Аск НДС 2 2018

Центр обучения «Клерка»📌 РекламаНа практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы. Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.

Чем опасен АСК НДС-3

В 2018 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности. ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер. То есть если раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется, инспектору ИФНС достаточно нажать одну кнопку. 📌 Реклама Отключить

Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Что такое экстерриториальные проверки

Кроме этого, у налоговиков появился новый инструмент — экстерриториальные проверки, благодаря которым договориться «по-хорошему» со своим налоговым инспектором больше не удастся, так как проверять предоставленные компанией данные будут работники ФНС из другой районной налоговой инспекции, а возможно даже из другого города, что существенно снижает возможность внеправового снижения налоговых рисков.

С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.

📌 Реклама Отключить

Отраслевой подход усиливают

В целом налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то с некоторых пор работа ведется по целым отраслям.

«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.

В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.

Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота. Такая нагрузка обусловлена большим количеством ручного труда в составе затрат, который составляет от 70 до 95 процентов. 📌 Реклама

Отключить

Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.

Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.

Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации — вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.

📌 Реклама Отключить

Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.

В целях обеспечения полноты идентификации физических лиц по всем субъектам Российской Федерации, а также подготовки к переносу данных в транзакционный сегмент автоматизированной информационной системы нового поколения АИС «Налог-3» приказываю:

1. Внедрить в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее идентификацию физических лиц, подсистемы общего назначения идентификации лиц (далее — ПОН ИЛ).

2. Утвердить:

2.1. План мероприятий по внедрению в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего идентификацию физических лиц (далее — План мероприятий), согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

2.2. План-график распределения УФНС России по субъектам Российской Федерации по группам внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего идентификацию физических лиц (далее — План-график внедрения), согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

3. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков):

3.1. Обеспечить выполнение Плана мероприятий;

3.2. В срок до 20.09.2013 совместно с Управлением регистрации и учета налогоплательщиков (В.Г. Колесников) и Управлением информационных технологий (Т.В. Матвеева) разработать временный порядок проведения мероприятий с данными российских организаций и физических лиц, не прошедших идентификацию в ПОН ИЛ и не получивших федеральный идентификатор (ФИД) (далее — Временный порядок).

3.3. В двухнедельный срок с даты установки на федеральном уровне компонентов прикладной инфраструктуры версии 5.0 передать МИ ФНС России по ЦОД функции администрирования и эксплуатации ПОН ИЛ на федеральном уровне.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

4.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов в двухдневный срок с даты его издания;

4.2. Обеспечить выполнение Плана мероприятий и Плана-графика внедрения.

5. МИ ФНС России по ЦОД (И.А. Мирошникова):

5.1. Обеспечить выполнение Плана мероприятий;

5.2. Обеспечить администрирование и сопровождение эксплуатации ПОН ИЛ на федеральном уровне с даты исполнения пункта 3.3 настоящего приказа.

6. Управлению регистрации и учета налогоплательщиков (В.Г. Колесников) совместно с Управлением информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить методологическое сопровождение алгоритмов идентификации юридических и физических лиц в процессе промышленной эксплуатации программного обеспечения.

7. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева):

7.1. Организовать техническое сопровождение программного обеспечения, реализующего идентификацию физических лиц, в процессе промышленной эксплуатации ПОН ИЛ.

7.2. В течение 1,5 месяцев с даты исполнения пункта 3.2 совместно с Управлением регистрации и учета налогоплательщиков (В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) провести апробацию Временного порядка в УФНС России по Нижегородской области.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Приложение N 1

План
мероприятий по внедрению в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего идентификацию физических лиц
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2013 г. N ММВ-7-6/321@)

