Для чего нужна транспортная накладная в бухгалтерии?

Какой комплект документов готовить в разных ситуациях доставки товара

Лектор семинара: Д. Водчиц, ведущий юрисконсульт КСК Групп

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 7/2012

Раздаточный материал к семинару

План вебинара:

1. Доставка товара силами поставщика или покупателя.

2. Доставка товара привлеченным перевозчиком.

3. Доставка товара экспедиторами.

Мы обсудим очень важный для бухгалтера вопрос – правильное оформление документов по доставке товара. Я хочу отметить, что интерес налоговиков к этой теме только растет. Если прежде во время проверки налоговые инспекторы чаще всего во главу угла ставили вопросы должной осмотрительности по отношению к поставщикам, то на настоящий момент налоговые инспекции и суды все больше внимания уделяют реальности хозяйственных операций.

Реальность операции будем рассматривать на примере поставки товара. Необходимо помнить, что инспекторы могут проверить реальность доставки товара как на этапе покупки, так и на этапе продажи. Вследствие этого я взял за правило лишний раз напоминать клиентам, что необходимо внимательно отслеживать документы, подтверждающие транспортную логистику.

Споры по поводу необходимости обязательного оформления ТТН по форме 1-Т наряду с оформлением ТОРГ-12 давно утихли. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом и создана новая форма транспортной накладной. Она служит исключительно для подтверждения заключения договора перевозки. И хотя арбитражная практика по вопросу применения транспортной накладной пока скудна, от бухгалтеров поступает множество вопросов по применению данных правил и новой формы транспортной накладной. В связи с тем, что старая форма накладной не отменена, многие сомневаются, можно ли применять обе формы. На самом деле позиция Минфина не обязывает применять обе формы, но и не ограничивает применением только какой-то одной (письмо Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498. – Примеч. ред.). Одна форма не исключает другую.

Однако если компания привлекает стороннего перевозчика, то в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Ситуация № 1. Доставка товара силами поставщика или покупателя

Разберемся, как же все-таки подтвердить реальность операции по поставке товара при разных вариантах доставки ТМЦ. Начнем с ситуации, когда доставка товара осуществляется силами поставщика или покупателя.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то покупателю фактически не важно, каким образом поставщик доставит товар. Допустим, поставщик доставляет ТМЦ собственным транспортом, то есть без привлечения стороннего перевозчика. Тогда рекомендованный комплект документов, который должен быть на руках у поставщика, будет следующим:

– договор поставки;

– ТОРГ-12 ;

– доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ;

– путевой лист.

Для чего так важно оформлять доверенность? Конечно, для подтверждения выполнения обязанности по доставке товара. В свою очередь, путевой лист обязателен для подтверждения факта, что водитель действительно выезжал на рейс. Кроме того, путевой лист понадобится для списания в расходы по налогу на прибыль ГСМ.

Почему вообще я акцентирую внимание на правильном комплекте документов у поставщика?

Однодневки

Практика показывает, что инспекторы могут оспорить реальность доставки не только со стороны покупателя, но и со стороны поставщика. По их мнению, недобросовестные налогоплательщики такими операциями пользуются для построения налоговых схем: поставщик поставляет по заниженной стоимости товар, а наценка происходит уже на следующих звеньях цепи. Таким образом, товар реализуется по заниженной стоимости, а налоговая нагрузка падает не на поставщика, а на покупателя товара, которым зачастую выступает однодневка. Налоговики склоняются к тому, что в этом случае поставщик становится выгодоприобретателем, который уклоняется от налогов, занижая цену поставки.

Налоговые инспекторы по таким категориям дел признают выручку, поступившую от покупателя-однодневки, внереализационным доходом поставщика.

Если доставка осуществляется силами поставщика без привлечения перевозчика, то я рекомендую оформить ТТН по форме 1-Т. Ко всему прочему для компании это будет лишним поводом привлечь водителя к ответственности в случае потери груза. Потому что именно в этом документе отражаются перечень товара, который должен быть доставлен, его стоимость, адрес доставки.

Рассмотрим комплект документов, который должен быть на руках у покупателя:

– договор поставки товара;

– ТОРГ-12;

– копия путевого листа на водителя поставщика;

– доверенность на представителя поставщика, передавшего ТМЦ.

Путевой лист

Копия путевого листа необходима в подтверждение того, что водитель – это действительно водитель поставщика. Если товар будет передан водителем третьего лица, то скорее всего в перевозке задействован перевозчик, и необходимо требовать транспортную накладную.

Один из самых распространенных способов доставки товара – транзитная доставка. Этот способ широко применяем трейдерами, которые перепродают товар по пути его следования. Таким образом, грузополучателем товара является третий или четвертый покупатель в цепочке. Поставщик сразу отгружает товар указанному грузополучателю, минуя покупателя. И само собой, у покупателя будет только ТОРГ-12. Рекомендую оформить ТТН, потому что в форме 1-Т покупатель даже в этом случае будет указан как плательщик за товар. Товарно-транспортная накладная подтвердит реальность поставки. Если же в цепочке движения товара более одного перепродавца, то ТТН по форме 1-Т не поможет.

Случай второй – когда обязанность по доставке лежит на покупателе. Здесь схожий комплект документов, подтверждающих доставку. Однако путевой лист будет оформлять уже компания-покупатель. Путевого листа, наличия водителя и транспортного средства достаточно, чтобы подтвердить реальность доставки. Форму 1-Т оформлять необязательно. Однако этот документ – возможность для компании обезопасить ТМЦ от утери водителем. И еще это дополнительный козырь в случае, если придется доказывать реальность доставки в суде. У поставщика должны быть:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

У покупателя должны быть:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– доверенность на представителя поставщика, передавшего товар;

– путевой лист.

