Аудит расчетов с подотчетными

Содержание

Ревизия расчетов с подотчетными лицами

Контрольная работа по дисциплине

Контроль и ревизия

Санкт-Петербург

Г.

Ревизия кассовых операций

2. Ревизия расчетов с подотчетными лицами

3. Акт ревизионной проверки

4. Список использованной литературы

Ревизия кассовых операций

Учет кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.93 № 40 (далее — Порядок). Данный документ действует в отношении предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности (п. 1 Порядка). Однако Центробанк распространил его действие также на индивидуальных предпринимателей (Указания Банка России от 17.07.2006 № 08-17/2540). Поэтому предприниматели должны вести учет кассовых операций в соответствии с Порядком и осуществлять кассовые операции согласно установленным требованиям.

Чтобы осуществлять расчетно кассовые операции наличными деньгами, все организации и индивидуальные предприниматели должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме (п. 3 Порядка). Прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

Документальное оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Учет кассовых операций отражается в унифицированных формах, утвержденных данным документом. Осуществляя кассовые операции, организации и индивидуальные предприниматели заполняют:

· приходный кассовый ордер (форма № КО-1);

· расходный кассовый ордер (форма № КО-2);

· журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3);

· кассовая книга (форма № КО-4);

· книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

К приходным кассовым операциям относятся действия, связанные с получением наличных денег в кассу. Кассовые операции по приему наличных денег ведутся в соответствии с пунктом 13 Порядка. При приеме денежных билетов и монет кассиры обязаны руководствоваться установленными Центробанком России Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (Приложение № 1 к Порядку). Прием наличных денег производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя организации или индивидуального предпринимателя. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Кассовые операции по выдаче денежных средств оформляются согласно пункту 14 Порядка. Наличные деньги выдаются из касс по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам с наложением на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководителем либо индивидуальным предпринимателем, главным бухгалтером или лицами на это уполномоченными.

Все расчетно кассовые операции наличными деньгами учитываются в кассовой книге (п. 22 Порядка). Каждая организация или индивидуальный предприниматель ведут только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя или индивидуального предпринимателя и главного бухгалтера.

Ведя учет кассовых операций, руководители или индивидуальные предприниматели обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи в временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банков и сдаче в банк. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс прописаны в Приложении № 3 к Порядку.

Контроль кассовых операций, а также ответственность за соблюдение Порядка возлагается на руководителей либо индивидуальных предпринимателей, главных бухгалтеров и кассиров.
В сроки, установленные руководителем или индивидуальным предпринимателем, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассовых операций и кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе (п. 37 Порядка). Ревизия кассовых операций и кассы производится на основании приказа руководителя или индивидуального предпринимателя, которым назначается комиссия.

Если в организации или у индивидуального предпринимателя осуществляется автоматизация кассовых операций, дополнительно проверяют правильность работы программных средств, с помощью которых обрабатываются кассовые операции и документы (п. 37 Порядка). При желании организации и индивидуальные предприниматели могут установить видеоконтроль кассовых операций.

Ревизия расчетов с подотчетными лицами

1) Ревизия командировочных расходов. Для отражения расчетов с командированными лицами используются следующие регистры синтетического и аналитического учета:

· Главная книга;

· Журнал-ордер №7;

· Журнал-ордер №1;

· Кассовая книга.

Ревизор проверяет правильность оформления и использования типовой формы командировочного удостоверения: наличие необходимых реквизитов, указание цели командировки, наличие отметок о прибытии и выбытии, заверенных печатью организации, в которую командирован работник. Ревизор проверяет правильность определения срока командировки, законность ее продления, правильность подсчета дней (полных суток) пребывания в командировке, правильность возмещения документально подтвержденных расходов (проезд, жилье, суточные). Дополнительные расходы (сауна, питание) должны быть санкционированы руководителем. Ревизор проверяет наличие и правильность ведения журнала регистрации командировок лиц, отбывающих и прибывающих в командировки в данную организацию.

2) Ревизия хозяйственных расходов.

Ревизия подотчетных сумм тесно связана с ревизией кассовых операций и проводится чаще всего одновременно.

Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесообразно начинать с установления остатков задолженности этих лиц на конец ревизуемого периода. Для этого проводят инвентаризацию подотчетных сумм.

Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы организации путем сличения данных журналов-ордеров №1 и №7 за каждый месяц, а также соответствие сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и данными Главной книги за каждый месяц.

Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах и отраженных в авансовых отчетах, а также аналитических данных журнала-ордера №7 с авансовыми отчетами за конкретный период.

Проверяются расходы на закупку материальных ценностей по оправдательным документам, правильность их заполнения (накладные, счета, товарные и кассовые чеки, приходные и расходные кассовые ордера, акты закупки).

