Декларация об окружающей среде

Экология сейчас находится на этапе крупных перемен. Это касается всего – принцип надзора и контроля меняется на риск-ориентированный, надзорность теперь осуществляется не над предприятием в целом, а над объектами негативного воздействия, в прошлое уходят старые формы природоохранной документации. В результате этих новшеств преображается и рутинная часть экологической действительности. Привычная экологическая отчётность изменяется все сильнее, и в данной статье мы предлагаем рассмотреть эти изменения подробнее.

  1. Общая информация: экологическая отчетность 2019
  2. Срок действия старых разрешительных документов
  3. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?
  4. Экологическая отчетность: 4-ОС
  5. ДВОС в 2019 году
  6. Плата за ТКО и обращение с отходами
  7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

1. Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

2. Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2018 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

3. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2018 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

4. Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

5. ДВОС в 2019 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2018 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

6. Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2018 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2018 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2018 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2018 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами. Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2018) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2018 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждаются в государственной регистрации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета. Было обещано, что отчетность можно будет заполнить в «Модуле природопользователя», однако пока что в программе такая возможность не реализована.
Следующим по плану отчётом является тройной отчет, который подается в апреле:

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора? В августе 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2018, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Уточнено, что в отношении товаров, используемых при производстве колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товаров. Плата осуществляется производителями товаров на счет ТО Росприроднадзора, импортёрами товаров – на счет ЦА Росприроднадзора. Кроме того, уточняется, что сбор платится за товары и упаковку, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Введен механизм контроля за правильностью исчисления суммы сбора, который может быть проведен администратором сбора с составлением акта контроля по установленной форме, а также процедура оспаривания составленного акта контроля.

Если у Вас остались вопросы по любому из видов экологической отчетности и изменений в законодательстве, обращайтесь к нам за консультацией.

Бесплатная консультация

Объект негативного воздействия на окружающую среду

Что такое объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) ? ФЗ » Об охране окружающей среды» расшифровывает это понятие:

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

Раньше это называлось промплощадкой предприятия — т.е. комплекс строений и сооружений, предназначенный для осуществления определенных целей.

На самом деле, может быть к примеру целый комплекс складов (объектов, объединенных одним назначением и связанных и физически и технологически), но при этом, они не будут являться объектами негативного воздействия на окружающую среду. Почему? Потому что нет воздействия на окружающую среду по видам…

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, если от комплекса строений и сооружений, предназначенных для осуществления определенных целей (смотрим термин «объект негативного воздействия на окружающую среду» из ФЗ-7) осуществляются выбросы ЗВ в атмосферу стационарными источниками или сбросы ЗВ в водный объект или указанный объект занимается размещением отходов — только в этом случае ваш объект будет являться объектом негативного воздейтвия на окружающую среду.

Далее:

объекты НВОС подразделяются на 4 категории:

  • ОНВОС 1 категории — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • ОНВОС 2 категории — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • ОНВОС 3 категории — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • ОНВОС 4 категории — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Отнести свое предприятие к категории ОНВОС можно воспользовавшись Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.

Как правильно установить категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду я писала .

После определения с категорией ОНВОС вам надо было до 01.01.2017 г. подать заявку на постановку на учет как объекта негативного воздействия в модуле природопользователя.

Если объект новый, то вы должны это сделать в течении полугода с даты ввода в эксплуатацию.

Предварительно, надо определиться являетесь ли вы объектом, относящимся к федеральному экологическому надзору . Если вы являетесь объектом федерального экологического надзора, то вы должны подать заявку о постановке на учет в территориальный орган Роприроднадзора.

Если ваш объект не является федеральным ( не относится к объектам федерального государственного экологического надзора), то тогда ваш ОНВОС относится к объектам регионального экологического надзора.

Следовательно, заявку о постановке на учет вы подаете в региональный надзорный орган ( министерство или комитет экологии).

Далее вы получаете свидетельство о постановке на учет, как объекта ОНВОС, в котором будет прописан уровень надзора, категория вашего ОНВОС и код вашего ОНВОС.

Помните о том, что вы декларируете категорию ОНВОС и если вы ее декларируете неверно, то потом вас могут привлечь к административной ответственности.

