Аттестация руководителя учреждения

Содержание

Аттестация директоров школ: как проходит и к чему готовиться

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Быстрый переход по разделам:

  1. Когда и для чего проводится аттестация директоров.
  2. Как проходит аттестация.
  3. Какие документы нужны для аттестации директора.
  4. Как подготовиться к аттестации.
  5. Какие изменения в аттестации директоров могут быть.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  1. Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  2. Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  3. Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  1. Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  2. Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  3. Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  4. Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  5. Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  6. Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  7. Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах. Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

По предварительным данным, уже в 2020 году в России может быть внедрен новый вариант системы повышения квалификации педагогов и аттестации директоров школ. Это станет очередным этапом национального проекта «Образование». Сейчас идет общественное обсуждение вопроса, и планируется создать единую модель с учетом успешного опыта регионов.

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  1. Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  2. Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование — трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение — с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2018 года N 123
Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий)

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и в целях оптимизации деятельности муниципальной отраслевой аттестационной комиссии по проведению аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий) администрация городского округа город Воронеж постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий).

2. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.04.2015 N 352 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий)».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальной политике Савицкую Н.П.

Временно исполняющий
обязанности главы городского
округа город Воронеж
В.Ю.КСТЕНИН

Положение о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий)

Утверждено
постановлением
администрации городского
округа город Воронеж
от 15.03.2018 N 123

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий) (далее — Положение) регламентирует сроки и процедуру проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений, порядок формирования и работы муниципальной отраслевой аттестационной комиссии по проведению аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений (директор, заведующий) (далее — аттестационная комиссия).

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.3. Аттестация проводится в целях объективной оценки качества и результативности деятельности руководителей образовательных учреждений и установления их соответствия занимаемой должности; оказания содействия в повышении эффективности работы образовательных учреждений; стимулирования профессионального роста руководителей образовательных учреждений.

1.4. Аттестация осуществляется на принципах объективности и беспристрастности в оценке профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемых, гласности и открытости при ее проведении.

1.5. Руководители образовательных учреждений в процессе трудовой деятельности подлежат обязательной аттестации.

1.6. Аттестация руководителя образовательного учреждения проводится 1 раз в 5 лет.

В случае наличия отрицательной динамики в деятельности образовательного учреждения по решению руководителя управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж (далее — Управление) до истечения 5 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация руководителя учреждения.

В межаттестационный период руководители образовательных учреждений обязаны проходить курсы повышения квалификации.

1.7. Аттестации не подлежат:

— беременные женщины;

— лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (аттестация указанных руководителей может проводиться не ранее чем через год после выхода из соответствующего отпуска);

— руководители, проработавшие менее 1 года в должности.

1.8. Результаты аттестации на соответствие занимаемой должности сохраняют актуальность до истечения срока действия в случае перехода аттестованного руководителя на другую руководящую должность в другое муниципальное образовательное учреждение того же типа.

II. Состав и порядок работы аттестационной комиссии

2.1. Состав аттестационной комиссии утверждается распоряжением администрации городского округа город Воронеж.

2.2. Аттестационная комиссия состоит из 11 человек, включает в себя председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

2.3. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представители структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж, представитель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также представители научных и образовательных учреждений.

2.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов.

2.5. Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью.

2.6. В период временного отсутствия председателя аттестационной комиссии руководство ее работой осуществляет заместитель председателя комиссии.

2.7. Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается секретарь аттестационной комиссии.

2.8. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

2.9. Заседания аттестационной комиссии проходят не реже чем 1 раз в 3 месяца.

2.10. Дату проведения заседаний аттестационной комиссии назначает председатель аттестационной комиссии (в его отсутствие — заместитель председателя). Секретарь аттестационной комиссии оповещает членов аттестационной комиссии о заседании, приглашает аттестуемых руководителей на собеседование, сообщает дату, время и место заседания.

2.11. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания, в котором фиксирует решение аттестационной комиссии и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании.

III. Организация проведения аттестации

3.1. Основанием для проведения аттестации руководителя образовательного учреждения является приказ руководителя Управления «Об оценке профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений» (далее — Приказ), которым утверждаются список руководителей, подлежащих аттестации; даты начала процедур оценки профессиональной деятельности; сроки предоставления аттестуемым руководителем секретарю аттестационной комиссии аттестационных материалов (портфолио); сроки предоставления отзывов о профессиональной деятельности руководителя и лица, ответственные за их представление; лица, ответственные за изучение практических навыков реализации управленческих функций и профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений на основании представленных аттестационных материалов (портфолио).

