11 ликвидация юридических лиц

Содержание

Последствия ликвидации юридического лица

Обновление: 2 августа 2017 г.

Ликвидация юридического лица влечет правовые последствия. Они не зависят ни от организационно-правовой формы организации, ни от состава её учредителей/участников, ни от финансового положения и прочих факторов и являются общими для всех. Главное из них – прекращение функционирования юрлица во всех проявлениях и невозможность универсального правопреемства.

Ликвидация юридических лиц: понятие, формы, правовые последствия

П. 1 ст. 61 ГК РФ, говоря про ликвидацию юрлиц, напрямую не определяет это понятие. Он делает это через его юридические последствия, которые наступают после ее завершения.

Ликвидация юрлица – это не просто отдельный юридический факт, а сложная процедура, состоящая из их множества, включая:

  • решения госорганов;
  • сделки;
  • административные акты и пр.

Ликвидация юрлиц может осуществляться в нескольких формах.

Гражданский кодекс РФ не выделяет их в таком виде, но на практике различают следующие формы ликвидации юрлиц:

  • добровольную;
  • принудительную (по решению суда);
  • вследствие признания юрлица банкротом;
  • на основании федерального закона.

Основанием для добровольной формы ликвидации является соответствующее решение его учредителей или участников либо уполномоченного органа юрлица (ст. 61 ГК РФ).

Такое решение необходимо и в случаях, когда истек срок, на который создавалось юрлицо, либо достигнута цель, для которой оно создавалось.

Неполный перечень возможных оснований для принудительной ликвидации юрлица (по решению суда) приведен в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Статьями 61 — 63 и 65 ГК РФ определены общие положения о ликвидации юрлица в процессе банкротства.

Ликвидация юрлица на основании федерального закона встречается редко и недостаточно урегулирована законом.

Правовые последствия ликвидации юридического лица

Результатом ликвидации является внесение в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении юрлица (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

С этого момента прекращается правоспособность юрлица (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Для него наступают основные правовые последствия:

  • юрлицо прекращает существование как субъект любых правоотношений;
  • некоторые права и обязанности ликвидированного юрлица могут переходить к иным лицам в силу указания закона, но универсальное (полное) правопреемство невозможно;
  • имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации, передается его учредителям/участникам, обладающим правами на него (кроме случаев, когда между ними имеется спор, — тогда имущество продается ликвидаторами с торгов);
  • юрлицо, являющееся работодателем, вправе осуществить увольнение наемных работников. Начинать эту процедуру он вправе еще с момента принятия учредителями/участниками решения о ликвидации либо вынесения судом соответствующего решения.

Увольнение работников ликвидируемого юрлица

Вопросы увольнения работников в связи с ликвидацией юрлица регулируются п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а также нормами гл. 27 ТК РФ.

О будущем увольнении в связи с ликвидацией работника необходимо предупредить под роспись не позднее чем за два месяца. При этом с письменного согласия работника работодатель вправе уволить его до истечения этого срока, заплатив ему компенсацию в виде среднего заработка работника, рассчитанного пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения времени.

Увольняемым по этому основанию работникам согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ положено выходное пособие в виде среднего заработка за месяц. Помимо этого, за ними сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, который выплачивается обычно не более 2-х месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях — трех) и засчитывает выходное пособие.

Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица



В статье изучены основания, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица.

Ключевые слова: юридическое лицо, ликвидация, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, порядок добровольной ликвидации.

В условиях экономических преобразований, проводимых в России, процессы реорганизации и ликвидации юридического лица приобретают все большее значение.

Актуальность исследования проблем, касающихся ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путём внесения изменений и дополнений в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как само законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права.

Настоящая статья посвящена изучению оснований, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица, применяемый в настоящее время.

Юридическом лицом согласно действующему законодательству Российской Федерации признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Правовое регулирование юридического лица как субъекта гражданского права включает в себя основания и порядок его возникновения, изменения в процессе существования (реорганизация) и прекращения.

