9 ПБУ 1 2008

Содержание

Зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2008 г. N 12522

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 06.10.08 N 106н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

(в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н,
от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н,
от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
(ПБУ 1/2008)

(в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 N 22н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н,
от 27.04.2012 N 55н, от 18.12.2012 N 164н,
от 06.04.2015 N 57н, от 28.04.2017 N 69н)
I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).
(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.
(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. Абзац исключен. — Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.
(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;

содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.
(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. — Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

Бухгалтерский и налоговый учет в 2008-м году: самые важные изменения

Л.П. Фомичева, аудитор,
член Палаты налоговых консультантов РФ
© Специально для Audit-it.ru Бухгалтерский учет
Таможенные платежи
Налоговый учет
Гражданское законодательство

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

ЛИФО при списании МПЗ с 2008 г. не будет

C 01.01.2008 для целей бухгалтерского учета нельзя применять способ ЛИФО при списании материально-производственных запасов. Соответствующие изменения внесены в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Положение по ведению бухгалтерского учета по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Если организация применяла данный метод, необходимо внести изменения в учетную политику на 2008 г.

Следовательно, оценив существенные для пользователей изменения, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2007 г. следует показать, что в 2007 году организация применяла, скажем, способ ЛИФО, но по причине внесения изменения в нормативные акты по бухгалтерскому учету организация в 2008 году переходит на способ учета ФИФО.

Вступительные остатки в бухгалтерской отчетности за 2008 год должны быть пересчитаны исходя из предположения, что в 2007 году списание материалов производилось по методу ФИФО. Эти корректировки необходимы для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли путем сравнения числовых показателей отчетности за текущий и предыдущий годы оценить последствия способа ведения бухгалтерского учета.

Для целей исчисления налога на прибыль этот метод пока можно применять (п. 8 ст. 254 и пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

С 01.01.2008 запрещается платить таможенные платежи валютой

С 1 января по 31 декабря 2008 года приостановлено внесение в кассу или на счет таможенного органа таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей и денежного залога в иностранных валютах.

В 2008 году, денежные средства, внесенные в иностранной валюте можно использовать в качестве уплаты таможенных пошлин, налогов, если они были внесены на счета таможенных органов до 1 января 2007 года (Письмо ФТС от 05.12.2007 № 05-11/46089).

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Налог на имущество организаций (ст. 30 НК РФ)

1. Уточнен порядок расчета среднегодовой стоимости имущества

При расчете налога за год в расчет среднегодовой стоимости имущества будет включаться остаточная стоимость основных средств на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года ( п. 4 ст. 376 НК РФ). Изменение важно для тех налогоплательщиков, которые переоценивают основные средства. Т.к. поправки вступают в силу с 01.01.2008, то Минфин России в письмах от 06.09.2007 № 03-05-06-01/99 и от 3 октября 2007 г. № 03-05-06-01/108 сообщил, что новый порядок должен применяться при расчете налога на имущество организаций за 2008 год. За 2007 г. следует считать налог по старым правилам.

2. Налог по имуществу за рубежом можно зачесть в РФ

Суммы налога, которые были уплачены российской организацией по имуществу, расположенному в иностранном государстве, могут быть зачтены при уплате налога в России. Зачет не может превышать размер налога, который должен уплачиваться по данному имуществу в РФ (п. 1 ст. 386.1 НК РФ).

Для зачета в налоговый орган представляется: заявление и документ, подтверждающий уплату налога за рубежом, подтвержденный налоговым органом иностранного государства. Документы подаются вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за рубежом (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).

3. Уточнен порядок расчета налога по недвижимому имуществу для иностранных организаций>

Определен порядок исчисления налога на имущество по объекту недвижимости иностранной организации в ситуации, когда она владела им не весь отчетный (налоговый) период (абз. 2 п. 5 ст. 382 НК РФ). Данное правило действует и в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящихся к их деятельности в России через постоянные представительства (согласно п. 2 ст. 375 НК РФ).