Уважаемые природопользователи!

В связи с изменениями в федеральном законе «Об охране окружающей среды», с 2016 года изменился порядок внесения платы за негативное воздействие и форма декларации о плате. Приказом Ростехнадзора №301 от 15.07.2016 г. отменена ранее действующая форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С платы за 2016 год:

— утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»);

— отчетным периодом является календарный год;

— плату за негативное воздействие необходимо вносить до 1 марта года, следующего за отчетным. При этом, для предприятий, не относящихся к малому и среднему предпринимательству, предусмотрено внесение ежеквартальных авансовых платежей в размере ¼ от платы за предыдущий год (в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом). За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за НВОС начисляются пени;

— вводится Декларация о плате за НВОС. Декларацию о плате необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным (ежеквартальное представление расчета платы отменено, старая форма расчета платы отменена). Форма декларации утверждена Минприроды РФ и находится на согласовании в Минюсте. После согласования форма Декларации и порядок ее заполнения будут незамедлительно размещены на сайте Управления Росприроднадзора по РБ;

Декларация о плате за НВОС за 2016 год заполняется с помощью специального бесплатного электронного сервиса «Модуль природопользователя» (размещен на официальном сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost) и направляется в Росприроднадзор через бесплатный Веб-портал приема отчетности, находящийся по адресу https://lk.fsrpn.ru/#/, в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью в установленном порядке.

В случае отсутствия электронно-цифровой подписи возможна отправка Декларации о плате, сформированной в Модуле природопользования, с обязательным последующим представлением оригинала Декларации подписанной законным представителем в установленном порядке в бумажном виде.

Обращаем внимание, для того чтобы отправить документ, сформированный в «Модуле природопользователя», необходимо иметь учетную запись в системе ЕСИА (https://esia.gosuslugi.ru/). Если ранее пользователь не имел учетной записи в системе ЕСИА, то необходимо пройти регистрацию по инструкции — . Для формирования и отправки отчета без электронно-цифровой подписи достаточно неподтвержденной учетной записи.

Досье на проект

1. Утвердить форму декларации о воздействии на окружающую среду, согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду согласно Приложению 2.

3. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется не позднее завершения срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к II категории.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Министр Д.Н. Кобылкин

Приложение 1

r приказу Минприроды России
от ____________20__ года N ___

Форма декларации о воздействии на окружающую среду

Форма 1

ДЕКЛАРАЦИЯ
о воздействии на окружающую среду

код объекта негативного воздействия

____________________________________________________________________ ________

наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя

____________________________________________________________________ ________

организационно-правовая форма юридического лица

____________________________________________________________________ ________

местонахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя

Код основного вида экономической деятельности: ____________

Наименование основного вида экономической деятельности: __________________________________________________________________

Декларация представляется на период с 20__ по 20__ годы. В указанный период изменение технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, а также увеличение объемов образования и размещения отходов не планируется.

Декларация составлена на ___ листах, количество приложений ___

Уполномоченное контактное лицо _____ ______________________________

должность, ФИО, телефон, факс, адрес электронной почты

Руководитель юридического лица / индивидуальный предприниматель
«___» ________________ 20___ г. М.П.

Форма 2

I. Виды и объем производимой продукции за 20__ год

N п/п Наименование выпускаемой продукции Код выпускаемой продукции Единица измерения Объем производимой продукции
1 2 3 4 5

Форма 3

II. Информация о реализации природоохранных мероприятий

N п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Объем финансирования Источники финансирования
начало конец
1 2 3 4 5 6

Форма 4

III. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__-20__ годы

III.1. Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы

N п/п Дата возникновения аварии Дата ликвидации аварии Сумма ущерба, причиненного окружающей среде, тыс. руб. Краткая характеристика аварии, причины возникновения, последствия для окружающей среды Основные мероприятия по ликвидации аварии
1 2 3 5 6 7

III.2. Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы

N п/п Дата возникновения инцидента Дата ликвидации инцидента Сумма ущерба, причиненного окружающей среде, тыс. руб. Краткая характеристика инцидента, причины, возникновения, последствия для окружающей среды Основные мероприятия по ликвидации инцидента
1 2 3 5 6 7

