Договор перевозки заключение

В соответствии со ст. 785 ГК РФ «Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)».

Основным перевозочным документом, как правило является, транспортная накладная, форма которой утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

На железнодорожном транспорте:

Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖДТ).

Форма ЖД накладной и порядок её заполнения установлены в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Приказ МПС от 18.06.03 №39).

В соответствии с которыми:

Перевозочный документ – транспортная железнодорожная накладная – состоит из четырёх листов:

лист 1 – оригинал накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю);

лист 2 – дорожная ведомость (составляется в необходимом кол-ве экземпляров – для перевозчика и участников перевозочного процесса (напр. для владельца инфраструктуры);

лист 3 – корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика, в этом документе, в частности, делается отметка грузополучателя о приёме груза);

лист 4 – квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя).

Формы накладной зависят от рода груза (сухогрузы, контейнеры, наливные), вида отправки (вагонная, групповая, маршрутная).

Допускается оформление указанных документов в электронной форме, подписанных электронной цифровой подписью (при наличие договора об электронном обмене документами).

В соответствии со ст. 67 КВВТ «Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза».

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

В настоящее время отсутствуют правила оформления перевозочных документов на ВВТ. (Ранее действующие правила перевозок грузов предусматривали систему документов, в целом, аналогичных железнодорожному транспорту).

В соответствии со ст. 105 ВК перевозочным документам относятся… грузовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке груза предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82) «Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза». Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий экземпляр возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза».

Форма и реквизиты авиагрузовой накладной также определены в Резолюции 600 b ИАТА (Международная ассоциация воздушных перевозчиков). В соответствии с которой комплект авиагрузовой накладной Перевозчика включает 8 экземпляров с разным цветовым оформлением:

Оригинал 1 (для Перевозчика) Зеленый

Оригинал 2 (для грузополучателя) Розовый

Оригинал 3 (для грузоотправителя) Голубой

Копия 4 (расписка в получении Жёлтый

Копия 5 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 6 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 7 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 5 (для агента) Белый

В комплект авиагрузовой накладной могут быть включены дополнительно максимально пять экземляров копий с пометкой КОПИЯ XX (дополнительная копия)

Оригинал 3 (для грузоотправителя) служит:

доказательством приёма груза к перевозке;

документальным подтверждением заключения контракта на перевозу между Перевозчиком и грузоотправителем.

Оригинал1 остаётся у Перевозчика для учёта и как документальное подтверждение заключения Договора.

Оригинал 2 (грузополучателя) сопровождает груз и выдаётся грузополучателю.

Копия 4 (расписка в получении), подписывается грузополучателем и остаётся у последнего Перевозчика:

расписка в получении;

подтверждение выполнения Перевозчиком контракта на перевозку.

Копии 5-7 предназначены для использования Перевозчиками при необходимости (отправка более чем из одного места или требования предписаний гос. органов).

Одним из видов ДПГ является договор воздушного чартера (ст. 104 ВК), при котором фрахтовщик предоставляет за плату фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

В соответствии со ст. 8 УАТиГНЭТ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя.

В соответствии со ст. 18 УАТиГНЭТ перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования.

В соответствии со ст. 117 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами

Договор морской перевозки грузов может быть заключен;

а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и

б) без такого условия (т.е. перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя наряду с грузами других отправителей). (ст. 115 КТМ).

В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент – при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.

Содержание чартера определено в ст. 120 КТМ (чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.)

На практике широко используются типовые проформы чартеров, разработанные, как правило международными неправительственными организациями, ассоциациями судовладельцев и т.п. Чаще всего применяются проформы разработанные и рекомендованные BIMCO.

В соответствии со ст. 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Обязательные реквизиты коносамента определены в ст. 144 КТМ, которая, в свою очередь, базируется на положениях международных конвенций, таких как Гаагско-Висбийские правила и Гамбургские правила.

Принимая груз к перевозке, морской перевозчик выдает коносамент, который выполняет 3 функции:

1) Доказательство наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержания;

2) Расписки, удостоверяющей приём груза к перевозке перевозчиком грузоперевозчика;

3) Товарораспорядительного документа на груз (ценной бумаги), распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

В сооовтетсвии со ст. 143 КТМ отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющими доказательственное значение, относятся:

— на автотранспорте: путевой лист;;

— на ввт: сдаточная ведомость, акт загрузки-разгрузки судна, передаточная ведомость;

на ждт: вагонный лист, передаточная ведомость; — на морском транспорте: букинг-нот.

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Договор перевозки груза автотранспортом (образец, бланк)

16 апр 2018

Договор грузоперевозки – это соглашение, согласно которому транспортная компания (перевозчик) обязуется доставить вверенный груз в указанное место и выдать его получателю груза. Отправитель обязуется произвести оплату, указанную в договоре.

Заключение договора на перевозку груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

При осуществлении регулярных грузоперевозок, перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры. В договоре указываются сроки, объемы, условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов и другие условия. В договоре также можно указать кем будет производиться загрузка и выгрузка груза.

