет уплачиваться авансовыми платежами в течение года. Малые и средние организации должны будут представлять только годовые расчеты.

Экологический налог для граждан и субъектов малого, среднего бизнеса, которые имеют исключительно офисную деятельность, не обязателен. Они уплачивают стандартные платежи за вывоз ТКО. Тогда как платить экологический налог в 2019 за размещение ТКО должны региональные операторы, ведущие соответствующую деятельность. При этом размер платы вырастет. Ее расчет будет производиться исхода из цены вывоза кубометра. Конкретные ставки для регионов пока не определены.

Также корпорации помогают охране экологии с помощью маркетинга.

Как уменьшить платежи и чем грозит неуплата?

Поправки, как и существующая норма, будут предоставлять для физических лиц и организаций возможность снижать величину экологического налога. Для этого им нужно проводить мероприятия по уменьшению загрязнений окружающей среды, затраты на которые вычитаются из расчетной величины платы за загрязнение.

Нововведениями законопроекта по экологическому налогу является введение больших штрафных санкций за непостановку на учет в соответствующем органе. Сегодня данный вопрос регламентируется ст. 8.45 КоАП РФ, согласно которой предприятием грозит штраф 30 000 – 100 000 рублей. После вступления в силу поправок к НК РФ, нарушителей при отсутствии оснований будут наказывать согласно ст. 16 НК РФ. Штрафные санкции минимально будут составлять 40 000 рублей. При расчете штрафа доход за время ведения деятельности без постановки на учет будет умножаться на ставку 10%.

Интересные факты: граждане, приезжающие отдыхать на Балеарские острова, обязаны уплачивать налог на солнце. Собранные средства направляются правительством на улучшение экологической сферы островов, а также на раздельный сбор мусора и его утилизацию с прибрежной зоны. А как достичь раздельного сбора мусора в России?

Стратегические направления экологической безопасности России

Экологические налоги в ЕС являются важным инструментом защиты окружающей среды. Предприятия платят значительные отчисления, которые расходуются на очистные и восстановительные мероприятия.

Компенсация вреда от автомобилей

В России этому вопросу стали уделять больше внимания в последние годы. Правительством разработана «Стратегия экологический безопасности» до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ № 176). В документе определены вызовы и угрозы безопасности экологии страны, предложены меры по улучшению текущей ситуации для решения экологических проблем России.

Автомобили причисляются к объектам, которые активно загрязняют воздух. Для решения этой проблемы предлагается заменять бензиновые машины электромобилями. С целью популяризации электрокаров в «Стратегии развития автомобильной промышленности» предлагается ввести экологический налог на автомобиль, с одновременным введением льгот по транспортному налогу для владельцев электрокаров.

Кроме того предлагается внедрять механизмы, увеличивающие стоимость владения старой неэкологичной машиной (повышать транспортные налоги). Это приведет к более активному обновлению автопарка. Существующие эффективные экологические налоги в США и Европе приводят к созданию рециклинговой структуры (возвращение отходов в круговорот производства и потребления) со скоростью выбытия до 8% ежегодно.

Интересные факты: почти все крупные корпорации Европы имеют в своем автопарке электрокары и машины, работающие на биотопливе. В планах корпораций увеличить их долю до 50% общего объема рабочих машин.

Нововведения для курильщиков

Ущерб для атмосферы, который причиняют курильщики, значителен. Поэтому Минздрав предложил свои поправки в проект закона, касающиеся экологического налога на курение. Безусловно, отследить всех граждан с сигаретами налоговые органы не смогут. Поэтому обязанность по уплате экологического налога на курильщиков будет возложена на производителей соответствующих товаров.

Издержки изготовители планируют закладывать в стоимость продукции, поэтому, в конечном счете, возмещать ущерб экологии станут сами курильщики. Точного механизма для данных предложений пока нет, как и нет уверенности, что поправки Минздрава будут учтены при принятии законопроекта.

Таким образом, окончательная замена существующей платы за загрязнение новым экологическим налогом произойдет не в 2019 году, а с 1 января 2020 года. Вместе с тем, некоторые изменения, касающиеся платы за вывоз ТКО, граждане почувствуют раньше.

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Узнать больше

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Какие ставки экологического налога применять в 2018 году

Вопрос: По состоянию на 01.01.2018 в НК не внесены никакие изменения и дополнения. Могут ли плательщики экологического налога при его исчислении в текущем году применять ставки, указанные в НК в редакции 2017 года?

Ответ: В 2018 году не применяются ставки экологического налога, указанные в НК. Рассчитывать налог следует по ставкам, установленным Указом от 25.01.2018 N 29 (далее — Указ N 29).

Обоснование: Объектами обложения экологическим налогом признаются <*>:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях;

— сброс сточных вод;

— хранение, захоронение отходов производства.

