123 НК РФ

Содержание

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Данченко С.П., эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 2/2019

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Стало проще избежать штрафа за просрочку НДФЛ

Конституционный суд упростил работу бухгалтера

Нужно ли подавать уточненный отчет, чтобы налоговый агент получил освобождение от штрафа за просрочку налога? По мнению Конституционного суда, избежать штрафа можно, даже если компания гасит недоимку и платит пени до подачи первичного отчета. Иначе она имеет менее выгодное положение, чем организация, которая допустила ошибки в отчете и подала уточненку (постановление Конституционного суда от 06.02.2018 № 6-П).

После постановления Конституционного суда № 6-П проблем с НДФЛ станет меньше. Не придется тратить время на поиск погрешностей в 6-НДФЛ, которых может и не быть, на подготовку уточненки.

Конституционный суд обязал всех применять постановлении № 6-П. Если вдруг ваш налоговый инспектор попытается начислить штраф, покажите ему пункт 2 данного постановления.

Штраф за ошибку в СЗВ-М можно снять полностью

СЗВ-М указывают код отчетного месяца. Компании часто ошибаются в коде периода — вместо месяца, за который сдают отчет, ставят месяц, в котором его отправляют. Например, в отчете за март вместо кода 03 ставят код 04. Штраф за такое нарушение можно оспорить через суд полностью.

Пример

Компания заметила ошибку в коде отчетного периода, когда крайний срок сдачи отчета уже прошел. Бухгалтер направил новый отчет уже с правильным кодом, а в ответ ПФР выписал штраф 500 руб. по каждому человеку в отчете (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Получилось 48 тыс. руб. Компания оспорила штраф, но суд первой инстанции сначала только снизил его размер. А «апелляция» отменила штраф в полной сумме.

Аргументы, работающие в суде для защиты компании:

  • сведения за конкретный месяц фонд уже получал ранее. Поэтому об опоздании речи не идет;
  • первоначальный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был представлен с кодом «исхд»;
  • организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку.

Верховный суд с этими доводами полностью согласен (определение Верховного суда от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650).

Если вы неправильно указали код периода в СЗВ-М, попробуйте отменить штраф до суда. Для этого подготовьте возражения. Возможно, ПФР учтет ваши объяснения, снизит размер штрафа или отменит его. Тогда вам не придется обращаться в суд.

Если это не поможет, подавайте иск к ПФР. Право оспорить штраф в суде дает статья 18 Закона № 27-ФЗ.В исковом заявлении требуйте отменить штраф полностью. Суд может смягчить наказание максимально. В любом случае вы сможете как минимум снизить штраф.

Дальше надо понять, как отчитываться за месяц, который указали по ошибке, например, если по ошибке указали код месяца 04, а надо было 03. Если после ваших возражений фонд исправил код отчетного периода с 04 на 03, направьте в ПФР новый отчет за апрель с кодом «исхд».

Если фонд отказался принять правку, посмотрите, поменялся ли у вас в апреле состав работников и подрядчиков. Если нет, то ничего исправлять не нужно. У вас получится, что вы заранее отчитались за апрель. Это не ошибка.

Если в апреле пришли новые работники, то сдайте дополняющую СЗВ-М. В строке «Отчетный период» поставьте 04, в строке «Тип формы» — «доп». Если кто-то уволился в марте, то сдайте на них отменяющую СЗВ-М за апрель. В строке «Отчетный период» поставьте 04, а в строке «Тип формы» — «отмн». Так как вы исправляете данные за апрель, отменяющую и дополняющую формы безопаснее сдать не позднее 15 мая.

24

часа в сутки
7 дней в неделю

Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.

Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!

Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы.

Объект нарушения

Специальными нормами НК устанавливается не только ответственность налогоплательщиков. В ряде случаев она может касаться третьих лиц.

Примером выступает ст. 123 НК, предусматривающая наказание для налоговых агентов, допустивших нарушения при налогообложении.

В качестве такового выступают защищаемые государством правовые отношения, связанные с исполнением обязанностей налоговым агентом, по внесению в бюджет обязательных платежей.

Когда происходит нарушение, вред причиняется интересам публично-правовых образований. Это связано с тем, что последние осуществляют управление бюджетом того или иного уровня.

Субъект нарушения

Налоговым агентом может выступать как физическое лицо, так и организация. При этом, ответственность несет только гражданин, обладающий статусом ИП. На них возлагаются обязанности по удержанию и перечислению денежных средств в бюджет по той причине, что последние оказываются в распоряжении этих субъектов.

Необходимость совершения таких действий вытекает из различных отношений. Примером выступает трудовой договор. Работодатель несет ответственность, являясь налоговым агентом.

Другим примером служит инвестиционное товарищество. Соответствующая обязанность в отношении прибыли иностранных участников выполняется ответственным товарищем. Аналогично обстоит дело с НДС

Получить взыскание за это нарушение может любой субъект, имеющий статус налогового агента. Для этого требуется прямое указание в нормах закона, регулирующих правоотношения, касающиеся уплат конкретного сбора или налога.

Особенности субъективной стороны

Ст. 123 не содержит условий о форме вины. Это позволяет сделать вывод о возможности всех вариантов.

Нарушитель может действовать умышленно. Решение о невыполнении обязанностей принимается уполномоченным лицом. Его причины не имеют юридического значения и не служат квалифицирующими признаками.

Вина в форме неосторожности предполагает неисполнение обязанностей ввиду ошибки и других небрежностей ответственного за эти операции сотрудника.

Несмотря на то, что этот признак не является квалифицированным, неумышленная форма вины может приниматься в расчет в качестве смягчающего обстоятельства и служить основанием для того, чтобы снизить ответственность нарушителя.

Особенности объективной стороны

Этот элемент нарушения характеризуется бездействием. Содержание ст. 123 НК позволяет говорить о следующих вариантах виновного поведения:

  • ситуации, когда невыполнение обязанностей налогового агента заключается в том, что он не исчислил полагающуюся к уплате сумму. Следствием этого выступает неуплата;
  • случаи, когда исчисление осуществлено, однако удержания не произошло. Результатом также является неуплата;
  • ситуации, при которых исчисление, удержание и перечисление производится не в полном объеме;
  • случаи, когда происходит исчисление и удержание. При этом не производится перечисление;
  • ситуации исчисления и удержания налога в неполном объеме, дополняемая невыполнением перечисления.

Учитывая рассмотренные примеры и изучив текст ст. 123 НК, можно говорить о том, что объективную сторону этого нарушения могут составлять все указанные действия в отдельности.

Если речь идет о технической ошибке, связанной с неверным указанием идентификатора платежа, поступившего в казну, то указанная норма не применяется. Такую позицию поддерживает судебная практика. Главным аргументом выступает отсутствие ущерба, нанесенного бюджету.

