Договор о евразийском экономическом

«Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)

  • Договор
    • Часть первая. Учреждение Евразийского экономического союза
      • Раздел I. Общие положения
        • Статья 1. Учреждение Евразийского экономического союза. Правосубъектность
        • Статья 2. Определения
      • Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза
        • Статья 3. Основные принципы функционирования Союза
        • Статья 4. Основные цели Союза
        • Статья 5. Компетенция
        • Статья 6. Право Союза
        • Статья 7. Международная деятельность Союза
      • Раздел III. Органы Союза
        • Статья 8. Органы Союза
        • Статья 9. Занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов Союза
        • Статья 10. Высший совет
        • Статья 11. Порядок работы Высшего совета
        • Статья 12. Полномочия Высшего совета
        • Статья 13. Решения и распоряжения Высшего совета
        • Статья 14. Межправительственный совет
        • Статья 15. Порядок работы Межправительственного совета
        • Статья 16. Полномочия Межправительственного совета
        • Статья 17. Решения и распоряжения Межправительственного совета
        • Статья 18. Комиссия
        • Статья 19. Суд Союза
      • Раздел IV. Бюджет Союза
        • Статья 20. Бюджет Союза
        • Статья 21. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Союза
        • Статья 22. Внешний аудит (контроль)
    • Часть вторая. Таможенный союз
      • Раздел V. Информационное взаимодействие и статистика
        • Статья 23. Информационное взаимодействие в рамках Союза
        • Статья 24. Официальная статистическая информация Союза
      • Раздел VI. Функционирование таможенного союза
        • Статья 25. Принципы функционирования таможенного союза
        • Статья 26. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)
        • Статья 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов
        • Статья 28. Внутренний рынок
        • Статья 29. Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров
      • Раздел VII. Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий
        • Статья 30. Формирование общего рынка лекарственных средств
        • Статья 31. Формирование общего рынка медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)
      • Раздел VIII. Таможенное регулирование
        • Статья 32. Таможенное регулирование в Союзе
      • Раздел IX. Внешнеторговая политика
        • 1. Общие положения о внешнеторговой политике
          • Статья 33. Цели и принципы внешнеторговой политики Союза
          • Статья 34. Режим наибольшего благоприятствования
          • Статья 35. Режим свободной торговли
          • Статья 36. Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран
          • Статья 37. Правила определения происхождения товаров
          • Статья 38. Внешняя торговля услугами
          • Статья 39. Устранение ограничительных мер в торговле с третьими сторонами
          • Статья 40. Ответные меры в отношении третьей стороны
          • Статья 41. Меры по развитию экспорта
        • 2. Таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование
          • Статья 42. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза
          • Статья 43. Тарифные льготы
          • Статья 44. Тарифные квоты
          • Статья 45. Полномочия Комиссии по вопросам таможенно-тарифного регулирования
          • Статья 46. Меры нетарифного регулирования
          • Статья 47. Введение мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке
        • 3. Меры защиты внутреннего рынка
          • Статья 48. Общие положения о введении мер защиты внутреннего рынка
          • Статья 49. Принципы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
          • Статья 50. Иные меры защиты внутреннего рынка
      • Раздел X. Техническое регулирование
        • Статья 51. Общие принципы технического регулирования
        • Статья 52. Технические регламенты Союза и стандарты
        • Статья 53. Обращение продукции и действие технических регламентов Союза
        • Статья 54. Аккредитация
        • Статья 55. Устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами
      • Раздел XI. Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры
        • Статья 56. Общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер
        • Статья 57. Применение санитарных мер
        • Статья 58. Применение ветеринарно-санитарных мер
        • Статья 59. Карантинные фитосанитарные меры
      • Раздел XII. Защита прав потребителей
        • Статья 60. Гарантии защиты прав потребителей
        • Статья 61. Политика в сфере защиты прав потребителей
    • Часть третья. Единое экономическое пространство
      • Раздел XIII. Макроэкономическая политика
        • Статья 62. Основные направления согласованной макроэкономической политики
        • Статья 63. Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития
      • Раздел XIV. Валютная политика
        • Статья 64. Цели и принципы согласованной валютной политики
      • Раздел XV. Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций
        • Статья 65. Цель и предмет регулирования, сфера применения
        • Статья 66. Либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
        • Статья 67. Принципы либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
        • Статья 68. Административное сотрудничество
        • Статья 69. Транспарентность
      • Раздел XVI. Регулирование финансовых рынков
        • Статья 70. Цели и принципы регулирования финансовых рынков
      • Раздел XVII. Налоги и налогообложение
        • Статья 71. Принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения
        • Статья 72. Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах
        • Статья 73. Налогообложение доходов физических лиц
      • Раздел XVIII. Общие принципы и правила конкуренции
        • Статья 74. Общие положения
        • Статья 75. Общие принципы конкуренции
        • Статья 76. Общие правила конкуренции
        • Статья 77. Государственное ценовое регулирование
      • Раздел XIX. Естественные монополии
        • Статья 78. Сферы и субъекты естественных монополий
      • Раздел XX. Энергетика
        • Статья 79. Взаимодействие государств-членов в сфере энергетики
        • Статья 80. Индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов
        • Статья 81. Формирование общего электроэнергетического рынка Союза
        • Статья 82. Обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики
        • Статья 83. Формирование общего рынка газа Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа
        • Статья 84. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов
        • Статья 85. Полномочия Комиссии в сфере энергетики
      • Раздел XXI. Транспорт
        • Статья 86. Скоординированная (согласованная) транспортная политика
        • Статья 87. Сфера применения
      • Раздел XXII. Государственные (муниципальные) закупки
        • Статья 88. Цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок
      • Раздел XXIII. Интеллектуальная собственность
        • Статья 89. Общие положения
        • Статья 90. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
        • Статья 91. Правоприменение
      • Раздел XXIV. Промышленность
        • Статья 92. Промышленная политика и сотрудничество
        • Статья 93. Промышленные субсидии
      • Раздел XXV. Агропромышленный комплекс
        • Статья 94. Цели и задачи согласованной (скоординированной) агропромышленной политики
        • Статья 95. Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства
      • Раздел XXVI. Трудовая миграция
        • Статья 96. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции
        • Статья 97. Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
        • Статья 98. Права и обязанности трудящегося государства-члена
    • Часть четвертая. Переходные и заключительные положения
      • Раздел XXVII Переходные положения
        • Статья 99. Общие переходные положения
        • Статья 100. Переходные положения в отношении раздела VII
        • Статья 101. Переходные положения в отношении раздела VIII
        • Статья 102. Переходные положения в отношении раздела IX
        • Статья 103. Переходные положения в отношении раздела XVI
        • Статья 104. Переходные положения в отношении раздела XX
        • Статья 105. Переходные положения в отношении раздела XXIV
        • Статья 106. Переходные положения в отношении раздела XXV
      • Раздел XXVIII. Заключительные положения
        • Статья 107. Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты
        • Статья 108. Вступление в Союз
        • Статья 109. Государства-наблюдатели
        • Статья 110. Рабочий язык органов Союза. Язык международных договоров в рамках Союза и решений Комиссии
        • Статья 111. Доступ и опубликование
        • Статья 112. Разрешение споров
        • Статья 113. Вступление Договора в силу
        • Статья 114. Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами
        • Статья 115. Внесение изменений в Договор
        • Статья 116. Регистрация Договора в Секретариате Организации Объединенных Наций
        • Статья 117. Оговорки
        • Статья 118. Выход из Договора
  • Приложение N 1. Положение о Евразийской экономической комиссии
    • I. Общие положения
    • II. Совет Комиссии
    • III. Коллегия Комиссии
    • IV. Департаменты Комиссии
  • Приложение N 2. Статут Суда Евразийского экономического союза
    • Глава I. Общие положения. Правовой статус Суда
    • Глава II. Состав Суда
    • Глава III. Аппарат Суда. Статус должностных лиц и сотрудников
    • Глава IV. Компетенция Суда
    • Глава V. Судопроизводство
      • Раздел 1. Судопроизводство по делам о разрешении споров
      • Раздел 2. Судопроизводство по делам о разъяснении
      • Раздел 3. Составы Суда
    • Глава VI. Специализированные группы
