Что может проверять прокуратура в организации?

Содержание

Прокурорские проверки: права и обязанности Предпринимателя
1

По заданию Генеральной прокуратуры в 3й декаде января 2020 года пошли запросы Операторов связи всех Федеральных округов России о соблюдении законодательства в сфере связи, информации, ИТ, КИИ.

Точно известно, что проверки Прокуроров прошли уже в Москве, Московской, Калужской, Белгородской, Кемеровской, Кировской, Омской, Московской, Ленинградской областях, Бурятии, Байконуре, Забайкальском и Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирской области и Красноярском крае.

Проверки проводятся разными способами: выездная, или запрос документов, или вызов на ковёр (указывается время, когда надо явиться в прокуратуру с пояснениями). При этом местные прокуроры требуют предоставить сведения (и/или документы) об исполнении законодательства о связи, в том числе законности размещения сети связи, гос. регистрации объектов связи, установлении тарифов на услуги связи, хранения баз данных об абонентах. Также проверяется использование российского П/О, хранение баз данных.

Если проводится выездная проверка (посещении предпринимателей надзирателями лично), в целях минимизации проблем, следует вести журнал проверок и требовать всех проверяющих расписываться в этом журнале, с указанием подтверждающих документов.

При этом, если с прокурором приходят лица, которые не могут подтвердить полномочия на проведение проверки (например в случае в Краснодарском крае пришел представитель Роскомнадзора), предприниматель вправе не допустить данное лицо в помещение.

В случае, если в ходе проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

По итогам проверки в случае получения прокуратурой материалов о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами проводится внеплановая проверка поступившей информации.

Настоящая статья даёт предпринимателям Знание о своих правах, и обязанностях прокуроров:

не стоит давать повод для дополнительных проверок, так как если позволить прокурорам использовать своё служебное положение, по итогам проверки он сможет выявить нарушение, или передать дело другому административному органу, уполномоченному разбирать дела об административных правонарушениях, либо дополнить цели проверки (вынести решение о новой проверке).

То есть, например, при нарушениях в области связи, или не хранении базы персональных данных – по персональным данным (п. 6 ст. 13.11 КоАП РФ – если хранятся бумажные документы без соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ) дело передаётся в Роскомнадзор.

Статья 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – «ФЗ «О прокуратуре») устанавливает процедурные вопросы:

Пункт 2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.

Вывод: необходимо всегда смотреть решение о проведении проверки по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2017 N 172. Например, если в целях проверки указано основание проверки: «законодательство в сфере связи, об информации, информационных технологиях и о защите информации», то проверять трудовые отношения нельзя.

Вместе с тем, иногда, прокурор ссылаясь на ст. 22 ФЗ «О прокуратуре»: вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать … представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленных законом; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций».

Однако в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»:

«8.4. При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством

15. … Не допускать факты возложения на … организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных».

Так, Верховный суд РФ по делу от 2018 г. подтвердил правоту судов нижестоящих инстанций, которые по заявлению Предпринимателей, признали недействительным представления прокуратуры от 21.03.2018 N 2-2-2018 о нарушении законодательства.

При этом ВС РФ отметил: суды исходили из отсутствия у прокуратуры оснований для внесения представления без предусмотренной процедуры проведения проверки.

Суды приняли во внимание, что проверочные мероприятия прокуратурой не проводились, специалисты при проведении проверки не привлекались, общество было лишено возможности представлять свои замечания и предложения, соответствующую документацию. Выводы прокуратуры, послужившие основанием для внесения представления в адрес общества, основаны лишь на документации, не относящейся к спорному периоду, и заключениях органов государственной власти, подготовленных в ответ на поступившие из прокуратуры запросы (переписка).

Доказательств того, что в установленном порядке проводилась проверка, осуществлялся осмотр спорной территории, производились какие-либо действия, направленные на установление обстоятельств, способствовавших нарушению законодательства, прокуратурой судам не представлено.

Обстоятельств, позволяющих отнести их к категории исключительных, требующих экстренного реагирования, которые могли бы быть признаны легитимными без соблюдения установленной законом процедуры, судами при разрешении настоящего спора не установлено.

При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что нарушение прокуратурой процедуры внесения представления, повлекло нарушение прав и законных интересов общества.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» установлены следующие сроки предъявления информации:

«документы (в том числе электронные документы, подписанные ЭЦП), справки и другие материалы или их копии, необходимые … в ходе проведения проверок исполнения законов – предъявляются в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый в течение установленного не предоставление информации срока, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Вывод: запрос сведений в течение 1 раб. дня незаконен. И также можно продлить сроки предъявления информации.

При этом Конституционного Суда РФ постановлением от 17.02.2015 N 2-П Признал положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре» не соответствующими Конституции России (статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения не устанавливают предельные сроки проведения органами прокуратуры проверки и не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований прокурора.