Форма 5

IV Масса выбросов загрязняющих веществ

IV.1 Информация об источниках выбросов загрязняющих веществ

N п/п Наименование показателя Единица измерения Количество
1 2 3 4
1 Количество стационарных источников выбросов, всего ед.
Из них:
2 организованных ед.
3 неорганизованных ед.
4 Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников т/год
5 Количество установок очистки газа, всего ед.
7 Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ, всего т/год

IV.2 Масса выбросов загрязняющих веществ

N п/п Код загрязняющего вещества Наименование загрязняющего вещества Класс опасности Масса выбросов загрязняющих веществ
г/сек т/год
всего в том числе в пределах нормативов допустимых выбросов с превышением нормативов допустимых выбросов
1 2 3 4 5 6 7 8

Форма 6

V. Масса сбросов загрязняющих веществ

V.1. Информация о выпусках в водные объекты

N п/п Наименование водного объекта Количество выпусков
1 2 3

V.2. Масса сбросов загрязняющих веществ

в водный объект __________________________, N выпуска _____

наименование водного объекта

N п/п Наименование загрязняющего вещества Класс опасности Концентрация мг/дм3 **(1) Масса сбросов загрязняющих веществ, т/год **(2)*
всего в том числе в пределах нормативов допустимых сбросов с превышением нормативов допустимых сбросов
1 2 3 4 5 6 7

Форма 7

VI. Масса образования и размещения отходов

N п/п Код отхода по ФККО Наименование отхода по ФККО Класс опасности Образовано, т/год*** Размещено на собственных объектах размещения отходов, т/год***
всего в пределах установленного лимита сверх установленного лимита
1 2 3 4 5 6 7 8
Передано на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, т/ год***
всего в пределах установленного лимита сверх установленного лимита
9 10 11

Форма 8

VII. Информация о программе производственного экологического контроля

Программа производственного экологического контроля утверждена __________________________________________________________________

ФИО должностного лица

«__» __________ 20__ года.

Наименование территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в который представляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля:

Приложения
к Декларации о воздействии на окружающую среду

Приложение 1. Расчет нормативов допустимых выбросов.

Приложение 2. Расчет нормативов допустимых сбросов.

Приложение 2
к приказу Минприроды России
от ____________20__ года N ___

Порядок заполнения Декларации о воздействии на окружающую среду

1. Обязательными для включения в состав Декларации о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) являются формы 1 — 4, 8.

2. Форма 5 «IV. Масса выбросов загрязняющих веществ» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух.

3. Форма 6 «V. Масса сбросов загрязняющих веществ» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные объекты.

4. Форма 7 «VI. Масса образования и размещения отходов» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, связанную с образованием и размещением отходов.

5. Приложение 1 «Расчет нормативов допустимых выбросов» прилагается к Декларации при заполнении Формы 5.

6. Приложение 2 «Расчет нормативов допустимых сбросов» прилагается к Декларации при заполнении Формы 6.

II. Общие требования к Декларации

7. Страницы Декларации имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа (форма 1). Номер страницы на титульном листе Декларации не ставится.

8. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

9. Не допускается двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

10. При заполнении Декларации используются чернила черного, фиолетового или синего цвета.

11. В случае отсутствия какого-либо значения показателя в формах Декларации в соответствующей графе таблицы ставится прочерк.

III. Способы заполнения Декларации

12. Форма Декларации может быть заполнена на бумажном носителе от руки либо распечатывается на принтере и направлена в виде почтового отправления с описью вложения.

13. Декларация может подготавливаться с использованием программного обеспечения, в том числе с использованием размещенного на официальном сайте Росприроднадзора электронного образца, и направляться в территориальный орган Росприроднадзора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668;N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65;N 26, ст. 3889), по телекоммуникационным каналам связи общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

14. В случае если Декларация подана в виде электронного документа, копия описи принятых документов направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в течение 5 рабочих дней с даты их получения.

IV. Порядок заполнения форм Декларации

15. В Форме 1 указываются данные пунктов 1.1-1.3 настоящего Порядка.

16. Код объекта, оказывающего негативное воздействие указывается на основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта, выдаваемого юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4474).