Ответственность перевозчика

При утрате или повреждении груза, компания-перевозчик несет материальную ответственность в том случае, если порча груза произошла по его вине. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Скачать типовой договор на оказание транспортных услугШаблон договора Типовой бланк и образец договора на грузоперевозку.Скачать типовой договор на перевозку груза автомобильным транспортом.Пустой бланк, шаблон Договор, приложение заявка, Учетная карточка Заказчика, Акт об утрате, недостаче или порче груза

Нужна грузоперевозка? Позвоните 8-800-550-28-65

Звонок по России бесплатный

или оставьте заявку и мы с вами свяжемся.

Особенности договора перевозки груза

В теории гражданского права принято различать транспортные договоры, направленные на организацию разовых перевозок, рамочные организационные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками, рамочные организационные договоры между транспортными организациями.

Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы:

  1. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК РФ), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ).
  2. Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 788, 799 ГК РФ). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК РФ организационные договоры.

Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза

Порядок и сроки предъявления груза и необходимых для его перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки груза, имеющему конструкцию реального договора, всегда предшествуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК РФ).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – это соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой, исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ).

Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и предоставления, а также другие требования могут устанавливаться правилами перевозок отдельными видами транспорта (например, ст. 12 УЖД РФ).

Стороны договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – перевозчик и грузоотправитель (владелец груза).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. Подача грузоотправителем заявки на перевозку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (ст. 11 УЖТ РФ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66 КВВТ РФ).

Принятие перевозчиком заявки к исполнению (ее акцепт) свидетельствует о заключении самостоятельного договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Такой договор считается заключенным с момента принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов.

Существенные условия договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке.

На основании договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке возникает обязательство, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ), а грузоотправитель обязан предъявить соответствующие грузы к перевозке. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ, ст. 94 УЖТ РФ).

Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке устанавливается в соответствии с положениями ст. 794 ГК РФ, ст. 115 КВВТ РФ.

Договор об организации перевозок грузов – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется систематически в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ, ст. 10 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 118 КТМ РФ).

Названный договор определяется как долгосрочный, заключается, как правило, на неопределенный срок, поскольку перевозчик осуществляет систематические перевозки грузов (ст. 798 ГК РФ). Заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния грузов, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, в отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.

Стороны договора об организации перевозок грузов – перевозчик и владелец груза.

Следует отметить, что заключение конкретных договоров перевозки грузов не имеет своим последствием прекращение договора об организации перевозок, он продолжает действовать наряду с договором перевозки груза. Такой договор является организационным. Его цель – организация систематических перевозок грузов, предъявляемых перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.

Существенные условия договора об организации перевозок грузов – условия о наименовании транспортных средств, условия об объемах, сроках их предоставления и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК РФ).

К несущественным условиям относятся другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки грузов (ст. 798 ГК РФ).

Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза

Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза, – договоры между транспортными организациями при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК РФ), об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК РФ), договоры между владельцами транспортных инфраструктур, направленные на организацию договора на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры.

Сопроводительные документы на перевозку груза, основные нюансы их составления

Транспортировка груза представляет собой специальную процедуру, которую можно осуществлять только при соблюдении определенных правил. Существует перечень бумаг, официально утвержденных законодательными актами, которые являются обязательными в данном случае. В первую очередь необходимо правильно оформить все общие сопроводительные документы на перевозку груза, после чего позаботиться о дополнительных бумагах и особых разрешениях, если они необходимы.

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН). Скачать бланк
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку. Скачать образец договора
  4. Путевой лист. Скачать бланк

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку) Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Оформление документации

Путевой лист обязательно должна оформлять компания, непосредственно занимающаяся перевозкой. Данный бланк должен иметь определенный элементы, среди которых специалисты выделяют:

  • вид автомобиля и его госномер;
  • название организации, которая оформила документ;
  • информацию о количестве расхода топлива;
  • дату оформления;
  • номер накладной на груз.

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку) Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Путевой лист оформляется вместе с отрывным талоном – специальным элементов, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Обработку этого бланка осуществляет транспортная компания, после чего он вместе с чеком за предоставленную услугу отправляется тому, кто заказал ее.

Бланк путевого листа должен заполняться соответствующими особами, которыми является медицинский сотрудник организации, диспетчер и технический работник. Важно не только правильно заполнить документы на перевозку груза, но и дать соответствующий допуск водителю.

Дополнительные типы документов

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

  1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
  2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
  3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
  4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
  5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
  6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
  7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
  8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
  9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
  10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Вышеперечисленные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом считаются обязательными лишь при определенных обстоятельствах. К тому же такие транспортировки все равно необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Следует выделить следующие случаи, которые этому способствуют: транспортировка грузов повышенной опасности; перевозка в сложных дорожно-климатических условиях; проезд в колонне с более 3 автомобилями.

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Штрафы за нарушения правил перевозки

Минтранс принял очередной закон, который касается автомобильных транспортировок. Согласно законопроекту будут увеличены штрафы за перевозку без соответствующих сопроводительных бумаг. Стоит отметить, что штрафами будут покрывать как самих водителей, так и компанию. Если у водителя будет отсутствовать транспортная накладная, заказ-наряд, грузовая транспортная накладная и наряд, тогда водитель будет вынужден заплатить до 1500 рублей, а что касаемо должностных лиц, то сумма увеличится до 20000 рублей. Транспортные компании же, в свою очередь, заплатят штраф до 250 тысяч рублей.

Перевозка груза без сопроводительных документов может спровоцировать штраф или лишение водительских прав. Именно поэтому очень важно тщательно оформлять все бумаги в каждом из органов, которые отвечают за данную процедуру.