21 счет в бухгалтерии

Как учитывать полуфабрикаты собственного производства

Разбиение производственного цикла на несколько этапов приводит к необходимости введения в бухгалтерский учет отдельного сегмента – отражение движения полуфабрикатов, изготавливаемых собственными силами. Для этого необходимо определять себестоимость промежуточной продукции.

Понятие полуфабрикатов собственного производства в бухучете

Продукция собственного изготовления признается в качестве полуфабриката, если она не обладает характеристиками готовых товаров и необходима для реализации последующих технологических циклов. Полуфабрикаты характеризуются тем, что требуют обязательной доработки и не могут использоваться как самостоятельный актив.

ДЛЯ ПРИМЕРА! Полуфабрикатом является клей и сырые виды резины, которые используются в резиновой промышленности, разные типы пряжи в текстильных компаниях, вино- и сокоматериалы, детали для детских игрушек.

Для целей бухгалтерского учета полуфабрикатная продукция определяется в качестве изделий, прошедших полный цикл производства, при отсутствии характеристик абсолютной готовности. Полуфабрикаты предполагается использовать как составляющую деталь на следующих этапах основного технологического цикла или комплектующий элемент готовых к реализации товаров. Экономическая суть изготовления полуфабрикатов сводится к их отождествлению с незавершенным производством.

Бухгалтерский и налоговый учет

Отражение полуфабрикатов в учете может быть организовано двумя способами:

  • обособленно от другой продукции;
  • как составляющая стоимости незавершенного производства.

В первом случае необходимо использоваться счет 21, который является активным. На нем происходит накопление стоимости всех изготовленных полуфабрикатов на предприятии.
При применении второго метода в учете задействуется 20 счет. На выбор способа отражения влияет закрепленный учетной политикой метод учета расходных операций.

Если требуется доставка полуфабрикатов, деньги, потраченные на транспортировку, должны быть показаны в составе себестоимости. Количественный учет организовывается по местам хранения. Обязанность по его ведению закрепляется за материально ответственными лицами. Если производственный цикл не предполагает осуществление промежуточной передачи полуфабрикатов на склады, учет ведется персоналом производственных подразделений.

При попередельном способе в материалоемких производствах может применяться:

  1. Бесполуфабрикатная схема, которая предполагает учет сумм понесенных затрат в разбивке на переделы. Для полуфабрикатов не применяется система стоимостной оценки, они вносятся в учетные данные только по количественным показателям. Необходимости производить калькуляцию себестоимости нет.
  2. Полуфабрикатная схема фиксирует в учете количественный объем производимой продукции промежуточного назначения и стоимостную оценку каждого изделия. Расчет себестоимости является обязательным элементом. Методика отличается высоким уровнем трудозатрат, но позволяет осуществлять эффективный мониторинг сохранности полуфабрикатов и оценивать уровень рентабельности производства этого типа продукции своими силами.

Оценка полуфабрикатных изделий осуществляется по общим правилам одним из методов:

  • по размеру стоимости сырьевых и материальных ресурсов;
  • по объему прямых затрат, которые были понесены компанией в процессе изготовления полуфабриката;
  • по фактически сформированной себестоимости (актуально для небольшой производственной мощности и малого перечня полуфабрикатной продукции);
  • по нормативному показателю себестоимости (применяется предприятиями, занимающимися массовым производством полуфабрикатов).

Во втором случае в составе прямых расходов будут отражены траты на закупку материальных ценностей для производства, амортизационные отчисления по оборудованию, задействованному в технологическом цикле, и суммы начисленных заработных плат персоналу со страховыми взносами. Полный перечень расходов, которые организация может отнести к прямым, должен быть зафиксирован внутренними актами.