Согласно ст. 61 ГК РФ одним из главных оснований для прекращения юридического лица является ликвидация.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке. Отличие между ними заключается в том, что в первом случае решение о ликвидации принимают учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, а во втором — суд, чаще всего на основании иска государственного органа или органа местного самоуправления. Перечень таких органов является открытым и ограничивается исключительно предметной компетенцией самого органа. Органы государственной власти самостоятельно оценивают возможность сохранения правового статуса юридического лица либо необходимость возбуждения процедуры его принудительной ликвидации.

В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по следующим основаниям:

− истечение срока, на который создано юридическое лицо;

− достижение цели, ради которой создано юридическое лицо.

При этом само решение о ликвидации не обусловлено ничем иным, как волей учредителей (участников). В данном случае добровольная ликвидация сходна с процессом реорганизации, поскольку предполагает необходимость принятия решения учредителями и представления этого решения одновременно с иными необходимыми документами в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.

Принудительно ликвидировать юридическое лицо можно по основаниям, предусмотренным законом:

1) в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. Например, судом может быть удовлетворено требование о ликвидации, если учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности, ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица . В данном случае иск подается учредителями (участниками) юридического лица.

Указанное основание также может применяться, например, для разрешения корпоративного конфликта, если решить его другими способами невозможно (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

6) ликвидация в процессе банкротства, которая осуществляется в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Особенности, которые позволяют сформировать здесь отдельный правовой режим, указываются в ст. 65 ГК РФ, которая устанавливает, что основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

8) в иных случаях, предусмотренных законом. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ установлено, что особенности ликвидации хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации. Таким образом, указы и распоряжения Президента Российской Федерации могут в настоящее время не только служить основанием для ликвидации юридического лица, но и устанавливать особенности такой ликвидации (порядка и последствий ликвидации отдельных юридических лиц — хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью)).

Суд при этом учитывает, что ликвидация — это исключительная мера, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. И даже неоднократность нарушения закона сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации общества .

Рассмотрим подробнее процесс добровольной ликвидации юридического лица.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об определении порядка и сроков ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимает общее собрание участников общества. Если в ООО один участник, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 2 ст. 33, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).

Порядок принятия решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью:

1) созыв общего собрания участников в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведение собрания и принятие решения по вопросам (п. 2 ст. 57 Закона об ООО, п. 3 ст. 62 ГК РФ):

− о ликвидации общества;

− о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;

− об определении порядка и сроков ликвидации. Порядок ликвидации должен соответствовать установленному ст. 63 ГК РФ, а ее срок, указываемый в решении, не может превышать один год (п. п. 5, 6 ст. 57 Закона об ООО).

Решения принимаются единогласно всеми участниками общества с ограниченной ответственностью (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

3) оформление решения в виде протокола с указанием в нем сведений, предусмотренных п. 2 ст. 57 Закона об ООО. Протокол подписывается председателем собрания и секретарем (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью по вопросу ликвидации составляется в письменной форме с включением в него сведений, предусмотренных п. 4 ст. 181.2 ГК РФ.

Решение о ликвидации акционерного общества принимает общее собрание акционеров. Если в акционерном обществе один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

Порядок принятия решения о ликвидации акционерного общества:

1) созыв общего собрания акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведение собрания и принятие решения по вопросу ликвидации. В решение о ликвидации включаются вопросы о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Решения принимаются:

− о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) — 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции также являются голосующими по вопросам ликвидации (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО);

− об определении порядка и сроков ликвидации — большинством голосов — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции не голосуют по данному вопросу (п. 4 ст. 32, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

3) оформление решения в виде протокола.

Решение должно быть оформлено письменно. Подписывает решение сам акционер.

