Банкротство внешнее управление

Содержание

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют. К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве. Его цель заключается в восстановлении платежеспособности банкрота и полный расчет с кредиторами по имеющимся долговым обязательствам.

Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Как проводится внешнее управление?

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему. Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием. Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

К сведению Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности. Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Важно Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего. Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации. Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Информация Сразу после назначения, арбитражный управляющий начинает осуществлять руководство организацией. В трехдневный срок руководящие органы передают всю бухгалтерскую и другую документацию, штампы, печати, материальные ценности в распоряжение управляющему. Он при этом обязан принять все имеющееся имущество, провести его инвентаризацию, открыть специальные банковские счета для проведения финансовых операций и по всем действиям составлять отчетность.

Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18 месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должника повлияли стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Информация Принципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Глава VI. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

  • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
  • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
  • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Статья 96. Внешний управляющий
  • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
  • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
  • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
  • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
  • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
  • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
  • Статья 103. Утратила силу
  • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
  • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
  • Статья 106. План внешнего управления
  • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
  • Статья 108. Продление срока внешнего управления
  • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
  • Статья 110. Продажа предприятия должника
  • Статья 111. Продажа части имущества должника
  • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
  • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
  • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
  • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 112. Уступка прав требования должника
  • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
  • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
  • Статья 115. Замещение активов должника
  • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
  • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
  • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
  • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
  • Статья 121. Расчеты с кредиторами
  • Статья 122. Утратила силу
  • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
  • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего

Открыть полный текст документа

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным — законом.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Федерального закона.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

1.3.5.2 Последствия введения внешнего управления

1. С даты введения внешнего управления:

— прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнею управляющего;

— внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

— прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных
ценностей внешнему управляющему;

— отменяются ранее принятые меры но обеспечению требований кредиторов;

— аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

— вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

— о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

— об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

— об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

— об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

— об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

— об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

— о замещении активов должника;

— об избрании представителя учредителей (участников) должника;

— о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

— иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления дол­жника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возмож­ность предусмотрена планом внешнего управления.

1.3.5.3 Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработ­ной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об ис­требовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

— не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санк­ции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обяза­тельств и обязательных платежей, за исключением денежных обяза­тельств и обязательных платежей, возникших после принятия заявле­ния о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени);

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотрен­ными настоящей статьей такими размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным су­дом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям креди­торов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требо­ваний должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства.

1.3.5.4 Внешний управляющий

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, установленных настоящим Федеральным законом, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение. Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению. Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано. Обжалование определения об утверждении внешнего управляющего не влечет за собой приостановление его исполнения.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона.

Статья 146. Возможность перехода к внешнему управлению. 1. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

2. Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов и не погашены на дату проведения собрания кредиторов, рассматривающего вопрос о принятии такого решения.
Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.
На основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
3. В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:
прекращаются ограничения органов управления должника, предусмотренные настоящей главой;
открывается реестр требований кредиторов;
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.
На требования кредиторов, уполномоченных органов по денежным обязательствам должника и об уплате обязательных платежей, возникшие до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в ходе конкурсного производства начисляются проценты в размере и в порядке, которые установлены пунктом 2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если на дату вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению с даты введения конкурсного производства прошло менее чем три месяца, течение срока, установленного пунктом 1 статьи 102 настоящего Федерального закона, приостанавливается до утверждения внешнего управляющего.
Комментарий к статье 146
1. Нормы комментируемой статьи — одна из новелл Закона, направленных на защиту интересов должника.
В соответствии с ранее действовавшим Законом 1998 г. конкурсное производство могло повлечь только ликвидацию должника (за исключением ситуаций, когда находилось третье лицо, оплачивающее все обязательства должника). Теперь в соответствии с комментируемой статьей возможен переход от конкурсного производства к внешнему управлению.
Переход может быть осуществлен только в случае, если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, т.е. если ранее оздоровительные процедуры не проводились (если от наблюдения был осуществлен переход к конкурсному производству).
2. Основание перехода от конкурсного производства к внешнему управлению может быть только одно — предположение (которое возникло на стадии конкурсного производства), что платежеспособность должника может быть восстановлена. Это должно быть подтверждено выводами финансового анализа. Например, указанные предположения могут быть связаны с повышением спроса на продукцию, производимую должником, в частности с появлением на рынке новых технологий, позволяющих каким-то образом использовать эту продукцию.
В этой связи не вполне объяснима невозможность перехода к внешнему управлению, если ранее восстановительные процедуры проводились. Представляется, что указанная непоследовательность Закона должна быть устранена: если кредиторы согласны дать должнику еще один шанс (ввиду вновь открывшихся обстоятельств), нецелесообразно запрещать им это делать.
3. Постановка вопроса о переходе к внешнему управлению не право, а обязанность конкурсного управляющего (соответственно возникает мысль о возможности привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности). В течение месяца после выявления обстоятельств, которые могут являться основанием для перехода к внешнему управлению, управляющий обязан созвать собрание кредиторов и поставить перед ними соответствующие вопросы.
4. Собрание может принять решение об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства в связи с переходом к внешнему управлению. Это решение в силу п. 2 комментируемой статьи принимается большинством голосов кредиторов от общего числа голосов кредиторов, требования которых, включенные в реестр, не являются погашенными на дату проведения указанного собрания кредиторов.
Такой порядок голосования в принципе соответствует установленному в п. 2 ст. 15 Закона.
Однако возникает очень важный вопрос, четкого ответа на который Закон не дает: каковы последствия невозможности принятия собранием решения о переходе к внешнему управлению (ввиду отсутствия необходимого числа голосов кредиторов)? Можно ли применять п. 3 ст. 15 Закона, в соответствии с которым на повторном собрании решение считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, число голосов которых составило более 30% общего числа голосов?
Исходя из буквального толкования норм ст. 15 Закона и комментируемой статьи на поставленные вопросы можно дать следующий ответ. Решение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению, о котором говорится в п. 2 комментируемой статьи, не названо в числе решений, перечисленных в п. 2 ст. 15 Закона и требующих принятия квалифицированным большинством голосов (соответственно можно отметить очередной недостаток юридической техники Закона — п. 2 ст. 15 содержит исчерпывающий перечень решений; при этом оговорка о возможности его расширения Законом отсутствует).
Поскольку рассматриваемое решение в п. 2 ст. 15 Закона не названо, следовательно, буквальное толкование норм п. 3 ст. 15 Закона приведет к отрицательному ответу на вопрос о возможности их применения в данном случае.
Следовательно, повторное голосование для принятия решения о переходе к внешнему управлению не должно созываться; соответственно решение, не принятое на первом собрании, не может быть принято вообще.
При рассмотрении на собрании возможности возврата к внешнему управлению кредиторы должны решить вопрос о предполагаемом сроке внешнего управления и определить требования к кандидатуре управляющего.
5. Арбитражный суд рассматривает ходатайство собрания кредиторов и при наличии оснований выносит определение о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Основание — наличие возможности восстановить платежеспособность; при этом установлен важный объективный критерий: в силу ч. 4 п. 2 комментируемой статьи у должника должно быть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Представляется, что это может быть любая деятельность — не обязательно та, которую должник осуществлял ранее.
6. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает важнейшие последствия перехода к внешнему управлению:
1) прекращение ограничений органов управления должника, существующих в конкурсном производстве (соответственно переход к ограничениям, определенным для внешнего управления);
2) открытие реестра требований кредиторов. Реестр открывается в целях привлечения к участию в процедурах внешнего управления тех кредиторов, чьи требования не были удовлетворены полностью — если требование было удовлетворено, оно считается погашенным и не подлежит восстановлению, даже если того желает кредитор;
3) придание статуса текущих следующим категориям требований:
— требованиям кредиторов по денежным обязательствам и требованиям об уплате обязательных платежей, возникшим в ходе конкурсного производства (это правило ч. 4 п. 3 комментируемой статьи особо актуально для требований уполномоченных органов, так как в конкурсном производстве они могли претендовать только на имущество, оставшееся после удовлетворения всех реестровых кредиторов);
— требованиям кредиторов, недействительным на момент открытия конкурсного производства (это требования, срок исполнения которых в соответствии с обязательством наступал после введения конкурсного производства и который в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 126 Закона был признан наступившим). Таким образом, даже если, к примеру, срок исполнения требований 25 марта, а возврат к внешнему управлению производится 3 марта, то требование будет считаться наступившим, так как такой статус возник у него с момента введения конкурсного производства. Представляется, что подобным образом должен решаться вопрос об обязательных платежах, упоминаемых в ч. 2 п. 1 ст. 126 Закона;
4) начисление на требования кредиторов и уполномоченных органов, возникшие до принятия решения о банкротстве должника (возникшие после являются текущими), процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (в соответствии с ч. ч. 4 — 6 п. 2 ст. 95 Закона);
5) приостановление течения трехмесячного срока для заявления отказа внешнего управляющего от сделок должника, если переход к внешнему управлению осуществляется менее чем через три месяца после открытия конкурсного производства и внешний управляющий одновременно с вынесением определения не утвержден. Смысл этой нормы п. 4 комментируемой статьи в том, что и конкурсный, и внешний управляющий имеют право отказаться от сделок должника в соответствии со ст. 102 Закона в течение трех месяцев с момента введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства; поэтому если мы переходим к внешнему управлению более чем через три месяца после начала конкурсного производства, вопрос об отказе от сделок не стоит (конкурсный управляющий исчерпал данное полномочие). Если же прошло менее трех месяцев, то в оставшейся части срока отказаться от сделок должника сможет уже внешний управляющий, поэтому, если он не назначен определением о переходе к конкурсному производству, то течение трехмесячного срока приостанавливается с момента вынесения определения до момента назначения внешнего управляющего.
7. Комментируемая статья не регламентирует порядок осуществления внешнего управления, к которому перешли от конкурсного производства. Поэтому представляется, что все положения гл. VI Закона подлежат применению, если это не противоречит сути отношений.
Соответственно внешнее управление может не закончиться восстановлением платежеспособности, что приведет к открытию конкурсного производства вторично.