4. Имущество ПИФа

В пункт 1 статьи 374 НК РФ внесено техническое уточнение о том, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации. Исключение составляет имущество, переданное в доверительное управление, по которому налог уплачивает учредитель этого управления (ст. 378 НК РФ). При этом учредитель доверительного управления не уплачивает с 01.01.2008 налог по имуществу, которое составляет паевой инвестиционный фонд.

НДС (гл. 21 НК РФ)

1. НДС все платят поквартально

1. C 01.01.2008 отчитываться и уплачивать НДС поквартально нужно будет всем налогоплательщикам, независимо от величины выручки (ст. 163 и 174 НК РФ, Закон 137-Фз от 27.07.2006).

2. Лом черных металлов облагается НДС

С 01.01.2008 НДС не облагается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ лома и отходов цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Ломом черных металлов облагается по общей ставке 18% .

3. При расчетах собственными векселями НДС к вычету можно принять сразу

Налогоплательщики, которые расплачиваются за товар собственными векселями, смогут принимать НДС к вычету в момент, когда покупка принята к учету. Такова суть поправок, внесенных в п. 2 ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 04.11.2007 № 255-ФЗ.

До 2008 г. было — если поставщику передан собственный вексель, вычет возможен только после его погашения.

Налог на прибыль организаций(гл. 25 НК РФ)

1. Амортизируется имущество стоимостью более 20 тыс. руб.

С 1 января следующего года амортизируемым имуществом будут признаваться имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Это сравняет правила бухгалтерского и налогового учета таких объектов.

Имущество стоимостью менее 20 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) при вводе в эксплуатацию в 2008 году следует учесть полностью в составе материальных расходов. Даже если оно было приобретено в 2007 г. (см. письмо Минфина России от 03.11.07 № 03-03-06/1/767).

2. Дорогие легковые автомобили и микроавтобус, по которым применяются понижающие коэффициенты амортизации

Списать стоимость дорогих машин можно теперь быстрее. Порог для применения пониженного коэффициента амортизации 0,5 вырастет в два раза. Он будет применяться к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусамс первоначальной стоимостью более 600 000 рублей и 800 000 рублей соответственно. В 2007 г. — 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей.

Новые правила будут применяться только по отношению к транспортным средствам, которые начнут амортизировать в январе 2008 года и позже. Купленные ранее амортизируются в прежнем порядке.

3. НДС по вкладу в уставный капитал – не доход

При передаче имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ (и паевых взносов в паевые фонды кооперативов) передающая сторона обязана восстановить НДС (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Принимающая же сторона вправе принять данные суммы налога (они отражаются в документах, которыми оформляется передача) к вычету, если ведет деятельность, облагаемую НДС (п. 11 ст. 171 НК РФ).

Новый пп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ уточняет, что принятые в данном случае к вычету суммы НДС получающая организация не должна учитывать в составе доходов.

4. Уплата налога через ответственное обособленное подразделение

Организации, имеющие на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, вправе не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог в бюджет субъекта РФ через одно выбранное обособленное подразделение, уведомив об этом налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Срок, в течение которого организация должна уведомить об этом налоговые органы, в НК РФ установлен не был. Теперь в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ срок указан — до 31 декабря предшествующего года.

При наличии обособленных подразделений, расположенных за рубежом, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются по месту нахождения самой организации (п. 4 ст. 311 НК РФ).

5. Взносы по договорам добровольного личного страхования на случай смерти или утраты трудоспособности работника

Увеличен с 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. предел, в котором эти взносы включаются в состав расходов, (абз. 8 п. 16 ст. 255 НК РФ). При этом данный предельный размер должен определяться не по каждому работнику, а рассчитываться как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по таким договорам, к количеству застрахованных работников.

6. Расходы по страховке признаем равномерно

С 1 января 2008 г. во всех случаях, когда страховая премия или пенсионный взнос уплачиваются в рассрочку, расходы по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, должны признаваться равномерно. Расходы по каждому платежу равномерно признаются в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

7. Резерв на оплату отпусков

В п. 4 ст. 324.1 НК РФ указано, что резерв на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений ЕСН.

Изменения определяют, как должно производиться уточнение. По итогам инвентаризации резерва на оплату отпусков организация определяет сумму рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска. Эта сумма определяется исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года:

1) если данная сумма превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения включается в состав расходов на оплату труда;

2) если «расчетная сумма» резерва будет меньшей, чем фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то превышение резерва списывается на внереализационные доходы.