Решение о ликвидации бюджетного учреждения принимает государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющий функции учредителя (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Порядок принятия решения установлен для бюджетных учреждений (ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях):

1) федерального уровня — в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее — Постановление N 539);

2) субъектов РФ — в постановлениях высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ ;

3) муниципального уровня — в актах местной администрации.

Решение о ликвидации бюджетного учреждения оформляется актом, в котором содержатся (Постановление N 539):

− наименование учреждения с указанием его типа;

− наименование государственного органа-учредителя;

− наименование государственного органа, ответственного за проведение ликвидации.

Помимо обязательной в этот акт можно включить следующую информацию:

− состав ликвидационной комиссии;

− срок сообщения о ликвидации в налоговый орган;

− срок для направления в СМИ извещения о ликвидации с указанием порядка и срока приема требований кредиторов;

− срок, в который нужно письменно уведомить кредиторов.

К такому выводу можно прийти, анализируя ст. 62 ГК РФ, ст. 19 Закона о некоммерческих организациях, п. п. 26, 27 Постановления N 539, разд. 5 Постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы».

К акту нужно приложить пояснительную записку. Такое требование установлено регламентом рассмотрения проектов федеральных, муниципальных актов и актов субъектов РФ. Например, в отношении федеральных бюджетных организаций такой регламент утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260.

Если бюджетному учреждению были переданы полномочия государственного органа по выплате пособий, стипендий, такая информация указывается в пояснительной записке, кому эти полномочия будут переданы после ликвидации (п. 27 Постановления N 539).

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Этап 2. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП)) по форме N Р15001 после принятия решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

Этап 3. Опубликование в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщения о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот тот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации) (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Этап 4. Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. Уведомление кредиторов в письменной форме о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Этап 5. После окончания срока предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Этап 6. Подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о работниках юридического лица, предусмотренных пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете) и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Этап 7. Расчёты с кредиторами. В случае если останется имущество, то передача его учредителям (участникам) (п. 5, 8 ст. 63 ГК РФ).

Этап 8. Составление и утверждение ликвидационного баланса (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Этап 9. Регистрация ликвидации юридического лица. По окончании регистрации ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Всю процедуру ликвидации нужно провести в течение года. Продлить срок можно на шесть месяцев, но только в судебном порядке.

Общий срок ликвидации бюджетного учреждения законом не установлен.

Для обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности, законом могут быть установлены особенности в проведении процедуры ликвидации. Например, это предусмотрено для кредитных организаций.

При принудительной ликвидации суд возлагает обязанность по ликвидации юридического лица на участников общества или на орган, уполномоченный на это его учредительными документами. При этом участники должны являться таковыми на момент принудительной ликвидации, поскольку нельзя возложить обязанности ликвидатора на бывшего участника юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Но если при вынесении решения о ликвидации юридического лица суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации на участников или на орган, уполномоченный на это уставом общества, то ликвидатором может быть назначен арбитражный управляющий (п. 5 ст. 61 ГК РФ, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 84).

Основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица является неисполнение решения суда. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Лицо, на которое суд возложил обязанность по ликвидации юридического лица, должно совершить те же действия, что и при добровольной ликвидации. Это связано с тем, что иного порядка ликвидации законом не предусмотрено.

Единственное, при принудительной ликвидации не нужно принимать решение о ликвидации, так как его принял суд. Также не нужно уведомлять регистрирующий орган о ликвидации юридического лица, так как суд сам направит ему свое решение .

