Единица измерения услуга

Как указать различные величины и их код единицы измерения в счет-фактуре?

Для чего он необходим?

Определение единиц измерения особым кодом используется для упрощения и унификации процесса формирования счета-фактуры предпринимателем и последующей его проверки налоговыми органами. Наличие специального шифра для различных мер исчисления избавляет бизнесменов от необходимости самостоятельно пояснять, в каких единицах был предоставлен товар. Достаточно использовать справочный материал из одобренного законодательством указателя.

Где увидеть классификатор и что в нем содержится?

Регламентированные единицы измерения и их кодовые обозначения находятся в документе «ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения», принятом постановлением Госстандарта Российской Федерации №366 от 26.12.1994 г.

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) является частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК). Содержащиеся в нем меры и величины применяются для регулирования экономической деятельности объектов хозяйствования, осуществления статистических сверок, организации таможенной ревизии, оформления отчетов, заполнения первичной документации и бланков строгой отчетности.

Как заполняются графы?

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 1137 от 26.12.2011 года таблица бланка счета-фактуры содержит столбец «Единица измерения», который разбит на две графы 2 «код» и 2а «условное обозначение (национальное)». Их и необходимо заполнить, если такая возможность имеется (подп. 5 п. 5 ст. 169 Налогового Кодекса РФ).

Справка. В колонку 2 нужно вписать шифр, состоящий из трех цифр, а в графу 2а – условное имя единицы измерения. При заполнении этих реквизитов стоит опираться на данные из разделов 1 и 2 справочника ОКЕИ.

В каком случае не нужно заполнять графу?

В ситуациях, когда шифр для единиц измерения проставить невозможно, в свободные графы 2 и 2а (а также в последующие за ними столбцы 3 и 4) необходимо записать прочерк (пп. «б»-«г» п.2, п. 4 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г., Письмо Минфина № 03-07-09/28 от 27.03.2012 г.).

Такой вариант возможен, если:

  1. Формируется счёт-фактура на предоплату.
  2. В соглашении между контрагентами сделки фигурирует лишь общая цена на все отгруженные товары, и не указана стоимость единицы изделия.
  3. Операция касается лизинга (п. 3 Письма Минфина № 03-07-09/06 от 10.02.2012 г.).
  4. Товар исчисляется в единицах, которые не отображены в секциях 1 и 2 ОКЕИ. Например, Мегабайт. Сначала необходимо попробовать подобрать подходящую по содержанию меру из представленных в классификаторе. Часто недостающая единица может быть заменена штукой.
  5. Предоставляются услуги или выполняются работы, результаты которых не могут быть выражены ни одним из кодов классификатора.

О заполнении других граф, таких как адрес и код страны мы рассказывали в других материалах нашего сайта. Читайте также о том, зачем нужен приказ на подписание счетов-фактур, как указать код операции, что такое ГТД или номер таможенной декларации, а также какая информация о получателе и отправителе груза должна указываться в документе.

Как указать различные меры?

Справочник ОКЕИ обширен и включает в себя довольно исчерпывающий список единиц измерения для оценки технико-экономических показателей. Коды для наиболее распространенных мер исчисления имеют следующий вид:

  1. Вес:
    • Метрическая тонна: код «168», условное обозначение «т».
    • Килограмм: код «166» и «кг».
    • Грамм: «163» и «г».
  2. Размеры:
    • Метр: шифр «006» и буквенное значение «м».
    • Квадратный метр: «055» и «м2».
    • Погонный метр: «018» и «пог.м».
    • Километр, тысяча метров: «008» и «км; 103 м».
  3. Объем:
    • Литр, кубический дециметр: код «112» и сокращение «л; дм3».
    • Кубический метр: «113» и «м3».
  4. Рейсы по ОКЕИ: указание такой единицы измерения транспортных услуг как «рейс», «поездка», «перевозка» является недопустимым, так как данные меры отсутствуют в Общероссийском классификаторе единиц измерения. Однако возможно использование следующих показателей:
    • Тысяча тоннаже-рейсов: код «966» с условным обозначением «103 тоннаж. рейс».
    • Автомобиле-день: «959» и «автомоб.дн».
  5. Код «796» — что это такое и чем он измеряется? Этот код соответствует национальному буквенному сокращению «шт» и измеряется в штуках.
  6. Время:
    • Час: код «356» и индикатор «ч».
    • Минута «355» и «мин».
    • Сутки «359» и «сут; дн».
    • Машино-часы: непосредственно отсутствует в Общероссийском классификаторе единиц измерения, но может быть заменен на тысяча вагоно- (машино)-часов с кодом «951» и отметкой «103 ваг(маш).ч».