Приказ готовит секретарь аттестационной комиссии.

3.2. Срок проведения аттестации руководителей с момента издания Приказа и до принятия решения аттестационной комиссией не может составлять более трех месяцев, за исключением случаев, когда:

а) руководитель, подлежащий аттестации, не явился на заседание аттестационной комиссии или выразил свое несогласие с представленным отзывом о его профессиональной деятельности;

б) аргументы, представленные лицами, ответственными за изучение практических навыков реализации управленческих функций, аттестационная комиссия сочла недостаточными для оценки профессиональной деятельности аттестуемого руководителя.

3.3. В случае неявки аттестуемого руководителя на заседание аттестационной комиссии члены аттестационной комиссии могут принять решение о рассмотрении документов в его отсутствие или о переносе рассмотрения на следующее заседание.

3.4. Секретарь аттестационной комиссии не позднее чем за 3 недели до даты начала процедуры оценки профессиональной деятельности направляет Приказ в адрес начальников районных отделов образования Управления — кураторов аттестуемых руководителей (далее — начальник отдела образования).

3.5. Начальник отдела образования не позднее чем за неделю до начала процедуры оценки профессиональной деятельности обязан ознакомить руководителя образовательного учреждения, подлежащего аттестации, с Приказом.

3.6. Начальник отдела образования готовит отзыв о профессиональной деятельности аттестуемого руководителя и знакомит руководителя учреждения с ним не менее чем за неделю до начала процедуры оценки профессиональной деятельности.

3.7. Отзыв составляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и содержит следующие сведения об аттестуемом руководителе:

— фамилию, имя, отчество;

— занимаемую должность на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

— перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых аттестуемый принимал участие;

— мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной деятельности, позволяющую сделать вывод о наличии квалификационных знаний, умений и навыков, их соответствии требованиям, предъявляемым квалификационными характеристиками к должности руководителя, о возможности исполнения им должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением;

— ссылку на документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет;

— отметку о наличии ведомственных и государственных наград, званий, научной степени.

3.8. Отзыв о профессиональной деятельности руководителя с отметкой об ознакомлении аттестуемого представляется начальником отдела образования секретарю аттестационной комиссии в течение 2 недель от даты начала процедуры оценки профессиональной деятельности.

При несогласии с отзывом о профессиональной деятельности аттестуемый руководитель предоставляет в аттестационную комиссию дополнительные сведения и (или) пояснительную записку как до начала заседания аттестационной комиссии, так и в его процессе.

3.9. Руководители учреждений, подлежащие аттестации, предоставляют секретарю аттестационной комиссии аттестационные материалы (портфолио) в срок, установленный Приказом.

IV. Проведение аттестации

4.1. Аттестация проводится аттестационной комиссией путем оценки профессиональной деятельности руководителя, аттестация состоит из 2 этапов:

— изучение практических навыков реализации управленческих функций, которое может осуществляться как в форме документарной проверки на основе представленных материалов, подтверждающих результативность деятельности, так и в форме выездной проверки образовательного учреждения, руководитель которого проходит аттестацию;

— собеседование по основным направлениям модернизации системы образования муниципального образовательного учреждения, вопросам эффективности его деятельности и функционирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальных актов образовательного учреждения. Собеседование проводится на заседании аттестационной комиссии.

4.2. Основными критериями оценки профессиональной деятельности руководителя при проведении аттестации являются:

— соответствие требованиям квалификационных характеристик к должности руководителя, качество исполнения им должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными актами учреждения;

— определение участия руководителя в решении поставленных перед учреждением задач, сложности выполняемой им работы;

— системность повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

При этом учитываются профессиональные знания аттестуемого, опыт работы, организаторские и иные способности в соответствии с квалификационными характеристиками занимаемой должности.

4.3. В соответствии с утвержденными Приказом датами начала аттестации руководитель учреждения обеспечивает доступ лиц, ответственных за изучение практических навыков реализации управленческих функций, к документам системы управления учреждением, локальным нормативным актам, отражающим выполнение аттестуемым своих должностных обязанностей, и информации, позволяющей сделать вывод о результативности его деятельности.

Лица, ответственные за изучение практических навыков реализации управленческих функций (3 представителя: секретарь аттестационной комиссии, специалист Управления, представитель муниципального казенного учреждения бухгалтерско-расчетного центра образовательных организаций района городского округа город Воронеж), определяют:

— качество исполнения аттестуемым руководителем должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными актами учреждения;

— системность повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

— наличие системы управления в учреждении;

— динамику изменений в функционировании учреждения.