Таким образом, несмотря на различие форм и оснований ликвидации юридического лица в общем смысле процессы добровольной и принудительной ликвидации практически одинаковы:

1) принимается решение о ликвидации юридического лица, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) юридическим лицом (в случае добровольной ликвидации) или судом (в случае принудительной ликвидации);

2) уведомляется регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации юридического лица ликвидатором (в случае добровольной ликвидации) или судом (в случае принудительной ликвидации);

3) ликвидатор с использованием данных бухгалтерского учета должника выявляет кредиторов и уведомляет их о начале ликвидации, кроме того, он размещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о принятии решения о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке о ликвидации заявления требований его кредиторами;

4) ликвидатор проводит инвентаризацию имущества должника, собирает деньги с дебиторов, определяет ликвидность активов и возможность их продажи;

5) ликвидатор принимает заявления и требования кредиторов и формирует собственный список (реестр) кредиторов;

6) по итогам формирования списка кредиторов, инвентаризации и прочих действий ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором указывается состав имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных требований кредиторов, результат их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворенных вступившими в законную силу решениями суда. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества должника-унитарного предприятия или учредителем (участником) юридического лица;

7) ликвидатор проводит расчёты с кредиторами;

8) по итогам расчета с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс утверждается собственником имущества должника-унитарного предприятия или учредителем (участником) юридического лица;

9) проводится регистрация ликвидации юридического лица.

По окончании регистрации ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019);
  3. Федеральный закон от 04.06.2018 N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах»;
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  10. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (с изм. от 19.08.2016) «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»;
  11. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 27.05.2019) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»;
  12. Постановление Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2015 N 139 «Об утверждении Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области, проведения реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области и изменения их типа»;
  13. Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы»;
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 — п. 28, 29;
  15. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 84 — п.9;
  16. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 N 50 — п. 11;
  17. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев, Ю. Н. Кашеварова; отв. ред. А. В. Габов. М., 2016.

Официальный рейтинг компаний по ликвидации юридических лиц, основания и порядок действий

Стоимость ликвидации юридического лица зависимо от оснований и порядка

Промежуточный баланс

от 10 000

Окончательный баланс

от 10 000

Форма Р15001

от 1 500

Форма Р16001

от 1 500

Бланк-заявка в СМИ

от 1 500

Сопроводительное письмо в СМИ

от 2 000

Извещение кредиторов

от 2 000

Уведомление для персонала

от 2 000

Налоговая декларация: УСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН

от 10 000

Бухгалтерская отчётность

от 10 000

Решение

от 3 000

Протокол собрания

от 3 000

Основания и порядок ликвидации юридических лиц: стоимость услуг в зависимости от способа

Ликвидация в принудительном порядке

от 25 000

Ликвидация в добровольном порядке

от 15 000

Закрытие нулевой компании

от 10 000

Ликвидация в порядке реорганизации: слияние, присоединение, преобразование

от 35 000

Ликвидация на основании банкротства

от 200 000

Услуги юристов при закрытии фирмы

  • Посреднические услуги: получение, передача документов;
  • Нотариальные услуги;
  • Представительские услуги: переговоры, участие в судебных заседаниях;
  • Оплата госпошлины;
  • Аудит работы за 3 года;
  • Сверка с базами ФСС, ИФНС, ПФР для выявления задолженностей перед фондами и бюджетом;
  • Сопровождение налоговой проверки;
  • Обжалование акта проверки налоговой службы.

Как формируется нами рейтинг

Порядок формирования рейтинга предусматривает пошаговый анализ работы коллегий и бюро Москвы. Изучаются отзывы клиентов, опрашиваются эксперты, прорабатываются публикации в СМИ. Оцениваются объективные показатели работы:

  • Наличие проблем с налоговой при закрытии юридического лица;
  • Сроки закрытия;
  • Привлечение руководства, учредителей к ответственности;
  • Расходы компании на ликвидацию.

Выбираются бюро и коллеги, способные закрыть фирму с наименьшими проблемами по оптимальным ценам.

