Аналитический код

Аналитический учет

Актуально на: 2 ноября 2016 г.

Мы рассматривали в отдельной консультации особенности аналитического учета и его взаимосвязь с синтетическим учетом. В настоящем материале подробнее остановимся на сущности аналитического учета.

Что такое аналитический учет

Аналитический учет – это вида учета, который ведется в аналитических счетах бухгалтерского учета. На этих счетах группируется детальная информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. По сути аналитический учет предполагает расшифровку и детализацию обобщенных данных, отраженных на синтетическом счете свернуто. К примеру, задолженность перед поставщиками организации, отраженная на отчетную дату по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), составляет 120 000 рублей. И только данные аналитического учета позволяют получить информацию не об обезличенной величине долга, а о задолженности перед конкретными поставщиками:

Наименование поставщика Сумма, руб.
ООО «Прогресс» 20 000,00
ООО «Техника» 90 000,00
ИП Хворостов Е.Н. 10 000,00
Итого: 120 000,00

При этом данные аналитического учета, естественно, всегда соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, поскольку в основе обобщенного учета на синтетических счетах лежит учет аналитический.

Где ведется аналитический учет

В условиях автоматизации аналитический учет ведется на тех же счетах учета, что и синтетический. Просто синтетический счет позволяет встраивать в него необходимой степени детализацию, по которой объекты учета в дальнейшем могут быть систематизированы и сгруппированы.

Ведется аналитический учет и на бумаге. К примеру, для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру на каждый номенклатурный номер может заполняться Карточка учета материалов (форма № М-17, утв. Постановление Госкомстата от 30.10.1997 № 71а). Эта карточка является основанием для ведения записей по синтетическому счету 10 «Материалы».

Код аналитического учета

Поскольку редко бухгалтерский учет ведется исключительно на бумаге, при ведении аналитического учета широко используется система кодирования. Код аналитического учета – установленный системой кодирования бухгалтерской программы условный номер, присваиваемый тому или иному элементу конкретного уровня детализации.

В приведенном выше примере в условиях машинной обработки каждому из поставщиков по счету 60 будет присвоен код аналитического учета. Например, так:

Наименование поставщика Код аналитического учета Сумма, руб.
ООО «Прогресс» 000037 20 000,00
ООО «Техника» 000021 90 000,00
ИП Хворостов Е.Н. 000119 10 000,00
Итого: х 120 000,00

Коды присваиваются, как правило, автоматически в хронологическом порядке по мере расширения аналитики (например, добавления к счету 60 нового контрагента). Кодировка аналитического учета упрощает и ускоряет процесс компьютерной обработки данных и формирования отчетов.

Именно для этих целей, к примеру, используется код аналитического учета в приходном кассовом ордере (форма № КО-1, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88). Так, при возврате от ООО «Прогресс» полученного им аванса в счет поставки товара в кассу организации в ячейке под названием «Код аналитического учета» будет указано «000037». В ПКО на бумаге этот код особенной смысловой нагрузки не несет.

Ведомость аналитического учета

Одним из наиболее распространенных регистров аналитического учета, реализованным в бухгалтерских программах, является ведомость аналитического учета. Выглядеть эта ведомость по счету 41 «Товары» может так:

ООО «Маркет»
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 за 9 месяцев 2016 г.
Счет Показатели Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Номенклатура Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Склады
41 БУ 10 378,80 6 050,21 10 727,17 5 701,84
Кол. 90,000 100,000 132,000 58,000
Папка-скоросшиватель Attache пластиковая А4 синяя БУ 6 050,21 4 961,17 1 089,04
Кол. 100,000 82,000 18,000
Основной склад БУ
Кол. 100,000 82,000 18,000
Папка архивная c 4 завязками Attache A4 БУ 10 378,80 5 766,00 4 612,80
Кол. 90,000 50,000 40,000
Основной склад БУ
Кол. 90,000 50,000 40,000
Итого БУ 10 378,80 6 050,21 10 727,17 5 701,84
Кол. 90,000 100,000 132,000 58,000

Оборотные ведомости по аналитическим счетам

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6

Оборотные ведомости по аналитическим счетам существенно отличаются от оборотных ведомостей по синтетическим счетам.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются по каждой группе аналитических счетов, объединяемых одним синтетическим счётом (оборотная ведомость по счетам материалов, оборотная ведомость по счетам поставщиков и подрядчиков и др.).