КС предписал ГД …определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Пока изменения не внесены, но до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений КС указал: «разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сроки проведения проверки (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре»)

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.

Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать 6 месяцев.

В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором РФ форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Также важным условием является компетенция прокуратуры. Клиенту пришел такой незаконный запрос:

Меж тем, Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» созданы такие специализированные прокуратуры: по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, военная, транспортная, природоохранная и др.

К примеру, транспортная прокуратура, согласно Приказу Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» имеет полномочия только в сфере транспорте и в таможенной сфере.

Учитывая вышеизложенное, специализированные прокуроры не вправе требовать информацию вне их сферы деятельности.

Статья 21. Предмет надзора ФЗ «О прокуратуре» устанавливает:

«2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки».

Учитывая вышеизложенное, не законно требовать предоставление сведений без предъявления письменного решения прокуратуры.

Федеральный закон от «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ: «Статья 2, п. 1) «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Вывод: соответственно прокуратура может запрашивать любые сообщения, данные, документы, относящиеся к целям и предмету проверки.

Статья 6 ФЗ «О прокуратуре»:

Абзац 3 п. 2.3 – Прокурор не вправе требовать у органа (организации):… Информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных ФЗ «О прокуратуре».

Пункт 2.4. В случаях, предусмотренных абз. 3 п. 2.3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре», орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о СМИ либо об официальном сайте организации сети «Интернет», в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

Пункт 2.5. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абз. 3 п. 2.3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного: с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Что проверяет в организации прокуратура

Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора

Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

— внести представление с требованием устранить нарушение;

— внести предостережение о недопустимости нарушений;

— обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Что проверяет прокуратура в организации

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки. Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ). Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

Прокурорские проверки ограничили

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Грубыми нарушениями являются:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов);

— привлечения в качсетве экспертных организаций (экспертов) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

— нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом);

— нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10);

— отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах — возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Кроме того, основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

— отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10;

— нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки;

— превышение установленных сроков проведения проверки;

— непредставление акта проверки.

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

  • Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • Получать от органа контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ;
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кто попал в план прокурорских проверок

Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2018 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году. Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.

Также предусмотрен поиск по адресу организации. Однако, в справочник закрались ошибки, поэтому рекомендуем искать свое учреждение по ИНН.

Организация прокурорских проверок

Прокурорская ревизия — это комплекс особых мероприятий, направленных на осуществление контроля над исполнением действующего законодательства подконтрольной организацией в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Данный комплекс мероприятий осуществляется органами прокуратуры РФ.

Предметом прокурорской ревизии являются результаты деятельности подконтрольной организации, частного предпринимателя, органа власти или местного самоуправления в части соблюдения финансового, налогового, бюджетного законодательства, а также административного и уголовного права.

Порядок организации и проведения прокурорской ревизии законодательно не установлен. То есть нормативный документ, регламентирующий особенности проведения таких мероприятий, отсутствует. Органы прокуратуры при осуществлении контрольных мероприятий руководствуются действующим Законом о прокуратуре.

Особенности проведения прокурорских проверок

Определим ключевые особенности организации и проведения ревизий прокуратуры:

  1. Органы прокуратуры самостоятельно разрабатывают и утверждают план проверок. Однако, большая часть контрольно-ревизионных мероприятий инициируется при поступлении жалоб, обращений и заявлений от физических и юридических лиц.
  2. Сроки проведения ревизий не ограничены законодательно.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Но обычно прокурорская ревизия завершается в течение 30 дней, так как этот срок установлен для дачи официального ответа на заявление.

  • Предмет и пределы проверки также не ограничены действующим законодательством. Следовательно, в период проведения контрольного мероприятия предмет ревизии может быть расширен.
  • Любые требования прокурора либо его представителей должны быть выполнены безоговорочно. В противном случае нарушителей ждут штрафы от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц, либо приостановление деятельности на 90 дней.
  • Напомним, что любое решение прокуратуры можно обжаловать. Порядок и сроки подачи апелляции закреплены в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I и в главе 25 ГПК РФ.

    Как подготовиться к прокурорской проверке

    Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

    1. Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
    2. Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
    3. Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
    4. Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
    5. Проверьте целевое назначение расходов. В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

    В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

    Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

    Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

    1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
    2. План-график и план закупок вашей организации.
    3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
    4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

    Каждая компания привлекает сторонних граждан, которые выступают как ее работники и выполняют свои трудовые обязанности. Нередко эти лица вступают в отношения с иными людьми, действуя от лица организации. Но может случиться так, что этот работник вступит в конфликт с кем-то, и будет оформлена жалоба от третьего лица на сотрудника.

    Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным?

    Правила поведения работника на предприятии с коллегами, руководством, клиентами и партнерами должно быть определено в локальных нормативных актах, а также правилами делового общения.

    В ТК закреплено, то любой работник должен общаться с учетом профессиональных, корпоративных, социальных норм.

