Акт выездной проверки

Налоговый орган нарушил процессуальные сроки при налоговой проверке: последствия для сторон налогового спора

Нарушение сроков может быть выгодно налогоплательщику?

Между тем необходимо отметить, что нарушение налоговым органом рассматриваемых процессуальных сроков может быть даже на руку налогоплательщику, поскольку при определенных обстоятельствах это может привести к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговой задолженности.

Примером этого может служить налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018)

Фабула дела

24.07.2017 налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки;

05.09.2017 состоялось рассмотрение материалов указанной проверки, на котором присутствовал представитель Общества по доверенности, выданной от 01.09.2017, которая была подписана прежним генеральным директором, освобожденным от занимаемой должности 31.08.2017, в связи с чем налоговым органом были повторно вручен Обществу акт проверки и назначена новая дата рассмотрения материалов налоговой проверки на 14.11.2017;

20.11.2017 налоговым органом было вынесено решение по итогам указанной выездной налоговой проверки;

06.04.2018 налоговым органом было выставлено Обществу требование об уплате налога и пени;

26.04.2018 налоговым органом указанное требование было заменено уточненным требованием по причине частичного исполнения Обществом итогового решения по выездной налоговой проверке;

26.06.2018 налоговым органом было принято решение о взыскании налога, пеней в порядке статьи 46 НК РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа о взыскании, вынесенное в порядке статьи 46 НК РФ, поскольку такое решение было вынесено налоговым органом за пределами установленных налоговым законодательством сроков для осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности.

Арбитражными судами первой, апелляционной, кассационной инстанций были удовлетворены требования Общества и признано недействительным решение о взыскании.

При этом арбитражные суды, принимая судебные акты, исходили из следующих обстоятельств:

  1. если налоговым органом пропущены различные процедурные сроки на совершение тех или иных действий (например, сроки на проведение налоговой проверки, на рассмотрение акта проверки, на вынесение решения по результатам налоговой проверки, на направление требования об уплате налога), то данное обстоятельство не приводит к продлению срока на принудительное взыскание налога, пени;

  2. для целей исчисления сроков на принятие мер по бесспорному взысканию налога, пени необходимо исчислять процессуальные сроки в рассматриваемой ситуации следующим образом:

    материалы выездной налоговой проверки должны были быть рассмотрены не позднее 11.09.2017 (с учетом возможности продления такого срока — не позднее 11.10.2017),

    решение по итогам выездной налоговой проверки должно было быть принято не позднее 11.10.2017, (причем такое решение должно было вступить в законную силу не позднее 29.01.2018),

    требование об уплате налога и пеней подлежало направлению Обществу не позднее 27.02.2018,

    двухмесячный срок на принятие решения о взыскании (ст. 46 НК РФ) с учетом установленного статьей 70 НК РФ срока на получение и исполнение требования об уплате налога и пени подлежал истечению не позднее 21.05.2018;

  3. факт направления Обществу уточненного требования в порядке статьи 70 НК РФ не влечет продления установленных сроков для принудительного взыскания задолженности по налогам, пени;

  4. арбитражные суды сослались на пункт 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также на правовую позицию Конституционного Суда РФ в Определении от 20.04.2017 № 790-О, в соответствии с которыми «…несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Выводы

В настоящее время сформировалась устойчивая судебно-арбитражная практика не в пользу налогоплательщиков по вопросу нарушений налоговым органом различных процедурных сроков в ходе проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, как не влекущих безусловную отмену решений по итогам налоговым проверкам на основании пункта 14 статьи 101 НК РФ.

Несмотря на это правовым последствием нарушения налоговым органом каждого отдельно взятого процессуального срока при налоговой проверке является необходимость соразмерного уменьшения предусмотренных НК РФ сроков в отношении процедур принудительного взыскания налоговой задолженности.

При этом такое уменьшение сроков в результате может привести к существенным затруднениям или к невозможности налоговому органу в бесспорном порядке принудительно взыскать такую задолженность с налогоплательщика.

Более того, в Письме от 10.01.2019 №ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации» Федеральная налоговая служба России отметила, что затягивание и нарушение процессуальных сроков, которые не обусловлены обеспечением прав и законных интересов налогоплательщика, приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, длительности проводимых налоговых поверок, увеличению количества поступающих в налоговые органы обращений, а также несет репутационные риски ФНС России и ее территориальным органам.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают юридические услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию результатов налоговых проверок в досудебном и судебном порядках.