Основания для ликвидации юридического лица

Основания для ликвидации юридического лица указаны в ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности фирмы могут инициировать учредители или органы муниципальной, государственной власти, которые по закону имеют такие полномочия и вправе подать в суд соответствующий иск. Основанием для ликвидации может быть достижение цели, для которой регистрировалось юридическое лицо. Компания может прекратить деятельность, если истёк срок, на который она создавалась, что указано в учредительной документации. Государственные и муниципальные органы власти имеют право подать в суд иск с целью принудительной ликвидации юридического лица, если для этого есть веские основания:

  • Государственная регистрация компании признана недействительной из-за нарушений законодательства при её создании, которые нельзя устранить;
  • Отсутствие лицензии на осуществление определённой деятельности;
  • Отсутствие членства в СРО;
  • Отсутствие допуска СРО конкретным видам работ;
  • Осуществление незаконной деятельности;
  • Неоднократное совершение грубых нарушений, которые не были устранены после замечаний, сделанных надзорными органами;
  • Неоднократные нарушения нормативно-правовых актов;
  • Основанием для ликвидации НКО является осуществление деятельности, которая противоречит целям создания организации.

Основанием прекращения деятельности юридического лица, по инициативе учредителя, является невозможность достижения целей, которые были поставлены участниками при регистрации юридического лица. Также учредители могут ликвидировать компанию, деятельность которой существенно затруднена вследствие недостаточности средств.

Порядок ликвидации юридического лица

Процесс ликвидации начинается с момента принятия решения, инициируемого судом или учредителями компании. Процедурой прекращения деятельности занимается ликвидационная комиссия, выбираемая на общем собрании учредителей или ликвидатор, назначаемый судом. Включают в состав комиссии учредителей, гендиректора, главбуха и других ответственных сотрудников. Полнота власти переходит к комиссии, отвечающей за реализацию процедуры ликвидации юридического лица.

Обязанности комиссии

Входит в обязанности ликвидационной комиссии:

  • Информирование налоговой службы о предстоящей ликвидации в течение трёх суток со дня принятия решения. Извещение направляется в письменной форме Р15001, заверенной нотариусом. Прикрепляют к нему протокол собрания с решением о прекращении деятельности;
  • Публикация в «Вестнике госрегистрации» заметки о предстоящем закрытии фирмы. Направляют в редакцию пакет документов: бланк-заявку, сопроводительное письмо, копию решения о ликвидации, квитанцию об оплате публикации. Заметку следует заказать за 2 месяца до прекращения деятельности;
  • Извещение кредиторов о предстоящей ликвидации юридического лица с указанием порядка предоставления претензий и сроков, в течение которых они будут приниматься. Обычно требования от кредиторов принимают на протяжении 2-х месяцев;
  • Информирование сотрудников о ликвидации юридического лица в установленном порядке в рамках письменного уведомления, под которым каждый из сотрудников ставит подпись. Штатных работников извещают за 2 месяца. Сезонных сотрудников информируют за 2 недели. Работников, сотрудничающих с фирмой на основании срочных контрактов, оповещают за трое суток. Если компания планирует разово уволить больше 16 человек, то об этом информируют ЦЗН, указывая полную информацию о высвобождающейся рабочей силе: профессия, оклад, специальность, квалификация, образование, должность;

Налоговая проверка при ликвидации

Налоговая проверка проводится на основании ст. 89 НК РФ в порядке, установленном действующим законодательством. Проверяется деятельность юридического лица за последние три года. Мероприятие направлено на выявление недостач при уплате налогов и страховых взносов в ПФР, ФСС. Проводится инвентаризация, выемка, изъятие документов. Выездная проверка организуется на территории предприятия и длится 2-6 месяцев в зависимости от складывающихся обстоятельств. Пока она не будет завершена, последующие этапы ликвидации не начинаются.

Когда проводится проверка

Проверка не является обязательной процедурой и проводится налоговиками по желанию.

Наверняка, она будет организована в следующих случаях:

  • Комиссия не известила ФНС о ликвидации, и налоговики узнали об этом из других источников;
  • Бухгалтерская, налоговая отчётность была сдана несвоевременно или в ней присутствуют ошибки, допущенные намерено неточности;
  • Есть долги по налогам и страховым взносам.