В зависимости от того, как ведётся аналитический учёт, различают две формы оборотных ведомостей по аналитически счетам:

а) количественно-суммовая форма (в натуральном и денежном выражении);

б) суммовая форма (в денежном выражении).

Количественно-суммовая оборотная ведомость предназначена для тех аналитических счетов, которые ведутся одновременно в денежном и в количественном выражении, например, для учёта материалов, топлива, продукции и т.п. Она имеет колонки для количества и суммы

Колонки количества не подытоживаются, так как единица учёта материальных ценностей может быть неодинаковой (шт, кг, л и т.д.). Подытоживаются только колонки суммы.

Оборотная ведомость по счетам «Материалы» имеет следующий вид (таблица 7):

Таблица 7 – Оборотная ведомость по счетам «Материалы» за январь 20__ г. (в рублях)

№ п/п Наимено-вание материа-лов Ед. изм Цена Остаток на 1 января Обороты за январь Остаток на 1 февраля
кол. сум- ма дебет кредит кол. сум- ма
кол. сум- ма кол. сум- ма
Доски сосновые м3 15 000 225 000 1 500 000 1 200 000 525 000
Гвозди кг 5 000 25 000 10 000 20 000
ИТОГО х 230 000 х 1 525 000 х 1 210 000 х 545 000

Суммовая оборотная ведомость составляется по аналитическим счетам, которые ведутся только в денежном выражении, например, счета «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

В нашем примере эта ведомость составлена по аналитическим счетам «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (таблица 8).

Таблица 8 – Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» за январь 20__г. (в рублях)

№ п/п Наименование счетов Остаток на 1 января Обороты за январь Остаток на 1 февраля
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
ОАО «Дальлесторг» 103 500 1 523 500 1 500 000 80 000
ОАО «Дальсбыт» 11 500 26 500 25 000 10 000
ИТОГО 115 000 1 550 000 1 525 000 90 000

В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов по аналитическим счетам не совпадают. Это объясняется тем, что в синтетических ведомостях один синтетический счёт дебетуется, а другой обязательно кредитуется, а по аналитическим счетам, открытым в развитие синтетического счёта делаются записи либо по дебету, либо по кредиту.

Основная особенность оборотных ведомостей по аналитическим счетам состоит в том, что общие итоги оборотов и остатков каждой оборотной ведомости по аналитическим счетам соответственно равны оборотам и остаткам объединяющего их счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам. В этом нетрудно убедиться, сравнив приведённые выше общие итоги оборотов и остатков оборотной ведомости по аналитическим счетам материалов с оборотами и остатками по счёту материалов в оборотной ведомости по синтетическим счетам (230 000, 1 525 000, 1 210 000, 545 000).

Таким же образом, можно проверить оборотную ведомость по аналитическим счетам «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Указанное равенство вытекает из взаимосвязи между аналитическими и синтетическими счетами и объясняется параллельностью записей на них. Этим равенством пользуются для сверки записей.

Сверка данных аналитического учёта с синтетическим осуществляется путем сравнения итогов в каждой оборотной ведомости по аналитическим счетам с суммами соответствующего счёта в оборотной ведомости по синтетическим счетам. Если итоги ведомости и суммы счёта не совпадают, значит в записях и подсчетах допущена ошибка. Её необходимо отыскать и исправить.

Таким образом, оборотные ведомости по счетам аналитического учёта имеют контрольное и оперативное значение. Они позволяют обнаружить несоответствие данных аналитического и синтетического учёта и выявить имеющиеся ошибки.

Сальдовые ведомости

Кроме оборотных ведомостей существует ещё их разновидность – сальдовые ведомости или ведомости остатков.

Сальдовые ведомости по аналитическим счетам составляются, как правило, для сокращения их объёма.

Они отличаются следующими особенностями:

1) в сальдовых ведомостях показываются одни остатки по счетам без оборотов;

2) остатки счетов вносят в сальдовую ведомость систематически на 1-е число каждого месяца всего года.

Сальдовые ведомости ведутся по аналитическим счетам товарно-материальных ценностей с большим количеством наименований (инструменты, наименование изделий и т.д.).

Сальдовая ведомость имеет следующий вид (таблица 9):

Таблица 9 – Сальдовая ведомость по счетам материалов за 200_ г.