Ситуация № 2. Доставка товара привлеченным перевозчиком

Рассмотрим поставку, которая осуществляется с привлечением стороннего перевозчика. Новую форму транспортной накладной должны подписывать перевозчик и заказчик перевозки. Поэтому я рекомендую при оформлении транспортной накладной в договоре о перевозке указывать обязанность перевозчика по заполнению транспортной накладной в полном объеме. Это упрощает документооборот, особенно при нахождении перевозчика в регионе.

Комплект документов у поставщика, который является заказчиком перевозки:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– договор перевозки, при его наличии;

– заказ или заявка на перевозку;

– транспортная накладная (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года);

– копия доверенности на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Поставщик должен подтвердить, что он заказал перевозку, предъявить транспортную накладную, по которой перевозчик забрал у него груз для передачи на склад покупателя. Необходима копия доверенности на представителя грузополучателя, подтверждающая, что груз был передан именно уполномоченному лицу покупателя или грузополучателя.

Комплект документов покупателя аналогичный. За исключением договора перевозки – его не будет, потому что заказчиком перевозки покупатель не является. У покупателя будет экземпляр транспортной накладной. Напомню, что транспортная накладная должна быть оформлена минимум в трех экземплярах.

Если покупатель не является грузополучателем товара, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. В данном случае я рекомендую обязательно запросить копию транспортной накладной у поставщика. Такой документ подтвердит факт доставки товара грузополучателю.

Не забывайте, что по новым правилам перевозки грузоотправитель вправе от водителя потребовать путевой лист при получении груза. Поэтому водитель должен такой документ иметь на руках всегда. А у представителя покупателя всегда должна быть доверенность.

Если обязанность по доставке лежит на покупателе, то комплект документов покупателя складывается из:

– договора поставки;

– ТОРГ-12;

– договора перевозки, при его наличии;

– заказа или заявки на перевозку;

– транспортной накладной (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года);

– доверенности на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Комплект документов поставщика формируется аналогично. За исключением договора перевозки и заявки на перевозку.

Легко запомнить, что во всех случаях, когда привлекается сторонний перевозчик, транспортная накладная должна быть оформлена в обязательном порядке.

Ситуация № 3. Доставка товара экспедиторами

Отдельная история у компаний складывается с договорами транспортной экспедиции. Проблема в том, что экспедиторские услуги находятся на стыке посредничества и возмездного оказания услуг. Закон не предъявляет обязательных требований к наличию акта оказанных услуг, отчета экспедитора, транспортных накладных.

Тем не менее базовыми документами у поставщика, подтверждающими, что экспедитор выполнил свои обязательства, являются:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– договор транспортной экспедиции;

– поручение экспедитору;

– экспедиторская расписка;

– акт оказанных услуг.

Экспедиторская компания не обязана предоставлять акт или транспортную накладную, подтверждающую, что груз передан покупателю. Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно, так как в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то договор транспортной экспедиции он и должен заключать.

Покупатель может вообще не знать, что поставщик для доставки привлекает экспедитора. В любом случае у покупателя, как у грузополучателя, в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная.

Если же покупатель является заказчиком перевозки, необходимо проверить наличие:

– договора поставки;

– ТОРГ-12;

– договора транспортной экспедиции;

– поручения экспедитору;

– экспедиторской расписки;

– акта оказанных услуг;

– транспортной накладной (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года).

Если экспедитор не предоставил транспортную накладную, рекомендую ее все-таки потребовать. Это предотвратит возможный конфликт с налоговой инспекцией.

О вебинаре

Место проведения: г. Москва

Тема: «Налоговые риски и контроль в торговле: актуальные вопросы и судебная практика»

Длительность: 2 часа

Стоимость: бесплатно

Компания-организатор: журнал «Финансовый директор», тел. (495) 788-53-14, www.fd.ru

Перевозка товаров. Непростые накладные

СИТУАЦИЯ

Обязанность доставить товар покупателю по общему правилу лежит на поставщике. Сделать это он может сам или с помощью транспортной компании. Исключение — выборка ценностей, когда покупатель получает товар в месте нахождения поставщика и сам организует его вывоз. Рассмотрим, какие накладные необходимо оформить в каждом из этих случаев, чтобы принять в налоговом учете расходы на приобретение товара и на его доставку автомобильным транспортом, а также зачесть НДС.

многих компаний расходы на покупку и доставку товаров на склад составляют значительные суммы. Поэтому важно, чтобы понесенные фирмой затраты были не только экономически обоснованы, но и документально подтверждены(*1). Иначе проблем во время налоговой проверки не избежать.

Движение товара от поставщика к покупателю оформляют товарораспорядительными и транспортными документами, для которых предусмотрены унифицированные бланки.

Так, товарную накладную по форме N ТОРГ-12(*2) составляют во всех случаях реализации товара. Она подтверждает отпуск товаров поставщиком и является основанием для оприходования этих ценностей покупателем.

В качестве сопроводительного транспортного документа при перевозке грузов автомобильным транспортом применяют форму N 1-Т «Товарно-транспортная накладная»(*3). Все юридические лица, которые эксплуатируют автотранспортные средства и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых этим видом транспорта, обязаны использовать этот документ(*4).

Согласно Гражданскому кодексу(*5), а также Уставу автомобильного транспорта(*6) заключение договора перевозки подтверждается составлением транспортной накладной.

Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
дел — товарный. На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7). А согласно инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8). В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

Основываясь на этих нормах законодательства, налоговые инспекторы считают, что каждая перевозка товара должна подтверждаться товарно-транспортной накладной(*10). Как показывает арбитражная практика, представители контролирующих органов уверены: если ТТН отсутствует, то нет оснований не только для принятия к учету транспортных расходов, но и для оприходования товара у покупателя. А следовательно, и для отнесения стоимости покупных товаров в состав расходов в налоговом учете, а также для вычета НДС.

Насколько правомерны подобные требования? Давайте разберемся. Отдельно рассмотрим такие ситуации:

  • товар со склада продавца покупатель доставляет собственным транспортом (самовывоз, выборка товаров);
  • товар на склад покупателя доставляет продавец своим транспортом;
  • товар на склад покупателя доставляет перевозчик (специализированная транспортная компания).

Выборка товаров

Даже если покупатель доставляет товары на свой склад на условиях самовывоза, инспекторы уверены: товарно-транспортная накладная необходима(*11). При этом налоговики ссылаются на соответствующий пункт инструкции 1983 года(*12). В нем написано, что предприятия, организации и учреждения, которые осуществляют перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные по форме N 1-Т. Поэтому при доставке товаров со склада поставщика собственным транспортом ТТН должна быть оформлена.

Правда, в подобной ситуации претензии налоговых инспекторов касаются в основ-ном расходов на доставку. Сам факт оприходования товаров и вычет по ним «входного» НДС в этом случае контролеры оспаривают гораздо реже. Ведь право собственности на приобретаемые товары в данном случае переходит к покупателю на складе поставщика. И ему достаточно составить только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. А оформление сопроводительных документов по перевозке груза в этой ситуации является обязанностью покупателя.

Тем не менее, по нашему мнению, такая позиция чиновников не обоснована. Действительно, если договор поставки (купли-продажи) не предусматривает доставку (перевозку) товара поставщиком в адрес покупателя, то для принятия к учету приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной. А транспортные расходы при этом можно подтвердить путевым листом автомобиля. Аналогичные выводы в ситуации, когда доставка осуществляется покупателем самостоятельно, содержат и некоторые судебные постановления (см. таблицу на стр. 41). В частности, судьи указали, что составление ТТН обязательно только при условии, что товар передается покупателю от продавца через перевозчика.

Как следует из указаний по заполнению товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), ее применяют в случаях транспортировки грузов специализированными организациями-перевозчиками. Это правило соответствует пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и пункту 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, согласно которым ТТН оформляют именно при наличии договоров перевозки.
Очевидно, что при вывозе товара покупателем со склада продавца собственным транспортом договоры перевозки не заключаются. Суды неоднократно указывали, что товарно-транспортные накладные в подобных ситуациях оформляться не должны. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2007 года N А12-16215/2006-С33 сказано, что при самовывозе достаточно оформления накладной по форме N ТОРГ-12. А в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года N 13219/06 отмечено, что экспорт товара в Белоруссию подтверждается товарной накладной, а не ТТН, если белорусы вывезли товар сами.

Товар доставляет продавец

Как свидетельствует практика аудиторских проверок, позиция инспекторов в этом случае еще более категорична. Они убеждены: когда перевозку груза осуществляет сам продавец, составлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т необходимо. Основание — все тот же пункт 2 инструкции от 30 ноября 1983 года, устанавливающий обязательное наличие ТТН для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом. Если отсутствует товарно-транспортная накладная, то расходы по доставке товара до склада покупателя нельзя считать подтвержденными. Следовательно, такие затраты нельзя учесть при определении базы по налогу на прибыль.

Более того, контролеры в большинстве своем считают, что без транспортной накладной, оформленной по форме N 1-Т, у покупателя нет оснований для оприходования покупного товара и применения по нему вычета «входного» НДС.

На наш взгляд, такая позиция более чем спорна. Действительно, одним из условий, необходимых для вычета НДС, является наличие первичных документов, подтверждающих факт приобретения и оприходования товара(*13). Однако Налоговый кодекс ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя МПЗ для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что хозяйственные операции, в частности поступление товара на склад покупателя, должны подтверждаться оправдательными документами(*14). Это могут быть унифицированные формы или же документы, содержащие обязательные реквизиты. И если у покупателя есть комплект документов, подтверждающих реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.), то у него есть все шансы выиграть спор относительно необходимости оформлять товарно-транспортную накладную. Суд будет принимать решение о понесенных расходах на основании всех представленных документов.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде компании может помочь то, что:

  • доказывать отсутствие документального подтверждения произведенных расходов на приобретение товаров придется инспекторам;
  • все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика(*15).

И действительно, при рассмотрении арбитражных дел судьи, как правило, принимают сторону компаний. Последовательность их рассуждений в основном сводится к следующему. Если согласно договору местом передачи товара является место нахождения покупателя и он не участвует в отношениях по перевозке груза, то отсутствие ТТН как оправдательного документа для него не имеет значения. При этом оприходование товара на баланс покупателя подтверждается накладной по форме N ТОРГ-12. Такие выводы судьи делают из анализа 2 основных документов, один из которых регулирует применение (заполнение) форм по учету работ в автомобильном транспорте(*16), а другой — порядок расчета за перевозку грузов этим же видом транспорта(*17).

Как мы видим, арбитражная практика по данному вопросу — в основном на стороне организаций (см. таблицу ниже). Однако тем фирмам, которые не хотят рисковать, все-таки лучше получить товарно-транспортную накладную.

