Акцизы это какой налог

Акцизы: ключевые особенности и характеристики налогообложения

Акцизный сбор — это налог, устанавливаемый на отдельные (исключительные) высокорентабельные группы товаров, отнесенные к монопольной категории. Сумма исчисленного обязательства в обязательном порядке включается в стоимость данного товара при его реализации.

Налогоплательщиками признаются российские компании и предприниматели, осуществляющие операции с подакцизными товарами, в соответствии с гл. 22 НК РФ. Также к плательщикам следует относить лиц, осуществляющих услугу по перемещению товаров через границу ЕЭС.

Теперь рассмотрим, какие существуют ключевые характеристики акциза.

Акциз — это сбор или налог

Несмотря на то, что акцизы зачастую называют сбором, такой подход считается в корне неверным. Напомним, нужно исходить из того, что сбор — это вид обязательного платежа за какое-либо совершенное юридическое действие или же плата за ведение определенного рода предпринимательской деятельности. Следовательно, сборами акцизы не являются. Они относятся к виду налогов, которые имеют обязательный, индивидуальный, безвозмездный характер. Также взимание акциза (налога) имеет финансово-экономическое обоснование и государственную направленность.

Вид налога

Действующая налоговая система предусматривает градацию расчета всех фискальных платежей на три основные группы: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Возникает вопрос, к какому виду налогов относятся акцизы?

Обязательства по уплате таких налогов, как акцизы, представлены в статье 13 НК РФ как федеральные. Напомним, что к федеральным налогам относят те платежи, порядок налогообложения которых устанавливается на высшем законодательном уровне. Изменение и коррективы налогов на уровне субъектов и муниципалитетов не допускаются. Также фискальные платежи подлежат зачислению в бюджет государства.

Однако не все виды платежей по данному обязательству зачисляются только в федеральный бюджет. Чиновники предусмотрели ряд исключений. Так, например, налог на алкогольную продукцию, которая реализована объемом менее 9 %, подлежит зачислению только в региональный бюджет. Аналогичный порядок предусмотрен и для налогов для бытового печного топлива. А вот акцизы при производстве моторных масел и автомобильного бензина зачисляются сразу в два бюджета: региональный и федеральный.

Акцизы за этиловый спирт, автомобили, табачную продукцию и другие виды подакцизных продуктов подлежат зачислению только в федеральный бюджет.

Акцизный сбор: это прямой или косвенный налог

Сам акцизный налог входит в стоимость товаров, перечень которых закреплен в главе 22 НК РФ. Если обязательство исчисляется не напрямую с доходов или имущества налогоплательщика, а представляет собой определенную надбавку на стоимость товара, оплата которой возлагается на конечного потребителя, то такое обязательство признается косвенным.

Таким образом, акцизы относятся к косвенным платежам. Ставки акцизов неприменимы конкретно к доходу, имуществу, виду деятельности. Определяется ставка акциза как ценовая надбавка, которую уплачивают покупатели или потребители. То есть налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара.

Ставки акцизов

Налоговый кодекс ставки акцизов классифицирует на три основные группы:

  1. Твердые или специфические акцизы, то есть установленные в твердой величине к единице подакцизного товара. Сумма налогового обязательства в данном случае определяется как произведение ставки акциза и налоговой базы, исчисленной по нормам ст. 187 — 191 НК РФ.
  2. Адвалорные или процентные акцизы. Данная группа ставок устанавливается в едином размере на территории всей страны, причем в процентном соотношении к единице подакцизной продукции.
  3. К комбинированным акцизам относятся те ставки, которые сочетают в себе применение твердых и процентных ставок к единице подакцизной продукции.

Действующие значения ставок по подакцизной продукции закреплены в ст. 139 НК РФ. В 2017 году была проведена ежегодная индексация налога по отдельным видам подакцизных товаров, в основном это коснулось табака и алкоголя, а так же была увеличина стоимость акцизной марки на 100 руб.

Отчетность и сроки уплаты акцизов

Налоговый период для акцизов — календарный месяц. Причем перечислить транш по акцизам в бюджет и сдать декларацию по налогу следует не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим. Однако чиновники предусмотрели ряд исключений. Например, некоторые налогоплательщики обязаны платить аванс, а некоторые вправе отложить перечисление платежей по акцизам на три месяца. Подробнее в статье «Налоговый период по акцизам».

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Что такое акцизный налог?

Акцизный налог представляет собой своеобразную надбавку к цене, величина которой не связана с затратами на производство товара. К какой налоговой группе относится акциз, в какие бюджеты поступает, а также об иных тонкостях «акцизного» налогообложения узнайте из нашего материала.

