Аренда имущества НДС

Содержание

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

Актуально на: 21 ноября 2018 г.

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713);
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Исчисление НДС

НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на ставку. Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:

Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.

Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333).

Напомним, что ставка НДС с 01.01.2019 повышена с 18% до 20%. Соответственно, и расчетная ставка в 2019 году будет применяться не 18/118, а 20/120.

Составление счета-фактуры

Налоговый агент в течение 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы арендодателю должен составить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Хотя прямо этот срок для налоговых агентов в НК не прописан, в одном из своих писем ФНС рекомендовала ориентироваться на общеустановленный срок для выставления счетов-фактур (Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

Счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Уплата исчисленного НДС агентом

Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 — 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.

Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС

Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

  • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
  • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
  • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.

Представление декларации

Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

Особенности аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества считается довольно распространенным вариантом получения помещения во временное пользование. И это вовсе не удивительно, потому как такой способ имеет ряд преимуществ. В частности, в отношении платы за эксплуатируемую площадь. Правда заключению договора с муниципалитетом предшествуют торги и конкурсы, по итогам которых и выявляется будущий арендатор.

В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Что входит в муниципальное имущество

Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности. В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти. Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона. Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки. То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным. Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов. Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Льготы

В 2020 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

НДС по операциям предоставления в аренду помещений иностранным гражданам или организациям на территории Российской Федерации

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (I ЧАСТЬ)

ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (II ЧАСТЬ)

Для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС операции по передаче имущества в аренду признаются услугой.

Следовательно, по общему правилу если арендодатель является плательщиком НДС, то его доходы по арендной плате облагаются НДС. Исключением является ситуация, при которой арендодателем в аренду на территории Российской Федерации предоставляется помещение иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Прежняя редакция п. 1 ст. 149 НК РФ для целей применения освобождения от налогообложения предусматривала ограничения по виду помещений, передаваемых в аренду, а именно освобождение от налогообложения предусматривалось только в отношении передачи в аренду служебных и (или) жилых помещений. Действующая редакция п. 1 ст. 149 НК РФ ограничений по видам помещений не содержит.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРИБЫВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ установлено, что рассматриваемое освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

ФНС России требования абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ определяет как принцип взаимности.

Данный принцип предусматривает предоставление иностранным гражданам и организациям, арендующим помещения в Российской Федерации, ровно такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций за рубежом. По мнению ФНС России, практически это означает, что если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений, по категориям арендаторов или арендодателей либо вообще не предусматривает данную льготу, то в отношении иностранных граждан и организаций, арендующих помещения в Российской Федерации, льгота будет действовать с такими же ограничениями или не будет действовать вовсе. Предоставление одним из государств освобождения в объеме, большем или меньшем того, которое применяется другим государством, недопустимо, поскольку при этом нарушается условие взаимности (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Судебной практики по данному вопросу нет.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются положения п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России (абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 (ред. от 15.10.2009). Данный документ вступил в силу с 1 августа 2007 г., а для налогоплательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально, — с 1 октября 2007 г.

АККРЕДИТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Перечень включает 113 государств. При этом согласно Перечню освобождение от обложения НДС предусмотрено в отношении операций по передаче в аренду служебных (офисных) и жилых помещений без ограничения. Однако предусмотрены и некоторые особенности налогообложения рассматриваемой операции в зависимости от страны-арендатора.

Например

Исключение составляет Франция, где освобождение от обложения НДС предусмотрено только в отношении передачи в аренду немеблированных помещений, а также Чешская республика, где из числа необлагаемых операций исключена передача в аренду гостиничных номеров для проживания граждан Чехии. В отношении Испании предусмотрено освобождение от обложения операций по передаче в аренду только жилых помещений. На Острове Мэн (Великобритания) существуют ограничения по аренде для организаций, оказывающих финансовые услуги.