N
п/п
Мероприятие Срок исполнения Исполнитель
Разработка и доведение до налоговых органов Порядка проведения работ, выполняемых в процессе промышленной эксплуатации ПОН ИЛ ФЛ. Не позднее 13.09.2013 ФГУП ГНИВЦ ФНС России
2.1 Выпуск и размещение в ФАП ФНС России программного обеспечения ПОН ИЛ, СЭОД и ЕЦР, доработанного по итогам опытной эксплуатации, и соответствующей технической документации к нему, включая инструкции по инсталляции и эксплуатации программного обеспечения. Не позднее 16.09.2013 ФГУП ГНИВЦ ФНС России
2.2 Открытие в программном обеспечении возможности для обращения к ПОН ИЛ в части ФЛ для УФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в:
— 1 группу внедрения Не позднее 16.09.2013
— 2-4 группы внедрения В течение 3 рабочих дней с даты получения указания Управления информационных технологий
3.1. Подготовка инфраструктуры МИ ФНС России по ЦОД для начала промышленной эксплуатации ПОН ИЛ. В течение 5 рабочих дней с даты исполнения пункта 2.2 настоящего плана МИ ФНС России по ЦОД, ФГУП ГНИВЦ ФНС России УФНС России по субъектам Российской Федерации (по группам)
3.2. Инсталляция программного обеспечения для взаимодействия с ПОН ИЛ в ИФНС России согласно плану-графику распределения УФНС России по субъектам Российской Федерации по группам внедрения.
Запуск технологических процессов идентификации физических лиц и индивидуальных предпринимателей в ИФНС России и присвоения им ФИД. Ежедневно, начиная с даты исполнения пункта 3 настоящего плана УФНС России по субъектам Российской Федерации (по группам)
Автоматическая отправка с использованием веб-сервиса отчетов о количестве идентифицированных лиц на федеральный уровень в АИС «Налог-3». Еженедельно (по понедельникам), начиная с даты исполнения пункта 3 настоящего плана УФНС России по субъектам Российской Федерации (по группам)
Принятие на основе анализа информации, поступающей в соответствии с п.5, а также количества идентифицированных лиц решения о подключении новой группы и направление соответствующего письма в УФНС России по субъектам Российской Федерации. Еженедельно по пятницам, начиная с 20.09.2013 Управление информационных технологий
В рамках исполнения пункта 3.3 приказа разработать и довести до МИ ФНС России по ЦОД документацию по эксплуатации ПОН ИЛ, охватывающую вопросы инсталляции, обновления, резервирования, восстановления подсистемы и рекомендации по мониторингу штатной работы подсистемы. В двухнедельный срок с даты установки на федеральном уровне компонентов прикладной инфраструктуры версии 5.0 ФГУП ГНИВЦ ФНС России

Приложение N 2

N
п/п
Код НО Наименование НО Дата подключения к ПОН ИЛ ФЛ
1 группа внедрения
0200 УФНС России по Республике Башкортостан 16.09.2013
1300 УФНС России по Республике Мордовия
1600 УФНС России по Республике Татарстан
1800 УФНС России по Удмуртской Республике
2100 УФНС России по Чувашской Республике
2300 УФНС России по Краснодарскому краю
2700 УФНС России по Хабаровскому краю
3000 УФНС России по Астраханской области
3400 УФНС России по Волгоградской области
4000 УФНС России по Калужской области
4200 УФНС России по Кемеровской области
4300 УФНС России по Кировской области
4500 УФНС России по Курганской области
4700 УФНС России по Ленинградской области
5000 УФНС России по Московской области
5200 УФНС России по Нижегородской области
5300 УФНС России по Новгородской области
5700 УФНС России по Орловской области
6000 УФНС России по Псковской области
6100 УФНС России по Ростовской области
6200 УФНС России по Рязанской области
6600 УФНС России по Свердловской области
7100 УФНС России по Тульской области
7300 УФНС России по Ульяновской области
7400 УФНС России по Челябинской области
7700 УФНС России по г. Москве
7800 УФНС России по Санкт-Петербургу
0100 УФНС России по Республике Адыгея
0300 УФНС России по Республике Бурятия
0400 УФНС России по Республике Алтай
0500 УФНС России по Республике Дагестан
0600 УФНС России по Республике Ингушетия
0700 УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике
0800 УФНС России по Республике Калмыкия
0900 УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике
1000 УФНС России по Республике Карелия
1100 УФНС России по Республике Коми
1200 УФНС России по Республике Марий Эл
1400 УФНС России по Республике Саха (Якутия)
1500 УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания
1700 УФНС России по Республике Тыва
2 группа внедрения
1900 УФНС России по Республике Хакасия С даты и версии, указанных в письме Управления информационных технологий (ориентировочно с 30.09.2013)
2000 УФНС России по Чеченской Республике
2200 УФНС России по Алтайскому краю
2400 УФНС России по Красноярскому краю
2500 УФНС России по Приморскому краю
2600 УФНС России по Ставропольскому краю
2800 УФНС России по Амурской области
2900 УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
3100 УФНС России по Белгородской области
3200 УФНС России по Брянской области
3300 УФНС России по Владимирской области
3500 УФНС России по Вологодской области
3600 УФНС России по Воронежской области
3700 УФНС России по Ивановской области
3 группа внедрения
3800 УФНС России по Иркутской области С даты и версии, указанных в письме Управления информационных технологий (ориентировочно с 14.10.2013)
3900 УФНС России по Калининградской области
4100 УФНС России по Камчатскому краю
4400 УФНС России по Костромской области
4600 УФНС России по Курской области
4800 УФНС России по Липецкой области
4900 УФНС России по Магаданской области
5100 УФНС России по Мурманской области
5400 УФНС России по Новосибирской области
5500 УФНС России по Омской области
5600 УФНС России по Оренбургской области
5800 УФНС России по Пензенской области
5900 УФНС России по Пермскому краю
6300 УФНС России по Самарской области
4 группа внедрения
6400 УФНС России по Саратовской области С даты и версии, указанных в письме Управления информационных технологий (ориентировочно с 28.10.2013)
6500 УФНС России по Сахалинской области
6700 УФНС России по Смоленской области
6800 УФНС России по Тамбовской области
6900 УФНС России по Тверской области
7000 УФНС России по Томской области
7200 УФНС России по Тюменской области
7500 УФНС России по Забайкальскому краю
7600 УФНС России по Ярославской области
7900 УФНС России по Еврейской автономной области
8600 УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре
8700 УФНС России по Чукотскому автономному округу
8900 УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу

АСК НДС 3

АСК НДС 3 – новый сервис ФНС России по автоматизации налогового контроля над перемещением денежных средств на расчетных счетах компаний налогоплательщиков. С помощью сервиса АСК НДС 3 налоговая служба РФ планирует осуществить полный контроль над всеми существующими серыми схемами ухода налогоплательщиками от уплаты налогов и сокращения налоговой нагрузки. Данный сервис работает на основе алгоритмов интеллектуального поиска, что позволяет автоматически выстраивать всю цепочку движения денежных средств между участниками сделки и контролировать в ходе ее совершения уплату НДС. Система будет внедрена во всех субъектах РФ и всех областях экономики, и будет автоматически формировать отчеты по хозяйственной деятельности компаний, на основании чего ФНС сможет возбуждать уголовные дела по суме налоговых нарушений. Необходимость в предварительных до следственных проверках, Следственный комитет РФ по факту выставленных ФНС претензий отпадает – теперь налоговики смогут возбуждать дело автоматически. Каков алгоритм работы нового сервиса АСК НДС 3 и какую опасность для компаний в 2018 году представляет внедрение данного сервиса и пойдет речь в настоящей статье.

Сейчас налоговая инспекция использует программу АСК НДС-2 для камеральной налоговой проверки декларации по НДС. Подробнее о расхождениях по НДС и о работе программы АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?». Что касается новой программы АСК НДС-3, принцип ее работы заключается в том, что она сверяет все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных категорий налогоплательщиков, выявляя при этом цепочки контрагентов. Если есть расхождения, она автоматически формирует требование налогоплательщику о представлении пояснений по выявленным расхождениям. Создавая такие сервисы, налоговый орган борется с «фирмами-однодневками». С 2018 года в базу АСК НДС-3 добавлена база банков, что еще более совершенствует новый сервис ФНС России для поиска незаконных вычетов НДС. При этом сервис АСК НДС 3 анализирует движение денежных средств не только между компаниями и индивидуальными предпринимателями, но и между компаниями и физическими лицами. Также сервис АСК НДС 3 обрабатывает данные кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж. После запуска сервиса АСК НДС 3 ФНС России вышла на новый уровень борьбы с «фирмами-однодневками», а также в борьбе с иными способами обнала. Поскольку новый сервис АСК НДС 3 разработан для поиска незаконных вычетов НДС, для добросовестных компаний остается угроза утраты права на вычет НДС, из-за недобросовестных действий своих контрагентов. Налоговый орган может отказать компании в налоговом вычете, если контрагент налогоплательщика обладает признаками «фирмы-однодневки». В таком случае, факт того, что право на вычет у покупателя не связано с обязанностью контрагента по оплате НДС, налогоплательщику придется доказывать в суде самостоятельно.