Как избежать проверки

Избежать проверки можно в следующих ситуациях:

  • Отсутствие долгов по взносам и налогам;
  • Своевременно сдаётся нулевая отчётность в течение 3-х лет;
  • Отсутствует движение средств на р/с;
  • Нулевой штат сотрудников;
  • Выплаты не проводятся.

Ликвидационный баланс: промежуточный, окончательный

Порядок ликвидации юридического лица предусматривает предоставление в ИФНС ликвидационного баланса. ПЛБ подают спустя 2 месяца после публикации заметки в «Вестнике». Документ содержит следующую информацию:

  • Денежные средства на счетах компании;
  • Дебиторская задолженность;
  • Кредиторская задолженность;
  • Активы;
  • Пассивы.

Именно на основании ПЛБ принимают решение о банкротстве юридического лица, если выясняется, что кредиторская задолженность не может быть погашена за счёт денег и имущества фирмы. Иск о признании несостоятельности подаётся при долге от 100 000 рублей. ОЛБ составляется после проведения расчётов со всеми кредиторами и взыскания дебиторской задолженности. Включают в него деньги и имущество, оставшееся в распоряжении учредителей.

Внимание! Окончательный и промежуточный баланс утверждают уполномоченные лица и согласовывают с ИФНС.

Окончательная ликвидация юридического лица

Порядок предусматривает подачу в ИФНС пакета документов:

  • Форма Р16001;
  • ОЛБ;
  • Решение о ликвидации;
  • Кавитация об оплате пошлины.

Через 5 дней налоговики выдадут свидетельство о ликвидации и исключат юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Основания и порядок ликвидации юридических лиц указаны в действующем законодательстве, однако всегда есть вероятность допущения ошибок, которые могут стать причиной проблем с законом. Обратитесь к юристам из нашего рейтинга, чтобы избежать трудностей при закрытии фирмы.

Задайте вопрос официальному представителю портала vse-advokaty

Задайте свой вопрос и я помогу Вам в решении проблемы! — Климова Ольга Тема вопроса:
Ваш вопрос: Задать вопрос юристу Спасибо, что обратились к нам с вопросом! Ответ на вопрос будет опубликован в течение 30 минут. — Климова Ольга

В процессе ликвидации коммерческой организации в отличие от реорганизации не предполагается никакого правопреемства, поскольку ее права и обязанности, равно как и их субъект, прекращаются. В соответствии со статьей 61 ГК установлено, что ликвидация юр. лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в правоприемственном порядке к иным лицам. Ликвидацию коммерческой организации можно произвести в добровольном или же принудительном порядке.

Добровольный порядок ликвидации

Определение 1

Добровольная ликвидация коммерческой организации представляет собой вид ликвидации, которая может производиться по решению ее учредителей/участников или органа, обладающего на то полномочиями по учредительным документам, в частности, вследствие истечения срока, на который создавалась организация, или при достижении цели, ради которой она формировалась.

В практической деятельности встречаются и иные основания для ликвидации организации:

  • учредители не удовлетворены работой организации;
  • малые доходы;
  • низкий уровень выплачиваемых дивидендов и пр.

Учредители/участники либо орган, решивший ликвидировать коммерческую организацию, обязан в течение 3-х дней в письменной форме известить о данном факте регистрирующий орган и приложить решение о ликвидации. После согласования с данным органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор и устанавливается порядок и сроки ликвидации согласно ГК. Ликвидационная комиссия или ликвидатор с момента их назначения берут на себя полномочия по управлению делами коммерческой организации и выступают в судебном органе от ее имени.

Принудительный порядок ликвидации

Ликвидация коммерческой организации в соответствии с принудительным порядком производится по решению судебного органа в следующих случаях:

  • при осуществлении деятельности без соответствующего разрешения (лицензии);
  • или деятельности, запрещенной законодательством;
  • или с прочими неоднократными, грубыми нарушениями законодательства и нормативно-правовых актов (пункт 2 статьи 61 ГК).

Замечание 1

Последний пункт на практике вызывает неоднозначное понимание, а потому следует его прояснить.