Ревизор обращает внимание на контроль в бухгалтерии выдачи денег подотчетным лицам только в пределах потребности.

Необходимо проверить, не числится ли задолженность по подотчетным суммам на конец проверяемого периода за лицами, которые на момент ревизии уволены из организации.

Ревизор проверяет, не было ли незаконных закупок материалов и инвентаря по завышенным ценам у частных лиц без накладных и товарных чеков. Если указанные ценности сразу списывались на издержки обращения, то проверяют обоснованность такого списания.

Чаще встречаются нарушения:

· Выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками организации;

· Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;

· Выдача денег на хозяйственные расходы лицам, не указанным в утвержденном списке организации;

· Несвоевременное предоставление отчета об израсходованных подотчетных суммах.

3) Ревизия представительских расходов.

При такой ревизии проверяется правильность их оформления. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение и величина расходов.

К документам по оформлению представительских расходов относятся программа приема с указанием состава участников, плановая смета расходов, отчет о производственных расходах, первичные учетные документы, подтверждающие такие расходы (товарные и кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок, авансовый отчет).

Аудит расчетов с подотчетными лицами

Обновление: 26 июля 2017 г.

Под подотчетными суммами понимают денежные авансы, которые получает сотрудник компании из кассы или с расчетного счета с целью приобретения услуг или товаров, относимых на операционные расходы, которые не могут быть оплачены безналичным способом, а также расходы на командировки и представительские расходы. Аудит расчетов с подотчетными лицами проводится с целью подтверждения корректности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с подотчетными лицами.

Процедуры аудита расчетов с подотчетными лицами

Аудит расчетов с подотчетными лицами представляет собой перечень процедур, которые необходимо провести аудитору, чтобы убедиться в корректности отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и отчетности предприятия.

Для проведения аудита расчетов с подотчетными лицами сопоставляется сальдо счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с суммами в главной книге, а также кредитовые обороты по данному счету с дебетом счетов затрат, материалов и прибыли.

После того, как установлено соответствие сумм на вышеперечисленных счетах, проводится проверка сумм в авансовых отчетах и документах, подтверждающих расходы.

Среди процедур, выполняемых аудитором при проверке расчетов с подотчетными лицами, можно выделить следующие:

  • проверка соответствия перечня лиц, получавших денежные средства под расчет, с перечнем лиц, имеющих на это право, утвержденным руководством предприятия;
  • проверка соблюдения запрета на выдачу авансов под расчет сотрудникам, которые не отчитались за предыдущие полученные таким способом суммы;
  • проверка соответствия расходов заявленным в авансовых отчетах целям;
  • проверка наличия подтверждающих документов (товарных чеков, актов приема-передачи услуг гостиниц, проездные билеты и т.д.) по командировочным расходам;
  • проверка соответствующим образом оформленных приказов предприятия о направлении сотрудников в командировку;
  • проверка соответствия сумм суточных расходов и прочих расходов по командировкам суммам, утвержденным на предприятии;
  • проверка начисления НДФЛ, который не следует начислять на суточные сверх норм, если данные суммы включены в коллективный договор;
  • проверка начисления НДС к возмещению из бюджета – налог с суммы расходов сверх норм не возмещается и покрывается за счет чистой прибыли;
  • проверка наличия счетов-фактур для возмещения НДС по материальным ценностям, приобретенным подотчётными лицами;
  • проверка отнесения корректных сумм представительских расходов на себестоимость продукции – речь идет о транспортировке официальных гостей, питании во время деловых встреч и оплате труда внешних переводчиков в сумме, не превышающей 4% от общего фонда оплаты труда предприятия;
  • контроль остатков на конец периода по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и движения по данному счету в журнале-ордере N 7 на соответствие авансовым отчетам.

При аудите расчетов с подотчетными лицами чаще всего используется метод сплошной проверки, т. е. каждый авансовый отчет подвергается анализу. Это делает данный участок проверки трудозатратным. После проведения данных процедур аудитор может удостовериться, что авансовые отчеты и сопроводительные документы оформлены правильно и информация в них соответствует действительности и что затраты отнесены корректно на себестоимость или на расходы за счет чистой прибыли.

Типовые ошибки участка расчетов с подотчетными лицами

Типовыми ошибками, совершаемыми при ведении расчетов с подотчетными лицами, не учитывая намеренного хищения и оформления несуществующих командировок для выдачи средств из кассы, являются некорректное оформление НДС, а также выдача подотчетных сумм сотрудникам, которые не входят в перечень лиц, уполномоченных получать данные суммы в соответствии с внутренними документами компании.