    • Глава VII. Акты Суда
    • Глава VIII. Заключительные положения
  • Приложение N 3. Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза
  • Приложение N 4. Протокол о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза
  • Приложение N 5. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов
    • I. Общие положения
    • II. Порядок зачисления и распределения между государствами-членами сумм ввозных таможенных пошлин
    • III. Порядок перечисления в доход бюджета государства-члена сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов государств-членов на счета в иностранной валюте
    • IV. Порядок обмена информацией между уполномоченными органами государств-членов
    • V. Порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин
    • VI. Мониторинг и контроль
  • Приложение N 6. Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании
    • I. Общие положения
    • II. Тарифные льготы
    • III. Условия и механизм применения тарифных квот
  • Приложение N 7. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
    • I. Общие положения
    • II. Введение и применение мер нетарифного регулирования
    • III. Запреты и количественные ограничения экспорта и импорта товаров
    • IV. Исключительное право
    • V. Автоматическое лицензирование (наблюдение)
    • VI. Разрешительный порядок
    • VII. Общие исключения
    • VIII. Защита внешнего финансового положения и обеспечение равновесия платежного баланса
    • IX. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами
    • X. Применение мер в одностороннем порядке
    • Приложение. Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров
      • I. Общие положения
      • II. Порядок выдачи лицензий
      • III. Порядок выдачи разрешений
  • Приложение N 8. Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам
    • I. Общие положения
    • II. Расследование
      • 1. Цели проведения расследования
      • 2. Орган, проводящий расследования
    • III. Специальные защитные меры
      • 1. Общие принципы применения специальной защитной меры
      • 2. Установление серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта
      • 3. Введение предварительной специальной пошлины
      • 4. Применение специальной защитной меры
      • 5. Срок действия и пересмотр специальной защитной меры
    • IV. Антидемпинговые меры
      • 1. Общие принципы применения антидемпинговой меры
      • 2. Определение демпинговой маржи
      • 3. Определение нормальной стоимости товара
      • 4. Определение экспортной цены товара
      • 5. Установление ущерба отрасли экономики государств-членов вследствие демпингового импорта
      • 6. Введение предварительной антидемпинговой пошлины
      • 7. Принятие экспортером товара, являющегося объектом расследования, ценовых обязательств
      • 8. Введение и применение антидемпинговой пошлины
      • 9. Срок действия и пересмотр антидемпинговой меры
      • 10. Установление обхода антидемпинговой меры
    • V. Компенсационные меры
      • 1. Принципы отнесения субсидии экспортирующей третьей страны к специфической
      • 2. Принципы определения размера специфической субсидии
      • 3. Установление ущерба отрасли экономики государств-членов вследствие субсидируемого импорта
      • 4. Введение предварительной компенсационной пошлины
      • 5. Принятие добровольных обязательств субсидирующей третьей страной или экспортером товара, являющегося объектом расследования
      • 6. Введение и применение компенсационной пошлины
      • 7. Срок действия и пересмотр компенсационной меры
      • 8. Установление обхода компенсационной меры
    • VI. Проведение расследований
      • 1. Основания для проведения расследований
      • 2. Начало расследования и его проведение
      • 3. Особенности проведения антидемпингового расследования
      • 4. Особенности проведения компенсационного расследования
      • 5. Особенности определения отрасли экономики государств-членов в случае демпингового или субсидируемого импорта
      • 6. Публичные слушания
      • 7. Сбор информации в ходе расследования
      • 8. Предоставление информации уполномоченными органами государств-членов, дипломатическими и торговыми представительствами государств-членов
      • 9. Конфиденциальная информация
      • 10. Заинтересованные лица
      • 11. Уведомления о принимаемых в связи с расследованиями решениях
    • VII. Неприменение специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной меры
    • VIII. Заключительные положения
      • 1. Особенности обжалования в судебном порядке решений о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
      • 2. Исполнение решений Суда Союза
      • 3. Администрирование процедур расследования
    • Приложение. Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
      • I. Общие положения
      • II. Зачисление и учет сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