    Каждый работник должен быть ознакомлен с принятым положением под роспись. Благодаря этому, у него будут четкие критерии, по которым его поведение будет оценено как неправомерное.

    Оскорбление

    Этот проступок выражается в неправомерных действиях сотрудника по отношению к третьему лицу, которые привели к унижению его чести и достоинства.

    В качестве оскорбления можно расценивать использование нецензурной лексики, сравнение оппонента с каким-нибудь одушевленным либо неодушевленным предметом и т. д.

    Очень часто оскорбления можно встретить между коллегами, а также у начальства по отношению к своим подчиненным.

    Хамское поведение

    Хамство предполагает грубое, наглое поведение либо высказывание работника. Чаще всего хамство затрагивает всех окружающих, а не направлено на какое-либо лицо.

    Обычно хамство выступает как выражение превосходства работника над окружающими его людьми. Часто такое поведение можно встретить среди коллег, которые скрывают свою некомпетентность.

    Отказ от выполнения возложенных обязанностей

    При подписании трудового соглашения между работником и администрацией, он обязуется исполнять обязанности, возложенные на него данным документом. Но иногда возникает ситуация, когда работник отказывается от исполнения данных обязанностей.

    Такое право дается ему трудовым законодательством, но только в ситуациях, когда администрация не исполняет свои обязательства по уплате зарплаты, либо при иных уважительных причинах.

    Внимание! В остальных ситуациях отказ от исполнения обязанностей для работника будет серьезным дисциплинарным проступком, который может иметь для него последствия.

    Манипуляции в отношениях

    Манипуляция предполагает, что работник будет использовать слабую сторону другого человека с целью получения какой-либо выгоды.

    Манипуляции могут наблюдаться не только между коллегами, но также и у начальства по отношению с подчиненными. Иногда факт манипуляции очень сложно определить.

    Однако, если вторая, пострадавшая, сторона выявляет наличие манипуляции, она может пожаловаться на этой вышестоящему начальству.

    Внимание! Доказать манипуляцию достаточно сложно, кроме этого данный проступок не может квалифицироваться как дисциплинарное нарушение. Здесь в качестве борьбы с ним можно применять только общественное порицание.

    Составление и подача претензии

    С целью донести факт происшествия до руководства, пострадавший должен писать претензию. Она может подаваться как от других работников, так и от клиентов организации.

    Виды жалоб

    Рассмотрим, какие типы жалоб существуют.

    Индивидуальная

    В случае, если жалоба на сотрудника подана одним человеком — коллегой либо посетителем, она будет считаться индивидуальной.

    Документ должен обязательно содержать личные данные заявителя, в противном случае он может быть не рассмотрен. Такой вид жалоб чаще всего встречается на практике.

    Коллективная

    Если поведение работника отразилось на целом коллективе, то все оскорбленные граждане могут составить единую коллективную жалобу.

    Здесь самым важным является то, что права каждого, кто проставит свою подпись, должны быть нарушены в результате инцидента. Коллективная жалоба обычно имеет больший вес.

    Структура претензии

    Индивидуальная либо коллективная жалоба на коллегу по работе образец должна включать следующие данные:

    • Информация об организации либо учреждении, которая является получателем жалобы;
    • Сведения о составителе документа — его личные данные и должность. В случае, если жалоба подается коллективно, то необходимо перечислить всех заинтересованных в разбирательстве лиц.
    • Информация о совершенном проступке — кто это сделал, в чем выразилось нарушение и т. д.
    • Дата, когда была написана жалоба;
    • Подпись составителя обращения (либо подписи всех работников, кем была написана коллективная жалоба на непорядочного сотрудника);
    • Сведения о документах, которые были составлены для подкрепления обвинений.

    При составлении текста жалобы необходимо придерживаться правил делового письма.

    Способы подачи

    Подать жалобу необходимо таким образом, чтобы это действие было отмечено документально.

    Поэтому, лучше всего произвести это следующими способами:

    1. В руки секретаря, ответственного работника госоргана и т. д. В таком случае необходимо иметь при себе две копии документа, при этом на второй принимающее лицо делает отметку о получении.
    2. При помощи почтового отправления — в этом случае перед отправкой документа необходимо на почте оформить опись вложения, а сам конверт должен содержать уведомление о получении его адресатом. Таким образом, фактом подачи жалобы будет считаться вернувшееся уведомление.
    3. Подать жалобу в некоторые госорганы можно через сеть интернет онлайн. В этом случае работнику должна прийти электронная квитанция с присвоенным обращению номером.

    Куда обратиться с претензией

    Жалоба руководству

    Первым этапом можно подать жалобу на работнику его вышестоящему руководителю. Такой документ нужно передавать через секретаря, и он должен иметь входящий номер регистрации. При получении письменного обращения заявителю должен быть дать письменный ответ.