Таким образом, операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения в аренду иностранной фирме (арендатору), аккредитованной в Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС не признаются. Следовательно, при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, счета-фактуры выставляются без НДС.

Между тем операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения с мебелью для коммерческих нужд в аренду иностранной фирме (арендатору), например резиденту Франции, признаются объектом налогообложения по НДС у арендодателя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом обложению НДС по налоговой ставке 18% подлежит стоимость оказанных услуг в виде арендной платы без включения в нее сумм НДС (п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичным образом с учетом установленных ограничений подлежит обложению НДС передача в аренду помещений иностранным фирмам — резидентам Чехии, Испании, Острова Мэн (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на освобождение от налогообложения рассматриваемых операций, перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 НК РФ не установлен.

Официальная позиция фискальных органов заключается в том, что документом, подтверждающим льготу при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций (Письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108 и от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). В связи с этим необходимо учитывать, что сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (Устав федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденный Приказом Минюста России от 20.07.2011 N 269).

Правомерность применения названной льготы может быть подтверждена также:

  • копией разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России или Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • копией свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу N А56-29329/04).

Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения указанного освобождения будет являться договор аренды, заключенный с иностранной организацией (Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-07/69).

ДОГОВОР АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Наличие документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции, имеет важное значение, поскольку является одним из обязательных условий применения льготы. По предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется, и услуги по предоставлению в аренду помещений будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции может быть проверена налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки по факту представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за очередной налоговый период. Проверка обоснованности применения данной льготы будет проведена путем истребования соответствующих документов. Право налоговых органов истребовать данные документы обусловлено положениями п. 6 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которыми при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы.

В связи с этим во избежание неблагоприятных налоговых последствий при заключении договора аренды с иностранным гражданином или организацией арендодателю необходимо заранее запросить документы, подтверждающие факт аккредитации иностранной организации на территории Российской Федерации. У иностранного гражданина могут быть истребованы копия паспорта, вид на жительство, разрешение на работу и пр.

«Финансовая газета», 2012, N 8. Ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит» С.Гаврилова

Между ООО (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого сооружения с 28.04.2017, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование сооружение дорожного транспорта. Передаваемое арендованное сооружение принадлежит арендодателю на праве собственности, включено в Реестр объектов муниципальной собственности. С 01.01.2017 ООО не оплачивало НДС, ссылаясь на п. 2 ст. 146 НК РФ. 25 ноября 2019 г. пришло требование из ИФНС, что ООО должно предоставить декларации по НДС, и уплатить НДС за 2017, 2018, 2019 гг. ИФНС ссылается на Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-16472 от 15.11.2017, N 301-КГ17-19906 от 29.12.2017, так как у арендатора муниципального имущества возникает обязанность налогового агента.
Должно ли Общество подавать налоговые декларации по НДС? Является ли Общество налоговым агентом по НДС? По какой ставке следует исчислять НДС?

19 декабря 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организации передано в аренду имущество казны муниципалитета, то организация признается налоговым агентом по НДС. В таком случае необходимо исчислить НДС и представить уточненные декларации за прошедшие налоговые периоды 2017-2019 гг. Перед представлением уточненных деклараций необходимо уплатить недоимку по налогу и соответствующие ей пени.