Если по итогам года его суммы не хватило на выплаты отпускникам, то разницу нужно учесть в расходах на оплату труда. Если резерв не полностью использован, то остаток надо включить в состав внереализационных доходов.

8. Приобретение предприятия как имущественного комплекса

Введена новая статья ст. 268.1 НК РФ, определяющая особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятий как имущественного комплекса. В ней даны определения скидки и надбавки к цене. Ее можно учесть для целей налогообложения в следующем порядке:

  • надбавка, уплачиваемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс;
  • скидка, получаемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается доходом в том месяце, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс.

Убыток, полученный продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса, признается расходом, учитываемым в целях налогообложения в порядке, установленном ст. 283 НК РФ. При этом расходами покупателя на приобретение в составе предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав признается их стоимость, определяемая по передаточному акту.

Единый социальный налог (гл. 23 НК РФ)

1. Налог уплачивается в целых рублях

Налог и авансовые платежи по ЕСН будут перечисляться в полных рублях .Сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля ( п. 4 ст. 243 НК РФ).

Аналогичные положения были ранее предусмотрены в п. 2 Порядка заполнения Расчета авансовых платежей по ЕСН, утвержденного приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н.

2. Компенсационные выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам не облагаются ЕСН

С 1 января 2008 г. объектом обложения ЕСН по договорам гражданско-правового характера являются не все выплаты, а только вознаграждение подрядчика (абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Выплаты, направленные на компенсацию издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ), налогообложению не подлежат.

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

1. Суточные для НДФЛ нормированы

Законодатель впервые установил размер суточных, не включаемых в доход налогоплательщиков (п. 3 ст. 217 НК РФ). Будут освобождены от НДФЛ суточные в пределах следующих норм:

  • не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке внутри страны;
  • не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

2. Изменения в социальных вычетах

Введен новый социальный вычет по негосударственному пенсионному обеспечению или добровольному пенсионному страхованию ( пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). Вычет можно получить в сумме фактически уплаченных отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), или страховые компании в свою пользу и (или) в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов.

Одновременно в п. 2 ст. 213.1 НК РФ внесены уточнения, что если по взносам в НПФ физическое лицо получило социальный налоговый вычет, то при выплате фондом денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной/выкупной суммы в другой НПФ), возникает налоговая база по НДФЛ. И НПФ должен выполнить обязанности налогового агента, если только налогоплательщик не представит справку из налоговых органов о том, что социальным налоговым вычетом он не пользовался.

Кроме того, в составе вычета на лечение можно учесть страховые взносы не только по договорам добровольного личного страхования за себя, но и по договору, заключенному в пользу супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет.

3. Путевки за счет прибыли

Оплата путевок за работников (в т.ч. бывших) в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории РФ, не включается в его доход, если она была произведена за счет средств (п. 9 ст. 217 НК РФ):

  • организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

Ранее действовавшая формулировка предусматривала, чтобы оплата была произведена за счет средств работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.

4. Материальная выгода от экономии на процентах

С 1 января 2008 года на налоговых агентов возлагается обязанность определять налоговую базу в виде материальной выгоды налогоплательщика, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Они же будут обязаны удерживать и перечислять налог (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ). До указанной даты налогоплательщики в подобной ситуации обязаны определять налоговую базу и уплачивать налог самостоятельно.

Указано, что налоговый агент обязан определить налоговую базу по материальной выгоде, рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет. При расчете НДФЛ с материальной выгоды будет использоваться ставка рефинансирования, которая действует на дату получения физическим лицом дохода, т.е. на дату уплаты процентов (пп. 3 п. 1 ст.223 НК РФ). До 2008 г. во внимание принималась ставка, которая действовала на дату получения заемных средств.

Из подлежащей налогообложению материальной выгоды (ст. 212 НК РФ) исключены материальная выгода, полученная:

  • в связи с операцией с банковскими картами (не являющимися кредитными) в течение беспроцентного периода, определенного договором;
  • от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство или приобретение жилья (в случае, если налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета).