№ п/п Наименование материалов Ед. изм. Остаток на 1 января Остаток на 1 февраля Остаток на 1 марта и т.д. до конца года
кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма
Доски сосновые м3 225 000 525 000 300 000
Гвозди кг 5 000 20 000 5 000
ИТОГО х 230 000 х 545 000 305 000

Сальдовые ведомости могут применяться также и по счетам, которые ведутся только в денежном исчислении, например, по аналитическим счетам «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», «Расчёты с подотчётными лицами» и т.д. Благодаря удобной, сжатой и легкообозримой форме сальдовые ведомости имеют большое значение для текущего наблюдения и контроля.

Шахматные ведомости

В тех случаях, когда формой бухгалтерского учёта, применяемой в организации, не предусмотрено составление оборотных ведомостей (например, мемориально-ордерная форма, упрощённая форма бухгалтерского учёта), для контроля используют шахматную ведомость (шахматный баланс).

Шахматная ведомость включает в себя все признаки (свойства) оборотных ведомостей.

Шахматная ведомость выглядит следующим образом (таблица 10).

Таблица 10 – Шахматная ведомость

Кредит счетов Дебет счетов Итого кредит
И т.д.
и т.д.
Итого дебет

Квадратная матрица шахматного баланса строится следующим образом. По горизонтали и вертикали записываются номера счетов Главной книги организации. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу в соответствии с корреспонденцией счетов переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строки и столбца. По строке собираются дебетовые обороты, а в столбце – кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют сальдо конечное: дебетовое записывают по строке, а кредитовое – по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и сальдо начальное и конечное.

При этом должны соблюдаться следующие равенства:

— итог по столбцу (сальдо начальное по дебету) должен быть равен итогу по строке (сальдо начальное по кредиту). Это свидетельствует о том, что показатели из информационной системы предшествующего периода в систему текущего периода перенесены достоверно;

— итог оборотов по дебету равен итогу оборотов по кредиту, что подтверждает правильность применения метода двойной записи;

— сумма хозяйственных операций равна обороту по дебету и кредиту, следовательно, ни одна запись, отражённая в журнале, не пропущена и не искажена при разноске по счетам бухгалтерского учёта;

— равенство сальдо конечного по дебету и кредиту утверждает правильность проведения арифметических действий по каждому из счетов Главной книги.

В нашем примере шахматная ведомость будет иметь вид (таблица 11).

Таблица 11– Шахматная ведомость за январь 20__г. (в рублях)

Кредит счетов Дебет счетов Итого Кредит
1 210 000 1 210 000
1 550 000 1 550 000
1 525 000 1 525 000
Итого Дебет 1 525 000 1 210 000 1 550 000 4 285 000

Основное преимущество шахматных ведомостей про­является в следующем:

— усиливается контроль за фактами экономических событий, поскольку они обобщаются по однородным хозяйственным операциям;

— однородные хозяйственные операции представлены в ведомости с двух позиций: со стороны дебетуемого и со сто­роны кредитуемого счёта;

— сокращается количество счётных записей, поскольку сум­ма по взаимосвязанным (корреспондирующим) счетам записывается за один приём при сохранении принципа двойной записи: на пересечении и дебетуемого и креди­туемого счёта;

— возрастает наглядность в использовании отдельных активов и источников их формирования.

4.5 Главная книга

Главная книга (таблица 12) – совокупность бухгалтерских счетов, открываемых в организации в течение отчётного периода, основная часть бухгалтерской информационной системы, в которой отражаются все объекты бухгалтерского наблюдения как обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность (активы, капитал и пассивы), так и объекты, её составляющие (хозяйственные и финансовые процессы и их результаты), а также последствия свершившихся фактов хозяйственной жизни.

Составление Главной книги – один из важнейших этапов процедуры бухгалтерского учёта. Он заключается в переносе хозяйственных фактов из журнала регистрации на счета Главной книги с целью систематизировать бухгалтерские записи (отразить системно), ранее зарегистрированные в хронологическом порядке.

Зарегистрированные в хронологической записи хозяйственные факты на счетах отражаются дважды (по дебету одного и кредиту другого счёта) в равных суммах. Если проводка сложная, то общая сумма заносится на один дебетуемый счёт и несколько раз частные суммы разносятся по кредитуемым счетам и наоборот: общая сумма записывается на кредитуемый и несколько частных сумм относятся на дебетуемые счета. При этом суммы оборотов по всем дебетуемым и всем кредитуемым счетам обязательно равны.

