Безопасная доля вычетов

Содержание

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за 2 квартал 2017 года составляет 87,8%. Цифра снизилась по сравнению с 1 кварталом 2017: в том периоде среднероссийская доля безопасных вычетов была 88,5%.

Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут ориентироваться, «камераля» вашу декларацию за 2 квартал 2017 года.

Посмотрите безопасную долю вычетов по НДС за 1 квартал 2017 года.

Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но недавно оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Что налоговики будут делать с таким указанием Минфина, покажет практика. Но сверять свои данные по вычетом с безопасными по региону все равно стоит.

📌 Реклама Отключить

Скачайте образец пояснений о доле вычетов НДС.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 2 кварталу 2017 года)

Регион Доля вычетов, % Регион Доля вычетов, %
Алтайский край 89,7 Приморский край 92,7
Амурская область 103,2 Псковская область 94
Архангельская область 70 Республика Адыгея 89,8
Астраханская область 72,5 Республика Алтай 90,7
Белгородская область 91,3 Республика Башкортостан 87,9
Брянская область 91,1 Республика Бурятия 87,5
Владимирская область 86,4 Республика Дагестан 86,1
Волгоградская область 86,9 Республика Ингушетия 95,8
Вологодская область 89 Республика Калмыкия 71,1
Воронежская область 95,3 Республика Карелия 83,9
Город Москва 89,8 Республика Коми 74,5
Город Санкт-Петербург 90,6 Республика Крым 86,4
Город Севастополь 87 Республика Марий Эл 86,2
Еврейская автономная область 109 Республика Мордовия 88,2
Забайкальский край 93,8 Республика Северная Осетия – Алания 88
Ивановская область 93,3 Республика Татарстан 89
Иркутская область 82,9 Республика Тыва 74,3
Кабардино-Балкарская Республика 93,3 Республика Хакасия 88,5
Калининградская область 67,9 Республика Саха (Якутия) 81,9
Калужская область 90 Ростовская область 94,6
Камчатский край 80,2 Рязанская область 85,7
Карачаево-Черкесская Республика 92,9 Самарская область 85,7
Кемеровская область 81,9 Саратовская область 87,2
Кировская область 86,2 Сахалинская область 95,7
Костромская область 88,8 Свердловская область 87,7
Краснодарский край 88,8 Смоленская область 93,2
Красноярский край 76,4 Ставропольский край 89
Курганская область 84,2 Тамбовская область 95,2
Курская область 88,9 Тверская область 88,9
Ленинградская область 80,3 Томская область 83,5
Липецкая область 90,9 Тульская область 91
Магаданская область 88,1 Тюменская область 86,4
Московская область 90,4 Удмуртская Республика 81,3
Мурманская область 79,4 Ульяновская область 89,3
Ненецкий автономный округ 108,2 Хабаровский край 87,2
Нижегородская область 87,8 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 66,1
Новгородская область 86,9 Челябинская область 87,8
Новосибирская область 90,4 Чеченская Республика 105,7
Омская область 82,9 Чувашская Республика 84,5
Оренбургская область 73,3 Чукотский автономный округ 86,9
Орловская область 90,6 Ямало-Ненецкий автономный округ 68,7
Пензенская область 89,6 Ярославская область 86,1
Пермский край 81,3

Безопасная доля вычетов НДС за 4 квартал 2019 года

Подходит время подавать декларацию НДС за последний квартал 2019 года. Рассчитываем безопасную долю вычета и выясняем, что делать, если значения превышают рекомендуемые.

Сроки подачи декларации НДС в 2020 году:

В соответствии со статьями 163, 174 НК РФ, декларации НДС нужно подавать не позже 25-го числа месяца, который наступает после отчетного квартала. Если 25 число выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на первый рабочий день. В 2020 году сроки подачи декларации такие:

27 января 2020 — за 4 кв. 2019

27 апреля 2020 — за 1 кв. 2020

27 июля 2020 — за 2 кв. 2020

27 октября 2020 — за 3 кв. 2020

25 января 2021 — за 4 кв. 2020

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик может уменьшить рассчитанную к уплате сумму НДС на сумму входящего НДС. Это и называется налоговым вычетом по НДС. Налоговая внимательно следит за тем, чтобы компании не злоупотребляли этой возможностью. Если подать декларацию с высоким процентом вычетов, ФНС может потребовать объяснений или назначить выездную проверку. При этом не важен размер суммы, подлежащей к уплате. Ключевое значение имеет лишь процентное соотношение входящего и исходящего НДС, называемое долей вычетов. Чтобы убедиться, что ваша компания находится вне зоны риска, подсчитайте долю вычетов, пользуясь простой формулой:

Полученный результат сравните со средними показателями в своем регионе. (Таблица ниже)

Если полученный результат ниже среднего по вашему региону, значит у вас всё в порядке и налоговый вычет не превышает безопасного значения.