Акциз — это налог или сбор?

Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Каким налогом является акциз и в какой пропорции акцизы относятся к разным видам бюджетов РФ

Особенности акцизного налогообложения в 2016 году и к каким нововведениям готовиться в 2017-м

В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

Итоги

Ндс и акцизы

Общие понятия налоговой системы

На сегодняшний день, невозможно представить экономические отношения без такого рыночного рычага, как налоговая система. Налоговая система, выступает как один из основных механизмов государственного регулирования экономики.

Особое место в налогообложении занимают косвенные налоги. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный сбор;
  • таможенный сбор;
  • экспортно-импортные пошлины.

Определение 1

Налог – это обязательный платеж, который оплачивается субъектами предпринимательской деятельности. Сумма, которая оплачиваются, зачисляется в бюджетный фонд государства.

Понятие НДС

Налог на добавленную стоимость – один из важнейших косвенных налогов. Благодаря этому налогу происходит увеличение цены товара, на всех этапах его производства.

НДС выполняет две основные функции: фискальную и регулятивную.

НДС рассчитывается субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно. Ставка НДС фиксирована и составляет 18% .

Льготная ставка 10%, данный вид ставки применяется к следующим видам товаров:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • продукция для детей;
  • периодические издания и книжная продукция;
  • лекарственные препараты.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена и нулевая процентная ставка. Данный вид ставки используется:

  • при ввозе товара в режиме экспорта;
  • при ввозе товаров в режиме свободной таможенной зоны;
  • при ввозе товаров в режиме транзита;
  • группа товаров, которые ввозятся для космической отрасли.

Момент определения налоговой базы для начисления НДС при реализации товаров – считается момент первого события: отгрузки товара или получение аванса за него.

При ввозе товаров на территорию России, сумма НДС рассчитывается в соответствии с таможенным законодательством России.

Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика.

Понятие акциза

Определение 2

Акциз – один из видов косвенных налогов, который взимается с налогоплательщика, который занимается производством и реализацией подакцизного товара.

Ставка акциза устанавливается на высокорентабельную продукцию. Основной перечень подакцизных товаров:

  • этиловый спирт;
  • табачные изделия;
  • моторные масла;
  • транспортные средства;
  • бензины всех октановых чисел.

Объектом налогообложения считаются операции, которые осуществляются на территории России, а именно реализация готовой продукции. Так же объектом признаются товары, которые переходят в собственность иному лицу.

Ставки акцизного налога устанавливаются на определенный вид продукции, и действует по всей территории России.

Сумма акциза налогоплательщиком устанавливается самостоятельно.

Субъект, который занимается реализацией своего собственного подакцизного товара или занимается производством подакцизных товаров, из давальческого сырья должен заплатить, определенную сумму акциза.

Налоговой базой при реализации подакцизной продукции считается:

  • объем реализованных подакцизных товаров, которые выражаются в натуральном выражении;
  • общая стоимость всех реализованных подакцизных товаров;
  • общая стоимость переданных подакцизных товаров;
  • объем реализованных товаров, которые выражаются в натуральных единицах при использовании твердой ставки налога.

Акциз относиться к федеральному налогу, который устанавливается Налоговым кодексом России, действует на территории Российской Федерации и подлежит обязательной уплате на всей ее территории. Данный косвенный налог считается доходным источником пополнения бюджета.

Ставка акциза включается в цену товара, которую платят потребители. Именно поэтому дополнительной ставке акциза подлежат не все товары.

Средства для покрытия этих расходов правительство изымает у налогоплательщиков в виде различного рода налогов, акцизных и таможенных сборов и ряда других поступлений. За счет этих же поступлений покрывают расходы на содержание самого правительственного аппарата. Государственные доходы и расходы отражают в финансовых планах и отчетах, именуемых государственным бюджетом. В случае, если бюджетные доходы и расходы равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Если расходы выше доходов (то есть, выше суммы поступления средств в госбюджет), то эта разница именуется дефицитом бюджета или отрицательным сальдо. Само правительство не создает новых денежных средств оно осуществляет лишь необходимую функцию их перераспределения и создания нормальных экономических условий.  