Осуществляем контроль расчетов с подотчетными лицами

А. Гусев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2017

Государственные (муниципальные) учреждения спорта самостоятельно организовывают и осуществляют внутренний контроль. При этом порядок его осуществления должен быть закреплен в учетной политике. Он должен затрагивать и вопросы проверки расчетов с подотчетными лицами. Об этом идет речь в статье.

Исходя из положений ст. 19 Закона о бухгалтерском учете и п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения спорта самостоятельно организовывают и осуществляют внутренний контроль совершаемых данными учреждениями фактов хозяйственной жизни. При этом порядок осуществления внутреннего контроля должен быть закреплен в учетной политике. Указанный контроль должен затрагивать в том числе вопросы проверки расчетов с подотчетными лицами.

Проверка законности совершаемых операций

Первое, на что следует обращать внимание – это законность и правомерность совершаемых операций, а также объективная возможность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.

Отметим, что понятия «неправомерное расходование бюджетных средств», «незаконное использование» действующим законодательством не определены. Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к категории неправомерного расходования бюджетных средств нужно исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), когда они противоречат требованиям правовых норм.

Согласно Постановлению Госдумы РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Применительно к расчетам с подотчетными лицами к незаконным или неправомерным операциям можно отнести:

  • использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

  • возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат;

  • возмещение расходов, превысивших установленные размеры. Примером данного нарушения могут служить случаи оплаты работникам проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» при отсутствии разрешения руководителя учреждения;

  • несоблюдение норм при командировании работников за пределы территории РФ;

  • оплата командировочных расходов при командировке на один день и при возможности ежедневного возвращения из пункта командировки к месту жительства или работы;

  • неправильное определение дней, за которые работнику положена выплата суточных;

  • возмещение расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов за время вынужденной остановки работника в пути.

Также следует обратить внимание на наличие фактов выдачи авансов под отчет работникам в счет зарплаты и лицам, не работающим в учреждении.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, производимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности должны производится учреждением в регистрах бухучета.

Нужно установить наличие ко всем авансовым отчетам документов, служащих основанием для произведенных расходов. К этим документам можно отнести кассовые, товарные чеки, проездные документы. Таким образом, в ходе проверки необходимо убедиться в наличии приложенных к авансовому отчету документов, подтверждающих произведенные расходы. Указанные документы должны быть пронумерованы подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В соответствии с п. 12 Положения № 749 расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. Аналогичный порядок предусмотрен для федеральных государственных гражданских служащих.

Документами, подтверждающими наем жилья работником во время служебной командировки, могут являться:

  • при проживании в гостинице – счет (иной документ), выданный гостиницей. Требовать представления письменного договора в данном случае не нужно;

  • когда работник учреждения самостоятельно арендует в месте командировки жилое помещение (квартиру) – договор найма жилого помещения, заключенный с собственником помещения, и расписка собственника в получении денежных средств за проживание.

В ходе проверки требуется проанализировать и хронологически сравнить пропорции и расхождения в бухгалтерских документах. Особое внимание следует обратить на целевое и эффективное использование средств. В ходе проверки нужно установить, по каким статьям и подстатьям ­КОСГУ произведены расходы подотчетного лица, и сравнить их с теми, по которым выдавались денежные средства под отчет. Кроме того, необходимо обратить внимание на правильность отражения расходов по видам. Отметим, что проверку целевого использования средств целесообразно увязывать с проверкой кассовых операций и операций по лицевом счету.

Проверка правильности оформления расчетов с подотчетными лицами.

Указанная проверка осуществляется с целью выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц, выявления соответствия документа действующей типовой форме и т. д. В ходе проверки устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации обнаруживаются фиктивные операции, документы.

Начинать проверку необходимо с изучения авансовых отчетов и приложенных к ним документов. Следует убедиться, что авансовый отчет составлен по действующей форме. Напомним, что в настоящее время авансовый отчет должен быть составлен по форме 0504505, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Также следует убедиться в заполнении всех строк авансового отчета и наличии на нем подписей подотчетного лица, работников бухгалтерии. Авансовый отчет в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем учреждения – нужно убедиться в наличии его подписи на лицевой стороне отчета.

Напомним, что подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504505) и на оборотной стороне заполняет графы 1 – 6 о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы. На оборотной стороне авансового отчета (ф. 0504505) графы 7 – 10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухучету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Суммы денежных средств, полученных подотчетным лицом авансом, приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бухучета.

Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте. Авансы, полученные подотчетным лицом, отражаются с указанием даты их получения.

Нельзя оставлять без внимания и вопрос своевременности представления авансового отчета. Напомним, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (а при их отсутствии – руководителю учреждения) авансовый отчет с подтверждающими документами. Установление учреждением срока для представления авансового отчета, превышающего три рабочих дня со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня возвращения работника из служебной командировки, неправомерно.