Дополнительным признаком выступает несоблюдение срока исполнения обязанностей. Он предусмотрен специальными правилами об отдельных видах налогов.

Специалисты критикуют такой подход, поскольку ст. 123 НК фактически содержит 2 состава правонарушения. Они считают недопустимым применение одного наказания за деяния разной степени тяжести. В одном случае казна не получает средства, а в другом они, хотя и с опозданием, перечисляются в бюджет.

Основанием привлекать нарушителя за просрочку выступает перечисление им налога, как минимум, на следующий день после истечения установленного законом срока.

Возможны ситуации, когда агент уплатил налог из своих средств. Если этот факт выяснится, он подлежит ответственности за неисчисление и неудержание налогов, поскольку не выполнил указанные обязанности.

Доказательной базой выступает документация налогового агента. Это может быть, как главная книга, так и персональные учетные карточки по НДФЛ, находящиеся у налоговиков. Кроме того, выявить нарушения по исчислению, удержанию и перечислению поможет документ о выдаче заработка наличными деньгами, а также соответствующие банковские проводки предприятия.

Ответственность за нарушения

Ст. 123 НК устанавливает штраф, составляющий 1/5 от суммы подлежащей перечислению. Именно по этой причине специалисты настаивают применении более мягких мер за просрочку, поскольку она характеризуется меньшим ущербом для публичных финансов.

Лицо, ведущее дело, должно применять указанное наказание с учетом имеющихся смягчающих или отягчающих обстоятельств. В отсутствие отдельного состава нарушения, при просрочке, позиция агента имеет перспективы применения ответственности, сниженной, как минимум, в 2 раза.

Сложившаяся судебная практика рассматривает перечисление не в срок в качестве смягчающего обстоятельства.

Интересен вопрос, связанный с возложением на нарушителя дополнительных обязательств. Если им осуществлено исчисление и удержание, то, помимо штрафа, он заплатит саму недоимку, а также пени, рассчитываемые до фактического внесения в бюджет суммы налога.

Иное положение возникает, если суммы не подверглись удержанию. В этом случае, нарушитель не должен уплачивать недоимку.

В отношении пеней применяется специальное правило. Согласно нему, их начисление происходит за период с первого дня после окончания срока перечисления налога до окончания временного отрезка, предоставленного налогоплательщику на самостоятельное исполнение соответствующих обязанностей.

После наступления указанной даты пени будет уплачивать сам налогоплательщик, при условии невыполнения им своей обязанности по уплате.

Налоговый агент должен исполнять свою обязанность по исчислению, удержанию, перечислению налога в бюджет лично, не возлагая данную обязанность на других лиц. Как следует из Постановления ФАС СКО от 25 — 27 июля 2003 года N Ф08-2218/2003-824А, обязанность по уплате соответствующих налогов возникает в силу императивных норм налогового законодательства, носит публично-правовой характер и гражданско-правовой режим по установлению прав и обязанностей, предусмотренный ГК РФ, не применяется в налоговых правоотношениях. Поэтому налоговый агент не может в договоре с физическими лицами предусматривать условие, в соответствии с которым все налоги уплачиваются в бюджет физическим лицом. Позднее Минфин России в своих письмах от 25 апреля 2011 года N 03-04-05/3-292, от 28 декабря 2012 года N 03-04-05/10-1452 высказывает аналогичную позицию: налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих функций и переложить обязанность по уплате НДФЛ на физическое лицо, которому он выплачивает доход, в том числе и по договорам гражданско-правового характера. Отсюда следует вывод, что даже при наличии в договоре условия о том, что физическое лицо рассчитывает и уплачивает налог самостоятельно, организация или индивидуальный предприниматель все равно будут признаваться налоговыми агентами, а значит, и отвечать за неудержание или неуплату налога по ст. 123 НК РФ.

Детальную информацию о том, какие именно лица признаются налоговыми агентами, содержится во второй части НК РФ. Важно отметить, что привлечение к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ не зависит от вида налога, который уплачивает налоговый агент. Вид налога имеет значение при определении порядка исполнения обязанности налогового агента, а значит, определении момента совершения правонарушения.

2.2. Налоговый агент по уплате НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в целях исчисления НДФЛ признаются: 1) российские организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) нотариусы, занимающиеся частной практикой; 4) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями); 5) обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.

Исчисление и уплата НДФЛ производятся налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых они являются, за некоторыми исключениями, прямо поименованными в п. 2 ст. 226 НК РФ.

Необходимо помнить, что исчисление суммы НДФЛ налоговым агентом производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Не следует путать налоговых агентов с организациями или физическими лицами, от которых налогоплательщик получает доход, с «источниками выплаты доходов налогоплательщикам». Само по себе наличие статуса источника выплаты доходов не предполагает обязанности удержать и перечислить в бюджет налог с этих доходов. Только в случаях, прямо предусмотренных во второй части НК РФ, источник выплаты доходов признается налоговым агентом.

2.3. Налоговый агент по уплате НДС.

Налоговыми агентами по НДС признаются лица:

1) при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 19 октября 2011 года N 03-07-08/291, от 1 марта 2013 года N 03-07-09/6141);

2) при аренде, покупке федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и (или) муниципального имущества у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления либо аренде указанного имущества у казенных учреждений (п. 3 ст. 161 НК РФ);

3) при продаже конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, клада и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству. Исключение составляет реализация имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами: в этом случае налоговыми агентами являются покупатели такого имущества (имущественных прав) (п. 4 ст. 161 НК РФ);

4) при приобретении имущества (имущественных прав) должника, признанного банкротом в соответствии с законодательством (п. 4.1 ст. 161 НК РФ);

5) при реализации в качестве посредника с участием в расчетах товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации (п. 5 ст. 161 НК РФ);

6) при наличии статуса собственника судна на 46-й календарный день после перехода права собственности к заказчику строительства судна, если до этой даты судно не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ).

2.4. Налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций.

Налоговыми агентами по налогу на прибыль в силу специфики налога на доходы организаций являются только организации. Исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организация обязана, если она:

1) выплачивает иностранной организации доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с ее постоянным представительством в Российской Федерации (п. 4 ст. 286 НК РФ);

2) является российской организацией и выплачивает дивиденды налогоплательщикам — российским организациям (п. 2 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ). Это один из тех случаев, когда во второй части НК РФ прямо предусмотрено, что при выплате дивидендов источник их выплаты признается налоговым агентом.

Сумма налога определяется отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов.

Следует обратить внимание на тот факт, что во всех случаях под организациями понимаются юридические лица, наделенные таковым статусом в соответствии с законом. Возможны случаи, когда российские организации не наделены статусом юридических лиц. Например, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные организации могут осуществлять деятельность без образования юридического лица. Вместе с тем у них могут работать по трудовому договору физические лица. В такой ситуации профсоюзы не могут считаться субъектами данного налогового правонарушения.

