Беременность выплаты и пособия 2017

Содержание

Размер детских пособий в 2017 году

В 2017 году суммы денежных выплат, компенсаций и пособий выросли на 5,4%. Постановление Правительства об их увеличении вступило в действие 01.02.2017. Причина повышения сумм выплат – инфляция, снизившая реальные доходы россиян в 2016 году. Постановление, правда, никак не влияет на индексацию материнского капитала. Его размеры будут неизменными до 2020 года – именно столько действует закон о заморозке.

Региональные власти не отстают от Правительства – они также используют систему льгот и дополнительных денежных выплат семьям с детьми. Подход в каждом российском регионе отличается, что и формирует размеры детских пособий и компенсаций.

На размеры детских пособий влияют несколько факторов:

  • разный уровень жизни в регионах;
  • отличие в стоимости потребительской корзины;
  • разная социальная политика региональных властей.

Название пособия,
выплаты или компенсации

Размер пособий с 1 февраля 2017 г.

Примечание

Декретное пособие (единовременное)

Полный размер среднего заработка за все дни отпуска по беременности и родам, из расчета по МРОТ (7500 рублей до 1 июля 2017 г.) или в минимальном фиксированном размере 613,14 рублей в месяц

Пособие выплачивается работодателем.

Размер по МРОТ: 34520,55 рублей

Максимальная сумма выплаты:

265827,63 рублей при отпуске в 140 дней;

296207,93 рублей за 156 дней;

368361,15 рублей за 194 дня.

Беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках (единовременное)

613,14 рублей

Выплачивается будущим мамам, вставшим на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

При рождении ребенка (единовременное)

16 350,33 рублей

Выплачивается по месту работы. Неработающим выплачивает УСЗН.

Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов.

Материнский капитал (семейная субсидия)

453026 рублей
(не индексируется в 2017 году)

Предоставляется государственным Пенсионным фондом после рождения и усыновления второго и следующих детей. Выдается в виде сертификата, потратить можно в безналичной форме.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (ежемесячное)

В размере 40% от среднемесячного заработка матери на одного ребенка или в минимальном размере

Выплачивается по месту работы. Неработающим выплачивает УСЗН в минимальном размере:

3065,69 рублей на первого ребенка;

6131,37 рублей — на второго и последующих.

Максимальная сумму пособия для работающих на одного ребенка — 23120,66 рублей

Необходимо обратиться за пособием не позднее 6 месяцев со момента достижения ребенком возраста полутора лет.

Компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком (ежемесячная)

50 рублей или выше

Предоставляется лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, по месту работы.

Выплата многодетным на третьего ребенка до 3 лет (ежемесячная)

Установленный в 2017 году региональный прожиточный минимум для ребенка

Выплачивается семьям, получившим статус многодетных, после рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход семьи ниже установленного в регионе.

Ежемесячное пособие на ребенка

Размер «детских» выплат устанавливается нормативными актами регионов

Устанавливается в регионах самостоятельно на основании общих требований Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву(единовременное)

25892,45 рублей

Право на получение пособия дается после срока беременности в 180 дней, если на этот момент муж проходит срочную военную службу.

На ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ежемесячное)

11096,76 рублей в месяц

Предоставляется на ребенка до 3-х лет с его рождения до увольнения отца ребенка со срочной службы.

Пособие по потере кормильца детям военнослужащих (ежемесячное)

2231,85 рублей в месяц

Выплачивается в УСЗН по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью: усыновление, приемная семья, опека и попечительство (единовременное)

16350,33 рублей

Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью: усыновление, приемная семья, опека и попечительство (единовременное)

124929,83 рублей

При усыновлении ребенка-инвалида или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами выдается на каждого ребенка.

Коэффициенты, которые повышают размер пособий и компенсаций

Трудовой кодекс РФ гарантирует повышенный коэффициент при выплате заработной платы гражданам, которые работают в регионах с трудным климатом. Также коэффициент используется при расчете суммы соцcтрахования, если по месту работы она за отчетный период не была учтена.

По закону № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года районные коэффициенты к зарплате, которые были установлены в отдельных регионах Российской Федерации, до сегодняшнего дня используются при расчете размера социальных выплат работникам с детьми, в следующих случаях:

  • выплата пособий, установленных на очередной год в фиксированной сумме, а также в действующем минимальном или максимальном размере;
  • расчет пособий социального страхования при условии, что во время выплаты заработной платы за расчетный период они не были учтены по месту работы.