Следующее, на что нужно обратить внимание при проверке – это отсутствие у подотчетного лица задолженностей по ранее выданным авансам. Согласно п. 214 Инструкции № 157н выдача наличных денег под отчет должна производиться исключительно при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Отметим, что полный отчет подотчетного лица предполагает представление авансового отчета с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, а также возврат сумм неизрасходованного аванса в кассу учреждения.

К сведению:

Указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У из Порядка ведения кассовых операций исключена норма, запрещающая выдачу подотчетному лицу наличных денег при непогашенной сумме предыдущего аванса (абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций). Вместе с тем, поскольку аналогичное положение Инструкции № 157н продолжает действовать (п. 214), учреждениям, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться положениями данного пункта инструкции.

Также следует убедиться в наличии оснований для выдачи денежных сумм под отчет. Положениями п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций установлено, что выдача работнику под отчет наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна производиться на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Аналогичные требования установлены п. 213 Инструкции № 157н, согласно которому денежные средства выдаются под отчет по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.

Наличие заявления подотчетного лица на выдачу подотчетных сумм (в том числе на служебную командировку) не ставится законодательством в зависимость от каких-либо условий. Следовательно, деньги под отчет должны выдаваться исключительно на основании письменного заявления получателя.

Необходимо отметить, что в силу внесенных Указанием ЦБ РФ № 4416-У изменений начиная с 19.08.2017 основанием для выдачи денежных средств под отчет может служить не только заявление подотчетного лица, но и распорядительный документ учреждения (например, приказ). Однако, как и в случае с наличием задолженности, руководствоваться все-таки следует требованиями п. 213 Инструкции № 157н, и писать заявление необходимо.

Нельзя оставить без внимания и соблюдение порядка внесения исправлений в первичные документы. По общему правилу принятие к бухучету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухучету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, надписью «Исправленному верить» («Исправлено») и датой внесения исправлений.

Проверка правильности расходования средств на служебные командировки.

В ходе проверки следует обратить внимание как на соблюдение установленных норм возмещения командировочных расходов, так и на возмещение не предусмотренных законодательством расходов. Необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, и иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Аналогичные нормы установлены для федеральных государственных служащих.

Примерами возмещения расходов, не предусмотренных нормативными документами, являются случаи оплаты питания госслужащих и работников учреждений во время служебной командировки. Однако и здесь могут быть исключения. Так, нередки случаи, когда по возвращении из служебной командировки работник представляет авансовый отчет и железнодорожные билеты, согласно которым он осуществлял проезд в вагоне повышенной комфортности, что подразумевает различные сервисные услуги, в том числе питание. В этой ситуации, если учесть, что стоимость сервисных услуг (питания) включена в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, правовых оснований для исключения их суммы из оплаты проезда не имеется (Письмо Минфина РФ от 08.10.2015 № 18-4/ООГ-1670). Таким же примером могут являться факты возмещения работникам полисов добровольного страхования.

Кроме того, следует помнить, что возмещение расходов, связанных с проездом работника различными видами общественного транспорта в месте командирования, не предусмотрено. Вместе с тем, по мнению Минтруда, высказанному в Письме от 11.03.2016 № 18-4/ООГ-396, расходы на проезд общественным транспортом, а также иные транспортные расходы, связанные со служебной командировкой, могут быть возмещены по решению руководителя учреждения.

При проверке правильности возмещения суточных следует убедиться в правильности определения дней, за которые работнику положена выплата суточных, а также в соблюдении установленных размеров.

В случае направления работников в служебную командировку за пределы Российской Федерации нужно помнить, что согласно п. 17 Положения № 749 за время нахождения в пути работника, направляемого в командировку за пределы территории РФ, суточные выплачиваются:

  • при проезде по территории РФ – федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в Указе № 813, а лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, – в Постановлении № 729;

  • при проезде по территории иностранного государства учреждения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при выплате суточных обязаны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При оплате проезда следует руководствоваться Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Отметим, что учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – возмещают эти расходы в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанные расходы возмещаются исключительно при наличии документов, их подтверждающих. Если проживание спортсменов и тренеров осуществляется за счет принимающей стороны, данные расходы учреждением спорта не производятся.

На что еще обратить внимание?