Что такое внешнее управление при банкротстве: процедуры, функции, порядок введения

Поделиться записью:

Когда коммерческая компания подает заявление на признание лица несостоятельным, целью не всегда является ликвидация. А в случае банкротства, ликвидация предприятия подразумевается сама собой. Но есть возможность в ходе процесса вернуть финансовые возможности, реанимировать фирму. И тогда она сможет полностью закрыть свои долговые обязательства и продолжить деятельность. Об этом и пойдет речь в данной статье, внешнее управление как процедура при банкротстве.

Хотя, существует возможность, что цели учредителей и руководителей лежат в иной плоскости. Они просто хотят избавиться от неугодного проекта, довести дело до конкурсного производства. Но в таком случае вполне легко предусматривается умысел. Ведь такой фактор гласит о том, что компания изначально не являлась добросовестным заемщиком. И сформированные задолженности она в принципе и не планировала оплачивать. Поэтому если руководствоваться точкой зрения закона, то финансовая реабилитация – это всегда наиболее выгодный вариант для всех сторон.

Если обозначенная стадия процедуры реализуется успешно, то в этом случае, конкурсное производство не предусматривается. То есть, нельзя реанимировать проект за счет продажи его имущества, это будет уже иной этап.
Содержание статьи

      1. Что это, внешнее управление при банкротстве
      2. Основные цели особенности
      3. Когда вводят процесс
      4. Права и обязанности
      5. Стадии
      6. Алгоритм действий
      7. Сроки
      8. Участники
      9. Права должника
      10. Права кредиторов
      11. Категории должников
      12. Юридические лица
      13. Граждане
      14. Банки
      15. Застройщик
      16. Контроль за ВУ
      17. Отличия ВУ от финансового оздоровления
      18. Варианты завершения ВУ
      19. Последствия
      20. Жалоба
      21. Заключение

Что это, внешнее управление при банкротстве

Это комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление финансовых возможностей должника, его платежеспособности. Применять ее допустимо лишь в случае назначение непосредственно арбитражным судом. А он не всегда приходит к такому решению. Для этого необходимы аргументированные условия.

  • За установленный срок существует потенциальная возможность реабилитации.
  • Анализ «внутренней кухни» и бухгалтерии показал, что у компании существуют активы, с помощью которых данный процесс завершится успешно при грамотных действиях со стороны руководителя.
  • Кредиторы согласны с данным решением, а также направляют ходатайство с официальным представителем собрания кредиторов в суд.