Однако с 2015 года активно обсуждается вопрос отмены всех используемых региональных коэффициентов. В Правительстве считают их пережитком прошлого. Вот что по этому вопросу думает Максим Топилин, министр труда и соцзащиты:

«Ситуация в экономике кардинально изменилась. В данный момент повышенный коэффициент лишь причиняет ненужные проблемы бухгалтерам работодателей. Стоит понимать, что система начисления выплат сильно изменилась со времен СССР. Именно поэтому «северная надбавка» — это всего лишь оставшаяся ненужная формальность».

На данный момент пока сложно спрогнозировать, какое развитие примет рассмотрение этого вопроса в Госдуме.

Размеры детских пособий из Фонда Социального Страхования

Российская система соцстрахования гарантирует детские пособия женщинам в связи с материнством и по причине временной нетрудоспособности. Какие и чего зависят размеры детских пособий из Фонда Социального Страхования?

Их точная сумма зависит от среднего дохода, из которого производились финансовые отчисления в страховой фонд.

Компенсация по родам и беременности

Ее сумма равна доходу женщины за 2 предыдущих года. В 2017 году минимальный размер выплаты составляет 34520,55, максимальная сумма – 265827,63. Длительность больничного отпуска по состоянию на нынешний год – 140 дней.

Единоразовая помощь при рождении ребенка составляет 16350,33 рубля. Такая сумму выплачивается одному из родителей, либо заменяющему его лицу. Она начисляется как работающим — в форме обязательного соцстрахования, так и неработающим гражданам в форме государственного соцобеспечения.

Для назначения единоразовой выплаты при рождении ребенка одному из родителей нужно подать документы на предоставление пособия не позже, чем по прошествии полугода с момента рождения ребенка. Если рождается двойня или тройня, выплата предоставляется на каждого ребенка.

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Выплачивается ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет. Точная сумма компенсации зависит от количества в семье детей. Если ребенок один, выплата равна 40% от ежемесячной зарплаты женщины. Если два – 80%, если три и более – 100%, что является предельным показателем. Размер денежных выплат на каждого ребенка – не более 23120,66.

Остальные компенсации, выплачиваемые по месту работы и связанные с рождением ребенка, начисляются в установленном размере.

Дополнительное начисление к пособию по родам и беременности

Выплачивается женщинам, которые были оформлены на учет в женской консультации на сроке беременности до двенадцати недель. Данная выплата предоставляется работодателем при выходе женщины в декрет, (вместе с декретным пособием по беременности и родам), по месту учебы, либо в службе соцзащиты населения по месту проживания.

Детские выплаты и пособия, а также прожиточный минимум в 2017 году

Суммы выплат, которые устанавливаются как федеральными властями, так и региональными, напрямую зависят от прожиточного минимума на ребенка. При этом учитывается как средний показатель по РФ, так и отдельный для каждого региона.

Сегодня остается актуальным прожиточный минимум, установленный 01.12.2016. Согласно постановлению Правительства, минимум для взрослого человека – 9889 рублей, для ребенка – 9668.

Можно сделать определенные выводы, оценив суммы детских выплат, указанные в таблице выше, и размер прожиточного минимума. Вот некоторые из них:

  • Пособие при рождении ребенка, выплаты по уходу за ним до 1,5 лет, а также материнский капитал – значительная и ощутимая помощь для семейного бюджета. Эти суммы действительно помогают родителям содержать и воспитывать детей на первых порах их жизни.
  • Многодетным семьям с детьми до 3 лет полагается ежемесячное пособие. Оно выплачивается из регионального бюджета и соответствует прожиточному минимуму на каждого ребенка. Получать компенсацию имеют право малообеспеченные семьи.
  • Есть в списке пособий и совсем незначительные выплаты, которые не приносят семьям практически никакой пользы. Речь идет о ежемесячных выплатах на ребенка, а также помощи женщинам, оформленным на учет в консультацию на ранних сроках беременности. В этом контексте нельзя не вспомнить также компенсацию родителям, находящимся в отпуске по уходу за детьми. Ее размер составляет всего 50 рублей в месяц.

Даже учитывая некоторые негативные моменты, можно отметить, что за последние десять лет поддержка государством семей с детьми стала более значительной. А если сравнивать текущее положение с 90-ыми годами, разница просто колоссальная.

Материнский капитал за второго ребенка в 2017 году

В нынешнем году система начисления пособий за второго ребенка была изменена. Все так же эти выплаты имеют три основных назначения:

  • Жилье. Использовать начисленные деньги можно будет не только для оплаты первого взноса, но и процентов по ипотеке.
  • Обучение ребенка. Для полученного капитала можно создать отдельный счет в банке, деньги из которого в будущем используются для оплаты обучения. Некоторые СМИ утверждают, что будут доступны и зарубежные учебные заведения.
  • Пенсия. Выплаты можно накапливать на банковском счету матери. Впоследствии этот капитал будет использован как помощь родителям по достижении ими пенсионного возраста.