Обоснование позиции:
Органы местного самоуправления являются казенными учреждениями (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее — Закон N 131-ФЗ).
Статья 143 НК РФ не исключает из числа плательщиков НДС казенные учреждения.
Для целей главы 21 НК РФ передача имущества в аренду признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). В свою очередь, реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом, в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения.
Однако нормой п. 3 ст. 161 НК РФ установлено: при предоставлении на территории РФ, в частности, органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, в частности, организации. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Отметим, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за казенными учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления (п.п. 1, 3 ст. 215, ст. 296 ГК РФ).
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского поселения (абзац 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).
Как видим, муниципальное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением — органом местного самоуправления, и тогда это учреждение от своего имени им распоряжается в установленном законом порядке.
Или же орган местного самоуправления от имени муниципального образования может распоряжаться имуществом казны муниципалитета.
С учетом сложившейся арбитражной практики, в том числе подтвержденной ВС РФ, специалисты налогового ведомства поясняют, что объекта налогообложения НДС на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не возникает только в том случае, когда казенными учреждениями оказываются услуги по аренде муниципального имущества, закрепленного за этими казенными учреждениями (включая органы местного самоуправления) на праве оперативного управления. В этом случае арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Если же органами местного самоуправления предоставляется в аренду имущество муниципальной казны (не закрепленное на праве оперативного управления за казенными учреждениями), то возникает объект налогообложения НДС у органа местного самоуправления. При этом обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 14.12.2017 NСД-4-3/25449@)*(1).
В рассматриваемой ситуации из содержания вопроса следует, что орган местного самоуправления сдает в аренду имущество казны муниципалитета. В таком случае у организации-арендатора возникают обязанности налогового агента, предусмотренные абзацем 1 п. 3 ст. 161 НК РФ.
В то же время рекомендуем организации уточнить у арендодателя, является ли арендуемое имущество имуществом казны*(2).
Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налог же исчисляется по расчетной ставке 20/120 (с 01.01.2019) и 18/118 (до 01.01.2019) (п. 4 ст. 164 НК РФ).
По общему правилу сумма арендной платы, указанная в договоре с органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письма УМНС РФ по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153, от 08.08.2003 N 21-09/43618). В п. 4 ст. 173 НК РФ установлено, что при реализации указанных в ст. 161 НК РФ услуг сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ. Поэтому если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, АС Центрального округа от 07.02.2019 N Ф10-6378/18 по делу N А83-19194/2017, Четырнадцатого ААС от 11.11.2019 N 14АП-8467/19).
Применительно к условиям заданного вопроса сумма арендной платы с учетом налога в 2017-2018 гг. составляет 118 руб. (100 руб. х 1,18), в 2019 г. — 120 руб. (100 руб. х 1,20), сумма налога, рассчитанная по расчетной налоговой ставке, будет равна, соответственно, 18 руб. (118 руб. х 18/118) и 20 руб. (120 руб. х 20/120).
В главе 21 НК РФ дата исчисления НДС для налоговых агентов — арендаторов имущества казны прямо не установлена. По мнению уполномоченных органов, исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде муниципального имущества (письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146).
В то же время из постановления АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 N Ф07-8727/16 по делу N А56-79415/2015 следует, что никаких положений о том, что момент определения налоговой базы налоговым агентом связан именно с уплатой арендных платежей, в п. 3 ст. 161 НК РФ не приведено. Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период (п. 1 ст.174 НК РФ).
Поэтому, как указал суд, поддерживая позицию налоговиков, в целях исчисления НДС налоговый агент должен устанавливать момент определения налоговой базы на основании общих положений п. 1 ст. 167 НК РФ.
Это означает, что в случае, если арендные платежи уплачиваются налоговым агентом после того, как услуги оказаны, то налоговый агент обязан в последний день налогового периода (квартала) исчислить сумму НДС и уплатить ее в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 N Ф04-6761/2008(15404-А67-42) по делу N А67-257/2008 (определением ВАС РФ от 12.03.2009 N ВАС-2218/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора)).
Таким образом, если организация в рассматриваемой ситуации признается налоговым агентом, то для определения своих налоговых обязательств по НДС по каждому налоговому периоду 2017-2019 гг. необходимо проанализировать, каким образом уплачивались арендные платежи (в предварительном порядке или в виде постоплаты).
При исчислении суммы налога в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п.п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пп.пп. «в»-«д», «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (абзац 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Для налоговых агентов, поименованных в п. 3 ст. 161 НК РФ, срок составления счетов-фактур отдельно не регламентирован. Значит, необходимо применять общее правило, установленное в абзаце 1 п. 3 ст. 168 НК РФ, то есть счет-фактуру необходимо выставить в течение пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы или оказания услуг (в зависимости от того, что наступило ранее) (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
В данном случае организация своевременно не составляла счетов-фактур. При этом налоговые органы отмечают, что составление счетов-фактур задним числом нормами НК РФ не предусмотрено (письма ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16, УФНС России по г. Москве от 12.02.2015 N 16-15/011867).
В то же время нормы главы 21 НК РФ не содержат запрета на выставление налоговыми агентами счетов-фактур с нарушением установленного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока. Кроме того, следует учитывать, что отсутствие счетов-фактур является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое нормами ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае организация — налоговый агент вправе выставить счета-фактуры за прошлые налоговые периоды (текущей датой), прежде всего для того, чтобы сформировать дополнительные листы к книгам продаж за прошлые периоды (п.п. 2, 3,15 Правил ведения книги продаж*(3) и уточненные декларации по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ) либо первичные декларации (если организация не является плательщиком НДС, в связи с чем ранее не представляла декларации по НДС).
В уточненные декларации (первичные декларации) необходимо включить Раздел 2 и Приложение 1 к разделу 9 (п.п. 3, 37.6, 48 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
До представления уточненных деклараций (первичных деклараций) организации необходимо уплатить недоимку по НДС и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)*(4).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Аренда муниципального имущества это один из наиболее распространенных способов получение жилого помещения для временного пользования. Зачастую такой способ самый выгодный для арендаторов. Заключению арендного соглашения предшествует проведение конкурсов или торгов. Важно разобраться, как законодательство РФ регулирует указанный вопрос, и какие документы для этого нужны.