Как указываются услуги и работы?

Шифр единиц измерения в счетах-фактурах на услуги допустимо не указывать (письмо Минфина № 03-07-05/42 от 15.10.2012 г.). Это правило также распространяется на бланки, касающиеся выполненных работ. В графах 2 и 2а проставляются прочерки.

Такой подход основан на том, что мера исчисления в счете-фактуре выступает строго необходимым реквизитом (п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ) лишь при условии возможности ее четкого определения с помощью классификатора ОКЕИ, а единицы с названием «услуга», «работа» в справочнике отсутствуют.

Кроме того п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации определяет услугу, как действие, результаты которого не имеют материального выражения и реализуются, а также используются во время осуществления этой деятельности. Это также указывает на невозможность количественного описания услуги.

Пример такой ситуации – услуги по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда в договоре указана лишь общая цена за все проделанные этапы труда. Подобрать какое-либо значение из классификатора в данном случае невозможно.

Внимание. Не предусмотрены единицы измерения и в случае выполнения работ по техническому сервису и починке тепловых сетей – при заполнении граф 2 и 2а ставится прочерк (подобная ситуация разъясняется в письме УФНС по г. Москве от 15.03.2012 г. № 16-15/22629).

Тем не менее в практике ведения бухгалтерского учета иногда все же возможно количественно выразить результаты выполнения работ или оказания услуг и присвоить им код из Общероссийского классификатора единиц измерения.

Так трехзначный шифр и условное обозначение следует подобрать, когда выполняются следующие требования:

  1. В соглашении между контрагентами сделки указана не стоимость в целом, а цена одной единицы.
  2. Меру исчисления для счета-фактуры можно найти в справочнике ОКЕИ.

Например, если консультация юриста определяется в некоторой сумме за 1 час его работы (в графах 2 и 2а будет записано: «356» и условное обозначение «ч»).

Или же в сделке по аренде предусмотрен ежемесячный платеж – тогда правомерно указать единицу измерения «месяц» с кодом «362» и сокращением «мес».

Когда составляется договор на работы по прокладке электрокабеля, где цена указана в погонных метрах, графы в счете-фактуре можно заполнить «018» и «пог.м».

Кроме того, услуги и работы часто можно выразить в штуках, записав в свободные колонки 2 и 2а обозначения «796» и «шт» соответственно, например:

  • Сервис по ремонту нескольких одинаковых товаров оценивается количеством изделий.
  • Услуга аренды равных по величине оплаты объектов соответствует количеству сдаваемых помещений.
  • Выполнение работы имеет конкретный результат, который конкретно выражается количественными единицами измерения.

Справка. Неправильное или произвольное определение ед. измерения в счёте-фактуре не приводит к потере покупателем права на вычет (Письмо Минфина России № 03-07-09/44915 от 08.09.14 г.).

Таким образом, обязательный реквизит единицы измерения в счете-фактуре должен быть заполнен исключительно на основании национального классификатора ОКЕИ, где можно подобрать соответствующие меры для базовых технико-экономических показателей.

Наличие информации в графах 2 и 2а требуется в случае возможности четкой идентификации единиц с помощью справочника или тогда, когда в нем можно подобрать подходящую по смыслу величину, – в иных ситуациях законно проставить прочерки.

Вопрос от читательницы Клерк Ру Нины (г. Москва).

Какие единицы измерения необходимо выбрать при оказании услуг или выполнении работ. В НК написано — указать единицы — если это возможно. Каждая фирма выбирает по-разному — шт., услуга, прочерк. В Едином классификационном справочнике в экономическом разделе есть «ЕДИНИЦА», которая имеет свой код. Посоветуйте — как правильно заполнять документы, особенно счета/фактуры. Судебные разбирательства только по поводу претензий налоговых при проставлении прочерков в графе 2, 3, 4. Некоторые Покупатели требуют ставить только прочерки.