В случае наличия указанных объектов обложения (кроме упомянутых в п. 2 ст. 205 НК) организации и ИП уплачивают экологический налог <*>.

Согласно налоговому законодательству по каждому объекту обложения экологическим налогом установлены свои ставки. Их размеры предусмотрены в приложениях 6 — 8 к НК <*>.

Поскольку по состоянию на 01.01.2018 в НК не внесены никакие изменения и дополнения, можно сделать вывод, что плательщики экологического налога исчисляют его по ставкам прошлого года. Однако это не так.

27.01.2018 вступил в силу Указ N 29. Им в том числе установлены ставки экологического налога на 2018 год. Размеры ставок указаны в приложениях 4 — 6 к Указу N 29 <*>.

Обращаем внимание, в случае коллизии между нормативными правовыми актами положено руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой <*>.

Таким образом, поскольку указ имеет большую силу, чем кодекс, при исчислении экологического налога в течение 2018 года следует использовать ставки, установленные Указом N 29.

Отметим, по сравнению с прошлым годом размеры ставок экологического налога выросли. Например, в 2017 году ставка за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (суммарно за 1 тонну веществ второго класса опасности) составляла 769,97 руб., а в 2018 году — 826,95 руб.

Иных изменений в отношении экологического налога Указом N 29 не предусмотрено. В остальном при его исчислении и уплате следует руководствоваться нормами и положениями НК. В частности, в случаях, оговоренных в НК, плательщики экологического налога вправе применять к ставкам определенные коэффициенты <*>.

Как рассчитать экологический налог

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Отчетность по «экологическому сбору»

Авансовые платежи, уплачиваемые в течение года по окончании каждых трех месяцев, рассчитываются как ¼ от прошлогоднего экологического платежа. При этом дополнительно заполнять расчет авансовых сумм не нужно, данные формы не разработаны и не утверждены на 2016г. Отчитаться перед Росприроднадзором нужно будет только по окончании 2016 г.

За 2016г. нужно сдать декларацию о плате за НВСО в срок до 10.03.2017 в отделение Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного влияния на окружающую природу. В декларации будет показываться платежная база и расчет платежа за год с учетом всех коэффициентов и ставок. Форма декларации еще не утверждена.

Ответственность за неуплату экологического налога

С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.

Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

Расчет экологических налогов, порядок уплаты, сдача декларации

С начала 2020 года в России произойдет изменение в области налогообложения. Индивидуальные предприниматели и предприятия будут облагаться новым налогом – экологическим. Не все юридические лица обязаны совершать экологические платежи государству. Оплачивать экологический налог будут вынуждены организации и предприниматели, оказывающие отрицательное действие на окружающую среду. В законодательстве определены и другие ограничения круга лиц, попадающих под налогообложение в сфере экологии.

Срок ввода действия налога

Одна из причин ввода нового налога – перераспределение обязанностей по сбору средств с организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Передача обязанностей Федеральной налоговой службе, имеющей необходимый опыт по взысканию задолженностей и организации оплаты обязательных платежей, должна привести к увеличению поступлений средств в бюджет. Теоретически это позволит получить новые ресурсы для защиты окружающей среды. Все собранные средства уйдут в общий бюджет, из которого затем будут выделяться деньги на экологическую защиту.

Кроме изменений адресата платежей, поменялся и сам вид оплаты: экологический сбор стал налогом. Новые положения законодательства во многом дублируют содержание действующего федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (статья 16). По задумке составителей, экологический налог должен сохранить статус-кво для организаций, осуществляющих выплаты. Изменения затронут только недобросовестные предприятия, которые обязаны совершать платежи, но не делают этого. С 2020 года они будут отвечать перед налоговой.

С 1 января по 1 марта 2020 года будет переходный период, в течение которого в Федеральную налоговую службу Росприроднадзор передаст данные по организациям, оказывающим отрицательное действие на окружающую среду. В течение ближайших 10 лет (до 31 декабря 2029) будет действовать пониженная штрафная процентная ставка в 10% для неплательщиков. Ожидается, что изменения в Налоговом кодексе вступят в силу с 1 января 2020 года.

Налогоплательщики экологического налога

Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.

Условия

Налогоплательщики
Негативное влияние на окружающую среду Организации, ИП
Образование отходов, кроме ТКО Организации, ИП
Работа с ТКО Региональные операторы
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории Организации, ИП
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования Организации, ИП
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси Организации, ИП
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации Организации, ИП

Каждое облагаемое налогом лицо обязано встать на учет в местном отделении налоговой службы за 30 дней с момента постановки на государственный учет. Росприроднадзор в течение 10 дней передает в ИФНС данные по новым объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду. Разделение по учету следующее:

  • Росприроднадзор учитывает объекты;
  • ФНС – налогоплательщиков.