Как пишется «ненаправление­» или «не направление»?

Часть речи слова «ненаправление­»- имена существительные. Слово «ненаправление­» теоретически может быть написано как в слитном, так и раздельном варианте. Однако на практике, чаще встречается его слитное написание. Как правило, существительные с отрицательной частицей «не» пишутся слитно, если их употребление с частицей «не» придает слову новое противоположное смысловое значение. Часто такие слова используются в деловом, официальном или юридическом стиле, в правовых документах, где означают «отсутствие выполнения некого предписанного законом или иными нормативными актами действия».

Рассмотрим конкретные примеры слитного либо раздельного написания слова.

Примеры предложений. Ненаправление документов в вышестоящую инстанцию. Ненаправление больного на необходимые анализы, либо к более узкому специалисту.

Раздельно с частицей «не» пишется существительное, если в предложении есть противопоставление с союзом «а», или такой союз в нем подразумевается.

Раздельно пишется и в том случае, если частица «не» употребляется вместе со словами: совсем не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ничуть не, нимало не, отнюдь не и другими.

Как пишется ненаправление: слитно или раздельно?

Слово «не(?)направление» относится к тем отглагольным именам существительным, которые нередко используются в правовых или иных документах и могут, теоретически, быть написанными как в слитном, так и в раздельном вариантах.

На практике, особенно если текст действительно относится к деловой документации, девербатив «не(?)направление» чаще всего пишется в одно слово, но не всегда.

Входя в состав близких к устойчивым именных сочетаний (например, «не(?)направление информации», «не(?)направление уведомлений»), имя существительное «не(?)направление» может приобретать благодаря «не» противоположный по сравнению со словом «направление» смысл. Слитное написание в этих случаях показывает, что в предложение нет отрицания направления, но есть утверждение явления ненаправления.

Речевые ситуации с противопоставлениями («не направление, а конечная цель») или выраженными отрицаниями («далеко не направление») более редки, но именно они говорят о раздельном написании.

Примеры предложений:

«Не допускайте ненаправления больного на анализы».

«Мне дали не направление, а какую-то другую бумагу».

«Это вовсе и не направление».

Как правильно: по завершению или по завершении?

28 октября 2013, 17:29

В случае сомнений нужно задать проверочный вопрос.

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу грамотного написания окончаний в существительных с предлогом «по», употребляющимся в значении «после».

Как информирует справочно-информационный портал «Русский язык», в предлог «по» в значении «после» употребляется с существительными в форме предложного падежа.

Другими словами, в случае сомнений с выбором правильного варианта окончания, нужно руководствоваться следующим соображением: существительное, написанное с корректным окончанием, должно отвечать на вопрос «о ком, о чем?» или «где?». Если же слово употреблено в дательном падеже (кому, чему?), то вариант выбран неправильно.

Таким образом, правильно:

Предлог «по» употребляется с дательным падежом при указании на поверхность или пределы, где что-нибудь совершается: идти по обочине, поставить все по местам, ударить по руке.

28 октября 2013, 17:29
Ключевые слова: русский язык

Новости на эту же тему

Выездная налоговая проверка: когда ждать?

Налоговая проверка на вашей территории считается наиболее действенным инструментом налогового контроля. Месяц, а то и несколько месяцев, сотрудники налоговой будут изучать вашу финансово-хозяйственную деятельность «под микроскопом». Причем постучат в дверь без предупреждения. На каком основании вы попали под пристальное внимание? Почему вас внесли в перечень высоко рискованных налогоплательщиков? Можно ли с помощью современных ит-решений предугадать и предотвратить налоговую проверку? Читайте об этом в нашей статье.

Налоговые проверки уже давно не проводятся методом случайного выбора. В поле зрения ФНС компания попадает на основе серьезного анализа ее жизнедеятельности. Сегодня мы рассмотрим основные источники, из которых фискальный орган черпает информацию о налогоплательщике и критерии риска, на основании которых делается предварительный вывод о вашей налоговой благонадежности или неблагонадежности.

Особенности выездной проверки

Налоговой проверке на вашей территории, являющейся инструментом налогового контроля, посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ – ст.89 «Выездная налоговая проверка». По иронии судьбы, один из самых жестких пунктов в ней стоит под номером 13-ть: «при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком». То есть бумажной проверкой дело может и не ограничиться: проверяющие пойдут считать, осматривать, расспрашивать и т.п.