Когда товар доставляет перевозчик

Налоговый кодекс определяет, что те затраты организации, которые относятся к доставке товаров от поставщиков к покупателям автомобильным транспортом, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Конечно, если они соответствующим образом документально оформлены(*18).

Согласно позиции специалистов главного финансового ведомства(*19) и налоговой службы(*20) компания, привлекающая стороннего перевозчика, не может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке товаров, если они не подтверждены ТТН. Эту точку зрения поддерживают и арбитражные судьи. В качестве характерного примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа(*21). Несмотря на то что компания представила в суд другие документы, которыми она обосновывала транспортные расходы, доказать факт перевозки она не смогла. Правда, тут на руку инспекторам сыграло и то обстоятельство, что не все сведения, указанные в документах, были достоверными.

Однако есть примеры и противоположных судебных решений(*22). Изложенная в них позиция уже была нами рассмотрена: отсутствие товарно-транспортной накладной (при наличии путевых листов и других подтверждающих перевозку документов) не означает, что транспортные расходы организация не может учесть в целях налогообложения прибыли.

Мы, в свою очередь, все же рекомендуем оформлять обе накладные в случае, когда груз доставляет перевозчик. Ведь ТТН утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте и не заменяет первичный документ, принятый для учета операций по реализации товаров по форме N ТОРГ-12. Одной же товарной накладной в данной ситуации, на наш взгляд, также недостаточно.

Когда ТТН оформлять не нужно. Характерные судебные решения
Спорные ситуации Примеры положительных решений арбитражных судов

При самовывозе правомерно оформлять передачу товара накладными по форме N ТОРГ-12

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2007 N А56-48241/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2007 N А19-1410/07-52-Ф02-5061/07

Транспортные расходы при самовывозе можно подтвердить путевыми листами

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2006 N А13-16213/2005-19,
от 03.11.2006 N А56-41823/2005

Товар, который поставщик доставляет сам, без привлечения организации-перевозчика, можно оприходовать на основании формы N ТОРГ-12 (при этом условия, дающие право на вычет «входного» НДС, не нарушаются)

Пост. ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 Ф04-6998/2007 (38982-А45-41), ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2007
N А56-2231/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2007
N А19-3655/-07-40-Ф02-4968/07

Допустим, поставщик осуществляет доставку товара до склада покупателя собственным автомобильным транспортом. Налоговые расходы включают в себя и затраты по доставке товаров. Факт движения товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами. В целях налогообложения прибыли для учета указанных расходов необходимо наличие документов, подтверждающих факт поставки товара и оказания транспортных услуг в соответствии с заключенными договорами поставки и перевозки груза. Таким образом, для обоснования расходов на приобретение товара в налоговом учете необходимо наличие ТТН, оформленной в соответствии с законодательством.

Автор статьи:
А.С. Елин,
генеральный директор
компании «Академия аудита»
Экспертиза статьи:
Ю.В. Волкова,
служба Правового
консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный
бухгалтер-эксперт

*1) п. 1 ст. 252 НК РФ

*2) пост. Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132

*3) пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*4) п. 2 пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*5) п. 2 ст. 785 ГК РФ

*6) ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

*7) утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н

*8) п. 6 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*9) п. 2 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*10) Пост. ФАС СЗО от 27.02.2007 N А56-11253/2006

*11) Пост. ФАС МО от 18.06.2007, 25.06.2007 N КА-А41/5365-07

*12) п. 2 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*13) п. 1 ст. 172 НК РФ

*14) п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ

*15) п. 7 ст. 3 НК РФ

*16) пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*17) инструкция, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*18) подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ

*19) письмо Минфина России от 03.06.2005 N 07-05-06/160

*20) письма УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228, МНС России от 22.04.2004 N 22-2-16/757

*21) Пост. ФАС ВВО от 26.05.2006 N А29-8821/2005а

Новости компании

О необходимости составления транспортной накладной по новой форме

05 апреля

Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Со Вятчинова Татьяна Ивановна, ведущий специалист Группы компаний «Налоги и финансовое право»

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов должна использоваться новая форма транспортной накладной, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Правила были разработаны во исполнение статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно данной статье «Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом».

До введения новых Правил продолжали действовать Правила перевозок грузов, утвержденные еще в 1971 году (Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которые не отменены по сей день. В разделе 6 данных Правил как раз и указывалось, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Типовая форма и правила заполнения товарно-транспортной накладной утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. РСФСРовские правила разрабатывались в период действия старой редакции Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12.

При этом в тот период действовали другая форма товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) и указания по ее заполнению, утвержденные Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ при СМ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Данная Инструкция и на сегодняшний день является действующей, тогда как накладная была признана утратившей силу согласно п. 3 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а, Минфина России от 18.06.1998 № 27н.

Вместо нее и появилась привычная всем форма товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, так называемая ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Следует отметить, что с появлением новой формы транспортной накладной форма 1-Т (ТТН) не была признана утратившей силу и может применяться на сегодняшний день.

Новая транспортная накладная

Согласно п. 1 Правил новая транспортная накладная обязательна к применению при перевозке автомобильным транспортом различных видов грузов.

Для того, чтобы определиться, кто и в каких случаях составляет транспортную накладную, необходимо сначала разобраться в терминах и понятиях, касающихся оказания услуг по перевозке.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В начале статьи мы уже упоминали, что оказание услуг автомобильным транспортом регулируется Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее – Закон № 259-ФЗ).

Согласно п. 6 новых Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. При этом договор считается заключенным, если перевозчик принял к исполнению заказ на транспортировку груза. Если между сторонами уже заключен договор перевозки, то основанием для оказания транспортных услуг будет заявка грузоотправителя. Не обязательно составлять договор в письменном виде, подписанная транспортная накладная сама подтверждает факт заключения договора перевозки.