Под неоднократностью нарушений понимается следующее: когда они происходили 2 и более раз, например, при торговле без наличия соответствующих сертификатов, подтверждающих качество товарной продукции. Причем обязательное условие оценки неоднократных нарушений служит их констатация не менее 2-х раз компетентным органом, а также письменная информация торговой организации о найденных нарушениях и применении к ней (в случае необходимости) мер государственного правового воздействия.

Грубость нарушения следует понимать так: с целью выдвижения требования о ликвидации коммерческих организаций достаточно и 1-го зафиксированного факта грубого нарушения. Исходя из судебной практики, грубым нарушением считается только неустранимое нарушение, причинившее существенный урон правам и охраняемым законодательством интересам остальных лиц.

Пример 1

Невыполнение налогоплательщиком собственных обязанностей уплачивать налоги и непредставление в налоговый орган бухгалтерских отчетов признается грубым нарушением закона, что влечет за собой принудительную ликвидацию юридической компании.

Кроме того, принудительная ликвидация наступает также тогда, когда судебный орган признает недействительной регистрацию коммерческой организации вследствие допущенных при ее образовании нарушений законодательства или других нормативно-правовых актов в случае, если данные нарушения имеют неустранимый характер. Принудительная ликвидация коммерческой организации наступает, в частности, в случае признания коммерческой организации (помимо казенных предприятий) несостоятельной (пункт 1 статьи 65 ГК); при уменьшении цены чистых активов ниже уровня минимальной величины уставного капитала. Это относится к коммерческим организациям, созданным в форме Общества с Ограниченной Ответственностью, Акционерного Общества, унитарных предприятий (пункт 4 статьи 90, пункт 4 статьи 99, пункт 5 статьи 114 ГК).

Требование с содержанием принудительной ликвидации коммерческого предприятия в арбитражный судебный орган предъявляет государственный орган или орган местного управления, если данное право у него имеется по закону (пункт 3 статьи 61 ГК). На сегодняшний день данное право в отношении к коммерческим организациям есть у:

  • ФАС РФ (ее территориальные управления), имеющая право обратиться в судебный орган с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза либо ассоциации), хозяйственного общества либо товарищества, координирующего хозяйственную деятельность, нацеленную на защиту конкуренции;
  • ФНС РФ (ее подразделения), имеющая право предъявить в судебный орган общей юрисдикции либо арбитражный суд иск о ликвидации торговой организации, созданной в любой организационно-правовой форме, по определенным законом России основаниям (пункт 1 статьи 31 НК);
  • прокурор, имеющий право обратиться в судебный орган с заявлением о ликвидации юридического лица или вступить в дело на любом этапе процесса, если того требует защита гражданских, общественных или государственных прав (пункт 1 статья 35 Федерального закона от 17 января 1992-го г., посвященного прокуратуре РФ).

Ликвидация коммерческой организации по решению суда ложится на его учредителей/участников или орган, обладающий полномочиями на ликвидацию юридического лица в соответствии с учредительными документами.

О порядке ликвидации коммерческой организации

Согласно ГК ликвидационная комиссия обязана поместить в печатных органах, в которых публикуется информация о государственной регистрации юр. лиц, объявление о ликвидации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Данный срок не может быть меньше 2-х месяцев со времени опубликования объявления о ликвидации.

Замечание 2

В обязанность ликвидационной комиссии входит письменное уведомление кредиторов о ликвидации коммерческой организации и принятие всех возможных мер к установлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

На этом этапе ликвидационная комиссия должна переоформить в банковском учреждении карточку с образцами подписей лиц, у которых есть право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии. Затем она сообщает о ликвидации коммерческой организации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета не позднее 3-х суток с даты принятия данного решения (абзац 5 пункт 2 статьи 23 НК). Кроме того, ликвидационная комиссия производит инвентаризацию имущества ликвидируемого торгового учреждения, увольнение работников, выполняя при этом требования согласно трудовому законодательству.

