Амортизация земельного участка

Объекты природопользования: аспекты права и учета («Бухгалтерское приложение», № 28, 2008 г.)

Земля, вода и другие природные ресурсы являются не только жизненной средой обитания человека, но и компонентами хозяйственной и иной деятельности. Нормы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием объектов природопользования, имеют свои особенности. Попробуем в них разобраться.

Дары природы и результаты труда

Понятие «объект природопользования», а также производные от него и близкие ему понятия используются в различных отраслях действующего российского законодательства. Так, например, согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации, в частности, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Такие же или подобные сочетания понятий содержатся и в других нормах, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому поставим перед собой задачу найти определения таким понятиям.

Начнем с понятия «объект природопользования» как общего и всеобъемлющего, завершив наш анализ понятием «земля». Отметим, что ни один из федеральных правовых нормативных актов законодательного уровня не дает определения понятию «объект природопользования». Это обстоятельство вызывает затруднения в правоприменительной практике. Однако определение указанного понятия можно сделать на основе анализа положений действующего законодательства.

Обратимся в Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). В соответствии со ст. 1 этого правого акта природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Приведенное положение позволяет сделать вывод о том, что объект природопользования представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, используемые в хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующими и (или) иными субъектами.

СПРАВКА

Из статьи 1 Закона № 7-ФЗ следует, что:

· естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

· природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Следующее понятие, используемое в п. 2 ст. 256 НК РФ, — это «вода». По нашему мнению, в данном случае корректнее говорить не о воде, а о водном объекте.

Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянно или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Для полного раскрытия содержания этого определения уточним, что в соответствии с п. 2 ст. 1 ВК РФ водные ресурсы представляют собой поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. А из п. 5 данного Кодекса следует, что водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. При этом водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользоваться водным объектом.

Понятие «недра» раскрывается в Законе РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах».

Из преамбулы данного правового акта следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Перейдем к понятию «природные ресурсы».

Определение данного понятия дается в ст. 1 Закона № 7-ФЗ. Согласно данной статье природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Исходя из содержания приведенного положения, также уточним, что в соответствии с вышеуказанной статьей природная среда (природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. А последние представляют собой природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение.

В связи с приведенным определением понятия «природно-антропогенный объект» обратим внимание на то, что в процессе природопользования используются не только «чисто» природные объекты, но и объекты «смешанного» происхождения, связанные с деятельностью человека.

И наконец, о земле как объекте природопользования. Использование данного понятия, как и понятия «вода», не вполне корректно. Учитывая специфику его применения, уместнее говорить не о земле, а о земельных участках. Это понятие мы оставили на потом, поскольку законодательство не только не содержит определений понятий «земля» и «земельные участки», но и не дает определения каким-либо близким по смыслу понятиям. Однако вышеприведенные положения с учетом иных норм законодательства позволяют нам восполнить данный пробел. Земельные участки по своей сути являются частями почвенного слоя, находящегося на земной поверхности, а при отсутствии такого слоя — частями земной поверхности.

Учтем то, по чему ходим

Земельные участки являются, пожалуй, наиболее значимыми объектами природопользования. Поэтому, говоря об учете таких объектов, обратимся прежде всего именно к земле.

Бухгалтерский учет

Из пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» следует, что в составе основных средств учитываются также земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Обратимся к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция). Согласно данному нормативному акту счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен, в частности, для обобщения информации о затратах хозяйствующего субъекта в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования.

Анализируя приведенные положения ПБУ 6/01 и Инструкции, отметим, что в целях бухгалтерского учета земельные участки не отнесены к объектам природопользования, хотя при перечислении и «соседствуют» с данными объектами.

Из Инструкции также следует, что к счету 08 могут быть открыты субсчета 08-1 «Приобретение земельных участков» и 08-2 «Приобретение объектов природопользования». При этом на субсчете 08-1 учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков, а на субсчете 08-2 — затраты по приобретению организацией объектов природопользования.

В дальнейшем первоначальная стоимость земельного участка должна списываться со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Существует мнение, что такое списание можно осуществлять не на дату ввода в эксплуатацию объекта, как это делается в отношении «классических» основных средств, а на дату регистрации права собственности на землю. Ведь понятие «ввод в эксплуатацию» вряд ли применимо к земельным участкам. Мы считаем, что такая позиция является правильной.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 не подлежат амортизации объекты основных средств, приобретательские свойства которых с течением времени не изменяются. К таким объектам данный пункт относит, в частности, земельные участки и объекты природопользования.

