2017 виды правонарушений

Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

Невыполнение обязанности уплаты налогов и сборов носит название налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения

Понятие о том, что такое налоговые правонарушения, дает ст. 106 НК РФ. В понимании этой нормы права, это противоправные действия в сфере налогового законодательства (или бездействия), совершенные налогоплательщиком, за которые налоговое законодательство предусматривает ответственность.

Привлечена к ответственности в порядке ст. 16 НК РФ может быть, как компания, так и физическое лицо. Для физлиц предусмотрена административная ответственность за нарушение налогового законодательства, которая наступает с 16 лет.

Мерой ответственности, которую предусматривает за совершение налогового правонарушения ст. 114 НК РФ является налоговая санкция. Взыскать налоговые санкции с плательщиков налогов может только суд. Устанавливаются они в форме денежных взысканий (штрафных санкций), размер которых устанавливает гл. 16 НК РФ.

За совершение налогового правонарушения привлечь к ответственности налогоплательщика можно на протяжении 3 лет. По истечении срока давности ответственность наступать не может.

Согласно положениям статьи 108 НК РФ закон запрещает дважды привлекать к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Существует ряд оснований, при наличии которых действие лица может иметь квалификацию налогового правонарушения, за которое предусмотрена ответственность. Основания должны иметь место в совокупности. К ним относятся:

  • Нормативные основания. Ответственность за совершение того либо иного правонарушения должна быть закреплена законодательно;
  • Процессуальные основания. Должен существовать акт уполномоченного органа, которым наложено определенное взыскание за совершение правонарушения;
  • Фактические основания. Лицо должно фактически совершить определенные действия, нарушающие законодательство.

Виды нарушений законодательства о налогах и сборах

Виды налоговых правонарушений устанавливают статьи 75, 116, 135 НК РФ. Этими же статьями предусмотрена ответственность по каждому виду правонарушения.

Налоговое законодательство в настоящее время устанавливает следующие виды налоговых правонарушений и санкций за их совершение:

1. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет. Для осуществления контроля за совершением данного правонарушения ст. 91 НК РФ наделяет налоговые органы правом беспрепятственного доступа на территории, принадлежащие налогоплательщику. Санкция – 5000 рублей;

2. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет более чем на 90 дней. Санкция- 10000 рублей;

3. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществившими постановку налоговый учет. Санкция – 10 % от всех доходов, которые были получены за этот период, но не менее 20 000 рублей;

4. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществлявшими постановку налоговый учет более чем 90 дней. Санкция – 20 % от всех доходов, которые были получены за этот период;

5. Не сообщение налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии (закрытии) банковских счетов. Санкция – 5000 рублей;

6. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС. Санкция – 5% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц. Сумма штрафа не может превышать 30% от общей суммы налога и быть меньше 100 рублей;

7. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС более чем 180 дней. Санкция – 30% от суммы недоплаченного налога и 10% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц начиная со 181 дня;

8. Недоплата налогов, возникшая в результате неправильного их исчисления. Санкция – 20% от суммы недоплаченного налога;

9. Умышленная неуплата налогов. Санкция – 40% от суммы недоплаченного налога;

10. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета за один налоговый период. Санкция – 5000 рублей;

11. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета на протяжении более одного налогового периода. Санкция – 15000 рублей;

12. Если нарушения правил учета привели к занижению налоговой базы. Санкция – 10% от суммы недоплаченного налога, но не меньше 15 000 рублей;

13. Препятствование органам ФНС в ходе налоговой проверки в доступе на территорию налогоплательщика. Санкция – 5000 рублей;

14. Непредставление в органы ФНС документов, подача которых предусмотрена законом. Санкция – 50 рублей за каждый документ;

15. Нарушение порядка пользования арестованным имуществом. Санкция – 10000 рублей.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст.ст. 116-127 НК РФ. Для ее наступления необходимо соблюдение следующих условий в совокупности:

  • противоправное поведение лица;
  • наличие вреда;
  • наличие причинно-следственной связи между поведением лица и возникновением ущерба;
  • наличие вины лица, нарушившего установленные законом правила.

Понятие производства по делам о нарушениях налогового законодательства

Привлечь нарушителя налогового законодательства к ответственности возможно в ходе проведения специальной процедуры, которая носит название производство.

Производство по делам о совершении налогового правонарушения представляет собой процессуальную форму деятельности контролирующих и правоохранительных органов, которая направлена на выявление, пресечение и расследование нарушений налогового законодательства, с целью привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения вреда, причиненного их действиями государству.