Алгоритм работы АСК НДС 3

Повторимся, программа АСК НДС 3 выявляет «фирмы-однодневки» и тех, кто пытается воспользоваться незаконными вычетами НДС. Сервис АСК НДС 3 сверяет составленный плательщиком НДС, собирает данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. Программа АСК НДС 3 фиксирует расхождения следующих типов:

  • «НДС» – когда обе стороны сделки отразили НДС в декларациях, при этом суммы налога отражены разные;
  • «Разрыв» – один из участников сделки не отразил сделку, вообще не сдал отчетность, сдал нулевую декларацию, или же если контрагента вовсе нет в ЕГРЮЛ.

С 01 февраля 2018 года АСК НДС 3 автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности (если они не устранены в пятидневный срок налогоплательщиком самостоятельно). Отчет, который формирует программа АСК НДС 3, является достаточным основанием для заведения в отношении налогоплательщика уголовного дела по факту неуплате налогов. Важно! Налоговые инспекторы могут запретить применение налогового вычета по НДС на основании того, что поставщик услуг обладает признаками «фирмы-однодневки». Программа АСК НДС 3 автоматически направляет и налогоплательщику и его контрагенту письма с просьбой разъяснить факт расхождений, представить соответствующие пояснения. На представление пояснений у налогоплательщика и контрагента есть пять рабочих дней, после истечении срока представления пояснений, налоговая инспекция начнет проверку. Получив от налогоплательщика и контрагента пояснения, инспектор в программе делает отметку и продолжает проводить камеральную проверку. В результате таких налоговых проверок, и налогоплательщик, и его контрагент должны либо исправить допущенные ошибки, либо доплатить в бюджет доначисленный налог.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Применение программы АСК НДС 3

Как уже было отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС, применяемый в тестовом режиме с 01 февраля 2018 года для поиска незаконных вычетов НДС. Когда впервые была запущена система АСК НДС 3 ФНС России, смело можно сказать, вышла на совершенно новый уровень в борьбе с «фирмами-однодневками» и иными всем известными способами по выводу (обналичиванию) денежных средств. Из-за этого даже добросовестный налогоплательщик может утратить право на вычет НДС из-за недобросовестных действий своих контрагентов, поскольку новая система АСК НДС 3 создана для поиска незаконных вычетов НДС. Теперь налоговая инспекция может отказать налогоплательщику в вычете НДС лишь на том основании, что его контрагент имеет признаки «фирмы-однодневки». Если налогоплательщику будет отказано в вычете НДС по этому основанию, то факт того, что право налогоплательщика на вычет НДС у покупателя никак не связано с обязанностью поставщика по оплате НДС, налогоплательщику придется доказывать в суде самостоятельно. Однако, налогоплательщик может, не дожидаясь отказа налоговиков в вычете НДС, попытаться снизить такую вероятность, как и количество требований, получаемых от налоговой инспекции о представлении пояснений по НДС. Чтобы попытаться снизить количество разрывов в АСК НДС 3 и попытаться избежать получения требований от налоговой инспекции, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • сверить реквизиты в электронной декларации и счете-фактуре;
  • проверить коды всех операций;
  • избегать перечня кодов для одной операции;
  • проверить своих контрагентов по ЕГРЮЛ на сайте ФНС России с помощью онлайн сервиса egrul.nalog.ru;
  • свериться со своими контрагентами при помощи электронных программ, предназначенных для сверки.

Таким образом, благодаря АСК НДС 3, как только декларация налогоплательщика поступит в налоговую инспекцию, инспектор получит довольно большой объем информации, не дожидаясь представления налогоплательщиком пояснений по налоговым разрывам или расхождением НДС в сведениях отчетности продавца и покупателя. При этом система АСК НДС 3 в автоматическом режиме формирует запрос и направляет его в электронном виде в адрес налогоплательщика. Ответ на такое требование налогоплательщик должен представить также в электронном виде. Если речь идёт о расхождениях в отчётности, то имеет смысл объясниться: позвонить в бухгалтерию контрагента, задать вопросы, выявить причины и изложить всё это в ответе инспекции. Если речь идёт о налоговых разрывах, то вопросы инспекция снимает при подаче уточнённой декларации. Иначе велика вероятность включения фирмы в план выездных налоговых проверок. АСК НДС 3 позволяет налоговым инспекторам отслеживать все операции по счетам предприятий и физических лиц. Уже сейчас проверки стали максимально адресными, их проводят, располагая информацией о «проблемных» контрагентах и сделках. Теперь же смогут связать с этими операциями состояние счетов физических лиц – директоров, бухгалтеров, собственников и даже их родственников. Наличие взаимосвязи между юридическими и физическими лицами АСК НДС 3 будет также распознавать в автоматическом режиме. Таким образом, добавятся новые поводы для назначения налоговых проверок: заявленные маленькие доходы и большие сбережения или траты у руководителя или бенефициара. Учитывая что Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также иные правовые акты были внесены изменения, которые ужесточили законодательство по привлечению к субсидиарной ответственности физических лиц. На данные изменения следует обращать больше внимания. АСК НДС 3 анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и соответствие данных контрагентов. Если информация будет отличаться, система автоматически формирует требование о пояснениях к этим контрагентам.

