Автомобиль ОКОФ 2018

Грузовой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Вопрос

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Ответ

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

Связаные темы

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица

В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

Группа

СПИ (лет)

Действующий ОКОФ

Класс авто

Третья

Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется.

Четвертая

Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен.

Пятая

Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л.

До 01.01.17 г. большая часть легкового транспорта также относилась к 3 группе, поэтому особых изменений в этом плане для бухгалтеров не произошло. При установлении класса авто рекомендуется руководствоваться международной градацией (6 классов – мини A, малый B, низший средний C, средний D, верхний средний E, высший F).

Обратите внимание! Амортизационная группа автокрана определяется в зависимости от типа указанного оборудования. Так, краны стрелковые грузоподъемные относят ко 2 группе; краны-штабелеры к 5 группе; грузоподъемные – к 7 группе. Поскольку именно для автомобильных кранов амортизационная группа не утверждена, необходимо устанавливать срок полезного использования согласно техническому назначению подобного транспорта.

Можно ли амортизировать снегоход?

Строительная организация приобрела снегоход. Руководитель издал приказ о зачислении его в состав основных средств предприятия. Перед бухгалтером встал вопрос о правомерности применения вычета по НДС и учета сумм начисленных амортизационных отчислений для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль. Можно ли решить его положительно?

Государственный стандарт <1> содержит следующее определение: снегоходы — это внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью. Как видим, данное определение вполне позволяет утверждать, что снегоход может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. А если учесть, что допускается эксплуатация снегоходов с прицепами, сомнений в правильности сделанного нами вывода становится еще меньше.

<1> «Снегоходы. Требования безопасности. ГОСТ Р 50944-96», утв. Постановлением Госстандарта России от 10.09.1996 N 567. Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Примечание. Отстоять правомерность экономии по НДС и налогу на прибыль сложно, но можно.

Однако налоговые инспекторы, скорее всего, будут придерживаться противоположного подхода, ведь весьма распространенным представлением о возможном использовании снегохода являются всевозможные развлечения в широком понимании этого слова (гонки, экстремальные пробеги, поездки на охоту, рыбалку и т.п.). Поэтому организации, как и в случае осуществления любых других расходов, необходимо доказать их экономическую обоснованность, то есть использование снегохода в деятельности, направленной на получение доходов. Возможно ли это сделать? Практика дает положительный ответ на этот вопрос.

В частности, арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 24.01.2005 N А26-7214/04-25 согласились с тем, что предприятие правомерно воспользовалось вычетом «входного» НДС, уплаченного при приобретении снегохода, поскольку налогоплательщик подтвердил использование снегохода в производственных целях — для буксировки грузов на строительной площадке и сбора отходов вырубки с лесосеки третьего лица на основании договора с ним.

Более свежий пример — Постановление ФАС МО от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, в котором судьи указали, что инспекторы незаконно исключили из состава налоговых расходов суммы начисленной по снегоходу амортизации. Основание — налогоплательщик эксплуатирует опасный производственный объект, находящийся в отдаленной от ближайшего города деревне. В связи с этим был приобретен снегоход для передвижения в зимнее время, когда дорога не очищена от снега (суд отклонил довод инспекции о наличии асфальтовой дороги от отдаленного населенного пункта до города).

К сведению. Названное Постановление Определением ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-8617/10 было передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора, но только в части расчетов с бюджетом по ЕНВД, а также доначисления налога на прибыль вследствие отнесения затрат на приобретение изделий, необходимых для упаковки товара, в состав прямых расходов (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10). Таким образом, решение ФАС МО относительно признания расходов на амортизацию снегохода инспекторами не оспаривалось и вступило в законную силу.

Итак, снегоход вполне может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. Все зависит от видов осуществляемой организацией деятельности и изобретательности (фантазии) налогоплательщика. На наш взгляд, цель такой покупки и направления ее использования целесообразно указать в распорядительной документации (приказах руководителя) о приобретении снегохода, вводе его в эксплуатацию и закреплении за ответственным лицом.

Далее следует решить, в какую амортизационную группу нужно включить снегоход, чтобы установить срок его полезного использования и определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений. В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) <2> снегоходы упоминаются по коду 15 3410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы», что позволяет организации на основании Классификации ОС N 1 <3> выбрать третью амортизационную группу, установив срок полезного использования от трех лет до пяти лет включительно. Однако далеко не все специалисты считают возможным классифицировать снегоходы как автомобили. Например, высказывается предложение использовать код 15 3599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». В этом случае снегоход придется отнести к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от пяти лет до семи лет включительно. Второй вариант, по мнению автора, является более предпочтительным.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
<3> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Обратите внимание! Расходы на содержание снегохода (приобретение ГСМ, ремонт), как и затраты на содержание любых других видов служебного транспорта, могут признаваться для целей налогообложения прибыли на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при условии их документального подтверждения. Соответственно, в отношении учета расходов на ГСМ перед предприятием встает обязанность оформления путевых листов. Организация вправе разработать форму путевого листа самостоятельно. Главное, чтобы он содержал Обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» <4>.

<4> Подробнее см. статью А.И. Серовой «Маршрут следования автомобиля», N 1, 2011, с. 39 — 40.

В заключение еще один нюанс. Снегоходы в силу ст. 358 НК РФ признаются объектом обложения транспортным налогом.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

«Строительство: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Срок полезного использования автокрана

Интересный вопрос и неоднозначный, я бы поставила 4 группу, быстрее самортизируется, да и к пятой группе он вроде как подходит, надо посмотреть по параметрам автомобиля , к пятой группе относятся грузовые авто с определенными параметрами и если ваш автокран, т.е. сам авто подходит под эти параметры, то следует отнести все же к пятой группе , нашла вот такой ответ
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Амортизационная группа автомобиля

Актуально на: 18 июля 2017 г.

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.