17. Наименование, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения) юридического лица, код и основной вид экономической деятельности заполняются на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

18. Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, код и основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя заполняются на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

19. В форме 2 «I. Виды и объем производимой продукции» указываются данные пунктов 2.1-2.2 настоящего Порядка.

20. Данные о видах и объемах производимой продукции, единицах измерения приводятся на основании данных бухгалтерского учета.

21. Наименования и коды производимой продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

22. Форма 3 «II. Информация о реализации природоохранных мероприятий» заполняется по результатам реализации плана мероприятий по охране окружающей среды.

23. Таблицы формы 4 «III. Данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду» заполняются на основании сведений «Журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений» и «Журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах», заполняемых в соответствии с Приложениями 4 и 5 к приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2011 регистрационный N 22520).

24. Таблицы формы 5 «IV. Масса выбросов загрязняющих веществ» заполняются на основании расчета нормативов допустимых выбросов, приведенного в приложении 1.

25. Форма 6 «V. Масса сбросов загрязняющих веществ» заполняется на основании расчета нормативов допустимых сбросов, приведенного в приложении 2.

Форма 6 заполняется для каждого водного объекта и каждого выпуска сточных вод.

В качестве значения показателя «Концентрация мг/дм3» приводится максимальная концентрация за год.

В качестве значения показателя «Масса сбросов загрязняющих веществ, т/год» приводится масса сбросов загрязняющих веществ в т/год, рассчитанная суммированием т/мес.

26. Форма 7 «VI. Масса образования и размещения отходов» заполняется на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

27. Форма 8 «VII. Информация о программе производственного экологического контроля» заполняется на основании программы производственного экологического контроля, утвержденной в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018, регистрационный N 50598).

*(1) * Соответствует максимальной концентрации за год.

*(2) ** Расчет в /год производится суммированием т/мес.

*** Соответствует максимальному количеству в год за период

Инструкция: заполняем декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Кто сдает

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок оформления установлены Приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3. Предоставляют документ те, кто должен платить по требованиям ФЗ от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Лица, которыми должна быть предоставлена декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2020 год:

  • юрлица;
  • ИП.

Такие субъекты ведут хоздеятельность (или другого вида), которая негативно влияет на среду окружения. Видами негативных влияний на окружающую среду являются:

  • выбросы в воздух;
  • сброс загрязняющих веществ;
  • хранение, захоронение, размещение производственных отходов и отходов потребления.

Получается, что декларация о плате за НВОС в 2020 году формируется всеми юрлицами или владельцами ИП при условии, что их деятельность отрицательно сказывается на состоянии природы. То есть теми организациями, которые должны обеспечивать оплату взносов за негативное влияние. Это значит, если предприятие не предоставляет взносы за НВОС, то и декларацию не оформляет.

Владельцы объектов, относящихся к IV категории и минимально влияющих на окружающую среду, не предоставляют отчет и не платят сбор. Вопрос о том, к какой категории относится объект, разъясняет Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Для присвоения IV категории организация обращается в Росприроднадзор.

Когда сдавать

Приказ Минприроды № 3 установил, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2020 года должна быть предоставлена не позже 10 марта того года, который следует за отчетным периодом.

Срок предоставления документа переносу не подлежит. Это значит, что если дата приходится на выходной, сдавать декларацию о плате за НВОС нужно раньше.

Дата, когда предоставляется декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году:

  • на бумажном носителе — дата проставления отметки тероргана Росприроднадзора о факте получения документа или дата почтового отправления;
  • при электронном обмене документами — дата регистрации в Росприроднадзоре.

Приказ № 3 дает возможность исправить сведения, дополнить их, устранить ошибки. Единственное условие — уточненная форма декларации о плате за НВОС 2020 года должна быть предоставлена до 10.03.

Куда сдавать

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду следует направлять в терорганы Росприроднадзора по месту нахождения объектов, которые негативно влияют на природу.

Если источники загрязнения окружающей среды находятся в разных областях страны, по каждому объекту формируется индивидуальная декларация. Она направляется в соответствующий терорган.