Ликвидационной комиссией спустя 2 месяца после предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс. В нем содержится информация о:

  • составе и стоимости имущества ликвидируемого торгового учреждения;
  • перечень требований, выдвинутых кредиторами;
  • итоги рассмотрения требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители/участники торгового учреждения либо орган, принявший решение о ликвидации. В установленных законодательством случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается после согласования с уполномоченным госорганом.

Если у ликвидируемого коммерческого учреждения не хватает денежных средств, чтобы удовлетворить заявленные требования кредиторов, ликвидационная комиссия производит продажу имущества торгового учреждения с публичных торгов в порядке, определенном для исполнения судебных решений и в том размере, который обеспечивает удовлетворение всех кредиторских требований. В случае недостатка и данного имущества ликвидационная комиссия обращается с иском об удовлетворении остальной части требований к учредителям (если это относится к казенному предприятию или учреждению) или участникам юр. лица (полных товарищей, участников Общества с Дополнительной Ответственностью, производственных кооперативов).

Замечание 3

В такой ситуации кредитор не связан с сроками утверждения ликвидационного баланса и деятельностью ликвидационной комиссии.

Удовлетворение кредиторских требований осуществляется ликвидационной комиссией в порядке очереди, установленной статьей 64 ГК, предусматривающей 4 очереди:

  1. Во-первых, удовлетворение требований граждан, перед которыми ликвидируемое коммерческая организация несет ответственность за нанесение вреда жизни либо здоровью, посредством капитализации повременных платежей и по требованиям о компенсировании морального ущерба;
  2. Во-вторых, произведение расчетов по выплате выходных пособий и оплате заработной платы лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, и по оплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. В-третьих, произведение расчетов по обязательным платежам в местный бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. В-четвертых, произведение расчетов с иными кредиторами.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после удовлетворения в полном объеме требований предыдущей очереди. Если имущества не хватает для удовлетворения требований, тогда оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам всех требований, подлежащих удовлетворению, если другое не установлено законодательством.

Требования кредиторов, заявленные после окончания определенного срока для их заявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого торгового учреждения, оставшегося после удовлетворения кредиторских требований, заявленных в срок.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями/участниками юридической компании либо органом, который принял решение о ликвидации коммерческого учреждения после согласования с органом, производящим госрегистрацию юридических лиц. Имущество ликвидируемого учреждения, которое осталось после удовлетворения кредиторских требований, передается его учредителям/участникам, обладающих вещными правами на данное имущество либо обязательственными правами в отношении коммерческого учреждения.

Замечание 4

Необходимо отметить, что погашенными считаются кредиторские требования, не удовлетворенные из-за нехватки имущества ликвидируемого учреждения; кредиторские требования, которые не признала ликвидационная комиссия (если кредитор не направляет иск в судебный орган); требования, в удовлетворении которых кредитор получил отказ по решению суда.

Согласно статье 21 Федерального закона от 08 августа 2001-го г. для госрегистрации в связи с ликвидацией юридической компании в регистрирующий орган предоставляется следующая документация:

  • подписанное заявителем заявление о госрегистрации по форме, установленной уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной ветви власти. Заявление подтверждает соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридической компании, окончание расчетов с его кредиторами, согласование вопросов ликвидации юридической компании с соответствующими госорганами либо муниципальными органами в определенных федеральным законодательством случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда России информации согласно Федеральным законам от 01 апреля 1996-го г. касаемо индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и от 30 апреля 2008-го г., посвященного дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии и гос. поддержке формирования пенсионных накоплений. Данный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа либо органа, уполномоченного принимать решение о госрегистрации юридической компании, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда России в электронной форме в порядке и сроки, определенных Правительством России.

Ликвидация коммерческого учреждения считается оконченной, а торговая организация прекратившей существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Далее регистрирующий орган публикует сведения о ликвидации юр. лица.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.