Налоги с продаж обычно переносятся на других лиц, чего нельзя сказать о подоходном налоге. Акцизные налоги иногда, но не всегда, переносятся на потребителя, что зависит от эластичности спроса и предложения. По вопросу перенесения налога на прибыль корпораций нет единого мнения. Имущественные налоги на владельцев домов выплачивают сами владельцы, а налоги на арендуемую собственность платят арендаторы.  
Документы (расчеты, сведения, заявления, решения, списки, ведомости, переписка) об освобождении от оплаты по налогам, предоставлении льгот, кредитов, отсрочек уплаты или отказе в ней по налогам, акцизным и другим сборам 5 л. ЭПК  
Налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог) определяют взаимоотношения предприятия и государства и отражаются неоднозначно в составе цены.  
Управляющий или администратор по вопросам налогов. Хотя управляющий по вопросам налогов может быть подчинен казначею компании, он часто получает указания и от контролера, поскольку в процессе определения налоговых обязательств фирмы ему необходимо тесно сотрудничать с отделами общего учета и ревизионным. Управляющий по вопросам налогов может также выполнять большую часть работы по страховым делам компании. В некоторых крупных корпорациях отдел налогов подразделяется на секторы, специализирующиеся по федеральным налогам, акцизным сборам и штатным и местным налогам. Руководитель такого отдела обычно подчиняется, скорее, непосредственно президенту компании или  
НАЛОГ АКЦИЗНЫЙ — см. АКЦИЗ.  
НАЛОГ АКЦИЗНЫЙ является скрытым налогом, или косвенным, поскольку он обычно перекладывается с продавцов на потребителей через более высокие цены. При этом существуют некоторые различия в характере перенесения налогов с продаж и акцизных налогов. Обложению акцизным налогом подлежит относительно небольшой перечень товаров. Поэтому возможность переориентации потребителей на замещающие товары и услуги достаточно велика. Например, если переложить акцизный налог на потребителей путем повышения цен на билеты в театр, то потребители предпочтут альтернативный вид развлечений, потому что они не облагаются акцизным налогом. Поэтому продавцу будет выгоднее нести тяжесть акцизного налога, чем наблюдать значительное сокращение продаж. Однако в случае многих акцизов при умеренном повышении цен объем продаж практически не изменяется. Это касается акцизов на бензин, сигареты, алкогольные напитки. Причина этому — в продаже имеется мало альтернативных товаров — заменителей по более низким ценам. Продавец таких товаров оказывается в лучшей ситуации в тех случаях, когда перекладывает налоговые издержки на потребителя. В общем можно утверждать, что основная масса налогов с продаж и акцизы обычно перекладываются на потребителей через повышение цен.  
Предшествующая практика выплаты «парашютных» премий в отраслях, не принадлежащих к высокотехнологичным, предусматривала выплату топ-менеджерам еще и специальной компенсации на уплату федерального акцизного сбора. Компания уплачивает налог на прибыль с этой суммы. Такая компенсация включает дополнительные выплаты («компенсирующие выплаты») на уплату акцизного сбора и подоходного налога, акцизного сбора (но не подоходного налога) со стоимости льгот и привилегий, сохраняемых за топ-менеджером после увольнения согласно контракту. (Ton-менеджер самостоятельно уплачивает подоходный налог.) Если в контракте предусмотрены компенсационные выплаты на уплату акцизного сбора, то это примерно в два раза увеличивает обязательства компании в случае получения работником права на выходные выплаты и преимущества. Существуют варианты для компенсационных выплат.  
Ставки налога, сроки и порядок уплаты. Марки акцизного сбора.  
Правительства большинства стран — потребителей нефти рассматривали положение в несколько ином свете. Нефть была сравнительно дешева и становилась еще дешевле. В некоторых секторах экономики, например на транспорте, ее нечем было заменить, и почти каждая из стран-потребителей не только не добивалась снижения цен, а, наоборот, фактически повышала их, вводя все более высокие акцизные сборы — главным образом в качестве легкого пути к повышению доходов. В 60-е годы до 75% конечной цены одного лишь бензина окупалось за счет налогов на потребителей, составлявших около 32% в США, около 58 — в Японии и от 58 до 75% в Европе. Налоги на газойль в странах-потребителях (хотя в денежном выражении они были меньше) составляли такую же большую долю продажной цены, и даже мазут облагался налогом в размерах от 15% до 33% конечной продажной цены в Европе (но не в Японии и США).  
Налог введен с сентября 1993 г. по предприятиям нефтяной и газовой промышленности в целях более эффективного использования энергоресурсов, однако при введении акцизного налога практически не учтены ухудшающиеся горные условия, а также геологические и экономические характеристики нефтегазодобывающих предприятий.  
Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.  
В США акцизы называют налогами на грехи (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе) акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (прежде всего акцизного) налогообложения, например, табачных изделий говорит следующий факт во Франции при цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют 2,25 долл.2  