Таблица 12 – Лист Главной книги

Месяц Сальдо Оборот по дебету Итог оборота по кредиту Сальдо
дебет кредит с кредита счёта __ с кредита счёта __ Итого по дебету дебет кредит
Январь
Февраль
Март
Итого 1 квартал
Итого 2 квартал
Итого полугодие
Итого год

В конце отчётного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты (сумма всех показателей по дебетовой или кредитовой стороне) и выводится предварительный показатель конечного сальдо. Бессальдовые счета (временные, переменные или транзитные) закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

В нашем примере лист Главной книги будет иметь вид (таблица 13)

Таблица 13 – Лист Главной книги по счёту 10 «Материалы» за январь 20__ г. (в рублях)

Счёт 10 «Материалы»

Месяц Сальдо Оборот по дебету Итог оборота по кредиту Сальдо
дебет кредит с кредита счёта 60 с кредита счёта __ Итого по дебету дебет кредит
Январь 230 000 1 550 000 1 550 000 1 210 000 545 000

Очередные изменения в бухгалтерском учете госучреждений

Л. Ларцева
Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2015

Какие изменения вносятся в Единый план счетов государственных (муниципальных) учреждений и инструкцию по его применению? С какой даты следует применять такие изменения?

Приказом Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н вносятся очередные изменения в Инструкцию № 157н (далее – Приказ № 124н). Этот приказ следует применять при формировании объектов учета в 2015 году, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 2016 и 2017 годов. В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте. В данной статье рассмотрим, о каких изменениях идет речь.

Изменения, применяемые в 2015 году

К изменениям, которые согласно Приказу № 124н необходимо применять уже в 2015 году, относятся следующие:

1) уточнены правила отнесения к самостоятельным инвентарным объектам таких объектов учета, как коммуникации внутри зданий. До сих пор было не понятно, как следует учитывать такие объекты: в составе зданий или как самостоятельные объекты.

С вступлением в действие Приказа № 124н данный вопрос будет снят. Согласно дополнениям, вносимым в п. 45 Инструкции № 157, прямо установлено, что коммуникации внутри здания, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В частности, к таким коммуникациям относятся:

  • система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъемники и лифты.

К самостоятельным инвентарным объектам следует относить оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

  • средства измерения, управления;
  • средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
  • средства вычислительной и оргтехники;
  • средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование;

2) скорректированы название и порядок применения счета 201 26. В настоящее время такой счет называется «Аккредитивы». Согласно изменениям, вносимым Приказом № 124н, такой счет планируется назвать «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации».

С учетом нового названия данного счета будет уточнен и порядок его применения. Так, согласно новым редакциям п. 173 – 176 Инструкции № 157н счет 201 26 предназначен для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по аккредитивным счетам, в валюте РФ и иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги.

Учет операций по выставленным аккредитивам в иностранных валютах ведется в рублевом эквиваленте по курсу, определяемому согласно положениям п. 13 Инструкции № 157н, на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Аналитический учет по счету 201 26 ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе договоров по каждому специальному счету (выставленному аккредитиву).

Учет операций по движению денежных средств на специальных счетах ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

Таким образом, с вступлением в силу Приказа № 124н применение счета 201 26 будет расширено;

3) введено определение термина «принимаемые обязательства». Напомним, что такой термин был введен в Инструкцию № 157н примерно год назад. Помимо самого термина, был введен счет 502 07, на котором следует учитывать принимаемые обязательства.

Вместе с тем каких-либо пояснений о том, какие обязательства относятся к принимаемым, Инструкцией № 157н не предусмотрено. Изменениями, вносимыми Приказом № 124н, законодатели решили устранить существующий пробел. Согласно этим изменениям вводится расшифровка термина «принимаемые обязательства».

К принимаемым обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта;

4) скорректирован порядок применения отдельных действующих забалансовых счетов и введен новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости». Изменения, вносимые Приказом № 124н в правила ведения учета на забалансовых счетах, затронули следующие счета:

а) счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Согласно новой редакции п. 339 Инструкции № 157 счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом.