Налоговыми агентами также признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентной системы налогообложения или освобождены от уплаты НДС согласно ст. 145 и 145.1 НК РФ. Такой вывод следует из норм ст. 161 НК РФ, писем Минфина России от 30 декабря 2011 года N 03-07-14/133, от 5 октября 2011 года N 03-07-14/96.

Также отметим, что на период с 1 октября 2013 года до 1 января 2017 года в НК РФ установлено исключение из вышеприведенных правил о перечне лиц, признаваемых налоговыми агентами. Оно действует при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В том случае, если их приобретает лицо, указанное в п. 7 ст. 161 НК РФ, обязанностей налогового агента у него не возникает.

2.5. Особенности статуса налогового агента.

Налогоплательщиком является лицо, получившее доход. Однако в случаях, установленных законом, налог платит не налогоплательщик, а так называемый посредник между налогоплательщиком и налоговым органом. Особенность данного налогового правонарушения состоит в том, что обязанность по уплате налога лежит на налогоплательщике, в то время как обязанность по его исчислению, удержанию и перечислению возлагается на налогового агента.

По смыслу подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ, абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 обязанность налогоплательщика (иностранной организации, физического лица) по уплате налога не считается исполненной до удержания налога. Следовательно, при неудержании налоговым агентом налога обязанность по его уплате несет налогоплательщик.

Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает, что налоговый агент должен отчуждать свое имущество в пользу бюджета во исполнение налоговых обязательств налогоплательщика (иностранных организаций или физических лиц).

Такой вывод следует также из абз. 6 п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 года N 41-О: исполнение налоговым агентом обязанности перечисления налога заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые им были удержаны из сумм произведенных выплат налогоплательщику. Как указал суд, «само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

В письме Минфина России от 12 августа 2013 года N 03-08-05/32574 также содержится разъяснение, что налоговые агенты не вправе за счет собственных средств вместо средств налогоплательщика уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации.

При анализе данной точки зрения получается, что налоговый агент может быть привлечен к ответственности, даже если он уплатил налог, но за счет собственных средств. Как справедливо отмечает Т.М. Медведева, такой подход фискальных органов и высших судов обусловлен тем, что уплата налоговым агентом налога за счет собственных средств свидетельствует о неисполнении им прямой обязанности — удержания с дохода налогоплательщика суммы налога, а ее неисполнение — это налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ.

2.6. Об ответственности.

Помимо прав и обязанностей, налоговый статус предусматривает рассмотрение вопроса об ответственности налоговых агентов.

На основании п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлена ответственность ст. 123 НК РФ.

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 108 НК РФ, привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности.

Вместе с тем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) аналогичный состав отсутствует.

Однако считаем необходимым отметить, что если предусмотренное ст. 123 НК РФ деяние совершается физическим лицом, то ответственность по ст. 123 НК РФ будет иметь место в случае отсутствия в деянии признаков преступления (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Так, при неисполнении той же обязанности по исчислению, удержанию, перечислению сумм налога в личных интересах в крупном и особо крупном размере налоговый агент подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В завершение рассматриваемого вопроса о субъекте следует упомянуть, что привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК).

3. Субъективная сторона правонарушения.

Диспозиция ст. 123 НК РФ не дает прямого ответа на вопрос, при наличии какой формы вины субъект привлекается к налоговой ответственности.

В теории существует мнение, что неперечисление или неполное перечисление ранее удержанных сумм налога характеризуется виной только в форме умысла.

Нам представляется, что в подобном случае, когда законодателем не сделан акцент на конкретной форме вины, субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием как умышленной, так и неосторожной формы вины.

Такой вывод согласуется также с существующей судебной арбитражной практикой. Так, еще в 2002 году ФАС СЗО в Постановлении от 1 апреля 2002 года N А56-9860/01 указал: «форма вины, умысел или неосторожность не влияют на квалификацию налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 НК РФ, но может быть учтена при определении меры ответственности». Такой же вывод суды делают и в настоящее время. В частности, был отклонен довод налогового агента о том, что «поскольку вина должностных лиц в установленном законодательством порядке не установлена, то отсутствует и вина налогового агента». Суд признал совершение виновного, противоправного деяния, выразившегося в невыполнении обязанности по перечислению в бюджет в установленный НК РФ срок суммы удержанного НДФЛ.

Также из анализа судебной практики следует, что форма вины не принимается судами во внимание при отсутствии денежных средств у налогового агента, при отсутствии в решении налогового органа сведений о вине налогового агента.

4. Объективная сторона правонарушения.

Необходимо обратить внимание, что название статьи и ее диспозиция имеют содержательное несовпадение. Вместе с этим, на наш взгляд, нарушения законодательной техники здесь нет, поскольку в диспозиции конкретизируется, в чем именно состоит невыполнение налоговым агентом своей обязанности.

Объективная сторона налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ состоит в бездействии, то есть в невыполнении налоговым агентом возложенных на него НК РФ обязанностей, и выражается в неправомерном неудержании и (или) неперечислении (неполном удержании и (или) перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Буквальное толкование диспозиции ст. 123 НК РФ предполагает следующие возможные варианты противоправного поведения налогового агента:

1) налоговый агент не исчислил сумму налога налогоплательщика, которую он должен был исчислить, в результате чего налог не был удержан и не был перечислен в бюджет;

2) налоговый агент исчислил сумму налога налогоплательщика, но не удержал ее, в результате чего налог не был перечислен в бюджет;

3) налоговый агент исчислил неполную сумму налога, удержал неполную сумму налога, поэтому перечислил неполную сумму налога;

4) налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен;

5) налоговый агент исчислил неполную сумму налога, удержал неполную сумму налога, но не перечислил ее в бюджет.

Исходя из взаимосвязи положений ст. 24 и 123 НК РФ следует вывод о том, что неперечисление сумм налога в бюджет влечет ответственность налогового агента вне зависимости от того, какие действия (удержание или неудержание) этому предшествовали.

Поэтому привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ правомерно не только за совокупность (неправомерное неисчисление, неудержание и неперечисление, неполное исчисление, удержание и неперечисление), но и за отдельно взятое деяние, предусмотренное ст. 123 НК РФ: либо неисчисление, либо неудержание, либо неперечисление, либо неполное исчисление, неполное удержание, неполное неперечисление.