Секретарь аттестационной комиссии документально оформляет экспертную оценку качества и результативности деятельности руководителя, которая содержит выводы по результатам изучения профессиональной деятельности.

Экспертная оценка качества и результативности деятельности руководителя подписывается лицами, ответственными за изучение практических навыков реализации управленческих функций, и передается в аттестационную комиссию.

4.4. На заседании аттестационной комиссии секретарь комиссии представляет руководителя учреждения, зачитывает отзыв о его работе, знакомит членов комиссии и аттестуемого руководителя с экспертной оценкой качества и результативности деятельности, затем аттестуемый проходит собеседование и информирует членов аттестационной комиссии о достижениях учреждения.

4.5. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого руководителя.

4.6. Решение о соответствии (несоответствии) аттестуемого руководителя занимаемой должности аттестационная комиссия принимает в его отсутствие открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии решающим является голос председательствующего.

4.7. По итогам голосования аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) руководитель учреждения соответствует занимаемой должности;

б) руководитель учреждения не соответствует занимаемой должности.

4.8. Решение комиссии доводится до руководителей учреждений в этот же день непосредственно после подведения итогов голосования.

V. Реализация решений аттестационной комиссии

5.1. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, составленный по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Аттестационный лист подписывается председателем или заместителем председателя (в случае отсутствия председателя) и секретарем аттестационной комиссии. Аттестационный лист составляется в 2 экземплярах. Секретарь аттестационной комиссии передает один экземпляр аттестованному руководителю, второй направляет в управление муниципальной службы и кадров администрации городского округа город Воронеж для приобщения к личному делу.

5.2. В протокол аттестационной комиссии и аттестационный лист с учетом принятого решения могут быть внесены рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности аттестуемого, о необходимости повышения его квалификации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций руководитель учреждения не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии.

5.3. В случае признания руководителя учреждения по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности руководитель Управления в течение одного месяца со дня подписания протокола заседания аттестационной комиссии направляет соответствующее уведомление в управление муниципальной службы и кадров администрации городского округа город Воронеж для рассмотрения вопроса о расторжении трудового договора на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.4. Результаты аттестации руководитель вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Руководитель управления
образования и молодежной политики
Л.А.КУЛАКОВА

Приложение N 1. Отзыв о работе руководителя муниципального образовательного учреждения

Приложение N 1
к Положению
о порядке проведения аттестации
руководителей муниципальных
образовательных учреждений
(директор, заведующий)

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ____________________________________________

3. Замещаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту

должность _________________________________________________________________

4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого

звания ____________________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил, специальность, квалификация по

образованию, ученая степень, ученое звание)

5. Сведения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации

(где и когда проходил переподготовку, повышал квалификацию)

6. Стаж работы в должности ________________________________________________

7. Общий трудовой стаж ____________________________________________________

8. Дата прохождения последней аттестации по должности руководителя

9. Сведения о поощрениях __________________________________________________

10. Перечень основных вопросов, в решении которых руководитель принимал

участие ___________________________________________________________________

11. Оценка профессиональных качеств руководителя __________________________

(знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей)

личностных качеств ________________________________________________________

(дисциплинированность, уровень ответственности, инициативность, степень

самостоятельности при исполнении должностных обязанностей, умение

анализировать, оперативность в принятии решений,

контроль за их реализацией и др.)

результатов профессиональной служебной деятельности

(объем, сложность выполняемой работы, качество выполненной работы,

своевременность ее выполнения и др. показатели результативности)

12. Рекомендация непосредственного руководителя ___________________________

Непосредственный руководитель

аттестуемого _______________ ____________

(подпись) (дата)

С отзывом ознакомлен(а) ___________________________________________________

Руководитель управления
образования и молодежной политики
Л.А.КУЛАКОВА

Приложение N 2. Аттестационный лист руководителя муниципального образовательного учреждения

Приложение N 2
к Положению
о порядке проведения аттестации
руководителей муниципальных
образовательных учреждений
(директор, заведующий)

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ____________________________________________

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого

звания ____________________________________________________________________

4. Замещаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту

должность _________________________________________________________________

5. Трудовой стаж (в том числе стаж в должности руководителя) ______________

6. Вопросы к аттестуемому и краткие ответы на них _________________________

7. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией __________

8. Краткая оценка выполнения рекомендаций предыдущей аттестации ___________

9. Решение аттестационной комиссии (основание протокол от дд.мм.гг N _____)

10. Количественный состав аттестационной комиссии _________________________

На заседании присутствовало _______________ членов аттестационной комиссии.

