Аудит по оплате труда

Нормативное регулирование учета и аудита расчетов по оплате труда

Организация и ведение бухгалтерского учета оплаты труда осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы в нашей стране имеют многоуровневый характер.

Основным нормативным актом 1 уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Расширенный перечень расходов на оплату труда приведен в ст.255 НК РФ.

К расходам на оплату труда относятся:

  • — любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
  • — стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления;
  • — связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления;
  • — расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При осуществлении расходов на оплату труда необходимо также учитывать статью 135 Трудового Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

Непосредственно, системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Основными нормативными документами 2 уровня являются Стандарты (Положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом от 06.10.2008 г. №106н, поскольку в нем изложены основные принципы учета, Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом от 06.05.1999 № 33н.

К документам 3 уровня относятся методические рекомендации, инструкции, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами, к ним, в частности, относятся:

  • — Методические указания (типовые указания и рекомендации по ведению учета), подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующему ПБУ;
  • — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению;

К документам 4 уровня относятся рабочие документы конкретной организации, которые определяют особенности организации и ведения учета оплаты труда. Основными из них являются:

документ об учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Соблюдая Российское законодательство расходов на оплату труда можно добиться правильной организации постановки учета.

Нормативное регулирование проверки расчетов по оплате труда

К основным нормативным документам, регулирующим как бухгалтерский учет, так и аудит операций по оплате труда и расчетам с персоналом организаций, в настоящее время относятся:

Краткая характеристика нормативно-правовых актов:

  • — Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, регулирует создание благоприятных условий труда, защищает права и интересы работников и работодателей;
  • — Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • — Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» — определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • — Федеральный закон «О бухгалтерском учете» — устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации;
  • — Постановление Правительства РФ №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» — разработано с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать;
  • — ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений);
  • — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» — устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

Если вы являетесь наемным работником, то, как правило, дважды месяц с нетерпением ожидаете заветного SMS-сообщения, приглашающего вас прогуляться до ближайшего банкомата, либо бросаете красноречивые взгляды в сторону кассы в надежде увидеть выстраивающихся в очередь коллег. Есть старая шутка, что человек больше всего верит в чудо, когда запрашивает баланс по своей банковской карте. Но если вас удивила сумма, которую вы увидели на своем счету или в ведомости, как проверить, не ошиблась ли бухгалтерия при начислении вам зарплаты? Даже если вам заплатили больше, чем вы рассчитывали, при этом у вас нет оснований рассчитывать на внезапно проявившуюся любовь начальства, лучше удостовериться, что расчет был правильный. Легкомысленно потратив неожиданно свалившееся на вас «богатство», вы можете в следующем месяце быть неприятно удивлены значительно уменьшенной суммой вашего заработка — если бухгалтерия переплатила лишнее, бухгалтерия это лишнее и удержит, можете в этом не сомневаться.

Для расчетов нам понадобится ваш трудовой договор, калькулятор и … желание разобраться в том, как начисляется зарплата. Сразу оговорим, что если в вашем трудовом договоре указана сумма, например, 4000 рублей, а остальную часть вы получаете в конверте, то доказать свою правоту в случае, если вас «обсчитали», вам будет значительно сложнее. Но основные принципы расчетов, изложенные в данной статье, подойдут и вашем случае. Для упрощения примера в дальнейшем мы будем рассматривать случай, когда заработную плату вам платят «по белому», т.е. в трудовом договоре содержатся данные о вашей реальной зарплате.

В случае, если месяц отработан вами полностью, никаких взысканий вам не объявляли и вы находитесь на повременной системе оплаты труда, не предусматривающей выплату вам премий, либо размер этой премии легко подсчитать (например, это ежемесячная фиксированная сумма), ваш заработок должен состоять из оклада и фиксированной премии минус налог на доходы физических лиц (НДФЛ).Для резидентов – граждан Российской Федерации – ставка НДФЛ составляет 13%. Т.е., ваша зарплата составит:

Зп = (О + Пф) – 0,13* (О + Пф)

где

Зп – начисленная зарплата;

О – должностной оклад, предусмотренный трудовым договором;

Пф — фиксированная премия.