В теории бездействие налогового агента в виде неперечисления является в данных деликтных отношениях основным понятием. Действие по удержанию налога имеет факультативное значение, т.к. предполагается, что налог должен быть вообще удержан налоговым агентом. Так, по словам В.А. Николаева, «законодатель предусмотрел ответственность налогового агента лишь за одну его обязанность — обязанность по перечислению соответствующих налогов, тем самым подчеркивая ее значимость. Две другие обязанности, по всей видимости, выполняют второстепенное правовое значение».

Говоря об объективной стороне налогового правонарушения, важно обратить внимание на тот факт, что ответственность применяется непосредственно за неперечисление налогов. Если налог был перечислен в полном объеме, но с нарушением указания кода бюджетной классификации, то оснований для применения ответственности по ст. 123 НК РФ не имеется.

Как указывается в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2009 года N Ф04-1367/2009(1886-А45-29), это обусловлено тем, что неправильное указание налоговым агентом кода бюджетной классификации при уплате НДФЛ при наличии иных правильных данных, позволяющих идентифицировать платеж, и при реальном поступлении налога в соответствующий бюджет не образует задолженности по налоговым платежам. Неправильное указание кода бюджетной классификации не наносит ущерба бюджету, с учетом текстовой информации, имеющейся в платежном документе, не препятствует зачислению платежей по назначению. Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 27 ноября 2009 года N ВАС-15334/09 по делу N А08-2333/08-9.

Не образует состава налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ допущение ошибок в платежном поручении о перечислении налога. Так, налоговая инспекция привлекла налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ, поскольку по лицевому счету у него числилась недоимка по НДС. Недоимка образовалась в связи с тем, что в квитанциях в графе «назначение платежа» было указано «НДС», но не конкретизировано, что денежные средства были перечислены им как налоговым агентом.

Как указал суд, признавая решение налогового органа недействительным, отсутствие в квитанциях указания на то, что НДС уплачивается налоговым агентом, не привело к возникновению у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Кроме того, НК РФ не содержит в качестве основания для признания налога неуплаченным наличие недоимки по лицевому счету налогоплательщика как налогового агента (Постановление ФАС ЦО от 27 июля 2006 года N А64-4132/05-22).

В 2010 году диспозиция ст. 123 НК РФ была дополнена словами: «в установленный настоящим Кодексом срок…».

Именно из этой фразы налоговые органы, а вслед за ними и суды делают вывод о том, что ст. 123 НК РФ установлена ответственность за несвоевременное перечисление в бюджет удержанного налога. По нашему мнению, суды неверно толкуют данную норму в связи со следующим:

1) приведенный вывод прямо не следует из диспозиции ст. 123 НК РФ. В статье сказано: «Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом», а не подлежавшего;

2) ответственность за несвоевременную уплату налогов не установлена, поэтому необоснованным представляется установление ответственности налогового агента за несвоевременное неперечисление удержанных сумм налога;

3) по сути речь идет о дополнении НК РФ новым составом правонарушения: несвоевременное перечисление удержанного налога. Однако вызывает сомнение, что дополнение диспозиции тремя словами («в установленный срок») можно толковать как дополнение НК РФ новым составом налогового правонарушения;

4) в связи с таким толкованием возникла ситуация, когда два различных состава правонарушения (неперечисление и несвоевременное перечисление) приравнены и за их нарушение установлена одна мера ответственности. Однако не учтено, что причиненный этими нарушениями вред совершенно различен: в случае неперечисления — денежные средства не поступили в бюджет, а в случае несвоевременного перечисления — поступили, но в более поздние сроки;

5) в случае, когда налоговый агент несвоевременно перечислил НДФЛ в бюджет, отсутствует факт невыполнения обязанности, поскольку обязанность по выполнению перечисления выполнена.

Указанное толкование повлекло массовое привлечение налоговых агентов к ответственности за задержку в перечислении НДФЛ в несколько дней, штрафы исчисляются от величины сумм налогов, подлежащих перечислению, и достигают миллионов рублей.

По мнению судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, важен именно тот факт, что налог не поступил, а причины, по которым произошло несвоевременное перечисление, не имеют значения.

Поэтому привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно и в случае перечисления налога на один день позже установленного НК РФ срока.

4.1. Момент совершения налогового правонарушения.

Правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, считается совершенным в момент окончания срока уплаты налога, то есть на следующий день после окончания срока, установленного для выполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога.

Соответственно, срок давности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения, а не со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2013 года N ВАС-2675/13 по делу N А07-23366/2011).

4.2. Соотношение ответственности налогового агента по ст. 120, 122, 123 НК РФ.

В практике нередко возникают вопросы о том, можно ли привлечь к ответственности налогового агента за неуплату налога.

Состав «неуплата налога» является отдельным видом налогового правонарушения, предусмотренным ст. 122 НК РФ.

По нашему мнению, если из Налогового кодекса Российской Федерации прямо не следует, какая норма подлежит применению, то необходимо руководствоваться общеправовыми принципами. Поскольку существует специальный состав налогового правонарушения, предусматривающий ответственность налогового агента, то нужно руководствоваться именно принципом приоритета специальной нормы над общей.

Есть судебные решения, косвенно поддерживающие данный подход. Так, суд указал, что к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по ст. 122 НК РФ могут быть привлечены только налогоплательщики, но не налоговые агенты (в случае неисполнения агентами своих обязанностей).

Кроме этого, существуют решения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных судов, в которых сделан вывод о том, что неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения налогового органа в части привлечения к ответственности недействительным.

Статьей 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В силу п. 3 ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, кроме отсутствия документов, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Подобная ситуация разрешается аналогично вышеизложенной позиции. Кроме этого, в судебной практике существует позиция о том, что непривлечение налогового агента к ответственности обусловлено тем, что хозяйственная операция по удержанию налога не совершалась, а значит, она не может быть отражена в учете.

4.3. Документы, подтверждающие неперечисление, неудержание налога.

Неперечисление налога может быть подтверждено главной книгой, налоговыми карточками, лицевым счетом налогового агента по НДФЛ, открытым в налоговом органе, расчетными ведомостями по зарплате и т.п.

Следует отметить, что согласно подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ у налогового агента отсутствует обязанность удерживать налог с доходов иностранной организации, если такие доходы в соответствии с международными договорами (соглашениями) в Российской Федерации не подлежат налогообложению. При этом НК РФ предусмотрено, что данная норма применяется при условии предъявления налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации.

Существует разъяснение официальных органов о том, что если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то на основании ст. 310 НК РФ она обязана произвести удержание налога у источника выплаты дохода.

При этом Управление ФНС по г. Москве исходит из п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 года N БГ-3-23/150, где разъяснено о форме, содержании и порядке оформления и представления таких документов. В частности, при отсутствии каких-либо реквизитов в документах, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве и предусмотренных для обязательного отражения в таких документах, указанные документы не могут являться основанием для применения положений Соглашения об избежании двойного налогообложения.

