120 НК РФ штраф

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен.

Комментарий к Ст. 120 НК РФ

Статья 120 НК РФ применяется при грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и состоит из 3 пунктов.

Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет штраф в размере 10 тыс. руб.

В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ, если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, штраф составляет 30 тыс. руб.

Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ необходимо, чтобы грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы. Штраф в данном случае составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

А что понимается под «грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»? Ответ на этот вопрос дан в п. 3 ст. 120 НК РФ. Это:

во-первых, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;

во-вторых, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

В Налоговом кодексе РФ не дано определения «первичный документ». Поэтому, опираясь на ст. 11 НК РФ, нужно обратиться к ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Под «неправильным отражением» следует понимать искажение в первичных учетных документах, регистрах бухучета содержания хозяйственной операции, ее измерителей, неверное указание размера денежных сумм и количества материальных ценностей и др.

В связи с применением определения грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения возникает также вопрос о том, относится ли книга учета доходов и расходов, которую ведут индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, к регистрам налогового учета.

В Письме УФНС России по г. Москве от 29 апреля 2011 г. N 16-15/042657@ разъяснялось, что налоговым регистром для налогоплательщиков-организаций, применяющих УСН, является книга учета, на основании данных которой заполняется налоговая декларация по упрощенной системе. Следовательно, книга учета, не заверенная надлежащим образом, может расцениваться как отсутствие регистров налогового учета и, соответственно, образовывать состав правонарушения, предусмотренный ст. 120 НК РФ. Указанный вывод был также отражен в Решении ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. N 9513/09 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.5 Приложения 2 и Приложения 4 к Приказу Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н».

Однако обратим внимание, что разъяснения в Письме УФНС России по г. Москве от 29 апреля 2011 г. N 16-15/042657@ были даны до принятия Приказа Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и порядков их заполнения» (далее — Приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н). А согласно Приказу N 135н книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в налоговых органах не заверяются (Письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-11-09/100 «О Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н»).

Также отметим, что предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ состав правонарушения обладает рядом специфических черт. В том числе для применения ответственности за указанное налоговое правонарушение необходимо установить одновременное наличие 2 признаков состава налогового правонарушения:

занижение налоговой базы по конкретному налогу

и то, что данное занижение явилось следствием отсутствия первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского или налогового учета, систематического (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме того, необходимо наличие причинно-следственной связи между этими двумя признаками состава правонарушения.

В случае если один из признаков состава отсутствует либо наличие причинно-следственной связи между ними не будет установлено, привлечение к налоговой ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ не будет являться правомерным.

Кроме того, перечень нарушений, который приведен в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, является исчерпывающим. То есть не подлежит расширительному толкованию.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Статья 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того, ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств — в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ
Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например, счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В Решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения Книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. Письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Что делать, если в декларации 3-НДФЛ допущена ошибка?

Если вы сдали налоговую декларацию 3-НДФЛ и впоследствии обнаружили, что в ней не отражены некоторые сведения или имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и, соответственно, влияют на исчисленный размер НДФЛ, значит, в налоговую декларацию нужно внести изменения и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ). Чтобы подать уточненную налоговую декларацию, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, приводят ли обнаруженные ошибки к занижению сумм налога, подлежащего уплате

Если ошибки (искажения) в поданной вами в налоговый орган налоговой декларации 3-НДФЛ приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы обязаны внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если выявленная вами ошибка или недостоверные сведения не приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы вправе, но не обязаны внести в декларацию 3-НДФЛ необходимые изменения и представить уточненную декларацию (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Это правило распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, заявивших в декларации 3-НДФЛ тот или иной налоговый вычет.

Пример. Действия при обнаружении ошибки в декларации 3-НДФЛ

Гражданин подал налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2016 г. и заявил имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры (право собственности на квартиру оформлено в 2016 г.). После подачи декларации обнаружилось, что не учтен доход, по которому был уплачен НДФЛ, в результате чего была занижена сумма имущественного вычета.

В этом случае гражданин вправе подать уточненную налоговую декларацию по НДФЛ и произвести перерасчет размера имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры.

Шаг 2. Заполните уточненную налоговую декларацию

В общем случае перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). То есть если в 2016 г. вы обнаружили ошибку в декларации 3-НДФЛ, поданной за 2013 г., то для заполнения уточненной налоговой декларации необходимо использовать форму 3-НДФЛ, которая использовалась при представлении отчетности за 2013 г.