Для видов деятельности, относящихся к 4 категории, необходимо получение соответствующего подтверждения. Общее число объектов в России, оказывающих негативное влияние на экологию, – более 250 тысяч.

Объекты налогообложения

В качестве объектов налогообложения выделяется деятельность, относящаяся к негативной для окружающей среды. Под действие экологического налога не попадает:

  • деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
  • объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
  • упаковки и товары, используемые повторно;
  • экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
  • использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
  • скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
  • выбросы на объекте 4 категории;
  • старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.

Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:

  • выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
  • сброс в сточные воды;
  • обработка отходов любого класса опасности.

Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:

  • отработавшие товары и упаковки;
  • транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
  • транспортные средства согласно перечню.

Налоговая база

При подсчетах значения налога в качестве базы используется несколько показателей, связанных с объемом и массой:

  • атмосферные выбросы;
  • сбрасывание в воду;
  • размещаемые отходы.

Дополнительные характеристики способны поднять или опустить итоговый показатель:

  • повторная переработка отходов (понижает);
  • превышение норм, установленных Росприроднадзором (повышает).

Ставка налога

Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.

  • год выпуска;
  • мощность двигателя;
  • количество осей.

За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:

  • масса реализованных в России в течение года товаров;
  • коэффициент;
  • масса повторно использованных товаров;
  • ставка.

Значение ставки для некоторых товаров:

Товар или отход Размер ставки, руб.
Самоходные машины и прицепы 172 500
Другие виды транспорта 150 000
Свинцовые аккумуляторы 27 320
Колесные транспортные средства (категория M1, G) 20 000
Хлор 181,6
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак 138,8

Правила расчета начислений

Каждый налогоплательщик рассчитывает размер экологического налога самостоятельно, учитывая каждый источник негативного воздействия на среду, классы опасности, деятельность 1-3 категории опасности. Спустя год с момента вступления закона в силу начнет применяться коэффициент, отражающий смену потребительских цен.

Для мотивации к снижению выбросов и образованию отходов будут применяться соответствующие повышающие коэффициенты:

Значение

Условие применения
100 Превышение установленной массы, отсутствие результатов по программе снижения объема выбросов
25 В пределах временно разрешенного превышения

Для расчета налога используется формула, аналогичная вычислениям размера экологического сбора:

С = К * М * Н, где

С – размер налога или сбора,

К – коэффициент,

М – масса на утилизацию за вычетом переработанного сырья,

Н – норма.

Уменьшение размера платежа

Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.

Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:

Значение Условие применения
0,3 При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов
0,33 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса
0,49 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса
0,5 Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности
0,67 Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса

При внедрении наилучших технологий, оплаченных предприятием, в области защиты окружающей среды может применяться нулевой коэффициент, обнуляющий всю сумму налога. Ситуации, при которых предприятие может легально не оплачивать экологический налог:

  • достижение нормативов после внедрение технологий на объекте, оказывающим негативное влияние на экологию;
  • накопленные отходы использованы повторно в собственных нуждах или переданы для этого другой организации.

Порядок и срок уплаты налога

В качестве периода налогообложения используются данные за 1 календарный год.

Для оплаты экологического налога используется авансовая схема, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Всего платеж состоит из 4 частей:

  • 3 авансовых оплаты, равняющихся четверти суммы за прошлый год, – за первые 3 квартала;
  • оплата остатка.

Срок финальной оплаты – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Квартальные платежи выплачиваются не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.

Представляемая отчетность

Заполнение налоговой декларации происходит только в электронном виде. Налогоплательщик предоставляет и учитывает следующие данные:

  • объем и класс отходов по каждому источнику;
  • ставку и коэффициенты.

Первый показатель определяется путем экологического контроля, а также на основании актов приема-передачи отходов на утилизацию третьим лицам. Все предоставляемые данные, связанные с обращением отходов, должны быть подтверждены контролирующим органом – Росприроднадзором. При заполнении электронной формы указывается место подачи декларации – местное отделение ИФНС.

Порядок заполнения декларации

Форма не заполняется для экспортируемых товаров и упаковок. Включаются в декларацию товары и упаковки, произведенные в России, странах ЕАЭС, третьих странах (после прохождения таможенных процедур).

Ответственность за неуплату и непредставление декларации

Помимо повышающих коэффициентов к предприятиям применяются штрафные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Наказание связано с сокрытием или искажением информации. Для определения размера штрафа используются статья 8.5:

  • 3-6 тысяч рублей – для ИП и должностных лиц;
  • 20-80 тысяч рублей – для организаций.

Другая статья КоАП – 19.7:

  • 3-5 тысяч – для ИП и должностных лиц;
  • 300-500 рублей – для организаций.

Отдельного вида штрафа за неуплату экологического налога не предусмотрено.

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2019. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год.

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Вслед за «мусорной» реформой, в России введут экологический налог.