В нынешнем году этот список пополнился еще одним пунктом – содержание больного ребенка. Начисленные средства можно будет тратить на покупку лекарств, проведение процедур и реабилитационных мероприятий для ребенка-инвалида.

В планах также ввести еще один вариант целевой траты полученных средств. Речь идет о покупке нового автомобиля. Воплотив такую инициативу в жизнь, ее создатели рассчитывают добиться двух целей. Первая – помощь в приобретении транспортного средства молодыми семьями. Вторая – помощь отечественному автопроизводителю.

Главное же изменение затрагивает саму суть материнского капитала. С 2017 года получателем денег является вся семья. Теперь подать заявку на получение средств может и отец. Отметим, что сам второй ребенок также может получить полноценное право на выплаты. Подобное случается, если мать и отец были лишены родительских прав.

Сумма выплат за второго ребенка

В нынешнем году материнский капитал за второго ребенка составляет 453026 рублей. Эта цифра может вырасти в ближайшие годы. Позиция Государственной Думы такова: суммы выплат будут повышены, когда бюджет стабилизируется, а его доходная часть увеличится. Некоторую часть денег за второго ребенка можно снять наличными. Она составляет 20 тысяч рублей. Эту денежную сумму можно потратить на текущие основные нужды малыша: кроватку, памперсы, одежду, лекарства и прочее.

У регионов также имеются собственные программы поддержки семей. Деньги, полученные благодаря им, чаще всего можно расходовать на свое усмотрение, без целевых трат.

Индексация детских пособий

В 2008 году российским Правительством была установлена процедура индексации всех детских пособий. При пересчете сумм выплат учитывался прогнозный уровень инфляции в государстве, который определялся в бюджете на каждый финансовый год. Индексация позволяла полностью или частично избежать снижения значимости пособий для семей, учитывая ежегодное повышение цен на товары и услуги.

Подобный вариант индексации имеет один большой недостаток: фактическая инфляция всегда превышает уровень прогнозной. При этом фактической инфляцией мы считаем показатель, определенный Росстатом, который, как правило, занижен.

В качестве примера возьмем 2015 год. Материнский капитал и суммы выплат на ребенка после индексации выросли на 5,5%. Год закончился с показателем инфляции 12,9%. Таким образом, реальная покупательная способность по этим пособиям всего лишь за один год снизилась на 7%.

Согласно действующим законам Российской Федерации, доиндексация выплат осуществляется лишь при пересмотре параметров главного бюджета страны. Подобная процедура проводится крайне редко и только в случае серьезного финансового кризиса.

Более того, пересмотр параметров бюджета – это не гарантия проведения доиндексации. В 2015 году Правительством была принята новая редакция закона о бюджете. В документе фигурировал показатель инфляции 12,2%. Такая цифра отражала реальное положение дел в стране, чего нельзя сказать о прежнем показателе – 5,5%. Однако в том же году был принят закон о приостановке индексаций пособий на ребенка и материнский капитал.

В качестве компенсации с 2016 года изменился порядок пересчета сумм выплат. Как и для пенсий, индексация для пособий по ребенку, согласно закону, осуществляется с учетом фактической инфляции в государстве, а не прогнозной. В каждом году индексация должна проводиться с учетом инфляции предыдущего финансового года.

Антон Силуанов, глава Министерства финансов, сказал по этому поводу следующее: «Экономическая ситуация в стране ухудшилась. Индексацию пособий с учетом прогнозной инфляции необходимо убрать».

Не обошлось без радикальных предложений. В Государственной Думе звучат идеи вообще отойти от практики индексации выплат на инфляцию. Взамен предлагается проводить пересчет всех пособий и компенсаций исключительно на усмотрение Правительства. При этом не действуют никакие «привязки». Конкретные суммы пособий и компенсаций зависят от бюджетных резервов государства.

Актуально на: 3 февраля 2017 г.

Так называемые «детские» пособия – это государственные пособия гражданам, имеющим детей. К основным из них относятся (гл.II Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

О размере детских пособий в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Пособие по беременности и родам

За 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности за 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86, а при рождении двух или более детей – 110 дней) после родов женщине предоставляется отпуск по беременности и родам. За это время ей полагается выплата пособия (ст.ст.6,7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам выплачивает работодатель в размере 100% среднего заработка за указанные дни (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Порядок расчета пособия по беременности и родам аналогичен порядку исчисления пособия по временной нетрудоспособности.