Если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, то в этом случае перерасчет может производиться в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Если корректировать декларацию вы будете впервые, на титульном листе декларации поле «Номер корректировки» следует заполнить следующим образом: «1—». Для вторичной уточненной декларации — «2—» и т.д. (пп. 2 п. 3.2 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@).

В уточненной декларации необходимо отразить все данные без ошибок, поскольку смысл уточненной декларации в том, что налогоплательщик вносит изменения в исходную декларацию, а не сдает еще один дополнительный отчет за какой-то из прошлых периодов (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ можно от руки или на компьютере. При этом вы можете воспользоваться сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» или специальной компьютерной программой «Декларация» на сайте ФНС России.

К декларации приложите документы, обосновывающие внесение соответствующих изменений/дополнений в декларацию, а также заявление на возврат НДФЛ/вычет НДФЛ (при необходимости). Кроме того, можно приложить к декларации пояснительную записку о том, по какой причине уточняется сумма НДФЛ/размер вычета по НДФЛ. Это позволит избежать лишних вопросов инспектора при камеральной проверке.

Что касается уже представленных ранее документов, то нужно учитывать следующее.

В ходе проведения проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им в ИФНС при проведении камеральных или выездных проверок. Указанное ограничение не распространяется на два случая (п. 5 ст. 93 НК РФ):

1) когда документы ранее представлялись в ИФНС в виде подлинников и впоследствии были возвращены проверяемому лицу;

2) когда документы, представленные в ИФНС, были утрачены налоговой инспекцией вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, если вместе с первой декларацией вы представили все необходимые документы, то представлять их повторно вы уже не обязаны. Если подтверждающие документы были представлены в налоговый орган в виде копий, инспектор имеет право ознакомиться с оригиналами указанных документов (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ).

Шаг 3. Представьте уточненную налоговую декларацию и подтверждающие документы в налоговый орган

Уточненная налоговая декларация 3-НДФЛ подается в налоговый орган по месту жительства в одном экземпляре (п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 83 НК РФ).

Представить налоговую декларацию можно (п. 4 ст. 80 НК РФ):

  • лично или через представителя;
  • почтовым отправлением с описью вложения (желательно с уведомлением о вручении);
  • в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет налогоплательщика.

При подаче декларации лично или через представителя рекомендуем заполнить и подписать два экземпляра декларации: один останется в налоговом органе, а на втором инспектор сделает отметку о том, что декларация принята. Также желательно составить сопроводительное письмо в двух экземплярах с указанием всех переданных в налоговый орган документов.

Срок представления уточненной декларации законодательством не установлен, поэтому вы можете направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки (искажения). Ошибка будет считаться исправленной, только если вы подали уточняющую декларацию.

Шаг 4. Доплатите налог в бюджет

Если допущенные ошибки (искажения) привели к занижению НДФЛ, доплатите соответствующую сумму налога в бюджет.

В случае нарушения сроков уплаты налога налоговый орган направит вам требование об уплате налога (недоимки), пеней и штрафа (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Если вы не исполните это требование вовремя, то налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
  • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Связанные ситуации

Каковы особенности подачи декларации 3-НДФЛ по почте? Узнать →

Каковы сроки подачи декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты налога? Узнать →

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам? Узнать →

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12 ноября 2014 г. № 45 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведена работа по определению критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений.

На основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (прилагается).

В этой связи подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) рекомендуется использовать указанный обзор в своей деятельности.

1. Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения дисциплинарных взысканий (далее — взыскания) в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее — служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (далее — нарушения требований законодательства о противодействии коррупции).

2. Анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка:

а) ненадлежащее соблюдение запрета, неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению информации (документов), необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению ограничения, запрета, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

При этом обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2, отражаются в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждаются иными документами;

в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например:

некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.);

некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, при правильном предоставлении иной информации по соответствующему разделу Справки (рассмотрены случаи, когда указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет, или вместо правильного указания организационно-правовой формы кредитной организации ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.), при условии, что указанное наименование кредитного учреждения позволяет его достоверно установить;

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствии правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей;

г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

3. Соответствующие должностные лица в рамках реализации функций по обеспечению соблюдения служащими требований законодательства о противодействии коррупции при приеме Справок принимали меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, в целом не искажающих достоверность представленных сведений, и к их устранению путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.

4. Согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

5. При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии:

а) характер и тяжесть совершенного нарушения;

б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;

в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

6. Анализ правоприменительной практики показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях:

а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;

б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг;

в) указания недостоверной цены сделки в разделе 2 Справки для придания видимости соответствия расходов служащего его доходам;

г) сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;

д) сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;

е) сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления;

ж) иных обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.

Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, представлен в приложении № 1.

7. Соответствующим руководителем принимались решения об увольнении служащего и в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствовали об утрате доверия к служащему со стороны руководства.

8. Взыскание в виде замечания применялись к гражданским (муниципальным) служащим в случаях малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия).

Взыскание в виде замечания или выговора применялись к федеральным государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных видов, в случаях малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением на заседании аттестационной комиссии.

Обзор ситуаций, которые расценивались как малозначительные проступки, приведен в приложении № 2.

9. При этом обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

10. Практика применения взысканий показывает, что в отдельных случаях впервые совершенных несущественных проступков, обзор которых приведен в приложении № 3, и при отсутствии отягчающих обстоятельств, взыскания не применялись.

11. Одновременно при принятии решения о применении к служащему взыскания учитывались характеристика служащего, которая о нем давалась его непосредственным руководителем.

12. Практическая реализация положений законодательства, касающегося привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, свидетельствует, что в качестве смягчающих рассматривались следующие обстоятельства:

а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;

б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

в) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065;

г) содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

13. Наличие обстоятельства, указанного в подпункте «б» пункта 12, рекомендуется определять путем получения у непосредственного руководителя служащего характеризующих его данных.

14. Наряду с обозначенными смягчающими обстоятельствами встречаются иные обстоятельства, которые учитываются при принятии решения о привлечении служащего к ответственности.

15. При наличии смягчающих обстоятельств, как правило, применялось взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.

16. Проведенный анализ выявил, что к отягчающим обстоятельствам были отнесены только следующие:

а) представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;

б) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции;

в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

г) нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

17. При наличии отягчающих обстоятельств отмечено применение взыскания, следующего по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие отягчающих обстоятельств.

18. Анализ документального оформления дисциплинарной практики государственных (муниципальных) органов показывает, что в докладе подразделения по итогам проверки, а в случае, если доклад рассматривался на заседании комиссии — также в решении комиссии содержатся обоснования решения, предлагаемого к принятию руководителем, исходя из анализа нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Приложение № 1

Обзор
ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия

1. Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

2. Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.

3. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества осуществлялось, например, путем:

а) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного не указания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;

б) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.

5. Сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не было объяснено исходя из доходов служащего.

6. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.);

б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

7. Представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:

а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;

б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;

в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»:

о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами;

о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке(банках).

8. Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.

9. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.

10. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);

11. Значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);

12. Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.

13. Служащий не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о попытке представителя юридического или физического лица, обратившегося в государственный орган (орган местного самоуправления) либо к соответствующему должностному лицу, склонить служащего к совершению коррупционного правонарушения.

Приложение № 2

Обзор
ситуаций, которые расценивались как малозначительные проступки

1. Не указан доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления, сумма которого не превышает 10 000 рублей, при условии, что государственный служащий надлежащим образом уведомил о выполнении иной оплачиваемой работы.

2. Не указаны сведения об участии в коммерческой организации, при этом у соответствующей организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение 3 и более лет, предшествующих подаче Справки, и нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего.

3. Не представлены сведения о доходе от вклада в банке, сумма которого не превышает 10 000 рублей, если она была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались, при этом в Справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете.

4. Не указаны сведения о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом (район типовой застройки жильем эконом-класса) дачном некоммерческом товариществе, при общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн. рублей в год.

5. Служащим повторно совершены несущественные проступки.

Приложение № 3

Обзор
ситуаций, которые расценивались как несущественные проступки

1. Разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10 000 рублей от фактически полученного дохода.

2. Объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании по договору социального найма, указан в разделе «Недвижимое имущество».

3. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе «Недвижимое имущество», фактически оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании (например, гараж, отражаемый ранее в качестве объекта, владение которым, по мнению служащего, осуществлялось на праве собственности, в связи с членством в кооперативе (гаражном) оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании), либо оказался объектом, возведенном на соответствующем земельном участке, но регистрация такого объекта не осуществлена.

4. Не указаны сведения об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего и члена его семьи, при этом сведения о наличии такого имущества в собственности члена семьи указаны в Справке члена семьи.

5. Сведения об имуществе, принадлежащем супругам на праве совместной собственности, указаны только в справке одного из супругов либо в справке одного из супругов данные сведения указаны достоверно, а в справке другого — недостоверно.