Помимо вышеперечисленного, при проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо обратить внимание:

  • на соблюдение норм при компенсации за использование личного транспорта для служебных целей. Напомним, что размер возмещения расходов определяется составленным в письменной форме соглашением сторон трудового договора. Вместе с тем, если указанная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, ее размер ограничивается на законодательном уровне. Так, размеры и порядок выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и порядок возмещения расходов, связанных с использованием транспорта в служебных целях федеральными государственными гражданскими служащими, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563;

  • на правильность отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по расчетам с подотчетными лицами. Также в ходе проверки этого вопроса необходимо проанализировать причины образования дебиторской, кредиторской задолженностей по подотчетным суммам и меры, принятые для погашения задолженности;

  • на правильность ведения журнала операций расчетов с подотчетными лицами и других регистров аналитического учета;

  • на соблюдение порядка списания дебиторской задолженности по подотчетным суммам;

  • на проведение инвентаризации расчетов с подотчетными лицами;

  • на ведение аналитического учета в разрезе каждого подотчетного лица;

  • на правильность отражения операций с подотчетными лицами в бухучете и применения бюджетной классификации;

  • на соблюдение порядка удержания из зарплаты. Нередки случаи, когда работник, которому выдавались денежные средства под отчет, отказывается возвратить остаток выданного аванса в кассу учреждения либо сам просит удержать его из зарплаты. В случае принятия решения об удержании излишне выплаченных сумм из зарплаты работника учреждению следует руководствоваться ст. 137 ТК РФ, которой предусмотрены случаи удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю;

  • на соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами;

  • на арифметическую проверку правильности подсчетов;

  • на проверку согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;

  • на сличение отдельных показателей первичных документов с записями в регистрах бухучета;

  • на проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;

  • на полноту оприходования материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет.

* * *

В заключение отметим, что указанный выше перечень вопросов не является закрытым и в зависимости от специфики учреждения может как дополняться, так и уменьшаться. Надеемся, что данная статья поможет учреждению избежать ошибок при совершении с расчетов с подотчетными лицами.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

Как проходит аудит расчетов с подотчетными лицами

У компании в процессе деятельности возникает необходимость рассчитываться наличными за услуги, продукты. В этом случае средства выдаются сотруднику для того, чтобы он сделал все выплаты в соответствии с распоряжениями руководства. Наличные выдаются работнику под его личную ответственность. Соответственно, он становится подотчетным.

Расчеты с подотчетными работниками: основные особенности

Подотчетные средства – это наличные, которые выдаются работнику. Средства должны быть использованы в соответствии с распоряжениями руководителя. К примеру, это могут быть эти распоряжения:

  • Оплата расходов компании.
  • Проведение закупок.
  • Покрытие командировочных трат.
  • Оплата хозяйственных трат.
  • Покрытие трат, связанных с проведением оперативной деятельности.

Порядок предоставления наличных, сроки выдачи, объем аванса и прочие нюансы оговорены в Инструкции ЦБ. Как правило, расчет наличными производится в случае мелких трат. К примеру, это может быть:

  • Покупка запасных элементов, топлива, расходников.
  • Небольшие ремонтные работы (починка ТС, оргтехники).
  • Представительские траты.

Практически все рассматриваемые расходы предполагают выдачу наличных. Расчеты с подотчетными работниками – это постоянный процесс. Средства очень часто выдаются работникам, а потому соответствующие расчеты сложно поддаются аудиту.

К СВЕДЕНИЮ! Аудит проводится сплошным методом. Рекомендуется доверить эту работу ассистентам аудитора. В процессе анализируются отчеты, заявления на выдачу наличных.

Цели аудита расчетов с подотчетными лицами

Главная цель аудита расчетов – подтверждение верности содержимого проводимых операций. В процессе также устанавливается воздействие этих операций на отчетность. Аудит предполагает проверку не только самих расчетов, но и кассовых операций. По этой причине процедуры рекомендуется совмещать. Рассмотрим подробнее цели проведения аудита:

  • Проверка соответствия операций законам.
  • Установление верности организации бухучета.
  • Проверка достоверности содержимого документов.
  • Установление верности сформированного аналитического учета расчетов с подотчётными лицами.

Аудит позволяет вовремя обнаружить ошибки и исправить их.

Нормативная база

Аудит расчетов проводится на основании следующих нормативных актов:

  • НК РФ (часть 1 и 2).
  • ФЗ «О бухучете» №129.
  • Постановление «О командировочных» №729.
  • Постановление «О суточных» №812.
  • Положение по ведению бухучета №34.
  • ПБУ «Учет активов и пассивов в иностранной валюте» №154.
  • План счетов бухучета.
  • Письмо ЦБ «О кассовых операциях».

Это базовые нормативные акты, которые следует изучить перед проведением аудита.

Документы, проверяемые в ходе аудита

Рассмотрим документы, которые обязательно нужно проверить в ходе аудита:

  • Отчеты.
  • Журнал регистрации.
  • Приказы о том, что трудящийся отправлен в командировку.
  • Перечень сотрудников, которым можно выдавать наличные.
  • Сметы представительских трат и приказы об их утверждении.