При заполнении счет-фактуры надо пользоваться постановлением No.914 от 02.12.2000 и ст. 169 НК РФ. Подпунктами 5 и 6 п. 5 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что единица измерения, количество (объем) оказанных услуг указываются в счете-фактуре при возможности их указания. В связи с этим в случае, если при оказании услуг финансовой аренды имущества невозможно определить указанные показатели, то в соответствующих графах счета-фактуры проставляются прочерки с изменениями. Есть письмо МИНФИНА от 20.03.09 No. 03-07-09/10.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Приложению 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при оказании услуг финансовой аренды имущества в выставляемой счете-фактуре в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» следует указывать описание оказанных услуг.
При оказании услуг некоторые из строк и граф счета-фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах также ставятся прочерки. В частности, при оказании услуг, когда отсутствуют понятия «грузоотправитель» и «грузополучатель», в соответствующих строках ставятся прочерки. Единица измерения указывается при возможности ее указания.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений

Лобанова О. Л., консультант-эксперт по закупкам Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 1/2020

Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе – рассмотрим в рамках настоящей статьи.

В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.

Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП.

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.

Закупка общедоступных услуг связи.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».

В соответствии с Постановлением № 637 к общедоступным услугам связи относятся:

  • предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

  • предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

  • предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.

К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

Закупка исключительных услуг связи.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:

  • федеральная фельдъегерская связь;

  • фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;

  • специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

Например, Указом № 897 утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).

В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:

  • либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);

  • либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:

  • 61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);

  • 61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);

  • 61.30 – услуги спутниковой связи;

  • 61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.

Установление объема закупаемых услуг.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Месяц

5 256,00

63 072,00

Если по данным видам услуг связи позиции включены в каталог товаров, работ, услуг, размещенный в ЕИС (далее – КТРУ), необходимо оперировать единицами измерения, предусмотренными КТРУ. Напомним: правила использования заказчиками информации, включенной КТРУ при осуществлении закупок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Например, услуги связи, которые подпадают под код 61.10.11 (ОКПД 2), включены в КТРУ и имеют одинаковые единицы измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Внутризоновая телефонная связь

Условная единица

Междугородная телефонная связь

Условная единица

Международная телефонная связь

Условная единица

Местная телефонная связь

Условная единица

В частности, видно, что при закупке услуг связи должна устанавливаться в качестве единицы измерения «условная единица». В целях определения и обоснования цены заключаемого контракта заказчик для себя принимает правило, например: «одна условная единица = 12 месяцам оказания услуг на 6 абонентских номеров». То есть заказчик вводит «расшифровку» понятия «условная единица».

При закупке почтовой связи (коды по ОКПД 2 – 53.10.10.000 и 53.20.10.000) у заказчиков есть варианты указания единиц измерения:

Обратите внимание: каждая позиция, включенная в КТРУ, «привязана» к коду по ОКПД 2 (первые 9 цифр).

В завершение разговора об обязательности использования КТРУ отметим, что заказчик должен использовать не только единицы измерения, предусмотренные КТРУ, но и характеристики, включенные в КТРУ по той или иной позиции. Например, при закупке «Услуги по предоставлению внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединений» (код по ОКПД 2 – 61.10.11.110) обязательны для применения следующие характеристики:

Наименование характеристики

Вид характеристики

Значение характеристики

Вид тарификации

Не изменяемая заказчиком

Абонентская система оплаты

Повременная система оплаты

Комбинированная система оплаты

Доступ к системе информационно-справочного обслуживания

Не изменяемая заказчиком

Да

Доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи

Не изменяемая заказчиком

Да

Междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных

Не изменяемая заказчиком

Да

При закупке почтовых услуг, например по позиции КТРУ 53.10.10.000-00000001 «Услуги почтовой связи общего пользования», характеристики пока не установлены. Рассматриваемая позиция КТРУ обязательна к применению с 01.02.2020, поэтому в дальнейшем в КТРУ могут быть внесены изменения.

При закупках услуг связи заказчикам необходимо: 1) внимательно относиться к специализированной терминологии в отношении классификации тех или иных видов услуг связи; 2) с учетом закупочного законодательства корректно выбрать способ закупки; 3) помнить требования подзаконных актов, которые могут оказать существенное влияние на установление параметров и характеристик закупаемых услуг.