Обратите внимание: НДФЛ всегда округляется до целых рублей, поэтому если при умножении вашего оклада на ставку налога получается, например, 2021,26, то налог будет равен 2021 рубль, а если при умножении получаем сумму 2021,73, то с вас удержат 2022 рубля. При расчете НДФЛ законом предусмотрены определенные льготы, или так называемые вычеты, но это тема отдельной статьи.

При выплате аванса НДФЛ не удерживается. Поэтому, чтобы определить, сколько вам выплатят в день выдачи заработной платы, необходимо из суммы зарплаты, рассчитанной по нашей формуле, вычесть аванс.

Пример 1: оклад менеджера Натальи составляет 14000 рублей, трудовым договором предусмотрена ежемесячная выплата премии в сумме 2000 рублей. Аванс выплачивается в размере 40% от оклада.

В день выдачи зарплаты Наталья получит:

14000 + 2000 – 2080 – 5600 = 8 320 руб.
Оклад премия НДФЛ аванс
Чистый доход за месяц составит 5600 (аванс) + 8320 (зарплата) = 13 920 рублей

В случае если ежемесячно наряду с окладом вам выплачивают премию, рассчитываемую исходя из достигнутых результатов (например, определенный процент от продаж), то ваш заработок будет рассчитываться по следующей формуле:

Зп = (О + (Кп*Об)) – 0,13* (О + (Кп*Об))

где

Зп – начисленная зарплата;

О – должностной оклад, предусмотренный трудовым договором;

Кп — коэффициент премии (к примеру, начальство платит вам 0,5% от вашего объема продаж, следовательно, коэффициент премии составит 0,005).

Об – объем продаж.

Пример 2: Оклад менеджера Натальи составляет 14000 рублей, трудовым договором предусмотрена ежемесячная выплата премии в сумме 0,5% от личного объема продаж. Личные продажи Натальи за месяц составили 200 000 руб. Аванс выплачивается в размере 40% от оклада.В день выдачи зарплаты Наталья получит:

14000 + 1000 – 1950 – 5600 = 7 450 руб.

Оклад премия НДФЛ аванс

Чистый доход за месяц составит 5600 (аванс) + 7450 (зарплата) = 13 050 рублей.

Если месяц отработан вами не полностью, то при повременной оплате труда вам заплатят за фактически отработанное время.

Зфакт = Зп / Др *Дф

где:

Зфакт — зарплата за фактически отработанное время;

Зп — начисленная зарплата за месяц;

Др – рабочих дней в месяце;

Дф — фактически отработанные дни

Число рабочих дней в месяце (Др) можно посмотреть в производственном календаре или посчитать самим, «выкинув» из общего числа дней в месяце выходные и праздничные дни, например, в марте 2012 г.21 рабочий день: всего 31 день минус 9 выходных дней и минус 1 праздничный день:

МАРТ 2012

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пример 3: воспользуемся цифрами из примера 1, но предположим, что Наталья отработала в марте 2012 года 18 рабочих дней.

В день выдачи зарплаты Наталья получит:

(14000 + 2000) / 21 * 18 – 1783 – 5600 = 6 331,29 руб.
Оклад и премия Дни НДФЛ аванс

Чистый доход за месяц составит 5600 (аванс) + 6331,29 (зарплата) = 11 931,29 рублей

Пример 4: рассмотрим, сколько бы заплатили Наталье за не полностью отработанный месяц, если бы она получала в качестве премии процент от продаж (пример 2).

В день выдачи зарплаты Наталья получит:

14000 / 21 * 18 + 1000 – 1690 – 5600 = 5 710 руб.

Оклад дни премия НДФЛ аванс

Чистый доход за месяц составит 5600 (аванс) + 5710 (зарпалата) = 11 310 рублей.

Подведем итоги:

  1. Основа начисления заработной платы – трудовой договор, в котором определен порядок оплаты вашего труда: оклад или сдельные расценки, порядок выплаты премии и т.д.
  2. Не забывайте о том, что с вашего заработка удерживается НДФЛ по действующей ставке. Сумма НДФЛ всегда округляется до целых рублей. С аванса НДФЛ не удерживается.
  3. В случае, если вы отработали не полный месяц (были на больничном, в отпуске), вы должны получить зарплату за фактически отработанное время.