Также информация по расчетам отображается еще в ряде документов: бухгалтерском балансе, отчете о движении наличных, главной книге, журнале-ордере №7.

Порядок проведения аудита

Проверка расчетов с подотчётными лицами проводится бухгалтером. Базируется она на приказах по учетной политике компании. В частности, имеются в виду следующие предметы приказов:

  • Назначение подотчетных лиц.
  • Направление сотрудников в командировки.
  • Журнал регистрации аванса.

При осуществлении проверки нужно сравнить сальдо по счету 71 на завершение отчетного периода и информацию, зафиксированную в главной книге. Также необходимо сравнить оборот по кредиту счета 71 и оборот по дебету по счетам учета МПЗ, трат, собственности предприятия. Рассматриваемые данные должны соответствовать друг другу. Затем нужно удостовериться в соответствии данных из чеков, квитанций и прочих документов, предоставляемых работником, данным из авансовых отчетов. В процессе проверки рассматривается документация, подтверждающая траты. К примеру, это могут быть:

  • счета-фактуры;
  • чеки;
  • акты приобретений;
  • накладные;
  • удостоверения по командировочным тратам;
  • проездные билеты.

Следующий шаг – сравнение информации из аналитического учета по каждому сотруднику с отчетами по авансам.

Аудит предполагает сбор различных доказательств правильности заполнения документации. Получить их можно путем проведения инвентаризации. В процессе ее подтверждается соответствие выдачи наличных правилам пункта 11 Положения о проведении кассовых операций.

ВАЖНО! Лицо, получившее наличные, должно в течение 3 суток после проведения платежа предъявить соответствующий отчет в бухгалтерию. Сотруднику запрещается передавать подотчетные средства третьим лицам.

Методы обнаружения неверной организации расчетов

Аудитор может обнаружить «пробелы» во внутреннем контроле расчетов, который проводится компанией. Устанавливаются эти «пробелы» в том случае, если организация не может предоставить следующие документы:

  • Список сотрудников, которым могут выдаваться наличные, утвержденные приказом.
  • Система предоставления заявлений на получение наличных.
  • Виза руководителя, которая нужна для утверждения отчетов.
  • Оправдательные бумаги, предлагающиеся к отчетам.

Свидетельством неправильной организации расчетов являются следующие признаки:

  • Несоответствие деятельности приказу об ограничении числа сотрудников, которым выдаются наличные.
  • Срыв сроков формирования отчетов.
  • Срыв сроков возврата остатка наличных, которые не были истрачены.
  • Наличие долгов у подотчетных лиц.
  • Выдача наличных людям, которые не входят в штат компании.

За правильность организации учета подотчетных сумм отвечает руководитель компании, а также главбух.

Методы проведения аудита

Основной метод сбора сведений – вопросник. На основании мнений сотрудников аудитор может составить первоначальное мнение о компании. На основании сформированного мнения предпринимаются эти действия:

  • Если расчеты с сотрудниками осуществляются редко, аудит их производится в стандартном порядке.
  • Если расчеты проводятся часто, аудитор может отказать в формировании своего мнения о правильности отчетности.

На основании результатов отчетов аудитор составляет план по дальнейшим проверкам.

ВАЖНО! Проверка может быть сплошной или выборочной. Второй вариант предполагает проверку не всей, а только части системы. Возможно это только в том случае, если учет расчетов в компании эффективен.

Главные контрольные процедуры

Рассмотрим основные процедуры, которые выполняются в ходе аудита:

  • Сверка перечня лиц, получающих наличные, и перечня сотрудников, которые имеют на это право.
  • Проверка выдачи наличных сотрудникам, которые не отчитались по ранее предоставленным авансам.
  • Сверка суммы предоставленных средств и фактических трат.
  • Рассмотрение приказов о том, что трудящийся отправлен в командировку.
  • Установление верности возмещения командировочных трат.

Аудит позволяет компании не допустить лишних трат. Отчеты необходимы для того, чтобы сотрудники оплачивали только фактические траты, а все оставшиеся средства передавали обратно в кассу.

Распространенные ошибки, выявляемые в процессе аудита

Рассмотрим ошибки, которые часто обнаруживаются при аудите:

  • Предоставление наличных лицам, которых нет в перечне подотчетных сотрудников.
  • Выдача средств лицам, которые не являются работниками предприятия.
  • Предоставление наличных сотрудникам, которые не отчитались по авансам, выданным ранее.
  • Отсутствие подтверждающих документов: приказов, командировочных удостоверений, аналитического учета.

Также часто наблюдается неправильное налогообложение командировочных трат. Рассматриваемые ошибки могут привести к тому, что возникнет неразбериха касательно трат компании и учета средств, выделяемых на эти расходы. Сотрудники, наблюдая отсутствие системы отчетности, могут неправомерно пользоваться средствами компании.