Количество голосов за _______________, против _______________.

11. Примечания ____________________________________________________________

Председатель муниципальной отраслевой

аттестационной комиссии _______________

Как аттестовать руководителя образовательного учреждения

Законодательная база

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Аттестация руководителей образовательных организаций

Транскрипт

1 Аттестация руководителей образовательных организаций Ломов Алексей Иванович Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», Издательской фирмы «Сентябрь», г. Москва В соответствии с законом об образовании учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя образовательной организации, но и любую ее периодичность. В том числе учредитель вправе вообще, исключить периодическое проведение очередной аттестации. Как аттестовывать руководителей и кандидатов на должность руководителя? Читаем в статье. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей федеральных университетов и руководителей образовательных организаций, в случаях, установленных федеральными законами) проходят обязательную аттестацию (Ч. 3 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».). Это значит, что проведение аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации является законодательно обусловленной необходимостью, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой образовательной организации. А вот что касается действующих руководителей, то в Законе, в отличие от аттестации педагогических работников, не содержится никаких указаний на периодичность проведения их аттестации, а лишь фиксируется сам факт проведения аттестации, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В соответствии с законом учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя, но и любую ее периодичность. В том числе учредитель вправе вообще исключить периодическое проведение очередной аттестации, сохранив обязательность проведения внеочередной. Основаниями для ее проведения могут быть: неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденные документально; ~1~

2 неоднократные нарушения руководителем своей должностной инструкции, подтвержденные документально; отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально; обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации. На практике, как показывает анализ нормативных актов регионального и муниципального уровней, в подавляющем большинстве случаев учредители устанавливают для руководителей периодичность прохождения очередной аттестации на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет (есть и такие, которые сокращают этот период до трех лет). Давайте попытаемся выяснить, насколько целесообразно проводить периодическую (очередную) аттестацию действующих руководителей. В настоящее время имеет место тенденция заключения с руководителями срочных трудовых договоров сроком до пяти лет. (Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.)Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ. При этом сам факт перезаключения с руководителем договора на следующий срок означает, что деятельность такого руководителя полностью устраивает учредителя. Иначе говоря, руководитель, с которым перезаключен договор, с точки зрения учредителя соответствует занимаемой должности. Но тогда для чего нужна периодическая аттестации руководителей? Ведь если у учредителя возникают обоснованные сомнения в соответствии руководителя занимаемой должности, то он инициирует проведение внеочередной аттестации в порядке и в сроки им же установленные. При таком подходе к организации процедуры аттестации учредителю придется организовывать и проводить аттестацию, только кандидатов на должность руководителя и внеплановую аттестацию действующих руководителей (пример Положения об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций приведен в Приложении 1 к статье). Что касается использования мотивационного потенциала аттестационной процедуры с целью стимулирования профессионального роста руководителей, его можно реализовать в форме добровольной аттестации на соответствие региональным (муниципальным) квалификационным уровням. Такие уровни могут быть сформулированы на основании критериев эффективности деятельности в контексте перехода на эффективный контракт, но это, как говорится, другая история. Приложение 1. Положение об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций. ~2~

3 К должностям руководителей образовательных организаций в целях применения настоящего Положения относятся должности, отнесенные к категории «Руководители» Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства Р. Ф. от 8 августа 2013 г. 678) Аттестация проводится на основе объективной оценки профессиональной деятельности руководителей и претендентов на должность с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, объективность, недопустимость дискриминации Кандидаты на должность руководителя образовательной организации подлежат обязательной аттестации перед назначением на должность Руководители образовательных организаций проходят обязательную (внеочередную) аттестацию при: неоднократных нарушениях ими действующего законодательства, подтвержденных документально; неоднократных нарушениях ими своей должностной инструкции, подтвержденных документально; отрицательной динамике результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами, подтвержденной документально; обоснованных, подтвердившихся жалобах обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации. 2. Аттестационная комиссия 2.1. Аттестация кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций осуществляется аттестационной комиссией в составе: председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируемой органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) Председателем аттестационной комиссии является руководитель (уполномоченное им лицо) муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования В состав аттестационной комиссии включаются работники муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель муниципальной (региональной) организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководители образовательных организаций, а также представители научных, образовательных и иных организаций, приглашаемые председателем аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов. Персональный состав комиссии ежегодно утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению председателя комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения. ~3~