Налоговый учет

В целях налогового учета земельные участки также относятся к неамортизируемым объектам. Это следует из уже упомянутого нами п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Обратим внимание на то, что в данном случае земля рассматривается как один из объектов природопользования.

Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ в гл. 25 НК РФ была введена ст. 264.1, позволяющая в целях исчисления налога на прибыль организаций учитывать расходы на приобретение права на земельные участки.

Согласно п. 1 этой статьи такими расходами признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. А из п. 2 ст. 264.1 НК РФ следует, что расходами на приобретение права на землю также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения такого договора.

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в порядке, определенном п. 3 ст. 264.1 НК РФ. А пункт 5 данной статьи устанавливает порядок определения прибыли (убытка) при реализации земельного участка и находящихся на нем зданий (строений, сооружений).

Относительно НДС следует отметить, что согласно подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях главы 21 данного Кодекса операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения.

Правовой «фонтом»

Переходя к обсуждению вопросов, связанных с водными объектами, сразу обратим внимание на Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее — Водный закон), который не только «заменил» с 1 января 2007 г. один Кодекс, регулирующий водные правоотношения, на другой, с аналогичным названием, но и внес существенные изменения в иное законодательство, в том числе и в Гражданский кодекс РФ.

До вступления в силу Закона п. 1 ст. 130 ГК РФ предусматривал, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. А из ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) следовало, что указанная в вышеприведенной норме Гражданского кодекса РФ недвижимость, в том числе и обособленные водные объекты, относятся к имуществу, права на которое подлежат регистрации.

Водный закон исключил из п. 1 ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Закона о регистрации слова «обособленные водные объекты». Такие изменения позволяют сделать вывод о том, что данные объекты перестали относится к недвижимости, права на которую должны быть зарегистрированы.

Что же сейчас представляют из себя в гражданско-правовом смысле так называемые обособленные водные объекты? Исключив их из имущества, относящегося к недвижимости, законодатель тем самым дал повод предполагать, что они теперь являются движимым имуществом. Ведь, как известно, Гражданский кодекс РФ по признаку «привязки» к земле подразделяет имущество только на два вида.

СПРАВКА

Статья 130 ГК РФ в действующей редакции, в частности, устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в Законе.

Обратимся к положениям ныне действующего Водного кодекса РФ.

Часть 1 ст. 8 данного Кодекса предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 2 этой статьи.

Согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому иди юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. При этом в соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.

Обратим также внимание на содержание ч. 4 ст. 8 ВК РФ, которая предусматривает, что пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Однако отчуждение данных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, не допускается. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Из приведенных положений следует, что:

· указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества;

· пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.

Между тем гражданское законодательство не связывает возможность отчуждения движимого имущества с совершением сделок с недвижимостью. Поэтому данные водные объекты в любом случае не могут быть отнесены к «движимости». К тому же совершенно нелогично считать пруды и обводненные карьеры движимым имуществом, признаками которого являются отсутствие прочной связи с землей и возможность его перемещения без несоразмерного ущерба.

Таким образом, приходится констатировать, что законодатель создал некий правовой «фантом», чей гражданско-правовой статус как имущества не определен. Это может вызвать трудности в правоприменительной практике, в том числе связанной с бухгалтерским и налоговым учетом.

Нам могут возразить, обратив внимание на то, что в настоящее время обособленные водные объекты вовсе не являются имуществом как таковым. Некоторые эксперты полагают, что пруды и обводненные карьеры представляют собой лишь отличительные признаки (особенности) земельных участков, на которых они расположены.

С такой позицией согласиться нельзя, поскольку из приведенных положений законодательства следует, что данные водные объекты являются собственностью и могут, хотя и при соблюдении определенных условий, отчуждаться. Это свидетельствует о том, что законодатель все же относит пруды и обводненные карьеры к имуществу.

Необходимо также отметить следующее.

Статья 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В таком реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по указанным договорам, а также прекращения договоров водопользования.

Обратим внимание на то, что Водный кодекс РФ не предусматривает необходимость внесения в данный реестр сведений о праве собственности на водные объекты. Можно предположить, что законодатель не счел это возможным в связи с неопределенностью статуса таких объектов как имущества и «размытостью» вопросов о праве собственности на них.

В то же время п. 8 Порядка ведения государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства от 28.04.2007 № 253 (далее — Порядок), устанавливает, что в этот реестр включаются, в частности, сведения о документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты. При этом из п. 12 данного нормативного акта следует, что Федеральная регистрационная служба должна предоставлять Федеральному агентству водных ресурсов, на которое возложена обязанность по ведению водного реестра, сведения о таких документах.