План и программа аудиторской проверки

Цель аудита расчетных операций определяется федеральным стандартом №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Цель заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности в части задолженности по расчетам с подотчетными лицами. Кроме того аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству РФ.

В процессе аудита решаются следующие задачи:

  • · инспектирование документального оформления расчетных операций;
  • · проверка инвентаризационной работы и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;
  • · проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет;
  • · контроль организации аналитического учета расчетов, своевременности выявления срочной и просроченной задолженности;
  • · сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;
  • · проверка организации синтетического учета в соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;
  • · сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, главной книге и бухгалтерском балансе;
  • · анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности с целью принятия эффективных управленческих решений;
  • · проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности.

При проверке расчетов с подотчетными лицами решается комплекс задач, связанных с исследованием законности, целесообразности, полноты и своевременности осуществления расчетов для подтверждения достоверности и реальности задолженности на счетах бухгалтерского учета.

Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами основываются на содержании вопросов и объектов исследования, перечне аудиторских процедур и приводятся в виде тестов проверки (табл.1)

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Аудиторская организация должна сформировать мнение о деятельности внутреннего аудита, необходимое для планирования предстоящей проверки.

Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организацией, хотя и не может исключить необходимость проведения таких процедур полностью.

Оценка внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами основываются на содержании вопросов и документах, которые подвергаются исследованию. Пример содержания опроса ответственных работников представлен ниже.

Таблица 1

Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

Содержание вопроса или объект исследования

Содержание ответа (результат проверки)

Выводы аудитора

Имеется ли приказ руководителя об определении круга подотчетных лиц, сроках отчетности и подотчетных суммах?

Приказ о закреплении подотчетных лиц, сроках отчетности имеется

Контроль удовлетворительный

Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному Письмом ЦБ РФ от 04.10.93г. №18?

Порядок расчетов наличными денежными средствами соответствует законодательству

Контроль удовлетворительный

Своевременно ли сдаются авансовые отчеты в бухгалтерию организации?

Сроки отчетности соблюдаются и не противоречат законодательству

Необходимо усилить контрольные функции

Проверяются ли авансовые отчеты по форме и по существу отраженных операций, осуществляется ли арифметическая проверка отчетов и прилагаемых к ним документов?

Проверяются при отражении подотчетных сумм в бухгалтерском учете

Необходимо провести выборочную проверку

Используются ли типовые формы первичных документов?

Соответствуют Постановлениям Госкомстата России от 05.01.04г. №1 и от 01.08.01г. №55

Провести инспектирование документов и арифметический контроль

Применяются ли специализированные компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами?

Используется программа 1С Бухгалтерия

Контроль удовлетворительный

Осуществляется ли контроль лимита расчетов наличными между юридическими лицами?

Расчет наличными не превышают установленного лимита

Провести выборочный контроль

Какие документы ведутся по аналитическому учету расчетов с подотчетными лицами?

Ведутся ведомости аналитического учета

Провести инспектирование аналитического учета

Нарушаются ли сроки возврата подотчетных сумм и выдачи перерасхода?

Отсутствуют нарушения в соблюдении сроков

Контроль удовлетворительный

Правильно отражаются на счетах бухгалтерского учета по расчетам с подотчетными лицами?

Порядок ведения бухгалтерского учета соответствует действующему законодательству

Провести тестирование записей в соответствии с Планом счетов

По результатам опроса у аудитора, складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Промежуточные выводы по вопроснику позволяют ему сделать основной вывод – о том, что порядок расчетов с подотчетными лицами удовлетворителен или неудовлетворителен. В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами.

Содержание общего плана аудита оформляется в виде таблицы. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Содержание общего плана оформляется в виде таблицы.

Таблица 2

Общий план аудита.

п/п

Планируемые виды работ

Период

проведения

Исполнитель

Проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно- операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.

1.04.08 -7.04.08

Агеева Н.В.

Проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам

10.04.08 –15.04.08

Агеева Н.В.

Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

18.04.08 -20.04.08

Агеева Н.В.

Проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;

21.04.08 -23.04.08

Агеева Н.В.

Проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале- ордере № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

25.04.08 -27.04.08

Агеева Н.В.

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка и в общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур.

Объем аудита и последовательность осуществляемых аудиторских процедур проверки расчетов с подотчетными лицами представлены в табл.3. Аудиторская процедура — это определенный порядок действий аудитора для получения необходимых результатов на конкретном участке аудита.