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Земельные участки на территории нескольких муниципальных образований

Установлен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований (ст. 391 НК РФ). Земельный налог в этом случае рассчитывается по каждому муниципальному образованию в отдельности. Налоговая база по каждой части земельного участка определяется как доля его кадастровой стоимости, рассчитанная пропорционально доле площади на территории муниципального образования, которую занимает земельный участок.

ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

С 1 января 2008 года отношения в области интеллектуальной собственности и средств индивидуализации будут регулироваться разделом VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» части IV Гражданского кодекса.

Вводный закон (Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ) содержит перечень из 54 нормативных актов , которые с вступлением части четвертой ГК РФ отменяются полностью или частично. Их место в большинстве случаев занимают соответствующие разделы части четвертой ГК РФ. Кроме того, ряд законов признается недействующим, а в 31 закон вносятся изменения . Так, с 1 января 2008 г. утрачивают силу Федеральные законы, устанавливающие порядок использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации:

— Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1;

— Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

— Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

— Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

— Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

— Закон РФ от 06.08.1993 № 5605-1 «О селекционных достижениях».

Что касается остальных нормативных актов, то они продолжают действовать в части, не противоречащей части четвертой ГК РФ (ст. 4 Вводного закона).

В связи с нововведениями подготовлены изменения и в бухгалтерском учете нематериальных активов. Минфин обнародовал проект ПБУ 14/2007 на своем сайте. Новый проект максимально приближен к международным правилам учета данного вида активов. Но пока обсуждать его рано, не известно, в каком окончательном варианте ПБУ выйдет.

Изменения в учётную политику с учётом последней редакции ПБУ 1/2008

Каждой организации необходимо в скором времени скорректировать свою учетную политику. Изменения 2017 года в ПБУ 1/2008 обязывают это сделать на 2018 год. Подробно анализируем, поменялось и как адаптировать свою учётную политику под новые требования указанных ПБУ.

Новая редакция

Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н утвержден один из основополагающих бухгалтерских нормативных документов – ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». На 2017 год предприятия формировали свою политику для целей бухучёта с учётом этого документа.

28 апреля 2017 года был Минфином был принят приказ № 69н. Это последняя редакция ПБУ 1/2008, которая действует с 06 августа 2017 года. В своём сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9 Министерство подробно изложило все нововведения. Однако мы рассмотрим их далее максимально понятным языком.

Также см. «Для чего нужна учетная политика организации».

Когда выбор ведения бухучета ограничен

Согласно новому пункту 5.1 ПБУ 1/2008 редакции 2017 года, у каждой компании есть право подобрать подходящий ей вариант ведения бухучета. По общему правилу реализация данного права не зависит от выбора, который делают остальные организации.

Но есть исключение. Это когда:

  1. Материнская организация принимает свои стандарты бухучета.
  2. Прописано, что дочерняя компания обязана применять их.

Таким образом, «дочка» в выборе ограничена: ей подходят только те способы ведения бухучета, которые отражены в стандартах материнской компании.

Расширен критерий рациональности

На основании п. 6 правил, учетная политика должна быть рациональной. То есть при ведении учета необходимо брать во внимание:

  • особенности ведения хозяйственной деятельности;
  • размер предприятия.

В силу последней редакции ПБУ 1/2008 от 2017 года необходимо также учитывать соотношение затрат на сбор сведений о конкретном объекте учета и ценность такой информации.

Чем руководствоваться

Рассматриваемые изменения в ПБУ 1/2008 гласят, что учёт конкретного объекта ведут так, как это определено российским стандартом бухучета (далее также – ФСБУ). И когда он предусматривает несколько вариантов, фирма может выбирать один из них с учётом общих требований – п. п. 5, 5.1 и 6 данного ПБУ.

В свою очередь, некоторые компании могут при формировании учетной политики руководствоваться российскими стандартами бухучета с учетом требований МСФО. Это фирмы, которые раскрывают составленную по правилам МСФО:

  • консолидированную финансовую отчетность;
  • неконсолидированную финансовую отчетность (когда нет группы).