Данные нормы п. 6 Правил дублируют положения Закона № 259-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Кроме того, если на груз не оформляется транспортная накладная, то перевозчик такой груз к перевозке не принимает (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Как было указано выше, именно во исполнение требований Закона № 259-ФЗ Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила, а с ними и новая форма транспортной накладной.

Следовательно, новая транспортная накладная составляется только в случаях, когда доставка груза осуществляется силами перевозчика — транспортной компанией, т.е. в подтверждение транспортных расходов. Иными словами, транспортная накладная составляется, если имеется третье лицо между грузоотправителем и грузополучателем, ответственное за доставку.

В п. 21 Правил определен еще один случай составления транспортной накладной. Новая накладная составляется и при оказании транспортных услуг по перевозке грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В этом случае накладная заполняется самим перевозчиком.

Кто составляет транспортную накладную

В пункте 6 Правил установлено, что транспортная накладная составляется грузоотправителем.

Из раздела III Правил следует, что грузоотправитель осуществляет погрузку груза, а грузополучатель – его выгрузку. Перевозчик лишь принимает груз к перевозке и ответственен за его доставку и сохранность в момент перевозки.

И вновь обратимся к терминам. В ст. 2 Закона № 259-ФЗ в качестве грузоотправителя названы физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Под грузополучателем понимается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

В качестве перевозчика выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, грузоотправителем может быть не только поставщик товаров по договору купли-продажи, но и сам покупатель, если он заключил с транспортной компанией договор перевозки грузов.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.

В соответствии со ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Помимо условий поставки, определенных в договоре купли-продажи, важно учитывать и момент перехода права собственности на товар для установления «своих» или «чужих» транспортных расходов. Переход права собственности на товар может быть установлен условиями самого договора купли-продажи или определяться в соответствии с общими правилами. Так, по общему правилу ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя на товар возникает с момента его передачи. Согласно ст. 224 ГК РФ право собственности на товар переходит в момент вручения его покупателю или в момент передачи товара перевозчику.

Из норм ст. 458 ГК РФ также следует, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Следовательно, на практике могут возникнуть следующие ситуации:

1. Товар доставляется силами поставщика, продавца по договору купли-продажи

Если поставщик привлекает транспортную компанию для доставки груза покупателю, то составляется транспортная накладная. В этом случае грузоотправитель и поставщик одно лицо. Следовательно, транспортную накладную должен составить поставщик.

Относительно документального оформления приема и отпуска товара хотелось бы отметить следующее.

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, при отпуске товара продавцом в обязательном порядке заполняется товарная накладная формы ТОРГ-12. В этом случае поставщик произведет списание товаров с учета в соответствии с ТОРГ-12, а транспортная накладная будет служить первичным документом, на основании которого поставщик может учесть расходы на перевозку.

Поставщик также может доставить товар покупателю сам на своем транспорте. При этом необходимо отличать ситуации, когда транспортные расходы поставщика уже включены в цену самого товара и когда они компенсируются покупателем.

Так, если право собственности на товар переходит только после его получения покупателем и поставщик производит доставку своими силами и за свой счет (например, условия поставки по договору «франко-склад покупателя»), то транспортная накладная не составляется. В такой ситуации основанием для списания стоимости товаров у поставщика будет выступать накладная ТОРГ-12, а покупатель на основании ТОРГ-12 оприходует товар. Транспортные расходы поставщика будут подтверждаться путевыми листами и документами на приобретение ГСМ.

Если, например, условия поставки определены как «франко-склад поставщика» и поставщик доставляет товар покупателю, а тот ему возмещает стоимость доставки, то в этом случае поставщик фактически выступает в роли перевозчика. Следовательно, заполнять транспортную накладную он должен и как грузоотправитель, и как перевозчик. В этой ситуации ТОРГ-12 будет для продавца основанием для списания стоимости товаров, а транспортная накладная – основанием для отражения выручки от оказания транспортных услуг. Для покупателя ТОРГ-12 будет основанием для оприходования товаров, а транспортная накладная поставщика – подтверждением транспортных расходов.

2. Товар доставляется силами покупателя

Если доставка товара осуществляется силами покупателя на условиях самовывоза, то в момент получения товара со склада от поставщика право собственности уже считается перешедшим на покупателя. Иными словами, покупатель в таком случае является непосредственным владельцем груза.

Следовательно, при привлечении в этом случае стороннего перевозчика для вывоза товара со склада поставщика, транспортную накладную обязан оформить покупатель, являющийся грузоотправителем. При этом грузополучателем также будет являться сам покупатель.

УФНС РФ по г. Москве в Письме от 11.08.2011 № 16-15/079006@ «О вопросах оформления транспортной накладной» разъяснило, что:

«Положения пункта 6 Правил свидетельствуют о том, что транспортная накладная заполняется грузоотправителем или лицом, определенным в договоре перевозки. При самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную».

Следует отметить, что аналогичного мнения придерживался и Минфин РФ в Письме от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 относительно необходимости составления покупателем товарно-транспортной накладной по форме

№ 1-Т при доставке перевозчиком товара, приобретенного у поставщика на условиях самовывоза.

Следовательно, в случае когда покупатель приобретает товар на условиях самовывоза и привлекает стороннего перевозчика для перевозки товаров со склада поставщика, то транспортную накладную обязан оформить покупатель. В этой ситуации товар будет приходоваться на основании ТОРГ-12, а транспортная накладная будет подтверждением оказания транспортных услуг перевозчиком.