Целями, которые преследует производство по делам о совершении налогового правонарушения, являются следующие:

  • охрана государственных интересов;
  • выяснение обстоятельств совершения налогового нарушения;
  • подробное рассмотрение всех обстоятельств дела;
  • выяснение причин, побудивших к совершению нарушения;
  • привлечение к ответственности лиц, которые виновны;
  • обеспечение сохранения законности в налоговой сфере;
  • предупреждение правонарушений и воспитание уважительного и сознательного отношения к уплате налогов.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении

В научной среде производство по делам о совершении налогового правонарушения принято разбивать на стадии. Стадия представляет собой процессуальную последовательность определенных действий, объединенных одной целью. Законодательно установлены такие стадии налогового производства:

1. Возбуждение дела (производства по делу).

2. Рассмотрение всех обстоятельств дела по факту выявленного нарушения налогового законодательства.

3. Пересмотр решения, которое вынесено.

4. Исполнение решения, предписывающего применить к лицу, совершившему налоговые правонарушения, меры ответственности.

Возбуждается производство после выявления фактов совершения налоговых правонарушений и вынесения соответствующего определения.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ основаниями для возбуждения производства являются результаты выездной проверки.

В акте проверки должны быть указаны факты, имеющие документальное подтверждение, выявленные в ходе ее проведения, за которые законом предусмотрена ответственность.

Нарушения законодательства о налогах и сборах

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• содержание, признаки и виды нарушений законодательства о налогах и сборах, процедуру и применение санкций к нарушителям законодательства о налогах и сборах;

уметь

  • • уважать честь и достоинство личности;
  • • соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • • выявлять, предупреждать и пресекать нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • • правильно составлять и оформлять юридические документы;

владеть навыками

  • • работы с законодательством о налог ах и сборах;
  • • сбора и обработки информации в области нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • • квалификации и разграничения различных видов правонарушений.

Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

Известно, что любые правонарушения причиняют вред тем или иным охраняемым общественным отношениям. В интересующей нас связи отдельные авторы в своих работах обращают внимание на значительный вред такого явления, как нарушение законодательства о налогах и сборах, с позиций обеспечения налоговой безопасности государства. Налоговая безопасность, по мнению И. И. Кучерова, определяется как некое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении нее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства.

Действующее законодательство не предусматривает общего легального понятия «нарушения законодательства о налогах и сборах». Тем не менее обнаруживается большое число научных работ, посвященных изучению этого правового феномена, с позиций науки финансового (налогового), административного и уголовного права. Используя общеправовой подход к определению понятия правонарушение, позволим дать следующее определение. Нарушение законодательства о налогах и сборах – есть неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей, за которые установлена юридическая ответственность.

Из этого общего определения следует, что нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется наличием совокупности признаков:

  • – противоправное и виновное действие;
  • – направлено на нарушение налогово-правовых норм;
  • – за его совершение предусмотрена ответственность налоговым, административным и уголовным законодательством.

В ст. 106 НК РФ закреплено определение понятия «налоговое правонарушение», а также осуществлено разграничение понятий «налоговое правонарушение» и «нарушения законодательства о налогах и сборах». Статья 10 НК РФ, предусматривая различные порядки производств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, упоминает о «нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления», причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством.

Таким образом, среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяются:

  • 1) налоговые правонарушения (гл. 16 и 18 НК РФ);
  • 2) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки) (ст. 15.3–15.9 КоАП РФ);
  • 3) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления) (ст. 198-199.2 УК РФ).

В юридической литературе отмечается, что в совокупности все виды нарушений законодательства о налогах и сборах образуют понятие «налоговая деликтность». При этом последняя понимается, как совокупность всех деяний, запрещенных действующим законодательством о налогах и сборах, совершаемых в государстве, отдельном регионе, городе, за определенный отрезок времени.

Для разграничения видов рассматриваемых нарушений (налоговых правонарушений, административных поступков в сфере налогов и сборов и преступлений в сфере налогов и сборов) и разрешения вопроса о наличии или отсутствии в поведении конкретного субъекта соответствующих признаков используется конструкция состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности. Состав правонарушения включает объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушения.

Общим объектом посягательства рассматриваемого круга правонарушений являются публичные интересы всех членов общества, обеспеченные конституционно-правовой обязанностью каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Объективная сторона – противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое установлена ответственность, а также юридически нежелательные последствия, возникшие в результате такого деяния и нанесения вреда публичному правопорядку в сфере налогообложения, и юридически значимая причинная связь между деянием и последствием. Налоговые преступления в отличие от налоговых правонарушений и административных проступков характеризуются повышенной степенью общественной опасности. В составе налогового преступления это проявляется путем указания на совершение деяния в крупном размере или особо крупном размере.