В соответствии со ст. 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 14 апреля 2004 года N САЭ-3-23/286@. Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 3 июня 2002 года N БГ-3-23/275 (далее — Инструкция).

Согласно Инструкции налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации. Поэтому в случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

В 2013 году Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из такого же понимания данного вопроса. Он признал правомерным привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ за неудержание налога на доходы иностранной организации, поскольку документы, подтверждающие местонахождение иностранной организации, не соответствовали требованиям Конвенции и п. 1 ст. 312 НК РФ.

Вместе с тем существует также решение, согласно которому если подтверждение местонахождения иностранной организации на момент выплаты дохода отсутствовало, но было представлено позже, то налогового агента привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ за неудержание налога нельзя.

5. Налоговая санкция.

Характеризуя налоговую санкцию за совершение данного налогового правонарушения, следует отметить, что виновный субъект привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил, установленных ст. 112 и п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым агентом налоговой обязанности важной проблемой является взыскание недоимки и пени. В соответствии с п. 1 и 7 ст. 75 НК РФ при нарушении сроков уплаты налога агент должен уплатить пени. Как правило, налоговые органы взыскивают и недоимку, и пени, однако это зависит от того, удержала ли организация сумму налога на доходы физических лиц или нет.

Если налоговый агент налог удержал, но не перечислил его в бюджет, налоговые органы имеют право взыскать штраф, сумму недоимки, пени.

Если налоговый агент неправомерно не удержал и, соответственно, не перечислил сумму налога в бюджет, налоговые органы имеют право взыскать штраф, пени.

В абз. 6 п. 2 Постановления N 57 отмечается: «вместе с тем, учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода».

В то же время предложенная формулировка вызывает сомнения, поскольку возможна ситуация, когда налогоплательщик уплатил налог, неправомерно не удержанный налоговым агентом, ранее срока, установленного законом для его уплаты.

Например, если налоговый агент не удержал НДФЛ за февраль 2014 года, то согласно вышеизложенной позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пени взыскиваются с него за период с 1 марта 2014 года по 15 июля 2015 года. Очевидно, с 15 июля 2015 года до фактической уплаты налога пени будут взыскиваться с налогоплательщика.

Если же налогоплательщик уплатит налог, например, 10 января 2015 года, то взыскание пеней с налогового агента до 15 июля 2015 года вряд ли будет соответствовать их компенсационному характеру (поскольку задолженность перед бюджетом уже будет погашена). Однако и прекращать начисление пеней 10 января 2015 года, по нашему мнению, не совсем правильно. В противном случае размер пеней, начисляемых налоговому агенту, будет зависеть от момента уплаты налога налогоплательщиком. По всей видимости, именно этим подходом и руководствовался Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, допуская рассматриваемую формулировку.

Подводя итог рассмотрению состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, отметим, что в соответствии со ст. 106, 108, 123 НК РФ в предмет доказывания по делам о взыскании санкций по ст. 123 НК РФ входят: установление фактов выплаты дохода налогоплательщику, фактического удержания конкретных сумм налога и возможность такого удержания, а также установление обстоятельств неправомерности неперечисления сумм налога при наличии объективной возможности со стороны налогового агента осуществить перечисление налога.

Какой полагается штраф за несвоевременную уплату НДФЛ?

С граждан Российской Федерации государство регулярно взымает денежные отчисления, называемые налогами. Некоторые из них вносятся в бюджет страны ввиду возникновения соответствующих ситуаций в жизни плательщиков, например, при продаже недвижимого жилого имущества, автотранспортного средства передвижения, и тому подобное. Однако существует также один сбор, отчисления по которому производятся ежемесячно – налог на доходы физического лица. В этом материале мы рассмотрим, что собой представляет обсуждаемый сбор, кто обязан переводить его в государственную казну, и какой полагается штраф за несвоевременную уплату НДФЛ.

Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ

Что представляет собой НДФЛ

Налог на доходы физического лица – сбор, который перечисляется в государственную казну с денежных средств, поступающих налогоплательщикам. Граждане отдают часть вырученных при продаже жилья и машины денег, делятся частью полученного выигрыша, а также делают регулярные отчисления в казну с ежемесячной заработной платы. Обязательство по перечислению искомых сумм лежит на налогоплательщике по велению государства, так как с их помощью наполняется бюджет страны, а значит, улучшается благосостояние общества.

Если гражданин получает денежный доход, то с полученной суммы, согласно установленной на законодательном уровне ставке, в казну поступает некоторая часть. Она и представляет собой налог на доходы физического лица. Согласно статистике, представленной на государственном уровне, средства, поступающие в виде уплаты НДФЛ, являются третьим по величине источником дохода бюджета страны.

Ставка по искомому налоговому отчислению составляет 13% от полученной суммы дохода. То есть, если величина заработанной платы человека составляет 40 тысяч российских рублей, получит на руки он на 13% меньше (то есть на 5 тысяч 200 рублей). По итогу, месячная выплата для работника составит 34 тысячи 800 рублей. Ощутимая разница, не так ли?

Налоговым периодом по НДФЛ являются календарные двенадцать месяцев, то есть годичный срок.

Как понятно из вышеуказанного примера с заработной платой, для вычисления величины налогового сбора требуется знать не только процент по ставке, но также размер финансовой базы, к которой он применяется. Финансовая база в искомой ситуации – денежные средства, полученные в виде дохода налогоплательщиком.

Впрочем, величина ставки, равная 13%, действительна лишь для одной категории населения. Условно всех проживающих в России людей можно поделить на две группы:

  • являющихся резидентами граждан, проживающих на территории страны минимальный положенный срок, установленный посредством государственного указа, равный 183 дням;
  • не являющиеся резидентами, то есть находящимися в России менее упомянутых выше 183 дней.

Кто является налоговым резидентом Российской Федерации? В этом поможет разобраться наша статья. В ней рассмотрим, от чего зависит налоговый статус, документы для подтверждения, а также нормативную базу для резидентов и нерезидентов.

Существуют категории лиц, для которых, ввиду профессионального статуса, сделаны исключения. К ним относятся:

  • государственные служащие;
  • военные.

При этом, находиться за рубежом и сохранять статус резидента указанные группы лиц имеют право лишь в том случае, когда отбыли туда на службу по велению государства. В этой ситуации они находятся там вынужденно, следовательно, имеют право на сохранение резидентского статуса.

Так, ставка в 13% действительно только для первой группы – резидентов.

Если граждане получают денежный доход впоследствии реализации какого-либо имущества, обязанность по перечислению средств в государственный бюджет ложится непосредственно на их плечи. Однако за перечисление части средств, выдаваемых на рабочем месте, отвечают так называемые налоговые агенты, то есть фактически организации, являющиеся работодателями. К этим средствам относятся:

  • заработная плата;
  • премиальные начисления;
  • иные денежные выплаты от работодателя.

Проведение процедуры перечисления возлагается на бухгалтерский отдел организации-работодателя, работники которого фиксируют весь денежный «оборот» сотрудников в специальной справке, подготовленной по форме 2-НДФЛ. Этот «оборот» состоит из:

  • поступающих работником денег в виде зарплаты, премий и тому подобных выплат;
  • налоговых вычетов, предоставляемых сотруднику через работодателя, ввиду возникновения законного повода к их получению;
  • налоговых отчислений, исчисленных и переведенных в пользу государственной казны.

Отчисления производятся налоговыми агентами, согласно установленным законодательством срокам, то есть в:

  • июле;
  • октябре;
  • январе.

Перечисление необходимо отправить до наступления 15 числа указанных выше месяцев.

Размеры ставок

Как уже было сказано выше, ставки по налоговым выплатам с поступающих к гражданам доходов разняться в зависимости от статуса каждого конкретного лица.

Таблица 1. Размеры ставок в зависимости от статуса

Ставка Категория граждан
13% Отчисления размером в 13% от поступивших денежных средств отправляются с заработных плат и выручки резидентов страны. Еще раз приведем пример с заработной платой. Представьте, что вы проживаете на территории России не менее 183 дней в году. Благодаря этому обстоятельству, размер НДФЛ для вас составляет 13% от поступающей к вам суммы. Допустим, что исходная величина полагающейся вам заработной платы составляет ежемесячно 55 тысяч российских рублей. Отнимаем 13% (7 тысяч 150 рублей) и получаем 47 тысяч 850 рублей. Сумма разницы велика, но будь вы нерезидентом, ее размеры возросли бы еще больше.
30% Вторая категория лиц, нерезиденты, вынуждена отдавать целых 30% кровно заработанных денег. Так, если вы являетесь нерезидентом, то, получая заработную плату на рабочем месте, вместо полагающихся вам 55 тысяч рублей, получите всего лишь 38 тысяч 500 рублей (так как 30% от 55 000 равны 16 тысячам 500 рублям).

Величины ставок по НДФЛ

Объекты, подлежащие обложению НДФЛ

Согласно главному своду сведений, регулирующему налоговые правоотношения на территории Российской Федерации, то есть Налоговому Кодексу, к объектам обложения налогом на доходы физического лица принадлежат следующие средства.

  1. Денежные средства, поступающие к резидентам государства во время налогового периода, при этом источник их поступления может находиться:
    1. внутри границ Российской Федерации;
    2. за их пределами.
  2. Если средства получены гражданином-нерезидентом, то источник ее должен находиться в пределах границ нашей страны.
  3. Помимо зарплаты, получаемой на рабочем месте, отчисления снимаются с:
    1. денег, поступающих в качестве оплаты используемых сторонними лицами авторских прав конкретного гражданина;
    2. за реализацию личного недвижимого имущества лица, автотранспортных средств, ценных бумаг или долей в каких-либо компаниях;
    3. за передачу недвижимости или иных имущественных объектов во временное пользование;
    4. оплата за произведенную работу, осуществляемую по официально заключенному договору.

Определить, находится ли источник поступления средств в России или за ее пределами можно, узнав место расположения компании или ее имущества.

Существует также перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

  1. Денежные средства, определенные гражданам, временно утратившим трудоспособность ввиду наступления болезни или вынужденным ухаживать за собственными заболевшими отпрысками.
  2. Деньги, являющиеся отчислениями пенсионной направленности, отчисляемые людям, имеющим официальный соответствующий статус пенсионера, то есть достигшим конкретного возрастного порога или же в медико-социальном бюро признанных пенсионерами.
  3. Финансовые компенсации, передаваемые гражданам ввиду нанесения определенной степени вреда их здоровью, а также предоставление жилых помещений на безвозмездной основе, при увольнении гражданина с места работы.
  4. Стипендиальные отчисления, полагающиеся к выдаче студентам ВУЗов, обучающимся на отличные или хорошие оценки.
  5. Денежное вознаграждение людям, приобретшим статус доноров.
  6. Для программ научной и образовательной сферы передаются так называемые гранты – денежная поддержка, необходимая для их проведения. Она также входит в список необлагаемых налогом на доходы физических лиц денежных поступлений.
  7. Помощь, оказываемая лицам, получившим ущерб имущественного характера, а также вред здоровью, нанесенный природным катаклизмом.
  8. Помощь социально незащищенным категориям граждан, то есть семьям малообеспеченным, и прочим лицам.
  9. Гражданам, попадавшим в плен к террористам и получившим в результате физические или психические повреждения.
  10. Денежные компенсации, выдаваемые на уменьшение стоимости путевок, не имеющих туристический характер.

Кто платит налог на доходы физического лица

По определенным критериям, лица, выплачивающие искомое налоговое отчисление, отличаются друг от друга. Главным критерием является принадлежность к какому-либо государству. Так, выплачивать средства в российский бюджет обязаны:

  • россияне;
  • иностранцы, выбравшие в качестве места жительства Российскую Федерацию, но имеющие иную гражданскую принадлежность;
  • лица, не являющиеся гражданами какого-либо государства.

Кто должен заплатить налог государственной казне

Выплаты также вменяются такой категории, как индивидуальные предприниматели, фактически представляющие собой такие же физические лица, как и обычные граждане, поэтому они обязаны переводить государству часть выручки, поступающей к ним в процессе ведения рабочей деятельности. За них никто не проведет искомую процедуру, так как ИП не работает на чужого человека, он и есть собственный работодатель, выступающий в роли налогового агента.

Обязанность по выплате налогов распространяется также на несовершеннолетних жителей Российской Федерации, однако, ввиду несовершеннолетия самостоятельно производить перечисление денежных средств в казну они не могут, как не могут и устроиться на официальную работу. Следовательно, проводить процесс за них обязаны родные родители, или иные лица, их замещающие:

  • усыновители;
  • люди, взявшие на себя попечительство;
  • опекающие детей граждане.

Выше мы упоминали про статус резидента и нерезидента. Поскольку законодательно для становления резидентом необходимо пробыть на территории России не менее 183 дней, получить резидентский статус можно в течение налогового периода. Раз статус меняется, приобретается и право на перерасчет ставки, следовательно, и денежных отчислений.

Необходимо ответить, что принадлежность к категории резидентов не находится в зависимости от российского гражданства субъекта. Он может быть подданным иностранного государства, но жить и работать на территории России, при этом находясь в пределах ее границ более 183 дней.

Предоставление отчетности

Отчетность по налогу на доходы физического лица предоставляется в виде бланков, заполненных согласно правительственным установкам. Их формы также утверждены «сверху» и находятся в открытом доступе на просторах интернета.