Особенности арендных отношений

В процедуру аренды собственности муниципалитета входит подписание договора с местными властями в отношении жилого или нежилого помещения, которое передается для временного использования.

Чаще всего соглашение заключается для осуществления какой-либо деятельности, так как плата за аренду ниже, чем в отношении сторонних коммерческих помещений. Заключить такой договор не сложно, так как муниципалитет большую часть доходов получает именно от сдачи помещений в аренду.

По нормам статьи 215 российского Гражданского кодекса, имущество муниципального типа это объекты жилого или нежилого вида, которые принадлежат субъекту Федерации на праве владения. Управление таким имуществом осуществляется местными властями.

Муниципальная собственность может закрепляться за организациями или предприятиями, получающими право распоряжаться и владеть указанным объектом по своему усмотрению. Если имущество так не закрепляется, муниципалитет сам им распоряжается.

Данные о наличии такого имущества размещаются на интернет-площадках местных властных органов. Если сведений нет, желающие вправе направить в соответствующую администрацию запрос о наличии сдаваемых в аренду помещений.

Арендаторами собственности муниципального типа зачастую выступают лица, которые занимаются малым бизнесом. К ним относятся следующие субъекты:

  • предприниматели индивидуального типа;
  • кооперативы различного типа (сельскохозяйственные, производственные, потребительские);
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • партнерства, хозяйственные сообщества.

Особенности заключения договора аренды

Основа для предоставления помещения в аренду – заключение договора. В документе фиксируются условия соглашения, размер арендной платы, периоды оплаты и т.д.

Аренда муниципальных помещений может фиксироваться в документах следующих типов:

  1. В договоре, дающем право в дальнейшем выкупить арендуемое помещение.
  2. Долгосрочный арендный договор (сроком больше одного года).
  3. Соглашение о текущем оформлении аренды на указанное помещение.
  4. Безвозмездный договор о пользовании муниципальным имуществом. Особенность такого соглашения состоит в том, что арендная плата за пользование помещением не взимается, но арендатор обязан вернуть объект договора в изначальном виде с учетом естественного износа.
  5. Договор об управлении недвижимым имуществом на доверительной основе. Суть такого соглашения – передача организации или предприятии помещения в бессрочное пользование и распоряжение. При этом какие-либо решения относительно реализации или использовании данного имущества должны приниматься только после согласования с муниципалитетом.
  6. Договор на использование и хранение объекта сделки.