Пособие по беременности и родам исчисляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Учитывая, что максимальный средний дневной заработок по декретному отпуску, наступившему в 2017 году, составляет 1 901,37 рублей ((670 000 +718 000) / 730), максимальное пособие по беременности и родам в 2017 году за 140 дней составит 266 191,80.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Если женщина встает на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), у нее возникает право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении 2 и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Величина пособия зависит от статуса лица, которому это пособие предоставляется.

Так, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на пособие в размере 40% среднего заработка, исчисляемого аналогично порядку, предусмотренному для расчета пособий по беременности и родам (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в январе 2017 года не может быть менее 2 908,62 рублей по уходу за первым ребенком и 5 817,24 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

С 01.02.2017 минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составляет (п. 1 Постановления Правительства от 26.01.2017 № 88):

  • за 1-го ребенка 3 065,69 рублей;
  • за 2-го и последующих детей — 6 131,37.

Новый закон о пособии по уходу за ребенком до 3 лет без ограничений по году рождения ребенка

Государственная Дума приняла изменения в Федеральном Законе от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в котором ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до 3-х лет опять положены только родителям, чьи дети рождены после 2018 г. Но почему семьи, в которых ребенок родился на один, два или три месяца раньше 2018 г., и проходящие по прожиточному минимуму, не могут рассчитывать на такую помощь со стороны Правительства? Это было бы существенным подспорьем в семейном бюджете. Все льготы, связанные с ипотекой и выплатами из материнского капитала, они также получать не имеют право. Но это еще как-то можно понять, ребенок рожден до принятия закона, а закон обратной силы не имеет. Но новые изменения просто не укладываются в голове. Почему тогда Правительство не принимает эти поправки для детей, рожденных с 2020 г.? Почему семьи, в которых появились дети в 2019 и 2018 гг. будут получать пособия, а в 2017 г. нет? В ходе прямой линии Президент РФ на всю страну объявил, что что пособие будет увеличено и что будет это сделано адресно — нуждающимся. Но почему тогда ни Президент, ни средства массовой информации не уточнили, что дети 2017 года не достойны этого или нуждаются в чем-то меньше рожденных с 2018 года? Почему такой выборочных подход у Правительства в нашей стране в плане поддержки граждан, а особенно детей. Надеемся на понимание и помощь Президента РФ, пока еще есть возможность внести изменение в этот закон для всех детей до 3-х лет, в том числе и рожденных в 2017 году.

Пособие по уходу за ребенком с учетом новых разъяснений Минтруда и ФСС

Е. А. Новикова

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2017

Каков порядок назначения пособия по уходу за ребенком? Как оно рассчитывается? Как определить максимальный размер такого пособия?

В марте сотрудники Минтруда и ФСС выпустили письма от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 и 02-08-01/22-04-1049л соответственно, в которых дали разъяснения об исчислении максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 2017 год. В этой статье напомним порядок расчета и выплаты данного пособия с учетом разъяснений чиновников.

Cогласно ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Для назначения и расчета пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ и Порядком № 1012н.

Порядок назначения пособия.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

К сведению:

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

При этом назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем (работодателем) по месту работы застрахованного лица (работницы) в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для назначения пособия необходимо представить документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ или п. 54 Порядка № 1012н. Итак, застрахованное лицо обязано подать следующие документы:

  • заявление о назначении пособия;

  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

  • копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;

  • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

  • справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует (не используют) отпуск по уходу за ребенком и не получает (не получают) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

  • если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) (не работают (не служат)) либо обучается (обучаются) по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 58 Порядка № 1012н).

Обратите внимание:

Вся сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитанная в соответствии с законодательством, выплачивается за счет средств бюджета ФСС (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. «а» п. 59 Порядка № 1012н).

Расчет пособия по уходу за ребенком.

При расчете пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ и Положением № 375. Итак, согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

К сведению:

С 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

  • минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;

  • минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 6 Положения № 375). Таким образом, в расчетный период включаются 2015 и 2016 календарные годы. Отметим, что 2016 год является високосным и составляет 366 дней. Соответственно, количество календарных дней в расчетном периоде равно 731 (365 + 366).

При этом средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в данном периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 15(2) Положения № 375). Кроме того, ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлена предельная величина среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Средний дневной заработок для исчисления указанного пособия не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2017 году, составляет 1 901,37 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 730 дн.).

К сведению:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, составляет:

  • на 2015 год – 670 000 руб.;

  • на 2016 год – 718 000 руб.

Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года, при этом средний дневной заработок, исчисленный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, не может превышать 1 901,37 руб.