Однако, как мы уже установили, обособленные водные объекты уже не относятся к недвижимости, права на которые подлежат регистрации. Следовательно, строго говоря, Федеральная регистрационная служба не располагает документами, на основании которых возникло право собственности на данные объекты. Поэтому она может предоставить только сведения о документах, на основании которых возникло право собственности на земельные участки, в границах которых расположены водные объекты.

Кроме того, возможна ситуация, при которой вышеназванная Служба вообще не знает о наличии пруда или обводненного карьера. Ведь такие водные объекты могут быть созданы на земельном участке его собственником уже после приобретения данного участка и регистрации права на него.

Таким образом, утверждая Порядок, Правительство РФ вышло за рамки норм Водного кодекса РФ и обязало Федеральную регистрационную службу предоставлять Федеральному агентству водных ресурсов сведения, которыми она не может располагать.

Интересно отметить, что Гражданский процессуальный кодекс РФ до сих пор разграничивает иски о правах на обособленные водные объекты и иски о правах на земельные участки.

СПРАВКА

Согласно п. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Из приведенной нормы следует, что гражданское процессуальное законодательство по-прежнему отождествляет обособленные водные объекты с недвижимым имуществом. Данное обстоятельство является еще одним подтверждением запутанности обсуждаемого вопроса.

Мы считаем, что некоторую ясность может внести анализ ст. 134 и 135 ГК РФ, которые соответственно поименованы «Сложные вещи» и «Главная вещь и принадлежность».

СПРАВКА

Согласно ст. 134 ГК РФ если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

А из ст. 135 данного Кодекса следует, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Эти статьи объединяет то, что они устанавливают правила в отношении неких имущественных «сообществ».

Ранее мы установили, что обособленный водный объект должен следовать судьбе земельного участка, в границах которого он расположен. При этом данный объект признается имуществом, хотя и непонятно, каким именно. Поэтому возникает соблазн считать землю главной вещью, а пруд или обводненный карьер — принадлежностью, распространив положения ст. 135 ГК РФ на это «сообщество». Однако такой позиции препятствует содержащаяся в данной статье оговорка, из которой следует, что договором может быть предусмотрено «разделение» судеб взаимосвязанных вещей. А земельный участок и обособленный водный объект неразделимы в любом случае.

В то же время внесенные в правовые нормативные акты изменения позволяют сделать вывод о том, что законодатель создал правовую модель, близкую по своей сути к сложной вещи, о которой говорится в ст. 134 ГК РФ. Компонентами такой вещи являются земельный участок и водный объект, расположенный в границах этого участка. Полному соответствию препятствуют юридическое обособление и правовое «неравноправие» указанных компонентов.

Мы считаем, что законодатель, отказываясь от признания обособленных водных объектов недвижимостью, должен был предусмотреть новый вид недвижимого имущества — земельный участок с расположенным на нем водным объектом как единый объект гражданского права. В этом случае исчезла бы неопределенность правового статуса пруда или обводненного карьера как имущества и появилась бы возможность для применения ст. 134 ГК РФ.

Будем надеяться, что законодатель когда-нибудь все же пойдет по предложенному нами пути, внеся в правовые нормативные акты соответствующие изменения, которые позволят, в частности, устранить проблемы учета водных объектов. Об этих проблемах и пойдет речь.

Учет «мутного объекта»

Сначала обсудим проблемы, связанные с отражением обособленных водных объектов, к которым относятся пруды и обводненные карьеры, в бухгалтерском учете.

Несмотря на то что в настоящее время водные объекты не относятся к недвижимости и не могут быть самостоятельными предметами гражданско-правовых сделок, ПБУ 6/01 продолжает предписывать учитывать воду как объект природопользования в составе основных средств, что следует из вышеприведенного п. 5 данного нормативного акта. О некорректности применения понятия «вода» мы уже говорили. Поэтому и в дальнейшем будем использовать понятие «водный объект» как более приемлемое.

Можно ли игнорировать вышеуказанное предписание и при приобретении пруда или обводненного карьера в составе земельного участка учитывать только данный участок? По нашему мнению, нельзя. Это утверждение основано на той важности, которое имеют вода как таковая в целом, и обособленные водные объекты в частности.

Так, в ст. 3 ВК РФ указывается на значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Кроме того, как мы уже отмечали, сведения о таких объектах должны отражаться в Государственном водном реестре. Поэтому было бы нелогичным считать, что объект, учитываемый государством, может не учитываться его обладателем.

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом из п. 8 данного нормативного акта, в частности, следует, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение.