Субъект – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение. Субъектами налоговых правонарушений могут быть как физические лица, так и организации, субъектами же административных проступков в области налогов и сборов могут быть только должностные лица (специальный субъект), а субъектами преступления – только физические лица.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Различен подход к определению вины в совершении налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления. Так, совершение лицом деяния во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения исключает преступность деяния (ст. 42 УК РФ). В то же время это обстоятельство не исключает наличие состава налогового правонарушения или административного проступка. Различны обстоятельства, признаваемые в качестве смягчающих (отягчающих) ответственность за совершение налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления (ст. 112 НК РФ, ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, ст. 61, 62 УК РФ).

На этом основывается разграничение налоговых правонарушений, нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений и налоговых преступлений.

Итак, конкретные виды налоговых правонарушений прописаны в гл. 16 и 18 НК РФ. Первая из них устанавливает виды нарушений налогоплательщиков, налоговых агентов, а также лиц, содействующих осуществлению налогового контроля (свидетели, эксперты и др.), вторая же предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей банками.

По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

  • – нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст. 116, 118 НК РФ);
  • – нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119, 120 НК РФ);
  • – нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст. 125, 126, 128-129.2 НК РФ).

Банки в налоговых правоотношениях играют двоякую роль: с одной стороны, они выступают в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), с другой – выполняют ряд публично-правовых функций (открытие и ведение счетов налогоплательщиков, проведение расчетов). Неисполнение банками обязанностей, возложенных на них актами законодательства о налогах и сборах, является одной из разновидностей налоговых правонарушений.

Все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить па четыре группы:

  • – нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);
  • – нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков (статьи 133–135 НК РФ);
  • – нарушения банками обязанностей по предоставлению сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (ст. 135.1 НК РФ);
  • – нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2 НК РФ).

Административные правонарушения в области налогов и сборов сведены в гл. 15 КоАП РФ. Эти правонарушения могут быть условно разделены на следующие группы:

  • 1) административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К данной группе следует отнести следующие составы:
    • – нарушение срока постановки па учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
    • – нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
    • – нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);
    • – непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);
    • – грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);
  • 2) административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

К данной группе следует отнести следующие составы:

  • – нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
  • – нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ);
  • – нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ);
  • – неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ).

Следует отметить, что аналогичные составы налоговых правонарушений объединены законодателем в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Выделение и рассмотрение указанной группы правонарушений в составе административных правонарушений в области налогов и сборов, тем не менее, является целесообразным ввиду особого субъектного состава указанной группы, а именно должностных лиц банков, не исполняющих либо исполняющих ненадлежащим образом обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

К налоговым преступлениям относятся следующие деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

  • – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
  • – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
  • – неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
  • – сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Более подробно составы указанных выше нарушений законодательства о налогах и сборах будут рассмотрены в последующем изложении.

  • Кучеров И. И. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговая безопасность государства // Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. Л. Крохина. М.: Норма, 2003. С. 334-318.
  • См.: Кинсбурская В. А. Налоговая и финансовая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий // Право и экономика. 2010. № 6; Зрелое А. П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов (научно-практический комментарий к статье 28.7 КоАП РФ) // СПС КонсультантПлюс. 2004; Александров А. Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК) // Уголовное право. 2010. № 2.
  • Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
  • Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: монография. М.: ВГНА, 2009.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была впервые введена в 1992 г., когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения».

Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Она характеризуется следующими юридическими особенностями:

  • субъектами являются только физические лица;
  • осуществляется только в судебном порядке;
  • применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения;
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.

Признаки налогового представления представлены на рисунке.

Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую — налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно — создают угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет, является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных).

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в Конституции РФ и ст. 3 УК принципа законности. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК РФ предусмотрена ответственность:

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб. А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.

Пример 1. В ходе налоговой проверки за 2006—2008 гг. выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2008 г. недоплатило в бюджет 744 тыс. руб. Всего за период общество должно было заплатить 6,2 млн. руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 тыс. руб. и составила 12% причитающихся с общества налогов (7 440 000 руб. / / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1,5 млн. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2006 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2007 г. — 150 тыс. руб., в 2008 г. — 180 тыс. руб., в 2009 г. — 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело следователь не мог, так как сумма недоимки за три года подряд (с 2006 по 2008 г. или с 2007 по 2009 г.) была меньше 500 тыс. руб.