    В поданном обращении необходимо подробно написать о фактах хамского поведения работника. Однако при составлении документа нужно обязательно соблюдать правила деловой переписки. При подаче обращения руководителю в тексте нельзя указывать, как именно он должен поступить с нарушителем.

    Трудовая инспекция

    Если хамское поведение на предприятии исходит от руководителя, то на него можно подать жалобу в трудинспекцию. По обращению должна быть проведена проверка, которая установит факты нарушения действующего законодательства России.

    При подаче обращения в госорган очень важно предоставить доказательства такого поведения, поскольку вряд ли руководитель будет вести себя так с проверяющими.

    Поэтому, в качестве них могут быть использованы:

    • Аудио и видео фиксация;
    • Показания очевидцев нарушения в письменном виде.

    Последствием обращения в трудинспекцию может быть наложение на нарушителя штрафа.

    Прокуратура

    В случае, когда трудинспекция не смогла разрешить образовавшийся конфликт, можно обратиться с жалобой в прокуратуру. По результатам разбирательства виновный может быть призван к ответственности.

    Однако и в этой ситуации автор обращения должен предоставить полные неоспоримые доказательства хамского поведения по отношению к нему.

    Коллективный иск

    Может сложиться ситуация, когда некорректное поведение работника касается сразу нескольких лиц. В этом случае они могут подать жалобу коллективно.

    Такая жалоба может быть подана и в судебные органы. При этом в данной ситуации через суд можно получить различные компенсации, не только предусмотренные законодательством, но и за моральный ущерб.

    Важно! Необходимо учитывать также такой момент – доказательство вины ответчика должны быть предоставлены истцом. Если рассматриваемое дело касается хамского поведения, желательно, чтобы у истца были аудио и видео доказательства происшедшего.

    Допустимые сроки ответа на жалобу

    При определении срока, в течение которого предприятие должно дать ответ на поступившую жалобу, имеет значение от кого она поступила.

    Если она исходит от органа государственной власти, то ответ на нее надо составить в течение тридцати дней. Когда для ответного письма требуется получения дополнительной информации от третьих лиц, этот период может быть увеличен еще на тридцать дней.

    Внимание! Когда срок ответа нормами не определен, каждая компания может в своих нормативных актах определить свой период в разумных рамках. К примеру, при написании жалобы ее составители просят часто дать ответ им в течение 7-10 дней.

    Какие меры наказания могут быть применены?

    Меры дисциплинарной ответственности определены нормами законодательства. Также хозяйствующий субъект имеет право устанавливать меры воздействия на работника за дисциплинарный проступок.

    Главное требование, чтобы с актами, которые их установили, были ознакомлены сотрудники компании под роспись.

    Статьи 192 и 193 ТК РФ устанавливают строгий перечень взысканий, которые работодатель может применять к своим работникам:

    1. Объявления в устной форме замечания.
    2. Вынесение приказом руководства выговора.
    3. Расторжение с работником трудового контракта.

    Чтобы применить меры дисциплинарного взыскания правильно, необходимо соблюдение установленных процедур, в том числе представление работником фирмы объяснительной, в котором он поясняет происшедшее.

    Если сотрудник откажется от нее, это не означает, что работодатель не сможет его за это уволить.

    Важно учитывать и период, когда работника можно привлечь к ответственности. По закону это время ограничено одним месяцем. Работодатель должен помнить, что за одно и то же нарушение нельзя наказывать дважды.

    Обязательно необходимо учитывать, что премиальные начисляются за соблюдение установленных определенных критериев.

    Если они нарушаются, то выплата премиальных не производиться. Это не является дисциплинарным наказанием, а считается материальным последствием сложившейся ситуации.

    Главное, чтобы критерии, по которым премия начисляется или не начисляется были зафиксированы в соответствующем положении и с этим актом работники были ознакомлены под роспись.

    Можно ли уволить сотрудника за хамство?

    Нормы трудового права не дают определения какое поведение сотрудника компании считается хорошим, а какое расценивается как хамство.

    Тем не менее при некорректном обращении к своим коллегам или партнерам организации, данный человек может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. При этом данные меры необходимо закрепить во внутренних нормах предприятия.

    Увольнение за хамство работника допускается при соблюдении следующих условиях:

    • Нормы поведения описаны в трудовых инструкциях работника, оформленном с ним трудовом контракте, внутреннем нормативном акте. При этом с последним нужно ознакомить всех сотрудников.
    • Факт оскорбления и хамского отношения работника к коллегам и партнерам был зафиксирован путем составления соответствующего акта. Основанием для его составления выступает докладная или поступившая жалоба.
    • Первоначально работнику выносится наказание в виде устного замечания.
    • Если работник совершает данный проступок повторно, он привлекается к дисциплинарному взысканию. У него должна быть запрошена объяснительная, а наложение взыскания оформляется письменным распоряжением руководителя.
    • Увольнение следует, если у данного человека существует три нарушения, которые к моменту увольнения считаются непогашенными. Эти нарушения не обязательно могут быть связаны с хамским отношением. Если нарушения с оскорблением личности повторяются, то работника, который нарушает правила можно уволить за неоднократные нарушения дисциплины труда.