То есть можно не следовать отечественному способу ведения бухучета из федерального стандарта, если это влечёт несоответствие учетной политики требованиям МСФО. Однако в этом случае необходимо по каждому проигнорированному отечественному способу бухучета (новый п. 20.1):

  1. Описать его.
  2. Раскрыть соответствующее требование МСФО.
  3. Пояснить, как это требование будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (ФСБУ).

Как разрабатывать свой способ учёта

Новая редакция ПБУ 1/2008 с изменениями 2017 года поясняет, как компания сама разрабатывает порядок ведения учёта по конкретной ситуации (новый п. 7.1). Это делают, когда российские стандарты учёта не содержат конкретного способа.

При этом нужно учитывать требования:

  • законодательства РФ о бухучете;
  • общероссийских и/или отраслевых стандартов.

Механизм таков. На основе допущений и требований пунктов 5 и 6 нового ПБУ 1/2008, надо обязательно последовательно (!) использовать следующие источники:

  1. МСФО.
  2. Правила общероссийских и/или отраслевых стандартов бухучета по схожим вопросам.
  3. Рекомендации по бухгалтерскому учету.

Если фирма по закону применяет упрощенные способы бухучета и отчётности, то при отсутствии в ФСБУ подходящих вариантов она может формировать учетную политику на 2018 год только на основе принципа рациональности (новый п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Также см. «Бухгалтерский учёт на УСН».

Когда можно отойти от правил

Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:

  • экономического положения компании;
  • финансовых итогов ее деятельности;
  • движения ее денег.

Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:

  1. Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
  2. Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
  3. Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
  4. Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):

  • названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
  • почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
  • сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
  • значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.

Понятие «несущественная информация»

Важно, что последней редакции ПБУ 1/2008 появилось понятие несущественной информации: от наличия, отсутствия или варианта отражения её в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей такой отчетности. Конечно, понятие это не абсолютное, а относительное.

На основе этого определения фирма может выбирать способ ведения учета, следуя только правилу рациональности. То есть без учёта пунктов 7 и 7.1 ПБУ.

Фирма сама относит информацию к несущественной. Исходя как из её объема, так и характера.

Учетную политику можно закрепить стандартами

На основании п. 8 ПБУ 1/2008 разработанную на предприятии учётную политику следует закрепить соответствующим документом:

  • приказами;
  • распоряжениями;
  • иными документами.

С 06.08.2017 это могут быть и внутренние стандарты.

Что раскрывать сказано не в ПБУ, а в ФСБУ

Уточнён п. 18 ПБУ 1/2008. Теперь, согласно ему, что и каком объеме нужно обязательно раскрыть в бухгалтерской отчетности относительно учетной политики по конкретным вопросам регламентируют соответствующие не ПБУ, а федеральные стандарты бухучета.

Также см. «Все ПБУ по бухучету на 2017 год: перечень».

Применение новых правил учета

Когда нормативный документ по бухучету допускает своё досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности. Так звучит новая редакция п. 23 рассматриваемого ПБУ.

Ранее необходимо было раскрыть его неприменение (когда не вступил в силу) и как его действие может сказаться на отчётности.

Также см. «Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2017 года: что изменилось».

Пояснительная записка не нужна

Согласно новой редакции пунктов 24 и 25 ПБУ 1/2008 в пояснительной записке больше не нужно указывать:

  • существенные способы ведения бухучета;
  • корректировку учетной политики (в т. ч. на год после отчётного).

Также см. «Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу 2017: образец».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Принцип непрерывности деятельности субъекта учета

Принцип непрерывности деятельности субъекта бухгалтерского учета является ключевой концепцией современной бухгалтерской теории и практики во всем мире. О том, как нормативно определяется этот принцип в ПБУ, а также как его понимание меняет восприятие отчетности рассказывает М.Л. Пятов, д.э.н., проф. (Санкт-Петербургский государственный университет).