Последнее условие обычно всегда наличествует, если есть первые два. То есть, когда активы фирмы действительно позволяют вернуть долг, то нет никакого смысла доводить дело до конкурсного производства. Кредиторам такой подход не выгоден, ведь имущества обычно не хватает на покрытие всех обязательств. Правда, за выгоду приходится платить задержкой по времени.

Банкротство физических лиц

от 7200 руб/месяц

Услуги кредитного юриста

от 3000 руб

Юридическая помощь должникам

от 3000 руб

Списание долгов по кредитам

от 7200 руб/месяц

Основные цели особенности

Разумеется, есть не только цели, но и задачи для каждого этапа. Но конечный результат, предполагаемый судом, всегда идентичный. Внешнее управление вводится с целью:

  • Реанимация проекта, возвращение его финансовой активности.
  • Дальнейшее продолжение деятельности компании.
  • Погашение всех долговых обязательств.

К особенностям же можно отнести:

  • Замораживаются требования контрагентов на срок процесса.
  • Все полномочия по руководству фирмой временно переходят к назначенному лицу. А гражданин, занимающий должность руководителя, отстраняется от работы.
  • Назначается срок процесса, в среднем – 18 месяцев. Максимально допустимый предел – 24 месяца.
  • Управляющий имеет права отменять любые прошлые решения, менять стратегию, разрывать договора и контракты в установленном законом порядке.
  • Через месяц после вступления в должность он обязан составить проект действий, передать его кредиторам. А они, в свою очередь, одобряют его или блокируют.

Когда вводят процесс

Итак, внешнее управление вводится только судом. И только на конкретный период, с возможностью продления на 6 месяцев, но не более двух лет в итоге.

Введение возможно в ситуациях, когда политика финансового оздоровления была успешной, а глубинный анализ показал, что в дальнейшем компания сможет «встать на ноги». Другими словами, без точных предпосылок это невозможно. А значит, стадия ни в коем случае не может быть первичной. Она активируется после получения все информацию по данному проекту. А также пробных экспериментов, проверки всех путей приобретения и сбыта благ, изучения документации по задолженностям.

Права и обязанности

Это центральная фигура в процессе. Именно от его компетентности на 80% и зависит успех. Ведь фактически этот человек должен самостоятельно сделать то, что не смогли все руководители и учредители вместе за долгий период. Причем они не смогли обеспечить работу фирмы при нормальных условиях, а управляющий уже начинает из заведомо проигрышной позиции, когда лицо на грани ликвидации.

Обязанности этого человека логично вытекают из должности – ведение проекта, решение всех экономических задач, поиск правильной стратегии. Но также он и ведет отчетность перед собранием кредиторов, демонстрируя шаги восстановления.

Он имеет право:

  • Осуществлять полную хозяйственную деятельность предприятия.
  • Распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Но, естественно, он не имеет прав реализации без строгой отчетности по целевому назначению полученных в итоге денежных средств.
  • Требовать от суда признания некоторых сделок недействительными. С ничтожными сделками – понятно, а вот действительность разбирается лишь в особых случаях. И заявление – одна из веских причин.
  • Оформлять, заключать мирное соглашение с кредиторами, абсолютно не консультируясь с учредителями или управленцами, смещенными с должности.

Стадии

Учитывая ограниченный срок внешнего управления при банкротстве, для всех стадий существует четко отведенные лимиты. Назначение – не более месяца. Это первичный этап. И к слову, он и я является самым важным. Ведь от того, кто вступит на должность, зависит позитивный или негативный исход всего мероприятия. Также стоит понимать, что данный гражданин должен занимать абсолютно беспристрастную, нейтральную позицию. Руководствоваться требованием закона, а не желаниями учредителей или собрания кредиторов.

На второй стадии происходит утверждение плана. На его составление отводится ровно один месяц. За этот срок ставленник должен детально ознакомиться со всеми активами проекта, требованиями контрагентов. И выдвинуть документ на утверждение собранию кредиторов. Они имеют права внесения собственных корректировок, которые в связи с их интересами, покажутся эффективными.

Третья стадия – самая длительная. Это реализация плана, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий. Именно на ее долю приходится срок от 18 месяцев до двух лет. А завершающим этапом выступает полный расчет с долгами. Так что условно стоит выявить четыре главных части.