И помните, что для многих работодателей самым желанным является работник, обладающий следующими качествами:

  • выполняет большой объем работы за маленькую зарплату (иногда и бесплатно);
  • не умеет защитить свои права;
  • не имеет даже малейших экономических и юридических знаний.
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Пец О.В. 1 1 Орловский государственный институт экономики и торговли Рассматриваемый в статье вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации. Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достовернос¬ти сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на до¬ходы физических лиц» в финансовой (бух¬галтерской) отчетности, проверка законнос¬ти процедур контроля НДФЛ. В данной статье представлены и рассмотрены документы, являющиеся источником информации для аудита, и необходимые для осуществления проверки, перечень нормативных документов, которыми следует руководствоваться при проведении аудита, а также этапы рассматриваемого процесса. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на доходы физически лиц предотвращает неточное определение налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушение действующего законодательства.

148 KB порядок проверки аудиторская проверка аудит налога на доходы физических лиц ндфл аудит расчетов 1. Баранова Л.Г. НДФЛ: сложные вопросы возврата, исчисления и уплаты / Л.Г. Баранова, В.С. Федорова // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2012. — № 2. — С. 48-51. 2. Донин Ю. Изменения по НДФЛ / Ю. Донин., С. Асатрян // Аудит и налогообложение. — 2011. — № 6. — С. 10-16. 3. Зубарева И. Расчеты с бюджетом / И. Зубарева. — М.: Лаборатория книги, 2010. — 37 с. // Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97227 (15.03.2016). 4. Кришталева Т.И. Аудит налогообложения: учеб. пособие / Т.И. Кришталева. — М.: Дашков и К, 2010. — 272 с. 5. Лытнева Н.А. Признание расходов организации: типичные ошибки, выявляемые в процессе аудита Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова//Аудиторские ведомости.-2010-№10//Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/3215 (17.03.2016) 6. Парушина Н.В.Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. Москва, 2012. Сер. Высшее образование (2-е изд., перераб. и доп.) 558 с. 7. Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. — 2002.- № 4.- С. 46. 8. Парушина Н.В. Налоговый анализ и его роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации // Налоговая политика и практика. — 2009. — № 12. — С. 29-35 9. Савин А.А. Аудит налогообложения: учеб. пособие / А.А. Савин, А. А. Савина. — 2-е изд. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 367 с. 10. Тарасова, Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы/ Т.М. Тарасова // Финансы и кредит. — 2015. — № 42. — С. 54-60.

Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.

Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достовернос­ти сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы физических лиц» в финансовой (бух­галтерской) отчетности, проверку законнос­ти процедур по НДФЛ.

При проведении аудита НДФЛ следует:

  • провести анализ порядка ведения ана­литического и синтетического учета расчетов по налогу;
  • оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
  • выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
  • оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
  • оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
  • проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.

Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:

  • главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
  • регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • реестры по НДФЛ;
  • ведомости по начислению заработной платы;
  • трудовые договора;
  • штатное расписание;
  • кадровые приказы;
  • приказы по определенным видам удержаний и начислений;
  • коллективный договор или положение о премировании;
  • налоговые карточки;
  • прочие документы, которые подтверждают применение нало­говых вычетов.

При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
  3. Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском уче­те» (с дополнениями и изменениями).

Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, на­личие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) .

Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Документ

Наличие

(нет/да)

Ответственный

за ведение, инициалы

Примеча-

ние

Положение по оплате труда

Правила внутреннего трудового

распорядка

Положение о премировании

Приказ (распоряжение) о приеме на

работу (ф. Т-1)

Приказ (распоряжение) о предоставлении

отпуска (ф. Т-6)

Личная карточка (ф. Т-2)

Табель учета использования рабочего

времени и расчета заработной платы

(ф. Т-12)

Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49)

Расчетная ведомость (ф. Т-53)

Лицевой счет (ф. Т-54)

Договоры подряда, гражданско-правовые

договоры

Авансовые отчеты

Регистры бухгалтерского учета

Сводные ведомости распределения

заработной платы

Ведомости по расчету НДФЛ

Документы, подтверждающие право на

получение льгот: справка врачебно-трудо-

вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно-

быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п.

