109 миграционный учет

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.06.2018 N 163-ФЗ (последняя редакция)

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

Новый порядок постановки на учет для иностранных граждан вступил в силу с 8 июля 2018 года. Принятый в июне документ (закон № 163-ФЗ от 27.06.2018) вносит изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Как же скажутся на работодателях нововведения, перечисленные в законе № 163-ФЗ от 2018? В обзоре по миграционному учету в новом формате мы рассмотрим прописанные отныне в законе возможности для юридических лиц по регистрации работников-иностранцев на адрес организации.

Новые условия регистрации по адресу работодателя

Отныне постановка на миграционный учет организацией (по ФЗ-163) по своему адресу возможна лишь в том случае, если указанные работники-мигранты на этой территории проводят не только рабочее время, но и действительно проживают. Местом проживания при этом может быть подсобное помещение компании или даже отдельное временное строение (бытовка, вагончик).

Соответствующий пункт статьи 21 закона № 109-ФЗ после внесения изменений гласит: «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».

Документ уточняет, что «фактическое проживание» означает место, регулярно используемое для сна и отдыха.

Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.

Читайте также: Уведомление о прибытии иностранного гражданина (бланк 2018)

Кто, если не работодатель?

Что делать тем, кому компания-работодатель не может обеспечить постановку на миграционный учет иностранных работников с проживанием, а также иностранцам, чье временное пребывание на территории РФ не связано с трудоустройством? В первую очередь такому иностранцу или лицу без гражданства необходимо найти себе место постоянного проживания. Собственник указанного помещения (будь то физическое или юридическое лицо) и должен взять на себя постановку на миграционный учет.

Статья 21 закона № 109-ФЗ в новом изложении обрисовывает широкий круг возможностей в зависимости от причин и целей временного пребывания гражданина в стране. Согласно ей помимо работодателя иностранный гражданин может встать на учет по адресу:

  • жилого помещения, где он будет фактически проживать;
  • организации, оказывающей гостиничные услуги;
  • санатория/дома отдыха/турбазы и др.;
  • медицинской или социальной службы (в случае стационарного нахождения);
  • учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранец.

Для потенциальных наемных работников остаются на выбор следующие возможности:

  • сьемная квартира/комната, чей собственник готов оформить регистрацию;
  • гостиница, хостел, общежитие и др. аналогичные учреждения, самостоятельно ставящие иностранца на миграционный учет.

Успевших до 8 июля встать на миграционный учет иностранных работников никто не обяжет проходить регистрацию заново (уже по новым правилам), даже если в документах указан адрес юридического лица, а живет работник на съемной квартире. Имеющаяся на данный момент регистрация будет действительна до окончания своего срока.

Читайте также: Как узнать черный список мигрантов ФМС России

Возможные последствия для работодателей и работников

Большинство работодателей (исключение составляет, пожалуй, только строительная отрасль) место для проживания иностранным работникам не предоставляет. Таким образом, транснациональным компаниям, а также иностранным организациям, представленным в РФ, потребуется принимать дополнительные меры для поддержания легального статуса своих сотрудников, не имеющих российского гражданства. Такой мерой может быть приобретение организаций в собственность жилых помещений (квартир), в которых организация сможет официально оформлять работников.

Пострадают компании, стремящиеся сократить расходы за счет использования неквалифицированного и низкоквалифицированного труда работников-мигрантов, но не владеющие помещениями для их размещения. Эти компании резко потеряют свою привлекательность в качестве работодателей.

Особые трудности возникнут и у самих работников, многие из которых, будучи зарегистрированными работодателем, предпочитали арендовать отдельное жилье для себя и членов семьи. Собственники жилых квартир не против арендаторов-иностранцев, но крайне редко соглашаются регистрировать их на своей жилплощади.

Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.

Ответственность при несоблюдении правил миграционного учета

Работодателя, продолжающего регистрировать на свой адрес работников, проживающих в другом месте, ожидает штраф от 350 тысяч до 800 тысяч рублей за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине (ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ).

Иностранные граждане, не вставшие своевременно на миграционный учет, облагаются штрафом от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ). В Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях размер штрафа больше (от 5 тысяч до 7 тысяч рублей). Помимо материальной ответственности, по всей территории страны высока вероятность административного выдворения нарушителей миграционного законодательства за пределы РФ.

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)

18 июля 2006 года N 109-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 29.07.2018 N 257-ФЗ, от 11.10.2018 N 366-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П) (см. Обзор изменений данного документа) Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации
    • Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета
    • Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета
    • Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 8. Осуществление миграционного учета
    • Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
    • Статья 10. Государственная информационная система миграционного учета
  • Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия. Полномочия в области миграционного учета иных органов
    • Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
    • Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
    • Статья 13. Органы, уполномоченные на осуществление учета иностранных граждан по месту пребывания
  • Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
    • Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
  • Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания
    • Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
    • Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
    • Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
    • Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
  • Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
    • Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Миграционный учет для ВКС

1. Высококвалифицированного специалиста (далее ВКС) можно не регистрировать в течение 90 дней. После истечения 90 дней, ВКС необходимо сделать регистрацию в течение 7 рабочих дней. Данное требование прописано в Федеральный закон 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (далее ФЗ 109) глава 4, статья 20, пункт 4.1 «Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.. После истечения такого девяносто дневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней»

2. Если ВКС выезжает в командировку в другой регион:
если ВКС оформил регистрацию в Москве и выехал в другой регион, регистрацию в другом регионе можно не делать 30 дней. После истечения 30 дней, ВКС необходимо сделать регистрацию в течение 7 рабочих дней. В соответствии с Федеральный закон 109 «Иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

После истечения такого тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.
если ВКС не оформил регистрацию в Москве и выехал в другой регион, у него есть также 90 дней. Если в другом регионе ВКС зарегистрировала гостиница, то по возвращению в Москву ВКС обязан в течение 3 рабочих дней оформить новую регистрацию с приложением регистрации из гостиницы. Постановление № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» статья 42 «При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 — 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальное отделение по вопросам миграции МВД России, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов». Если иностранный сотрудник планирует покинуть территорию РФ, то в этом случае он может не регистрироваться.