Если же доля вычетов превышает средние показатели, попробуйте провести оптимизацию. Для этого, например, перенесите часть вычетов на следующие кварталы. Налоговый кодекс позволяет заявлять к вычету НДС за последние три года.

Когда это невозможно и доля вычетов значительно отличается от рекомендуемых, будьте готовы к налоговой проверке. Продумайте, как обосновать суммы вычета НДС; также стоит подготовить документы, подтверждающие рост вычетов: договоры с новыми поставщиками, арендодателями и т.д.

Стоит отметить, что превышение среднего значения само по себе не является нарушением, а поэтому наказания за него не предусмотрено. Вы сами решаете, обращать внимание на данный показатель или нет. А вот если ФНС пришлет запрос с требованием пояснений по вычетам НДС, игнорировать его не стоит: за это предусмотрен штраф 5000 рублей за первичное и 20000 — за повторное нарушение, совершенное в течение календарного года.

Центральный федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Белгородская область

91,56

Брянская область

90,01

Владимирская область

85,35

Воронежская область

92,96

Ивановская область

92,5

Калужская область

90,04

Костромская область

86,53

Курская область

90,05

Липецкая область

104,67

Московская область

89,15

Орловская область

93,06

Рязанская область

82,06

Смоленская область

95,44

Тамбовская область

96,32

Тверская область

90,16

Тульская область

97,03

Ярославская область

89,28

Москва

88,71

Северо-Западный федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Карелия

74,88

Республика Коми

76,4

Архангельская область

77,0

Вологодская область

98,88

Калининградская область

60,35

Ленинградская область

86,16

Мурманская область

122,06

Новгородская область

95,8

Псковская область

89,18

Санкт-Петербург

87,9

Ненецкий АО

148,55

Северо-Кавказский федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Дагестан

83,62

Республика Ингушетия

93,28

Кабардино-Балкарская Республика

91,56

Карачаево-Черкесская Республика

92,19

Республика Северная Осетия-Алания

89,06

Чеченская Республика

97,7

Ставропольский край

88,81

Южный федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Адыгея

85,88

Республика Калмыкия

80,87

Республика Крым

85,91

Краснодарский край

90,57

Астраханская область

65,94

Волгоградская область

90,69

Ростовская область

92,7

город Севастополь

81,35

Приволжский федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Башкортостан

91,07

Республика Марий-Эл

87,29

Республика Мордовия

92,53

Республика Татарстан

87,89

Удмуртская Республика

80,05

Чувашская Республика

83,68

Кировская область

87,19

Нижегородская область

88,99

Оренбургская область

71,46

Пензенская область

91,1

Пермский край

82,11

Самарская область

83,43

Саратовская область

84,09

Ульяновская область

91,03

Уральский федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Курганская область

85,75

Свердловская область

91,66

Тюменская область

84,17

Челябинская область

91,04

Ханты-Мансийский АО – Югра

58,73

Ямало-Ненецкий АО

64,39

Сибирский федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Алтай

90,77

Республика Тыва

78,44

Республика Хакасия

89,73

Алтайский край

89,92

Красноярский край

78,08

Иркутская область

77,12

Кемеровская область – Кузбасс

90,77

Новосибирская область

89,7

Омская область

88,41

Томская область

77,21

Дальневосточный федеральный округ

Регион

Средняя доля вычета

Республика Бурятия

90,58

Республика Саха (Якутия)

91,02

Приморский край

94,62

Хабаровский край

92,94

Амурская область

130,07

Камчатский край

90,22

Магаданская область

98,04

Сахалинская область

98,86

Забайкальский край

89,65

Еврейская автономная область

87,24

Чукотский АО

120,68

Байконур

93,38

Поделитесь с друзьями!

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение. Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС.

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

87,39%

Размер этого показателя для России ранее, на 1 августа 2019 года, составлял 86,93%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

88,76%

Размер этого показателя для Москвы ранее, на 1 августа 2019 года, составлял 88,08%

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33%.
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:
НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100 =
= 1 500 000 * (100 — 88,76) / 100 = 168 600 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

НДС за 4 квартал 2018 года: безопасная доля вычетов НДС

Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС самостоятельно?