      • III. Возврат сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин
      • IV. Обмен информацией между уполномоченными органами
  • Приложение N 9. Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза
  • Приложение N 10. Протокол о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений
  • Приложение N 11. Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия
  • Приложение N 12. Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер
    • I. Общие положения
    • II. Санитарные меры
    • III. Ветеринарно-санитарные меры
    • IV. Карантинные фитосанитарные меры
  • Приложение N 13. Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей
    • I. Общие положения
    • II. Реализация основных направлений политики в сфере защиты прав потребителей
    • III. Взаимодействие с общественными объединениями потребителей
    • IV. Взаимодействие уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей
    • V. Полномочия Комиссии
  • Приложение N 14. Протокол о проведении согласованной макроэкономической политики
    • I. Общие положения
    • II. Реализация основных направлений согласованной макроэкономической политики
    • III. Компетенция Комиссии
    • IV. Показатели степени интеграции, уровня и динамики развития экономики, внешних параметров прогнозов
  • Приложение N 15. Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики
    • I. Общие положения
    • II. Меры, направленные на проведение согласованной валютной политики
    • III. Взаимодействие уполномоченных органов валютного контроля
    • IV. Обмен информацией на основании запросов уполномоченных органов валютного контроля
    • V. Валютные ограничения
  • Приложение N 16. Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
    • I. Общие положения
    • II. Определения и понятия
    • III. Платежи и переводы
    • IV. Ограничения в отношении платежей и переводов
    • V. Участие государства
    • VI. Торговля услугами, учреждение и деятельность
      • 1. Национальный режим при торговле услугами, учреждении и деятельности
      • 2. Режим наибольшего благоприятствования при торговле услугами, учреждении и деятельности
      • 3. Количественные и инвестиционные меры
      • 4. Перемещение физических лиц
      • 5. Формирование единого рынка услуг
      • 6. Взаимоотношения с третьими государствами по вопросам торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
      • 7. Дополнительные права получателя услуг
      • 8. Взаимное признание разрешений и профессиональных квалификаций
      • 9. Внутреннее регулирование при торговле услугами и в отношении учреждения и (или) деятельности
    • VII. Инвестиции
      • 1. Общие положения
      • 2. Правовой режим и защита инвестиций
      • 3. Возмещение ущерба и гарантии инвесторов
      • 4. Гарантии прав инвесторов при экспроприации
      • 5. Переход прав инвесторов
      • 6. Порядок разрешения инвестиционных споров
    • Приложение N 1. Порядок торговли услугами электросвязи
    • Приложение N 2. Перечень сохраняемых государствами-членами «Горизонтальных» ограничений в отношении всех секторов и видов деятельности
      • I. Республика Беларусь
      • II. Республика Казахстан
      • III. Российская Федерация
      • IV. Республика Армения
      • V. Кыргызская Республика
  • Приложение N 17. Протокол по финансовым услугам
    • Приложение N 1. Перечень подсекторов финансовых услуг, в которых государствами-членами в соответствии с пунктом 4 протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к договору о Евразийском экономическом союзе) предоставляется национальный режим и принимаются обязательства в соответствии с пунктом 10 указанного протокола
      • I. Республика Беларусь
      • II. Республика Казахстан
      • III. Российская Федерация
      • IV. Республика Армения
      • V. Кыргызская Республика
    • Приложение N 2. Перечень сохраняемых государствами-членами ограничений в отношении учреждения и (или) деятельности
      • I. Республика Беларусь
      • II. Республика Казахстан
      • III. Российская Федерация
      • IV. Республика Армения
      • V. Кыргызская Республика
  • Приложение N 18. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг
    • I. Общие положения
    • II. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров
    • III. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров
    • IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг
  • Приложение N 19. Протокол об общих принципах и правилах конкуренции
    • I. Общие положения
    • II. Допустимость соглашений и изъятия
    • III. Контроль за соблюдением общих правил конкуренции
    • IV. Штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, налагаемые Комиссией
    • V. Взаимодействие уполномоченных органов государств-членов
    • VI. Взаимодействие Комиссии и уполномоченных органов государств-членов при осуществлении контроля за соблюдением общих правил конкуренции
    • VII. Введение государственного ценового регулирования на товары и услуги на территориях государств-членов