Если же покупатель производит доставку на собственном транспорте, то у него не возникает необходимости оформлять транспортную накладную. Постановка товаров на учет будет осуществляться в соответствии с ТОРГ-12, а подтверждением транспортных расходов будут путевые листы и документы на приобретение ГСМ.

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

Схожая позиция была высказана ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 о составлении товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Налоговое ведомство указало, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что под собственным транспортом в данной статье мы понимаем как принадлежащее на праве собственности, так и арендованное транспортное средство. При этом, если товар доставляется собственными силами, но на арендованном автомобиле, нет необходимости составлять транспортную накладную. Дело в том, что из норм ст. 606, 632, 642 ГК РФ следует, что арендодатель предоставляет свое имущество за плату во временное владение и пользование с предоставлением услуг по управлению транспортным средством или без (т.е. предоставляется длящаяся услуга), тогда как по договору перевозки речь идет только о доставке груза грузополучателю (т.е. разовая услуга).

Таким образом, при решении вопроса о том, кто должен составлять транспортную накладную, стороны должны помнить, что транспортная накладная составляется не в любом случае, а только в подтверждение договора перевозки. Следовательно, в ситуации, когда доставка производится автотранспортной компанией (независимо от того, кто выступает заказчиком – покупатель или продавец), транспортная накладная составляется в обязательном порядке.

Если товар доставляется без привлечения транспортной организации (силами поставщика или на условиях самовывоза покупателем) оформление транспортной накладной не обязательно. Исключением может стать доставка товара поставщиком (продавцом) на условиях возмещения покупателем стоимости доставки.

Какую форму накладной применять?

Как мы отмечали выше, после вступления в силу новых Правил перевозок грузов (Постановление № 272) форма товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т не отменена.

Новая транспортная накладная, равно как и товарно-транспортная накладная (по форме № 1-Т) предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, для организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также для определения условий перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

В таком случае будет ли достаточным оформление только транспортной накладной или необходимо оформлять одновременно два документа?

Мы полагаем, что поскольку:

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная выполняют одинаковые функции;

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная содержат идентичные показатели;

— транспортная накладная утверждена во исполнение Федерального закона;

— транспортная накладная утверждена более поздним по отношению к Постановлению Госкомстата России № 78 нормативно-правовым актом, то грузоотправители и перевозчики должны удостоверять заключение договора перевозки груза именно новой формой транспортной накладной, без заполнения унифицированной ТТН по форме № 1-Т.

Вместе с тем, Минтранс в Письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис разъяснил, что использование новой транспортной накладной не исключает также применения накладной как по форме № 1-Т, так и по форме № ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132).

Однако сама формулировка Писем несколько настораживает:

«В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

Формулировка разъяснений Минфина достаточно размыта, поскольку их можно толковать и как применение одной из форм накладной на выбор (ТТН или новой транспортной накладной), и как применение сразу двух форм.

«Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, т.е. ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, данная позиция Минфина не основана на законодательстве. Как указывалось выше, Правила, содержащие форму и порядок заполнения транспортной накладной, были разработаны во исполнение ст. 3 Закона № 259-ФЗ. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Кроме того, в транспортной накладной отражаются данные о перевозчике и стоимость транспортных услуг. Соответственно, транспортная накладная может подтверждать расходы на перевозку грузов.

УФНС РФ по г. Москве в Письмах от 04.08.2011 № 16-15/076716@ и от 11.08.2011 № 16-15/079006@ также придерживается мнения, что транспортная накладная подтверждает транспортные расходы:

«Договор перевозки грузов и надлежащим образом оформленная транспортная накладная могут являться документами, подтверждающими расходы на перевозку груза, если оформление других документов не предусмотрено договором перевозки грузов».

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) снова повторяет свою точку зрения, что для покупателя в этом случае заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 также разъясняет, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Между тем, в вышеуказанных Письмах Минфин РФ в отношении доставки силами продавца настаивает на применении транспортной накладной:

«В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, с данной позицией Минфина можно согласиться только в том случае, если продавец выставляет покупателю счет за перевозку товара. В ситуации, когда доставка уже включена в стоимость товара, по нашему мнению, необходимость применения транспортной накладной отсутствует.

Стоит отметить, что ранее Минфин РФ в Письме от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 пояснял, что если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то оприходование товаров может производиться на основании накладной по форме № 1-Т либо на основании накладной ТОРГ-12. Схожая позиция содержится и в Письме Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42.

Относительно новых Правил можно сказать, что оприходование в данном случае будет производиться на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Транспортная накладная не составляется, а подтверждением транспортных расходов у продавца будут внутренние документы: путевые листы, чеки на приобретение ГСМ.

Таким образом, учитывая равнозначное предназначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а также введение в действие новых Правил перевозки грузов автомобильным транс-портом, по нашему мнению, целесообразно оформлять только транспортную накладную, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. При этом оприходование/списание товара следует производить на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Опубликовано по материалам журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

Оформление документов при передаче товаров через транспортную компанию

Полный ли комплект документов мы получаем от своих торговых партнеров и перевозчиков? Все ли необходимые документы мы сами оформляем при отгрузке товара контрагенту через автоперевозчика? Как убедить контрагента в том, что часть сопроводительных документов необходимо вернуть продавцу-поставщику? Ответы на эти вопросы даются в статье.

Компания продает товар покупателю, при этом отгружает товар в адрес покупателей через транспортную компанию, передавая товарную накладную (форма ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель транспортной компании, получая товар для перевозки, расписывается и представляет доверенность от транспортной компании. При этом от покупателя документы с подписью и печатью чаще всего не возвращаются. Какие документы со стороны покупателя и со стороны транспортной компании должны быть оформлены при передаче товаров через транспортную компанию?