Чаще всего используется обычный договор аренды. При этом стороны вправе вносить в соглашение свои коррективы, если они не противоречат нормам российского законодательства.

Арендаторам важно помнить, что в их обязанность, помимо уплаты арендных взносов, необходимо будет рассчитывать и платить НДС. Сумма платежа рассчитывается на основании размера аренды конкретного объекта.

Особенности получения помещения по договору

В федеральном законе № 135 закреплено, что собственность, не находящаяся в хозяйственном ведении субъекта местного уровня, может сдаваться в аренду только на основании конкурса (аукциона, торгов).

Такой же порядок применяется, если объект договора находится в собственности унитарного муниципального предприятия, государственного автономного учреждения, органа муниципального типа в оперативном управлении.

Порядок реализации муниципального имущества посредством проведения аукциона или конкурса. При проведении аукциона заявки подаются публично с возможностью ознакомления с предложениями других лиц, а при конкурсе – конфиденциально.

Процедура торгов зафиксирована в Приказе № 67, изданном Федеральной антимонопольной службой. В нем также закреплен перечень объектов имущества, которые могут передаваться в аренду только на основании конкурса.

Все сведения об аукционных объектах размещается на сайте torgi.gov.ru. Помимо общего перечня сдаваемых объектов, там можно узнать основные положения проектов договоров, сумму арендной платы и т.д.

Что такое аренда с правом выкупа: правила оформления

Договор служебного найма жилого помещения: порядок заключения и расторжения

Особенности подачи заявки

Аукцион в любой форме проводится путем созыва специальной комиссии, работа которой заключается в сборе данные об участниках, рассмотрением и анализом заявок и установлением победителя.

Чтобы принять участие в аукционе, потенциальные арендаторы должны подать письменную заявку и приложить к ним следующий перечень документов:

  1. Учредительные бумаги организации, свидетельство о постановке юридического лица на учет.
  2. Документы, которые удостоверяют полномочия гражданина, подающего бумаги на конкурс и уполномоченного подписывать договор.
  3. Реквизиты банковского счета заявителя.
  4. Документы бухгалтерского характера, в которых зафиксирован баланс организации.

По итогам аукциона побеждает тот арендатор, который предложил арендодателю наиболее выгодные варианты и условия для реализации соглашения. Зачастую важнейшим фактором является предложение наиболее высокой цены.

Случаи сдачи помещения в аренду без торгов

В параграфе 17.1 федерального закона № 135 содержится перечень ситуаций, когда передать недвижимый объект арендатору можно без торгов. В этот перечень входят следующие варианты:

  • имеются преференции муниципального или государственного типа, которые действуют на основании пятой главы федерального закона № 135;
  • конкурс в отношении указанного объекта уже проводился в рамках действия контракта муниципального типа;
  • срок арендных отношений не превышает тридцати дней в течение шести месяцев. Повторно заключать договор по истечении этого периода нельзя;
  • заключение договора является продлением ранее заключенного соглашения между организацией и муниципалитетом;
  • право заключить договор аренды предоставляется в соответствии с условиями международных соглашений, актов Правительства или Президента, федеральных законов.

К субъектам, которые могут заключить договор без конкурса, относятся профсоюзы, организации религиозной направленности, партии, фонды общественного типа, нотариальные и адвокатские конторы, образовательные и медицинские учреждения, почта, отделения связи, Центробанк, лесные (земельные, водные) фонды, властные органы.

Аренда имущества муниципального типа – наиболее выгодный вариант для субъектов среднего и малого предпринимательства. Некоторые субъекты могут заключить договор, минуя процедуру подачи заявок на конкурс или торги. В остальных случаях передача имущества производится посредством проведения аукциона.