  • Приложение N 20. Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
    • I. Общие положения
    • II. Общие принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
    • III. Виды и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
    • IV. Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий
    • V. Национальные органы государств-членов
    • VI. Компетенция Комиссии
    • Приложение N 1. Сферы естественных монополий в государствах-членах
    • Приложение N 2. Сферы естественных монополий в государствах-членах
  • Приложение N 21. Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики
    • Приложение. Методология осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами-членами
      • 1. Основные положения порядка подачи заявок и формирования годовых прогнозных объемов межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), подлежащих включению в прогнозные балансы производства и потребления электроэнергии (мощности), в том числе учитываемых при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий
        • 1.1. На территории Республики Беларусь
        • 1.2. На территории Республики Казахстан
        • 1.3. На территории Российской Федерации
      • 2. Порядок определения технической возможности и планируемых объемов МГП на основе планирования годовых, месячных, суточных и внутрисуточных режимов работы электроэнергетических систем, включая положения, определяющие функции и полномочия координатора планирования
        • 2.1. Терминология
        • 2.2. Общие положения
        • 2.3. Функции и полномочия координатора планирования и остальных системных операторов электроэнергетических систем государств-членов
        • 2.4. Годовое планирование
        • 2.5. Месячное планирование
        • 2.6. Суточное и внутрисуточное планирование
      • 3. Перечень субъектов государств-членов, уполномоченных на организацию и осуществление МГП с указанием функций, выполняемых каждой организацией в рамках обеспечения МГП
        • 3.1. На территории Республики Беларусь
        • 3.2. На территории Республики Казахстан
        • 3.3. На территории Российской Федерации
      • 4. Перечень составляющих, включаемых в тарифы субъектов естественных монополий при осуществлении МГП
        • 4.1. На территории Республики Беларусь
        • 4.2. На территории Республики Казахстан
        • 4.3. На территории Российской Федерации
      • 5. Перечень составляющих, связанных с осуществлением МГП, не включаемых в тарифы субъектов естественных монополий
        • 5.1. На территории Республики Беларусь
        • 5.2. На территории Республики Казахстан
        • 5.3. На территории Российской Федерации
      • 6. Требования к договорному оформлению МГП в соответствии с законодательством государств-членов
        • 6.1. На территории Республики Беларусь
        • 6.2. На территории Республики Казахстан
        • 6.3. На территории Российской Федерации
      • 7. Порядок организации обмена данными коммерческого учета о почасовых фактических объемах межгосударственных перетоков электрической энергии между хозяйствующими субъектами государств-членов
        • 7.2. Оперативный обмен информацией
        • 7.3. Расчет почасовых значений на точку поставки
      • 8. Порядок определения фактического сальдо перетока электроэнергии по межгосударственным линиям электропередачи государств-членов
      • 9. Порядок расчета объемов и стоимости отклонений фактических перетоков по межгосударственным сечениям от плановых при осуществлении МГП в рамках Союза
  • Приложение N 22. Протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики
  • Приложение N 23. Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов
  • Приложение N 24. Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике
    • I. Общие положения
    • II. Автомобильный транспорт
    • III. Воздушный транспорт
    • IV. Водный транспорт
    • V. Железнодорожный транспорт
    • Приложение N 1. Порядок осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза
    • Приложение N 2. Порядок регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики
      • Приложение N 1. Правила доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза
        • I. Общие положения
        • II. Определения
        • III. Общие принципы доступа к услугам инфраструктуры
        • IV. Условия предоставления доступа к услугам инфраструктуры
        • V. Предоставление доступа к услугам инфраструктуры
        • VI. Техническая спецификация участков инфраструктуры
        • VII. Подача и рассмотрение заявки
        • VIII. Формирование, разработка и утверждение нормативного графика движения поездов и расписания движения поездов
        • IX. Заключение договора на оказание услуг инфраструктуры
        • X. Дополнительные заявки
        • XI. Порядок представления информации
        • XII. Порядок разрешения споров
        • Приложение. Заявка на доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза (Форма)