    Метки Жалобы

    Работник без оформления. Чем рискует компания?

    Причем такое случается не только в «серых» фирмах, но и там, где зарплаты платят полностью официально. Причин не оформления работников много и у каждого директора они свои.

    Но так ли хорошо не оформление вновь прибывшего работника? Какие последствия могут ожидать директора и саму фирму при не соблюдении трудового законодательства? Оправдан ли данный риск для компании и бизнеса в целом? Рассмотрим в данной статье.

    Маскировка неоформленного работника

    В «белых» компаниях зачастую единственной проблемой видят необходимость как-то оформить выплаты за работу, которую делает неоформленный сотрудник. Для этого причитающуюся ему зарплату начисляют и выдают кому-то другому:

    • (или) заключают трудовой договор с человеком, которого укажет сам работник;
    • (или) оформляют внутреннее совмещение другим сотрудником компании, который передает деньги неоформленному работнику.

    На имя этого человека и идет начисление страховых взносов и НДФЛ.

    Ну а там, где деньги за работу отдают «в конверте», поступают проще — составляют в одном экземпляре трудовой договор с «пустой» датой и держат его наготове, чтобы в случае чего сделать вид, что этот человек только что принят (на оформление трудового договора ТК отводит 3 дня с момента, когда человек приступил к работе).

    Какие неприятности ожидают компанию?

    Принято считать, что неоформленный работник бесправен и потому безобиден. К тому же он сам настаивал на работе без оформления, поэтому неприятностей вроде бы ждать неоткуда.

    Однако наличие такого работника может оказаться для компании бомбой замедленного действия. Ведь если человек с ведома и по поручению работодателя приступил к работе, то, несмотря на то, что трудовой договор не оформлен, он все равно является заключенным. А значит, у компании автоматически возникают все связанные с этим обязанности, как перед работником, так и перед государством. И за невыполнение каждой из них — своя ответственность.

    Открыться все может, например, в результате несчастного случая с этим работником на вашей территории или конфликта с ним, после которого тот пожалуется на не оформление отношений в трудовую инспекцию, фонды, налоговую инспекцию, прокуратуру, обратится в суд и т.д. Для них это может стать поводом для проведения у вас проверок.

    Внимание! Для налоговиков поступившая от граждан информация о не оформлении трудовых отношений — один из поводов включить компанию в план выездных проверок.

    И если факт работы у вас будет доказан судом, куда обратится работник, либо этот факт сочтут доказанным проверяющие, ждите неприятностей. Причем иногда в качестве доказательств приема на работу суду достаточно одних только свидетельских показаний (бывших либо нынешних сотрудников, клиентов и других контрагентов, с которыми имел дело неоформленный работник).

    Неприятность 1. Директора и компанию привлекут к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Для компании это штраф от 30 000 до 50 000 руб. Для директора — штраф от 1000 до 5000 руб.

    Срок давности привлечения к ответственности — 2 месяца со дня совершения нарушения. Нарушением тут будет не только само по себе не оформление трудового договора, но и невыполнение каждой из обязанностей работодателя, возникающих из отношений с этим работником (не ознакомление работника с внутренними документами, невнесение записи в трудовую книжку, отсутствие приказа о приеме на работу, не проведение обязательных медосмотров, невыдача средств индивидуальной защиты и т.д.).

    Оштрафуют за самое последнее нарушение, например за привлечение к работе в выходной без письменного согласия.

    Если же директора уже штрафовали в течение последнего года хотя бы за одно из таких же «трудовых» нарушений, то ему грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалифицировать могут в течение года с момента повторного нарушения. Ссылаться на то, что работник сам отказался подписать трудовой договор, скорее всего, будет бесполезно.

    Неприятность 2. Инспекция и фонды до начислят НДФЛ, взносы, пени и штрафы, если докажут, что неоформленный работник получал черную зарплату. А если для выплаты неоформленному сотруднику «белой» зарплаты ее начисляли другому человеку, то в ваших интересах для уменьшения доначислений переоформить выплаты в соответствии с действительностью. Но и в этом случае совсем избежать доначислений получится не всегда. Может возникнуть недоимка по страховым взносам, если:

    • (или) у работника и у человека, который был оформлен вместо него, разный возраст. Тогда уплаченные в ПФР взносы могут оказаться неверно распределенными на страховую и накопительную части;
    • (или) зарплата неоформленного человека начислялась другому сотруднику компании за «совмещение» и годовой доход последнего с учетом доплаты превысил 512 000 руб., а без нее до этой величины не дотягивает.