Если объектов несколько, и размещены они в одной области страны, отчет надо заполнить единый по всем источникам.

Форма отчета

Форма отчета о плате за негативное воздействие на окружающую среду установлена приказом № 3.

Скачать

Отчет может быть сформирован с применением электронного сервиса. На официальных сайтах Росприроднадзора и его терорганов в разделах «Электронные сервисы» должен быть предоставлен безвозмездный доступ к площадке для формирования документа. Это значит, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду подписывается ЭЦП, направляется в электронном виде. У предприятия есть возможность сдать отчет на бумаге (при отсутствии ЭЦП, сети Интернет). Следовательно, вариант оформления — бумага или электронный — зависит от наличия на предприятии электронной подписи и уровня техоснащенности.

Важным моментом является следующее:

  • документ в электронном виде необходимо предоставить на сайт Росприроднадзора;
  • документ в бумажном виде необходимо направить в терорганы.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Электронная подпись, подключение к интернету отсутствуют

Электронная подпись в наличии

Оформляется на бумаге

Оформляется электронно

Документ предоставляется в терорган Росприроднадзора

Документ предоставляется на сайт Росприроднадзора

Декларацию о плате за НВОС можно отправить на бумажном носителе в 1 экземпляре, по возможности сделать электронный дубль. Такое допустимо, если плата за негатив в предыдущем году составила не больше 25 000 рублей.

Документ о плате за негативное воздействие на окружающую среду на бумаге нужно:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • скрепить печатью (при наличии).

Декларацию можно:

  • направить почтой;
  • предоставить руководителем предприятия лично;
  • предоставить уполномоченным лицом.

Как заполнить

Организация должна включить в декларацию разделы видов платы, по которым производится отчет.

Скачать

Все числа (кроме ИНН и КПП) прописываются с помощью заполнения ячеек справа налево (отсчет — с минимального разряда числа). Нули в пустых ячейках не пишутся.

Заполняя ИНН из 10 знаков в зоне оформления этих данных из 12 ячеек, в 2 начальных надо поставить «00».

Сумму надо указывать в рублях (точность — до одной сотой). Округлять можно по правилам математики.

Бланк декларации включает:

  • титульный лист;
  • расчет суммы взноса для перечисления в бюджет;
  • раздел 1 (подсчет размера оплаты за выброс веществ в воздух стационарными объектами);
  • раздел 2 (подсчет размера оплаты за сброс веществ в воду);
  • раздел 3 (подсчет размера оплаты за размещение отходов производственного характера, потребления).

Титульный лист документа заполняется следующим способом:

  1. Раздел со сведениями об отчете предполагает выбор уполномоченного органа — Росприроднадзора.
  2. Следующий блок включает информацию о реквизитах организации: наименование, ОГРН, ОКВЭД, адреса по факту и по документам.
  3. Далее вносится информация о номере в ЕГРЮЛ.
  4. Часть, касающуюся образования, применения, обезвреживания, размещения отходов заполняют те МСП, которые предоставляли отчет в предыдущем году.
  5. Часть с информацией о контактах включает сведения о телефонах, факсе, электронной почте.
  6. Сведения о начальнике и главном бухгалтере содержат их личные данные, телефоны, должности.

Иные разделы заполняются в зависимости от наличия обязанностей и информации для внесения в отчет. Если предприятие выбрасывает загрязняющие вещества в воздух, оно оформляет раздел 1.

Подробные правила заполнения отчетности приведены в приказе № 3.

Скачать

ВАЖНО! Список вредных веществ, по которым нужно платить, определен Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, а тарифы — Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Ответственность

За нарушение сроков предоставления отчета предусмотрена административная ответственность.

КоАП РФ в статье 19.7 определяет следующие меры:

  • от 3000 до 5000 рублей — для юрлица;
  • от 300 до 500 рублей — для должностного лица.

Дополнительно ст. 8.5 КоАП РФ устанавливает штрафы за сокрытие, искажение умышленное, сообщение верных сведений несвоевременно о плате за негативное воздействие в суммах:

  • от 500 до 1000 рублей — для граждан;
  • от 3000 до 6000 рублей — для должностного лица;
  • от 20 000 до 80 000 рублей — для юрлица.