* * *

В следующем номере мы рассмотрим особенности закупок услуг связи и узнаем, как осуществляется планирование закупок, как формировать требования к поставщику услуг связи и какие обязательные условия включать в контракт.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – при условии, что объем закупок не превышает 5% совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. Для отдельной категории заказчиков допустимо применение п. 5 ч. 1 ст. 93 – цена одной сделки не более 600 тыс. руб., а годовой объем не превышает 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более 20 млн руб.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Указ Президента РФ от 10.12.2013 № 897 «Об утверждении перечня органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи».

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Бухучет инфо

Что такое ОКЕИ и как его ввести в программе 1С 8.3 Бухгалтерия?

Общероссийский классификатор единиц измерения (или ОКЕИ) — федеральный классификатор, который содержит список регламентированных единиц измерений и их коды. Классификатор требуется для правильного заполнение первичной документации. Например, накладной ТОРГ — 12, счета-фактуры.

Таблица популярных единиц измерений по ОКЕИ и их кодов для 2016 года:

Код по ОКЕИ Наименование Краткое наименование
796 Штука шт
383 Рубль руб
384 Тысяча рублей 1000 руб
839 Комплект компл
112 Литр
Кубический дециметр
л
дм3
876 Условная единица усл. ед
166 Килограмм кг
168 Тонна
Метрическая тонна
т
356 Час ч
006 Метр м
055 Квадратный метр м2
018 Погонный метр пог. м
778 Упаковка упак

Услуга по ОКЕИ

Обратите внимание, если ваша единица измерения не включена в общий ОКЕИ (например «Услуга» или «Мешок»), не в коем случае не следует придумывать код «новой» услуги. Из письма Минфина России от 15.10.12 № 03-07-05/42 можно использовать «-» (прочерк):

В счете-фактуре, составленном при оказании услуг, в графе 2 можно поставить прочерк

Еще раз повторимся, код услуги по классификатору единиц измерения ОКЕИ не регламентирован.

Код единицы измерения в счете-фактуре

Актуально на: 19 сентября 2018 г.

В табличной части утвержденной формы счета-фактуры (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) есть столбец, в котором указываются единицы измерения товаров (работ, услуг). Причем он разбивается на графу 2 «код» и графу 2а «условное обозначение (национальное)». Эти графы заполняются в соответствии с разделами 1 и 2 Общероссийского классификатора единиц измерения – ОКЕИ («ОК 015-94 (МК 002-97). ОКЕИ», утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 366). А если реализуемый товар (работы, услуги) измеряется в единицах, которые не указаны в разделах 1 или 2 ОКЕИ, то графы 2 и 2а в счете-фактуре не заполняются, в них ставится прочерк ().

Код единицы измерения, указываемый в счете-фактуре, это трехзначный цифровой код, который содержится в первых графах разделов 1 и 2 ОКЕИ. А национальное условное обозначение – это краткое наименование единицы измерения из граф 3 разделов 1 и 2 ОКЕИ.

Следовательно, в графах 2 и 2а счета-фактуры при продаже товаров, измеряемых, к примеру:

  • в метрах указывается код «006» и условное обозначение «м»;
  • в литрах – код «112» и условное обозначение «л»;
  • в ваттах – код «212» и условное обозначение «Вт».

Код услуги в счете-фактуре

Единицы измерения оказываемых услуг или выполняемых работ должны быть указаны в счете-фактуре, если:

  • их в принципе можно измерить и в договоре прописана цена за единицу измерения;
  • такая единица измерения есть в разделе 1 или 2 ОКЕИ.

К примеру, цена за прокладку кабеля может быть установлена в рублях за погонный метр. Тогда в счете-фактуре в графах 2 и 2а нужно проставить код «018» и условное обозначение «пог. м» соответственно. А вот услуги по юридическому сопровождению сделки вряд ли получится измерить в единицах, поименованных в ОКЕИ. Поэтому при составлении счета-фактуры на них в графах 2, 2а, а также графе 3 – «Количество (объем)» и графе 4 – «Цена (тариф) за единицу измерения» ставятся прочерки (пп. «б» — «г» п. 2 Правил заполнения, Письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-09/28). Аналогично при предоставлении имущества в лизинг графы 2-4 в счете-фактуре не заполняются (п. 3 Письма Минфина РФ от 10.02.2012 № 03-07-09/06).

Отметим, что при составлении авансового счета-фактуры в графах 2-4 также ставятся прочерки (п. 4 Правил заполнения).