    Аналогичные проблемы могут возникнуть и с НДФЛ, ведь у каждого свои вычеты.

    Неприятность 3. Налоговая и фонды оштрафуют за непредставление отчетности по неоформленному работнику. Возможны штрафы:

    • за не сдачу сведений персонифицированного учета по неоформленному работнику и, если зарплата работника-невидимки начислялась другому сотруднику, за недостоверные сведения по тому, кому начислялась его зарплата. Штраф для компании — 10% от суммы взносов с зарплаты каждого из них за каждый из отчетных периодов, штраф для директора — от 300 до 500 руб.;
    • не сдачу 2-НДФЛ по неоформленному работнику. Штраф для компании — 200 руб. за каждую не сданную справку, для директора или главбуха — от 300 до 500 руб.

    Неприятность 4. Если с неоформленным работником произойдет несчастный случай на вашей территории, нужно будет уведомить целый ряд госорганов (в том числе трудовую инспекцию и прокуратуру) и назначить расследование. За попытку скрыть несчастный случай фирму могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 руб., а руководителя — от 500 до 1000 руб.

    Страховое обеспечение пострадавшему работнику, несмотря на то, что он не был оформлен, должен выплатить ФСС (если работник туда обратится). Однако если работник получал «черную» зарплату, Фонд, скорее всего, потребует от компании возместить суммы страхового обеспечения, предъявив к ней так называемый регрессный иск. Если же зарплата была «белой» (то есть с нее платили взносы на «несчастное» страхование), но начислялась она другому человеку, и после несчастного случая ее удалось переоформить на пострадавшего работника, то у Фонда претензий не должно быть.

    Если неоформленный работник не расписался в общем журнале о том, что прошел инструктаж по охране труда, правилам безопасности и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, то директора могут счесть виновным в причинении вреда его здоровью. За это предусмотрена уголовная ответственность: от штрафа 200 000 руб. до «срока» 4 года — зависит от тяжести последствий несчастного случая.

    Неприятность 5. При наступлении страхового случая с работником он потребует через трудовую инспекцию выплаты пособия по больничному листу либо по беременности и родам. Пойти на это может, к примеру, сотрудница, которая сначала отказалась от оформления, а позже, пополнив ряды будущих мам, решила все переиграть ради получения декретных и «детских» отпускных. Пособие придется выплачивать из своего кармана. Впрочем, если взносы на зарплату неоформленного работника будут до начислены, ФСС должен сумму пособия возместить.

    Неприятность 6. Если вы выплачивали неоформленному работнику зарплату «в конверте» и он нигде не расписывался в ее получении, он может смошенничать — будет отрицать, что получал зарплату, и потребует ее с вас опять, да еще и с компенсацией за просрочку. Размер компенсации — 1/300 ставки рефинансирования от суммы задержанной зарплаты за каждый день просрочки. Когда письменных договоренностей о величине зарплаты нет, трудовые инспекторы могут рассчитать компенсацию исходя либо из МРОТ, либо из оклада, установленного вашим положением об оплате труда (штатным расписанием), и из графика работы для должности, по которой трудился работник.

    Неприятность 7. Работник откажется возмещать причиненные компании убытки, и суд может его поддержать.

    Известен такой случай. Суд установил факт работы неоформленного сотрудника и присудил тому не выплаченные зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Несмотря на это, суд отказал компании во взыскании с этого работника убытков, которые возникли из-за того, что после окончания последней перед увольнением смены тот не сдал принадлежащие работодателю документы.

    Мотивировка у суда такая: во-первых, трудовой договор оформлен не был, а значит, и обязанности сдавать по окончании смены документы у работника не возникло. Во-вторых, поскольку бездействие не оформившей трудовой договор компании «не находится в правовом поле», она не вправе требовать судебной защиты своих интересов и «должна нести неблагоприятные последствия своего бездействия».

    В заключении

    Никогда нельзя с полной уверенностью предсказать, как поведет себя тот или иной человек и как повернутся обстоятельства. И даже если ответственности и доначислений удастся избежать, нервотрепки с проверяющими будет предостаточно. Кроме того, порой директорам не приходят в голову совершенно очевидные для бухгалтера вещи, например:

    • неоформленный работник не может пройти обязательный медосмотр;
    • если он материально ответственное лицо и с ним будет заключен договор о полной материальной ответственности, это будет лишнее доказательство приема на работу, ведь такой договор возможен только как дополнение к трудовому;
    • ему нельзя будет официально выдавать наличные под отчет;
    • не получится составлять достоверные первичные документы, которые требуют его подписи, например путевые листы.

    Жалоба на работодателя — трудовая инспекция и прокуратура вам в помощь

    Защищать свои интересы стоит в любой сфере, в том числе и на работе. Что делать, если наниматель регулярно нарушает ваши права? В таком случае составляется жалоба на работодателя. Рассмотрим подробнее, как оформить такой документ и куда его следует подавать.

    Правовая основа

    Претензия работодателю считается обоснованной, если последний нарушает положения ТК РФ. Подать жалобу можно при несоблюдении положений нормативов, а также трудового договора. При этом чтобы достичь желаемого результата, важно использовать юридические методы борьбы с нерадивым начальником.

    Основные нарушения трудовых прав работников со стороны работодателя

    Права и обязательства участников трудовых отношений зафиксировал Трудовой кодекс. Поэтому пожаловаться на работодателя можно, если он нарушает Трудовой кодекс. Среди наиболее часто встречаемых проступков нанимателя выделяют следующие:

    • начальник поручает труженику выполнять функции, не предусмотренные трудовым договором, без его согласия;
    • человеку поручают выполнять слишком большие объёмы работы;
    • наниматель не платит ту зарплату, о которой договаривался с работающим;
    • труженику предоставляются условия работы, не соответствующие нормам;
    • лицу приходится трудиться большее количество времени, чем положено, за что ему дополнительно недоплачивают;
    • наниматель не представляет сотруднику отпуск или выходные;
    • отсутствие социального страхования и положенных по закону выплат;
    • перевод труженика на другую должность либо на иное место работы без получения его согласия;
    • безосновательное объявление выговора либо увольнение лица;
    • если работодатель не оформляет официально;
    • администрация не выдаёт либо затягивает с выдачей трудовой при увольнении, а также положенных выплат и т.д.

    При невыплате зарплаты должным образом (так называемые чёрные деньги), работодатель нарушает ещё и налоговое законодательство, так как не уплачивает необходимые выплаты. Если имеются долги по зарплате, либо иные нарушения со стороны начальства, не следует это терпеть. Необходимо обращаться с соответствующей бумагой в уполномоченные органы.

    Куда можно пожаловаться на работодателя

    Существует несколько инстанций, кому подаётся претензия работодателю. Для начала стоит урегулировать вопрос мирным путём, поговорив с самим начальником. Сделайте это, даже если вам кажется, что шансы найти общий язык равны нулю. Получив отказ, вы сможете смело заявлять в другие органы, что пробовали пойти с нанимателем на контакт, и это обязательно сыграет вам на руку.

    Зная телефон администрации, не составит особого труда договориться о встрече. Многие наниматели, понимая, что нарушают нормативы, идут навстречу труженикам и пытаются решить спорную ситуацию, пока она не вышла за стены организации. Однако, если же такого не произошло, обратиться с жалобой можно в:

    • трудовую инспекцию;
    • прокуратуру;
    • суд.

    Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя

    Определяя, куда пожаловаться на работодателя в том или ином случае, первая инстанция, которая приходит на ум – это трудовая инспекция. Следует понимать, что у такого органа чётко определённая компетенция. Так, пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию целесообразно в следующих ситуациях:

    • работодатель продолжительный период не оформляет труженика;
    • наниматель не выплачивает или выплачивает неполную зарплату работающему;
    • человеку не дают возможность пойти в отпуск;
    • лицо работает не нормировано, в результате чего остаётся без отдыха;
    • рабочее место сотрудника не отвечает установленным нормам.

    Написанная жалоба рассматривается специалистами, в результате чего орган вправе провести внеплановую проверку фирмы. Если в результате такой проверки будут обнаружены нарушения – нанимателя оштрафуют и обяжут устранить существующие недостатки.

    Как написать и подать претензию в трудовую инспекцию

    Жалобу в трудовую инспекцию на работодателя, можно принести лично специалистам, переслать её по почте либо же отправить электронным письмом.

    Существует возможность подать претензию в инспекцию онлайн, выбрав на сайте органа вкладку «Написать обращение».

    Определившись куда жаловаться на работодателя, важно грамотно составить документ. Для этого потребуется:

    • выбрать подразделение органа по месту нахождения нанимателя;
    • обозначить все ведомости об авторе;
    • лаконично и чётко написать суть вопроса;
    • по возможно подкрепить написанные претензии другими письменными материалами;
    • прописать просьбу о конфиденциальности, если труженик не желает, чтобы начальство знало автора обращения.

    Образец жалобы на работодателя в трудинспекцию

    Чтобы иметь представление о рассматриваемом документе, ознакомьтесь, как выглядит жалоба на работодателя в трудовую инспекцию, образец которой представлен ниже.

    Скачать образец претензии на работодателя в трудовую инспекцию (.doc)

    Обращение в прокуратуру

    Выясняя, куда обратиться с жалобой на работодателя, не стоит откидывать правоохранительные органы. Жалобу в прокуратуру на работодателя имеет смысл оформить, когда наниматель:

    • длительное время не оплачивает труд работника;
    • заставляет человека работать сверхурочно, не оплачивая при этом его дополнительный труд;
    • штрафует труженика;
    • выплачивает зарплату ниже, чем установленный нормативами прожиточный минимум;
    • психологически давит на сотрудников;
    • увольняет лицо без веских на то причин.