Справки о доходах физического лица

Налоговые карточки по учету доходов и

налога на доходы физических лиц

(ф. 1-НДФЛ)

Журналы ордера

Справки о доходах физического лица

(ф. 2-НДФЛ)

Платежные поручения

Выписка банка

Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.

1 этап — ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соот­ветствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых фак­торов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномо­чий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.

2 этап — основной. Этот этап предполагает проведение углубленной про­верки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия докумен­тов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.

3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:

  • процедура анализа осуществления программы аудита;
  • классификацию выявленных нарушений и ошибок;
  • обобщение итогов аудита;
  • оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами ауди­торской компании.

При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по уче­ту расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу .

Таблица 2 — Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68

хозяйственной

операции

По данным ауди­руемого лица

По данным аудитора

Замечания

аудитора

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Удержан НДФЛ

Нарушения

не выявлены

Перечислен НДФЛ

Нарушения

не выявлены

Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомо­стей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ

Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.

1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ призна­ются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговы­ми резидентами РФ.

2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен на­логоплательщиками:

a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые явля­ются налоговыми резидентами РФ;

b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.

При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

  • наличными деньгами — через кассу предприятия;
  • безналичным способом — при перечислении на личные счета граж­дан;
  • в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и ма­териальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и цена­ми реализации товаров (работ, услуг);
  • в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или до­говорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.

4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответ­ствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.

5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налого­вые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.

6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.

  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
  • стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводи­мых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указан­ных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
  • процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
  • суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
  • доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ

7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.

Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полно­го рубля.

В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.

Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 — Программа аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов

Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение

Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов

Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени

Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов

Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов

Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц

В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:

  • основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
  • трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
  • начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
  • при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
  • больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
  • не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
  • не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
  • не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.

Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.

Библиографическая ссылка

Пец О.В. МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14360 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Аудит удержаний из заработной платы

Аудитор проверяет удержания из оплаты труда, как правило, выборочно на основе тех же лицевых счетов, по которым проверялось начисление оплаты труда.

Необходимо установить документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников, законность и их санкционирование. Суммы могут удерживаться по исполнительным документам (алименты, штрафы, возмещение материального ущерба); поручениям-обязательствам за товары, купленные в кредит; заявлению работника (перечисление квартплаты, за содержание ребенка в дошкольном учреждении, плата за обучение, профсоюзные взносы и т.п.).

Особого внимания требует проверка правильности удержания налога на доходы физических лиц. Следует установить, не превышала ли общая сумма удержаний 50% месячного заработка.

При проверке правильности удержаний НДФЛ следует руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст.218 главы 23 НК РФ организации налогоплательщику могут предоставлять стандартные налоговые вычеты. Для установления законности предоставления стандартных налоговых вычетов необходимо убедиться в наличии и правильности оформления документов, подтверждающих право на предоставление соответствующих вычетов:

— заявление работника о предоставлении стандартных налоговых вычетов;

— заверенные копии документов, подтверждающие право на вычеты из совокупного дохода на работника, его детей и иждивенцев.

Затем необходимо проверить правильность определения налогооблагаемого дохода физических лиц, применения налоговых вычетов и ставок налога в разрезе штатных работников, совместителей, лиц, получающих выплаты на основании договоров гражданско-правового характера. С этой целью аудитор сопоставляет данные включенных в выборку лицевых счетов и налоговых карточек с расчетно-платежными или расчетными ведомостями.

При проверке достоверности налоговой базы устанавливается правомерность отнесения полученных доходов к доходам для целей налогообложения (в соответствии со ст.208 гл.23 НК РФ) и правильность определения налоговой базы по каждому виду дохода. Особое внимание уделяется получению доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, от долевого участия в организации.

После проверки процедуры расчета заработной платы (сумм начисленной оплаты труда, сумм удержаний и подлежащих выдаче на руки) необходимо установить правильность обобщения и группировки расходов по оплате труда по счетам, центрам ответственности, объектам калькуляции.