Таблица 3

Объем аудита и аудиторские процедуры проверки расчетов с подотчетными лицами

Объем аудита

Аудиторские процедуры

1. Аудит приказов руководителя организации

  • 1.1. Определение наличия приказов руководителя организации о закреплении подотчетных лиц, отчетности по подотчетным суммам и порядка выдачи подотчетных сумм
  • 1.2. Исследование приказов по существу на соответствие действующему законодательству

2. Аудит оформления первичных документов

  • 2.1. Определение степени унификации первичных документов по учету расчетов с подотчетными лицами
  • 2.2. Проверка учета выдачи и возврата подотчетных сумм
  • 2.3. Проверка правильности оформления авансовых отчетов и приложенных к ним оправдательных документов
  • 2.4. Проверка правильности документального оформления расходов

3. Аудит расчетов с подотчетными лицами

  • 3.1. Аудит выдачи подотчетных сумм лицам, установленным приказом руководителя организации
  • 3.2. Аудит своевременности отчетности по подотчетным суммам
  • 3.3. Аудит законности операций и остатков по подотчетным суммам, числящимся в подотчете работников организации

4. Аудит налогообложения расходов, произведенных через подотчетных лиц

  • 4.1. Аудит правильности применения налоговых вычетов по НДС
  • 4.2. Аудит правильности и законности налогообложения доходов, предоставленных работникам в форме подотчетных сумм
  • 4.3. Аудит законности и правомерности отнесения расходов для целей налогообложения налога на прибыль

5. Аудит организации аналитического учета расчетов

  • 5.1. Проверка достоверности подотчетных сумм, отраженных в аналитической ведомости по счету 71
  • 5.2. Проверка наличия задолженности по подотчетным суммам

6. Аудит достоверности сальдо по счету 71

6.1. проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам в Главной книге с аналогичными показателями регистров синтетического и аналитического учета

На начальном этапе аудита необходимо убедиться в наличии распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах. Фактически произведенные операции сверяются с положениями, отраженными в приказах руководителя.

Далее осуществляется проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе проверки обращается внимание:

  • · на порядок оформления авансовых отчетов;
  • · на порядок оформления командировочных расходов (в том числе за рубеж);
  • · на случаи передачи подотчетных сумм другому лицу;
  • · на факты несвоевременности возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;
  • · на порядок отражения в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.

При проверке авансовых отчетов по форме осуществляется тестирование авансовых отчетов организации по признакам соответствия унифицированной форме и правилам заполнения документов. При этом анализируются: наличие номера и даты составления документа; факт указания подотчетного лица и суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода; факт указания назначения аванса; наличия подписей; порядок заполнения оборотной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах.

Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.

Кроме того, осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете. Проверке подвергаются авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы: товарные и кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, справки, счета, накладные, квитанции и т.д.

В процессе проверки авансовых отчетов детальному исследованию подлежат следующие операции: приобретение МПЗ, командировочные и представительские расходы, операции по приобретению ГСМ.

Аудиторские процедуры проверки хозяйственных операций, осуществленных подотчетными лицами, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Аудиторские процедуры проверки хозяйственных операций, осуществленных подотчетными лицами

Аудиторские процедуры

Поступление материально-производственных запасов

Проверка наличия платежных и расчетных документов (товарного чека, накладной, кассового чека, квитанции к приходному кассовому ордеру).

Контроль наличия записей о наименовании приобретенных ценностей и подтверждение производственного характера расходов.

Командировочные расходы

Контроль наличия документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме №Т-9 и командировочного удостоверения по форме №Т-10 и их соответствия требованиям Постановления Госкомстата от 05.01.04г. №1.

Проверка наличия служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении по форме №Т-10а для определения источника финансирования расходов и их признания в учете.

Проверка оправдательных документов, подтверждающих расходы (счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, билеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, автомобильной стоянки, за право въезда на территорию города)

Операции по приобретению горюче-смазочных материалов

Установление производственного характера расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации, по данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных масел. Подтверждение расходов на приобретение ГСМ актами о расходе и путевыми листами.

Представительские расходы

Проверка правомерности и документального оформления расходов (проведение официального приема, транспортное обеспечение представителей, буфетное обслуживание участников переговоров, оплата услуг переводчиков).

Установление наличия приказа руководителя и отчета о представительских расходах, перечня участников и программы мероприятия, авансового отчета с прилагаемыми документами (товарным и кассовым чеком, закупочным актом и др.).

Проверка обоснованности расходов статей затрат для их подтверждения в бухгалтерском и налоговом учете

При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов с наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Аудитору следует проконтролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц.

На заключительном этапе аудита осуществляется проверка организации синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами. Проверка аналитического учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяются записи в ведомости аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости или журнале-ордере.

Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по данным Главной книги. Сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на начало и конец месяца, и обороты по счету в аналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главной книге.