Акциз — косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. Чаще всего акцизным налогом облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.  
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.  
Экономические субъекты несут перед государством ответственность за сбор и своевременное перечисление в государственный бюджет налогов с продаж, налогов на добавленную стоимость и акцизных сборов. Подобные налоги существуют в большинстве стран, их размер устанавливается по ставке от вырученных средств, полученных от реализации готовой продукции, товаров и услуг. С момента реализации до момента перечисления денежных средств финансовым органам хозяйственная единица использует их в хозяйственном обороте, что дает основание рассматривать такую задолженность перед бюджетом как краткосрочный источник привлеченных средств.  
Следует отметить, что согласно внесенным изменениям в Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и(йли) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации) таможенными органами Российской Федерации не взимаются.  
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.  
Что же входит в группу подакцизных товаров Состав этой группы на всей непродолжительной истории существования данного налога в Российской Федерации неоднократно менялся, но в эту группу неизменно включались и, думается, никогда из нее не будут исключены алкогольная и табачная продукция. Эти товары, учитывая их исключительный характер как с точки зрения потребления (не являются обязательными для всех потребителей и одновременно с этим необходимы исключительно для отдельных добровольных категорий потребителей), так и с фискальной точки зрения (имея достаточно низкие издержки производства и высокую акцизную ставку, представляют собой крупный источник доходов бюджета), практически во всех странах мира являются объектом обложения акцизами. Собственно, сама история мирового акцизного обложения началась именно с этих двух товаров.  
Для определения подлежащей уплате суммы акцизного налога важно знать, как определяется налоговая база по этому налогу.  
Налог с продаж и акцизный налог. В американской экономике это скрытые налоги. Они скрыты потому, что продавцы в большей или меньшей степени перекладывают их на покупателей, повышая цены на товары. Однако существуют некоторые различия в перенесении налога с продаж и акцизов. Так как налог с продаж охватывает более широкий ассортимент товаров, чем акциз, у потребителей почти нет шансов противостоять повышению цен, которое влечет за собой этот налог.  
Акцизами, напротив, облагается небольшой перечень товаров. Поэтому у потребителей больше возможностей обратиться к товарам-заменителям или альтернативным услугам. Акцизный налог на театральные билеты, который не распространяется на другие виды развлечений, довольно трудно переложить на потребителей через повышение цен. Повышение цен на театральные билеты может привести к тому, что потребители станут широко пользоваться альтернативными видами развлечений. Более высокая цена повлечет за собой такое уменьшение объема продаж, что продавец предпочтет платить акцизный налог полностью или его значительную часть, чем допустить резкое падение объема продаж. Но практически во многих случаях умеренное повышение цен не оказывает отрицательного воздействия на объем продаж. Это касается акцизов на бензин, сигареты, алкогольные напитки.  
Рассмотрим гипотетический акцизный налог с виноделов. Платят ли они этот налог сами или перекладывают его на потребителей. В случае введения акцизного налога потребители и производители делят налоговое бремя поровну производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами. Существуют два правила распределения налогового бремени в зависимости от колебаний эластичности. Первое правило чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей. Второе правило чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители. Акцизный налог на вино, увеличивая его рыночную цену, уменьшает равновесное количество производимого и потребляемого вина. Ухудшение благосостояния, связанного с недопроизводством (2,5 млн бутылок вина), указывает на потерю эффективности от налогов, или на избыточное налоговое бремя. Избыточное  
После войны 1856 г. была реформирована система обложения спирта, уничтожены откупа и введена акцизная система. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. В 1863 г. вместо подушного налога на мещан был введен налог на городское недвижимое имущество. С 1862 г. в России была введена гласность бюджета, которая означала, что росписи бюджета будут ежегодно публиковаться. После русско-турецкой войны был проведен ряд реформ в области финансов. С 1881 г. был отменен соляной налог. В 1885 г. введен налог на капитал и внесены существенные поправки в промысловое обложение введены дополнительные сборы с торговли и промышленности, т.е. использован принцип подоходное в промысловом обложении. В 1882 г. в России установлен налог с наследства.  
Полноту сбора акцизов обеспечивает обязательная маркировка ввозимых табачных изделий и алкогольных напитков (кроме пива). Для товаров, происходящих и ввозимых из стран дальнего зарубежья, используют марку акцизного сбора, а для аналогичных товаров из стран — членов СНГ — специальную марку. Марки акцизного сбора и специальные марки импортеры приобретают на акцизных та-, меженных постах при региональных таможенных управлениях, а затем передают производителю ввозимых товаров. Покупку марок и саму маркировка производят до фактического ввоза товаров на российскую таможенную территорию. В стоимость марок акцизного сбора включена цена самой марки и часть акцизного налога (авансовый платеж). Стоимость марки для табачных изделий составляет 0,075 руб. за 1 марку, для алкогольной продукции — 0,75 руб. за 1 марку.  