В НК РФ и УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений. Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе.

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций (так сказано в ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10—15% случаев, и лишь в 3—5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывал все необходимые документы), тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции уголовные дела по уклонению от уплаты налогов и сборов сейчас расследует структурное подразделение МВД — Главное управление по налоговым преступлениям (а на местах — управления и отделы). Сведения о налоговых преступлениях могут поступать к следователю из разных источников, например от других государственных органов (налоговой инспекции, таможенных органов, службы финансового мониторинга и т.п.), даже из средств массовой информации (когда организация постоянно размещает рекламу, а в налоговую инспекцию сдает «нулевые» балансы). Но чаще всего сведения о возможном наличии состава преступления поступают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что налоговые органы обязаны направлять материалы своих проверок в МВД, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 тыс. руб.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания). Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств. При этом Верховный Суд РФ считает, что если обвиняемые не использовали деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, в личных целях, то погашать недоимку нужно из средств организации.

Пример 3. Останкинский районный суд (г. Москва) осудил директора и главного бухгалтера ЗАО «Тарос корпорейшен» за уклонение фирмы от уплаты налогов и обязал осужденных недоимку погасить.

Верховный Суд РФ отменил решение районного суда в части взыскания с осужденных неуплаченных налогов, так как обязанность платить налоги лежит на организации, а не на ее сотрудниках. Кроме того, осужденные использовали неуплаченные деньги на нужды фирмы (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2001 г.).

Следует заметить, что представленные признаки налогового преступления в полной мере могут быть отнесены и к налоговым правонарушениям. Только характеристика их в последнем случае раскрывается через соответствующие нормы налогового и административного законодательства.

НК РФ Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020)

  • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. — Утратила силу
  • Статья 118. Утратила силу
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
  • Статья 121. Исключена
  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • Статья 124. Утратила силу
  • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Статья 127. Исключена
  • Статья 128. Ответственность свидетеля
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
  • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
  • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
  • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
  • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
  • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
  • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний
  • Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Статья 129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
  • Статья 129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями

Открыть полный текст документа

Специальные налоговые правонарушения

Ко второй группе правонарушений относится особо очерченный законодательством круг нарушений налогового законодательства, совершаемых кредитными организациями, или, как именует их Налоговый кодекс, банками.

Частью первой Налогового кодекса РФ эти налоговые правонарушения выделены в самостоятельную группу и заключены в главе 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Вместе с тем такое решение разработчиков Налогового кодекса было продиктовано не только удобствами этого способа объединения норм с точки зрения юридической техники, а важным значением банков и иных кредитных организаций в налоговых правоотношениях.

Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не столько единство субъекта этих нарушений (то, что нарушителями выступают банки), сколько направленность этих правонарушений.

Правонарушения указанной группы направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как уже упоминалось выше, основной макроэкономической ролью банков (и в целом банковской системы) в национальном и мировом хозяйстве является выполнение функций финансового посредничества между участниками хозяйственного оборота. Одномоментно с этим указанные хозяйствующие субъекты (организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели), как и сами банки, являются налогоплательщиками. Специфика общеэкономического статуса банков и их положения в системе национального хозяйства проявляется в данном случае в том, что в руках банков сосредоточены нити расчетных операций и взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков.

Поэтому точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов или сборов в бюджет имеют огромное значение и для эффективности функционирования налоговой системы страны.

В противном случае (например, в случае массового совершения банками указанных выше противоправных деяний) налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции. В этом случае, по образному выражению известного английского юриста А. Оперкента, «налоговые службы превратятся в огромного безглавого циклопа».

В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы.

В соответствии с положениями главы 18 части первой НК РФ в эту группу налоговых правонарушений банков отнесены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:

  • 1. нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
  • 2. нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • 3. неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • 4. неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
  • 5. непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

При этом напомним, что в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации банк и кредитная организация не одно и то же. Понятие «кредитная организация» значительно шире. В банковском праве помимо банков в объем этого понятия включаются также небанковские кредитные организации (к которым относятся, например, клиринговые палаты, расчетные центры, общества взаимного кредитования и т.д.).

В свою очередь, налоговое законодательство трактует термин «банк» иначе — несколько шире. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации «банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации».

Таким образом, используемое в налоговом законодательстве понятие «банк» охватывает все виды кредитных организаций (собственно банки, небанковские кредитные организации и филиалы иностранных банков), образованные и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».