    Прокуратура по факту написанного должна провести расследование, и в случае подтверждения правонарушения привлечь виновника к ответственности.

    Жалоба в прокуратуру на работодателя: как правильно составить

    Определяя, как пожаловаться в прокуратуру, следует придерживаться тех же правил, что и в предыдущем случае. Бумага обязательно должна содержать просящую часть, в которой заявитель излагает свои требования относительно наказания виновника. Важно указывать в документе лишь достоверные ведомости, так как нанимателю может грозить административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

    С образцом подобной жалобы можно ознакомиться далее.

    Скачать образец жалобы в прокуратуру на работодателя (.doc)

    Обращение в суд

    Суд – это крайняя мера, к которой прибегают, если все предыдущие варианты не помогли. С этой целью написать следует уже не жалобу, а исковое заявление. При этом в нормативах обязательного требования оформлять досудебную претензию работодателю нет, однако, как показывает практика, её наличие сыграет на руку истцу.

    Судебная практика

    Обращаясь в суд, все свои требования нужно аргументировать и подкрепить доказательствами. Только тогда можно рассчитывать на положительный результат. А он может выражаться в:

    • восстановлении труженика на работе;
    • выплате компенсации за вынужденный пропуск;
    • возмещение морального ущерба и т.д.

    Пример претензии работодателю

    Претензия работодателю от того или иного работника составляется в каждом случае индивидуально. Просмотрев примеры подобных документов, можно выделить несколько правил, которых стоит придерживаться при составлении бумаги:

    • заявление должно быть максимально объективно;
    • нелишним будет, описывая нарушения, сразу делать соответствующие ссылки на нормы закона;
    • предъявленные претензии должны подкрепляться доказательствами;
    • текст должен быть грамотно написан, в деловом стиле, без ошибок, ненормативной лексики и угроз;
    • в документе необходимо указать свои данные.

    Далее, представляем образец претензии работодателю при увольнении в порядке досудебного урегулирования.

    Скачать образец жалобы к работодателю (.doc)

    Образец претензии работодателю по оплате труда

    Споры по вопросам оплаты труда – наиболее часто встречаемые на практике. Несмотря на то, что бумага пишется в свободной форме, нужно, чтобы она соответствовала всем требованиям документооборота. Просмотрите, как выглядит вариант написания претензии работодателю о невыплате заработной платы, образец которой представлен ниже.

    Скачать образец иска по вопросам оплаты труда (.doc)

    Анонимное обращение и его последствия

    Претензия работодателю может быть подана и анонимно, этого закон не запрещает.

    Вполне естественно, что продолжая работать в организации, люди часто не хотят, чтобы начальник знал, от кого именно поступила на него жалоба. Ведь это может повлиять на дальнейшее отношение к сотруднику. Потому многие желают пожаловаться на работодателя анонимно. Однако стоит сказать, что даже если анонимно пожаловаться на работодателя, в документе потребуется всё равно указать свои данные.

    Это нужно, чтобы в дальнейшем можно было связаться с заявителем. При этом в самой жалобе можно изложить просьбу не разглашать данные нанимателю. Таким образом, анонимный отзыв будет только для начальства, уполномоченный же орган всё равно будет знать, кто является заявителем.

    Расписка об отсутствии претензий к работодателю

    Пожаловаться на работодателя может каждый, особенно если трудовые отношения с человеком уже прекратились и терять ему нечего. И далеко не всегда такие претензии являются обоснованными. Чтобы этого избежать часто в организациях при увольнении работника либо же ещё во время его работы практикуется написание расписки про отсутствие претензий.

    Поводов для оформления вышеупомянутой бумаги может быть несколько:

    • намерение погасить невыплаченную задолженность;
    • выдача всех документов труженику;
    • выполнение договорных обязательств;
    • увольнение сотрудника;
    • ДТП с участием транспортного средства работника и т.д.

    Расписка составляется в свободной форме по факту наступления какого-либо события или просто в качестве превентивной меры. По желанию сторон она может удостоверяться нотариально, однако, требования делать это в обязательном порядке нормативами не предусмотрено.

    Полезное видео

    Чтобы знать, куда обращаться при нарушении положений ТК РФ, и как написать претензию работодателю, просмотрите представленное ниже видео.

    В случае выявления сотрудником нарушенных нанимателем его прав, жалуемся на последнего в уполномоченные инстанции. Написать жалобу на работодателя можно в инспекцию по труду, прокуратуру или суд. Важно учитывать все нюансы: оформлены ли трудовые отношения официально, выплачивает ли наниматель вам зарплату и в полном ли объёме, обеспечивает ли нормальные условия труда и т.д. За нарушение тех или иных требований нормативов работодателя могут привлечь к административной или уголовной ответственности.