При передаче товаров через транспортную компанию со стороны покупателя продавец должен получить документальное подтверждение о получении им товара — таким документом является переданная в адрес покупателя товарная накладная (форма ТОРГ-12), оформленная соответствующими реквизитами от покупателя. Порядок и способ отправки накладной в адрес продавца должен быть прописан в договоре поставки.

Со стороны транспортной компании в адрес продавца направляется оформленная доверенность на получение груза представителем транспортной компании в соответствии с договором и заявкой заказчика. Второй документ от транспортной компании — это соответствующим образом оформленный третий экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), изначально выписанной продавцом (форма N 1-Т). Однако в соответствии с правилами, изложенными далее, этот экземпляр ТТН направляется только заказчику транспорта.

Если продавец не является заказчиком доставки товара (нет договора на перевозку), то по действующим правилам после доставки товара транспортная компания не отправляет третий экземпляр ТТН в адрес продавца, поскольку отношения с транспортной компанией у продавца заканчиваются с момента передачи груза представителю транспортной компании.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Указанные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования о документальном подтверждении доходов (ст. 248 НК РФ) и расходов (ст. 252 НК РФ) предъявляет гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Помимо учетных требований, указанные документы необходимы для подтверждения исполнения договорных отношений между контрагентами-участниками.

Товарная накладная (форма ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

При передаче товаров покупателю через транспортную компанию помимо товарной накладной (форма ТОРГ-12) необходимым документом является товарно-транспортная накладная (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.2005 N 20-12/93109).

Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) (форма N 1-Т) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а также предназначена для учета как движения товарно-материальных ценностей, так и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям — принимать к перевозке грузы, не оформленные ТТН.

ТТН определяет взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Регламенты по документальному оформлению перевозки грузов установлены в следующих нормативных актах:

п. 2 ст. 785 ГК РФ (подтверждение заключения договора перевозки);

ст. 185 ГК РФ (доверенность юридического лица);

Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (форма N 1-Т и Указания по ее применению и заполнению; предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом);

п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем);

Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. (этот документ среди прочего содержит правила заполнения транспортной накладной и подлежит применению в части, не противоречащей Уставу, — до установления Правительством Российской Федерации новых правил перевозок грузов);

п. п. 2.1.2, 8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (ТТН выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом);

п. п. 2, 6, 10 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН по форме N 1-Т; Инструкция содержит порядок заполнения ТТН).

В соответствии с указанными нормативными актами рассмотрим вариант оформления отгрузки товара в адрес покупателей через привлеченную транспортную компанию.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания товарно-материальных ценностей;

второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю (второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта).

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Таким образом, согласно действующим регламентам для продавца надлежащими документами для списания товара являются два документа — товарная накладная (форма ТОРГ-12) с отражением надлежащих реквизитов покупателя и первый экземпляр ТТН с подписью водителя о принятии груза к перевозке в соответствующей строке ТТН. Полномочия водителя должны быть подтверждены переданной доверенностью от транспортной компании на получение груза от продавца (номер и дата доверенности указываются перед подписью, сама доверенность остается с первым экземпляром ТТН у продавца). При этом, как уже было сказано, если продавец является заказчиком автотранспорта (имеется договор с транспортной компанией), то третий экземпляр ТТН с подписями и печатями грузополучателя транспортная компания после доставки обязана приложить к счету за перевозку и передать (или выслать) грузоотправителю.

Здесь следует обратить внимание на то, что если договором между продавцом и покупателем предусмотрена передача покупателем (грузополучателем) соответствующих полномочий о принятии груза по доверенности, выдаваемой конкретному лицу транспортной компании (водителю-экспедитору) от покупателя, то свою подпись в ТТН водитель проставляет в двух строках: «Груз к перевозке принял» (с указанием реквизитов доверенности от транспортной компании) и «Груз получил грузополучатель» (с указанием реквизитов доверенности от покупателя). В этом случае обе доверенности остаются у продавца.

В договорах между контрагентами может быть предусмотрена выписка большего числа экземпляров ТТН с указанием обязанности возврата одного экземпляра от покупателя — это право сторон договора. Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией. Сказанное означает, что в случае если грузоотправитель не является заказчиком транспорта, то при наличии условия в договорах с покупателем и транспортной компанией грузополучатель должен будет исполнить условие договора об отправке ТТН с отметками о получении груза в адрес грузоотправителя.

Для получения грузов Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а утверждены специальные унифицированные формы доверенности: форма N М-2 (с отрывным корешком) и форма N М-2а (без корешка). Помимо указанного документа в отношении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей в части, не противоречащей ГК РФ, действует Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» (бланки типовых форм N N М-2 и М-2а). Выбор формы доверенности определяется самой организацией и спецификой ее деятельности. Ограничений на использование той или иной формы нет.

Оформление отгрузки товара начинается в организации продавца (условимся, что продавец и грузоотправитель — это одно лицо). Покажем на примере порядок оформления документов для продавца-грузоотправителя.

На момент вручения груза водителю для перевозки продавцом-грузоотправителем составляются:

товарная накладная (форма ТОРГ-12) — два экземпляра (для контроля за движением товара, за исполнением договора организация-продавец может дополнительно выписать еще один экземпляр и оставить его у себя с подписью водителя);

ТТН (форма N 1-Т) — четыре экземпляра (или пять экземпляров, если в договоре с покупателем указано о выписке продавцом и порядке дальнейшего возврата дополнительного экземпляра ТТН), из которых второй, третий, четвертый экземпляры ТТН передаются водителю — представителю транспортной компании;

счет-фактура (один экземпляр).