Чтобы понять, попадаете ли вы в параметры безопасной доли вычетов по вашему региону, проделайте следующие вычисления:
1. Подсчитайте сумму вычетов из всех разделов декларации за период.
2. Подсчитайте сумму начисленного НДС из всех разделов декларации за период.
3. Разделите цифры, полученные по первому пункту, на то, что вышло во втором пункте, и умножьте на 100 %.
После этого сравните полученные показатели с безопасной долей вычетов, которую мы собрали в таблицу.

Что делать, если доля вычетов по НДС больше регионального значения?

Готовить объяснения налоговым органам: например, компания создана недавно, поэтому у нее большой объем закупок, но пока мало продаж. Пояснения нужно отправлять в налоговую в электронном виде, однако компании, которые не должны отчитываться через интернет, могут отправить документы в бумажном виде.
И будьте готовы к выездной проверке, ведь если доля вычетов по НДС выше, чем указано в таблице по региону – значит, повышается риск навлечь на себя проверку. Специалисты проверят документы и вынесут решение – действительно ли все честно или нужно доначислять налоги и платить штраф за их неуплату.

Безопасный вычет по НДС

Перед сдачей квартального отчета по НДС бизнес на основной системе налогообложения прежде всего интересует, какую часть налога принять к вычету, чтобы ФНС не постучала в дверь с проверкой. О том, какая доля вычетов по НДС безопасна для вашего региона в 2020 году, расскажем далее.

Безопасный вычет по НДС

Стоит отметить, что формулировка «безопасный НДС» отсутствует в Налоговом кодексе РФ, а величина налога зависит от перечня факторов: вида деятельности, используемых наценок, сезонности и т.д. Под безопасной долей вычетов принято понимать порог, значение которого законом не установлено, но превышение которого привлечет к компании внимание налоговой службы.

Выделяются две величины, на которые ориентируется ФНС России (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

  1. Вычет по НДС за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога.
  2. Вычет по НДС не должен превышать значение средней доли вычетов по НДС. Данные о «средней доле» в каждом регионе России определяются расчетным путем из отчета 1-НДС, который ФНС публикует каждый квартал на своем сайте.

Важно! Соблюдение в 2020 году безопасной доли вычетов по НДС не гарантирует, что компания не попадет в план выездных проверок налоговой службы. «Безопасный» вычет — важный критерий налоговых рисков, но не единственный.

Как определяется безопасный размер?

Чтобы понять, попадает ли ваша компания в безопасную область по вычетам НДС, рассчитайте процент вычета по НДС в общей сумме начисленного НДС. Для этого понадобятся два параметра, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС:

  1. Исчисленный НДС.
  2. НДС к вычету.

Формула для определения в 2020 году безопасного вычета по НДС выглядит так:

Полученный по этой формуле результат представляет долю НДС, которую компания приняла к вычету за налоговый период, то есть квартал.

Пример. ООО «Радиус» зарегистрировано в Ростовской области. Сумма НДС, начисленная компанией за 4-й квартал 2019 года, составила 1 515 820 руб., а сумма вычетов за аналогичный период — 941 569 руб. Доля вычетов ООО «Радиус» составит:

Таким образом, доля вычетов по НДС в компании равна 62,12 %.

Чтобы оценить риск, связанный с превышением порогового значения по налоговому вычету, полученную долю нужно сравнить с безопасной долей вычетов НДС по региону регистрации компании — Ростовской области.

Как производится оценка?

В таблице ниже вы найдете величины безопасных вычетов по НДС по регионам России, установленные на 2019 год. Эти данные актуальны и в 2020 году, потому что годовой отчет по НДС приходится уже на 2020 год.

Используя данные таблицы, вернемся к ООО «Радиус», зарегистрированному в Ростовской области, и оценим, попадает ли компания в зону безопасного вычета.

Для Ростовской области безопасный вычет по НДС равен 92,7 %, а доля вычетов НДС ООО «Радиус» равна 62,12 %.