В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся земские налоги и сборы, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак.  
Многие современники определяли финансовую и податную политику Вышнеградского как лихорадочную погоню за наживой , обвиняя ее в том, что она служила только двум целям — абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму . Говорили, что ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму . В вину Вышнеградскому ставился государственный долг, достигший к концу 1892 г. 5874,1 млн руб., и увеличение налогового бремени для населения за счет акцизного и таможенного обложения. Однако следует отметить, что в этот период в России удалось избежать повышения действовавших прямых налогов и отсрочить введение подоходного налогообложения. Кроме того, Вышнеградскому удалось достичь активного торгового баланса, накопления золотого запаса и улучшения государственных финансов.  
В соответствии с Указом от 6 мая 1896 г. Департамент неокладных сборов (косвенных налогов) был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков). Реформирование системы акцизного надзора объяснялось усложнением задач акцизного ведомства в период перехода от взимания акцизов к казенной винной монополии. Эти мероприятия носили временный характер. Преобразование таможенной стражи в пограничную было вызвано недостаточной численностью и плохой организацией прежней стражи и увеличившейся контрабандой вследствие повышения таможенного тарифа.  
Для рассмотрения жалоб плательщиков на постановления Казенных палат были образованы на местах новые коллегиальные учреждения, выполнявшие функции административного суда, губернские (областные) по промысловому налогу присутствия, которые возглавлялись губернатором и состояли из вице-губернатора, управляющих Казенной палатой и акцизными сборами, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города и двух представителей из плательщиков промыслового налога. Особому присутствию при Департаменте торговли и мануфактур поручалось обсуждение предложений о ежегодном распределении общей на империю суммы раскладочного сбора между губерниями и областями, назначенной законодательной властью на три года.  
Раскладочный сбор являлся одним из видов дополнительного подоходного налога для предприятий, не обязанных публичной отчетностью. Общая сумма поступлений по раскладочному сбору устанавливалась в Российской империи на каждые три года в законодательном порядке. Эта сумма раскладывалась ежегодно между губерниями и областями в соответствии со степенью развития в них торговли и промышленности. Эту раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия, состоявшие при Департаменте торговли и мануфактур. В начале каждого года назначенная на губернию или область сумма раскладочного сбора распределялась общим присутствием Казенной палаты между податными участками, в которых образовывались раскладочные по промысловому налогу присутствия. Эти присутствия возглавлялись местным податным инспектором, в них также входили представитель акцизного (а иногда и горного) ведомств и шесть лиц, избиравшихся из числа плательщиков раскладочного сбора городскими думами, уездными земскими собраниями, купеческими и биржевыми обществами. В столицах и других местностях со значительно развитой торговлей и промышленностью раскладочный сбор мог распределяться не между податными участками, а между отдельными отраслями торговли и промышленности. В таком случае  
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары — они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.  
В конце XIX — начале XX в. объектами акцизного обложения были 1) свеклосахарное производство 2) крепкие напитки 3) табак 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли (см. 7.2. Соляной налог).  
Целью организации союза было создание условий для разлития крупного с.-х. произ-ва европ. плантаторов н фермеров в Кении. Этому был подчинён общий таможенный тариф, базировавшийся на принципах протекционизма по отношению к ирод, товарам, производившимся в х-вах колонизаторов. Помимо общего таможенного тарифа, восточноафр. территории имели единые валютно-финанс. систему, подоходный налог, акцизное обложение и т. д.  
Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в XIX веке. Развитие акцизного обложения привело к появлению уни-версального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. Различают индивидуальные акцизы (по отдельным видам и группам товаров) и универсальные (например, налог на добавленную стоимость). Акционерное общество — компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства i-а основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества  
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.  
Ex ise tax — акцизный налог налог на продажу или потребление определенного товара.  
Из данных табл. 1 следует, что наиболее стабильным был рост акцизных поступлений в бюджет. Колебаниям были подвержены поступления прямых налогов. По состоянию на 1 января 1997 г. по ним наблюдался провал статистического ряда. Это связано с резким обост-  

Акциз

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

спиртосодержащие средства медицинского назначения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.

отходы

  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:

  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:

  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или банковскую гарантию. Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):

  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример: Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax. — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.