При этом водитель представляет удостоверяющий личность документ, передает доверенность с полномочиями по перевозке груза (по условиям договора возможно также и наличие доверенности от покупателя), предъявляет путевой лист, расписывается в первом экземпляре ТТН, который остается у продавца.

При использовании услуг транспортной компании номера и даты транспортной накладной должны быть указаны в товарной накладной (форма ТОРГ-12).

На момент передачи груза грузополучателю водитель вместе с грузом передает все эти документы на подпись и заполнение покупателю и забирает с собой два экземпляра ТТН (третий и четвертый).

После возвращения из поездки водитель передает оба экземпляра ТТН (третий и четвертый) в свою транспортную организацию. При этом третий экземпляр ТТН транспортная компания обязана направить заказчику транспорта, а на основании четвертого экземпляра она начисляет зарплату водителю.

Товарную накладную (форма ТОРГ-12) с печатью и подписью (с ее расшифровкой) грузополучатель направляет в адрес продавца-грузоотправителя по почте либо передает по договоренности с водителем-перевозчиком.

Каких-либо указаний об особенностях ее оформления в случае транспортной доставки третьими лицами не предусмотрено. В нормативах отсутствует указание на обязанность возврата формы ТОРГ-12 покупателем продавцу при доставке через перевозчика. В связи с этим порядок передачи и возврата одного экземпляра формы ТОРГ-12 следует прописывать в договорах. Если четкий порядок документообмена в договоре не установлен, то его необходимо прописать посредством заключения дополнительного соглашения к основному договору поставки.

В Письме УФНС России по г. Москве от 16.12.2005 N 20-12/93109 указано, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (в частности, по формам ТОРГ-12 и N 1-Т).

Здесь следует обратить внимание на возможные неблагоприятные последствия для продавца-грузоотправителя в случае неоформления ТТН при привлечении им к перевозке товара в адрес покупателя услуг транспортной компании. В Письме Минфина России от 03.06.2005 N 07-05-06/160 (аналогично и в Письме Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333) указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются транспортные затраты, так как они не подтверждены первичными документами (ТТН) и, следовательно, не соответствуют положениям ст. 252 НК РФ.

В качестве альтернативы по разрешению ситуации с документами можно привести положительный ответ УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267 на вопрос (оптовой организации) налогоплательщика о праве использования самостоятельно разработанной формы накладной, объединившей показатели ТТН и товарной накладной.

Л.Жадан

Аудитор

В начале работы с личным кабинетов клиенты сталкиваются с непониманием некоторых пунктов. Т.к. мы очень гибкие и позволяем нашим клиентам самостоятельно выбирать за что платить и какие услуги использовать, личный кабинет может сначала отпугивать.

Так вот вы начали сотрудничать со СДЭК по договору и получили ключи и пароли что дальше?

Вам необходимо зайти на сайт http://lk.cdek.ru и ввести логин типа ИМ123456768 и пароль.

Логин пароль от личного кабинете СДЭК (картинка кликабельна)

Перейдем в пункт «Мои заказы» на вкладку «Новый заказ». Тут надо указать вес, габариты и города доставки. До 0.5 кг размер не важен.

Рассчитать доставку СДЭК для юридического лица (картинка кликабельна)

Выбирает тариф, который вам подходит по цене срокам и типу. Тарифы СДЭК для ИМ называются «Посылочка». Но это не ограничивает вас в выборе.

Тарифы для юридических лиц (картинка кликабельна)

Если груз ценный и вы переживаете за него, можете его застраховать. В дальнейшем вы можете включить эту цену в стоимость доставки клиенту. Если у нас тип доставки включает склад, то надо выбрать ПВЗ из списка. Вводим адрес доставки если тариф до двери.

Страхование груза при отправке СДЭК (картинка кликабельна)

Вводим данные получателя и дополнительные данные для курьера. Например клиент просит не звонить в дверь, позвонить за час или взять аппарат для приема кредитных карт.

№ акта/ТТН и отправления в личном кабинете СДЭК (картинка кликабельна)

Как описано на картинке № акта/ТТН это произвольное поле. Вы можете туда написать какую-то важную для вас информацию: номер заказа, штрих-код пакета и прочую цифровую информацию.

Дополнительный сбор -это услуга которая будет оплачена клиентом при получении. Например, человек заказал обувь и ему ничего не подошло-то он должен будет оплатить доставку. Можно поставить условие, что при покупке товаров свыше 3000 руб доставка бесплатно.

Указываем данные товара: артикул, название, стоимость, сколько к оплате, вес кол-во, ставка НДС.

Если клиент сделал вам предоплату, то вы можете указать стоимость товара для страховки, а «Оплата с получателя» указать 0 руб.

Будьте внимательны с НДС! Если Вы работаете с НДС и продаете товары с ним, то это надо оговаривать на стадии заключения договора т.к. наложенный платеж будет переводится с НДС или без. Так же на чеках, которые будут выдаваться вашим клиентам, будет указана форма налогообложения.

Доставка товаров по договору СДЭК

Нажимаем «Предпросмотр» проверяем нет ли ошибок. Далее жмем «Создать заказ» и «Печать» накладной. Подписываете в поле отправитель упаковываете груз и отдаете курьеру СДЭК или на ПВЗ (Пункт выдачи заказов СДЭК например как на фото «Славянский бульвар» по адресу г. Москва, ул. Веерная 24Г).