Отчисления налога на доходы физического лица – всемирная практика, ее используют все развитые зарубежные страны. За счет денежных средств, поступающих по подоходному налогу, наполняется государственный бюджет, средства из которого далее поступают на благоустройство страны.

Компании, обладающие статусом юридического лица, кроме того, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, нанимают работников и становятся налоговыми агентами. Это обстоятельство обязует их передавать на проверку в отделение Федеральной налоговой службы, упомянутые ранее бланки в заполненном виде.

Заполнение документов производится с помощью сведений, поступающих на каждого отдельно взятого сотрудника организации. Основанием для их передачи служит то, что все они представлены информацией о поступающих к работникам денежных средствах и налоговых отчислениях, отправляемых в казну с получаемой ими оплаты.

Предоставлением в инспекцию документов нужно заниматься в установленные сроки. Для справки 2-НДФЛ крайней датой является первое число апреля последующего за текущим годичного периода.

Крайняя дата предоставления документа в инспекцию – первый день апреля месяца следующего за отчетным периодом года.

Согласно постановлениям и иным нормативным актам, изданным государством, декларацию обязаны подавать:

  • индивидуальные предприниматели;
  • владельцы частных юридических организаций;
  • граждане, получившие оплату, с которой не был изъят НДФЛ;
  • субъекты, получившие денежное вознаграждение от физического или юридического лица, не имеющего статус налогового агента;
  • гражданином, получившим денежный приз;
  • при реализации недвижимости ее владельцем, если искомое наименование находилось во владении этого человека менее периода в три года;
  • члены резидентской категории граждан, источником получения средств для которых стала иностранная организация или иное лицо;
  • люди, получающие вознаграждение ввиду статуса наследника автора произведений литературной или научной направленности;
  • субъект, которому деньги достались в качестве подарка, за исключением тех случаев, когда дарящий деньги человек является родственником.

Во всех иных ситуациях гражданин предоставляет отчетные декларационные бланки по форме 3-НДФЛ только для того, чтобы получить полагающийся ему налоговый вычет или дополучить недостающую сумму, не перечисленную работодателем ранее.

Скачать бланк 3-НДФЛ

Льготы по НДФЛ

Как уже было ранее сказано выше, граждане имеют право на уменьшение налоговой базы, с которой производится исчисление подоходного сбора, посредством использования, так называемого налогового вычета.

Какие льготы по подоходному налогу полагаются гражданам

Существует несколько разновидностей искомой компенсации:

  • имеющая социальный характер;
  • стандартный;
  • имущественный;
  • инвестиционный;
  • профессиональный.

Стандартный вычет – денежные средства, идущие на уменьшение налоговой базы, с которой производится расчет НДФЛ, применяется при выдаче заработных плат следующим субъектам:

  • ветеранам ВОВ;
  • людям, принимавшим участие в боях, при этом получившим травму, контузию, инвалидность или иное повреждение;
  • гражданам, имеющим статус героев отечества;
  • лицам, принимающим участие в устранении последствий радиационных аварий и связанного с этим событием негативного влияния.

Денежные средства, полагающиеся указанным выше лицам, составляют сумму в пятьсот рублей и три тысячи рублей, величина зависит от значимости признанных за каждым лицом заслуг и полученных им повреждений.

Если человек в одно и то же время представляет несколько перечисленных категорий, то может получить все полагающиеся денежные средства, но суммы будут выданы лишь по-отдельности.

Кроме того, стандартные вычеты полагаются гражданам, являющимся родителями, при этом, не в обязательном порядке биологическими. Главное правило состоит в том, что они должны принимать деятельное финансовое участие в жизни отпрыска и при этом официально его опекать, при этом, либо произведя его на свет самостоятельно, либо:

  • пройдя процедуру усыновления или удочерения;
  • оформив опекунство;
  • получив официальный статус попечителя.

Размер получаемой компенсации будет зависеть от того, в каком порядке появился на свет или был принят в семью каждый ребенок, является ли он инвалидом или полностью здоров, каков его возраст и получает ли он на момент выдачи денежных средств высшее образование.

Налоговый вычет на ребёнка: как оформить документы

В представленном материале мы обсуждаем, как в 2017 году пройти эту бюрократическую процедуру и задействовать право получения денежного вычета на детей.

Социальный вычет предполагает государственную помощь на покрытие следующих затрат:

  • на получение медицинской помощи, в том числе прохождение дорогостоящих процедур из специально определенного правительством перечня;
  • на приобретение рекомендованных лечащим врачом лекарственных препаратов;
  • на расходы, связанные с благотворительностью;
  • оплату страховых взносов;
  • внесение средств на нетрудовые пенсионные накопления;
  • получение высшего образования.

Более подробно рассмотреть список компенсируемых по социальному вычету затрат можно в статье Налогового Кодекса под номером 219.

Подавший заявление человек может получить по всем вышеуказанным поводам возврат налога на покрытие расходов в 120 тысяч российских рублей. При этом, разумеется, речь идет об этой сумме, а о ее 13%, то есть всего гражданин по социальному вычету может претендовать на 15 тысяч 600 рублей.

Однако из каждого правила существует исключение. Если гражданин получал медицинскую помощь, являющуюся дорогостоящей, ее величина в эту сумму (15 600) не входит. С полной стоимости манипуляций можно будет вернуть 13%.

Приведем пример. Катерина Климова решила пройти процедуру экстракорпорального оплодотворения, так как самостоятельно завести ребенка у них с мужем не получалось. В результате сама процедура и сопутствующие ей манипуляции, входящие в стоимость, обошлись семейной паре в 200 тысяч российских рублей. Поскольку экстракорпоральное оплодотворение является одним из пунктов перечня дорогостоящих медицинских манипуляций, дождавшись конца года, Катерина предоставила в налоговую инспекцию заявление с требованием предоставить полагающуюся ей компенсацию, а также приложила к нему пакет сопутствующих документов и заполненную декларацию 3-НДФЛ.

По окончанию камеральной проверки, налоговая инспекция уведомила нашу героиню о положительном решении, вынесенном сотрудниками службы. Через некоторое время состоялся перевод средств на банковскую карту Катерины. От полной стоимости процедуры ей было возвращено 13%, то есть 26 тысяч российских рублей.

С имущественным вычетом, так или иначе, знаком каждый гражданин нашего государства, так как рано или поздно в его жизни возникает потребность в решении жилищного вопроса. При приобретении жилья, или его самостоятельном возведении, каждый гражданин имеет право на получение вычета на покрытие расходов, размер которых составляет 2 миллиона рублей, если совершены они из собственного кармана, или 3 миллиона рублей, если необходимо покрыть проценты по взятому на приобретение целевому займу.