Сервис АСК НДС 3 ужесточает контроль над компаниями, находящимся на упрощенной системе налогообложения (УСНО). Старт тестирования сервиса показал, что налоговики принялись брать из цепочки в оборот компании, которые находятся на упрощенке, и связанных с ними физических лиц. Система АСК НДС 3 будет присваивать степени риска компаниям на основании гораздо большего числа факторов, рассылать еще больше требований и уведомлений, еще точнее указывать проверяющим, где и что искать. Помните, что каждая Ваша операция и каждое перечисление денежных средств оставляет следы, которые теперь распутать гораздо легче. Налоговые инспекторы будут видеть не только цепочки прохождения товаров и денежных средств, но и обороты Ваших компаний без дополнительных запросов в банк. Так, мы рассмотрели тему о новой системе ФНС России – АСК НДС 3, и как устроена работа данной программы. Стоит отметить, что у налоговых органов появился еще один новый механизм контроля налогоплательщиков – экстерриториальные проверки. Теперь, проверять данные, предоставленные налогоплательщиками, будут инспекторы «чужой» районной налоговой инспекции, а это, в первую очередь, исключает любую возможность налогоплательщика договориться с налоговым инспектором.

Еще одним нововведением новой системы АСК НДС 3 являются «экстерриториальные проверки», в ходе которых проверять сам бизнес будут инспекторы своей территориальной налоговой инспекции, а выездные налоговые проверки будут осуществлять налоговые инспекции из других регионов. Проще говоря, ФНС России поставило перед собой задачу вывести всех налогоплательщиков из так называемой «тени» для легальной работы с 100% уплатой налогов. Под таким жестким налоговым давлением, собственникам бизнеса теперь явно понадобится профессиональная юридическая поддержка, а главное защита их инвестиций.

АИС налог-3 что это такое и как работает эта система?

Не секрет, что за нашей деятельностью пристально наблюдают
налоговые органы. Мы много читаем об открытости налоговых органов для налогоплательщиков. А вот с помощью, каких методов поступает
информация в фискальные органы и как контролируется уплата и начисление налогов нам не совсем понятно.

За финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателей стало
возможно наблюдать более пристально в связи с развитием и внедрением
информационных систем налоговой службы.

В недалеком прошлом таким инструментом контроля была АИС Налог-2
(Автоматизированная информационная система ФНС), сегодня на смену этой системе пришла более современная АИС Налог-3.

Система постоянно совершенствуется, в нее добавляются дополнительные функции и задачи.

Основные направления контроля АИС Налог-3:

— Администрирование НДС
— Постановка на учет физических и юридических лиц
— Администрирование налогов физических лиц
— Учет контрольно-кассовой техники

Данная система позволяет контролировать движение всех средств между
юридическими и физическими лицами.

«Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность
автоматически выстраивать цепочки движения денег
между юридическими и физическими лицами и видеть,
в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках».

Какая информация в онлайн-режиме доступна налоговикам

Все сведения о работе предпринимателя или юридического лица могут быть получены налоговым инспектором, даже если бизнес зарегистрирован в другом районе или регионе. А именно можно получить следующую информацию:

— о руководителе (директоре) фирмы;
— обо всех учредителях предприятия;
— обо всех подразделениях и филиалах.

Также система предоставит:

— учредительные документы;
— сведения о физических лицах – налогоплательщиках;
— движения на банковских счетах, их наличие и остатки;
— налоговые декларации, бухгалтерские отчеты и т.д.

Так как АИС Налог-3 постоянно совершенствуется, планируется полностью автоматизировать камеральные и выездные проверки налогоплательщиков.

В систему войдут данные всех банков, таможенной службы и
правоохранительных органов.

Вскоре система начнет отслеживать движение импорта на территории ЕАЭС, в автоматическом режиме система вычислит недобросовестных или не честных плательщиков, в том числе и юридических лиц.