Особое внимание уделяется проверке обоснованности отнесения оплаты труда на счета затрат (20 «Основное строительство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»), а также вопросу, имеют ли место случаи отнесения сумм оплаты труда, связанного с заготовлением МПЗ и капитальных работ, на счета учета затрат. Это может быть установлено методом прослеживания данных первичных документов (наряд на выполнение работ) в расчетных ведомостях и регистре по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Типичные ошибки

1. в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям;

2. неправильно используется План счетов бухгалтерского учета;

3. отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;

4. допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

5. ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);

6. неверно определена налоговая база по НДФЛ;

7. неверно рассчитываются суммы по прочим видам оплат;

8. отсутствие аналитического регистра по учету депонированных сумм.

Совершенствование методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Рассмотрены основные положения по совершенствованию методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии. Проанализирована возможность использования различных способов усовершенствования методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда.

Ключевые слова: аудит, расчеты с персоналом по оплате труда, методика, совершенствование.

Keywords: audit, settlements with the personnel on payment, methodology, improvement.

Становление системы экономического контроля и аудита в России, как его составляющего элемента, является одним из важнейших этапов развития рыночной экономики .

Важность методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда, во многом, обусловлена спецификой данного участка бухгалтерского учета на предприятии. Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии, поэтому и аудит расчетов с персоналом по оплате труда также, несомненно, является актуальным.

Заработная плата — основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. В настоящее время законодательство непрерывно совершенствуется, появляются новые документы и инструкции, имеющие отношение к расчетам по оплате труда на предприятиях всех форм собственности, что приводит к усложнению расчетов, увеличению их трудоемкости, необходимости контроля расчетов, как внутри предприятий и организаций, так и при проведении аудиторских проверок .

Проблемы аудита расчетов с персоналом по оплате труда рассматривались во многих работах российских авторов, в частности Марченкова И. Н. Бычкова С. М., Фомина Т. Ю. и др. Однако определение основных положений по совершенствованию методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда обусловливают необходимость дальнейших исследований данной проблемы.

Постановка задачи

Целью статьи является рассмотрение основных положений по совершенствованию методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии.

Результаты

Одним из важнейших направлений улучшения аудиторской работы в Российской Федерации, в том числе в части расчетов с персоналом по оплате труда, является повышение качества аудита и аудиторских услуг и усовершенствование методики аудиторской проверки.

Для решения такого рода проблем аудиторские фирмы пытаются учитывать уровень профессиональной компетентности сотрудников в виде квалификационных требований, предъявляемых к должностям, предусмотренных структурой их управления.

Так, в аудиторской практике должен использоваться принцип существенности. Исходя из этого принципа, аудитор обязан установить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности по всем важным аспектам. Нормативное регулирование вопроса существенности в России осуществляется на основе Международного стандарта аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» .

На практике для определения уровня существенности используют основные базовые показатели: прибыль предприятия до налогообложения; валовой объем реализации (без НДС); валюта баланса; собственный капитал; расходы предприятия и т. д.

За основной показатель принимается наименьшая сумма, таким образом в качестве уровня существенности выберем сумму, если аудитор не может пропустить данную сумму, то он не имеет права пропустить и большую сумму.

При проверке расчетов по оплате труда уровень аудиторского риска рассчитывается по формуле (1):

DAR = IR * CR * DR ….. (1)

где: DAR — общий аудиторский риск;

IR — неотъемлемый (внутренний) риск;

CR — риск контроля;

DR — риск невыявления.

Расчет элементов аудиторского риска для предприятия с помощью тестовых вопросов отобразим в табл.1:

Таблица 1

Тестовые вопросы для определения элементов аудиторского риска

№ п/п

Вид риска

Шкала значений

Тестовый вопрос

Размер за расчетами теста

Неотъемлемый (внутренний) риск

0, 1–1,0

Насколько эффективной является система учета на предприятии?

Система учета имеет недостаточно организованный характер, нуждается в оптимизации, что обуславливает риск аудиторской проверки на уровне 60–70 %

Риск контроля

0, 1–1,0

Насколько развита на предприятии система внутреннего контроля?

Обеспечена на среднем уровне, отдельной службы контроля предприятие не имеет, риск в границах 30 %

Риск невыявления

0, 1–1,2

Насколько обеспечена полнота использования аудиторских доказательств и глубина проверки данного участка учета?

Обеспечена на высоком уровне; риск не превышает минимальной границы

Одним из важных элементов усовершенствования аудита расчетов по оплате труда является разработка рабочих документов.