Возникает вопрос: если пруд или обводненный объект был получен хозяйствующим субъектом в результате сделки купли-продажи земельного участка и при этом в заключенном договоре указана цена только данного участка, то как организация определит свои фактические затраты на приобретение водного объекта? (Мы намеренно в данном случае применили слово «получены», поскольку о приобретении имущества в собственность корректно говорить только в случае совершения в отношении его соответствующей отдельной сделки.)

Ответ на поставленный вопрос может быть один: в такой ситуации первоначальная стоимость объекта учета не может быть установлена. Соответственно хозяйствующий субъект не сможет выполнить обязанность по учету пруда или обводненного карьера. Однако ПБУ 6/01 не содержит положений о том, что обособленный водный объект, приобретенный в составе земли, может не учитываться. Как же быть в такой ситуации?

Мы считаем, что выход есть: стороны должны указать в договоре не только цену предмета сделки — земельного участка, но и цену водного объекта, а также цену земли за вычетом цены «воды». По нашему мнению, такие условия не будут противоречить нормам Гражданского кодекса РФ. Обоснуем это утверждение.

В данном случае речь идет о цене товара, указанного в договоре о приобретении земельного участка, в границах которого расположен обособленный водный объект.

Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Иными словами, предмет сделки должен быть достаточно четко идентифицирован.

Пруд или обводненный карьер, не являясь «самостоятельным предметом» сделки, тем не менее представляет собой существенный компонент земельного участка. Более того, земля может приобретаться только потому, что в ее границах расположен водный объект. Поэтому наличие такого объекта на земельном участке должно быть отражено в договоре.

Статья 421 ГК РФ в качестве основопологающего принципа устанавливает свободу договора. Пункт 4 данной статьи предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом положения Гражданского кодекса РФ и иных правовых актов не запрещают сторонам указывать в договоре не только цену товара, но и цены его составляющих частей.

Необходимо подчеркнуть следующее. В договоре необходимо указывать не только цену обособленного водного объекта, но и цену земельного участка, уменьшенную на цену указанного объекта. Учет земельного участка по общей цене договора в этом случае недопустим, поскольку это приведет к «наслоению» стоимостных показателей, что противоречит принципам учета.

В договоре также следует оговорить, что детализация цен осуществляется исключительно в целях бухгалтерского учета. Такая оговорка необходима для учета расходов организации на приобретение земельного участка «в целом» согласно ст. 264.1 НК РФ, где будет важна именно общая стоимость предмета сделки. К этому вопросу мы еще вернемся.

Как мы уже отмечали, обладателем пруда или обводненного карьера можно стать и в результате его создания на своем земельном участке. В этом случае организация имеет возможность определить первоначальную стоимость водного объекта по своим затратам на его строительство. В такие затраты согласно п. 8 ПБУ 6/01 могут включаться, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорам строительного подряда и иным договорам, а также иные затраты, непосредственно связанные с сооружением объекта.

При получении обособленного водного объекта в составе земельного участка по договору купли-продажи его первоначальную стоимость следует отражать на субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования». В дальнейшем указанная стоимость данного объекта должна списываться в дебет счета 01 «Основные средства».

Мы уже высказывали мнение о том, что списание первоначальной стоимости купленной земли на счет 01 допустимо с даты регистрации права собственности на земельный участок. У земли и расположенного в ее границах водного объекта единая судьба. Поэтому можно утверждать, что списание первоначальной стоимости данного объекта на счет 01 возможно также с указанной даты.

Так же как и земельные участки, водные объекты не подлежат амортизации, что следует из п. 17 ПБУ 6/01.

Начисляется ли амортизация на земельный участок

Актуально на: 25 июля 2017 г.

Если земельный участок отвечает условиям признания его объектом основных средств, он считается таковым и в бухгалтерском, и налоговом учете (п. 4 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ). А начисляется ли амортизация за землю?

Амортизация на землю: начисляется или нет в бухучете?

Стоимость объектов основных средств в общем случае погашается путем начисления амортизации, ежемесячная сумма которой зависит от срока полезного использования соответствующего объекта (п. 17 ПБУ 6/01). Однако в отношении тех объектов, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, амортизация в бухгалтерском учете не начисляется (п. 17 ПБУ 6/01). К таким объектам относятся не только земельные участки, но и иные объекты природопользования, предметы музейных коллекций и т.д.

Поэтому даже если организация утвердит срок полезного использования земельного участка, это ничего не изменит. ПБУ 6/01 содержит однозначное указание: по земельным участкам амортизация не начисляется.

Амортизируется ли земельный участок в налоговом учете?