Идея принципа непрерывности

У термина «принцип бухгалтерского учета» есть синонимы: постулаты, требования, допущения, концептуальные основы. Каждый из них передает какой-либо оттенок смысла понятия «принцип учета». Из перечисленных вариантов термин «допущение» более точно подходит к определению принципа непрерывности деятельности. Идея его состоит в том, что при формировании методологии бухгалтерского учета и составления отчетности мы не принимаем во внимание конечности существования предприятии, мы допускаем, что оно всегда (или, во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем) будет нормально функционировать, то есть не закроется и существенно не свернет свою деятельность. Это именно допущение, так как совершенно очевидно, что любое предприятие, любое юридическое лицо рано или поздно будет закрыто. Это данность, однако, мы исходим из обратного.

Нормативно этот принцип определяется следующим образом: «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности)» (п. 6 ПБУ 1/98). Сегодня этот принцип закреплен и в международных стандартах финансовой отчетности, которыми устанавливается, что «финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности» (Международные стандарты финансовой отчетности Русское издание — М.: «АСКЕРИ»,1998 г., с. 36).

И хотя в современную российскую практику этот принцип вошел как позаимствованный из международных стандартов, в основе которых лежит традиция англо-американской школы учета, истоки данного принципа в теории статического баланса Э. Шмаленбаха. Основная идея здесь в противовес статической концепции заключается в том, что, так как мы при составлении баланса не предполагаем возможности закрытия предприятия, его активы не должны переоцениваться. Однако на сегодняшний день очевидно, что оценка активов по справедливой стоимости и дисконтированная оценка обязательств не противоречат принципу непрерывности.

У этого принципа несколько более широкое значение, чем лишь утверждение об отсутствии необходимости переоценивать активы.

Анализ бухгалтерской информации

Оценка финансового результата

Прежде всего, принцип непрерывности напрямую определяет учетную концепцию финансового результата деятельности предприятия. Нельзя определить прибыль, полученную собственниками за весь период существования деятельности компании, если она будет существовать постоянно. Прибыль можно исчислить только за условно ограниченный отрезок времени — отчетный период. Отсюда принцип непрерывности тесно связан с принципом соответствия. Мы соотносим расходы и полученные благодаря ним доходы как относящиеся к конкретному отчетному периоду. Именно за этот период и исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток). Это еще раз подчеркивает высокую степень условности показателя оценки рентабельности как соотношения прибыли с итогом актива баланса. Так как временная составляющая актива шире отчетного периода, за который исчислена прибыль. Исходя из этого, актив и величина прибыли могут рассматриваться как несопоставимые величины. К одному и тому же отчетному периоду относятся декапитализированные расходы и прибыль (убыток), отраженные в отчете о прибылях и убытках, но не в балансе. Это подчеркивает противоречие метода анализа рентабельности по балансу не только принципу соответствия, но и принципу непрерывности деятельности предприятия.

Обязательства предприятия

Принятие во внимание принципа непрерывности меняет наше восприятие отраженных в отчетности обязательств предприятия. С позиций оценки платежеспособности, обязательства компании рассматриваются с чисто юридической точки зрения как суммы, причитающиеся к получению или платежу в конкретный момент времени. С точки же зрения анализа структуры источников финансирования деятельности компании и эффективности их использования, обязательства рассматриваются как предоставленный (дебиторская задолженность) и полученный (кредиторская задолженность) предприятием кредит.

Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности любого предприятия в динамике позволяет увидеть, что всегда существует определенный минимум дебиторской и кредиторской задолженности, постоянно присутствующий в балансе. С юридической точки зрения, выделение суммы постоянно имеющихся у предприятия долгов не имеет никакого смысла, т. к. с правовых позиций любая задолженность — эта сумма, которая в установленный срок должна быть выплачена организацией своему контрагенту. Однако с экономической точки зрения, наличие у предприятия постоянного минимума кредиторской задолженности означает, что оно на постоянной основе пользуется предоставляемым контрагентами кредитом.

Абсолютно аналогична ситуация с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.

Сказанное легко пояснить житейским примером. Представьте, что у Вас есть сосед по лестничной клетке, который приходит к Вам с просьбой одолжить ему 1 000 рублей «до получки». Вы даете деньги. В день получки сосед возвращает Вам долг, но в тот же день вечером вновь просит одолжить ему «до получки» 1 000 рублей. И так продолжается постоянно. В этом случае формально, сосед возвращает Вам деньги, погашая свои обязательства, но фактически на постоянной основе пользуется вашими деньгами, вашими оборотными средствами. То же самое происходит с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.

Рассматриваемые показатели можно определить как устойчивые обязательства, подразделяющиеся соответственно на устойчивые пассивы и устойчивые активы.

Устойчивые обязательства — это минимальный объем кредита, получаемого предприятием от своих контрагентов и/или предоставляемого предприятием своим контрагентам, постоянство существования которого обусловливается допущением непрерывности деятельности предприятия.

Устойчивые пассивы — это минимальный объем кредита, постоянно (исходя из допущения непрерывности деятельности предприятия) получаемого хозяйствующим субъектом от своих контрагентов. Устойчивые пассивы могут быть оценены как минимальная сумма кредиторской задолженности согласно данным бухгалтерского учета за определенный временной интервал. В этом случае:

Устойчивые активы — это минимальный объем кредита, постоянно (исходя из допущения непрерывности деятельности предприятия) предоставляемого хозяйствующим субъектом своим контрагентам. Устойчивые активы могут быть оценены как минимальная сумма дебиторской задолженности контрагентов предприятия за определенный временной интервал. В этом случае

Наличие устойчивых обязательств как элемента картины финансового положения предприятия может быть проиллюстрировано следующим образом — см. рис. 1 (Место устойчивых обязательств в картине финансового положения предприятия, представляемой в бухгалтерском балансе).

Рис. 1

Анализ значения показателей устойчивых активов и устойчивых пассивов для оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов фактически является элементом реализации теории экономического равновесия. В обязательственной трактовке равновесное состояние экономики характеризуется равенством величин полученного и предоставленного хозяйствующим субъектом кредита.

При этом устойчивые обязательства показывают постоянный объем кредита, предоставляемого хозяйствующим субъектом своим контрагентам, и кредита, получаемого от контрагентов. Равновесное экономическое состояние предприятия предполагает равенство устойчивых активов и устойчивых пассивов. Существующее в реальной экономической практике неравенство этих величин обусловливает финансовый результат от соотношения их в динамике.

Таким образом, управление обязательствами организации должно предполагать действия, направленные на минимизацию размера устойчивых активов и максимизацию величины устойчивых пассивов.

С экономической точки зрения, кредиторская задолженность — это деньги контрагентов на момент составления отчетности, вложенные в бизнес предприятия. Дебиторская задолженность — это, наоборот, средства, изъятые из оборота предприятия и используемые его контрагентами для получения прибыли. При этом если допустить, что фирма в ближайшем обозримом будущем будет нормально функционировать, то есть если исходить из принципа непрерывности, то устойчивые активы — постоянно присутствующую сумму дебиторской задолженности — следует не рассматривать как актив или приравнять к убытку, а устойчивые пассивы — постоянно существующую сумму долгов перед кредиторами — рассматривать как аналог собственных источников средств фирмы — капитала и резервов.

Такой подход делает результаты анализа финансового левериджа существенно более оптимистичными, так как объем собственных источников средств (а точнее тех источников средств, которые мы относим к таковым) значительно возрастает.

При этом подход к анализу платежеспособности компании становится более консервативным, так как устойчивые активы перестают восприниматься как обеспечение текущих долгов.

Принцип непрерывности и аудит

Принцип непрерывности деятельности предприятия является также неотъемлемой составляющей теории и практики аудита.

Составляя аудиторское заключение, аудитор должен выразить свое мнение о соответствии финансового положения предприятия требованию непрерывности деятельности, которое в данном случае означает, что предприятие в течение ближайшего финансового года будет нормально функционировать и не только не прекратит своего существования, но и существенно не сократит объемы своей деятельности.

Выражение аудитором своего мнения о соблюдении принципа непрерывности относительно реального положения дел в компании вселяет в пользователей отчетности уверенность в надежности финансового положения предприятия и возможности сотрудничества с ним на долгосрочной основе.

Итоги

Принцип непрерывности деятельности субъекта бухгалтерского учета является ключевой концепцией современной бухгалтерской теории и практики во всем мире. Более того, мнение о его выполнении лежит в основе аудиторского подтверждения бухгалтерской отчетности. Формируя подходы к оценке имущественного потенциала ведущих учет предприятий, оно формирует идею исчисления финансовых результатов их деятельности. Непрерывность деятельности является не просто бухгалтерским методологическим принципом, но идеей, определяющей восприятие деятельности компании в современной экономике как направленной на продолжение и развитие, а не заранее ограниченной определенными временными рамками.

Такое восприятие меняет наш взгляд на картину финансового положения компании, в которой дебиторская и кредиторская задолженность трактуются как предоставленный и полученный предприятием кредит, значимая часть которого предоставляется и получается на постоянной основе, что неотъемлемо присуще деятельности любого предприятия.

Концепция непрерывности, таким образом, соотносится с принципом имущественной обособленности предприятия, в соответствии с которым смена собственника не прекращает деятельность фирмы.

Учетная политика организации ПБУ 1/08 ред.от 06.10.08 (New!)

13 марта 2009

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) введено с 1 января 2009 года и заменяет старое ПБУ 1/98. Распространяется на всех юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных учреждений. При подготовке приказа о внесении изменений и дополнений по 2009 году следует обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, последствия корректировки учетной политики теперь делятся на перспективные и ретроспективные. То же относится к оценке влияния на показатели бухгалтерской отчетности нормативных актов, которые утверждены, но еще не вступили в силу. И, во-вторых, подробно раскрыты элементы учетной политики, описываемые в соответствующем приказе.

Глобальных изменений нет. Однако ряд интересных и полезных моментов — налицо.

Впервые ведено понятие «ретроспективного отражения» последствий изменений в учетной политике (предусматривает корректировку остатка по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Существенно расширен перечень информации, которая должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности. Например, придется раскрывать факты неприменения не вступивших в силу положений и оценивать их возможное влияние на показатели отчетности.

Формировать учетную политику организации теперь может не только главный бухгалтер, но и любое другое лицо, на которое возложено ведение бухучета. А филиалам и представительствам иностранных организаций на территории России разрешено вести учет по правилам иностранного государства, если они не противоречат МСФО либо ПБУ 1/2008. Выбор должен быть закреплен в учетной политике.

Предусмотрено утверждение в учетной политике всех форм первичных учетных документов, которые применяет компания. Ранее в приказе перечислялись лишь самостоятельные разработки. Обращаем внимание, что использование в «первички» неунифицированных форм без издания соответствующих внутренних организационно-распорядительных документов может привести к неблагоприятным последствиям для фирмы. В частности, без соблюдения данной процедуры не удастся доказать факт принятия к учету и оприходования материалов по неунифицированным накладным (см. постановление ФАС СЗО от 6 марта 2006 г. по делу № А13-6672/2005-19).

Если применяемые фирмой способы отражения операций не прописаны в ПБУ, она имеет право разработать свой способ. Опираться при этом можно на другие Положения и нормы МСФО.

Вообще к составлению учетной политики и ее своевременному принятию следует относиться очень ответственно. Хотя бы потому, что в случае возникновения спорных ситуациq она помогает налогоплательщику отстоять свои позиции. Примером служат постановления ФАС СЗО от 26 февраля 2007 г. по делу № А05-7683/2006-9 и от 20 июня 2006 г. по делу № А56-41550/2005. В обоих случаях организации воспользовались пунктом 8 ПБУ 1/98 и утвердили порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения.

Если же учетная политика составлена не в полном объеме или нарушен порядок ее утверждения, суды встают на сторону налоговой инспекции (см. постановления ФАС СЗО от 27 августа 2007 г. по делу № А56-6351/04 и от 29 июля 2004 г. по делу № А56-49391/03).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г. N 12522

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 октября 2008 г. N 106н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету “Изменения оценочных значений” (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; “Российская газета”, N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации –

Министр финансов

Российской Федерации

А.Л.КУДРИН

Приложение N 1

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 06.10.2008 N 106н

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ “УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ”

(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее – организации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики – на все организации;

в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

– причину изменения учетной политики;

– содержание изменения учетной политики;

– порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

– сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.