Сравнивая указанную редакцию п. 339 Инструкции № 157н с действующей редакцией данного пункта, отметим, что законодатели убирают конкретный срок (пять лет), в течение которого в настоящий момент ведется учет задолженности неплатежеспособных дебиторов за балансом;

б) счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». С учетом изменений, вносимых Приказом № 124н в п. 365, 367 Инструкции № 157н, счета 17 и 18 необходимо будет открывать не только к аналитическим счетам счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;

в) счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Уточняется, что указанный счет предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля его сохранности, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции № 157н с учетом изменений, вносимых Приказом № 124н).

Приказом № 124н также вводятся в Инструкцию № 157н новый забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости» и пункты 389, 390, в которых отражается порядок применения данного счета.

Согласно указанным пунктам счет 31 предназначен для учета акции по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом).

Принятие к забалансовому учету акций осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости. Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа.

Аналитический учет по счету 31 ведется в Реестре учета ценных бумаг по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Изменения, применяемые в 2016 году

Согласно п. 2 Приказа № 124н при формировании учетной политики начиная с 2016 года, а также при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года необходимо применять следующие изменения, вносимые:

1) в пункт 13 Инструкции № 157н. Данный пункт в настоящее время содержит общие положения о денежной валюте, в которой ведется бухгалтерский учет, и языке, на котором осуществляется оформление первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отражение фактов хозяйственной деятельности.

С 2016 года данный пункт будет значительно расширен. Добавится подробный порядок пересчета сумм, выраженных в иностранной валюте, а также особенности перевода документов на русский язык.

В новой редакции п. 13 Инструкции № 157н, которая вступит в силу с 2016 года, будет отмечено, что бухгалтерский учет ведется в валюте РФ – в рублях. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (далее – рублевый эквивалент).

Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н, – на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте:

  • по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю;
  • при отсутствии официального курса – по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент учреждениями, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории РФ, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств учреждения по согласованию с Минфином.

Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода указанных документов на русский язык устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики (п. 13 Инструкции № 157 с учетом изменений, вносимых Приказом № 124н);

2) в пункт 21 Инструкции № 157н. С 2016 года данный пункт будет представлен также в новой редакции. Как и сейчас, в этом пункте будут содержаться общие правила применения Единого плана счетов, разработки на его основе Рабочих планов счетов, а также формирования номеров счетов бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов.

Рассмотрим эти правила согласно новой редакции п. 21 Инструкции № 157н, применяемой с 2016 года.

Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.

На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • казенными учреждениями, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, – план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета;
  • бюджетными учреждениями и автономными учреждениями – план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению.

На основе соответствующего плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

Номер счета плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Приведем его структуру в виде таблицы.

Структура номера рабочего плана счетов

Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий

Код счета бухгалтерского учета

с 1 по 17 разряд

18 разряд

с 19 – 21 разряд

с 22 – 23 разряд

с 24 – 26 разряд

В этих разрядах учреждениями отражается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов

Указывается код вида финансового обеспечения (деятельности).

Для государственных (муниципальных) учреждений применяются следующие коды:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

Отражается код синтетического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Записывается код аналитического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Указывается аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. В этих разрядах отражаются:

– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, коды классификации операций сектора государственного управ-

– 3 – средства во временном распоряжении;

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию

ления (КОСГУ);

– автономными учреждениями – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности

Изменения, применяемые в 2017 году

Согласно Приказу № 124н в 2017 году в Инструкцию № 157н будет введен п. 21.1, согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений в разрядах с 1 по 4 будет включать в себя код раздела и код подраздела расходов бюджета.

* * *

В заключение отметим, что переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом изменений, вносимых Приказом № 124н, в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений необходимо осуществить по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 1 октября 2015 года.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Раздел 1. Поступления и выплаты
 