Напомним, что в налоговом учете сроки полезного использования объектов основных средств устанавливаются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1) (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако для земельного участка амортизационная группа в Классификации не установлена. Но это и не удивительно. Ведь вопрос, «К какой амортизационной группе относится земельный участок» является в принципе не корректным. Для земли амортизационная группа не определяется потому, что земля и другие объекты природопользования (вода, недра, прочие природные ресурсы) в налоговом учете не амортизируются (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что налоговый и бухгалтерский подходы к учету земельного участка с точки зрения его амортизируемости совпадают.

Коды окоф на 2019 год по земельным участкам

Земельные участки не подлежат амортизации, поэтому они не относятся к амортизационным группам. Налог на прибыль организаций:

«Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)…»

(п. 2 ст. 256 НК РФ) Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) Международные стандарты бухгалтерского учета (МСФО) Расходы на улучшение земель Расходы на улучшение земель относятся к пятой амортизационной группе (код ОКОФ 230.

00.00.00). Соответственно, срок полезного использования таких расходов может быть установлен как свыше 7 лет и до 10 лет включительно.

К расходам на улучшение земель относятся: Код ОКОФ — Наменование расходов 230.00.11.10 Затраты на мелиоративные работы 230.00.12.10 Затраты на расчистку земли 230.00.13.10 Затраты на рекультивацию земли 230.

Окоф для земельного участка 2019

Если земельные участки в забалансовом учете отражались по стоимости приобретения, проводка по забалансовому счету в любом случае оформляется только на эту сумму. Чтобы помочь респондентам, Росстат разработал специальный сервис.

воспользовавшись которым можно определить, какую статотчетность нужно сдавать конкретному респонденту.

Однако, к сожалению, данный сервис работает не всегда корректно. Формирование данных учета и отчетности с учетом событий после отчетной даты, денежной оценки фактов хозяйственной жизни, проведения инвентаризации.

Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка); правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земли, из которых при разделе или объединении образуются новые участки.

Земельный участок код окоф 2019

Также важен момент его приобретения – до перехода на УСН или после. Рассмотрим основные моменты учета таких объектов плательщиками «упрощенного» налога и выясним, как списать основные средства при УСН.

К основным фондам относятся произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг. Коды ОКОФ с 2019 года 220.42.13.10; – автодорожные тоннели, см.

Вернуться назад на Основные средства 2019Основные средства бюджетного учреждения – это объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев. В структуре баланса они занимают первое место среди других видов имущества.

Окоф на земельный участок в 2019 году

Какие классификаторы будут действовать с 1 января 2019 года?

Бюджетное учреждение переведено на финансовое обеспечение в форме субсидии. Какими записями оформляется перевод основных средств в категорию особо ценного движимого имущества? 1501 На 2019 год сформируйте резервы предстоящих расходов.

Учреждение самостоятельно определяет виды резервов для учета. Минфин России настаивает, что резервы по оплате отпусков и резервы по претензионным требованиям и искам – обязательные.

Земельный участок код окоф

Код окоф земельный участок 2019 По новому закону, если с момента постановки участка на кадастровый учет прошло пять лет и он не был внесен в ЕГРП, то его снимают с кадастрового учета. После этого земля переходит в муниципальное владение.

В первую очередь могут пострадать простые дачники. Многие из них получали участки еще 20-50 лет назад, и на учет их не ставили.

О новых классификаторах и порядке перехода на них расскажем в данной статье.

  • К какой амортизационной группе относится земельный участок?
  • Налог с продажи земли
  • Новые классификаторы основных средств: ОКОФ и амортизационные группы
  • Коды ОКОФ с 2019 года
  • Окоф земельный участок
  • Приобретение земельного участка – проводки
  • Классификатор окоф земельный участок 2019

К какой амортизационной группе относится земельный участок? Особенность земельных участков в том, что их потребительские свойства с течением времени не изменяются.

В связи с этим, законодательством устанавливается, что земельные участки не подлежат амортизации. ОКОФ. Помогите с ОКОФ.Наше учреждение государственное бюджетное, на землю получили право собственности, какие проводки для принятия на бух учет. Спасибо. Здравствуйте, Надежда Ивановна!

В ответ на Ваш вопрос от 03.04.2015 » аем следующее: Согласно п.

84 Инструкции 157н на счете 104 учитывается амортизация нефинансовых и нематериальных активов. Непроизведенные активы не поименованы в ОКОФ. ОКОФ — это ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОСНОВНЫХ ФОНДОВ.

Важно Основные фонды — это произведенные активы.

Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.

Земля — это НЕпроизведенные активы.

Код окоф-2: 230.00.00.00 Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:

  1. кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка);
  2. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земли, из которых при разделе или объединении образуются новые участки.