К сведению:

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 данной статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

  • на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС согласно Федеральному закону № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Если средний заработок застрахованного лица за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления страховых взносов для соответствующих лет и в указанном периоде отсутствуют исключаемые периоды, обозначенные в ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, при расчете пособий в связи с материнством в 2017 году средний дневной заработок может быть равен 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 дн.).

Такие разъяснения представлены в Письме ФСС РФ от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л.

Определяем максимальный размер пособия.

В Письме Минтруда РФ от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 представлен расчет максимального размера пособия по уходу за ребенком в 2017 году. Итак, средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде. Согласно ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленный в процентном отношении к среднему заработку (40% среднего заработка). Таким образом, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 089 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 731 дн. x 30,4 дн. x 40%).

Если же производить расчет по правилам ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, средний дневной заработок для расчета пособия в 2017 году не может превышать 1 901,37 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 730 дн.). Таким образом, в соответствии с данным законом максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году – 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. х 30,4 дн. х 40%).

Из приведенных разъяснений следует: если заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления взносов (718 000 и 670 000 руб. соответственно), максимальный размер пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.

НДФЛ и страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ ежемесячное пособие по уходу за ребенком не облагается НДФЛ.

Указанное пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ).

Кроме того, на сумму выплачиваемого пособия уменьшается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).

* * *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое застрахованному лицу, не может быть меньше минимальных размеров пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб., за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб., но и не может быть больше максимального размера пособия, исчисленного в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом порядок определения максимального размера пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н.

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудопособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Напомним, сейчас это пособие выплачивается на детей до 1,5 лет также в размере прожиточного минимума ребенка, но критерий нуждаемости – 1,5 прожиточных минимума трудоспособного населения на одного члена семьи, установленного за 2 квартал предыдущего года.

Порядок назначения

Разработаны новые правила, а также новый Административный регламент выплаты пособия на первого и второго ребенка.

Обращаться за выплатой в Соцзащиту или ПФР придется 3 раза. Изначально выплаты будут назначаться до достижения ребенком возраста 1 год. Затем надо будет подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет.

Пособие на первого ребенка платят органы соцзащиты населения, на второго ребенка – ПФР из средств маткапитала. То есть за второго ребенка получить и это пособие, и полный маткапитал не получится.

📌 Реклама Отключить

Россияне выражают свое недовольство некоторыми аспектами нового закона.

Недовольство №1. Дата рождения ребенка

Платить пособие до 3 лет будут на детей, рожденных в 2018 году и позднее. «А наши дети чем хуже?», — негодуют родители малышей, появившихся на свет в 2017 году.

На сайте РОИ опубликована инициатива, автор которой требует убрать ограничения по году рождения из вышеназванного закона, чтобы дети, рожденные в 2017 году, наравне с остальными детьми могли получать пособие.

«Это еще как-то можно понять, ребенок рожден до принятия закона, а закон обратной силы не имеет. Но новые изменения просто не укладываются в голове. Почему тогда Правительство не принимает эти поправки для детей, рожденных с 2020?», — возмущается активный гражданин.

Недовольство № 2. Критерий нуждаемости

Его надо убрать вовсе, и платить пособия всем семьям, где есть маленькие дети, считает другой активист. 📌 Реклама Отключить

Выплачивать пособие по уходу за ребенком в размере прожиточного минимума ребенка в регионе проживания надо без привязки к текущим доходам семьи, говорится в инициативе, опубликованной на сайте РОИ.

Автор предложения отмечает, что усердно трудящийся человек получает зарплату, платит с нее внушительные налоги, а с этих налогов идут выплаты не только людям, не способным по объективным причинам зарабатывать больше, но и тунеядцам, и скрывающим свои доходы людям.

Недовольство № 3. Источник выплат на 2-го ребенка

Напомним, на первого ребенка пособие платит орган соцзащиты населения, а на второго ребенка – ПФР из средств маткапитала.

Это вызывает негативную реакцию семей, родивших второго ребенка. Дело в том, что потратить маткапитал можно, например, на покупку жилья. Поэтому нет смысла распалять его на текущие расходы, ежемесячно получая энную сумму.

📌 Реклама Отключить

Получается, что фактически за второго ребенка никакого пособия и нет, ведь маткапитал и так уже принадлежит семье в силу закона. То есть пособие семья как бы получает из своих же денег.

На сайте РОИ размещена инициатива, автор которой требует выплачивать пособия на детей до 3-х лет не из средств материнского капитала, а найти для этого другие источники выплаты.

По его мнению, это действительно будет реальной помощью семьям с двумя детьми и будет способствовать уменьшению бедности населения.

Кроме того, повысится уровень веры в надёжное будущее России, а также повысится стабильность в стране.