6. Площадь объекта недвижимого имущества указана некорректно, при этом величина ошибки не превышает 5% от реальной площади данного объекта (и как следствие является округлением в большую или меньшую сторону его площади) либо является технической ошибкой (опиской или опечаткой, например, когда «зеркально» отражены соседние цифры), допущенной при указании площади данного объекта.

7. Не указаны сведения о транспортных средствах, рыночная стоимость которых не превышает 100 000 рублей, фактическое пользование данными транспортными средствами не осуществляется более 10 лет и (или) они были переданы третьим лицам по генеральной доверенности, а также о транспортных средствах, находящихся в угоне.

8. Ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации (при условии достоверного указания субъекта Российской Федерации).

9. Не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

10. Не указаны сведения о счете, открытом в банке, расположенном на территории Российской Федерации, который использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, а также аренды банковской ячейки для этих сделок, если остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 000 рублей и при этом сведения о совершенной сделке и (или) приобретенном имуществе указаны в соответствующем разделе Справки.

Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевременное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)  

Когда налогоплательщиком выявлена ошибка самостоятельно, он должен внести изменения в налоговую декларацию. В этом случае организации придется доплатить неуплаченную сумму налога, пени за несвоевременную уплату налога и в ряде случаев штраф за нарушение правил составления налоговой декларации.  
Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются-(ст. 81 части первой НК РФ).  
Налоговым кодексом РФ введено понятие налоговое правонарушение , означающее виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность. Мерой ответственности является налоговая санкция за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса. Так, установлена ответственность за нарушение срока постановки предприятия (организации) на учет в налоговом органе, за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, нарушение срока представления налоговой декларации и иных документов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, нарушение правил составления налоговой декларации, неуплату или неполную уплату сумм налога, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, несоблюдение порядка владения, пользования-и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа.  

Об ответственности налогоплательщика за нарушение правил составления налоговой декларации см. п. 4 ст. 120, ст. 121 НК и комментарий к ним.  
Пункт 1 статьи определяет нарушения правил составления налоговой декларации, при обнаружении которых на налогоплательщика возлагается обязанность внести в налоговую декларацию соответствующие дополнения и изменения. Пункт 2 статьи регулирует внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию до истечения установленного законом срока ее подачи. Пункты 3 и 4 статьи определяют основания освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушения, предусмотренные п. 1.  
При обнаружении нарушений правил составления налоговой декларации налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке, установленном ст. 104 и 105 НК.  
Об ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации, предусмотренной ст. 121 и п. 4 ст. 120 НК, см. комментарий к названным статьям.  
По результатам камеральной налоговой проверки решается вопрос о применении к налогоплательщику или налоговому агенту мер ответственности за нарушения, факт совершения которых не требует проведения выездной налоговой проверки. Имеются в виду такие налоговые правонарушения, как несоблюдение срока предоставления налоговой декларации или иных документов (см. ст. 119 НК), нарушение правил составления налоговой декларации (см. ст. 121, п. 4 ст. 120, а также ст. 81 НК и комментарий к ней) и др.  
Вызывает сомнение обоснованность распространения особого порядка исчисления давностного срока на правонарушение, предусмотренное п. 4 ст. 120 НК. В отличие от ведения учета, представляющего собою некоторый продолжительный процесс, составление налоговой декларации является однократным действием, заключающимся в перенесении в этот документ итоговых сведений, полученных в результате учета хозяйственных операций и иных объектов в пределах налогового периода. Необходимо отметить, что правонарушение, предусмотренное п. 4 ст. 120, весьма сходно с правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 121 НК ( Нарушение правил составления налоговой декларации ) (см. комментарий к указанной статье). Между тем законодатель не включил правонарушение, предусмотренное ст. 121, в перечень правонарушений, в отношении которых срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со следующего дня после окончания налогового периода, в котором они совершены.  
Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога,  
Причины, по которым законодатель включил положения об ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации в ст. 120 Кодекса, посвященные грубому нарушению учета доходов, расходов и объектов налогообложения, не вполне понятны.  
Так, нарушением правил составления налоговой декларации по п. 4 ст. 120 НК признается, по-видимому, неправильное отражение в декларации доходов и расходов налогоплательщика, а также иных сведений, если оно не повлекло занижения сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком. К такого рода случаям могут быть, в частности, отнесены случаи неправильного отражения в налоговой декларации тех или иных сведений, в результате которых произошло завышение налога, подлежащего уплате.  
Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации  
Если указанные поправки в декларацию налогоплательщик сделает до истечения срока подачи налоговой декларации или после его истечения, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от уплаты штрафной санкции за нарушение правил составления налоговой декларации. Это правило не действует лишь в том случае, когда такие поправки вносятся налогоплательщиком после вручения ему акта налоговой проверки, выявившей нарушения при составлении этой декларации.  
Нарушение налогоплательщиком правил составления расчета по налогу признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 120, 121 НК РФ (нарушение правил составления налоговой декларации). В этом случае с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 3—5 тыс. руб.  
В комментируемой статье не указано, должна ли быть каким-либо образом удостоверена подпись лица, подающего налоговую декларацию. Между тем вопрос этот весьма важен с точки зрения возможного наступления ответственности за налоговое правонарушение (например, нарушение правил составления налоговой декларации— ст. 121 НК).  
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 120 НК, — нарушение правил составления налоговой декларации, выражающееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, ис-  
Нарушение правил составления налоговой декларации (см. Налоговая декларация), выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание штрафа в размере 3 тыс. рублей. Нарушение правил составления налоговой декларации, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.  
В период после истечения срока уплаты налога для освобождения от ответственности за нарушения, предусмотренные п. 1 статьи, помимо соблюдения условий, изложенных в п. 3, налогоплательщик должен уплатить недостающую сумму недоимки по налогу, возникшей в результате несоблюдения правил составления налоговой декларации, и пени, начисленной на сумму недоимки (см. п. 4 статьи).  
Конечно, по смыслу указанных статей ответственность установлена не за само нарушение правил составления декларации, а за представление в налоговый орган декларации, составленной с нарушением правил.  
Статьи 121—122 Налогового кодекса РФ определяют меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации и за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неотражение или не полное отражение, как и ошибки, приводящие к занижению сумм налога, подлежащего уплате, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.  
Несмотря на то, что законодатель поместил положения о нарушении правил составления налоговой декларации в статье о грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, данное правонарушение следует рассматривать в блоке с другими правонарушениями, связанными с неисполнением или неналежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации (см. ст. 119 и 121 НК).  

Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате,  
Как было отмечено в комментарии к п. 4 ст. 120 НК, между правонарушением, за которое устанавливает ответственность этот пункт, и правонарушением, предусмотренным комментируемой статьей, прослеживается заметное сходство. Более того, есть основания рассматривать правонарушение, предусмотренное ст. 121 НК, как квалифицированное нарушение правил составления налоговой декларации, в то время как аналогичное правонарушение, определяемое предшествующей статьей, является простым. Данный вывод представляется правомерным несмотря на различия в текстах обеих статей (ср. неправильное отражение — неотражение или неполное отражение ). Эти различия практически стираются в результате использования в тексте комментируемой статьи слова ошибки , которое охватывает любые случаи нарушения правил составления налоговой декларации, не связанные с неотражением или неполным отражением в налоговой декларации необходимых сведений1.  
Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, т. е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.  
Когда заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока подачи самой налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121 НК) при условии, что к моменту подачи заявления о дополнениии и изменении декларации налогоплательщику не был вручен акт налоговой проверки, выявившей в декларации погрешности, приведшие к занижению суммы налога.  
Предусмотренное этой статьей правонарушение во многом сходно с правонарушением, предусмотренным п. 4 ст. 120 НК. Отличие объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком выражается в неотражении или неполном отражении (очевидно, объекта налогообложения), а равно ошибках.  
Вместе с тем, если при проведении камеральной проверки налоговым органом устанавливается факт налогового правонарушения (как правило, устанавливаются такие составы, как несвоевременное представление налоговой декларации, нарушение срока постановки на налоговый учет) и возникает необходимость привлечения к налоговой ответственности в судебном порядке, налоговый орган сталкивается с проблемой соблюдения срока, установленного статьей 115 Кодекса. Речь идет о сроке, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. Согласно статье 115 НК РФ, этот срок составляет шесть месяцев с даты выявления нарушения и составления акта. Таким образом, в случае несоставления акта срок давности определить достаточно трудно. Придется ориентироваться только на установленный статьей 88 НК РФ трехмесячный срок для проведения камеральной проверки и исчислять срок давности следующим образом. К дате представления налоговой декларации добавить три месяца на проведение камеральной проверки и шесть месяцев для подачи искового заявления.