Таким образом, данные о кадастровой стоимости земельного участка формируются на стадии его образования – то есть, еще до закрепления участка за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование. К таким мероприятиям можно отнести:

  1. корчевку площадей под пашню;
  2. очистку полей от камней и валунов;
  3. расчистку зарослей;
  4. срезание кочек;
  5. очистку водоемов;
  6. мелиоративные, осушительные, ирригационные работы.
  7. планировку земельных участков;

Инструкция № 174н регулирует только порядок учета капитальных расходов.

Состав информации, отражаемой в этом документе, указан в характеристике, приведенной в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение № 5 к Инструкции № 173н ).

Коды ОКОФ с 2019 года художественных, хореографических, комплексных Эта группировка включает: – автомагистрали (кроме автомагистралей на эстакадах), автомобильные дороги, в том числе улично-дорожную сеть, другие транспортные и пешеходные пути; – дорожные ограждения и имеющие покрытие парковочные площадки, проезды, транспортные и пешеходные путепроводы над и под дорогой, велосипедные дорожки; – взлетно-посадочные полосы аэродромов, включая подъезды такси и связанные с ними сооружения аэропорта, кроме зданий Эта группировка не включает: – автодороги, проходящие на эстакадах, см.Код окоф земельного участка Код окоф земельного участка Классификация предназначается для обязательного использования всеми организациями независимо от форм собственности при начислении амортизации и износа основных средств на основе Классификации.

Previous article Next article

Окоф земельный участок

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Исключение делается для земельных участков; в этих случаях расходы, связанные с передачей прав собственности, принято рассматривать в соответствии с установившейся практикой, как расходы на улучшение земель.

Минпромторг России, в свою очередь, высказался в отношении объектов основных средств промышленного производства в целях применения пп.

8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.

Разъяснено, в частности, что технологическое оборудование, даже смонтированное на фундаменте, не может быть отнесено к недвижимому имуществу, поскольку не отвечает принципу единства с земельным участком (правами на него) и выступает в гражданском обороте самостоятельным объектом, который можно, например, демонтировать, переместить. Кроме того, оно входит в раздел

«Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты»

Земельные участки код по окоф

Эта группировка включает:

— разделенную землю (земельные участки), включая подготовленный доступ к дорогам, коммуникациям и/или аналогичное предварительное благоустройство территории;

— прочие гражданские сооружения, не включенные в другие группировки

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Окоф для земельного участка 2018 — Законники

К расходам на улучшение земель относятся: Код ОКОФ — Наменование расходов Требования к амортизационным группам Амортизация производится на всем периоде их полезного использования.

Главные нюансы По общему правилу предприятия амортизируют активы в течение сроков их полезного использования (СПИ). Они определяются по Классификатору ОС (таблица).

Группировка ОС по Классификатору: Последние изменения Ранее кодировка основных фондов шифровалась 9-значными значениями, имевшими формат ХХ ХХХХХХХ. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) Дворковичем 31 июля 2014 г.

Подпунктом «б» пункта 2.1 и пунктом 2.2 Методических рекомендаций установлена следующая схема отражения в учете операций по поступлению земельных участков в учреждение: дебет счета 4 103 11 330 «Увеличение стоимости земли – недвижимого имущества учреждения» кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы» – на сумму кадастровой стоимости земельного участка.

Важно

Одновременно сумма стоимости участка списывается с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям, в учете нужно отразить изменение показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

Внимание

Однако корреспондирующий счет не указан. Поэтому, по нашему мнению, до выхода дополнительных разъяснений по этому поводу корректную бухгалтерскую проводку оформить невозможно.

Код окоф-2: 230.00.00.00

Общие правила учета земельных участков разъяснены в Методических рекомендациях по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 29 августа 2014 г.
№ 89н, доведенных письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918 (далее – Методические рекомендации).

Окоф 2018 земельные участки

Однако в соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату работ по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, следует отражать по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ в зависимости от экономического содержания расходов на благоустройство.
В соответствии с Указаниями № 65н непосредственно в составе текущих расходов могут быть учтены только расходы по межеванию границ земельных участков (код КОСГУ 226).

В соответствии с пунктом 71 Инструкции № 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы » на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости. В Инструкцию № 174н соответствующие изменения пока не внесены.

В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 174н при осуществлении капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов, неотделимых от них, оформляется проводка по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту счета соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010613330). Как уже отмечалось, земельные участки отражаются в бухгалтерском учете по кадастровой стоимости.