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации <3> Аналитический код <4> Сумма
на 20__ г. текущий финансовый год на 20__ г. первый год планового периода на 20__ г. второй год планового периода за пределами планового периода
1 2 3 4 5 6 7 8
Остаток средств на начало текущего финансового года <5> 0001 x x
Остаток средств на конец текущего финансового года <5> 0002 x x
Доходы, всего: 1000
в том числе: доходы от собственности, всего 1100 120
в том числе: 1110
доходы от оказания услуг, работ, компенсации затрат учреждений, всего 1200 130
в том числе: субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания за счет средств бюджета публично-правового образования, создавшего учреждение 1210 130
субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования 1220 130
доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия, всего 1300 140
в том числе: 1310 140
безвозмездные денежные поступления, всего 1400 150
в том числе:
прочие доходы, всего 1500 180
в том числе: целевые субсидии 1510 180
субсидии на осуществление капитальных вложений 1520 180
доходы от операций с активами, всего 1900
в том числе:
прочие поступления, всего <6> 1980 x
из них: увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет 1981 510 x
Расходы, всего 2000 x
в том числе: на выплаты персоналу, всего 2100 x x
в том числе: оплата труда 2110 111 x
прочие выплаты персоналу, в том числе компенсационного характера 2120 112 x
иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждения, для выполнения отдельных полномочий 2130 113 x
взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений, всего 2140 119 x
в том числе: на выплаты по оплате труда 2141 119 x
на иные выплаты работникам 2142 119 x
денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания 2150 131 x
иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания 2160 134 x
страховые взносы на обязательное социальное страхование в части выплат персоналу, подлежащих обложению страховыми взносами 2170 139 x
в том числе: на оплату труда стажеров 2171 139 x
на иные выплаты гражданским лицам (денежное содержание) 2172 139 x
социальные и иные выплаты населению, всего 2200 300 x
в том числе: социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат 2210 320 x
из них: пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств 2211 321 x
выплата стипендий, осуществление иных расходов на социальную поддержку обучающихся за счет средств стипендиального фонда 2220 340 x
на премирование физических лиц за достижения в области культуры, искусства, образования, науки и техники, а также на предоставление грантов с целью поддержки проектов в области науки, культуры и искусства 2230 350 x
социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2240 360 x
уплата налогов, сборов и иных платежей, всего 2300 850 x
из них: налог на имущество организаций и земельный налог 2310 851 x
иные налоги (включаемые в состав расходов) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также государственная пошлина 2320 852 x
уплата штрафов (в том числе административных), пеней, иных платежей 2330 853 x
безвозмездные перечисления организациям и физическим лицам, всего 2400 x x
из них: гранты, предоставляемые другим организациям и физическим лицам 2410 810 x
взносы в международные организации 2420 862 x
платежи в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями 2430 863 x
прочие выплаты (кроме выплат на закупку товаров, работ, услуг) 2500 x x
исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате деятельности учреждения 2520 831 x
расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего <7> 2600 x
в том числе: закупку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 2610 241
закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий 2620 242
закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества 2630 243
прочую закупку товаров, работ и услуг, всего 2640 244
из них:
капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, всего 2650 400
в том числе: приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями 2651 406
строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями 2652 407
Выплаты, уменьшающие доход, всего <8> 3000 100 x
в том числе: налог на прибыль <8> 3010 x
налог на добавленную стоимость <8> 3020 x
прочие налоги, уменьшающие доход <8> 3030 x
Прочие выплаты, всего <9> 4000 x x
из них: возврат в бюджет средств субсидии 4010 610 x

——————————— <1> В случае утверждения закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период. <2> Указывается дата подписания Плана, а в случае утверждения Плана уполномоченным лицом учреждения — дата утверждения Плана. <3> В графе 3 отражаются: по строкам 1100 — 1900 — коды аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов; по строкам 1980 — 1990 — коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; по строкам 2000 — 2652 — коды видов расходов бюджетов классификации расходов бюджетов; по строкам 3000 — 3030 — коды аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов, по которым планируется уплата налогов, уменьшающих доход (в том числе налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности); по строкам 4000 — 4040 — коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. <4> В графе 4 указывается код классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003), и (или) коды иных аналитических показателей, в случае, если Порядком органа-учредителя предусмотрена указанная детализация. <5> По строкам 0001 и 0002 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта Плана либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года. <6> Показатели прочих поступлений включают в себя в том числе показатели увеличения денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет, включая возврат предоставленных займов (микрозаймов), а также за счет возврата средств, размещенных на банковских депозитах. При формировании Плана (проекта Плана) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих поступлений включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением. <7> Показатели выплат по расходам на закупки товаров, работ, услуг, отраженные в строке 2600 Раздела 1 «Поступления и выплаты» Плана, подлежат детализации в Разделе 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг» Плана. <8> Показатель отражается со знаком «минус». <9> Показатели прочих выплат включают в себя в том числе показатели уменьшения денежных средств за счет возврата средств субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, предоставления займов (микрозаймов), размещения автономными учреждениями денежных средств на банковских депозитах. При формировании Плана (проекта Плана) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих выплат включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением.