4 2.5. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности любого члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при аттестации конкретного аттестуемого, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в принятии решения по конкретному аттестуемому Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью. В период его временного отсутствия руководство деятельностью комиссии осуществляет его заместитель Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается ее секретарь График заседаний аттестационной комиссии на каждый квартал утверждается председателем аттестационной комиссии Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от ее списочного состава Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение вступает в силу со дня его вынесения Продолжительность аттестации конкретного аттестуемого не может превышать 30 календарных дней В случае признания аттестуемого не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ на предусмотренных трудовым договором основаниях. Расторжение трудового договора с руководителем организации по данному основанию возможно в том случае, если такое основание расторжения трудового договора в нем предусмотрено, если же нет, то расторгать трудовой договор следует в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ. 3. Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации 3.1. Основанием для проведения аттестации кандидатов с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» может быть: представление руководителя муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования; представление коллегиального органа управления образовательной организации; заявление кандидата В представлении в аттестационную комиссию должны содержаться следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество; место работы и занимаемая должность; наличие квалификационной категории по занимаемой должности; дата заключения трудового договора по занимаемой должности; уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов); ~4~

5 информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов); мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации» Заявление кандидата должно содержать следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество; место работы и занимаемая должность; наличие квалификационной категории по занимаемой должности; дата заключения трудового договора по занимаемой должности; уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов); информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов). К заявлению кандидат прилагает либо программу выхода из кризисной ситуации в конкретной образовательной организации, либо программу развития образовательной организации с учетом особенностей ее образовательной деятельности (гимназия, школа с углубленным изучением конкретного предмета, школа, реализующая конкретную дополнительную предпрофессиональную программу, школа, реализующая инклюзивное образование и т. п.) В процессе аттестации кандидат обязательно проходит квалификационные испытания по знанию действующего законодательства об образовании С датой, временем и местом проведения аттестации кандидат на должность руководителя должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позднее чем за месяц до дня ее проведения Кандидат на должность руководителя должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации. В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся необходимые изменения Непосредственно в процессе аттестации комиссия рассматривает сведения о кандидате на должность руководителя, содержащиеся в представлении (его заявлении), а также дает оценку соответствия кандидата должности «Руководитель образовательной организации». Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением обязанностей руководителя образовательной организации. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющем управление в сфере образования. ~5~

6 3.8. По результатам аттестации кандидата аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует должности «Руководитель образовательной организации»; не соответствует должности «Руководитель образовательной организации» При неявке кандидата на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или в случае признания его не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» он может повторно пройти аттестацию на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» не ранее чем через год после дня заседания аттестационной комиссии С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого Кандидат, признанный по итогам аттестации соответствующим должности «Руководитель образовательной организации», может быть: назначен на должность руководителя; включен в резерв руководителей. 4. Аттестация руководителя образовательной организации 4.1. Решение о проведении аттестации руководителя образовательной организации принимается учредителем при наличии следующих оснований: неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденных документально; отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально; обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации Проведение аттестации руководителя образовательной организации осуществляется на основании представления в аттестационную комиссию его непосредственного руководителя Аттестации не подлежат следующие руководители: проработавшие в должности менее одного года; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием. Аттестация руководителей, перечисленных подпунктами «в», «г» и «д» возможна не ранее ~6~

7 чем через год после их выхода на работу В представлении должны содержаться следующие сведения о руководителе: фамилия, имя, отчество; место работы; дата заключения трудового договора и срок его действия (для срочного трудового договора); уровень образования и квалификация; информация о повышении квалификации (переподготовке); мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации»; причина, послужившая основанием для проведения аттестации С представлением руководитель образовательной организации должен быть ознакомлен непосредственным руководителем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением руководитель образовательной организации имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за последние три года, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении непосредственного руководителя. При отказе руководителя образовательной организации от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается непосредственным руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт Руководитель образовательной организации должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации. В случае невозможности присутствия руководителя на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения. При неявке руководителя на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие Аттестационная комиссия рассматривает сведения об аттестуемом, содержащиеся в представлении, его заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением, а также дает оценку его соответствия требованиям профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации». Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющим управление в сфере образования По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих ~7~

8 решений: соответствует должности «Руководитель образовательной организации»; не соответствует должности «Руководитель образовательной организации» С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись Результаты аттестации аттестуемый вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством РФ На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого. Информационная система «Директория», 2014 Журнал руководителя управления образованием 4 (), 2014 ~8~