Затраты, проведенные по бухгалтерскому учету, кадастровую стоимость актива изменить не могут.
Таким образом, по нашему мнению, наиболее правомерным представляется учет капитальных вложений по улучшению земельных участков в качестве обособленного объекта непроизведенных активов.

Окоф для земельного участка 2017

Земельные участки, согласно действующей редакции Инструкции № 157н, учитываются не за балансом, а в составе непроизведенных активов.

Правила постановки земельных участков на учет и отражения различных операций с ними в учете учреждения уточняет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом РФ.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком называется часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

При этом Земельный кодекс РФ не содержит норм, которые позволяли бы передавать земельные участки в оперативное управление.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Коды ОКОФ с 2018 года С 1 января 2018 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).

Классификатор, действовавший ранее отменяется. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2018-ст.

Основанием для разработки ОКОФ является План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.

ОКОФ земельный участок Подборка наиболее важных документов по запросу ОКОФ земельный участок (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

«ОК 013-2014 (СНС 2008).
В документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета до 2014 года не содержалось норм, которые позволяли бы учитывать нефинансовые активы, находящиеся в учреждении на основании вещного права, отличного от оперативного управления.

Поэтому земельные участки учитывались за балансом. Приказом Минфина России от 29 августа 2014 г.

№ 89н в Инструкцию № 157н были внесены изменения. в соответствии с которыми земельные участки необходимо учитывать в составе непроизведенных активов.

Статья 374 НК РФ. Объект налогообложения

Новая редакция Ст. 374 НК РФ

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

Комментарий к Статье 374 НК РФ

Объекты обложения налогом на имущество для российских и для иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Объект налогообложения для российских организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

— имущество должно быть движимым или недвижимым;

— имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в ст. 130 ГК РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может попасть любое имущество организации. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие — имущество должно признаваться объектом основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению. Исключение из этого правила касается специальных случаев, предусмотренных гл. 30 НК РФ. В частности, это предусмотрено в отношении имущества, учитываемого в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) (ст. 377 НК РФ), а также имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378 НК РФ). Особенности определения объекта налогообложения в рамках указанных операций, а также при аренде имущества будут рассмотрены позднее.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков имущество не относится к основным средствам.

Например, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Не учитываются в составе основных средств объекты, указанные в п. 3 ПБУ 6/01. Это машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность. Кроме того, не являются основными средствами предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, а также капитальные и финансовые вложения.

Хотелось бы отметить, что под определение объекта по налогу на имущество в полной мере подпадают и транспортные средства, которые в то же время являются еще и самостоятельным объектом налогообложения транспортным налогом.

Данная ситуация может привести к мысли о том, что законодателем нарушен принцип однократности налогообложения, вытекающий из ст. 3 НК РФ. Обозначенный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Так, в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О Конституционный Суд РФ отметил, что «налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу — физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования». Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, двойного налогообложения в данном случае не производится.

Сложным вопросом является налогообложение объектов основных средств, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

До 1 января 2006 г. Минфин России неоднократно подчеркивал, что согласно требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету объектов имущества, предназначенных не для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, эти объекты признаются в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такие активы не являются основными средствами (качественно отличаются от внеоборотных активов, учитываемых организацией в качестве основных средств) (см. Письмо Минфина России от 19 ноября 2004 г. N 03-06-01-04/139).

Поскольку согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, финансовое ведомство (а вслед за ним и налоговые органы) постоянно разъясняло, что активы, учитываемые организацией на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», налогом на имущество не облагаются (см. Письма Минфина России от 22 июня 2005 г. N 07-05-06/181, ФНС России от 19 мая 2005 г. N ГВ-6-21/418@).

С 1 января 2006 г. исключен п. 2 ПБУ 6/01, который предусматривал, что стандарт, устанавливающий правила учета основных средств, применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности. Данное исключение обусловлено пересмотром п. 4 ПБУ 6/01, который определяет критерии принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В соответствии с настоящей редакцией первым таким критерием является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остается таким же, как и до 1 января 2006 г.:

— активы, предназначенные для использования в производственной деятельности (при оказании услуг, выполнении работ, для управленческих нужд), принимаются к учету на счете 01 «Основные средства»;

— активы, предназначенные для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, принимаются к учету на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Просто с 1 января 2006 г. основными средствами признаются не только активы, учитываемые на счете 01, но и активы, учитываемые на счете 03. А включение имущества, отражаемого на счете 03, в состав основных средств автоматически включает его и в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

Таким образом, небольшая на первый взгляд поправка привела к тому, что с 1 января 2006 г. имущество, учитываемое на счете 03, попало под обложение налогом на имущество. На это же указывает и Минфин России в Письме от 8 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/11.