Сводная отчетность для образовательных учреждений («Бюджетный учет», N 12, декабрь 2012 г.)

Сводная отчетность для образовательных учреждений

Научно-производственный центр «Бюджет 21» провел серию бесплатных обучающих семинаров для бухгалтеров столичных образовательных учреждений. В течение нескольких дней специалисты компании подробно рассказывали про алгоритм работы программного комплекса «Сводная отчетность Департамента образования города Москвы».

Открывая мероприятие, генеральный директор НПЦ «Бюджет 21» Любовь Владимировна Журавлева приветствовала участников, поблагодарила руководство Департамента образования города Москвы за оказанное доверие и выразила надежду на продолжение многолетнего взаимовыгодного сотрудничества.

Также Любовь Владимировна рассказала о компании и о представляемом программном продукте. «Сводная отчетность Департамента образования города Москвы» — один из сегментов автоматизированной информационной системы Corona, наименование которой сформировалось из первых букв английского варианта названия — COnsolidated Report ONline Assistant — оперативный помощник подготовки консолидированных отчетов. Вся система построена по новой интернет-технологии, при ее создании учитывался положительный опыт предыдущих разработок компании, а также недостатки, присущие аналогичным продуктам конкурентов.

Именно в программном комплексе НПЦ «Бюджет 21» впервые реализована возможность создания единого информационного пространства для всех учреждений Департамента образования города Москвы, которые теперь могут в режиме реального времени публиковать все необходимые данные.

Внедрение системы происходило во время отчетного периода и, несмотря на это, сотрудниками научно-производственного центра были созданы все условия для корректной и своевременной сдачи отчетов. В каждой централизованной бухгалтерии специалисты НПЦ «Бюджет 21» развернули АИС, настроили центры консолидации и находились на объекте заказчика вплоть до момента полной сдачи отчета. Вместе с тем необходимо отметить, что одно из преимуществ продукта — отсутствие необходимости постоянного обновления версий программного и информационного обеспечения на рабочих местах пользователей.

Каждый сотрудник централизованной бухгалтерии, работающий в системе, был индивидуально обучен и проинструктирован по всем нюансам работы программного комплекса.

Для обратной связи с разработчиками доступны интернет-портал регистрации вопросов и круглосуточная телефонная горячая линия. Специалисты сопровождения оперативно реагируют на вопросы и предложения, возникающие у пользователей в процессе работы.

Используя комплекс «Сводная отчетность Департамента образования города Москвы», бухгалтер значительно экономит время на подготовку, сбор бюджетной и формирование консолидированной отчетности. За счет использования актуальных контрольных соотношений и формул снижается вероятность ошибок при вводе показателей отчета. Облегчает работу и интерфейс программы, который уже знаком многим бухгалтерам по работе с другими продуктами НПЦ «Бюджет 21». Встроенный конструктор форм отчетных документов позволяет легко создавать и изменять отчетные формы в соответствии с изменяющимися нормативными требованиями, более того — новые формы тут же становятся доступны всем участникам бюджетного процесса. Использование механизма работы со словарями и классификаторами в веб-клиентах существенно ускоряет ввод значений отчетных показателей и других параметров — возможно использование как общероссийских и отраслевых классификаторов, так и дополнительных пользовательских словарей понятий.

Посетители семинаров НПЦ «Бюджет 21» активно задавали уточняющие вопросы, пытались вникнуть во все детали функционирования программного комплекса и, судя по отзывам, остались довольны увиденным и услышанным. Нет сомнений, что использование автоматизированной информационной системы сделает работу бухгалтеров образовательных учреждений города Москвы более эффективной.

Справка. Научно-производственный центр «Бюджет 21» успешно работает на рынке автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений с 1992 года. В состав продуктовой линейки компании входят функционально полные подсистемы, обеспечивающие решение задач различных направлений финансово-экономической деятельности бюджетных организаций. В настоящий момент клиентами компании являются более тысячи учреждений — Департамент финансов г. Москвы, Департамент образования г. Москвы, Московская городская дума и др. Коллектив НПЦ «Бюджет 21» старается максимально облегчить рутинный труд бухгалтера и создает программные продукты, которые отличают функциональность, надежность и простота использования.

«Бюджетный учет», N 12, декабрь 2012 г.