Компании смогут узнать, как их контрагенты платят и возмещают НДС

Получить доступ к АСК-НДС-2 – давняя мечта бизнеса, рассказывает руководитель группы разрешения налоговых и административных споров KPMG Андрей Ермолаев. Некоторые компании пытаются договориться с налоговой, чтобы им показали цепочки с теми или иными контрагентами, знает он.

Но раскрытие такой информации защищено налоговой тайной, напоминает Егоров в письме. Раскрыть ее ФНС может лишь с согласия самой компании. Сделать это бизнес может с 25 октября: передать согласие и указать, как данные должны раскрываться – полностью или частично, а также за какой период.

К 13 декабря служба получила такие заявления от 2600 компаний, рассказывает ее представитель. В основном компании раскрывают сведения о наличии или отсутствии разрыва с III квартала 2018 г. бессрочно. Пока это меньше 0,1% всех зарегистрированных в России компаний к III кварталу 2018 г.

Никакая коммерческая тайна, связанная с условиями сделок, а также о том, кто приходится друг другу контрагентами и партнерами, раскрываться не будет, уверяет представитель ФНС. Компаниям будут отправляться только данные о контрагентах, отношения с которыми задекларированы в налоговых декларациях по НДС. Получать их можно электронно в течение двух месяцев после окончания срока на сдачу налоговых деклараций. Еще в течение месяца компании получат письмо о том, был ли урегулирован разрыв, объясняет представитель ФНС. Такая работа – продолжение обеления сельскохозяйственного рынка от незаконных схем по уходу от НДС, рассказывает он.

Это не первый раз, когда ФНС раскрывает данные о компаниях, в том числе и те, которые раньше считались налоговой тайной. Их раскрытие должно помочь бизнесу лучше проверять своих контрагентов. Так, 1 декабря служба впервые опубликовала сведения о налоговых долгах почти 1,5 млн компаний. До этого ФНС опубликовала информацию о числе сотрудников компаний, специальных налоговых режимах и участии компаний в консолидированной группе налогоплательщиков.

Одновременно ФНС ужесточает и требования к проверкам контрагентов. В ноябре 2017 г. в Налоговом кодексе было закреплено понятие необоснованной выгоды. Чтобы получить вычет по НДС, компании должны не только доказать, что операция была выполнена (как и раньше), но и то, что выполнил ее непосредственно контрагент или его субподрядчик. Например, мебельный магазин должен доказать, что у фабрики, продавшей стулья, были древесина и ткань и она покупала их у реальных поставщиков, объяснял руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев.

Возможность получить такие данные – абсолютно прогрессивный шаг со стороны ФНС, радуется Ермолаев. Но не ясно, насколько прогрессивен будет сам бизнес, продолжает он, вряд ли желающих раскрываться будет много: кто-то уходит от налогов, кто-то попадет под гостайну, кто-то не раскроется из-за исторического страха что-то о себе рассказывать.

Согласие, скорее всего, будут предоставлять компании, которые и так работают вбелую и без данных ФНС могут доказать заказчикам свою благонадежность, согласен партнер Taxology Михаил Успенский. Но крупные игроки, раскрывшие такие данные, скорее всего, будут сотрудничать со своими контрагентами только на условиях получения подобных сведений, спорит партнер EY Алексей Нестеренко: «А у малого и среднего бизнеса при подобных требованиях от своих ключевых заказчиков появится дополнительный стимул к сокращению возможных сомнительных операций». Рынок будет очищаться от однодневок изнутри, согласна юрист «Щекин и партнеры» Евгения Миронова. Есть риски, что заказчики начнут принуждать поставщиков открывать такие данные, что неправильно, признает федеральный чиновник, сначала нужно протестировать систему, а потом, возможно, распространить ее на другие отрасли.

Но согласие открыть данные упростит жизнь бизнесу, считает Нестеренко, самим компаниям выгоднее не ждать результатов выездной проверки, а заранее оперативно оценивать, с кем они заключают договор, и самим корректировать уплаченные налоги.

Главное, чтобы такое добровольное раскрытие не стало обязательным, предупреждает Ермолаев. Отказ раскрывать сведения не всегда свидетельствует о недобросовестности, напоминает Нестеренко. Иногда компания не делает это по коммерческим соображениям: теоретически по налоговым сведениям можно сделать выводы об уровне маржинальности бизнеса, коммерческих условиях, основных контрагентах, заключает он.