Алгоритм действий

Общий порядок выглядит так:

  • Уведомления руководителей и учредителей.
  • Формирование заявления и направления в суд.
  • Получения разрешение.
  • Введение ВУ.
  • Передача всей документации новому временному руководителю.
  • Утверждение плана на собрании.
  • Уведомление о новой политике компетентные органы, в первую очередь налоговые.
  • Собрание сотрудников, в том числе бухгалтеров и аудиторов. Персональная работа с ними.
  • Инвентаризация, анализ активов, выявление скрытых ресурсов.
  • Погашение задолженностей.
  • Подведение итогов на собрании.

Стоит понимать, что конкретный порядок введения внешнего управления способен изменяться. Видение управленцев бывает разным. И их понятие об эффективности. Но тут приведен частный случай, который оказывается верным вариантом в 80%.

Сроки

Как уже стало понятно, максимальный лимит упирается в два года. Но начальный имеет вольную трактовку. Суд по общим правилам выдвигает диапазон от 12 до 18 месяцев. Но вполне возможно, что работа будет закончена еще быстрее. Особенно если речь идет про небольшую компанию, в которой даже сотрудников всего один-два человека. Тем более, если она существует на рынке недолгий срок.

Участники

В принципе, существует 4 главных участника. Сам новый управленец, должник в лице всех учредителей и держателей привилегированных акций, кредиторы, которые хотят получить свои финансовые средства. И государственные органы власти, в первую очередь сам арбитражный суд. А также налоговые органы. Они занимают надзорную позицию.

Права должника

Фирма не полностью лишается своих полномочий. У нее остается возможность влиять на мероприятия, а также даже полностью отказываться от них. Они имеют права заменять активы на равноценные, приостанавливать процесс с помощью расчета и погашения долгов. А также вносить предложения в том числе о реализации имущества. То есть, как бы переходя к конкурсному производству, но только целевыми участниками аукциона будут исключительно кредиторы. И к функциям внешнего управления относятся рассмотрение и удовлетворение (при законности) таких требований.

Права кредиторов

Заимодавцы корректируют всю работу, вносят предложения, списки требований, ходатайствуют в суд. А также на своих собраниях утверждают стратегию и план. Сам новоиспеченный директор соответственно занимает руководительской работой, проводит инвентаризацию, сверяют бухгалтерию.

Также стоит понимать, что на собрании принимается решение об удовлетворении плана. На него сильно влияют списки запросов заимодавцев. Параметры, которые они указывают, нельзя игнорировать по закону.

Кроме того в крайнем случае на этом же мероприятии составляет ходатайство в суд запросом на реализацию имущества. То есть, банки решили, что просто не хотят ждать, либо политика реабилитации их не удовлетворяет. Они меняют свое решение и желают поскорее перейти к конкурсному производству. Естественно, в этом случае подразумевается полная ликвидация предприятия. Ведь целью процедуры внешнего управления является дальнейшее функционирование. А самим кредиторам абсолютно безразлично, что будет с компанией. Их интересуют лишь задолженности, которые нужно погасить в их пользу.

Категории должников

Теперь мы посмотри, кто же способен стать объектом комплекса. Ведь как известно, в принципе процедура банкротства в Российской Федерации внесена для нескольких категорий.

Юридические лица

Один из способов полноценного восстановления функциональных возможностей. Конкретно для этого субъекта и применяется подобная схема. И стоит признать, является результативным вариантом. Почти всегда скопления долгов – это итог безграмотной работы директоров, попытки хищения. И если их заблокировать, а принимать решения будет разумный и квалифицированный сотрудник, то предприятие вернется к нормальной работе.

Банкротство физических лиц

от 7200 руб/месяц

Услуги кредитного юриста

от 3000 руб

Юридическая помощь должникам

от 3000 руб

Списание долгов по кредитам

от 7200 руб/месяц

Граждане

А вот для них комплексы такого типа не предусматриваются по определению. Но это не минус, ведь аналог процедуры все же существует. Просто им является реструктуризация. Она гораздо проще, ведь объектом становятся финансы всего одного человека, а не целой компании.