Представьте, что вы приобрели жилье, цена которого составила полтора миллиона рублей, при этом оплатили денежные средства из своего кармана. Поскольку эта сумма входит в установленный предел в 2 миллиона, от нее будут отчислены и возвращены налогоплательщику 13%. Получается, на руки вы получите 260 тысяч российских рублей. Вполне ощутимая сумма, не так ли?

Узнать более подробно о не озвученных в статье разновидностях вычета, вы можете, зайдя на официальный электронный ресурс Федеральной налоговой службы России, где подробнейшим образом описываются все обстоятельства, служащие возникновением права на получение того или иного вида компенсации, и что она из себя представляет.

Какие штрафные санкции полагаются за несвоевременную выплату подоходного налога

Теперь, когда вы знаете, что такое налог на доходы физического лица, имеете представление о связанных с ним льготам, необходимых для заполнения документах, объектах, подлежащих обложению и прочих важных нюансах, можно переходить непосредственно к рассмотрению штрафных санкций, применяемых к злостным неплательщикам.

Поскольку в основном перечислением средств занимаются налоговые агенты, то есть организации, оплачивающие гражданам труд, именно они обязаны заботиться о том, чтобы не получить штраф. В их обязанности входит:

  • своевременное исчисление налога;
  • также своевременный перевод средств в государственную казну;
  • правильный расчет таких элементов, как финансовая база, полагающаяся и выданная величина вычета, размер искомого сбора;
  • верное оформление и заполнение отчетности и ее передача на проверку.

Если одно из вышеперечисленных условий не выполняется, налоговый агент оказывается под угрозой получения штрафных санкций, неприятно ударяющих о бюджет любой организации

Давайте посмотрим, какие именно штрафы полагаются работодателям в 2017 году.

Заработная плата сотрудникам компаний официально начисляется и выплачивается дважды, так как делится на две части:

  • аванс;
  • собственно заработную плату.

Удержание подоходного налога производится после выдачи второй части, то есть оплаты труда. Согласно букве закона, перечислять с нее отчисление в пользу государственной казны организация-работодатель должна непосредственно на следующий за выдачей заработной платы день. Невыполнение этого условия может венчаться следующими ситуациями:

  • налог был удержан, однако перечислен в казну позднее указанного выше срока;
  • средства были удержаны, однако перечисления в казну государства так и не последовало;
  • средства не были не только отправлены, но также начислены, несмотря на то, что бухгалтер имел возможность произвести процедуру.

В первом случае компания получает денежный штраф, а также на каждый день просрочки начинает «капать» пеня. Во второй ситуации обе этих санкции имеют место быть, кроме того, производится взыскание недоимки. В третьем случае, несмотря на то, что он кажется самым вопиющим, компания может получить только штраф, так как, согласно букве закона, взыскание недоимки по налогу на доходы физического лица из денег организации-работодателя официально запрещена.

Необходимо принимать во внимание следующий факт: если не произведено удержание НДФЛ с денежных средств, врученных сотруднику в натуральном виде, санкции не применяются, по той же причине, что и в ситуации с непроизведенным исчислением.

В Налоговом Кодексе нашей страны установлены временные рамки, служащие регулирующим ситуацию сроком давности, по окончанию которого специалисты налоговой системы не имеют право продолжать требовать выплат подоходного налога с работодателей. Они составляют 36 месяцев с того дня, когда искомая выплата предполагалась к перечислению в государственный бюджет.

Представим, что бухгалтерский отдел вашей компании не осуществил перевод денежных средств в государственную казну в апреле 2014 года. В 2017 году, по наступлению апреля месяца, налоговая служба будет вынуждена прекратить процесс по взысканию денежных средств, так как положенный срок в 36 месяцев пройдет.

Обратите внимание! Если сотрудникам налоговой службы покажется, что ситуация смягчается некоторыми обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими в момент, предназначенный для перечисления средств, величина штрафной санкции может быть уменьшена.

Чтобы перевести на счет налоговой инспекции денежные средства, представленные штрафом по невыплате подоходного налога, необходимо заполнить платежный документ, представленный поручением.

От поручения по выплате налога код бюджетной классификации, вписываемый в бумагу для совершения штрафной выплаты, отличается на одно значение и представлен следующей комбинацией цифр: 18210102010013000110. Кроме того, производится внесение сведений в следующие графы:

  • строка под номером 107 содержит дату, представленную в поступившем от налоговой службы требовании в виде временных рамок для внесения денежных средств по полученным штрафным санкциям, заполнение производится полное, в следующем формате: 30.05. 2017;
  • ячейка под номером 108 заполняется номером, закрепленным за требованием, поступившим от налоговой инспекции;
  • 109 строка представлена датой требования.

За невыплату или несвоевременный перевод средств, даже при условии, что просрочка составила не более одного рабочего дня, налоговый агент обязан передать в государственную казну денежные средства, величина которых составляет 20% от размера искомого отчисления. Обратите внимание! Применяется эта санкция лишь в той ситуации, когда у налогового агента действительно не было препятствий к перечислению денежных средств

Если препятствия все же возникли, налоговый агент обязан отправить в налоговую инспекцию уведомление с соответствующим содержанием и сообщить об этом.

Если средства были исчислены и даже удержаны, однако бухгалтерский отдел компании не уложился в законодательно установленные временные рамки, на каждый день просрочки полагается пеня, размер которой равен одной трехсотой части ставки Центробанка, применяемой при рефинансировании, и действующей на момент перевода средств.

Обратите внимание! Штрафы полагаются не только за просрочки по денежным переводам, но также за несвоевременную передачу на проверку отчетности. Так, не в установленное время, предоставив 2-НДФЛ, налоговый агент вынужден внести в качестве компенсации по 200 рублей за каждый документ. Если пропущен срок передачи на проверку формы 6-НДФЛ, штраф составляет тысячу рублей за ежемесячную просрочку.

Видео — Штрафы за несвоевременное перечисление НДФЛ

Подведем итоги

Чтобы не попасть в сложную ситуацию, связанную с денежными штрафами, начисляемыми налоговыми агентами, необходимо внимательно относится к установленным на законодательном уровне срокам перевода средств и передачи на проверку отчетных документов. Пренебрежение установленными нормами приведет к вынужденной выплате средств, компенсирующих халатное отношение налогового агента. Будьте уверены, эти, казалось бы, с позиции целой компании, мелкие затраты, могут больно ударить по карману, так как в организациях трудится, как правило, не один человек. Их много, и за непредставленные по каждому из них документы получается серьезная сумма штрафа.

Наймите опытного бухгалтера, относящегося к работе компании со всей ответственностью, и сами отслеживайте проводимую работу. Такое отношение – залог успеха организации.

Как избежать денежных штрафов подскажет наша статья