Особенности бесполуфабрикатного метода учета

Изготавливаемые продукты промежуточных производственных звеньев не выделяются как отдельный элемент стоимостного учета. Передача их в дальнейшую технологическую обработку отражается в документации только в натуральных показателях. Затратные операции подлежат отражению в составе оборотов по 20 счету. Расходы, которые имеют непосредственное отношение к осуществляемому производственному процессу, показываются в дебетовых оборотах.

Общепроизводственные траты должны быть зафиксированы на 25 счете в дебете. На следующем этапе накопленные расходы переносятся с кредита 25 счета в дебет 20 на основное производство. Общехозяйственные типы затрат могут быть отнесены к основному производству, если их не вносят сразу в себестоимость и не списывают на счет продаж.

Когда готовая продукция на основе полуфабрикатов будет получена, с 20 счета необходимо провести списание ее стоимости на 40 или 43 счета. Сальдо по 20 счету свидетельствует о наличии незавершенного производства.

К СВЕДЕНИЮ! Бесполуфабрикатный способ отражения технологических этапов привлекает минимальными трудозатратами. Недостатком является невозможность обеспечить полноценный контроль движения полуфабрикатов и отсутствие базы для определения рентабельности их изготовления.

Схема полуфабрикатного учета

Для полуфабрикатного варианта все полуфабрикаты должны иметь в учетных данных стоимостную оценку. В бухгалтерской документации они проводятся и в натуральных, и в денежных измерителях. Такая детализация необходима для включения стоимости полуфабрикатных элементов в состав себестоимости. Учет ведется обособлено, для этого выделяется отдельный счет.

Основные моменты налогового учета

При методе начисления на общей системе налогообложения объем косвенных затрат на производство полуфабрикатной продукции надо списать в том периоде, к которому он фактически относится. Прямой тип затрат должен быть распределен. Если на отчетную дату остались остатки по стоимости полуфабрикатов, которые не были переданы в технологическую обработку, их признают незавершенным производством.

ЗАПОМНИТЕ! Если изготовленные полуфабрикаты были проданы сторонним организациям, выручка подлежит обложению НДС.

При продаже полуфабрикатов при применении УСН доход от реализации будет влиять на величину налога. Признавать доход надо в периоде оплаты реализованной продукции. При ЕНВД продажа полуфабрикатов на размер уплачиваемых налогов не оказывает влияния.

Бухгалтерский счет и типовые корреспонденции

Для обособленного отражения в учете данных по производимым полуфабрикатам используется активный счет 21. Использование этого синтетического счета должно быть зафиксировано в учетной политике. Если такой ссылки во внутренней документации нет, то учет необходимо организовать на 20 счете.

По дебету 21 счета происходит оприходование полуфабрикатных изделий. Кредитовые обороты свидетельствуют о списании для дальнейшего направления в основное производство, комплектование готовой продукции или для продажи в качестве отдельного товара.

Оприходование и списание в цеха изготовленных своими силами полуфабрикатов осуществляется при помощи требования-накладной. На основании этого документа формируется запись Д21 – К20. В момент передачи полуфабрикатных изделий в производственные цеха продукция списывается со склада проводкой Д20 – К21.

При продаже полуфабрикатной продукции третьим лицам изделия приобретают свойства готовых товаров. Операции по реализации показываются корреспонденциями:

  • Д62 – К90.1 – запись признания выручки;
  • Д90.3 – К68 – отражен размер НДС с вырученных средств;
  • Д90.2 – К21 – показана себестоимость полуфабрикатов, реализованных сторонним организациям.

При отражении расчетов внутри предприятия за предоставляемые полуфабрикаты применяется 79 счет. С участием 21 счета могут быть составлены такие проводки:

  • Д21 – К91 – при наличии излишков по результатам инвентаризационных мероприятий, которые необходимо оприходовать;
  • Д28 – К21 — при использовании полуфабрикатов для исправления выявленного брака;
  • Д76 – К21 – списание потерь, полученных в размере стоимости полуфабрикатов в результате стихийного бедствия (при условии, что на этот случай ранее был заключен договор страхования);
  • Д91 – К21 – при передаче полуфабрикатов без оплаты;
  • Д94 – К21 – при обнаружении недостач;
  • Д99 – К21 – часть изготовленных полуфабрикатов была утрачена в результате стихийного бедствия.