Можно сделать вывод, что по параметру налогового вычета ООО «Радиус» вне подозрений ФНС. Но это не значит, что компания не попадет в сферу интересов налоговой службы по другим критериям (например, при наличии расхождений по счетам-фактурам с контрагентами) и у нее не запросят пояснений. В этом случае компания должна направить в ФНС пояснения, к которым можно приложить подтверждающие счета-фактуры и другие подтверждающие вычеты документы. Если не ответить на запрос, компании грозит штраф 5 тыс. руб., а за повторное нарушение — 20 тыс. руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Итак, чтобы не привлекать внимание налоговой важно соблюдать безопасную долю вычета, а также проводить сверку по счетам-фактурам с контрагентами. В этом поможет Контур.НДС+: в сервисе можно загрузить свои книги покупок и продаж и автоматически свериться с контрагентами, а также проверить сумму доступного вычета по не внесенным в декларацию счетам-фактурам.

Что изменится в администрировании НДС и налога на прибыль в 2018 году?

ООО «Корн-Аудит»

Налог на прибыль и НДС являются, пожалуй, самыми сложными и самыми часто меняющихся. И понятно, что к изменениям законодательства всегда нужно готовиться заранее.

Изменения НДС

В начале 2018 года все ожидали достаточно серьезные изменения, которые касаются НДС, — так называемый налоговый маневр, который предполагал повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Данная идея обоснована тем, что налоговый орган научился эффективно отслеживать «цепочки поставщиков», а также разрывы в уплате НДС, доначислять налоги. А вот отслеживать «серые заработные платы» в конвертах ранее Пенсионному фонду, а с 2017 года ИФНС гораздо сложнее. В этой связи и появилась идея повысить тот налог, который государство умеет администрировать и отслеживать более эффективно.

В 2018 году как и в 2017 году можно также ожидать усиление налоговых проверок. Источником выборки является программное обеспечение АСК НДС, в котором плательщики разбираются по цветам риска, используются коды ошибок , а плательщикам направляются требования о предоставлении пояснений. В 2018 году также можно ожидать развитие программных продуктов: автомаризированная система данных ФНС и ФТС, объединение данных ЗАГС и банков в отношении контролируемых сделок и сведений о бенефициарах. Кроме того, с 2017 года была введена контрольно-кассовая техника с передачей информации по каналам в ИФНС, а следовательно, появятся новые судебные споры, которые касаются НДС и налога на прибыль.

При проведении налоговых проверок в 2018 году налоговые органы будут обращать внимание на письма и разъяснения в отношении проверок, примером такого письма является <Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России).

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон предусматривает льготы для:

  • океанариумов;

  • услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинских изделий.

Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой аренды (лизинга) право выкупа.

По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.

Соответственно, судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

Существуют и менее заметные изменения. Например, в последнее десятилетие постоянно вводятся и отменяются меры поддержки различных отраслей. Так, достаточно долгое время существовали льготы для авиакомпаний, в том числе по перевозке багажа, предоставлялись субсидии для перелетов внутри страны, но вот с 2018 года перевозка самолетом багажа и пассажиров внутри страны будет облагаться по общему правилу.

Аналогичные меры поддержки существовали и в отношении сельского хозяйства. Так, до 01.01.2018 передача племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа облагается по ставке НДС 10% (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ), но соответственно эта мера не будет применяться в 2018 году.

Напомним, что в 2018 году будут действовать специальные нормы, направленные на поддержку чемпионата мира по футболу. Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету «Россия-2018», дочерним организациям Организационного комитета «Россия-2018», национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но соответственно после проведения чемпионата мира по футболу данная норма будет не актуальна и применяться не будет.

Некоторые поправки только будут приняты в 2018 году. Так, законопроект № 249505-7 предполагает следующие изменения:

  • исключение нормы в отношении применения нулевой ставки НДС только если покупатель экспортируемых товаров – иностранное лицо;

  • исключение товаросопроводительных документов из списка документов, которые обосновывают право на применение 0% НДС при экспорте товаров за рубеж;

  • введение в статью 165 НК РФ положений, согласно которым документы в налоговую предоставляются один раз.

В целом, поправки имеют положительный характер.

Изменения по налогу на прибыль

В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

Важные поправки касаются учета доходов.

Так, не включаются в состав доходов стоимость имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации (Ст.251 НК РФ). Кроме того из статьи 251 НК РФ исключен пункт о не обложении налогом на прибыль финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов, переселение граждан из аварийных домов и модернизацию коммунальных систем. Соответствующие нормы исключены из статьи 270 НК РФ.

Есть ряд поправок, связанных с учетом расходов.

В состав расходов на НИОКР включены страховые взносы и расходы на приобретение исключительных прав на изобретения образцы. Отчет о выполненном НИОКР можно не представлять в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе по установленному формату. Нужно отметить, что единая государственная информационная система только формируется (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) <Об утверждении Концепции региональной информатизации>).

Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем:

организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации;

обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа.

Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.

В состав расходов на обучение включены новые расходы на обучение по сетевой форме, а также расходы на содержание тех помещений, которые используются для обучения. Для того, чтобы понять, что же представляет сетевая форма обучения, обратимся к статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях,

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями,

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Следовательно, представляется, что можно учесть расходы, если договор составлен правильно в соответствии с законодательством.

Еще одно изменение касается признания доходов в виде положительных курсовых разниц. Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы участников региональных инвестиционных проектов. Напомним, что для того, чтобы стать участником региональных инвестиционных проектов не достаточно быть просто инвестором. Согласно внесенным в НК РФ дополнениям для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.

Организация получает статус участника проекта на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть издаются приказы ФНС России <Письмо> ФНС России от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 «О налоговых льготах для участников региональных инвестиционных проектов»).

Некоторые правки будут иметь технический характер, так законодатели скорректировали перечень доходов, не включаемых в облагаемую базу по налогу на прибыль. В облагаемую базу не будут включаться вклады в имущество, переданные учредителями с любой целью, а не только для увеличения чистых активов. В настоящее время по факту также учредители передают имущество для увеличения уставного капитала. Ранее существовала аналогичная практика. Но существовала особенность в отношении принятия НДС к вычету. Например, вы приобрели основное средство и как учредитель внесли его в уставный капитал. В этом случае Минфин говорил о том, что НДС к вычету принять нельзя, даже если передающая сторона выставит вам счет-фактуру на стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 13.12.2016 N 03-03-05/74496, от 27.07.2012 N 03-07-11/197, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@).

Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”.

Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях.

Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее — информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения.

Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» .

Продолжится действие мер, направленных на поддержку отдельных регионов страны. Это в основном, наши рубежи. Так сохранятся меры поддержки для Крыма и Дальневосточного округа. В соответствии с федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ будут продлены налоговые льготы до 2022 года. Организации Дальневосточного федерального округа смогут воспользоваться правом применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Ряд поправок только планируется к принятию в 2018 году.

Например, законопроект № 1119655-6 об изменениях в Трудовой кодекс предполагает установить, что работодатель не реже 1 раза в год обязан повысить заработную плату. Аналогичная норма существует и сейчас в статье 134 НК РФ

Индексация заработной платы проводится для целей соответствия заработной платы рыночным ценам, а также является важным условием лояльности сотрудников. Ведь очевидно, что работник не готов осуществлять трудовую деятельность 10 лет подряд без повышения заработной платы. Если заработная плата ниже установленной официально по региону или даже ниже рыночного уровня, это повлечет «текучку» кадров.

Но при этом коммерческие организации устанавливают размер заработной платы самостоятельно с учетом:

  • коллективного договора;

  • локальных нормативных актов;

  • трудового договора.

Обратите внимание!

Был установлен мораторий на индексацию окладов госслужащих, военнослужащих. С 1 января 2018 года заработная плата будет снова индексироваться.

С принятием поправок компании должны будут в обязательном порядке индексировать заработную плату, а размер заработной платы будет отражаться в расходах организации.

Также скорее всего будут приняты поправки в декларацию по налогу на прибыль. Основные изменения будут состоять в следующем:

— заполнение строки 150 приложения 4 к листу 02 декларации (убыток, уменьшающий налоговую базу, нужно указывать с учетом 50% ограничения для переноса убытков)

Напомним, что с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами за предыдущие налоговые периоды не могут уменьшать текущую налоговую базу по указанным операциям более чем на 50%. При этом ограничений по сроку переноса убытков не установлено. Но эта норма не нашла отражения в декларации.

— лист 08 декларации предлагается дополнить сведениями о симметричных корректировках.

Основанием для симметричной корректировки в этом случае является информация, направленная стороной сделки, осуществившей корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением подтверждающих документов об уплате налогов (п. 10 ст. 105.18 НК РФ). Срок для направления информации не установлен.

Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Симметричная корректировка отражается в налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) (пп. 2 п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, предусмотрены ст. 129.3 НК РФ (штраф грозит в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.). На переходный период до 2017 г. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Но в настоящее время порядок проведения симметричных корректировок в декларации по налогу на прибыль не установлен.

В заключение необходимо отметить, что некоторые поправки являются существенными, и на них стоит обратить внимание при налоговом планировании. Другие же носят технический характер, а третьи, такие как внесение изменений в декларации нужно отслеживать более внимательно.