Согласно данной статье НК, выездная налоговая проверка может идти до двух месяцев. Длительность проверки может быть продлена до четырех месяцев, а в некоторых случаях и до шести месяцев. Срок, мягко говоря, внушительный. Основания для продления выездной налоговой проверки: вы – крупный налогоплательщик, у вас несколько обособленных подразделений, вы не предоставили отчетность вовремя, в ходе проверки выяснились новые обстоятельства, требующие дополнительного изучения материала, во время проверки случился пожар, наводнение или другое чрезвычайное происшествие.

Кроме того, о проверке налогоплательщику никто не обязан сообщать заранее. Чаще всего о ней узнают через врученное решения о проведении выездной налоговой проверки. Чтобы минимизировать риск появления «незваных гостей», нужно знать критерии, по которым определяют вашу «налоговую честность».

Информационное поле от А до Я

Выездная налоговая проверка проводится на основании выводов, сделанных из анализа огромного потока информации. Всю изучаемую налоговыми специалистами информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешние источники делятся на три большие группы:

  • официальные каналы информации,
  • открытые источники,
  • источники заявительного характера.

Официальными источниками информации выступают данные о налогоплательщиках, полученные в соответствии с международными договорами, российским законодательством или же данные от правоохранительных и контролирующих структур, органов власти.

Вторым неисчерпаемым каналом информации о налогоплательщике служат все открытые, еще их называют публичными, источники: от Википедии, средств массовой информации до рекламных буклетов и т.п. В зоне особого внимания последнее время социальные сети, причем как официальные аккаунты предприятий, как и страницы их руководителей и даже сотрудников.

Третьим источником информации, говоря иносказательно, являются «подсказки» от компаний или физических лиц. Это могут жалобы, письма, заявления от обиженных сотрудников, конкурентов, недоброжелателей, в общем всех тех, кому вы недоплатили, «перешли дорогу» и т.п.

К внутренним источникам относятся данные, находящиеся в непосредственном ведении ФСН. Среди них госреестры (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, данные о доходах физических лиц и т.п.

Как оценить вероятность проверки

Алгоритм отбора компаний для выездной проверки на основе внутренней и официальной информации перестал быть тайной за семью печатями. Налоговая старается сделать процесс отбора более прозрачным, давая возможность компаниям самостоятельно оценить риски выездной налоговой проверки. В помощь налогоплательщикам документ под названием «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Документ разработан на основе принятой ФСН Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Пользуясь критериями оценки, изложенными в документе, налогоплательщик может оценить налоговые риски и вероятность проведения у него выездной налоговой проверки. Анализ по этим критериям позволяет действовать и на опережение, например, при обнаружении риска выступить с разъяснениями в налоговые органы, не дожидаясь проверки.

12 критериев самостоятельной оценки риска выездной налоговой проверки:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли.
  2. В бухгалтерской или налоговой отчетности неоднократно зафиксированы убытки.
  3. Резкое повышение суммы налоговых вычетов за определенный период.
  4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов.
  5. Зарплата на одного работника ниже среднего уровня по отрасли в регионе.
  6. Балансирование на границе с предельным значением показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.
  7. Указание ИП величины расходов, приближенной к доходам за год.
  8. Ведение деятельности путем заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических причин.
  9. Непредставление налоговой запрашиваемых документов, пояснений и т.п.
  10. Кочевой образ жизни, то есть «миграция» между налоговыми органами.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности отрасли.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Искусственный интеллект поможет сработать на опережение

Как оценить все риски разом, получив точные данные и сэкономив время? Такие задачки решают современным ит-программы с искусственным интеллектом. Например, это под силу электронной системе СБИС. Ее сервис Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти вышеизложенным параметрам и оценит риск налоговой проверки. Кроме того, этот сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия и оценить финансовое положение компании в целом.

Вооружившись нужной информацией, вы посмотрите на компанию взглядом налогового специалиста, будете понимать, какие аспекты вашей деятельности могут вызвать вопросы, а значит — сможете подготовиться к проверке, а при использовании опережающих действиях, и избежать ее.

Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится электронная подпись.

Подробнее о том, как снизить риск налоговой проверки, вам готовы рассказать наши специалисты.

Не ждите неприятных сюрпризов, возьмите инициативу в свои руки!