Банки

Это особый тип организаций. Поэтому у них есть свои механизмы выхода из кризисной ситуации. А вот традиционное ВУ, опять же, не используется. Иные методики оказываются гораздо более продуктивными. Тем более, структура деятельности таких учреждений очень сложна. И один управляющий не всегда сможет похвастаться хорошими результатами. Все же внешний управляющий при банкротстве – это надежный и опытный профессионал, но не гений, который мановением руки может возродить крупные банки из небытия, куда их загнала ошибочная внешняя и внутренняя политика.

Застройщик

Как один из типов юридических лиц. Широко используется ВУ. Но с рядом собственных особенностей. В первую очередь отличия заключается в том, что главной задачей становится даже не погашение задолженностей. А все же сдача объекта в эксплуатацию. Завершение его постройки, чтобы вложенные ранее ресурсы не пропали зря. Иначе расплатиться с заимодавцами будет просто нечем. Деньги из воздуха не появятся.

Контроль за ВУ

Как мы уже упоминали, главным надзорным органом являются сами заимодавцы. Управляющий постоянно ведет отчетность, сдавая ее для анализа. На основе этой документации и происходит контроль. Поэтому не только начальный план имеет место, почти каждый новый период поступают новые отчетные документы.

Отличия ВУ от финансового оздоровления

Зачастую эти два понятия путают. А ведь между ними есть существенная разница. Финансовое оздоровление также направлено на закрытие долгов и восстановление. Но при этом ограничивается контролем и рекомендациями. И работает по четко установленным гарантиям со стороны фирмы. Некая форма отсрочки.

А вот внешнее управление – это процедура банкротства, которая полностью отстраняет от работы директоров и учредителей. И по сути перерабатывает всю стратегию компании на новый лад. Не отсрочка, а тщательная переделка всей структуру, политики. Возможно даже смена должностей, наем или отстранение сотрудников.

Варианты завершения ВУ

Наиболее желаемый и ожидаемый вариант – это погашение всех обязательств. А в дальнейшем, продолжение коммерческой деятельности. Но так бывает не всегда. Если новая стратегия также зашла в тупик, а активов фирмы просто не хватает на реабилитацию, то наступает стадия конкурсного производства. Также ее могут инициировать и кредиторы, равно как и сами учредители. Это второй по частоте исход.

Еще одним методом действий и вариантов завершения комплекса способно стать мирное соглашение. Которое направил к контрагентам сам ставленник суда. И он имеет право его подписания. Правда, если оно будет рассмотрено и принято, это значит, что оно ставит проект в крайне невыгодное положение. Хотя, он все же не будет ликвидирован. А это нельзя не считать плюсом.

Последствия

Конечным итогом становится:

  • Полное удовлетворение требований. Тогда цель считается достигнутой по всем параметрам.
  • Мирное соглашение. Не лучший вариант, но приемлемый.
  • Конкурсное производство. Провал стратегии.
  • Назначение нового управляющего. Если предыдущий просто не справился со своей задачей. Обычно такое случается, если собрание отказывается принимать план. Даже не вносит правки, а просто считается его нецелесообразным по всем пунктам.
  • Продление срока. Если не удалось уложиться в базовый лимит. Обычно добавляется еще 6 месяцев.

Жалоба

Кредиторы имеют полное право подать подобную жалобу. Если считают, что действия, которые совершатся, игнорируют их интересы. Жалоба подается непосредственно в арбитражный суд. И если она будет удовлетворена, то должностное лицо будет заменено.

Кстати, требования удовлетворяются не мгновенно. Суд оставляет за собой задерживать решение вплоть до 30 дней. Чтоб провести скрупулезную проверку.

Теперь мы узнали, что такое процедура внешнего управления. И подводя итог, становится ясно, что это эффективный способ избежать ликвидации фирмы. А в этом по всей логике заинтересованы все участники.

0

Кредитный юрист

Дата рождения: 3.09.1976

Стаж работы: 16 лет

Образование:

Специалитет : СГАКИ (2000)

Факультет информационно – коммуникационных технологий (бывш. Библиотечно -информационный)

Магистратура: МГЮА

Юриспруденция

Заочная форма обучения

Поделиться записью:

Узнайте подробнее о наших акциях!

Как получить бесплатное банкротство за приведенных друзей?

Цена за банкротство от 7200 руб. в месяц вместо 10 000 руб.

Скидка 50 % на сбор документов для банкротства

Гарантия признания гражданина банкротом, прописанная в договоре