Объект налогообложения иностранных организаций

В соответствии с п. 2 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Первое исключение применяется в отношении всех налогоплательщиков (как российских, так и иностранных организаций). Оно обусловлено тем, что пользование земельными участками и природными ресурсами связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— водного налога;

— налога на добычу полезных ископаемых;

— земельного налога.

Второе исключение касается только соответствующих федеральных органов исполнительной власти. И то при условии, что в данных органах законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, а имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

К военной службе относится служба в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях. Об этом сказано в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, согласно ст. 8 данного Закона к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе миграционной службе), Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. В целях исчисления и уплаты данного налога федеральные органы исполнительной власти обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых основных средств.

Следует иметь в виду, что учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, другие организации и унитарные предприятия), входящие в состав указанных выше органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Другой комментарий к Ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации

Для определения наличия объекта налогообложения налогом на имущество организаций необходимо определение, является ли объект имуществом.

Имущество может быть движимым и недвижимым. Определение, каким является конкретное имущество, следует производить на основании положений ГК.

Условием признания имущества объектом налогообложения является его учет на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (см. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Для отнесения имущества к объектам основных средств и, соответственно, для включения его в состав объектов обложения налогом на имущество необходимо одновременное соблюдение перечисленных в ПБУ 6/01 и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств условий. В случае если имущество не отвечает хотя бы одному из указанных условий, отнесение его к основным средствам является неправомерным.

Из положений ГК, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и пункта 8 статьи 258 НК следует, что недвижимое имущество не может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств до подачи документов на государственную регистрацию права собственности в Едином государственном реестре прав.

Согласно письму Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154 передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства» и, следовательно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 374 НК.

В соответствии с письмами Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, в связи с чем, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

В этой связи, по мнению Минфина России, при установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные статьей 122 НК меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Как подчеркнул Минфин России, такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Аналогичная позиция выражена в письме ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/1094@.

Участок единый – штраф тоже

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика, в современных рыночных отношениях есть место данному понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков в настоящее время обойтись нельзя.

На основании Федерального закона от 02.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», помимо плановых и внеплановых проверок, в рамках земельного контроля предусмотрена форма обнаружения и фиксации правонарушения – административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

При этом подразумевается, что административное обследование не должно влечь вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемого лица, поскольку оно предполагает исследование состояния объекта земельных отношений на основании информации государственных и муниципальных информационных систем, общедоступных медиа-ресурсов, архивных фондов, государственного мониторинга земель, документов землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (аэрокосмическая съемка, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении лица полноценной внеплановой проверки.

В ходе административного обследования можно обнаружить такие распространенные земельные правонарушения, как:

– использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

– неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте), по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте;

– неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Если собственник земельного участка разместит на своей земле объект, а разрешенное использование своей земли не приведет в соответствие с размещенным объектом, у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа.

А что самое печальное в этой ситуации, штраф будет наложен, к примеру, для юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. И никто не будет брать в расчет, весь ли вы участок использовали не по целевому назначению или на маленьком его кусочке поставили лоток для ремонта часов. Участок единый – штраф тоже. Как говорится, закон суров, но справедлив.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В Законе об обороте вопросам изъятия земельных участков посвящена статья 6 «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». В этой статье речь идет только о земельных участках сельскохозяйственного назначения. При этом для их изъятия предусмотрено только два снования.

Первое основание – земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением требований рационального использования земли:

– снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

– снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;

– повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;

– снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

– снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:

– загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;

– размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

Второе основание – земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.

Неиспользование земельного участка для строительства в течение 3 лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды. Также Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержит норму (статья 284), которая ранее фактически не применялась. Данная норма говорит о том, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В частности, данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность. Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но также серьезные риски утраты права на земельный участок.

Согласно положению статьи 54 ЗК РФ изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется по основаниям, определенным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей признаки, и при условии, что нарушение не устранено. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

В качестве дополнения нельзя не упомянуть также положения ЗК РФ и дополнение ГК РФ статьей 239.1 в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившие в силу с 01.03.2015. Данные изменения созданы для собственников объектов незавершенного строительства – указаны существенные риски утраты права собственности на данные объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства.

Соответствующее требование вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей. В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Средства, вырученные от его продажи, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов

Напомним, что от прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется, можно добровольно отказаться, написав об этом заявление в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество. При этом ничего платить не нужно. Но если ваш участок попал под проверку и установлен факт нарушения, уплаты штрафа не избежать.