      • Приложение N 2. Правила оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза
        • I. Общие положения
        • II. Определения
        • III. Услуги, оказываемые оператором инфраструктуры
        • IV. Порядок оказания услуг инфраструктуры
        • V. Договор на оказание услуг инфраструктуры и его существенные условия
        • VI. Права и обязанности оператора инфраструктуры и перевозчика
        • VII. Порядок разрешения споров
        • Приложение. Перечень услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • Приложение N 25. Протокол о порядке регулирования закупок
    • I. Общие положения
    • II. Требования в сфере закупок
    • III. Национальный режим и особенности его обеспечения
    • IV. Обеспечение прав и законных интересов лиц при участии в закупках
    • V. Обеспечение мер, повышающих эффективность закупок и направленных на реализацию социальных функций
    • Приложение N 1. Требования к организации и проведению конкурса, запроса ценовых предложений (запроса котировок), запроса предложений, аукциона и закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
    • Приложение N 2. Перечень случаев осуществления закупок путем проведения запроса предложений
    • Приложение N 3. Перечень случаев осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
    • Приложение N 4. Перечень товаров, работ и услуг, по которым закупки осуществляются путем проведения аукциона
  • Приложение N 26. Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности
    • I. Общие положения
    • II. Авторское право и смежные права
    • III. Товарные знаки и знаки обслуживания
    • IV. Товарные знаки Евразийского экономического союза и знаки обслуживания Евразийского экономического союза
    • V. Принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза
    • VI. Географические указания
    • VII. Наименование места происхождения товара
    • VIII. Наименование места происхождения товара Евразийского экономического союза
    • IX. Патентные права
    • X. Селекционные достижения
    • XI. Топологии интегральных микросхем
    • XII. Секреты производства (ноу-хау)
    • XIII. Правоприменительные меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
  • Приложение N 27. Протокол о промышленном сотрудничестве
  • Приложение N 28. Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий
    • I. Общие положения
    • II. Специфические субсидии
    • III. Запрещенные субсидии
    • IV. Допустимые субсидии
    • V. Порядок проведения расследований
    • VI. Общие исключения
    • VII. Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер
    • VIII. Введение и применение компенсирующих мер и ответных мер
    • IX. Уведомления
    • Приложение. Перечень мер, в отношении которых не применяются положения протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий
      • I. Республика Беларусь
      • II. Республика Казахстан
      • III. Российская Федерация
      • IV. Республика Армения
      • V. Кыргызская Республика
  • Приложение N 29. Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства
    • I. Меры государственной поддержки сельского хозяйства
    • II. Товары, в отношении которых применяются единые правила государственной поддержки сельского хозяйства
    • III. Меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю
    • IV. Меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю
    • V. Расчет объемов государственной поддержки сельского хозяйства
    • VI. Уведомления о государственной поддержке сельского хозяйства
    • VII. Ответственность государств-членов
  • Приложение N 30. Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей
  • Приложение N 31. Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы
  • Приложение N 32. Положение о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе
    • I. Общие положения
    • II. Привилегии и иммунитеты Союза
    • III. Привилегии и иммунитеты членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников
    • IV. Привилегии и иммунитеты представителей государств-членов
    • V. Трудовые отношения и социальные гарантии в органах Союза
  • Приложение N 33. Протокол о прекращении действия международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе
    • I. Международные договоры, прекращающие действие с даты вступления в силу Договора
    • II. Международные договоры, прекращающие действие с даты вступления в силу соответствующего решения Комиссии согласно статье 102 Договора

Открыть полный текст документа

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Примечания

  • Что такое Технический регламент Таможенного союза/Евразийского экономического союза?
  • Технические регламенты Таможенного союза и формы оценки соответствия

Ссылки

  • Евразийский экономический союза
  • Евразийская экономическая комиссия
  • Правовой портал Евразийского экономического союза
  • Суд Евразийского экономического союза