Рабочие документы аудитора при проведении аудита расчетов по оплате труда могут быть следующими:

  1. Тесты внутреннего контроля.
  2. Проверка соответствия остатков в синтетических и аналитических регистрах учета по расчетам по оплате труда и страхованию.
  3. Состав расходов на оплату труда по видам начислений, какие были включены в состав расходов.
  4. Реестр сверки начисленной оплаты труда в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях.
  5. Реестр проверки корреспонденции счетов по оплате труда и другие.

Пример разработанного рабочего документа приведен в табл.2:

Таблица 2

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета по расчетам по оплате труда

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Отражение хозяйственных операций

Отклонения

По данным учета журнала

По данным аудиторской проверки

Дт

Кт

Сумма, руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Начислена заработная плата работникам основного производства

Начислена заработная плата работникам АУП

Начислен взносы с заработной платы рабочих, занятых основным производством

Начислен взносы с заработной платы АУП

На основании изученной информации можно определить инструментарий для принятия решений относительно проверки расчетов по оплате труда работников предприятия (табл.3):

Таблица 3

Инструментарий для принятия решений относительно расчетов по оплате труда работников

Контрольная точка решения

Необходимая информация

Источник информации

Инструмент

Оценка результатов

Какова эффективность работы персонала предприятия в целом и по отдельным подразделениям?

Расходы на выплаты работникам предприятия по всем видам оплаты труда

Данные первичного учета по выработке рабочих всех подразделений

Нормы и нормативы выработки отдельных категорий работников

Рост произво­дительности труда за счет увеличения эффективности работы персонала

Какие виды расходов относятся к расходам на оплату труда предприятия?

Основной вид деятельности предприятия и сфера его функциониро­вания

Данные синтетического и аналитичес­кого учета по счету 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда»

Какие-либо ограничения по отнесению расходов к выплатам работникам

Отнесение расходов на затраты по оплате труда учитывать при расчете себестоимости производства

Каково влияние производительности и оплаты труда на себестоимость произведенной продукции предприятия?

Общая сумма расходов на производство и реализацию продукции в разрезе статей и элементов

Данные синтетического и аналитичес­кого учета по счетам расходов

Выбор счетов и порядок учета расходов на предприятии

Порядок расчета и учета себестоимости производства и реализации продукции предприятия

Как свидетельствуют данные табл.3, для предприятия в сфере управления трудовыми ресурсами наиболее важными являются вопросы, связанные как с возможностью повышения производительности труда, так и снижением расходов на оплату труда работников на предприятии.

Последним этапом оптимизации аудиторской проверки расчетов по оплате труда на предприятии должна стать автоматизация деятельности аудитора.

Для совершенствования управления предприятием необходимо использовать новые методы управления и современные технические средства построения различных информационных систем. Современная система учета, контроля и аудита строится на основе новейших средств вычислительной техники и должна обеспечивать (рис.1):

Рис. 1. Возможности автоматизированных систем аудита труда и его оплаты

Введение в практику автоматизированных интегрированных систем учета, контроля и аудита и распределенных систем обработки данных позволяет комплексно решить задачи не только по учету, но и по контролю, анализу и аудиту. С помощью таких систем можно осуществлять оценку фактического состояния предприятия, а также прогнозировать и моделировать управленческие решения.

Выводы

Обязательными условиями качественного проведения аудита являются планирование и документирование этого процесса. Еще одним из основных направлений повышения качества аудита является разработка внутрифирменных методик аудита, рабочей документации, оформление в виде внутрифирменных стандартов.

В целом, рациональная организация аудита расчетов по оплате труда оказывает содействие выявлению резервов сокращения расходов по заработной плате, повышения производительности труда работников предприятия, оптимизации его финансового состояния.

Литература:

  1. Ерофеева В. А. Аудит: учебное пособие / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 638 с.
  2. Бычкова С. М., Фомина Т. Ю. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям // Аудиторские ведомости. — 2010. — № 12.
  3. Марченкова И. Н. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда / И. Н. Марченкова — Территория науки № 3, 2015 С. 124–129.
  4. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита». . — Режим доступа к ресурсу:https://ru.wikipedia.org/wiki.