Аналитика в учете должна вестись в разрезе наименований, видов, размеров полуфабрикатных изделий.

Учет основных средств стоимостью до 3 000 рублей (счет 21)

Учет на счете 21 в «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с учета в момент ввода в эксплуатацию (далее — ОС в оперативном учете), ведется на забалансовом счете 21. К счету 21 открыты субсчета, соответствующие аналитическим счетам счета 101 «Основные средства», на которых объекты ОС учитывались до их списания с учета.

Приказом № 152н уточнено, что основные средства, являющиеся объектами недвижимости, независимо от стоимости отражаются на балансовых счетах. Напомним, что согласно статье 130 ГК РФ объектами недвижимости являются:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Поэтому к счету 21 открыты следующие субсчета:
21.04 «Машины и оборудование»;
21.05 «Транспортные средства»;
21.06 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
21.09 «Прочие основные средства».

По счету 21 ведется аналитический учет по номенклатурным группам (по субконто1 «Основные средства»), по материально ответственным лицам и подразделениям (по субконто2 «Центры материальной ответственности»), по видам деятельности (КВД) в количественном и суммовом измерении.

Следует отметить, что в программе учет объектов ОС в оперативном учете предусмотрен по фактической стоимости каждой единицы.

При работе в программе поступление основных средств на счет 21 регистрируется документами по вводу объектов ОС в эксплуатацию: Принятие к учету ОС и НМА, Внутреннее перемещение ОС, Безвозмездное поступление ОС, Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102) с видом операции Оприходование ОС по результатам инвентаризации. Таким образом, объекты ОС принимаются к учету на счет 21 по балансовой стоимости, а не в условной оценке.

В «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8» ведется инвентарный учет основных средств, предусмотрен также групповой учет объектов ОС стоимостью до 3 000 руб. включительно. При групповом учете объекты ОС принимаются к учету по стоимости партии. Таким образом, на счете 21 учет ведется по фактической стоимости каждой единицы.

Для оформления и регистрации движения ОС в оперативном учете применяются следующие документы.

Ввод остатков ОС в оперативном учете — предназначен для ввода входящих остатков по счету 21 в начале работы с программой «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8».

Внутреннее перемещение ОС в оперативном учете — предназначен для оформления операций внутреннего перемещения ОС, списанных с балансового учета при вводе в эксплуатацию. Из документа можно распечатать Накладную на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) или Требование-накладную М-11 (ф. 0315006).

Списание ОС в оперативном учете — предназначен для оформления операций списания объектов ОС со счета 21 в связи с непригодностью для дальнейшего использования и по другим основаниям. Поскольку причиной списания объекта может быть порча, недостача, потери, хищение, ликвидация, реализация, передача, к документу предусмотрено формирование нескольких печатных форм:
— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
— Акт о приеме-передаче ОС-1б (ф. 0306031);
— Акт о списании групп объектов основных средств ОС-4б (ф. 0306033);
— Требование-накладная М-11 (ф. 0315006);
— Накладная М-15.

Работа с документами ведется в журнале Журнал документов ОС в оперативном учете (меню ОС, НМА, НПА — Основные средства в оперативном учете). В журнале по кнопке Открыть отчет можно сформировать отчет Оборотная ведомость по ОС в оперативном учете. Также предусмотрено формирование Карточек количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (меню Бюджетный учет — Регламентированные регистры бюджетного учета). По счету 21 можно формировать любые стандартные отчеты.

Для оформления данных инвентаризации по форме № 0504087 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов», а также для регистрации результатов инвентаризации применяется документ Инвентаризация ОС в оперативном учете (меню ОС, НМА, НПА — Инвентаризация). При выявлении недостач на основании документа Инвентаризация ОС в оперативном учете вводится документ Списание ОС в оперативном учете. При наличии излишков на основании документа вводится документ Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102).

Для оформления и регистрации результатов инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в объектах ОС, учитываемых на счете 21, применяется документ Инвентаризация драгметаллов.

Работа с документами Инвентаризация ОС в оперативном учете и Инвентаризация драгметаллов ведется в Журнале инвентаризации (меню ОС, НМА, НПА — Инвентаризация).

Следует отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за движением основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с балансового учета при передаче в эксплуатацию, ранее в программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» был организован их оперативный учет в регистре накопления ОС в оперативном учете.

Для переноса остатков из регистра накопления ОС в оперативном учете на счет 21 при переходе на учет в соответствии с приказом № 152н предусмотрен документ Перенос ОС в оперативном учете (можно открыть из Журнала документов ОС в оперативном учете).

Счет 21 в бухгалтерском учете

Актуально на: 20 октября 2017 г.

Когда производственный процесс на предприятии предусматривает ряд стадий или изготавливаемая продукция проходит несколько цехов, образуются полуфабрикаты. Полуфабрикаты собственного производства – это полуфабрикаты, полученные в производственных цехах или на отдельных переделах, еще не прошедшие всех установленных технологическим процессом стадий производства и подлежащие в силу этого доработке в последующих производственных единицах (цехах или переделах предприятия) или укомплектованию в изделия (Приказ Минсельхоза от 13.06.2001 № 654). Примерами полуфабрикатов собственного производства могут быть:

  • чугун передельный в черной металлургии;
  • сырая резина и клей в резиновой промышленности;
  • пряжа и суровье в текстильной промышленности;
  • виноматериалы и сокоматериалы в виноделии и при производстве соков.

Организация может не вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства. В этом случае они отражаются в составе незавершенного производства на счете 20 «Основное производство» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). В иных случаях для учета полуфабрикатов Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрено использование активного счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Учет на счете 21

Расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов, обычно отражаются по фактической себестоимости так:

Дебет счета 21 – Кредит счета 20

Стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку, отражается следующим образом:

Дебет счета 20 – Кредит счета 21

Конечно, полуфабрикаты могут быть переданы и на иные нужды. К примеру, на общепроизводственные или общехозяйственные цели. Так, если полуфабрикаты списаны в качестве косвенных общецеховых расходов или использованы для ремонта здания заводоуправления, это будет отражено так:

Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» — Кредит счета 21

В том случае, когда полуфабрикаты собственного производства продаются на сторону, в учете отражается стандартные проводки по реализации, которые предусматривают, в первую очередь, отражение выручки от продажи, а также списание себестоимости проданных полуфабрикатов:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — Кредит счета 90 «Продажи»

Дебет счета 90 – Кредит счета 21

Аналитический учет на счете 21 ведется по отдельным наименованиям полуфабрикатов (видам, сортам, размерам и т.д.) и местам их хранения (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В бухгалтерском балансе дебетовое сальдо счета 21, как и стоимость НЗП, включается в показатель строки 1210 «Запасы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие изготовленные организацией (при полном цикле производства) полуфабрикаты: чугун передельный в черной металлургии; сырая резина и клей в резиновой промышленности; серная кислота на азотно-туковых комбинатах химической промышленности; пряжа и суровье в текстильной промышленности и т.д.

В организациях, не ведущих обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, т.е. на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», как правило, в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.

По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» и др.) и проданных другим организациям и лицам (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»).

Аналитический учет по счету 21 «Полуфабрикаты собственного производства» ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» корреспондирует со счетами:

по дебету по кредиту
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
40 Выпуск продукции (работ, услуг)
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
91 Прочие доходы и расходы
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
45 Товары отгруженные
76 Касчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
99 Прибыли и убытки

Энциклопедия решений. Счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (для госсектора)

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт